В аналоговой форме представлено следующее сообщение сигнал sos

Обновлено: 02.07.2024

Титаник

Титаник

В 1888 г. мюнхенский профессор Герц обнаружил электромагнитные волны. Вскоре после опубликования опытов Герца в печати инженер Губер высказал мысль о возможности применения волн Герца для связи без проводов.

А. С. Попов и грозоотметчик

Потребовалось лишь небольшое усовершенствование приборов Попова, чтобы использовать для передачи сигналов вибратор Герца.

А. С. Полов установил радиосвязь

А. С. Полов установил радиосвязь

Льдина

Льдина

Вполне естественно, что радиосвязь наиболее незаменимой сказалась на море. Ведь пароходы были совершенно лишены каких-либо средств связи с берегом и с другими кораблями.

Терпя бедствие, они могли рассчитывать только на свои силы, да на случайную помощь проходившего вблизи судна.

Но царское правительство не оценило изобретения А. С. Полова; все преимущества и успех выпали на долю Маркони, который в то время ничего не изобрел, но внимательно изучил опубликованные сведения о работах Герца, Попова, Лоджа, Бранли и других ученых.

Маркони и радиосвязь

Маркони был тогда очень молод, настойчив и знал, как нужно действовать в капиталистическом обществе, чтобы добиться признания.

Маркони

Маркони

В 1899 г. Маркони установил радиосвязь между Дуврским маяком и плавучим маяком в 20 км от берега. Радиосвязь в этом очень опасном месте спасла много человеческих жизней и пароходов.

маяк

маяк

Радио на море

Первое время считала невозможной прямую радиосвязь между пароходами, находящимися в море. Радиограммы передавались береговым станциям, а берег направлял их дальше.

маяк

маяк

Это были младенческие годы радио на море; даже мольбы о помощи не могли прорваться сквозь беспорядочные знуки, развлекавшие новоиспеченных радистов.

Царившая в воздухе анархия снижала ценность важнейшего изобретения. С целью установления хотя бы какого-нибудь порядка в 1904 г. собралась I Международная конференции по вопросам беспроволочной связи. Тогда еще мало пароходов имело радиоустановки. Конференция была немноголюдной. Но на ней впервые обсудили необходимость международного сигнала бедствия.

Услышав его, все радиооператоры должны прекращать передачу и, только приняв сигнал и получив сведения о местоположении судна, ответить на призыв, а если можно, то сообщить его дальше.

Большинство английских радистов работали раньше на железнодорожном телеграфе. А там сигналом, служащим для привлечения всеобщего внимания, являлись буквы CQ. Английские радисты и на пароходах применяли этот сигнал перед началом важной передачи.

Поэтому все делегаты решили остановиться на CQ. На конференции постановили, что сигнал бедствия CQ должен передаваться только после специального распоряжения капитана. За передачу CQ без приказа радист подвергался серьезному наказанию.

Потом к CQ добавили третью букву D — первую букву английского слова distress — горе, бедствие.

Создание сигнала SOS.

Та же история произошла и с теперешними сигналами SOS.

В 1906 г. собралась вторая конференция по беспроволочной телеграфии. Она была уже очень многолюдной, тридцать государств прислали своих представителей. Накопилось много вопросов, требовавших немедленного разрешении.

Хаос в эфире не прекращался, а сигнал бедствия CQD оказался не таким удобным, как предполагали. Сигнал CQD прежде всего не был достаточно простым. По азбуке Морзе он выглядел так:

CQD

CQD — сигнал

Американцы предложили буквы NС, обозначающие бедствие по флаговому сигнальному коду, немцы же настаивали на SOE. Буква S передается тремя точками и из-за своей простоты была выбрана для первой трансатлантической передачи. О — тоже достаточно (— — —).

Резкие возражения встретила только буква Е. По азбуке Морзе она передается в виде одной точки. Все делегации, кроме немцев, утверждали, что Е будет постоянно пропадать. Тогда решили Е заменить через второе S.

Так был создан сигнал SOS, которому обязаны жизнью десятки тысяч людей — моряков, пассажиров пароходов, участников всевозможных экспедиций, перелетов.

В течение первого десятилетия существования радио в эфире, как в собственном доме, хозяйничала компания Маркони. Она устанавливала радио на пароходах и маяках, назначала туда своих радистов. Неугодных ей лиц администрация мгновенно снимала.

Но вопреки усилиям Маркони радио бурно развивалось во всем мире. Оно уже не могло быть достоянием какой-нибудь одной фирмы, как в первые годы. Тысячи изобретателей работали над усовершенствованием радиоустановок, и все новые имена связывались с замечательными открытиями в области беспроволочной связи. Компания Маркони перестала играть ведущую роль.

Среди выдающихся изобретений той эпохи, способствовавших повышению значения сигнала SOS, нужно отметить приемный прибор для определения направления радиосигналов. Этот прибор — пеленгаторная станция — давал возможность быстро находить пароходы, посылавшие сигналы бедствия.

аппарат, автоматически принимающий сигнал тревоги

аппарат, автоматически принимающий сигнал тревоги

современный аппарат, автоматически принимающий сигнал тревоги

современный аппарат, автоматически принимающий сигнал тревоги

В 1929 г. в Лондоне международный съезд по охране жизни на море постановил, чтобы на всех пароходах свыше 5500 т. было непрерывное дежурство для приема сигналов SOS. Это постановление заставило владельцев пароходов прибегнуть к помощи автоматического приемника сигналов тревоги, чтобы не увеличивать штата радиооператоров.

В 1927 г. в Вашингтоне и в 1932 г. в Мадриде международные съезды по охране жизни на море установили сигнал тревоги, который должен приводить в действие подобный автомат. Этот сигнал представляет собой 12 тире, передаваемых в течение одной минуты. Продолжительность каждого тире составляет 4 сек. Промежутки между тире длятся одну секунду.

Но создание такого автомата оказалось очень трудным делом. Атмосферные разряды, особенно в тропиках, и передачи других станций могут вызывать ложную тревогу, воздействия на автомат, с другой стороны, эти же помехи искажают переданный сигнал тревоги, и аппарат не принимает его.

Только в 1937 г. удалось сконструировать удовлетворительный аппарат, автоматически принимающий сигнал тревоги, предшествующий SOS. Такие аппараты почти одновременно изготовлены в СССР (Центральным научно-исследовательским институтом водного транспорта) и двумя американскими фирмами. Кроме того, автоалармы (так называются эти аппараты) выпускаются во Франции, Англии и Германии.

Европейские автоалармы начинают работать, приняв три последовательных тире из 12 тире сигнала тревоги. Американцы считают, что трех тире мало, и для избежания ложной тревоги американские автоалармы начинают работать, только приняв четыре тире.

Два из этих приборов реагируют только на сигналы продолжительностью не меньше 3,5 сек. и не больше 4,5 сек (норма для продолжительности тире сигнала тревоги 4 сек., но во время ручной передачи в обстановке гибели парохода необходимо считаться с возможными ошибками радиста). Третий прибор определяет продолжительность промежутков между тира, — она не должна превышать 1,5 сек (норма одна секунда).

Из этих приборов сигналы поступают в особый счетчик: только отсчитав четыре правильных тире, счетчик замыкает цепь проводов, содержащую звонки и световые сигналы. Звонки приходит в действие в радиорубке, в каюте радиста и на мостике парохода. Затем следует передача обычного сигнала SOS с указанием широты и долготы гибнущего судна принимаемая радистом , пришедшим в радиорубку.

Международный конгресс по беспроволочному телеграфированию в 1904 г. отметил, что сигнал бедствия — это «крик гибнущих, который должен быть понятен всем нациям, пароходы под любым флагом должны немедленно спешить на помощь пославшим CQD (SOS).

Читайте также: