Тема дворянских гнезд в творчестве бунина сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Исследование важнейшей темы бунинского творчества – тема русской дворянской усадьбы, которая является для него олицетворением Родины, красоты, многовековой культуры, духовного идеала. Внимание писателя на мироощущении героев, сущности их внутренней жизни.

Рубрика Литература
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 30.10.2018
Размер файла 16,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

В статье рассматривается важнейшая тема бунинского творчества - тема русской дворянской усадьбы, которая является для писателя олицетворением Родины, красоты, многовековой культуры, духовного идеала.

Именно русская дворянская усадьба ассоциируется у писателя с понятиями Родины, красоты, многовековой богатой культуры, духовного идеала. Поэтому такой горечью полны произведения художника, рассказывающие о гибели, уходе в прошлое не только дворянских гнезд и их обитателей, но целой эпохи в русской жизни и культуре.

Часто в бунинских рассказах за конкретным изображением усадьбы проступает обращение к миру в целом. Так, в произведениях часто повторяется мотив звездного неба, связанный с сопоставлением частного мира отдельной личности и мира непреходящего, вечного.

Усадьба представляет собой отдельный мир, который живет по своим законам, и в то же время этот мир - часть целого. Разрушение связей в этом пространстве, утрата целостности бытия знаменует собой изменение самого человека, его души.

Произведения писателя 900-х годов в целом создают незабываемую картину той русской жизни, в которой было нечто неповторимое, позже навсегда утраченное: чувство слитности с природным миром, со всем живым на земле, ощущение радости земного бытия. Поэтому главным в бунинских произведениях оказывается постижение философско-нравственного смысла образа усадьбы.

Шмелев, И.С. Слово на чествовании И. Бунина / И.С. Шмелев // Уроки литературы. - 2001. - № 3. - С. 2.

Бунин, И.С. Собр. соч.: в 4-х т. / И.С. Бунин. - М., 1988. - Т. 1. - С. 247. Далее ссылки на это издание приводятся в тексте с указанием страниц.

Ершова, Л.В. Усадебная проза И.А. Бунина / Л.В. Ершова // Филологические науки. - М., 2001. - № 4. - С. 23.

Бунин, И.А. Собр. соч.: в 9 т. / И.А. Бунин. - М., 1967. - Т. 9. - С. 537.

Дворянская усадьба в творчестве Бунина

В творчестве многих поэтов и писателей начала XX века присутствует тема русской деревни, дворянского усадебного быта. Размышления на эту тему отражены в работах любимого писателя нескольких поколений - Ивана Бунина.

Для большинства из нас Бунин является представителем очень лиричной и душевной литературы. Известно, что его манеру письма нередко называют "поэтической прозой". Действительно, несмотря на отсутствие стихотворного уклада, тексты Бунина всегда наполнены поэтической мелодичностью и особым чувственным очарованием. С особенным лиризмом (на грани с трагизмом) писатель рассуждает о судьбе дворянской усадьбы. Сам Бунин являлся выходцем из старинной дворянской семьи, поэтому прекрасно понимал суть изображаемого, пропуская каждое переживание через собственную душу.

Деревенский мир в произведениях Бунина, прежде всего, рассматривается в контексте прошедших революционный преобразований 1961 года, которые поставили дворянские гнезда на грань вымирания. С большой теплотой и любовью писатель вспоминает существовавшие некогда патриархальные традиции и устои, на смену которым пришли голод, нищета и полное разорение культурных очагов. Картины изображения русской деревни плавно перетекают в рассуждения о стране в целом: какое будущее ждет страну, которая встала на путь постепенного забывания своего исторического прошлого?

Обреченность дворянского мира и его нахождение на грани вымирания особенно ярко показано писателем в рассказе "Суходол". Очень символична в этом плане смерть одного из главных героев, старого дворянина Хрущева, от руки незаконнорожденного сына. Здесь читается авторская мысль о неизбежной гибели любимой дворянской усадьбы.

Тема разоряющихся дворянских гнезд на рубеже XIX-XX веков была одной из самых популярных. (Вспомните, например, пьесу А. П. Чехова “Вишневый сад”.) Для Бунина она очень близка, ведь его семья была среди тех, чьи “гнезда” были разорены. Еще в 1891 году он задумал рассказ “Антоновские яблоки”, но написал и издал его только в 1900-м. Рассказ имел подзаголовок “Картины из книги “Эпитафии””.

Почему? Что хотел подчеркнуть писатель этим подзаголовком? Возможно, горечь о милых его сердцу гибнущих “дворянских гнездах”… О

Об осени, об антоновских яблоках – это хроника жизни природы, отмеченная по месяцам (с августа по ноябрь). Она состоит из четырех небольших главок, и каждая посвящена определенному месяцу и работам, которые в этом месяце проводят в деревне.
Повествование ведется от первого лица: “Вспоминается мне ранняя погожая осень”, “Вспоминается мне урожайный год”, “Вот я вижу себя снова в деревне…”. Часто фраза начинается словом “помню”. “Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей

листвы и – запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести”. Тема памяти в рассказе – одна из главных.

Память так остра, что повествование часто ведется в настоящем времени: “Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег”, “всюду сильно пахнет яблоками”. Но острая тоска по прошедшему изменяет время, и о недавнем прошлом герои-рассказчик повествует как о далеком: “Эти дни были так недавно, а меж тем мне кажется, что с тех пор прошло чуть не целое столетие”.
Бунин останавливается на привлекательных сторонах помещичьего быта: близости дворян и крестьян, сращенности жизни человека с природой, ее естественности. Любовно описываются прочные избы, сады, домашний уют, сцены охоты, разгульные пирушки, крестьянский труд, трепетное общение с книгами, старинная мебель, гостеприимство с хлебосольными обедами. Патриархальная жизнь предстает в идиллическом свете, в очевидной ее эстетизации и поэтизации. Автор сожалеет об ушедшей из жизни гармонии и красоте, о мирном течении дней, о прозаическом настоящем, где выветривается запах антоновских яблок, где нет гончих, нет дворни и самого хозяина – помещика-охотника.

Часто вспоминаются не события и картины, а впечатления: “Народу много – все люди загорелые, с обветренными лицами… А на дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки… Я сейчас еще чувствую, как жадно и емко дышала молодая грудь холодом ясного и сырого дня под вечер, когда, бывало, едешь с шумной ватагой Арсения Семеныча, возбужденный музыкальным галопом собак, брошенных в чернолесье в какой-нибудь Красный Бугор или Гремячий Остров, уже одним своим названием волнующий охотника”.

Очевидны перемены в действительности – картина заброшенного кладбища и уход из жизни выселковских обитателей рождают грусть, чувство прощания, напоминают эпитафию, родственную тургеневским страницам о запустении дворянских гнезд.
Рассказ не имеет четкой сюжетной линии, он составлен из ряда “раздробленных” картин, впечатлений, воспоминаний. Их перемена отражает постепенное исчезновение старого быта. Каждый из этих фрагментов жизни имеет специфическую окраску: “Прохладный сад, наполненный лиловатым туманом”; “Иногда к вечеру между хмурыми низкими тучами пробивался на западе трепещущий золотистый свет низкого солнца”.
Бунин как бы принимает эстафету от Л. Н. Толстого, идеализируя человека, живущего среди лесов и лугов. Он поэтизирует явления природы. Бог почему наряду с печалью в рассказе присутствует и мотив радости, светлого приятия и утверждения жизни.

Вчитайтесь в описания природы. Лесной пейзаж в момент охоты, открытое поле, панорама степи, зарисовки яблоневого сада, бриллиантового созвездия Стожар. Пейзажи даны в динамике, в тонкой передаче красок и авторских настроений. Бунин воспроизводит смену времени суток, ритм времен года, обновление быта, борение эпох, неудержимый бег времени, с которым сопряжены бунинские персонажи и авторские раздумья.

В “Антоновских яблоках” Бунин показал не только элегичность дворянской усадьбы, но и исчезнувшую поэзию старинного русского быта – дворянского и мужицкого, того уклада, на котором веками стояла Россия. Писатель раскрыл ценности, на которых этот быт держался, – привязанность к земле, способность слышать ее и понимать: “Долго прислушиваемся и различаем дрожь в земле. Дрожь переходит в шум, растет…”
Рассказ отличается особой лирической взволнованностью, переданной своеобразной лексикой, выразительными эпитетами, ритмом и синтаксисом бунинского текста. Критик Ю. Айхенвальд отмечал, что Бунин “не злорадно, а страдальчески изображает русскую деревенскую нищету… с печалью оглядывается на изжитую пору нашей истории, на все эти разорившиеся дворянские гнезда”. Если вспомнить начало рассказа, то оно полно радостной бодрости: “Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!” Постепенно интонация меняется, появляются ностальгические ноты: “За последние годы одно поддерживало угасающий дух помещиков – охота”.

В конце, в описании поздней осени звучит откровенная грусть.
По словам современного литературоведа В. А. Келдыша, “подлинный герой рассказа – великолепная русская осень со всеми ее красками, звучаниями и запахами. Соприкосновение с природой, дарующее чувство радости и полноты существования, – таков основной ракурс, художнический угол зрения”.
И все же… Читающая публика все еще воспринимала Бунина как поэта. В 1909 году он был избран почетным членом Российской академии наук: “Конечно, как поэта венчает И. А. Бунина академия, – отмечал критик А. Измайлов. – Как рассказчик, он сохраняет в своем письме ту же значительную нежность восприятия, ту же грусть души, переживающей раннюю осень”.
В оценке первой русской революции 1905-1907 годов Бунин был сдержан. Подчеркивая свою аполитичность, в 1907 году он уехал путешествовать вместе с женой, Верой Николаевной Муромцевой, женщиной умной и образованной, которая стала его преданным и самоотверженным другом на всю жизнь. Они прожили вместе много лет, а после смерти Бунина она готовила к изданию его рукописи и писала биографию “Жизнь Бунина”.
В творчестве писателя особое место занимают очерки – “путевые поэмы”, родившиеся в результате странствий по Германии, Франции, Швейцарии, Италии, Цейлону, Индии, Турции, Греции, Северной Африке, Египту, Сирии, Палестине. “Тень птицы” (1907-1911) – так называется цикл произведений, в котором дневниковые записи, впечатления от увиденных мест, памятников культуры переплетаются с легендами древних народов. В литературной критике этот цикл называют по-разному – лирическими поэмами, рассказами, путевыми поэмами, путевыми заметками, путевыми очерками. (Читая эти произведения, поразмышляйте, какое жанровое определение наиболее полно характеризует произведения Бунина. Почему?)
В этом цикле писатель впервые взглянул на происходящее вокруг с точки зрения “гражданина мира”, написал, что “обречен познать тоску всех стран и всех времен”. Такая позиция позволила ему иначе оценить события начала века в России.



Слайд 3


Слайд 4

Память художника оживляет картины прошлого, он словно видит красочные сны о былом, силой воображения стремится остановить мгновение.


Слайд 5


Слайд 6


Слайд 7

Какие картины встают в воображении при чтении рассказа? Основные понятия: ностальгия по угасающим дворянским гнездам; элегия расставания с прошлым; картины патриархального быта; поэтизация старины; апофеоз старой России; увядание, запустение усадебной жизни; грустный лиризм рассказа.


Слайд 8


Слайд 9


Слайд 10


Слайд 11


Слайд 12


Слайд 13

Бунин повествует не только о том, как приходят в ветхость поместья и ветер перемен разрушает старый бытовой уклад, но и о том, как человек движется к своей осенней и зимней поре.


Слайд 14


Слайд 15

Можно найти много символических оттенков слова сад: красота, идея времени, память поколений, родина. Но чаще всего вспоминается знаменитый чеховский образ: сад – дворянские гнезда, недавно переживавшие период расцвета, а теперь пришедшие в упадок. Сад у Бунина – зеркало, отражающее то, что происходит с поместьями и их обитателями.


Слайд 16


Слайд 17


Слайд 18


Слайд 19


Слайд 20

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Сочинения на отлично! Русская литература. 9–11 классы


Аннотация

С этой книгой учиться в 9–11 классах станет совсем просто, а сочинения по литературе всегда будут только на пять баллов. Мы подготовили уникальную коллекцию сочинений, которые нельзя скачать в Интернете или найти в других книгах. Школьное сочинение – это не просто фантазии и размышления о прочитанном. Преподаватели ждут от вас обоснованной точки зрения, знания текста произведения, знакомства с литературной критикой и теорией литературы.

Все это мы учли при написании сборника. Читайте, выбирайте то, что нравится, успевайте в школе и готовьтесь к вступительным экзаменам!

Элла Владимировна Чумакевич

Сочинения на отлично! Русская литература. 9–11 классы

Предисловие

Предлагаемое вашему вниманию пособие поможет начать подготовку задолго до экзамена. Можно без спешки осваивать одну тему за другой, внимательно вникая в текст.

Данное пособие сориентировано на действующую школьную программу по русской литературе. Темы сочинений расположены в хронологическом порядке: от древнерусской литературы и романтизма В. Жуковского до творчества современных авторов.

Тексты предлагаемых сочинений не перегружены специальной терминологией, но нет в них и упрощенного подхода к теме. Они подойдут всем желающим подготовиться к экзамену, в том числе и тем, кто учится на отлично. В каждом сочинении даются примеры конкретных событий и фактов, знание которых должно быть продемонстрировано на экзамене. В пособии учтены требования к написанию сочинений, остающиеся неизменными по сей день.

Школьникам и абитуриентам предлагаются новое понимание общественных взглядов писателей и современные трактовки их произведений.

Рассматриваемые темы полностью лишены идеологической окраски, принятой в литературоведении прошлых веков. При написании сочинений автор делала упор на выявление общечеловеческих ценностей при анализе художественных текстов.

В книгу намеренно не включены сочинения на свободную тему. Исходя из большого опыта работы, автор уверена, что высокую оценку за сочинение на свободную тему получают лишь единицы из числа сдающих экзамен.

Пособие призвано помочь преодолеть барьер неприятия предмета, помочь понять, почему в разное историческое время писатели обращались к тем или другим актуальным вопросам своей эпохи, и то, к каким выводам приходили лучшие умы человечества.

Как работать над сочинением

Успешная сдача экзамена во многом зависит от информированности абитуриента и школьника об особенностях написания сочинения.

Черновик – основной помощник в работе. Он не проверяется, поэтому можно писать все, что удалось быстро вспомнить. Сначала нужно составить примерный план: с чего начну? что скажу дальше? чем закончу? В эти пункты кратко вписываются сведения, цитаты, соображения. Получается схема ответа, которая затем расширяется и дополняется уже в чистовике.

Главная опасность – это фактические ошибки. Если в чем-то сомневаетесь, лучше не пишите. Проверьте себя, помните ли вы, чем заканчиваются произведения. Что стало с героями? На чем автор обрывает повествование о них? А ведь финал книги – это итог, то, зачем автор создал свой труд, выводы, которые он стремился сообщить читателям.

Приступая к работе, успокойтесь, сосредоточьтесь, перестаньте наблюдать за окружающими. Сейчас решается ваша судьба! Важно правильно распределить время, чтобы потом не впадать в панику. Неизбежно возникнут проблемы со временем, если вы будете отвечать на вопросы соседей. Печально, но их интерес к вам продиктован исключительно желанием спасти себя.

И последнее. На экзамен нужно идти в полной уверенности, что у вас все получится, что вы непременно справитесь с заданием. Не тратьте энергию на страхи и неуверенность. Желаю успехов!

Древнерусская литература

Заключительные строки поэмы переходят в торжественный гимн в честь возвращения Игоря. Русская земля ликует, встречая своего князя. Автор осуждает Игоря за своенравный поступок, но в то же время отдает дань его мужеству, его любви к родине.

Читайте также: