Лидер и его команда сообщение

Обновлено: 28.04.2024

Что касается конструктивности или деструктивности самой тенденции формирования групп в той или иной мере по образу и подобию их лидеров, все, казалось бы, просто: если сильный и профессиональный руководитель — все отлично, если слабый и неэффективный — все плохо. Так ли это на самом деле?

В результате своих многочисленных экспериментов с рабочими группами он выделил девять командных ролей, которые и составляют ролевое разнообразие группы:
• Координатор: зрелый, уверенный, сильный как руководитель. Разъясняет цели, стимулирует принятие решения, делегирует полномочия.
• Генератор идей: креативный, с хорошим воображением, своеобразный, продуцирует новые идеи и предложения, решает комплексные проблемы.
• Исследователь: экстраверт, энтузиаст, очень общительный, не упускает возможностей, развивает контакты.
• Творец: ищущий, динамичный, напористый в преодолении препятствий.
• Аналитик: рассудительный, проницательный, мыслящий стратегически, умеющий дать точную оценку происходящему, отслеживающий возможности.
• Дипломат: дипломатичный, сотрудничающий, мягкий, восприимчивый, умеющий слушать и предотвращать трения.
• Реализатор: дисциплинированный, надежный, консервативный, практичный, действенный.
• Исполнитель: старательный, кропотливый, добросовестный, щепетильный, находит ошибки и упущения, выполняет все вовремя.
• Специалист: целеустремленный, преданный своему делу, предоставляет знания и умения по специфическим вопросам (девятая роль была добавлена позже — сначала Белбин говорил о восьми групповых ролях).

Наличие сотрудников, выполняющих все выделенные Белбиным роли, существенно повышает потенциал и силу команды, ведь все эти люди дополняют друг друга и добиваются высокой синергии. Интересно, что для исполнения девяти командных ролей не нужно девять человек, так как возможно совмещение ролей; более того — совмещение даже приветствуется. Исследования говорят о том, что оптимальная численность команды — шесть человек. Минимальное же число членов команды, необходимое для исполнения всех командных ролей, — четыре.
Белбин пришел к выводу, что наилучших результатов добивались команды, состоявшие из руководителя, обладавшего достаточно высокими интеллектуальными способностями, одного генератора идей с высоким интеллектом и развитой креативностью и сильного аналитика (возможно, он же руководитель или генератор). Интеллект остальных членов команды был чуть более низкого уровня.

Выводы после несколько более детального рассмотрения влияния эффекта Similis simili gaudet на протекание каждого из этапов развития группы и на организацию работы групп в целом каждый сделает свои: действительно, каждому по потребностям. Но при рассмотрении достаточно глубокой темы в короткой статье больше надежд полагается даже не на полученные выводы, а на обеспечение пищи для дальнейших размышлений. Если есть над чем задуматься — не зря, значит, мы с вами говорили!

Команда – это не просто группа сотрудников. Прежде всего ее отличает наличие лидера . Именно лидер направляет деятельность команды. Без лидера невозможно ощутить преимущества команды. Однако самого наличия лидера мало, важен грамотный подход к управлению командой, и не только это. Поговорим о том, что такое настоящий лидер и как проверить его качество.

Лидер – это тот, кто отвечает за работу команды: за правильную постановку задач, распределение полномочий, своевременное выполнение, грамотную организацию взаимодействия между участниками процесса.

Чем отличается настоящий лидер от номинального

Лидер прежде всего создает команду. Это непростая задача, для создания команды недостаточно просто заказать тимбилдинг недорого, в который включить игры для тимбилдинга на сплочение. Коллектив сблизится, но все же все рабочие процессы команды будут завязаны на лидере и ему необходимо объединять коллектив вокруг себя.

Есть мнение, что невозможно взвалить всю ответственность на одного человека, а также будто лидер отвечает только за одно – за организацию. Подобрать тимбилдинг по цене или по рекомендациям, выбрать тимбилдинг, стоимость которого покажется достаточно высокой, чтобы гарантировать высокое качество, - это можно назвать организацией командообразования. Но не в этом роль лидера. Это задача совершенно других специалистов в компании.

Для лидера организовать – как раз не главное. Настоящий лидер ведет свою команду. Идет первым, освещая ей путь. Настоящий лидер всегда первопроходец, который берет на себя ответственность.

Критерии оценки работы лидера

Чтобы не уйти от ответа общими фразами, рассмотрим, по каким четким критериям можно оценить работу лидера и понять, является ли тот или иной руководитель настоящим лидером, или его лидерство только формальность.

  • Если лидер на своем месте, люди в команде связаны между собой, отделы в компании тоже взаимосвязаны.
  • Лидер только на бумаге, если он не умеет принимать чужую точку зрения, не способен принять позицию членов команды.
  • Лидера можно считать эффективным, если он берет на себя инициативу в кризисных ситуациях.
  • Лидера можно назвать номинальным, если в условиях кризиса характер его управления не меняется и он не берет на себя дополнительную ответственность. Настоящий лидер владеет навыками антикризисного управления.
  • Лидер эффективен, если каждый член команды понимает свои задачи, а у команды есть цель.
  • Лидер всего лишь номинальный, если он неспособен признавать свои ошибки и оценивать свою роль в случае неудач команды.
  • Лидер способен оценивать работу команды и по результатам оценки корректирует ее курс.
  • Номинальный лидер не вовлечен в процессы работы команды и недостаточно коммуницирует со своей командой.
  • Лидер обеспечивает обучением как всю группу, так и каждого участника, сам посещает тренинги по бизнесу, тайм-менеджменту, управлению, интересуется соответствующей литературой.
  • Номинальный лидер неспособен рассчитать сроки, необходимые для выполнения задач, пренебрегает тайм-менеджментом.
  • Лидер лично участвует в командной работе.
  • Номинальный лидер мало понимает реальную ситуацию, поэтому необъективен. Принимает решения на основании своего субъективного суждения о происходящем.
  • Лидер регулярно собирает коллектив, обсуждает приоритетные задачи, анализирует проделанное.
  • Номинальный лидер не доверяет участникам и решает все сам.
  • Лидер принимает совместные решения, стремясь к цели команды.
  • Номинальный лидер склонен некорректно распределять полномочия, вплоть до риска остановки развития команды.
  • Лидер подает личный пример, остается верным и вдохновляет членов команды.
  • Номинальный лидер уклоняется от ответственности. Склонен перекладывать ответственность на отдельных членов команды.
  • Лидер готов меняться. Он может приспособиться к изменениям для достижения цели.
  • Номинальный лидер преуменьшает результаты командной работы и не поощряет членов команды.

Как видим, даже самый качественный тимбилдинг, тренинги по управлению или другие трендовые мероприятия не настроят командную работу, если лидер не будет выполнять свою роль. Но и это еще не все признаки. Важен еще командный дух.

Командный дух

Отвечая на вопросы выше, можно определить, владеет ли лидер командным стилем работы. Это необходимо для решения сложных задач. Но есть то, ради чего действительно стоит организовывать тимбилдинги, и то, что объясняет, почему у некоторых провайдеров на тимбилдинг цены в Москве довольно высокие, даже если это не тимбилдинг для большой компании. Все дело в командном духе . Лидера среди всех участников можно выявить в ходе любого тимбилдинга, но сформировать командный дух не так просто – на это способно только мероприятие высокого качества.

Яркий и мотивирующий образ будущего так же эффективно будет работать в современном бизнесе. Команда – это поддержка друг друга, взаимовыручка, внимательность друг к другу.

Представьте ситуацию. В ресторане официантка по какой-то причине не успевает своевременно принести заказ – ее тут же поддерживает более свободный участник процесса.

Это естественно, если работает команда. Внутри команды решаются все недочеты, чтобы у клиента сложилось самое лучшее впечатление о заведении. Даже если сложится ситуация, что кроме шеф-повара некому подать заказ, он это сделает. Пусть у заказчика сложится впечатление, что весь ресторан работал только на него. Команда от этого только крепче.

Как определить, есть ли в команде командный дух? Представьте другую картинку. В коллективе царит скепсис, любая инициатива встречает насмешки, любой просчет – предмет любопытства и повод для глумления, при этом задачи не выполняются. В такой формальной команде отсутствует командный дух. Чаще всего подобное происходит при номинальном лидере.

Важно, кстати, знать, что огромная компания не может быть одной командой, команда – это небольшой круг людей. Из команд состоит корпорация.

Как долго формируется командный дух

В крупных компаниях культура приживается в течение нескольких лет, командный дух формируется через два-три года. В мелких компаниях сплочение можно заметить уже через полгода.

Но дело в том, что на формирование командного духа нужно время, к тому же это не сиюминутное спасение, а инструмент долговременной мотивации. Дивиденды получают только те, кто сделал инвестицию.

Когда и кем нужно строить команду?

Мы часто слышим об услугах по командообразованию. Что это значит и можно ли доверить это дело специалисту извне? Не совсем. Есть тренинги , где можно научить определенным механизмам, существует много деловых игр на командообразование, которые помогут достичь цели, но только лидер сам способен собрать команду , которая ему поверит.

Для создания и укрепления команды необходима серьезная работа с сотрудниками и работа самих сотрудников. Это больше, чем совместное времяпровождение на природе, веселые конкурсы или деловая игра. Это изменение взаимосвязей между людьми и группами людей.

Помощь извне должна производиться с учетом текущей ситуации и приспосабливаться под конкретную команду, а не быть стандартной для всех клиентов. Нам же не прописывают одно и то же универсальное лекарство от всех болезней.

Никто не построит вашу команду вместо вас самих. Командообразование – прямая задача руководителя.

Резюмируем. Команда нуждается в общей цели и едином привлекательном образе будущего , который все участники разделяют и в который верят. Если получится сформировать такую основу, можно надеяться на эффективное взаимодействие между сотрудниками.

Урок 5. Лидер и работа в команде

В предыдущем уроке была определена роль коммуникации в процессе налаживания эффективного взаимодействия с людьми. Сейчас мы рассмотрим другие навыки, необходимые для успешной работы в команде и познакомимся с рекомендациями по организации жизни группы.

Сегодня в разных сферах деятельности: от работы в большой компании до развития собственного бизнеса – умение сплотить команду из, порой, самых разных людей и добиться с ней высоких показателей производительности является неотъемлемым атрибутом лидера.

Содержание:

В настоящее время многие учебные центры предлагают клиентам тренинги, призванные помочь участникам коллективных занятий развить умение работать согласованно и слаженно, поднять командный дух, познакомиться с методами разрешения конфликтов.

Основа таких занятий – ролевые игры, обучение в группах. Поскольку индивидуально сложно добиться таких же результатов, как во время тренинга в команде, в этом уроке не будет практических упражнений, мы сосредоточимся лишь на рекомендациях относительно некоторых важных принципов организации эффективной работы команды.

Как определить роли в команде. Тест на командные роли

  • В каждом из семи блоков данного опросника распределите 10 баллов между возможными ответами согласно тому, как вы полагаете они лучше всего подходят вашему собственному поведению.
  • Если вы согласны с каким-либо утверждением на все 100%, вы можете отдать ему все 10 баллов.
  • Одному предложению можно присвоить минимум 2 балла.
  • Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены.
  • Тест можно проходить любое количество раз, но помните, что сохраняется только последний. Если этот тест вы уже проходили, то в левом меню отобразится знак .

А теперь немного теории.

  • Начинайте день с похвалы сотрудников. Это послужит залогом для большей самоотдачи и создаст дополнительную мотивацию;
  • Хвалите за любое достижение и успех. Следствием, как и в предыдущем случае, будет мотивация и желание дальше работать более эффективно;
  • Хороший лидер воспитывает лидеров у себя в команде. Ваши подчиненные должны быть лидерами сами для себя, уметь работать без вас;
  • Сделайте так, чтобы люди были счастливы выполнять свою работу. Видя в ваших предложениях выгоду для себя, сотрудник полюбит и вас, и свою работу, что сделает его более нацеленным на хорошее выполнение своих обязанностей;
  • Указывайте на ошибки лично. Критикуя человека публично, вы не только ставите его в неудобное положение, но и себя выставляете несочувствующим. Указывая на ошибки, будьте вежливым, приводите примеры собственных оплошностей. Это сделает вас в глазах других человеком, заслуживающим доверия;
  • Говорите о людях хорошо. Давая характеристику своим сотрудникам, указывайте на качества, которых, возможно, нет, но которые нужны для работы. Это будет мотивировать их соответствовать полученной репутации и развивать недостающие качества.

Как видно из вышеперечисленных принципов, эффективная организация работы команды держится на умении налаживать связь с коллективом и мотивации людей.

Лидер и командообразование

Командообразование (от англ. team building) – процесс, направленный на создание и повышение эффективности работы команды.

Какова при этом роль лидера? Ранее мы определили, что лидер необязательно должен обладать харизмой (Б. Гейтс) или заботиться об общем благе (Наполеон). Непременной чертой каждого лидера является наличие последователей. Это умозаключение приводит к пониманию того, что лидер должен стать связующим звеном для команды, обеспечивающим и направляющим успешную работу как группы в целом, так и каждого ее члена.

Современные исследования в данном направлении дают следующие общие методологические рекомендации по налаживанию деятельности команды.

  • Создать атмосферу доверия и уважения между членами (особенно это важно для старт-апов). Это позволит лидеру быть уверенным в команде, в ее работоспособности во время его отсутствия, а также в нормальной внутренней коммуникации.
  • Лидер должен быть верным данному слову. Человек получает то, что дает. Поэтому требуя высокой производительности от команды, нужно и самому хорошо выполнять свои обязанности.
  • Организуйте неофициальную встречу всех сотрудников. Хотя корпоративными праздниками сейчас никого не удивишь, их ценность как средства для знакомства, неформального общения и налаживания связей огромна. Если нет возможности провести корпоратив, просто пригласите своих сотрудников поиграть, например, в футбол. Часто во время командных действий проявляется индивидуальный характер и природные таланты, что позволяет лидеру лучше узнать подчиненных.
  • Разрешайте конфликты. Не должно быть никакого недопонимания между участниками. Привлекайте всех задействованных в споре и принимайте решение, выслушав обе стороны. Так формируется разносторонний взгляд на проблему.
  • Сделайте привлечение новых членов в команду коллективным решением. Обсуждайте кандидатуру нового сотрудника с группой. Пусть сотрудники поговорят с ним, ведь именно им работать с этим человеком бок о бок, и не последнее значение имеет то, как он впишется в коллектив.

Проект Википедии WikiHow рекомендует руководителю свою методику, построенную на семиступенчатом алгоритме организации сильной команды:

Подбирайте в команду таких членов, которые мотивированы продемонстрировать свои навыки. Каждый участник группы должен быть уверен в ценности именно своих способностей и своего вклада в рабочий процесс для успешного результата всего проекта.
Привлекайте в команду людей с разными знаниями и навыками. Это даст возможность быть готовым к различным сложным ситуациям.
Сформулируйте цель для вашей команды и убедитесь, что каждый ее понимает. Так команда будет работать, как слаженный механизм.
Определите роль каждого члена команды, соотношение ролей и их значение для команды в целом. Таким образом, каждый будет знать, какую функцию выполняет он и другие в общем деле, нести ответственность за свою часть работы.
Все члены команды должны работать открыто перед остальными. Доверие непосредственно влияет на эффективность.
Вы должны воспитывать лидера в команде. Человеку, который выделяется среди других компетентностью, мотивацией, можно делегировать часть полномочий, поручить более важные задания.
Общаться в частном порядке с каждым членом команды, у которого возникли трудности. Лидер несет полную ответственность за устранение любых помех в работе.

На этом мы подводим уроку итог.

Дополнительные материалы к данному уроку

Просим также обратить внимание, что некоторые тестовые вопросы к данному уроку, а также к экзамену по лидерству составлены на основе материала приведенных выше статей.

Проверьте свои знания

Взаимодействие же команды и её лидера, причем эффективное взаимодействие ⎯ это залог благополучия и стабильности компании, обязательное условие уверенного движения вперед и достижения поставленных целей.

В статье ниже поговорим о правилах взаимоотношений руководителя компании с коллективом, которые позволят создать благоприятную рабочую среду и здоровую морально психологическую атмосферу в коллективе ⎯ основ эффективного и производительного труда и стабильности коллектива.

Заключение

В заключение отметим, что задаёт тон внутренней атмосферы в компании и правила корпоративной культуры всё-таки ее руководитель (лидер) и от него главным образом и в большинстве случаев зависит, по каким принципам будет построено его взаимодействие с командой.

Читайте также: