Введение информационной и пропагандистской работы среди войск и населения противника сообщение

Обновлено: 15.05.2024

В настоящей статье с учетом материалов иностранной печати, опыта локальных войн и вооруженных конфликтов, учений рассматриваются наиболее важные направления информационно-пропагандистского обеспечения операций и боевых действий, а также возможности его применения в ВС России.

ОПЫТ военных конфликтов последних десятилетий с участием вооруженных сил США и НАТО показывает, что высшее государственное военно-политическое руководство и армейское командование уделяют информационно-пропагандистскому обеспечению операций и боевых действий большое внимание. По мнению иностранных военных специалистов, оно влияет на уровень потерь в личном составе, вооружении и технике, на материальные затраты, способствует достижению целей операций, сохранению престижа армии и государства даже в случае неудачного исхода операции.

В последние годы Вооруженные Силы РФ стали использоваться в миротворческих операциях ООН (бывшая Югославия), на территории бывшего СССР (Приднестровье, зона грузино-абхазского конфликта), в составе коллективных миротворческих сил (КМС) СНГ (Республика Таджикистан).

Соединения и части Российской армии - основа федеральных войск в операции по разоружению и ликвидации незаконных формирований в Чечне. Наряду с другими вопросами возникали и продолжают возникать проблемы, связанные с освещением средствами массовой информации (СМИ) хода боевых действий, взаимоотношений армии и прессы, армии и общественных организаций и т.д. Эти проблемы, конечно, не новы. Работе с журналистами, методике формирования общественного мнения в русской армии стали уделять внимание начиная с русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Тогда впервые был создан своего рода штаб прессы, находившийся при штабе верховного главнокомандующего, была введена аккредитация корреспондентов. Для них регулярно проводили, говоря современным языком, брифинги и пресс-конференции, организовывали поездки на фронт.

3а время, прошедшее с тех пор, накоплен огромный опыт. Но во многом он еще не осмыслен отечественными исследователями. Попытаемся, анализируя опыт иностранных армий в локальных войнах и вооруженных конфликтах 70-90-х годов, определить цель информационно-пропагандистского обеспечения. Итак, это - формирование позитивного общественного мнения о действиях армии, подрыв морального духа солдат и офицеров противника, боевиков незаконных формирований, ослабление их воли к сопротивлению, побуждение к добровольной сдаче оружия, а также обеспечение лояльного отношения местного населения к войскам в зоне конфликта.

В соответствии с поставленными целями основными объектами информационно-пропагандистского воздействия могут быть: высшее военно-политическое руководство, военнослужащие и гражданское население своей страны, дружественных, нейтральных государств и страны, против которой планируется силовая акция; национальные и религиозные меньшинства; оппозиционные силы; определенные социальные группы (интеллигенция, предприниматели, домохозяйки, студенты и т.д.).

В зависимости от содержания военно-политических задач, решаемых в конфликте, масштаба и характера использования в нем армейских формирований, а также объектов воздействия различаются мероприятия информационно-пропагандистского обеспечения, проводимые государственными (стратегический уровень) и специальными армейскими структурами (оперативный и тактический уровни) непосредственно в зоне конфликта. Отметим, что во многих странах-участницах НАТО оно осуществляется в форме самостоятельных психологических операций (ПсО), информационно-пропагандистских и оперативных мероприятии, а также отдельных акций. Они объединяются единым замыслом и планом и проводятся под единым руководством.

Рассмотрим на примере США субъекты, которые целесообразно привлекать к информационно-пропагандистскому обеспечению.

В операциях, проводимых США по захвату Гренады, свержению власти генерала Норьеги в Панаме, ликвидации правления военной хунты на Гаити, в войне в зоне Персидского залива информационно-пропагандистскими мероприятиями государственного (стратегического) уровня руководили президент страны и его администрация. В мероприятиях участвовали госдепартамент, Центральное разведывательное управление, Информационное агентство (ЮСИА), СМИ, ряд других государственных учреждений, а также научно-исследовательские центры, различные фонды и общественные организации.

В результате массированных информационно-пропагандистских кампаний Вашингтону удавалось и удается добиваться поддержки своих действий мировой общественностью и Организацией Объединенных Наций. Кстати, Совет Безопасности ООН при проведении операций в зоне Персидского залива, в Сомали, на Гаити санкционировал создание многонациональных сил под единым командованием и использование всех необходимых средств. Тем самым создавались международно-правовые основы для применения вооруженных сил.

Одним из специфических средств пропагандистского и психологического воздействия следует считать опросы общественного мнения о целесообразности проведения силовой акции и опубликование их результатов в СМИ. Они позволяют оценивать эффективность информационно-пропагандистской работы, своевременно вносить в нее необходимые коррективы.

Непосредственное информационно-пропагандистское обеспечение в зоне конфликтов выполняют специальные армейские структуры. В армии США это прежде всего формирования ПсО и Служба по связи с общественностью. Каждая из названных структур решает как сугубо специфические, так и совместные задачи в рамках психологических операций и мероприятий по связям с общественностью, гражданской администрацией в зоне конфликта и местным населением. Основными направлениями работы структур являются: налаживание и расширение контактов с командованием правительственных войск противостоящей стороны и полевыми командирами иррегулярных формирований в целях прекращения сопротивления и добровольной сдачи оружия; разъяснительная работа среди местного населения для недопущения сопротивления войскам; дискредитация оказывающих сопротивление лидеров вооруженных формирований для изоляции их от местного населения и рядовых боевиков; информационное обеспечение своих военнослужащих в зоне конфликта в интересах поддержания высокого морально-боевого духа; подготовка и распространение объективной информации о действиях войск в зоне конфликта через СМИ и работа с журналистами; организация работы местных газет, радио и телевидения для усиления информационно-пропагандистского воздействия на местное население; противодействие распространяемым слухам.

Одним из наиболее сложных вопросов является освещение конфликта в СМИ и работа с журналистами. Как же это делали специалисты Пентагона при подготовке и осуществлении операций против Панамы и в зоне Персидского залива?

В период обострения американо-панамских отношений (май 1989 года) военно-политическое руководство США наряду с дипломатическими и экономическими санкциями развернуло мощную информационно-пропагандистскую кампанию по дискредитации руководства Панамы и формированию по отношению к нему негативного общественного мнения в США и международного сообщества. Тон задавал президент Дж. Буш. На ряде брифингов для представителей прессы, в радио- и телеобращениях к американскому народу он выступил с прямыми угрозами в адрес панамского руководства, обвинив его в нарушении норм международного права. Массированная, целенаправленная обработка общественного мнения о возможном применении силы против Панамы в интересах защиты национальных интересов США и обеспечения безопасности ее граждан, находящихся в зоне канала, в конечном счете способствовала поддержке конгрессом и народом позиций администрации Дж.Буша. В подготовительный период аппарат помощника министра обороны США по связям с общественностью создал специальную группу журналистов для формирования общественного мнения. В нее включили особо доверенных корреспондентов ведущих американских СМИ. Состав группы утвердил министр обороны.

Опрос общественного мнения, проведенный в январе 1990- года в крупнейших городах США, показал, что 80% граждан полностью поддерживают действия президента и вооруженных сил. Как видим, целенаправленное информационно-пропагандистское обеспечение подготовки операции, продуманное, активное и упреждающее освещение в СМИ ее хода, с одной стороны, способствовали достижению военно-политических целей вторжения в Панаму, укреплению стойкости американских военнослужащих, подрыву морального духа сторонников генерала М.Норьеги, а с другой - оказывали противодействие попыткам некоторых государств формировать негативное мировое общественное мнение по отношению к действиям вооруженных сил США.

Для должного освещения в СМИ действий армии командование организовало Объединенное информационное бюро (ОИБ) в Дахране и позже в Эль-Риаде. ОИБ координировало работу журналистов (всего в Саудовской Аравии побывало более 1600 представителей различных СМИ), решало вопросы, связанные с посещением ими соединений и частей, предоставлением возможности для работы.

Большое значение придавали цензуре. Офицеры, сопровождавшие журналистов, следили за тем, чтобы они в репортажах не раскрыли детали планов боевых действий, боевые возможности войск, уязвимые места многонациональных сил.

К началу наступления сухопутной группировки во всех частях находились обозреватели, аккредитованные при пресс-бюро Пентагона. Благодаря им общественность США могла своевременно получать объективную информацию о действиях войск.

Усилия военных не пропали даром. За все время войны в зоне Персидского залива в результате кропотливой и предметной работы с журналистами не появилось ни одной статьи сомнительного содержания, способной подорвать престиж армии, породить нездоровые слухи в обществе.

Как работало ОИБ с прессой?

Организовывало регулярные пресс-конференции и брифинги. С начала боевых действий начальники оперативного и разведывательного отделов объединенного штаба как наиболее компетентные лица вместе с помощником министра обороны по связям с общественностью провели 35 брифингов, в том числе по телевидению. 98 брифингов для прессы провела в Саудовской Аравии специальная группа, выделенная заместителем начальника оперативного отдела. Необходимо отметить, что при подготовке обязательно учитывались поступающие от СМИ запросы.

Регулярно представляло телекомпаниям, в том числе иностранным, уже готовые, специально отснятые видеоматериалы с соответствующими комментариями должностных лиц, причем бесплатно.

Оказывало журналистам помощь в посещении воинских частей, интервьюировании военнослужащих, которые предварительно подготавливались офицерами по связи с общественностью. Кстати, последние должны были обязательно присутствовать во время беседы, хотя некоторые журналисты выражали по этому поводу недовольство, считая, что при сопровождающем офицере нет свободного обмена информацией.

Какие выводы можно сделать из изложенного применительно к российским Вооруженным Силам?

Для этого сначала надо, по всей видимости, хотя бы в общих чертах дать определение информационно-пропагандистскому обеспечению операций (боевых действий). Предлагается понимать под ним систему согласованных и взаимосвязанных по целям, задачам, объектам, месту и времени информационно-пропагандистских (информационно-психологических) акций и мероприятий. Их следует проводить командующим (командирам), штабам, другим органам управления и специальным объединениям по единому замыслу и плану для влияния на формирование позитивного общественного мнения о действиях войск, нейтрализации (ослабления последствий) негативного информационно-психологического воздействия, защиты морально-боевого духа военнослужащих и укрепления моральной стойкости гражданского населения, создания благоприятных условий для решения поставленных перед войсками задач.

Что следует понимать под специальными формированиями, непосредственно организующими информационно-пропагандистское обеспечение? Прежде всего это органы информации и связи с общественностью (пресс-центры, центры общественных связей и т.д.), воспитательной работы и, как их называют в армиях ряда западных стран, психологических операций (оперативной информации, психологической обороны и т.д.).

Какими принципами надлежит руководствоваться при информационно-пропагандистском обеспечении? Анализ работы зарубежных и отечественных пресс-служб силовых структур позволяет выделить основные: убеждающего воздействия, информационного опережения, использования актуальных событий и удовлетворения информационных потребностей.

Может возникнуть закономерный вопрос - почему деятельность журналистов, связанная с освещением военных конфликтов, должна регламентироваться дополнительной инструкцией? Ведь есть соответствующие государственные нормативные акты, и общество имеет право знать все, что затрагивает его интересы, а тем более безопасность.

Печальная статистика военных конфликтов показывает, что их освещение, особенно операций по локализации межнациональных и межрелигиозных столкновений, требует предельной осторожности, взвешенности, объективной обоснованности. Ложная, непроверенная информация, претендующая на сенсационность, может повлечь за собой события с непредсказуемыми последствиями, гибель военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, мирных жителей.

В связи с этим представляется, что в нормативном документе (указе президента, постановлении правительства) о проведении силовой акции, если не объявляется режим чрезвычайного положения, должен обязательно содержаться пункт, согласно которому за всеми материалами из района действий устанавливается государственный контроль. Кроме того, до начала операции целесообразно провести совместную встречу командования войск силовых министерств и редакторов основных информационных агентств, газет, радио и телевидения, ведущих обозревателей и комментаторов для разъяснения возможных негативных социально-политических последствий нарушений установленного порядка информационного освещения происходящего. Такую встречу желательно проводить по поручению президента страны секретарю Совета Безопасности или по поручению председателя правительства РФ руководителю его пресс-службы.

В районе действий необходимо заблаговременно создавать пресс-центр командования группировки войск. Практика показывает, что на него целесообразно возлагать следующие задачи: регулярное информирование старшего информационного органа о ходе операции (боевых действиях), событиях и фактах, которые могут привлечь внимание общественности; подготовку для командующего группировкой войск обзоров СМИ, освещающих деятельность соединений и частей; оказание содействия журналистам в объективном и своевременном освещении деятельности войск, хода боевых действий (что позволит исключить распространение необъективной информации, способной оказать негативное влияние на морально-психологическое состояние военнослужащих); информирование военнослужащих о событиях на родине; координацию деятельности журналистских бригад, прибывающих для освещения деятельности войск. Журналисты, желающие прокомментировать операцию, предварительно должны получить аккредитацию при информационной службе министерства, руководитель которого назначается командующим объединенной группировкой федеральных войск (после соответствующей проверки органами контрразведки).

В район действий представителей СМИ желательно доставлять в составе уже сформированных бригад транспортом министерства, ответственного за силовую акцию. Состав бригад желательно иметь небольшой - 4-6 человек. Сопровождать бригады должен представитель пресс-центра (центра общественных связей) соответствующего силового ведомства. Его функции: подбор по согласованию с командованием материалов, которые целесообразно осветить в интересах прекращения конфликта; проверка отснятых теле- и фотоматериалов; организация интервью с солдатами и офицерами. В последнем случае надо соблюдать следующие условия: обсуждать только факты, не делать предположений, не обсуждать спорные политические вопросы. Эти требования обязательны для всех: от солдата до генерала. Для того чтобы в последующем не возникало недоразумений, целесообразно делать копии аудио- и телезаписей и сохранять их до реализации материала.

Основными способами информационно-пропагандистского обеспечения могут быть: пресс-конференции и брифинги командования для представителей СМИ, радио- и телеобращения командования и гражданской администрации к военнослужащим и гражданскому населению; цензорский контроль материалов СМИ из района событий; выявление лиц, распространяющих слухи, литературу, аудио- и видеоматериалы, умышленно компрометирующие военнослужащих, разжигающие национальные и религиозные распри, призывающие солдат к неповиновению своим командирам, отказу от выполнения приказов и т.д.; дискредитация лидеров экстремистских, националистических и бандформирований, развенчание их политических программ, лозунгов и тезисов, побуждение членов незаконных вооруженных формирований к прекращению противоправной деятельности.

В настоящей статье затронуты лишь основные вопросы информационно-пропагандистского обеспечения операций и боевых действий в военных конфликтах. По ряду позиций они спорны, но, учитывая важность поднятой проблемы, читателям предлагается обменяться мнениями на страницах журнала.


Новейшая история Политработа среди войск и населения противника в годы Великой Отечественной войны

Жуковская Д.

Необходимость проведения политработы в среде противника

Структура органов спецпропаганды


Общетеоретические положения политработы

после покушения на Гитлера

Содержание работы органов спецпропаганды

листовка


№ 11072 20 апреля 1945 г. 20.40
Ставка Верховного Главнокомандования приказывает:
1. Потребуйте изменить отношение к немцам как к военнопленным, так и к гражданским. Обращаться с немцами лучше. Жесткое обращение с немцами вызывает у них боязнь и заставляет их упорно сопротивляться, не сдаваясь в плен. Гражданское население, опасаясь мести, организуется в банды. Такое положение нам невыгодно. Более гуманное отношение к немцам облегчит нам ведение боевых действий на их территории и, несомненно, снизит упорство немцев в обороне.
2. В районах Германии к западу от линии устье реки Одер, Фюрстенберг, далее река Нейсе (западнее) создавать немецкие администрации, а в городах ставить бургомистров — немцев.
Рядовых членов национал-социалистической партии, если они лояльно относятся к Красной Армии, не трогать, а задерживать только лидеров, если они не успели удрать.
3. Улучшение отношения к немцам не должно приводить к снижению бдительности и панибратству с немцами.
Ставка Верховного Главнокомандования
И. Сталин
Антонов
РФ. Ф. 236. Оп. 2712. Д. 390. Л. 350— 351. Копия.

Результаты проведения политработы

В практике пропагандистских войн может использоваться:

2) Информация анонимная, соответственно, автор не несет никакой ответственности за ее содержание.

3) Пропаганда маскировочная, когда истинный источник заменен другим, вызывающим большее доверие или способствующим более значимому воздействию.

Еще в августе 1940 года в военно-политическом аппарате РККА начали формироваться подразделения для ведения пропаганды среди войск и гражданского населения противника. Руководил этими подразделениями 7-й отдел Главного управления политической пропаганды Красной Армии (ГУППКА).

В предвоенный период 7-м отделом ГУППКА была разработана методика ведения информационной войны, определены необходимые для этого ресурсы и средства. Особое внимание уделялось методам изучения вероятного противника, формированию системы идеологической и психологической обработки личного состава вооруженных сил врага. Велись разработки специальных технических средств информационного воздействия и портативной полиграфической техники.

Именно в это время к подразделениям пропаганды стали приписывать офицеров запаса из числа журналистов, историков и филологов, отдавая предпочтение сотрудникам ТАСС, издательств иностранной литературы, подразделений Коминтерна.

Уже 25 июня 1941 года Политбюро ЦК ВКП(б) и Правительство СССР приняли решение о систематическом проведении пропагандистской работы среди войск и населения противника. Содержание, методы и формы этой деятельности было поручено определять организованному тогда Советскому бюро военно-политической пропаганды, рабочим органом которого стал 7-й отдел ГУППКА.

В июне 1941 года 7-м отделом издавалось 18 газет на иностранных языках, в том числе, 10 – на немецком. За годы Великой Отечественной войны было издано и распространено более 2 млрд. 700 млн. экземпляров листовок, газет, брошюр и т.п. пропагандистского характера на двадцати иностранных языках. Фронты использовали свою типографскую базу, располагавшуюся в железнодорожных вагонах или нескольких автофургонах. Армейские типографии располагались в одной машине, более мелкие подразделения листовки самостоятельно не издавали.

С конца 1941 года издавались информационные бюллетени, основанные на документальных источниках и рассказывающие о военно-политических реалиях того времени.

Из технических средств информационной войны применялись звуковые и радиовещательные станции.

Портативные звуковые станции имелись в каждой фронтовой дивизии. Они позволяли вести агитацию в радиусе около 400 метров. Более мощная аппаратура монтировались на автомашинах, танках, броневиках и даже самолетах.

В июле 1941 года на всех фронтах, при активном содействии и использовании ресурсов Радиокомитета СССР, создавались подразделения для вещания на языках противника и начались регулярные передачи. Особое значение придавалось привлечение к техническим видам пропаганды носителей языков, обладавших не только правильной литературной речью, но и местными диалектами. С этой задачей помогали справляться иностранные сотрудники Коминтерна, антифашисты и добровольцы из числа военнопленных, учитывавшие также и национальные особенности объектов пропаганды для более действенной аргументации.

7-м отделом ГУППКА, совместно с разведкой, систематически анализировалась немецкая пропаганда и контрпропаганда, дислокация, передвижения и участие в боевых действиях подразделений противника, данные о кадровом составе, дисциплине и политико-моральном состоянии солдат и офицеров, степень влияния советской пропаганды, а с 1942 года составлялись полномасштабные досье. На основании аналитических материалов велась наиболее адресная и, соответственно, действенная агитация.

Рассмотрим основные темы, прослеживающиеся в агитационных материалах 7-го отдела ГУППКА.

В Великой Отечественной информационной войне не обошлось без ошибок и перегибов. Некоторые листовки, изданные по личному распоряжению одиозного куратора ГУППКА Льва Мехлиса, вызывали у немцев гомерический хохот, так как рассказывали о государственных мероприятиях нацистов, буквально превращающих Германию в публичный дом.

Переоценка ценностей под влиянием пропаганды противника – сложный процесс, связанный с преодолением комплекса стереотипов, национальных и психологических предубеждений. Немецкий народ на протяжении многих лет подвергался массированному воздействию национал-социалистической пропаганды, уничтожавшей гуманистическую мораль. Солдаты и офицеры вермахта до последних дней войны в большинстве своем не приняли идеи о необходимости активной борьбы против гитлеровского режима.

Можно приводить множество свидетельств результативной деятельности пропагандистов Красной Армии в Великой Отечественной информационной войне. Это и высказывания военнопленных, и меры, предпринимаемые немецким командованием для борьбы с советским воздействием, и то, что 2 млн. 200 тыс. немецких солдат сдались в плен. Однако, наивысшим критерием эффективности советской пропаганды автор считает ее роль в постепенном прозрении немцев и возвращении их к демократическим ценностям и неприятию фашизма.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Во время Второй мировой войны необходимость мобилизовать вооруженные силы и население для ведения тяжёлой войны, а также воздействовать на вражескую армию и население занятых вражеских территорий обернулась расцветом в воюющих странах различных пропагандистских технологий, которые стали неотъемлемой частью самой войны. В ход шли не только плакаты и листовки, но и звукозаписи, радиопрограммы, прямые пропагандистские аудиотрансляции на вражеские окопы, создание коллаборационистских организаций.

Пропаганда в СССР и Третьем Рейхе во время Второй Мировой войны

Пропаганда в СССР и Третьем Рейхе во время Второй Мировой войны

Пропаганда во время Второй Мировой войны Во время Второй мировой войны необходимость мобилизовать вооружённые силы и население для ведения тяжёлой войны, а также воздействовать на вражескую армию и население занятых вражеских территорий обернулась расцветом в воюющих странах различных пропагандистских технологий, которые стали неотъемлемой частью самой войны. В ход шли не только плакаты и листовки, но и звукозаписи, радиопрограммы, прямые пропагандистские аудиотрансляции на вражеские окопы, создание коллаборационистских организаций.

Пропаганда во время Второй Мировой войны

Направленная на собственное население и армию

Враги в пропагандистских материалах

Контрпропаганда

Известные произведения

Нацистская пропаганда Направленная на собственное население и армию

Читайте также: