Виды источников информации алгоритм работы с литературой сообщение

Обновлено: 07.07.2024

1. Чтение-отбор. Его итог – список литературы. Досконально проработать всю имеющуюся литературу по теме невозможно, да и не нужно. Чтобы отобрать самые подходящие книги, следует познакомиться с их аннотациями, прочитать предисловие, просмотреть оглавление, первую и последнюю главы, обратить внимание на язык изложения. Составление списка литературы поможет потом делать ссылки.

2. Чтение-ознакомление. Его итог – разметка материала в разных книгах.

Это внимательное чтение выбранных книг, чтобы определить, в каком источнике, на каких страницах можно найти нужный материал. В процессе ознакомления с литературой предварительный план, как правило, уточняется. Разметка материала осуществляется с помощью закладок или другими способами.

3. Чтение-изучение. Его итог – выписки из книг по вопросам предварительного плана.

Основополагающие работы по теме выступления рекомендуется проработать полностью, делая выписки.

Выписки из литературных источников не всегда должны быть дословными. Фактографическое конспектирование необходимо, когда важно передать слово в слово содержание постановления, нового закона, рекламной информации и т.д. Такой материал подразумевает прочтение перед аудиторией. В иных случая рекомендуются другие виды работы с источниками.

Свободное конспектирование – передача содержания текста своими словами. Оценочное конспектирование – критический разбор содержания, когда наряду с суждениями автора приводятся собственные. При творческом конспектировании мысли автора дополняют, развивают, обобщают. Наконец, лекторское конспектирование – это представление материала на бумаге так, как он будет звучать в аудитории, для чего нужно преобразовать письменную речь в устную.

Записи

При подготовке к выступлению очень полезно делать записи. Если вы прочтете 1000 слов и затем запишете 50 слов, подытоживая прочитанное, то будете знать гораздо больше, чем если прочтете 10 000 слов и не запишете ни одного. Неважно, что у вас хороша память: впоследствии вы не сможете вспомнить ни специальных данных, ни подлинных слов автора, ни собственных мыслей, пришедших в голову во время чтения. Не ленитесь, не надейтесь, что потом сможете записать их. Приступив к чтению книги или статьи в журнале, держите под рукой бумагу и карандаш. Сам процесс составления заметок обострит ваше внимание.

Делать выписки в тетради или на больших листах бумаги неудобно. Появляется новый источник информации (статья, книга, наблюдение, разговор с авторитетным человеком и т.д.), и возникает проблема: куда и как вставить новую запись?

Поэтому лучше использовать листы небольшого формата – карточки. Карточки легко разложить на столе, сгруппировать, перегруппировать; они легко обозримы, их быстро можно сравнивать и классифицировать. Главный недостаток – их не так легко носить с собой, как блокноты.

Предпочтительный размер карточек – 10х15 см. Вверху каждого листа записывается, пусть кратко, название вопроса, к которому относится выписка. Это позволит собрать информацию по одному вопросу из всевозможных источников. При необходимости ее будет легко ввести в компьютер. Внизу карточки приводится название источника

Тщательное соблюдение следующих правил избавит от значительных затруднений:

1. Пользуйтесь карточками одинакового размера и пишите только на одной стороне.

2. На каждой карточке делайте только одну запись.

3. Сделайте больше записей, чем вам понадобится для подготовки речи.

4. Четко, при помощи кавычек, указывайте, является ли приведенная ссылка непосредственной цитатой.

Если это книга, необходимо привести полное имя автора, название книги, год издания, страницу (или страницы), с которой взят материал.

Если это журнал, необходимы имя автора, название статьи, название журнала, дата выпуска, страница.

Если речь идет о передаче по радио или телевидению, укажите имя выступавшего, название программы, теле- или радиокомпанию, организацию, заказавшую программу.

Карточки с информацией, относящиеся к одному утверждению, помечаются одинаковой цифрой и разными буквами. Это позволяет всё время дополнять и обновлять материал, выбирать подходящие примеры. Конспект, составленный из отдельных листков, называется рассыпным. Образец листа рассыпного конспекта представлен на рисунке.

Будьте настойчивы: факты, обнаруживаемые с наибольшим трудом, как правило, бывают самыми необходимыми для ясности и убедительности речи.

Любое научное исследование включает такой важный элемент как проработка литературных источников, связанных с исследуемой проблемой. На этом этапе происходит накопление значительного количества разнообразной информации.

Работу с литературой начинают с составления перечня необходимых для проработки источников. О том, как это делать, уже шла речь выше. Но не следует забывать, что, обрабатывая предварительно подобранные документы, обязательно появятся новые источники из ссылок и прикнижкових списков использованных работ. Исходя из этого, нужна постоянная гибкая систематизация тех материалов, что уже проработаны, и тех, которые еще нужно обработать. Поэтому каждому, кто обрабатывает литературные источники, полезно вести учет информации с помощью картотеки организованного чтения. В такой картотеке целесообразно предусмотреть три раздела:

1. Прочитать. Здесь должен быть предварительно составленный систематизированный перечень отобранной для изучения литературы. Сюда же добавляются сведения о новые источники, полученные уже в процессе работы с литературой.

2. Подлежащей обработке. В этой части содержат сведения об источниках, которые имеют непосредственное отношение к исследуемой проблеме. Целесообразно, чтобы каждая карточка в данном случае содержала не только библиографические сведения, но и аннотированный изложение содержания литературного источника.

3. Прочитано. Сюда перемещаются из первого раздела уже изучены источники, дальнейшая обработка которых не целесообразным, чем разгружается начальная поисковая система.

Для эффективного анализа накапливаемой информации важно знать методы ее учета и обработки.

Учет проработанных литературных источников сводится к составлению библиографии. Библиография - это перечень различных информационных документов, которые обязательно должны включать сведения об их авторах, названия источников, место издания, издательство, год издания и объем каждого источника в страницах. Составляют библиографический перечень в алфавитном порядке по фамилиям авторов или по их названиям. Соблюдение такого требования ускоряет поиск нужной информации, которая обычно прорабатывается в течение всего периода проведения исследования.

Обработки информации предполагает ее изучение и запоминание. Любой источник информации должен прорабатываться тщательно. Поэтому очень важно уметь работать с литературными источниками. Чтение, обработка информации - дело не простое.

Первым условием эффективной обработки документов является направленность, т. е. цель чтения (с какой целью читается конкретный документ), которая активизирует мышление, способствует лучшему пониманию и запоминанию прочитанного, делает восприятие информации более целенаправленной.

Обработка информации требует творческого подхода, вдохновения. Именно благодаря этому повышается эффективность работы с литературой. Но даже когда вдохновение и отсутствует, то нужно усилием воли заставить себя работать, осмысливать прочитанное творчески.

Внимательность, сосредоточенность над текстом во многом определяют качество проработки информации.

Существуют разные способы запоминания.

Механический способ основывается на многократном повторении и запоминании прочитанного. При таком запоминании ("зазубривании") не обеспечивается логическая связь между отдельными элементами прочитанного текста. Этот способ наименее эффективен среди всех других. Он может быть применен в ограниченных случаях - для запоминания дат, формул, цитат, иностранных слов и тому подобное.

Повторение может быть пассивным (перечитывание несколько раз) и активным (чтение с переводом). Второй подход более результативен, потому что в нем сочетается заучивание и самоконтроль.

Известно, что тренировка памяти многочисленными повторениями малоэффективно. Память должна опираться не на формальное восприятие, а на активную мыслительную деятельность. Запоминать - значит мыслить. И в этом должен быть залог эффективности памяти, повышение производительности умственного труда,

Смысловой способ основан на запоминании логических связей между отдельными элементами прочитанного (поэтому этот способ запоминания правильнее называть логически-смысловым). В процессе чтения важно понять не отдельные элементы, а весь текст в целом, его суть, направленность значения. Часто достаточно быстро прочитать текст один раз, чтобы его запомнить. Но при этом особое внимание необходимо уделять логическим связям в нем. Смысловой способ запоминания гораздо эффективнее механического.

Произвольный способ основывается на применении разнообразных мнемонических приемов. Наибольшее распространение среди них получил выборочный мнемонический прием. Перед проработкой информации ставят цель - запомнить лишь конкретный материал (в зависимости от цели обработки конкретного источника). Заранее определенная направленность упрощает запоминание материала, что обрабатывается.

Другой мнемонический прием представляет собой временную направленность, то есть нужную длительность запоминания. Так, студент усилием воли заставляет себя запомнить большой объем учебного материала в короткий срок с целью сдать экзамен. Обычно такая информация хранится в памяти совсем недолго. Научный работник заставляет себя надолго запомнить информацию, которая должна храниться в его памяти в течение всего периода проведения конкретного исследования, а то и дольше.

Произвольный способ запоминания подчиняется формуле: какова направленность, такое и запоминания. Он имеет эффективность лишь при сочетании с логически-смысловым запоминанием.

Непроизвольный способ основывается на случайном запоминании (без намерения, устремления) отдельных фрагментов текста, обусловленным эмоциями, которые возникают в процессе чтения.

Общеизвестно, что человек запоминает полнее и надолго не только тогда, когда у нее возникает желание, но и тогда, когда такое желание отсутствует, что случается во время активного, творческого чтения. Так, во время рецензирования научной работы (монографии, диссертации и тому подобное), ученый невольно хорошо запоминает ее содержание.

Прочитанный текст хранится в памяти определенное время, после чего постепенно забывается. После восприятия информации процесс забывания происходит наиболее быстро, со временем темп его замедляется. Установлено, что в среднем только за один день забывается около 23-25% воспринятой информации, через 5 дней - около 35% и через 10 дней - 40%.

Неотъемлемым условием проработки литературных источников является сопровождение прочитанного письменными записями. Благодаря этому становится возможным лучше понять и усвоить прочитанное; удлинить процесс восприятия информации, а значит и лучше запомнить ее; восстановить в памяти то, что уже забылось; проанализировать прочитанное; отобрать наиболее важные фрагменты информации, необходимые для исследования, что выполняется.

Очень важно уметь правильно выполнять записи в процессе проработки литературы. Очень короткие записи обедняют полученную информацию. Наоборот, чрезмерные подробности в записях приводят не только к лишним тратам времени, но и свидетельствуют о неумении понять и зафиксировать главное. Иногда в записях главное подменяется второстепенным или искажается суть прочитанного текста.

Прорабатывая литературные источники, применяют выписки, аннотации, конспекты.

Выписка - кратко записанный содержание отдельных фрагментов (разделов, глав, параграфов, страниц или абзацев) прочитанного. Ценность выписок очень весомая. Они могут заменить сплошное конспектирование прочитанного текста. Краткость их дает возможность в малом объеме накопить значительную информацию. Удачно выбранная выписка может стать основой для дальнейшей мыслительной, творческой деятельности ученого.

Цель выписок заключается в том, чтобы подготовить в той или иной форме для дальнейшего использования необходимые, наиболее важные, существенные сведения из учебников, книг, журналов. Выписывают конечно отдельные положения, факты, цифровой, иллюстративный материал.

Выписки можно делать и в процессе чтения, и после его завершения, формы выписок различные: это могут быть цитаты есть полная запись той или иной части текста, содержащего существенные мысли автора, характерные факты. В этом случае после цитаты необходимо точно указать выходные данные источника информации: автор, название, место издания, год, страницы. Второй формой записи является тезисы - это краткое изложение основных мыслей прочитанного произведения. Этот вид записей, сопровождающей чтение, дает возможность обобщить прочитанный материал, изложить его суть кратко и полно. Тезисы, в отличие от конспекта, дают возможность изложить содержание прочитанного материала в любом порядке, независимо от его изложения в тексте. Как правило, тезисы должны вытекать одна из другой. Часть тезисов записывают в виде цитат.

Тезисы могут быть или простыми и короткими, то есть содержать в себе только основные положения; или сложными и полными, то есть, кроме основных, - содержать также второстепенные утверждения. В тезисах не должно быть иллюстраций, пояснений, детальной аргументации.

Наиболее краткой формой записи прочитанного является план. Он может быть простым и. кратким или сложным и развернутым. Есть разные формы составления плана в процессе познавательно-информативного чтения. Одна из них заключается в составлении плана в процессе чтения, выделения ключевых предложений, словосочетаний или слов, которые используются как пункты плана, отражают ход изложения автором информации в тексте. Поэтому чаще всего пункты плана формулируют в виде: ключевых слов и словосочетаний, утверждений, вопросов.

Второй способ - план составляется после того, как все первоисточник прочитан полностью. Поскольку в этом случае пункты плана можно объединять или менять местами, то такой способ позволяет составить более последовательный и логичный план. В этом случае нет опасности чуть ли не каждую мысль текста превращать в пункт плана.

Ключевые слова и словосочетания, которые играют наибольшую роль при составлении плана, это наиболее существенные для раскрытия темы слова и словосочетания, которые чаще всего повторяются в тексте. Как правило, это - основные понятия некоторой предметной области. Их знание позволяет быстро ориентироваться в текстах, находить и обобщать необходимую информацию.

Аннотация - сжатое изложение главного содержания первоисточника (книги, статьи). Аннотацию составляют на данный прочитанный документ в целом.

В аннотации отмечается к какой тематики относится печатный материал, перечисляются рассмотренные в нем вопросы, проблемы, но содержание этих вопросов не раскрывается. Для аннотации присущи особые словосочетания: в монографии идет речь о автор освещает рассматриваются вопросы . обобщенные текст сообщает о . , в статье кратко, полно, подробно рассматриваются проблемы . .

Аннотация имеет свою структуру: тема, предметная рубрика, содержание. Тема - это чаще всего название источника информации. В аннотации называется предметная рубрика, то есть отрасль знаний. к которой относится рассматриваемый печатный текст. Содержание - текст аннотации.

Иногда аннотации заменяют короткими записями, которые обычно называют резюме. Резюме дает оценку всего текста или отдельных его частей, разделов. Эти записи должны содержать краткую по объему информацию о том, что наиболее важное, оригинальное и новое встретилось в прочитанном, а также о том, что из прочитанного пригодится в дальнейшем.

Аннотации удобно накапливать на отдельных карточках по различным вопросам, связанным с исследуемой проблемой. Аннотации дают возможность быстро восстановить в памяти ранее прочитанный текст.

Конспект - (от латинского conspectus - обзор) это подробно записан краткое изложение содержания информации. Конспект должен быть содержательным, полным и по возможности кратким. Полнота записей означает не объем, а все то, что является главным в данной информации. Главное в составлении конспекта - это умение выделить рациональное зерно относительно исследуемой проблемы.

Конспект раскрывает содержание печатного текста с той же последовательностью изложения материала, которая наблюдается в оригинале. При составлении конспекта, выбирают наиболее важную и существенную информацию, главные утверждение выделяют, ключевые слова (референты), словосочетания подчеркивают, или записывают другим цветом, что очень важно для дальнейшего использования конспекта.

Конспекты могут быть текстуальными и тематическими, простыми и короткими, сложными и развернутыми. Первым шагом при создании текстуального конспекта является составление плана первоисточника, а далее в соответствии с пунктами плана записывают тезисы, выписки отдельных наиболее важных отрывков, цитаты, таблицы, цифры, схемы.

Тематический конспект необходимо составлять тогда, когда тема или проблема рассматривается в нескольких разделах или в различных статьях журнала или сборника трудов. А в конспекте весь материал, что касается определенной темы, собирают в одном месте. Важно, чтобы между такими записями не был нарушенным логическую связь.

Чтобы конспект был кратким, нужно пересказывать прочитанное своими словами (а не переписывать дословно), что требует глубокого осознания и анализа прочитанного, что в свою очередь даст значительную пользу. При написании конспекта целесообразно применять сокращения слов, но так, чтобы не была потеряна суть изложения прочитанного. Не желательно, например, сокращать подряд несколько слов. Чтобы сокращения были понятны в дальнейшем тому, кто написал конспект, в первую очередь следует пользоваться общепринятыми сокращениями (о них можно узнать из справочной литературы). Но каждый, кто обрабатывает литературные источники, может иметь и свой собственный словарь сокращенных слов (при его отсутствии со временем много сокращений станет невозможно восстановить). В сокращенном тексте следует придерживаться всех нужных разделительных знаков.

Полезность дальнейшего пользования конспектом в значительной степени зависит от правильности его оформления. Конспект, как правило ведется в тетрадях или на отдельных листах. Обычно делают большие поля, чтобы на них записывать свои мысли, обобщения, выводы; это делает конспект особенно ценным видом записей.

Лучше всего писать конспекты в процессе работы с литературными источниками на отдельных листах бумаги стандартных размеров. Записи следует выполнять только на одной стороне листов. Благодаря этому в дальнейшем с помощью ножниц и клея к конспекту совсем несложно внести необходимые дополнения или коррективы, при необходимости поменять местами отдельные части записей (что невозможно сделать при наличии записей с обеих сторон листов бумаги). Так же можно делать дополнения, пояснения (собственные комментарии) на оборотной стороне каждого листа бумаги или предназначенных для этого полях рядом с уже имеющимся текстом (целесообразная ширина полей около 1/4 ширины листа бумаги). Для этого по тексту ставят определенные отметки и так же обозначают соответствующие дополнения или пояснения, размещенные на обратной (чистом) листе или на полях.

Текст конспекта должен иметь абзацы и иерархическое разделение на пункты и подпункты. Чтобы выделять важные положения или мысли, следует пользоваться подчеркиваниями текста различными типами линий (прямые, волнистые, штриховые) или линиями разных цветов.

Существует два способа составления конспектов.

Первый из них заключается в том, что подобранная информация по исследуемой проблеме прорабатывается последовательно. Сначала составляют конспект на каждую отдельную часть информации, а потом все объединяют и образуют один сплошной изложение исследованной темы, такой способ наиболее распространен; но он недостаточно эффективен - нужны значительные затраты времени.

Второй способ - выборочный. По этому способу подобранную для обработки информацию размещают в последовательности по признаку ее полноты, важности, новизны. Сначала обрабатывают новейшую информацию высокого научного уровня. Полученные данные кладутся в основу составления плана дальнейшей работы. Далее просматривают менее важную, второстепенную Информацию, дополняя ею уже проработанные материалы. При наличии повторов второстепенную информацию пропускают. Последний способ сокращает время на подготовку обобщенного конспекта.

Всю информацию, полученную в процессе работы с литературными источниками, необходимо систематизировать, проанализировать и изложить в виде письменного обзора.

Обработанные материалы можно систематизировать по хронологии публикации или по тематике вопросов, которые исследуются.

В первом случае все сведения систематизируют по определенным этапам. Для этого в истории развития какой-либо закономерности или поиска путей решения проблемы целесообразно выделить научные этапы, которые характеризуются качественными скачками. Объективный критический анализ обработанных материалов возможно при наличии у исследователя должного уровня знаний и достаточного для этого эрудиции.

Во время критического анализа информации различные идеи, факты, теории сравнивают между собой. В данном случае важно определить те этапы, на которых происходили изменения в ходе исследований, появились новые идеи, качественно изменили их направленность.

В процессе активного анализа всегда возникают собственные соображения и мнения ученого, определяются наиболее актуальные вопросы, подлежащие исследованию в первую очередь. Совсем недопустима форма анализа, когда исследователь лишь перечисляет фамилии своих предшественников и приводит аннотации их работ, не выражая при этом своих соображений.

Тематический анализ предусматривает обработку материалов, распределенных между различными вопросами исследуемой проблемы. В этом случае работа исследователя значительно упрощается, тратится меньше времени. Но вместе с тем становится возможным менее детально проанализировать имеющуюся у исследователя информацию.

Обзор должен полно и систематизировано содержать изложение анализа проработанных литературных источников и полностью отражать состояние вопроса, которому посвящено исследование. Имеющиеся в нем сведения должны давать возможность объективно оценивать научный уровень исследования, правильно выбирать пути и средства достижения поставленной цели.

Литературные источники: справочники, энциклопедии,
учебники, книги с подробным описанием изучаемого
объекта или явления.
Аудио- и видеоисточники, мультимедийные носители
информации: научные, научно-популярные фильмы,
передачи, художественные фильмы, аудионосители,
мультимедийные программы.
Глобальные компьютерные сети.
Человек – источник информации: специалисты,
профессионально занимающиеся этим вопросом,
неспециалисты.
Реальные объекты действительности
1

Виды литературных источников информации
Учебная литература
Справочно-информационная литература
Научная литература
При поиске литературы обычно рекомендуют пройти
три основных этапа:
1. Составить первоначальный список литературы,
начиная с учебников и энциклопедий.
2. Изучить библиографические указатели по теме
исследования, вероятно, без библиотеки и
Internet в данном случае не обойтись.
3. Найти сами литературные источники информации
2

3. Учебная литература

Учебник – основной вид учебной литературы,
содержащий систематическое изложение знаний,
которые обязательно должны быть усвоены
учащимися в рамках определенной учебной
дисциплины или ее раздела в соответствии с
учебной программой. Постоянное интенсивное
развитие научного знания приводит к
относительно быстрому устареванию учебников,
поэтому в дополнение к ним выпускаются
различного рода учебные издания.
3

4. Учебная литература

Учебное пособие обычно дополняет существующие учебники по
данной дисциплине и поэтому, как правило, оно или уже по охвату
материала, т.е. в нем рассматривается только часть учебного курса, или
больше ориентировано на практическую сторону усвоения материала,
содержит больше практических рекомендаций. В отличие от учебника,
который должен представлять наиболее устоявшееся и наименее
спорное знание, учебное пособие в большей степени отражает позицию
его автора или авторов, их личный преподавательский и научноисследовательский опыт в той области знания, которой посвящено
пособие. К учебным пособиям относятся также издания вспомогательного
характера, используемые в процессе обучения: учебные словари и
справочники, своды данных, таблицы, карты и т. п.
См.: С.41-42. Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н. Азбука студента. – М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 80 с.
4

5. Справочно-информационая литература

Энциклопедия – научное или научно-популярное справочное издание,
содержащее систематизированный свод знаний. Различают два основных
вида энциклопедий – универсальные, включающие сведения по всем
отраслям знаний и практической деятельности, и отраслевые,
отражающие сведения из одной определенной области знания.
Энциклопедический словарь – справочное издание, представляющее
собой краткий, обычно однотомный вариант энциклопедии, материал в
котором расположен в алфавитном порядке. Энциклопедические словари
также бывают универсальные (это, прежде всего, Большой
энциклопедический словарь) и отраслевые.
Справочник – издание, содержащее краткие сведения научного и
прикладного характера, расположенные в таком порядке, чтобы их было
удобно отыскать. Существует огромное множество различных
справочников. Их структура, т. е. расположение материала, определяется
назначением справочника (его адресатом могут быть учащиеся,
специалисты-практики, любой интересующийся и т. д.), характером
содержащейся в нем информации и может быть самой разной.
5

6. Справочно-информационая литература

Терминологический словарь (глоссарий) – справочное издание, в
котором разъясняются значения специальных слов – терминов,
используемых в какой-либо области знания. Читая учебную и особенно
научную литературу, вы неизбежно встретите большое количество новых
для вас слов, значение которых далеко не всегда можно понять из текста.
Не пропускайте их, а старайтесь выяснить, что они значат. Для этого
можно обратиться к энциклопедии, энциклопедическому словарю или
справочнику.
Толковый словарь – справочное издание, содержащее перечень
расположенных в алфавитном порядке слов с указанием их толкования
(значения), особенностей употребления и звучания, грамматических
характеристик. Обращение к этим словарям во всех случаях, когда вы
сомневаетесь, как правильно употребить то или иное слово, поможет вам
повысить не только свою грамотность, но и общую культуру.
См.: С.45-47. Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н. Азбука студента. – М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 80 с.
6

7. Научная литература

8. Научная литература

Научный журнал – периодическое издание, содержащее статьи и другие
материалы научного характера и имеющее постоянную рубрикацию.
Практически каждая сравнительно крупная научная отрасль имеет свой
центральный журнал, который распространяется по подписке и поэтому
легко доступен для большого числа специалистов в данной области. Это
делает его очень важным источником научной информации, позволяющим
оперативно делать достоянием широкой общественности материалы,
содержащие самые новые, актуальные идеи, проводить на страницах
журнала дискуссии и обсуждения по различным проблемам, регулярно
сообщать о наиболее значительных событиях научной жизни: открытиях,
конференциях, новых изданиях и т. п.
Диссертация – научная работа, которая дает право на получение ученой
степени кандидата или доктора наук, – является важным источником
научной информации. Самостоятельную научную ценность имеет также
автореферат диссертации – ее краткое изложение, оформленное в виде
брошюры.
8

10. Виды фиксирования информации

простой и сложный планы
тезисы письменного текста,
конспекты письменного текста,
пометки, выписки, цитирование
письменного текста,
письменного текста.
10

11. Как составлять план текста:

Простой план – это
план, включающий
название значительных
частей текста.
Графическая форма
записи простого плана
выглядит следующим
образом:
1.
2.
3.
и т.д.
1. Прочитайте текст, выясните
значение непонятных слов.
2. Определите тему и/ или
основную мысль всего текста.
3. Разделите текст на смысловые
части.
4. Определите тему и/ или
основную мысль смысловых
частей, озаглавьте их.
5. Напишите черновик плана.
Сопоставьте его с текстом.
Проследите: все ли главное
нашло отражение в плане;
связаны ли пункты плана по
смыслу; отражают ли они тему и
основную мысль текста.
6. Проверьте, можно ли
руководствуясь этим планом,
воспроизвести (пересказать или
изложить) текст.
7. Аккуратно перепишите
усовершенствованный вариант
плана
11

12. Как составлять план текста:

Сложный план – это
план, включающий
название значительных
частей текста, а также их
смысловых компонентов.
Графическая форма записи
сложного плана выглядит
следующим образом:
1.
1.1.
1.2.
2.
2.1.
2.2.
и т.д.
1. Прочитайте текст, выясните
значение непонятных слов.
2. Определите тему и/ или основную
мысль всего текста.
3. Разделите текст на смысловые
части.
4. Определите тему и/ или основную
мысль смысловых частей, озаглавьте
их.
5. Напишите черновик плана.
Сопоставьте его с текстом.
Проследите: все ли главное нашло
отражение в плане; связаны ли
пункты плана по смыслу; отражают
ли они тему и основную мысль
текста.
6. Проверьте, можно ли
руководствуясь этим планом,
воспроизвести (пересказать или
изложить) текст.
7. Аккуратно перепишите
усовершенствованный вариант плана
12

13. Тезисы – это сжато сформулированные основные констатирующие положения текста, извлечения главной информации.

1-ое чтение – в каждой
смысловой части
формулируется тема в
опоре на ключевые слова
и фразы.
2-ое чтение - вся
информация,
относящаяся к одной
теме, собирается в один
блок.
Главная информация
фиксируется в виде
тезисов (основных
положений)
При составлении тезисов не
приводите факты и примеры.
Сохраняйте в тезисах самобытную
форму высказывания, оригинальность
авторского суждения, чтобы не
потерять документальность и
убедительность.
Изучаемый текст читайте
неоднократно, разбивая его на
отрывки; в каждом из них выделяйте
главное, и на основе главного
формулируйте тезисы.
Полезно связывать отдельные тезисы
с подлинником текста (на полях книги
делайте ссылки на страницы или
шифры вкладных листов).
По окончании работы над тезисами
сверьте их с текстом источника, затем
перепишите и пронумеруйте.
13

14. Конспект – это краткое, связное и последовательное изложение констатирующих и аргументирующих положений текста.

15. Правила конспектирования

1. Записать название конспектируемого произведения (или его
части) и его выходные данные.
2. Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав
его.
3. Составить план – основу конспекта.
4. Конспектируя, оставить место (широкие поля) для
дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен,
требующих разъяснений.
5. Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже
отдельные слова имеют более важное значение, чем в
подробном изложении.
6. Запись вести своими словами, это способствует лучшему
осмыслению текста.
7. Применять определенную систему подчеркивания,
сокращений, условных обозначений.
8. Соблюдать правила цитирования – цитату заключать в
кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.
9. Научитесь пользоваться цветом для выделения тех или иных
информативных узлов в тексте.
15

Вопросы для повторения:
Что такое проект?
-Как подразделяются проекты по сферам деятельности?
Назовите классы проектов.
-Назовите виды проектов
Назовите типы проектов по сферам деятельности.
16

Работа с источниками информации и литературой должна начинаться еще в процессе выбора темы. Студенту рекомендуется подобрать и обзорно изучить литературу, детализирующую проблематику предполагаемой темы дипломной работы. Это необходимо не только для того, чтобы выбрать тему с учетом тяготения студента к определенным областям экономической науки, но и правильно оценить свои силы, максимально использовать знания, навыки при написании дипломной работы.

Студент подбирает требуемую литературу самостоятельно после согласования и утверждения плана работы. Роль научного руководителя заключается в рекомендациях и советах по отбору источников и видов публикаций.

При работе с источниками, в первую очередь, изучается российская и зарубежная научная и специальная литература по проблеме исследования. Целесообразно использовать издания примерно за 3–5 лет до написания дипломной работы, отражающие окончательно сложившуюся точку зрения по проблеме. Это имеет особое значение для предприятий, отраслей, экономик стран в условиях продолжающихся реформ.

При необходимости исследуется нормативно-правовая база: документы, регламентирующие деятельность и условия функционирования изучаемого предприятия (устав, положение о предприятии и пр.), а также законы Российской Федерации, постановления Правительства РФ, другие нормативные акты, основополагающие источники.

Завершающей стадией является ознакомление с официальными материалами статистики как документальной основой анализа и сопоставления данных по проблеме исследования.

Широта и полнота изучения источников и литературы, умение выделить главное, сопоставление и анализ различных фактических и статистических данных, сравнение данных, характеризующих развитие российской и зарубежной экономики - важнейший показатель качества исследований студента и навыков работы с литературой.

Сбор фактического материала осуществляется, как правило, в процессе преддипломной практики и является ответственным этапом подготовки дипломной работы. Его качество, объективность выводов во многом будет зависеть от того, насколько правильно и полно подобран и проанализирован фактический материал по теме исследования и деятельности объекта.

Изучение, сопоставление и анализ многих факторов, показателей позволяют выявить закономерности, основные тенденции развития исследуемого явления или объекта, их логические взаимосвязи, а также экономическое значение динамики развития. Приводимые факты, сведения и данные должны быть достоверны.

В работе студенту необходимо выявить и рассмотреть основные тенденции изучаемых процессов, проблем, подкрепить их практическими расчетами, а также выбрать и обосновать наиболее эффективные для дипломной работы методики экономического, финансового, управленческого, статистического анализа.

Систематизация, анализ и обработка первичной информации предполагают широкое использование в дипломной работе таблиц, блок-схем, которые не только способствуют наглядности приводимого на страницах работы материала, но и убедительно раскрывают суть исследуемых явлений и процессов.

В целях ускорения обработки и систематизации первичной информации рекомендуется широко использовать экономико-математические методы и современную вычислительную технику.

Далее приведен перечень наиболее авторитетных периодических изданий. Также студент может пользоваться достоверными данными и публикациями из интернет-источников.

При пользовании источниками не допускаЮтся:

- заимствование материала без оформления цитат и сносок на первоисточник: заимствование двух абзацев текста без оформления цитаты считается плагиатом!

- превышение заимствованным текстом 20 % общего объема дипломной работы;

- простая компиляция текста без осмысления студентом, выражения авторской позиции, представления элементов научного исследования, выводов по каждому подразделу и разделу.

При выполнении дипломной работы запрещается пользоваться следующими источниками:

При отборе теоретической информации помогут четкие формулировки вопросов:

  • Что мы изготавливаем? Какие требования предъявляются к изделиям данного типа?
  • Какие требования будут предъявляться к нашему конкретному изделию с учетом уточняющих условий? От чего эти требования будут зависеть?
  • Какие существуют аналоги данного изделия, в том числе исторические? Их достоинства и недостатки?
  • Какие методы могут быть использованы для решения проблемы (изготовления изделия). Какие из них будем применять мы? Почему?
  • Что такое завтрак? Какую роль он играет в общем режиме питания человека?
  • Какие существуют общие принципы и правила здорового питания?
  • Какие продукты рекомендуются для употребления в первой половине дня?
  • Какие специфические физиологические потребности существуют у подростков?
  • Какие блюда на завтрак можно приготовить быстро и легко? Как можно ускорить процесс приготовления блюд? Как можно повысить пищевую ценность наиболее популярных блюд для завтрака?

Работу с информацией целесообразно строить по следующему алгоритму:

Следует различать два вида обзора источников и литературы:

  • обзор существующей литературы (обзор текстов) по данной тематике: академические издания, аналитические обзоры, рефераты, научно-популярные, публицистические статьи и т.д.
  • обзор источников вторичных данных (статистических данных и иных видов информации), которые будут использованы в исследовании, например: результаты различных социологических опросов, объявление, реклама, учебник, схема, график, слайдовая презентация.

Этап 1. На первом этапе можно применить стандартные методы осмысления задачи, например, метод "мозгового штурма" или метод создания "банка сведений о предмете исследования".

Этап 2. Поиск литературы. Поиск литературы осуществляется с помощью поисковых систем Интернета, по конкретному электронному адресу, по каталогам библиотек (которые тоже зачастую существуют в электронном виде), по спискам литературы в учебниках или обзорных статьях. Можно также пообщаться с участниками тематических Интернет - форумов.

Этап 3. Составление списка литературы. При нахождении того или иного источника сразу записывайте его в список источников литературы. При этом соблюдайте правила библиографической записи. Иначе потом этот источник невозможно будет найти и правильно оформить. При записи текстов из Интернета не забывайте указывать дату обращения (т.е. дату, когда вы посетили эту Интернет-страницу).

Этап 4. Определение ценности источников, выбор наиболее ценных. Не каждый найденный вами источник будет представлять ценность для вашей работы и для упоминания и тем более анализа в обзоре литературы.

Этап 5. Чтение, обзор литературы, реферирование наиболее ценных источников информации. На этом этапе не забывайте записывать и сразу правильно оформлять кажущиеся вам нужными цитаты: указывайте источник, страницу источника, адрес страницы Интернет-сайта и т.д.

Этап 6. Создание предварительного варианта обзора литературы. Далее можно приступить к написанию предварительного варианта обзора. Начните его с более общего теоретического уровня. Кратко изложите основные идеи, почерпнутые из уже проработанных источников. Обобщите, сравните и противопоставьте позиции различных авторов. Помните, что главная функция обзора состоит в том, чтобы дискуссионные вопросы были четко сформулированы.

Читайте также: