Сообщение обряды с березой

Обновлено: 15.05.2024

Эвис Эмплада
Слайзерин, 3 курс
Доклад к уроку Травоведение

Поверья и обряды, связанные с березой

Здравствуйте, профессор Олюш!

Поверья и обряды, связанные с березой.

В славянских народных поверьях береза наделялась ярко выраженной женской символикой. При обрядовых приговорах в
сватовстве береза и дуб выступали как символы невесты и жениха ("у вас есть береза, у нас дуб" . В украинских обрядах лечения детских болезней девочек носили к березе, а мальчиков - к дубу. В Полесье верили, что посаженная близко к дому береза вызывает женские болезни у его обитательниц; то наросты на березовых стволах образуются от женских проклятий ("бабских прокленов" . В некоторых полесских селах при похоронах тело умершей женщины покрывали березовыми ветками, а тело мужчины - ветками тополя. В белорусских причитаниях умерших братьев именовали "зялеными кусточками", а умерших сестер - "белыми бярезами". В народных поверьях приндлежащими русалкам и вообще душам умерших считались, как правило, одиноко растущие в поле березы с ветвями, свисающие до земли; на Троицкой неделе к ним боялись подойти, опасаясь русалок. В Польше такие плакучие березы называли деревьями духов, так как считалось, что в них вселяются души умерших девушек (реже - вообще души заложных покойников), которые по ночам выходят и насмерть "затанцовавыют" случайных прохожих. В Польше же существовало поверье о том, что под одиноко растущей березой покоится душа умершего насильственной смертью и вместо сока течет в ней кровь. У белорусов необычный вид березы (например, искривленной или сросшейся с другим деревом) считался свидетельством того, что под ней погребена загубленная душа. В Костромском крае об умирающих девушках (иногда взрослых женщинах) говорили, что они "в березки собираются"; при этом во многих местах верили, что на Троицу в березовые ветки, украшающие дома, вселяются души умерших родственников.
Вообше, береза повсеместно считалась деревом, причастным к миру сверхъестественного. Она была связана не только с
душами умерших, но и нечистыми духами, и в народных быличках часто выступала как атрибут разнообразной нечистой силы. Так, например, согласно многочисленным поверьям, ведьма может надоить молока с ветвей березы и летать по ночам не только на помеле или хлебной лопате, но и на березовой палке; в быличках чудесные белые кони, подаренные человеку чертом или ведьмой, к утру превращаются в кривые ветви березы или березовые жерди, а поданный чертом хлеб - в березовую кору. Ведьмы и колдуны к тому же устраивают свои шабаши на березах. В одном из рассказов женщину, в которую вселился бес, во время приступа бросало на березу.
Мифическое представление тучи в виде дерева, береза, объясняло, вероятно, и важное место, занимаемое березой в
обычаях весеннее -летних празднеств посвященных созреванию урожая. Так, повсюду у восточных славян на Троицу принято было совершать обряды с растущей или срубленной Березой. Занимались этим преимущественно девушки и женщины, которые отправлялись в лес и выбирали там молодую красивую березку (называемую в разных местах "кума" или "гостейка", "семик", "куст", "красота", "баба" и пр.), обвивали ее поясом или лентами, украшали, завивали на ее ветвях венки, устраивали под ней совместное угощение, водили хороводы или гадали. В некоторых местах с деревцем совершали другие обряды: девушки "кумились" с березой, просили у нее доли, умывались березовым соком для красоты и здоровья. В Костромском крае существовало поверье,
что девушка, первой севшая в тени "завитой" березы, выйдет замуж в текущем году. В Нерехтинском округе девушки сперва
"кумились" друг с другом (свивали нижние ветки березы венком и попарно целовались через этот венок), а затем одна из девушек, подражая пьянице, бросалась на землю и каталась по траве, после чего притворялась заснувшей крепким сном; другая девушка пробуждала притворившуюся спящей и целовала ее. В этом обряде, возможно, роль спящего некогда исполнял парень. Пробуждение спящего человека символизировало весеннее возрождение растительности; пробуждающая же спящего девушка была, по-видимому, олицетворением весны, живительного тепла и солнечного света. Недаром обряд совершался сразу после обрядов с березой, символизирующих дождь, без живительной влаги которого невозможно распускание и цветение зелени.
По окончании всех обрядов березу обычно "развивали" (снимали с нее наряды, расплетали ветви), либо срубали и
ходили с ней по селу, а затем "провожали" березку или "хоронили" ее - бросали в воду, в овраг, в костер. Обрядовые шествия с березкой на Троицу совершались во многих местах были известны практически всем славянским народам. Например, в последний четверг перед праздником Троицы в некоторых русских губерниях крестьяне отправлялись в лес, пели песни, вплетали венки и
срубали молодую березу, которую обряжали в женское платье. После этого ее приносили в родную деревню и устанавливали в
одном из домов, где дерево в качестве желанного гостя оставалось до Троицы. В следующие 2 дня крестьяне посещали дом, в котором находился тот удивительный "гость", а на третий, Троицын день выносили дерево из дома, с песнями проносили его по деревне и затем топили его вместе с украшениями в реке - это должно было обеспечить дождь, необходимый для посевов.
Подобные обряды были известны не только славянам, но и многим другим народам, например норвежцам.

Засим всё,
С уважением, Эвис. Оценка: 10
Комментарий преподавателя:
Хорошая подборка. спасибо

Береза символизировала чистоту и плодородие. Ничего не зная о фитонцидах, предки наши уже открыли целебные свойства банного веника. Но веник был для них не только атрибутом бани. Березовый веник, его заготовка и применение — все связано с обрядами. Веник и в гаданьях применялся.

Русалочья неделя

Главные ритуалы и обряды, связанные с березой, проходили на рубеже весны и лета. И получили название Русалочьей (Русальной) недели. Считалось, что в это время выходят и гуляют по земле русалки. Нужно сразу оговориться, что с киношно-мультяшным образом полунагой девицы с рыбьим хвостом славянские русалки ничего общего не имели. Русалки древних славян — это души умерших. Причем души умерших женщин!

 Плакучая береза

По поверьям, живут они в ветвях плакучих берез и с первым летним теплом выходят по ночам на свободу, собираются по берегам рек и озер, в рощах, бегают по полям. И горе тому мужчине, что попадется на их пути — защекочут, затанцуют, утянут в водную пучину!

В начале Русалочьей недели шли на кладбище, поминали ушедших родственников, украшали березовыми ветками могилы. Главным же обрядом было заламывание, или завивание, березки. Участвовали в обряде только девушки и молодые женщины, недавно вышедшие замуж! Выбиралось отдельно стоящее дерево, которое украшалось бусами и лентами. С песнями заплетались ветки березы. Из них плелись венки. Присутствие вблизи мужчин воспрещалось очень строго! Береза выбиралась вблизи ржаного поля. Считалось, что обряд обеспечит будущий урожай.

Все это позволяет утверждать: культ березы (как и культ вербы) был женским культом плодородия, сохранившимся с языческих времен. Запрет для мужчин находиться в месте обряда или около него, поверья об опасности русалок для них говорят о том же. Трудно, конечно, точно сказать, кого олицетворяла береза. Возможно, Великую богиню-Мать.

Двойственное отношение к березе

И возникают уже несколько иные поверья. Что на березе обитает черт. Что нельзя мужчине сажать возле дома березку — вскоре умрет кто-то из близких. Что ведьма летает не только на помеле, но и на березовой палке, а на самой березе нечисть устраивает свои шабаши. Что подаренные чертом прекрасные белые кони оборачиваются березовыми жердями.

Думаю, что ритуальный запрет на участие мужчин в культе березы в древности был отнюдь не ритуальным. Культы плодородия были женскими у большинства народов. И известные описания их — прежде всего, у эллинов (древних греков) — свидетельствуют, что опасность была самой настоящей. Неосторожного могли просто убить!

Аграфена-купальница

Береза в верованиях других народов

Береза была культовым деревом не только у славян. Поклонялись ей все угро-финские народы: карелы, финны, коми, пермяки, весь, югра и другие. Известно, например, что в 1379 году священная береза вблизи устья р.Вымь была срублена и сожжена Степаном Храпом, будущим епископом Стефаном Пермским, крестителем коми, пермяков, зырян. Верили в сверхъестественную сущность березы германцы. В современной Швеции отмечается посвященный березе праздник — отголосок верований предков шведов, свевов. Священным деревом была береза у кельтов. Такое широчайшее распространение культа может свидетельствовать лишь о глубочайшей его древности.

Руны исполнят ваши желания и помогут принять верное решение в любой ситуации!

Удача улыбнется вам!

Славенский Искон- Священные деревья Славян. Древо богини Лады -

Береза – это одно из самых важных деревьев в культуре древних славян. Но относились к ней по-разному. Иногда березу олицетворяли с душами умерших и злыми силами, а иногда считали ее защитой от них. Вообще береза символизировала приход лета (так как ее почки распускаются во второй половине мая) , а также что-то новое, рождение чего-то.

Березовые веники использовали в бане, веря в ее целительные свойства. Также ветки этого дерева находили применение в различных обрядах и гаданиях.

Русалочья неделя

Славяне верили, что с приходом лета русалки начинают ходить по земле. Но русалки в их представлении это не девушки с рыбьими хвостами. Русалками наши предки называли души усопших. Согласно легендам, русалки обитают в кроне берез. Стоит лету вступить в свои права, они тут же начинают гулять по полям, лесам, берегам водоемов. Опасно было встретить русалку мужчине: она могла утащить беднягу на дно реки или озера. С приходом Русалочьей недели люди посещали кладбища. Там вспоминали умерших родственников и близких, а их могилки украшали ветками берез.

Славянский обряд с березой: как его проводили, в чем его смысл и значение

Но основной славянский обряд с березой – это заламывание. В нем принимали участие молодые девушки и женщины (мужчин не должно было быть). Для обряда отбирали одиноко стоящую березу, которое увешивали цветными и ленточками и бусами.

Во время обычая девушки пели, а также плели венки. Смысл обряда заключался в хорошем урожае. После того, как береза была украшена, девушки садились за трапезу. Основными продуктами на ней были куриные яйца, сметана и творог, квас и пиво. После принятия пищи девушки обменивались подарками, гадали (опускали венки в воду, наподобие Купальского гадания).

Интересно, что после Крещения Руси березу начали украшать крестами. Таким образом, неделя русалок была постепенно забыта и превратилась в православную Троицу.

Обычаи и поверья, связанные с березой:

Таким образом, отношение к березе было неоднозначным и противоречивым. С одной стороны она была символом новой жизни и плодородия, а с другой – болезней и смерти.

Славенский Искон- Священные деревья Славян. Древо богини Лады -

Береза – это одно из самых важных деревьев в культуре древних славян. Но относились к ней по-разному. Иногда березу олицетворяли с душами умерших и злыми силами, а иногда считали ее защитой от них. Вообще береза символизировала приход лета (так как ее почки распускаются во второй половине мая) , а также что-то новое, рождение чего-то.

Березовые веники использовали в бане, веря в ее целительные свойства. Также ветки этого дерева находили применение в различных обрядах и гаданиях.

Русалочья неделя

Славяне верили, что с приходом лета русалки начинают ходить по земле. Но русалки в их представлении это не девушки с рыбьими хвостами. Русалками наши предки называли души усопших. Согласно легендам, русалки обитают в кроне берез. Стоит лету вступить в свои права, они тут же начинают гулять по полям, лесам, берегам водоемов. Опасно было встретить русалку мужчине: она могла утащить беднягу на дно реки или озера. С приходом Русалочьей недели люди посещали кладбища. Там вспоминали умерших родственников и близких, а их могилки украшали ветками берез.

Славянский обряд с березой: как его проводили, в чем его смысл и значение

Но основной славянский обряд с березой – это заламывание. В нем принимали участие молодые девушки и женщины (мужчин не должно было быть). Для обряда отбирали одиноко стоящую березу, которое увешивали цветными и ленточками и бусами. Во время обычая девушки пели, а также плели венки. Смысл обряда заключался в хорошем урожае. После того, как береза была украшена, девушки садились за трапезу. Основными продуктами на ней были куриные яйца, сметана и творог, квас и пиво. После принятия пищи девушки обменивались подарками, гадали (опускали венки в воду, наподобие Купальского гадания).

Интересно, что после Крещения Руси березу начали украшать крестами. Таким образом, неделя русалок была постепенно забыта и превратилась в православную Троицу.

Обычаи и поверья, связанные с березой:

Таким образом, отношение к березе было неоднозначным и противоречивым. С одной стороны она была символом новой жизни и плодородия, а с другой – болезней и смерти.


Для русского человека нет дерева роднее, чем береза. В стародавние времена на Руси березу считали "своим тотемом, родоначальницей и покровительницей". Русская береза -символ России.
Когда-то березу называли "деревом четырех дел":

Грамоту русский народ осваивал на бересте, освещаемой березовою же лучиной. "Крик" в деревнях от тележного скрипа утишался березовым дегтем, да и отвары из почек березы давались младенцам "от крику".
Стоит дерево, цветом зелено, в этом дереве три угодья: первое - больным на здоровье, второе - от тьмы свет, третье -людям колодец.
Старинная эта загадка тесно связана с крестьянским бытом. Париться березовым веником - больным на здоровье, освещать жилище лучиной - от тьмы свет, утолять жажду березовым соком - людям колодец.

В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому встречали его не елью, как теперь, а березой. В это время земледельцы приступали к сельскохозяйственным работам, а береза распускалась первой зеленью, отсюда и древнерусское название марта или апреля - березень. На юге, где весна наступала раньше, березнем называли март, а на севере, куда весна приходила позднее, - апрель. Березозол-март был первым месяцем года до XV века, потом русский календарь был перестроен, а вариант названия сохранился в украинском языке, где март называют березенем.

Из древних летописей известно, что в те времена, когда славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени Берегиня, мать всех духов и всех богатств на земле, а поклонялись ей в образе священного белого дерева - березы. Позднее в славянской мифологии береза почиталась как женский символ во время весеннего праздника Семика.

Зеленые Святки, или Семик, - праздник подрастающих семян, молодой листвы, первых цветов. В эту "русальную неделю", когда начиналось лето красное, веселье не утихало ни ночью, ни днем. Похороны русалок, Похороны кукушки, Похороны Костромы - этими ритуалами прощались с весною, а наступившее лето олицетворяла береза. Ее ветками украшали жилища.

Березку часто рядили в девичье платье: надевали кофту, юбку, фартук, на голову платок или кокошник, - и называли такое заплетенное дерево Девичьей красой. Или березу как символ женственности изображала самая красивая девушка, украшенная березовыми ветками с листвой. Вокруг нее водили хороводы.

Срубленную березу (которую называли в разных местах по-разному: кума, гостейка, семик, куст, баба, красота) носили по селу и при завершении обряда бросали ее в воду, в овраг, в костер (то есть "провожали березку" или "хоронили" ее).

Девушки просили у березы доли, умывались березовым соком для красоты и здоровья. Береза воспринималась как существо живое, могущественное, способное исполнять желания. Девушки несли березе в лес яичницу, пироги, усаживались под деревом, съедали принесенное и обращались к березе с заветными просьбами. Из ее веток плели венки. В Тюмени березку "кормили" в каждом доме. Верили, что та из девушек, которая в Семик сядет в тень березы, непременно в этом году выйдет замуж.

Читайте также: