Сообщение состояние правовой культуры в республике крым

Обновлено: 02.07.2024

Внимание уделяется проведению праворазъяснительных занятий, приуроченных к значимым государственным и памятным датам

В Министерстве юстиции Республики Крым отмечена важная работа по правовому просвещению населения. В частности, подчёркивается, что в основном такая деятельность осуществляется в учебных заведениях среди учащихся школ, колледжей и ВУЗов, и заключается в проведении праворазъяснительных уроков и лекций, часто приуроченных к государственным праздникам и памятным датам.

Из последних – это лекции сотрудников ЗАГС для средних и старших классов, посвященных Дню Республики Крым, который отмечался на минувшей неделе. Такие лекции были организованы с целью формирования правовой культуры, знаний, а также уважительного отношения к государственным символам страны и воспитания патриотизма к родному краю.

Кстати, уроки проводились не только отделами ЗАГС, их читали и сотрудники отдела правовой работы министерства.

На мероприятии рассказали об истории образования Республики Крым, культурном и многонациональном богатстве полуострова, достопримечательностях Крыма, об истории, символике и Конституции Республики Крым. Особое внимание уделили правам и обязанностям гражданина.

Напомним, что согласно итогам деятельности в этом направлении за 2021 год, в целом Минюстом Крыма проведено 212 тематических лекций для учеников общеобразовательных школ и студентов высших учебных заведений республики, кроме того, было подготовлено и опубликовано в средствах массовой информации более 300 праворазъяснительных статей.


Больше двух лет Республика Крым и г. Севастополь являются субъектами Российской Федерации, уже закончился переходный период интеграции в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, однако проблемы еще остались, и одной из них является проблема формирования собственной нормативной системы законодательства этих новых российских регионов.

Мы предлагаем рассмотреть обозначенную проблему через призму факторов, оказывающих влияние на формирование крымского и севастопольского законодательства и полагаем,что существует три основные группы факторов:

  1. факторы, которые определяют предмет правового регулирования. На наш взгляд, они носят объективный характер, поскольку обусловливаются влиянием экономических, политических, нравственных, демографических, национальных и иных отношений;
  2. факторы собственно юридического характера. К ним можно отнести соблюдение правил юридической техники, правильный выбор правовых средств, обеспечивающих соблюдение нормативных предписаний, заимствование опыта правотворческих решений других регионов и т. д.;
  3. факторы субъективного порядка. Представляется, что ими могут выступать определенный уровень правосознания крымских и севастопольских правотворческих органов, лоббизм, участие научных работников, экспертов в составлении нормативных правовых актов.

Рассмотрим влияние некоторых факторов на процесс формирования законодательства Республики Крым и г. Севастополь, а также взаимодействие многих факторов, так как применительно к каждой проблемной ситуации можно выявить множество связанных с ней факторов. Это связано с тем, что в процессе принятия соответствующего решения правотворец должен ориентироваться не только на тот фактор, который лежит в основе проблемной ситуации, но и на сопутствующие ему, может быть даже разновекторные.

Особый статус города федерального значения Севастополя выглядит тускло и неравноправно по отношению к Москве и Санкт-Петербургу ввиду огромного разрыва в экономическом развитии данных субъектов, как и Республика Крым, приравненная к ним в некоторых актах относительно торговых и трудовых отношений. Крым и Севастополь сейчас являются дотационными регионами, наряду с Чечней, Алтаем, Дальним Востоком, так как не в состоянии сами себя вывести на общий, средний уровень по отношению к другим территориям. Характерно создание и особого органа — Министерства Российской Федерации по делам Крыма, осуществляющего выработку программ развития (в частности, социального и экономического), что подчёркивает особенный статус региона, стратегическую важность контроля и поддержки его развития. Обусловлено это рядом факторов: необходимостью обеспечить независимость полуострова от ресурсов Украины и потенциальный переход на относительное самообеспечение за счёт сфер специализации и экономических связей с субъектами и центром и создания профицита доверия по отношению к власти у региона, вышедшего из состава другого государства ввиду отсутствия уверенности в продуманности политики взаимодействия центра и периферии и стабильности и др. И потому первоочередной задачей вышеназванного Министерства стало обеспечение интеграции Крыма и Севастополя в экономическую, финансовую, кредитную и правовую систему, и тем серьёзней встал вопрос формирования нормативно-правовой базы для проведения необходимых мер. Проблема реального соответствия последней требованиям ситуации перестраивания правового режима будет рассмотрена ниже, но 15 июля 2015 года соответствующий орган был упразднен, а его задачи переданы в ведение Министерства экономического развития, что даёт повод говорить о представлении центром процесса интеграции завершенным.

Абсолютное большинство в нормативной базе законодательства регионов занимают именно акты по вопросам социально-экономических и политических, управленческих вопросов (причем работа над достаточно многими серьезными вопросами — здравоохранения, регистрации имущества и др. — ведется по истечении переходного периода, момента наиболее сложного для населения), незначительна доля актов, посвященных природоохране и охране памятников культуры, защите граждан в чрезвычайных ситуациях. Иные отношения (национальные, демографические) практически не затрагиваются, что говорит о непроработанности значительной сферы возможного регулирования. Это объясняется приоритетностью вышеуказанных вопросов в конкретный исторический момент, но не может создавать препятствий для решения других задач правотворчества.

В процессе формирования законодательства субъектов видится обоснованным в пределах, ограниченных спецификой региона и предметом ведения заимствование правотворческого опыта федерального уровня и уровня других субъектов Российской Федерации. Ввиду верифицируемости и работоспособности норм и их формулировок объяснимо и калькирование, и дословное использование конструкций и положений. Однако определённые сложности возникают с отслеживанием допустимости вышеупомянутых и других методов: ввиду необходимости срочного принятия актов возможны ошибки правотворца, как это случилось с изданием Конституции Республики Крым. В части 1 ст. 37 Конституции Республики Крым дословно воспроизводятся положения части 1 ст. 44 Конституции РФ относительно интеллектуальной собственности, что в зависимости от толкования либо противоречит принципу разделения предметов ведения, либо является нормой-балластом, дублирующей действующую. Малозначительными в отношении смысла, но достаточно обосновывающими необходимость принятия законов о поправках выступали ошибки юридической техники (вплоть до изменения окончания слова или нумерации пункта), необходимостью только своего исправления обременяющие правотворческий орган и отвлекающий от более насущных проблем. Количество таких законов едва ли не перевешивает число базовых, текущих.

По перебоям, периодически возникающим в той или иной сфере, количестве поправок, обоснованных разнопорядковыми причинами, можно судить о недостаточности количества и точности правовых актов, регулирующих нетипичные отношения, и пробелах в праве как результате. Нет сомнений, что процесс интеграции не может быть пущен на самотёк, однако не стоит ждать идеального функционирования механизма по прошествии такого срока. Выявляемые ошибки естественны на данном этапе, и главной задачей потому является их оперативное распознавание, ликвидация и пресечение возможного повтора путем организационно-правовых методов.

Основные термины (генерируются автоматически): Крым, Севастополь, Российская Федерация, отношение, государственная власть, местное самоуправление, правовая система, проблемная ситуация, реальное соответствие, юридическая техника.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель: Эсатова Э.Р.

Тема урока: Роль правосудия в Республике Крым

Цель урока: формирование гражданской ответственности и правового самосознания у школьников, через применение знаний, полученных ранее, на практике.

Личностные: создать условия для актуализации знаний о конституционных основах Республики Крым, о человеческих ценностях; Развивающие: создать условия для развития умений учащихся применять и использовать знания в нестандартной обстановке и способствовать развитию коммуникативных навыков.

Регулятивные: формирование умений сравнивать разные тексты, делать выводы.

Коммуникативные: продолжить развитие навыков устной речи

Познавательные: развивать познавательную активность учащихся

Предметные: показать роль конституции РК для государства, общества и каждого человека; формировать представление учащихся об основных правах и обязанностях граждан;

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Оборудование: Конституция РФ

1. Организационный момент

2. Мотивационный этап

Просмотр презентации

Прекрасна наша Родина – Крым . Каждое государство, каким бы оно малым не было, как, например, крошечные Бельгия или Люксембург, или такое молодое как Республика Крым , - живут по определенным законам, их граждане имеют определенные права и обязанности, которые регламентируют их жизнь.

Весь этот свод правил, выработанный на протяжении многих веков, собирается в определенном документе и называется такой документ - Конституция.

-Что означает слово конституция?

Конституция – [лат. Constitutio установление] – основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий его политическую и экономическую систему.

Конституционные начала развивались и утвердились в Англии, где, начиная с XIII в. (Великая Хартия вольностей 1215 г.) была подписана королем Джоном.Соединенное Королевство не имеет Конституции в таком же смысле, в каком имеет ее Россия и Республика Крым . Но Британская конституция не сведена в едином документе, а состоит из законов и юридических прецедентов, принимавшихся и создавшихся в течение столетий

Первой в мире конституцией стала конституция США. 17 февраля 1787 г. в Филадельфии делегаты Конгресса подписали Конституцию США. Этот документ стал первой писаной Конституцией в мире. Эта конституция до сих пор существует, ее не отменяют, только принимают поправки.

Наша конституция - Конституция Республики Крым собрала в себя все лучшие и необходимые для нормальной жизнедеятельности государства законы.

11 апреля 2014 года Государственным Советом Республики Крым была принята конституция Республики Крым , сегодня с вами мы отмечаем годовщину принятия и вступления в силу конституции нашего государства

А теперь давайте обратимся с вами к историческим этапам и основным положениям конституционного развития России, посмотрим небольшой видеоролик и вспомним их.

1. Кто является единственным источником власти в Российской Федерации?

2. Как называется независимость и самостоятельность государства во внешней политике? (Суверенитет)

3. Как называется высший законодательный акт Республики Крым , который является основным гарантом прав и свобод граждан? (Конституция)

4. Государственная власть в Республики Крым осуществляется на основании, каких органов власти?(Законодательная, судебная, исполнительная)

5. Что в Республике Крым признается и гарантируется согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РК? (Права и свободы человека и гражданина)

6. Какие права нам гарантирует Конституция Республики Крым? (Право на жилище, труд, свободу и личную неприкосновенность, право на место жительства, право на государственную службу, право на свободу мысли и слова, право на образование, право на вероисповедание, право избирать и быть избранными и другие права.)

7. Мы знаем о своих правах, а какие у нас обязанности, гарантированные Конституцией? (Сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, защищать Отечество, исправно платить налоги и сборы)

8. Сколько глав в Конституции Республики Крым ? (10)

9. На сколько лет избирается глава Республики Крым ? (5 лет)

10. Какую власть осуществляет Совет Министров РК? (исполнительная)

11. С какого возраста гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности? (от рождения)

12. Сколько статей в Конституции РК? (95)

1.Статья 3. Человек, его прав и свободы являются … (высшей ценностью)

2. Статья 9. Религиозные объединения отделены от государства и равны … (перед законом)

3. Статья 13. Все равны перед законом и … (судом)

4. Статья 14. Достоинство личности охраняется … (государством)

5. Статья 15 . Каждый имеет право на свободу и … (личную неприкосновенность)

6. Статья 16. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту …(своей чести и доброго имени)

7. Статья 22. Каждому гарантируется свобода мысли и … (слова).

8. Статья 34. Каждый имеет право на охрану здоровья и … (медицинскую помощь)

9.Статья 39. Каждому гарантируется судебная защита его прав и … (свобод)

10. Статья 51. Каждый обязан сохранить природу и окружающую среду, бережно относиться к … (природным богатствам)

11. Статья 53 Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с …(18 лет) .

12. Статья 61. Глава Республики Крым является высшим должностным лицом, (главой исполнительной власти).

14. Статья 118. Правосудие в Республике Крым осуществляется только … (судом)

Ответы.
Гражданские права. Статьи: 14,15,16,17,18,19,20,21,39,41,42

Политические права. Статьи: 22,23,24,25,26

Экономические права. Статьи: 27,28,29
Социальные права. Статьи: 30,31,32,33,34,35,36,

Культурные права. Статья 37

Командам раздается лист с неправильным текстом статей Конституции. Задача ребят – назвать правильный текст.

1.Республика Крым есть тоталитарное государство с монархической формой правления.

(Республика Крым является демократическим правовым государством в составе Российской Федерации).

2.Столицей Республики Крым является город Севастополь. Статус столицы Республики Крым устанавливается законом Республики Крым.

(Столицей Республики Крым является город Симферополь. Статус столицы Республики Крым устанавливается законом Республики Крым).

3Государственным языком Республики Крым является русский язык.

( Государственными языками Республики Крым являются русский , украинский и крымско-татарский язык).

4.В Республике Крым граждане Российской Федерации не имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования. (В Республике Крым граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования)

5.Право частной собственности охраняется гражданином. (Право частной собственности охраняется законом)

6.Каждый, находящийся на территории Республики Крым, не обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации и Конституцию Республики Крым, федеральные законы и законы Республики Крым, уважать права и свободы других лиц.(Каждый, находящийся на территории Республики Крым, обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации и Конституцию Республики Крым, федеральные законы и законы Республики Крым, уважать права и свободы других лиц).

7.Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, имеет обратную силу. (Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет)

8.Только избранные люди имеют право на свободу и личную неприкосновенность. (Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность)

9.До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 72часов.

(До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов).

10.Неопубликованные законы имеют высшую юридическую силу

( Неопубликованные законы не применяются)

На этом этапе учащимся предлагается статья из Конституции РК с пропущенными словами. Учащимся необходимо вставить пропущенные слова.

Статья 69 . ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

1. Государственный Совет Республики Крым – Парламент Республики Крым является постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Республики Крым.

2. Государственный Совет Республики Крым избирается сроком на пять лет.

3. Государственный Совет Республики Крым состоит из 75 депутатов.

4. Государственный Совет Республики Крым является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного частью 3 настоящей статьи числа депутатов.

5. Государственный Совет Республики Крым самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально- технического и финансового обеспечения своей деятельности.

6. Расходы на обеспечение деятельности Государственного Совета Республики Крым предусматриваются в бюджете Республики Крым отдельно от других расходов в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

7. Государственный Совет Республики Крым обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.

Статья 81. СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

1. Исполнительную власть в Республике Крым осуществляют Глава Республики Крым, Совет министров Республики Крым и иные органы исполнительной власти Республики Крым.

2. Совет Министров Республики Крым является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым.

3. Глава Республики Крым может совмещать свою должность с должностью Председателя Совета министров Республики Крым.

4. В состав Совета министров Республики Крым входят Председатель Совета министров Республики Крым, заместители Председателя Совета министров Республики Крым, министры Республики Крым, а также Глава Республики Крым в том случае, если он совмещает свою должность с должностью Председателя Совета министров Республики Крым.

5. На членов Совета министров Республики Крым распространяются ограничения, установленные федеральным законом.

6. Совет министров Республики Крым обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящей Конституции, законов и иных нормативных правовых актов Республики Крым на территории Республики Крым.

7. Глава Республики Крым в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, настоящей Конституцией и законами Республики Крым определяет основные направления деятельности Совета министров Республики Крым и организует его работу. В случае если Глава Республики не совмещает свою должность с должностью Председателя Совета министров Республики Крым, работу Совета министров Республики Крым организует Председатель Совета министров Республики Крым.

8. Порядок деятельности Совета министров Республики Крым определяется утверждаемым им регламентом.

9. Финансирование Совета министров Республики Крым и возглавляемых им органов исполнительной власти Республики Крым осуществляется за счет средств бюджета Республики Крым, предусмотренных отдельной статьей.

10. Совет министров Республики Крым обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.

Учитель: Вот и подошли мы к концу нашего урока . Я познакомлю вас с некоторой информацией о Конституциях разных стран мира:

1. Конституция США считается самой устойчивой и самой маленькой конституцией в мире. Характерной чертой Конституции США является то, что поправки не внесены в текст Конституции, как это делается во многих других странах мира, они написаны сразу после основного текста Конституции в виде приложения к тексту: так американцы проявляют свое уважение к своему основному закону.

2. У Великобритании вообще нет конституции. Она состоит из одного единого правового акта. Это связано с особенностью правовой системы страны, где большое место дается прецедентному праву. В стране есть так называемые "конституционные" законы и "просто" законы.

3. Конституция Японии стала той конституцией, где провозглашается отказ Японии от войны. Это произошло после поражения Японии во Второй мировой войне. В конституции сказано, что народ Японии впредь отказывается от войны, как способа осуществления государственного суверенитета.

4. Конституция Индии вправе считается самой большой конституцией в мире. Она была принята в 1949 году, а вступила в силу в 1950 году и состоит из 395 статей, 12 приложений, 500 поправок и изменений и около 117 400 слов. Она считается одной из самых трудно понимаемых конституций, так как, например, нормы о правах человека "разбросаны" по всей Конституции и трудно отыскать нужную норму. Кроме того Конституция Индии написана на таком трудном языке, что не каждый гражданин этой страны способен прочитать её и понять что-то из прочитанного. Такая путаница связана с легким способом внесения поправок в конституцию.

5. Конституция Мальты провозглашает страны нейтральной, которая стремиться к миру. Каждая конституция - лицо своей страны, душа общества, в которой можно найти характеристику, обычаи этой страны.

6. Конституция Ливии. В Ливии был принят закон, который провозгласил основным законом страны Коран.

Вот и закончилась наша игра. Давайте подведем итоги.

В жизни, как и в нашей игре, побеждает тот, кто знает свои права, знает Основной закон Республики Крым . Мои пожелания к вам, ребята. Вы – будущее нашей страны, никогда не останавливайтесь перед трудностями, любите страну, в которой вы живете. Любите так, как любили её ваши предки, защищая её от врага, как любят её ваши дедушки и бабушки, папы и мамы. Гордитесь тем, что вы – россияне, пользуйтесь правами, которые даёт наша Конституция РК. С праздником, Днем Конституции.

Нечитайло Дарья Сергеевна
Краснодарский государственный институт культуры
магистрант факультета социально-культурной деятельности


Аннотация
В статье рассмотрены основные направления и особенности реализации государственной культурной политики Республики Крым в современных условиях. Выявлены имеющиеся риски и проблемы, обозначены пути их решения. Затронуты положительные стороны и разобраны основные недостатки культурной политики Крыма.

Культурная политика же является совокупностью принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.

Государственная культурная политика в Республике Крым строится на основе основных принципов:

- равенство прав всех народов, проживающих на территории Республики Крым, в создании, сохранении, распространении и освоении культурных ценностей;

- сохранение и распространении культурного наследия многонационального народа Крыма;

- приоритет духовных ценностей;

- свобода творческой деятельности;

- защита интеллектуальной собственности;

- сочетание государственных и общественных начал в организации культурной деятельности.

- доступность культурных ценностей и образования в области культуры;

- создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в области культуры;

- совершенствование организационных, экономических и правовых механизмов развития в области культуры. [6]

Республика Крым принимает равною ценность культур, равные права и свободы в области культур всех проживающих народов и этнических групп, а также способствует созданию равных условий для сохранения и развития этих культур. Все народы и этнические общности имеют право на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, на защиту, восстановление и сохранение исконно культурно-исторической среды обитания. [3, 56]

В Республике Крым культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого проживающего, в независимости от национальности и социального происхождения, языка, пола, возраста, политических и религиозных убеждений. Не имеет значения место жительства, образование, профессия или другие обстоятельства. [2]

На территории Крыма каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями. Право человека заниматься творчеством может осуществляться как на профессиональном, так и на непрофессиональном (любительском) уровне. [4, 5]

В статье 23 Закона Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 говорится о том, что органы государственной власти Республики Крым выступают гарантом прав и свобод всех субъектов культурной деятельности. Органы государственной власти защищают эти права и свободы посредством законодательной и нормативной деятельности. Органы государственной власти и органы местного самоуправления не вмешиваются в творческую деятельность граждан и их объединений, государственных и негосударственных организаций культуры. Исключением является деятельность, ведущая к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии. Запрет какой-либо культурной деятельности может быть осуществлен только судом и лишь в случае нарушения законодательства. [1, ст.23]


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Повышение правовой культуры населения - одна из задач органов местного самоуправления

По его информации, согласно Основам государственной политики РФ в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утверждены Президентом РФ от 28.04.2011 №Пр-1168) одной из задач органов местного самоуправления является преодоление правового нигилизма и повышение правовой культуры населения.

Активную работу проводят структурные подразделения путем проведения встреч, семинаров, круглых столов. За второе полугодие 2017 года данные встречи регулярно проводятся специалистами. Департамент труда и социальной защиты населения принимал участие в работе пленумов организации ветеранов Симферопольского района, в ходе которых были даны разъяснения действующего законодательства в части предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.

Проведено три расширенных заседания Координационного совета по вопросам развития малого и среднего предпринимательства при администрации Симферопольского района, где были освещены основные меры поддержки Республики Крым, правила проведения предпринимателей во время плановых и внеплановых проверок при осуществлении государственного контроля, разъяснение некоторых законодательных актов, а также обсуждались проблемные вопросы в области развития малого и среднего бизнеса.

Управлением ЖКХ, развития инфраструктуры, транспорта и связи были проведены семинары-совещания с главами администраций сельских поселений Симферопольского района, руководителями управляющих организаций, старшими по многоквартирным домам, а также активными собственниками жилых помещений по вопросам мониторинга тарифов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, новых требований к управляющим организациям со стороны Министерства строительства и архитектуры Российской Федерации и др.

Сектор информационных технологий и взаимодействия со СМИ администрации Симферопольского района

Читайте также: