Сообщение на тему календарь пословиц о временах года

Обновлено: 18.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

2. Основная часть

2.1. Теоретическая часть

2.2.Анкетирование учащихся

2.3.Возникновение календаря

2.3. Практическая часть

3.Заключение

Список используемой литературы (источников):

Приложение 1.

С давних времен народ вел свой календарь, по которому крестьянин смотрел на погоду во дворе, следил за явлениями природы и поговаривал пословицами, какой будет предстоящий сезон. Ведь от этого зависело, каким будет в году урожай, а значит когда и как готовиться к работам на огороде и в поле.

Дневник природы получил название народный календарь, который из поколения в поколение передавал народные знания о природе в пословицах и поговорках. Многие из них не теряют своей мудрости и сейчас, подсказывают нам о погоде и предстоящей смене времени года.

Современный календарь состоит из двенадцати месяцев и каждый из них имеет своё название. Кроме сегодняшних названий, месяцы имели и другие. Эти названия, конечно же, даны были не случайно. Много веков назад не было метеорологических станций, которые могли бы определить прогноз погоды. А так как большинство людей занимались земледелием, для них было очень важно вести наблюдения за природой. В результате этого и появились пословицы, поговорки, приметы, которые являются кладезем народной мудрости.

Их в русском языке достаточно много, они делают нашу речь красочной, образной, а вместе с тем, могут иметь практическую ценность. Пословицы, поговорки, связанные с народным календарём, часто мы встречаем в художественной литературе.

Изучать малые жанры устного народного творчества о природе и погоде – очень интересное занятие.

Данная проектная работа направлена на формирование интереса детей к географии и литературе, развитие поисково-познавательной деятельности школьников, и позволяет учащимся реализовать свою познавательную активность.

Материалы этой работы помогут познакомиться школьникам с пословицами и поговорками, а так же с народными приметами о погоде в природе. Реализация проекта предусматривает постановку проблемы, поиск её решения через наблюдения, беседы, изучение литературных источников, Интернет-ресурсов при поиске нужной информации, художественно-эстетическую деятельность.

Актуальность выбранной темы:

В последнее время ребята всё с большей неохотой относятся к чтению книг. Чтобы привлечь внимание учащихся к литературе и географии я решил в своём проекте показать, что география – это творческая наука.

При подготовке к проектной работе я задался вопросом: Как по пословицам и поговоркам, можно определить какая будет погода?

И выдвинул гипотезу, что люди недаром придумали приметы про погоду.

Актуальность моей работы заключается в необходимости сберечь пословицы и поговорки.

Цель и задачи проекта:

Цель: Составить календарь погоды в пословицах и поговорках.

Для достижения цели мною были поставлены следующие

- изучить, что такое календарь погоды;

- выяснить, как он отражен в пословицах и поговорках;

- исследовать пословицы, поговорки о погоде и природе;

- классифицировать их по временам года;

- познакомиться с произведениями художественной литературы, где используются пословицы, поговорки данной тематики;

- провести анкетирование среди учащихся по данной теме;

- на основе полученной информации составить календарь с названиями месяцев, придуманных народом.

Объектом исследования являются пословицы и поговорки, народные приметы.

Методы исследования: Для решения поставленных задач используются наблюдение, описание, анкетирование. Сбор материала проводился посредством методов анализа и сравнения.

Практическая ценность работы заключается в том, что результаты моей работы будут интересны тем, кто интересуется народными приметами . Материал работы можно применять как дополнительный, при проведении уроков , литературы, географии. А также при проведении классных часов для учащихся школы

2.Основная часть

2.1.Теоретическая часть

Глава 1. Постановка проблемы проектной работы и пути её решения.

Актуальность, которой выражается тем, что в последнее время снизился

интерес к чтению книг у школьников, а вместе с тем они меньше стают наблюдать за окружающим миром и не знают народных примет, пословиц и поговорок.

После постановки проблемы я наметил план действий по сбору материалов для моей проектной работы:

- посетил школьную и центральную районную библиотеки, где изучил литературные источники по своей проблеме;

- провёл анкетирование среди учеников моего класса, с целью узнать какие пословицы и поговорки о погоде они знают.

2.2. Анкетирование учащихся


Изучив теоретический материал, я провёл опрос о значимости пословиц, поговорок и примет для учеников нашего класса и выяснил, что из 9 опрошенных:
1. 6 человек знают пословицы и поговорки о природе, погоде.
2.На вопрос: Верите ли вы в народный календарь? 7 человек ответили положительно
3. 2 человека пользуются народным календарём.

4. 9 человек уверены, что современные школьники должны знать и изучать народный календарь.

5. 4 человека поделились с нами знаниями народного календаря.
Проанализировав изученный материал, я постарался создать свой календарь, где придумал свои названия месяцам.

Вывод : В результате моего исследования было собрано много интересных фактов и полезной информации для моей проектной работы.

Глава 2. Обзор литературы по проблеме исследования

При написании данной работы мной была использована научная и учебно-методическая литература по географии, и литературные произведения. При чтении литературных источников мне удалось выяснить, что в произведениях часто встречаются, описание народных примет о погоде.

Я узнал много новых пословиц и поговорок о природе.

Для сбора литературы для моей проектной работы я посетил центральную районную библиотеку и школьную, где изучал книги по теме моей проектной работы.

Также я воспользовался интернет источниками, подбирая дополнительную информацию для своей проектной работы.

Вывод: В результате работы, с книгами, журналами и интернет - источниками мне удалось собрать большой и интересный материал для моего исследования.

Вывод по результатам работы теоретической части

Я собрал и изучил литературу и интернет – источники, по народным приметам о погоде.

В итоге мне удалось узнать о возникновении календаря, а именно:

2.3. Возникновение календаря.


Зарождение календаря имеет такое же значение, как возникновение письменности и счёта. В разное время у разных народов появились отличные друг от друга календари. Основной мерой времени был день, длившийся от восхода до заката Солнца, а затем в системе отсчёта появились сутки. Уже у древних греков появились своеобразные календари природы, которые имеют свою долгую и ещё недостаточно выясненную историю. Так, например, в 5 в. до н.э. греческий астроном Мешон устанавливал на городских площадях календари - парапегмы – дощечки с указанием ежедневных средних параметров погоды.

Хранящаяся в Британском музее глиняная плитка – памятник вавилонского календаря.

2.4. Практическая часть

Я тщательно проанализировал материалы своего исследования и наметил дальнейшие пути работы:

- собрать пословицы и поговорки о погоде;

- распределить их по месяцам года;

Для этого я посетил районную и школьную библиотеки, изучил Интернет- ресурсы и узнал много интересного.

Вывод: В завершении первой половины практической части собрал очень

интересный материал для своего календаря,

На основании собранного материала я приступил к составлению своего календаря

Вывод: Составленный календарь, на мой взгляд, получился интересным, ярким и познавательным.

Вывод по практической части:

Собрав и изучив литературу по географии, литературе, народным приметам, дополнил собранный материал информацией из Интернет - источников.

Моя работа проходила в несколько этапов. Я прочел много различной литературы и информации в сети Интернет по народным приметам, пословицам и поговоркам о погоде.

В процессе проектной работы, выяснилось много интересных фактов и я считаю, что разработанный мною календарь будет интересен учащимся нашей школы.

Во все времена людей интересовало, что происходит за окнами их жилищ, поэтому народ сложил множество пословиц о погоде. Ведь от нее во многом зависела его жизнь и благосостояние. Некоторые поучительные мысли народа дошли и до нашего поколения. Они до сих пор способны принести пользу в реальной жизни. Многие люди используют пословицы в речи, чтобы показать свой языковой уровень, свою принадлежность к великому народу. Иногда они так и просятся с языка!

Зарождение календаря имеет такое же значение, как возникновение письменности и счёта. В разное время у разных народов появились отличные друг от друга календари. Основной мерой времени был день, длившийся от восхода до заката Солнца, а затем в системе отсчёта появились сутки. Уже у древних греков появились своеобразные календари природы, которые имеют свою долгую и ещё недостаточно выясненную историю. Так, например, в 5 в. до н.э. греческий астроном Мешон устанавливал на городских площадях календари-парапегмы – дощечки с указанием ежедневных средних параметров погоды.

12 месяцев поделены на сезоны: зима, весна, лето, осень. Каждый сезон состоит из 3 месяцев. Название месяцев всем хорошо известны, но были и другие названия этих месяцев, которые красноречиво говорили о характере каждого из месяцев. Можно считать, что эти названия своего рода приметы. Итак, календарь возник очень давно, его роль не только вести летоисчисление, но и наблюдать за изменением погоды. Народные мысли о погоде помогают понять, что у природы нет плохой погоды. Каждая пора года по-своему прекрасна.

Моё исследование доставило мне огромное удовольствие. Было очень интересно общаться с разными людьми. Работая с разными информационными источниками, я узнал много нового. Я стал внимательней. А сколько может подсказать внимательному человеку природа! Например, какая будет сегодня погода? И какой она будет завтра.

3.2. Оценка полноты решения поставленных задач

В ходе работы, я систематизировал материал о народных приметах.

Я считаю, что моя работа актуальна на сегодняшний день, так как она помогает более подробно изучить пословицы и поговорки, а так же народные приметы о погоде.

Я уверен, что материалы моего проекта могут быть использованы как дополнительный материал на уроках географии, литературы, на мой взгляд, его могут использовать классные руководители, при подготовке классных часов по краеведению,

В начале своего исследования я выдвинул гипотезу, что люди недаром придумали приметы про погоду.

Проделанная мной работа полностью подтвердила мою гипотезу, при подробном изучение народных примет, пословиц и поговорок я удостоверился что по ним полностью можно предсказывать какая будет погода.

Работа носит просветительский характер.

Все поставленные задачи моего исследования выполнены, заданная цель работы достигнута. Я искренне надеюсь, что моя работа заслуживает внимания.

3.3. Перспективы дальнейшего исследования.

Получив желаемые результаты в ходе исследования и, будучи удовлетворён своей работой, я надеюсь продолжить изучение народных пословиц и поговорок..

3.4.Практическое применение данной работы: Работа может быть использована в школах Лаишевского района при проведении классных часов, а также - как информационно-просветительский материал в виде календаря.

Список литературы

Даль В. И. Пословицы русского народа. - М.: Изд-во Эксмо, Изд-во ННН, 2003, - С.616 .

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1-4.- М., 1955.

Плесовский Ф.В. Коми пословицы и поговорки. Изд. 2. Сыктывкар , 1983 г.

Тупицина Т. С. Пословица - всем умам помощница. // Начальная школа, 1991 г., № 7, с. 44.

Сысоев, В.Д. Пословицы и поговорки./ В.Д. Сысоев. – М: АСТ. Астрель, 2007.

Ушакова, О. Д. Пословицы, поговорки и крылатые выражения./ О. Д.Ушакова. - Санкт-Петербург: Литература, 2007.

Приложение 1.

А Н К Е Т А

Знаешь ли ты пословицы и поговорки о погоде?

1. Верите ли вы в народный календарь? __________________________________


2.Пользуйтесь ли вы народным календарём?______________________________

3. Какие народные приметы о погоде вы знаете?________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Какие пословицы о природе вы знаете?________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Какие поговорки о погоде вы знаете?________________________________________________________________________________________________________________________________

6. В каких литературных произведениях мы можем встретить пословицы и поговорки?____________________________________________________________________________________________________________________________

7. Знаете ли вы, как в старину назывались месяцы года?_________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Почему люди придумали народный календарь примет о погоде?______________________________________________________________________________________________________________________________

10. Какие загадки о погоде вы знаете?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кряжевских Светлана Викторовна

С давних времен народ вел свой календарь, по которому крестьянин смотрел на погоду во дворе, следил за явлениями природы и поговаривал пословицами, какой будет предстоящий сезон. Ведь от этого зависело, каким будет в году урожай, а значит когда и как готовиться к работам на огороде и в поле.

ВложениеРазмер
kalendar_pogody_v_poslovitsah_pogovorkah_russkogo_naroda.docx 43.08 КБ

Предварительный просмотр:

1.1 Возникновение календаря. 4-5

1.2 Народный календарь в пословицах, поговорках .…………………. 5-9

1.3 Использование пословиц, поговорок о погоде в художественных произведениях. 9-10

С давних времен народ вел свой календарь, по которому крестьянин смотрел на погоду во дворе, следил за явлениями природы и поговаривал пословицами, какой будет предстоящий сезон. Ведь от этого зависело, каким будет в году урожай, а значит когда и как готовиться к работам на огороде и в поле.

Дневник природы получил название народный календарь, который из поколения в поколение передавал народные знания о природе в пословицах и поговорках. Многие из них не теряют своей мудрости и сейчас, подсказывают нам о погоде и предстоящей смене времени года.

Современный календарь состоит из двенадцати месяцев и каждый из них имеет своё название. Кроме сегодняшних названий, месяцы имели и другие. Эти названия, конечно же, даны были не случайно. Много веков назад не было метеорологических станций, которые могли бы определить прогноз погоды. А так как большинство людей занимались земледелием, для них было очень важно вести наблюдения за природой. В результате этого и появились пословицы, поговорки, приметы, которые являются кладезем народной мудрости.

Их в русском языке достаточно много, они делают нашу речь красочной, образной, а вместе с тем, могут иметь практическую ценность. Пословицы, поговорки, связанные с народным календарём, часто мы встречаем в художественной литературе.

  • изучить, что такое календарь погоды
  • выяснить, как он отражен в пословицах и поговорках.

Объектом исследования являются пословицы и поговорки.

Для решения поставленных задач используются наблюдение, описание, анкетирование. Сбор материала проводился посредством методов анализа и сравнения.

1. Теоретическая часть

1.1 Возникновение календаря.


Зарождение календаря имеет такое же значение, как возникновение письменности и счёта. В разное время у разных народов появились отличные друг от друга календари. Основной мерой времени был день, длившийся от восхода до заката Солнца, а затем в системе отсчёта появились сутки. Уже у древних греков появились своеобразные календари природы, которые имеют свою долгую и ещё недостаточно выясненную историю. Так, например, в 5 в. до н.э. греческий астроном Мешон устанавливал на городских площадях календари - парапегмы – дощечки с указанием ежедневных средних параметров погоды.


1.2.Народный календарь в пословицах, поговорках


Зима
Год декабрем кончается, а зима зачинается.
Декабрь — месяц лютый, спрашивает, как обутый.
Декабрь — шапка зимы.
Декабрь мостит мосты без топора, без гвоздей, без досок.
Декабрь снежный и холодный — будет и год плодородный.
Декабрь солнцеворотом славен.
Декабрь спросит, что лето принесло (припасло).
Декабрь узоры на окнах расписывает.
Готовь сани летом, телегу зимой.
Кабы на цветы не морозы, и зимой цветы бы расцветали.
Снег холодный, а от мороза укрывает, сегодня не тает, а завтра кто знает.
Февраль переменчив: то январем потянет, то мартом проглянет.
Мороз невелик, стоять не велит.
Береги нос в сильный мороз.
Где снег, там и след.
В зимний холод всякий молод.
Январь – году начало, зиме середина.
Январь – дальний предвестник весны.
Февраль корове рог сломал.
Февральская ростепель ничего не стоит.

Весна .
Март у матери-зимы шубу купил, да через три дня ее продал.
Марток — надевай двое порток.
Апрель спит да дует — бабе тепло сулит; мужик глядит: что-то ещё будет.
Май на порог весну приволок.
Соловей мал, да знает май.
Март — пролетье, весна начинается.
В марте курица из лужицы напьётся.
Март — не весна, а предвесенье.
Март — пустые щи.
Апрельский цветок ломает снежок.
Дождались полной водицы, ай да батюшка апрель!
Дождь в мае хлеба поднимает.
Май лошадь откормит.
Март сухой, да мокрый май, будет каша и каравай.
Не гаси печей, пока апрель у плечей.

Лето.
В июне на дворе пусто, да на поле густо.
В июне заря с зарей сходятся.
Жара рождает ветер, прохлада – дождь.
В июне солнце высоко, с утра до вечера далеко.
Июньские дожди лучше золотой горы.
Июньские ночи воробьиного носа короче.
Июнь — грозами богат.
Июнь — время длинных трав и сенокосов.
Июнь — месяц красный, румянец года.
Июньское ведро колосит хлеба.
В каждой копне, коль сгребена не в дождь, – пуд меду найдешь.
В июле стрекоза и муравей не понимают друг друга: муравей трудится, а стрекоза красуется.
Июль — макушка лета, декабрь — шапка зимы.
Июль — месяц ягод, зеленая страда.
Июль — перелом лета, месяц красного цвета.
Июль — сладкоежка: щедр на душистые ягоды.
В августе до обеда – лето, а после обеда – осень.
В августе лето навстречу осени вприпрыжку бежит.
Весна красная, а лето страдное.
Кто в августе спит, тот голодный будет ходить.
На зимний стол август готовит разносол.

Осень .
В сентябре огонь и в поле, и в избе.
Холоден сентябрь да сыт.
Батюшка сентябрь не любит баловать.
В сентябре днем погоже, да по утрам негоже.
В сентябре лето кончается, осень начинается.
В сентябре синица просит осень в гости.
Сентябрь без плодов не бывает.
Сентябрь — вечер года.
В октябре на одном часу и дождь и снег.
Октябрь плачет холодными слезами.
Октябрь — месяц близкой пороши.
К октябрю березы оголяются.
В октябре только и ягод, что рябина.
Ноябрь - ворота зимы.

Ноябрь - сентябрёв внук, октябрёв сын, а зиме родной батюшка.

В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются.

Ноябрь - сумерки года.

В ноябре мужик с телегою прощается, в сани забирается.

Ноябрь с гвоздем, декабрь с мостом.


1.3. Использование пословиц, поговорок о погоде в художественных произведениях


Июль - макушка лета,-
Напомнила газета,
Но прежде всех газет-
Дневного убыль света;
Но прежде малой этой,
Скрытнейшей из примет,-
Ку-ку, ку-ку,- макушка,-
Отстукала кукушка
Прощальный свой привет.
А с липового цвета.

Считай, что песня спета,
Считай, пол-лета нет,-
Июль – макушка лета.

Если внимательно изучать произведения, то почти в каждом из них вы найдет приметы, пословицы и поговорки.


Пастух и земледел в младенческие леты,
Взглянув на небеса, на западную тень,
Умеют уж предречь и ветер, и ясный день,
И майские дожди, младых полей отраду,
И мразов ранний хлад, опасный винограду.

2. Практическая часть

2.1 Анкетирование учащихся


Изучив теоретический материал, я провела опрос о значимости пословиц, поговорок и примет для учеников нашего класса и выяснила, что из 15 опрошенных:
1. 12 человек знают пословицы и поговорки о природе, погоде. (80%)
2.На вопрос: Верите ли вы в народный календарь? 7 человек ответили положительно (47%)
3. 6 человек пользуются народным календарём. (40%)
4. 15 человек уверены, что современные школьники должны знать и изучать народный календарь. (100%)
5. 4 человека поделились с нами знаниями народного календаря.
Проанализировав изученный материал, я постаралась создать свой календарь, где придумала свои названия месяцам.


Цель нашего исследования: - изучить, что такое календарь погоды, и выяснить, как он отражен в пословицах и поговорках.

Содержимое разработки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Г. АСТРАХАНИ

Учебно-исследовательская работа на тему:

«Как календарь погоды отражён в пословицах

Клынина Анастасия , ученица 5 «А" класса. Руководитель: Жадан Е.А., учитель русского языка и литературы.

У природы нет плохой погоды - Каждая погода благодать. Дождь ли снег - любое время года Надо благодарно принимать… Э.Рязанов

У природы нет плохой погоды - Каждая погода благодать. Дождь ли снег - любое время года Надо благодарно принимать…

Э.Рязанов

Древние славяне связывали название месяцев с явлениями природы или деятельностью человека. Это сейчас, в современном мире, можно узнать погоду на сегодня и завтра легко и быстро, благодаря работе Гидрометцентра. В древности люди внимательно следили за текущими изменениями погоды, за поведением животных, пчел, муравьев и т.д. А так как большинство людей занимались земледелием, для них было очень важно вести наблюдения за природой. В результате этого и появились пословицы, поговорки, приметы, которые являются кладезем народной мудрости.

Древние славяне связывали название месяцев с явлениями природы или деятельностью человека. Это сейчас, в современном мире, можно узнать погоду на сегодня и завтра легко и быстро, благодаря работе Гидрометцентра. В древности люди внимательно следили за текущими изменениями погоды, за поведением животных, пчел, муравьев и т.д. А так как большинство людей занимались земледелием, для них было очень важно вести наблюдения за природой. В результате этого и появились пословицы, поговорки, приметы, которые являются кладезем народной мудрости.

Цель нашего исследования:

- изучить, что такое календарь погоды, и выяснить, как он отражён в пословицах и поговорках.

Достижение цели работы предполагает выполнение следующих задач:

Для решения поставленных задач был использован следующий комплекс методов:

Гипотеза исследования.

Погоду с большой долей вероятности можно определить с помощью народных пословиц и поговорок. Е сли народные приметы, предсказывающие погоду, сохраняются на протяжении веков, то они могут быть правдивы, так как прошли проверку временем.

Актуальность моей работы заключается в необходимости изучить пословицы, поговорки, привлечь школьников и максимально обогатить их знания об устном народном творчестве предков, заложенные в народных приметах на погоду. Многие признаки погоды выражены в народных пословицах и поговорках о погоде.

Проблемный вопрос : Как календарь погоды отражён в пословицах и поговорках русского народа? Объект исследования : народные пословицы, поговорки о временах года и погоде. Предмет исследования: народный календарь в пословицах, поговорках, приметах, предсказывающих погоду. База исследования : ученики 5 классов.

Проблемный вопрос :

Как календарь погоды отражён в пословицах и поговорках русского народа?

Объект исследования : народные пословицы, поговорки о временах года и погоде.

Предмет исследования: народный календарь в пословицах, поговорках, приметах, предсказывающих погоду.

База исследования : ученики 5 классов.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее материалы могут быть использованы: на уроках литературы, в лекционных и практических курсах по литературе. Эта работа позволит расширить и систематизировать знания учащихся о календаре погоды, о пословицах и поговорках русского народа.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее материалы могут быть использованы:

  • на уроках литературы,
  • в лекционных и практических курсах по литературе.

Эта работа позволит расширить и систематизировать знания учащихся о календаре погоды, о пословицах и поговорках русского народа.

План исследования: Введение. Возникновение календаря. Народный календарь в пословицах и поговорках русского народа. Старинные названия месяцев. Кто же даёт точный прогноз - гидрометцентр или пословицы и поговорки? Что такое пословицы и поговорки? Календарь погоды по временам года. Значение и смысл пословиц и поговорок. Практическая часть. Анкетирование. Анализ результатов и выводы.

План исследования:

Возникновение календаря.

12 месяцев поделены на сезоны: зима, весна, лето, осень. Каждый сезон состоит из 3 месяцев. Название месяцев всем хорошо известны, но были и другие названия этих месяцев, которые красноречиво говорили о характере каждого из месяцев. Можно считать, что эти названия своего рода приметы.

Старинные названия месяцев.

Старинные названия месяцев.

Кто же даёт точный прогноз – гидрометцентр или пословицы и поговорки? Прогноз погоды, передаваемый по радио или телевидению, даёт лишь общие представления о состоянии погоды на очень большие территории. Народные пословицы и поговорки очень часто могут быть полезными. Особенно для охотников и рыболовов в части предсказания погоды. Народные приметы о погоде могут выручить перед охотой или рыбалкой.

Кто же даёт точный прогноз – гидрометцентр или пословицы и поговорки?

Прогноз погоды, передаваемый по радио или телевидению, даёт лишь общие представления о состоянии погоды на очень большие территории.

Народные пословицы и поговорки очень часто могут быть полезными. Особенно для охотников и рыболовов в части предсказания погоды. Народные приметы о погоде могут выручить перед охотой или рыбалкой.

Пословица – это краткое народное изречение с назидательным смыслом. Поговорка –это выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, цельного предложения. Общее между пословицами и поговорками только народное авторство и заложенная в них мудрость.

Пословица – это краткое народное изречение с назидательным смыслом.

Поговорка –это выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, цельного предложения.

Общее между пословицами и поговорками только народное авторство и заложенная в них мудрость.

"Поговорка – цветок", "пословица – ягодка".

Календарь погоды по временам года. Жизнь природы, зависимость животного, растительного мира от состояния атмосферы ярко и многогранно отражены в народных пословицах и поговорках. В многочисленных пословицах и поговорках запечатлены советы земледельцам, краткосрочные и долгосрочные прогнозы погоды, житейский опыт. Подобно тому, как год мы делим на сезоны, так и поговорки с пословицами можно систематизировать по сезонным признакам.

Календарь погоды по временам года.

Жизнь природы, зависимость животного, растительного мира от состояния атмосферы ярко и многогранно отражены в народных пословицах и поговорках. В многочисленных пословицах и поговорках запечатлены советы земледельцам, краткосрочные и долгосрочные прогнозы погоды, житейский опыт. Подобно тому, как год мы делим на сезоны, так и поговорки с пословицами можно систематизировать по сезонным признакам.

Зима Вот и зима прошла, а с ней по пословицам и поговоркам умный народ читал погоду за окном и строил догадки о предстоящей весне: сколько снега навалило, каков мороз, а когда первые сосульки закапают. Ведь многие приметы зимы рассказывали о наступлении весны, ранняя или поздняя, а ведь от весны уже зависело то, каким будет лето, а с ним и урожай на весь год. Зиму в поговорках называют чародейкой, которая машет косматым рукавом, хвастается красотой лесного царства, весело усмехается и тешится над людьми. Мороз не велик, а стоять не велит.

Вот и зима прошла, а с ней по пословицам и поговоркам умный народ читал погоду за окном и строил догадки о предстоящей весне: сколько снега навалило, каков мороз, а когда первые сосульки закапают. Ведь многие приметы зимы рассказывали о наступлении весны, ранняя или поздняя, а ведь от весны уже зависело то, каким будет лето, а с ним и урожай на весь год.

Зиму в поговорках называют чародейкой, которая машет косматым рукавом, хвастается красотой лесного царства, весело усмехается и тешится над людьми. Мороз не велик, а стоять не велит.

холодный — будет и

Весна в поговорках и пословицах предстаёт разной. Она то весёлая — солнцем радует, то грустная — дождями плачет, то тепло дарит, то снежок кидает. В поговорках и пословицах подмечается, что весна может покапризничать.

Когда приходила долгожданная весна по пословицам и поговоркам в народном календаре смотрели, какой она будет - ранней или поздней, солнечной или мокрой. Ведь по многим приметам весны можно было узнать о предстоящем сезоне лета.

На смену весне приходило теплое лето. Крестьянина в первую очередь волновал вопрос, каким будет урожай? А это уже зависело от того, каким будет лето: дождливым или солнечным, холодным или засушливым. Ведь многие приметы лета могли рассказать очень многое о погоде и предстоящем урожае.

Лето — самое тёплое время года. Пора радости. Люди гуляют, загорают, купаются. В полях кипит работа, в лесах собирают грибы. Лето собирает, а зима поедает.

богат — к урожаю.

не в дождь, – пуд меду найдешь.

  • Жара рождает ветер, прохлада - дождь.
  • Знать по цвету, что дело идет к лету.
  • Июнь — грозами богат.
  • Кто в августе спит, тот голодный будет ходить.
  • Летней день год кормит.
  • Лето дождливое — зима снежная, морозная.
  • Лето сухое, жаркое — зима малоснежная, морозная.
  • На зимний стол август готовит разносол.
  • Сырое лето и теплая

осень — к долгой зиме.

Осень Медленно и неспешно наступала осень. Дальновидный народ уже смотрел на предстоящую зиму, а об этом говорило многое, например, стаи перелетных птиц, дождливая или теплая погода, со снегом ли поздняя осень. Ведь по многим приметам осени можно было строить догадки о том, какова будет зима - короткая и мокрая, либо долгая и холодная. Осень — красивое время года. Золотая пора листопада, первая утренняя корочка льда на лужице, первый лёгкий снежок. Богатство грибов.

Медленно и неспешно наступала осень. Дальновидный народ уже смотрел на предстоящую зиму, а об этом говорило многое, например, стаи перелетных птиц, дождливая или теплая погода, со снегом ли поздняя осень. Ведь по многим приметам осени можно было строить догадки о том, какова будет зима - короткая и мокрая, либо долгая и холодная.

Осень — красивое время года. Золотая пора листопада, первая утренняя корочка льда на лужице, первый лёгкий снежок. Богатство грибов.

Значение и смысл пословиц и поговорок.

Смысл пословиц и поговорок о зиме.

Зима без снега — лето без хлеба.

Какое будет лето зависит от зимы, урожай зависит от погоды.

Снег глубок — год хорош.

Много снега, значит весной будет много воды, земля пропитается влагой и урожай озимых будет хороший.

Смысл пословиц и поговорок о весне выражает не только красоту и значимость этой поры, но и важность весеннего дня для всего года, к примеру весенний сезон был очень важен для крестьян, сеявших хлеб. Также в этих пословицах сосредоточено много народных примет и наблюдений за весенней погодой.

Грач в воздухе - весна на улице.

Значение и смысл пословиц и поговорок Смысл пословиц и поговорок о лете. Пословицы о красоте летней природы, о важности лета, об урожае, который затем весь год кормит. Ранний дождичек казной подарит, а поздний вконец разорит . Для полевых культур важен полив, чтобы трава нарастала массой, наливалась ботва, колос формировал много зерен. Поздний дождь во время жатвы замочит хлеб, сгниет урожай. Разорение, да и только. Смысл пословиц и поговорок об осени. В октябре ни на колесах, ни на полозьях. В октябре обычно начинается сезон дождей, и поэтому земля раскисает, на санях еще ездить рано, а на колесах ездить поздно – увязнуть можно.

Значение и смысл пословиц и поговорок

Смысл пословиц и поговорок о лете.

Пословицы о красоте летней природы, о важности лета, об урожае, который затем весь год кормит.

Ранний дождичек казной подарит, а поздний вконец разорит .

Для полевых культур важен полив, чтобы трава нарастала массой, наливалась ботва, колос формировал много зерен. Поздний дождь во время жатвы замочит хлеб, сгниет урожай. Разорение, да и только.

Смысл пословиц и поговорок об осени.

В октябре ни на колесах, ни на полозьях.

В октябре обычно начинается сезон дождей, и поэтому земля раскисает, на санях еще ездить рано, а на колесах ездить поздно – увязнуть можно.

Анкетирование. Вопросы анкеты. 1.Знаете ли Вы пословицы и поговорки о природе, погоде? 2.Верите ли Вы в народный календарь погоды? 3.Пользуетесь ли Вы календарём погоды для определения погоды? 4.Как Вы думаете, кто же даёт точный прогноз – гидрометцентр или пословицы и поговорки?

Анкетирование.

Вопросы анкеты.

1.Знаете ли Вы пословицы и поговорки о природе, погоде?

2.Верите ли Вы в народный календарь погоды?

3.Пользуетесь ли Вы календарём погоды для определения погоды?

4.Как Вы думаете, кто же даёт точный прогноз – гидрометцентр или пословицы и поговорки?

Результаты анкетирования.

Результаты анкетирования.

Результаты анкетирования.

Результаты анкетирования.

 Анализ результатов и выводы. В ходе исследования, мы пришли к следующим выводам: - пословицы учат человека морали, правильному отношению к людям и окружающей среде; - пословицы и поговорки накопили в себе мудрость многих поколений, они имеют поучительный характер; - через пословицы и поговорки мы знакомимся с явлениями природы с самого раннего детства, учимся не только замечать изменения в природе, но и радоваться им.

Анализ результатов и выводы.

В ходе исследования, мы пришли к следующим выводам:

- пословицы учат человека морали, правильному отношению к людям и окружающей среде;

- пословицы и поговорки накопили в себе мудрость многих поколений, они имеют поучительный характер;

- через пословицы и поговорки мы знакомимся с явлениями природы с самого раннего детства, учимся не только замечать изменения в природе, но и радоваться им.

Использованная литература и Интернет-ресурсы.

Весна красна цветами, осень — хлебами, а зима — снегами.

Весна и осень — на дню погод восемь.

Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна.

Пословицы про зиму

Зимой снег глубокий — летом хлеб высокий.

Зима лето пугает, да всё равно тает.

Как мороз ни скрипуч, да не больно жгуч.

Январь — году начало, зиме середина.

Мороз и метели под февраль налетели.

Мороз не велик, да стоять не велит.

Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

Береги нос в большой мороз.

В зимний холод всякий молод.

Два друга — мороз да вьюга.

Хороший снежок урожай сбережёт.

Первая пороша — не санный путь.

Спасибо, мороз, что снегу нанёс.

Пословицы про весну

Весна — зажги снега, заиграй овражки.

Убери пень в вешний день, и тот красив будет.

Без первой ласточки весна не обходится.

Кто весною потрудится, тот осенью повеселится.

Кто спит весной, плачет зимой.

Весной трёх погожих дней рядом не бывает.

Вешний день год кормит.

В марте курочка под порожком напьётся.

Март с водой, апрель с травой.

Май холодный — год хлебородный.

Глубже вспашешь — больше хлеба возьмёшь.

Май леса наряжает и лето в гости поджидает.

Майский мороз не выдавит слёз.

Весной дождь парит, а осенью мочит.

Весною ёрш дороже, чем осенью лосось.

Бывает май — под кустом рай, бывает май — коню сена дай, а сам на печь залезай.

Пословицы про лето

Лето — припасиха, зима — подбериха.

Летом каждый кустик ночевать пустит.

Летний день — за зимнюю неделю.

В летнюю пору заря с зарёй сходится.

Что летом родится, зимой пригодится.

Летом не соберёшь — зимой не найдёшь.

В июне на дворе пусто, а на поле густо.

Июнь с косой по лугам прошёл, а июль с серпом по хлебам побежал.

Июль — макушка лета.

В августе серпы греют, вода холодит.

Лето припасает, зима поедает.

Пословицы про осень

В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, свистит и рвёт, льёт и снег метёт.

Читайте также: