Зарождение литературы в прикамье сообщение

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок 2. Фольклор. Собиратели фольклора Прикамья.

1. Вступительная беседа. Повторение изученного.

- Что такое фольклор? (Народное искусство, знание)

- Когда и как он появился?

- В чем сходство и различие фольклора разных народов?

(В фольклоре любого народа отражены его история, его жизнь, мудрость.

Идеи фольклора общие, но каждый народ выражает их своим языком).

2. Из истории собирания фольклора народов Прикамья.

Впервые записывать произведения устного народного творчества начали в Европе сотни лет тому назад, но изучать его стали только в 18 веке.

В России первые записи появились в 18 веке.

20 годы 18 века. На Урале их делали по указанию Василия Никитича Татищева (основателя Перми и Екатеринбурга).

В начале 19 века Владимир Иванович Даль собирал на Урале русский и татаро-башкирский фольклор.

В 1833 году А.С. Пушкин записал в Оренбургской губернии предания и песни о Емельяне Пугачеве.

Большое значение в истории собирания народного творчества Прикамья имела деятельность писателя Ф.М.Решетникова.

Высоко ценил устное поэтическое творчество Д.Н.Мамин-Сибиряк.

В 20 веке собирал фольклор сельский учитель В.Н.Серебренников, преподаватель ПГПУ И.В.Зырянов, его коллеги и студенты.

3. Самостоятельное чтение статьи про В.Н.Серебренникова(1881-193).

Родился в семье священника. Андреевское двухклассное училище.

Пермское духовное училище. Похвальный лист.

Пермская духовная семинария.

После окончания семинарии поехал учить грамоте детей. Общительный, веселый, шутник и затейник, молодой сельский учитель был душой деревенских посиделок.

В детстве маленький Валентин знал много сказок, пословиц, поговорок, постоянно запоминал новые. Позже появилась потребность не только запоминать, но и записывать произведения. Так он и стал собирателем местного фольклора. Это стало целью его жизни.

В возрасте 35 лет Валентин Николаевич стал студентом Пермского университета. Он публикует четыре небольшие книжицы.

После окончания университета Серебренников едет в Кунгур. Свое свободное время собирает и публикует фольклорные произведения. По его инициативе в Кунгуре было создано общество краеведения.

Мечта фольклориста сбылась, пусть даже после его смерти.

Иван Васильевич Зырянов известен как ученый, писатель и собиратель народного творчества. После окончания Пермского педагогического университета вернулся в Красновишерск и работал учителем литературы.

Во время каникул отправлялся в экспедиции за песнями, сказками один или со школьниками. Ему удалось записать обряд чердынской свадьбы.

Глубокие знания Прикамского фольклора помогли И.В.Зырянову написать научный труд, а за сборники народной поэзии он был принят в Союз писателей. В последнее время он жил в Перми и работал преподавателем педагогического института.

5. Жанры фольклора.

Эпические фольклорные жанры:

· сказка (волшебные сказки, сказки о животных; бытовые сказки)

Лирические фольклорные жанры:

· частушки («Ой, маменька, тошно, // Хвораю нарочно)

Драматические фольклорные жанры:

6. Пословицы и поговорки о Пермском крае (проверка домашнего задания)

К большому терпенью придёт и уменье.

За глупой головой и ногам плохо.

Догадка не хуже разума.

Ум как нож — остёр, когда есть хороший брусок.

7. Сказка - эпический жанр фольклора, в основе которого лежит фантастический вымысел.

Характерные черты сказки:

· конфликт добра и зла;

· мифологический, вымышленный мир;

· сказочные приемы и образы.

Сказки традиционно подразделяются на сказки о животных, бытовые и волшебные.

Действие волшебной сказки происходит в мифологическом вымышленном мире. Волшебная сказка предполагает использование ряда устойчивых приёмов:

-приём троекратного повторения (три сына, три испытания героя, тридесятое царство),

-наличие героя-помощника (звери, помогающие герою в прохождении испытаний,

-волшебного предмета: волшебная палочка, ковёр-самолёт, скатерть-самобранка).

В бытовой сказке действие происходит в реальности.

Бытовые сказки строятся на сюжете, где главный герой, чаще всего простой, небогатый человек, благодаря своей смекалке и находчивости выходит победителем из сложной ситуации.

В сказках о животных героями являются животные, которые наделяются, как правило, устойчивыми характерами: заяц трусливый, лиса хитрая, волк глупый. Эти сказки носят воспитательно-развлекательный характер.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первые пермские книги

Сейчас эта тоненькая книжечка в скромном переплете хранится в Отделе редкой книги Государственной библиотеки имени В. И. Ленина в стальном сейфе в небольшой плоской коробочке, оклеенной изнутри байкой. Выдают ее только по специальному разрешению…

В чем дело? Почему такие необычные условия хранения?

Эта книга — архиуникальна. Науке известен лишь этот один-единственный экземпляр ее. Но эта уральская книга интересна не только как библиографический раритет. Она первая в России книга по типографскому делу.

В 1939 году было основано Пермское книжное издательство как полиграфическое предприятие областного значения. В 1940-х - начале 1950-х годов оно выпускало преимущественно агитационную, пропагандистскую, массово-политическую литературу - таковы были требования времени. Но молодое издательство быстро переросло столь узкую специализацию, и значительную часть его ежегодных планов стали занимать краеведческие издания, художественная литература – классическая и современная, книги для детей.

Под яркой, красочной обложкой нашлось место и взрослым и детям. Стихи и рассказы классиков отечественной литературы гармонично соседствуют с творениями современных пермских писателей и юных авторов, приславших Оляпке свои стихи, рассказы, рисунки и письма. Это издание знакомит детей с проблемами охраны окружающей среды, содержит много другой полезной информации.

2009 год представлен собственными проектами и новыми изданиями. К началу учебного года подготовлен 13-й выпуск популярного детского сборника для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста "ОЛЯПКА", который вышел ко Дню Знаний.

В сборнике собраны сказки 20-ти народов, представители которые проживают на территории Пермского края. Активное участие в подборе сказок приняли участие председатели областных национально-культурных объединений Прикамья.

В 2007-2009 гг. издательством было выпущено около сорока книг. За данный период вышло много новинок литературы, в которые вошли как традиционные литературные произведения, так и различные современные сборники, один из которых подготовлен в рамках фестиваля "Живая Пермь" с одноименным названием. Есть ряд проектов, которые преимущественно включают в себя детскую литературу, поэтические сборники и детективы (около 10 книг). Следует отметить юбилейные издания, посвященные 365-летию Кыласовского поселения: сборник под названием "Жили-были" и краеведческое издание "Село родное, край мой дорогой".

Также пермское книжное издательство печатает книги кишертских авторов.

Уже девять лет в Прикамье существует добрая традиция – дарить в День знаний новоиспеченным первоклассникам книги детских писателей. Организаторы данной акции ратуют за привитие детям тяги к чтению.

Книги пермских писателей Льва Давыдычева, Льва Кузьмина, Владимира Воробьева, Ирины Христолюбовой и других за прошедшие годы пополнили домашние библиотеки многих школьников нашего региона.

Работа в Пермском книжном издательстве продолжается, и издатели надеются, что этот год подарит читателям еще немало интересных книг и новых впечатлений.

В типографии

В типографии

Пермское книжное издательство

Пермское книжное издательство

Визитная карточка издательства - Книжная миниатюра

Визитная карточка издательства -


Первой формой литературного творчества народов Урала было устное фольклорное (поэтическое) творчество. В нем башкиры, коми-пермяки, удмурты и другие народы, населявшие Урал, воспевали своих героев, в нем они клеймили своих угнетателей. Распространенным видом народного поэтического творчества были легенды и предания, которые отражали не только фантастические, но и реальные события, обраставшие мифическими подробностями.

С XV в. поток русских поселенцев привнес произведения русского фольклора, оказавшие влияние на устное творчество местного населения. В последующее время укрепление межнациональных связей сблизило поэтическое творчество разных народов края. В это время сложились предания о борьбе Перы с внешними врагами, о его помощи русскому войску, отразившие дружбу коми-пермяков и русских. Наконец, позднейшие предания о борьбе Перы со Строгановыми отобразили антикрепостническое движение в Прикамье.

Легенды были распространены и среди русских. Например, среди русского населения Вишерского края бытовали сказания о богатыре Полюде. Очень широко были распространены на Урале легенды о Ермаке.

Пожалуй, самое большое место в фольклоре края занимали песни. Многообразные – обрядовые, любовные, плясовые, солдатские, разбойничьи, исторические и т. д., они были летописью народов, освещали их обычаи, верования, труд, особенности быта. Песни были самой чуткой и самой распространенной формой народного творчества. В песнях оренбургских и уральских казаков и башкир нашла широкое отражение и военная служба и ее тяготы. Патриотический подъем, охвативший во время Отечественной войны 1812 г. Россию, нашел свое выражение и в песнях, сложенных на Урале русскими казаками, башкирами, коми-пермяками.

Народ бережно хранил свои поэтические произведения. Русские и коми-пермяцкие певцы и сказители, удмуртские гусляры и башкирские сэсэны передавали их из поколения в поколение, обогащали, совершенствовали.

В творчестве местных литераторов нередко звучали вольнолюбивые антикрепостнические мотивы. Одним из таких литераторов был И. И. Варакин (Варокин), крепостной управляющий Верхне-Муллинского имения князей Голицыных.

На Урале в это время побывал ряд видных русских писателей. Его посетили проездом Ф. М. Достоевский, К. М. Станюкович, И. А. Гончаров, Л. Н. Толстой, Г. И. Успенский. Через
Урал провезли на каторгу Н. Г. Чернышевского. В 1890 г. по пути на Сахалин в Перми и Екатеринбурге побывал А. П. Чехов. На Южном Урале некоторое время жил Н. Г. Гарин-Михайловский. В Перми около года (с сентября 1880 г. по август 1881 г.) был в ссылке молодой В. Г. Короленко, а в 1894 г. город посетил А. М. Горький.


-->



-->

-->
Всё о Пермском крае [160]
Викторины по краеведению [12]
Здравоохранение в Соликамске [9]
Имена в истории Пермского края [111]
История Cоликамска в лицах [65]
Кино и Пермский край [10]
Коллекционеры Соликамска [16]
Краеведческая литература [88]
Образование в Соликамске [11]
Писатели Соликамска [12]
Прикамье и Соликамск в годы ВОВ [44]
Соликамск исторический [59]
Соликамск культурный [36]
Соликамск промышленный [24]
Соликамск туристический [30]
Соликамский район [31]
Статьи из периодических изданий и книги о Соликамске [51]
Ссыльный Пермский край [19]
Флора и фауна Пермского края [45]
Художники Соликамска [5]
-->


Урал был и остается богатей­шей сокровищницей устного народного творчества, не послед­нее место в котором занимают сказы.

Так собирание и изучение пермской сказки имеет почти двухвековую историю. Многие сказки были впервые услышаны в пермских деревнях.

Часть сказок основана на реальных исторических событиях, а их герои – реальные исторические личности. Однако они содержат и немалую долю вымысла, отражающего особенности народного восприятия мира и истории.

Зеленин, Д. К. Великорусские сказки Пермской губернии / Д. К. Зеленин. - Москва, 1991. - 544 с.

Зырянов, И. В. Старикова тайна : сказки Прикамья в записи / с предисл. И. В. Зырянова ; худож. М. Тарасова. - Пермь : Кн. изд-во, 1981. - 223 с. : ил.

И смех и грех. Эротика в пермском фольклоре : сказки, бывальщины, заговоры, загадки, песни, частушки / собр. и сост. : И. Подюков, С. Хоробрых. - Пермь : ПРИПИТ, 2001. - 66 с.

Подкорытов, Ю. Г. Сказки из старинной шкатулки : сказки и легенды о возникновении названий уральских деревень и поселков, гор и рек / Ю. Г. Подкорытов. - Челябинск : Юж.-Уральск, кн. изд-во, 1980. - 48 с. : ил.

Сказки и легенды о том. как возникали названия уральских деревень и поселков, гор и рек, о мастерстве и таланте народных умельцев. Некоторые сказки из цикла "Волшебный курай" созданы на основе рассказов стариков башкир, записанных краеведом Ф. Хасановым в Артаяшском и Кунашакском районах Челябинской области.

Русские народные сказки Пермского края / сост. А. В. Черных. - Пермь : Пермское кн. изд-во, 2004. - 280 с.

Представленные в этом сборнике тексты были записаны пермскими этнографами, фольклористами и краеведами за сто с лишним лет - с конца XIX века до наших дней - и публикуются впервые. Они отражают все жанровое и сюжетное многообразие сказочной прозы русского населения Пермского Прикамья.

Сказки, живущие в Прикамье / сост. А. Черных ; худож. А. Амирханов. - Пермь : Перм. кн. изд-во, 2002. - 110 с. : ил. - (Сказки народов земли Пермской).

Много на земле Пермской народов, и у каждого - свои обычаи, верования, и сказки тоже свои. Удивительные, интересные, такие, что заслушаешься! О хитрости и жадности, о догадливости и трудолюбии, о красоте и силе, о взаимопомощи и дружбе, о животных и растениях. В книге собрано 20 сказок народов, проживающих в Прикамье. Кажется, что это сказки со всего света! А на самом деле это предания наших соседей!

Читайте также: