Речевой этикет сообщение для детей

Обновлено: 28.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Этикет – это порядок поведения, принятый в обществе

Речевой этикет – это совокупность правил, опирающихся на речевые средства проявления уважения к людям

Культура речи – это выраженное в слове достижение человеческого общества, выработанное как необходимость для общения и самовыражения

Владеть речевым этикетом – значит :

Знать основные правила речевого этикета

Осознавать, что для развития отношений необходимо соблюдение речевого этикета

Обладать умениями и навыками по выполнению правил речевого этикета

Соблюдать правила речевого этикета , при этом умея выбрать то из правил, которое подходит к конкретной жизненной ситуации

Каким правилам речевого этикета обучать дошкольников ?

Основные правила речевого этикета ,

с которыми мы знакомим дошкольников :

Обязательно говори при встречи со знакомыми людьми слова приветствия (здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер и т. д.)

По окончании встречи говори людям слова расставания (до свидания, до скорого свидания, до новой встречи)

Когда к тебе пришли гости, скажи им слова приветствия, а провожая их, скажи слова расставания

Знай, что люди ждут от тебя добрых слов, в которых ты отмечаешь их хорошие качества. Такие слова называются комплиментами.

Знай : обидные прозвища, которые иногда ребята говорят друг другу, уничтожают дружеские отношения

Старайся не обижать людей злыми словами

Обращайся к людям, называя их по именам

Как обучать детей правилам речевого этикета

Дать детям знание правила

Объяснить, почему надо соблюдать эти правила

Предоставить дошкольникам возможность соблюдать эти правила

Контролировать эмоциональный фон соблюдения правила

Условия овладение основными правилами речевого этикета :

Первое условие – это учет психологических возрастных особенностей детей

Второе условие – работа по освоению этикетного правила ведется на занятиях, а также в тех ситуациях, в которых нельзя обойтись без речевого этикета

Третье условие – это методы обучения дошкольников правилам речевого этикета

Четвертое условие – воспитатель должен понимать, что он для детей является самым ярким наглядным примером красивого и правильного речевого поведения

Пятое условие – касается внутреннего состояния ребенка, который становится носителем речевого этикета

Шестое условие – воспитатель может обучать детей с особой тщательностью и любовью. Но если в доме ребенка не соблюдаются правила речевого этике , вся воспитательная работа окажется безуспешной

В статье говорится о речевом этикете и его значении в жизни детей, о вербальных и не вербальных средствах общения. Этикет влияет на этическое и эстетическое развитие детей, способствует формированию эстетики чувств.

ВложениеРазмер
sovremennyy_rechevoy_etiket_i_ego_znachenie_v_zhizni_rebenka.doc 44 КБ

Предварительный просмотр:

Сущность современного речевого этикета и его значение в жизни ребенка.

В основе поведенческой культуры лежат обычаи, традиции, нравы, порядки, привычки. Именно они стали ее первичными составляющими. Затем в ходе исторического развития формировались связанные с поведением этические и эстетические взгляды. И только на основе этого появилось явление как этикет.

Этикет по происхождению французское слово (etiquette). Поскольку общение есть деятельность человека, процесс, в котором он участвует, то при общении в первую очередь учитываются особенности речевого этикета. Речевой этикет — это правила речевого поведения, применяемые в ситуациях вступления собеседников в контакт и поддержания общения в избранной тональности соответственно обстановке общения, социальным признакам коммуникантов и характеру их взаимоотношений.

Социальные нормы появились с возникновением общества. Человек - существо общественное, он не может жить вне общества, поэтому ему необходимо вести себя так, чтобы быть полезным обществу и принимаемым им.

С развитием интереса к человеческой личности появились такие этикетные нормы поведения, которые демонстрировали уважение к человеку и настраивали на приятное общение. Они основывались на том, что носитель такого поведения хочет нравиться окружающим. Иными словами, социальная норма дает человеку возможность жить в обществе; этикетная норма, будучи социальной, еще и способствует приятной жизни в обществе, приносящей удовлетворение и радость носителю такого поведения и окружающим людям.

Этикет играет в жизни современного общества весьма важную роль, выполняя ряд функций: регулятивную, опознавательную, идентификационную, коммуникативную, этическую, эстетическую, воспитательную. Учитывая их, воспитатель имеет возможность осознанно строить свое профессиональное поведение. Он может создать благоприятные для общения условия, а это важно, поскольку они способствуют успешному воспитанию детей и налаживанию отношений с родителями на основе уважения к себе, а, следовательно, повышению авторитета педагога.

Современный детский сад - это открытая воспитательная система, доступная всем, независимо от их национальности, социального положения, психологических и возрастных особенностей, взглядов, образовательного уровня. Соблюдение этикета дает воспитателю возможность учесть все эти различия и повести себя в каждом конкретном случае таким образом, чтобы наиболее эффективно влиять на воспитание детей.

Изучая содержание и сущность этикета, мы пришли к выводу: в основе этикетного поведения всегда лежат нравственные нормы, а эстетика поведения является необходимым условием. При соотношении этического, этикетного и эстетического в поведении выделяют три основных поведенческих критерия: вести себя правильно, нравственно и эстетично - в соответствии с принятым в обществе порядком поведения, нормами морали и эстетическими нормами.

Требования, предъявляемее современным обществом к педагогу разнообразны. Одно из них - хорошее воспитание, высокая внутренняя и внешняя культура. Перед дошкольным работником нередко возникают различные вопросы делового характера: как создать имидж делового человека, выбрать костюм, убедить в правильности своих взглядов.

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающих его правилам жизни в обществе, расширяющий кругозор, формирующий его умение вписаться в человеческий социум и активно, с успехом взаимодействовать в нем.

Профессионализма педагога предполагает владение нормами и правилами речевого этикета, умение говорить с воспитанниками и их родителями. Не умея определить допустимость тех или иных профессиональных выражений в публичном выступлении, не зная законы ораторского искусства, не задумываясь о речевой форме своего высказывания, человек рискует попасть в смешное и неприятное положение, вызвать недоумение и раздражение окружающих.

С труктура современного речевого этикета определяется как установленный порядок поведения, включающий в себя совокупность правил поведения, регулирующих внешнее выражение взаимоотношений людей, проявляемое в обхождении, обращениях и приветствиях, манерах поведения и речи, во внешнем облике человека.

Различают этикет на речевой и неречевой. Первый является вербальным выражением уважительного отношения к людям и проявляется в речи, манере обращения, умении вести беседу, участвовать в споре, говорить комплименты. Не речевая форма этикета включает в себя поступки и действия, демонстрирующие уважительное отношение к окружающим. Как человек сидит, стоит, ходит, ведет себя за столом, все его действия и поступки характеризуют его или как хорошо воспитанную личность, или, наоборот недостаточно подготовленную к жизни в современном обществе. Выделяют и разновидности этикета: деловой, служебный, столовый, гостевой, подарочный, этикет дистантного общения, этикет телефонного разговора, этикет в общественных местах. Этикет можно разделить, но это разделение условно, так как правила этикета существуют не в отдельности, а в неразрывной совокупности.

Культурные и методические требования к речи педагога:

1. Речь воспитывающих лиц должна быть абсолютно грамотна, литературна. Следует, прежде всего, разбираться в особенностях своей речи,

учитывать ее ошибки и погрешности, бороться с ними путем постоянного самоконтроля и совершенствования своего языка.

  1. Особого внимания требует к себе этика речи. По форме и тону речь воспитателя должна быть всегда культурной и безупречно вежливой.
  2. Структуру речи следует согласовывать с возрастом детей. Чем моложе ребенок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращенной к нему речи. При длинных сложных предложениях дети не улавливают основного смысла.
  3. Содержание речи должно строго соответствовать развитию, запасу представлений, интересам детей, опираться на их опыт.
  4. Особого внимания требуют точность, ясность и простота речи. От точности речи зависят точность восприятия, отчетливость понимания.
  5. Необходимо регулировать темп своей речи. Следить за содержанием слишком быстрой речи трудно даже взрослому, а ребенок совершенно на это не способен. Не понимая смысла льющихся потоком слов, он просто перестает слушать. Недопустима и слишком медленная, растянутая речь; она надоедает.
  6. Следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержание речи. Тихую речь дети не слышат, не улавливают ее содержания. Громкую речь, переходящую в крик, дети перенимают как манеру речи необыкновенно быстро. Кричат дети, их перекрикивают взрослые, и в этом гаме тонут слова и их содержание.
  7. Речь педагога должна быть эмоциональна, по возможности образна, выразительна и отражать интерес, внимание, любовь к ребенку, заботу о нем.
  8. Педагоги должны владеть методическим мастерством, знанием приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умением их применять во всех случаях общения с детьми.
  9. Лица с ярко выраженными и неисправимыми недостатками речи не должны руководить развитием речи детей.

В процессе речевого общения с детьми воспитатель использует и невербальные средства. Они выполняют важные функции:

-помогают эмоционально объяснить и запомнить значение слов. Соответствующий меткий жест помогает усвоению значений слов (круглый, большой), связанных с конкретными зрительными представлениями;

-помогают уточнить значения слов, связанных с эмоциональным восприятием (веселый, грустный, злой, ласковый);

-способствуют углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала (слышимого и видимого);

-помогают приближению обстановки на занятиях к обстановке естественного общения;

-являются образцами поведения детей;

-выполняют наряду с языковыми средствами важную социальную, воспитывающую функцию.

По проблемам культуры речи есть специальная литература, освещающая законы и правила родного языка, речевого взаимодействия. Однако мало изучить их, нужно осознавать необходимость достижения высокого уровня речевой культуры, устранения из речи неправильных словоупотреблений, видеть ошибки и совершенствовать свою речь.

Таким образом, современный этикет - это емкое понятие, элементы которого четко структурированы и предполагают следование установленным нормам и правилам поведения.

Каким правилам речевого этикета обучать дошкольников?

Основные правила речевого этикета,

с которыми мы знакомим дошкольников :

Обязательно говори при встречи со знакомыми людьми слова приветствия (здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер и т. д.)

По окончании встречи говори людям слова расставания (до свидания, до скорого свидания, до новой встречи)

Когда к тебе пришли гости, скажи им слова приветствия, а провожая их, скажи слова расставания

Знай, что люди ждут от тебя добрых слов, в которых ты отмечаешь их хорошие качества. Такие слова называются комплиментами.

Знай: обидные прозвища, которые иногда ребята говорят друг другу, уничтожают дружеские отношения

Старайся не обижать людей злыми словами

Обращайся к людям, называя их по именам

Как обучать детей правилам речевого этикета

Дать детям знание правила

Объяснить, почему надо соблюдать эти правила

Предоставить дошкольникам возможность соблюдать эти правила

Контролировать эмоциональный фон соблюдения правила

Условия овладение основными правилами речевого этикета :

Первое условие – это учет психологических возрастных особенностей детей

Второе условие – работа по освоению этикетного правила ведется на занятиях, а также в тех ситуациях, в которых нельзя обойтись без речевого этикета

Третье условие – это методы обучения дошкольников правилам речевого этикета

Четвертое условие – воспитатель должен понимать, что он для детей является самым ярким наглядным примером красивого и правильного речевого поведения

Пятое условие – касается внутреннего состояния ребенка, который становится носителем речевого этикета

Шестое условие – воспитатель может обучать детей с особой тщательностью и любовью. Но если в доме ребенка не соблюдаются правила речевого этике, вся воспитательная работа окажется безуспешной

Прикреплённые файлы:

Современные пути оздоровления дошкольников Современный ребёнок не имеет возможности ходить по неровной поверхности, а значит, не раздражаются, не массируются многочисленные нервные.

Развитие познавательно-речевой активности дошкольников средствами проектно-исследовательской деятельности Развитие познавательно-речевой активности дошкольников средствами проектно - исследовательской деятельности. Развитие познавательно - речевой.

Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное.

https://pp.userapi.com/c851216/v851216941/e8384/LHZI2OC29go.jpg

Хорошие манеры – это отличительная черта умных людей. Но какие манеры хорошие, а какие плохие? Речевой этикет рассказывает о хороших манерах в речи, которые помогут уверенно общаться с людьми.

Речевой этикет – это советы по уважительному общению с другими людьми. Именно он рассказывает, как правильно общаться со старшими, коллегами, как отвечать на неловкие вопросы. Все правила сводятся к формулам речевого этикета.

Правила общения касаются встречи (знакомства), общения при разговоре и его завершении. Они применимы к устной и письменной речи, официальным и речевым обращениям.

Функции речевого этикета

Речевой этикет делает общение приятным. Он нужен для вежливой беседы, правильным обращениям к старшим и руководящим должностям. Функции речевого этикета зависят от формы общения:

  • Слова и выражения для приветствий и прощаний, слова вежливости;
  • Обогащение речи, исключение слов-паразитов, мычаний и пауз;
  • Решение конфликтов спокойной и вежливой беседой;
  • Умение слушать собеседника до конца, не прерывая его вопросами и своими доводами.

История

Речевой этикет появился давно, когда люди только собирались в племена. Уже тогда к главам поселений и лекарям применялись вежливые формы обращения. К вождям, лекарям, воинам, жрецам были свои обращения, которые сохранились и сегодня.

Первым речевым этикетом были приветствия. Племена танцевали перед другими племенами, наклонялись или делали другие жесты. В Китае и Японии наклонялись со сжатыми ладонями, на Руси делали наклоны, и чем глубже, тем больше уважения было в жесте. Сейчас люди по всему миру жмут руки, целуют друг другу щеки, обнимают и похлопывают по спине.

Правила

Соблюдать правила речевого этикета просто и нужно, красивая и правильная речь вызывает симпатию у собеседника.

Поскольку мы живем в цивилизованном мире, без применения этикетных правил не обойтись. Правила поведения , которые требуется соблюдать в различных этикетных ситуациях, применимы не только ко взрослым, но и к детям. Фундамент личности человека закладывается в дошкольном возрасте, поэтому так важно начинать учить детей этикету с младенчества. Важно при этом, чтобы в семье соблюдались этикетные нормы, правила хорошего тона. Ведь именно благодаря семье юный гражданин получает основы этикета. Большое значение для дошколенка представляют также детский сад, игровая площадка, поликлиника, общественный транспорт , то есть те места, которые он регулярно посещает в первые годы жизни. Малыша следует обучить не только хорошим манерам, но и правилам речевого этикета. Это нелегкий труд, но совместные усилия взрослых (родителей, бабушек/дедушек, воспитателей, руководителей кружков и т. д.) позволят добиться заметных результатов.

Речевой этикет детям

Разновидностей детского этикета огромное множество (семейный, пассажирский, выходной, гостевой, столовый и пр.). Но самую важную роль среди них играет речевой этикет для детей. Самостоятельное овладение речевой нормой для ребенка невозможно. В связи с этим задача, связанная с обучением малыша культуре речи, полностью лежит на родительских плечах. Второстепенная роль в этом вопросе отводится воспитателям и людям, с которыми в процессе своей жизнедеятельности приходится пересекаться ребенку.

Навыки, полученные в детстве, мы забираем с собой во взрослую жизнь, успех которой во многом определяется культурой воспитания. Человек, который знаком с понятиями вежливость , культура общения, речевой этикет , нормы приличия, не будет испытывать трудностей в поддержании разговора и обязательно проявит себя с лучшей стороны, в какой бы ситуации он ни находился.

Разновидностей детского этикета огромное множество (семейный, пассажирский, выходной, гостевой, столовый и пр.). Но самую важную роль среди них играет речевой этикет для детей . Самостоятельное овладение речевой нормой для ребенка невозможно. В связи с этим задача, связанная с обучением малыша культуре речи, полностью лежит на родительских плечах. Второстепенная роль в этом вопросе отводится воспитателям и людям, с которыми в процессе своей жизнедеятельности приходится пересекаться ребенку.

Не стоит думать, что маленькие дети не готовы к восприятию информации, касающейся этикета. Некоторые правила поведения и общения с людьми обязательны для соблюдения даже малышами. Так, с раннего детства необходимо учить детей, что:

Речевой этикет детей дошкольного возраста

Прививать ребенку правила поведения необходимо в первый год его жизни. Малыш, который еще не умеет разговаривать, на интуитивном уровне уже понимает то, что ему хотя сказать взрослые – благодаря интонации, мимике, жестам. Хорошо, когда родители перед трапезой желают крохе приятного аппетита, благодарят за протянутую в ответ игрушку, здороваются с ним после его пробуждения и т. д.

С двухгодовалого возраста и вплоть до 4-х лет ребенок начинает активно изучать окружающий мир. Именно в этот промежуток времени рекомендуется бросить все силы на знакомство его с этикетными правилами. Лучше всего информация усваивается в игровой форме. Можно инсценировать ситуацию, связанную с телефонным разговором, привлечь к участию кукол, устроить званый ужин, назначив ребенка гостеприимным хозяином.

Речевой этикет детям этого возраста будет проще освоить благодаря сказкам и стихам, тесно связанным с культурой речи, вежливостью. Задача взрослых – объяснять непонятные слова и фразы, а также постараться добиться максимально яркого и правильного восприятия крохой художественного произведения (путем интонации, тембра голоса и прочих художественных приемов).

Полезно также смотреть поучительные мультфильмы. В любой мультяшной картине есть как отрицательные, так и положительные герои. Важно поинтересоваться, насколько хорошо малыш понял смысл телеистории, какие персонажи поступили плохо, а кто из них оказался самым добрым и справедливым.

Речевой этикет детей старшего дошкольного возраста

Глубокое и более осознанное понимание этикетных правил возникает у детей в старшем дошкольном возрасте (после 5 лет). В этот период становится бесценной помощь воспитателей. Детей хвалят, ставят в пример одногруппникам. У детей растет желание совершенствоваться, быть полезными для окружающих и, соответственно, получать за это награду – похвалу и любовь со стороны взрослых.

Глубокое и более осознанное понимание этикетных правил возникает у детей в старшем дошкольном возрасте (после 5 лет). В этот период становится бесценной помощь воспитателей. Детей хвалят, ставят в пример одногруппникам. У детей растет желание совершенствоваться, быть полезными для окружающих и, соответственно, получать за это награду – похвалу и любовь со стороны взрослых. Речевой этикет детям 5-7 лет осваивать гораздо легче. Обучение рекомендовано проводить в форме беседы, которая должна быть:

  • интересной для детей;
  • непродолжительной;
  • яркой и запоминающейся;
  • двусторонней (при активном участии самих слушателей).

Очень важно на этом этапе взросления дошколенка усилить учебную нагрузку, что впоследствии позволит сформировать у ребенка речевой этикет . Суть состоит в заучивании более длинных стихотворений, пересказе книжных историй или мультфильмов, участии в сюжетно-ролевых играх, дидактических играх с куклами, обучении чтению и правилам произношения звуков/слов и т. д. Взрослым необходимо как можно больше времени уделять детям, которые с энтузиазмом берутся постигать все новое. От того, насколько ответственно взрослые будут подходить к вопросу обучения своих детей этикету, зависит их будущее. Не зря детей сравнивают с пустыми сосудами: ведь чем их наполнят, тем они и будут!

Читайте также: