Телематическое электронное сообщение это

Обновлено: 04.07.2024

Стремительное расширение кибернетического пространства породило внутри себя сравнительно новое явление — телематические услуги связи. Они являют собой целый комплекс возможностей, благодаря которым операторы обеспечивают абонентам различные варианты электронных коммуникаций с одновременным присвоением каждому из клиентов идентификационного адреса (кода).

Что это такое и как регулируется законодательно?

По сути, телематические службы представляют собой варианты связи, не включающие в себя телефонную и телеграфную службы, а также службу, передающую данные с их помощью.

Сфера применения телематики:

Сегодня наиболее активно развивающимися сферами применения телематических услуг связи выступают коммуникация с интернетом и хостинг сайтов, почтовых ящиков и различных приложений. При этом телематические системы располагают разными элементами, обладающими самонастраивающимися модулями.

В основном телематика в настоящее время подразделяется на:

  • транспортную;
  • занимающуюся автоматизацией строений;
  • действующую в сфере услуг;
  • медицинскую;
  • образовательную, базирующуюся на дистанционном обучении;
  • обеспечивающую безопасность людей;
  • решающую экологические проблемы.

Однако сфера применения телематической связи расширяется постоянно и неуклонно, захватывая всё большие участки человеческой жизни. Столь мощная экспансия глобальной сети потребовала реакции со стороны правительства для урегулирования стремительно возникающих вопросов.

Правила предполагают заключение договора между поставщиком услуги и её потребителем, который может быть составлен в письменной форме или базироваться на конклюдентных действиях. При этом поскольку заключение договора сопровождается предоставлением личных данных, то от поставщиков услуг требуется соблюдение конфиденциальности.

Ещё сравнительно недавно перечень телематических услуг включал в себя:

Эти услуги распространялись на службы электронной почты, хостинг-провайдеров и интернет-кафе. Не имевшие собственных серверов операторы действовали на основании нескольких лицензий.

После появления упомянутых выше правительственных Правил телематические услуги чётко очерчены в виде:

Внимание! Доступ в Интернет является главным видом телематических услуг, под которые выдаётся лицензия.

Ответственность за некачественное оказание

Операторы связи, которые не выполняют свои договорные обязательства или выполняют их ненадлежащим образом, несут ответственность перед клиентом, если:

  • нарушены оговоренные сроки предоставления доступа к Сети посредством абонентской линии;
  • не выдержаны договорные сроки начала оказания телематических услуг связи;
  • полностью не выполняются договорные обязательства по оказанию телематических услуг связи;
  • данные услуги выполняются некачественно;
  • разглашаются конфиденциальные данные об абоненте без его ведома и согласия.

Игнорирование оговоренных сроков предоставления абоненту доступа к сети влечёт за собой ответственность оператора связи в виде выплаты неустойки, составляющей 3 процента от договорной суммы за каждый день просрочки. Неустойка выплачивается вплоть до начала выполнения оператором договорных обязательств, а её размер может и превышать 3 процента, если это указывается в договоре.

Кроме того, если имело место нарушение сроков оказания телематических услуг, пользователь может потребовать возмещения понесённый вследствие этого убытков в полном объёме.

Операторы связи, несущие ответственность за несанкционированное разглашение сведений об абоненте, обязаны возместить причинённые гражданину вследствие этих действий убытки.

Права потребителей

Пользователи, которым оператором связи были оказаны некачественные услуги, имеют право требовать:

  • устранения недостатков за счёт поставщика услуг;
  • снижения стоимости оказания телематических услуг связи;
  • возмещения расходов в случае устранения недостатков собственными силами или с помощью третьих лиц;
  • при нарушении договорных сроков назначения новой даты начала оказания телематических услуг связи;
  • расторжения договора.

При этом потребители вправе поручить оказание услуг другому оператору за приемлемую цену с параллельным возмещением понесённых расходов прежним оператором, нарушившим условия договора.

Хотя оператор связи не несёт ответственности за содержание информации, передающейся пользователями, он может подвергнуться ответственности в случае, если обладал сведениями о незаконном распространении информации.

Требования к предоставлению

Кроме того, что предоставление телематических услуг связи должно чётко сопрягаться с выполнением договорных обязанностей, оно должно также соответствовать требованиям к программному обеспечению и соответствующему техническому обеспечению в виде дееспособного оборудования. При этом должны соблюдаться протоколы передачи данных, организующие канал связи до абонента.

Строго запрещаются попытки несанкционированного доступа к ресурсам сети, организация или участие в проведении сетевых атак и сетевого взлома, если они не разрешены владельцем или администратором ресурса.

К оператору связи предъявляется строгое требование обеспечить абонентам и пользователям круглосуточные телематические услуги связи, если это не противоречит законодательству Российской Федерации или содержанию договора между поставщиком и потребителем услуги.

Внимание! Во время оказания телематических услуг связи на территории РФ взаимоотношения между операторами связи и пользователями должны осуществляться на русском языке.

Одним из важнейших требований к предоставлению телематических услуг выступает обязанность оператора связи гарантировать полную конфиденциальность общения клиентов в сети, совмещённую с надёжной защитой от взломов. Эта гарантия базируется на лицензировании поставщиков данной услуги.

Лицензия от Роскомнадзора

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, намеревающиеся организовать хостинг, SMS-сервис, Call-центр, GPS-мониторинг, открыть интернет-кафе или заняться иной деятельностью, связанной с предоставлением выхода в интернет, должны получить лицензию от Роскомнадзора.

В документе указываются:

  • лицензионный номер;
  • наименование разрешённых услуг;
  • название организации или ФИО индивидуального предпринимателя;
  • основной государственный регистрационный номер;
  • основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя;
  • идентификационный номер налогоплательщика.

На фото представлен образец лицензии на телематические услуги связи от Роскомнадзора:


Чтобы получить лицензию, необходимо подать заявление, в котором, кроме реквизитов соискателя, необходимо указать краткий бизнес-план со схемой сети и перечислением предоставляемых услуг.

Кроме того, следует уплатить госпошлину, размер которой варьируется в зависимости от вида услуги. В среднем процедура получения лицензии с момента подачи документов до её получения длится 75 суток.

Отказ от выдачи лицензии может последовать в случаях:

  • недостоверности сведений и документов, предоставленных лицензиатом;
  • неполного пакета необходимых документов;
  • несоответствия предполагаемой деятельности принятым стандартам;
  • наличия торгов или конкурса, в которых соискатель лицензии не победил;
  • отсутствия разрешения комиссии на заявленную радиочастоту;
  • технической невозможности осуществления заявленного бизнес-плана.

В лицензии нет необходимости, если телематические услуги связи оказываются бесплатно или с помощью посредника, получающего за это проценты.

Кто имеет право оказывать?

Официально телематические услуги связи имеют право оказывать операторы, имеющие лицензию на данный вид деятельности и располагающие оборудованием, способным технически её обеспечивать.

Кому предоставляются?

То есть пользователь, получивший тем или иным способом доступ к сети, но не имеющий договорных отношений на возмездной основе с операторами связи, официально получателем услуги не является.

Обязанности сторон

Главной обязанностью оператора связи, кроме надёжного обеспечения выполнения оговоренной в договоре услуги, является строгое соблюдение тайны связи.

Также оператор связи обязан:

  • предоставлять клиентам информацию о полном перечне оказываемых телематических услуг связи;
  • не позднее 10 суток до введения новых тарифов или изменения тарифных планов извещать об этом клиентов;
  • в кратчайшие сроки устранять возникающие неисправности, не позволяющие пользоваться услугами связи;
  • выделять терминалу абонента сетевой адрес в рамках оказания телематических услуг;
  • восстанавливать связь не позднее суток после погашения абонентом имеющейся задолженности.

В обязанности абонента входят:

  1. своевременная и в полном объёме предусмотренная договором оплата услуг;
  2. использовать оборудование и программное обеспечение, соответствующие договорным условиям;
  3. оперативно уведомлять оператора обо всех изменениях, оказывающих влияние на соблюдение договорных условий;
  4. предохранение абонентского терминала от токсичного программного обеспечения;
  5. аккуратное и бережное использование предоставляемого оборудования;
  6. всемерное содействие в борьбе с распространением спама и вредоносного ПО.

Справка! В настоящее время европейский рынок телематической связи расширяется на 400 процентов ежегодно!

Зародившись в России в начале XXI века, телематические услуги связи расширяют область своего применения в стране чрезвычайно быстро. Они охватывают всё большие области человеческой деятельности как в технических, так и в социальных сферах.

Сегодня темпы роста отечественного рынка сетевой телематики достигают 50 процентов ежегодно, постоянно при этом прогрессируя.

Для решения вашего вопроса – обратитесь за помощью к юристу. Мы подберем для вас специалиста. Звоните 👇

Употребляется в документе:

утверждены Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2007 г. № 575

Правила оказания телематических услуг связи

Телекоммуникационный словарь . 2013 .

ГОСТ Р 53801-2010: Связь федеральная. Термины и определения — Терминология ГОСТ Р 53801 2010: Связь федеральная. Термины и определения оригинал документа: 260 абонементный почтовый шкаф: Устанавливаемый в объектах почтовой связи специальный шкаф с запирающимися ячейками, которые абонируются на определенный… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации


Телематика – это быстроразвивающаяся область телекоммуникационной сферы. Перспективы развития телематики многообещающи и обширны. Данная сфера охватывает широкий спектр различных услуг. Техника связи позволяет решить любые телекоммуникационные задачи с большим заделом на будущее.

Что такое телематика?

Телематические услуги

Голосовая и электронная почта, интернет и факс являются классическими видами телематической связи. Подобная связь получила стремительное развитие в последнее время. Классическим примером является видеообщение посредством Skype. Среди новинок можно выделить видео- и аудиоконференции, в которых принимают участие множество абонентов.

Учебные программы, видеоуроки и обучение в онлайн-режиме также относятся к категории телематических услуг связи. Неотъемлемой частью описываемого вида связи является хостинг сайтов, почтовых ящиков и различных приложений. Телематические системы включают в себя различные элементы, обладающие самонастраивающимися модулями.

Телематика в рамках закона

Законы телематики

Телематические услуги – это особая сфера, которая подлежит обязательному лицензированию. В целях получения лицензии оператор обязан иметь специальное техническое оснащение. Оно должно гарантировать сохранность всей информации и адресов. Самые высокие требования предъявляются к предоставлению услуг в банковской сфере.

Перспективы развития

Телематические услуги связи – это быстроразвивающийся рынок, который ежегодно увеличивается на 40 %. В России данная разновидность услуг появилась только в начале 2000-х гг. На сегодняшний день существует более 100 различных подобных услуг. Они используются в наиболее прогрессивных технологиях, затрагивающих социальный и технический аспекты.

Услуги связи

В последние годы значительно возрастает интерес к дистанционному обучению. Такой формат позволяет получить качественное образование без посещения учебного заведения. В будущем можно ожидать высокотехнологичные телематические услуги, поскольку данная сфера активно развивается. Поэтому в ближайшие годы все пользователи интернета будут знать, что это такое – телематические услуги связи.

Виды услуг

Общий перечень телематических услуг определяется согласно определенным лицензионным условиям. До недавнего времени перечень услуг включал предоставление:

Лицензия на телематические услуги связи охватывала деятельность служб электронной почты, хостинг-провайдеров и интернет-кафе. Операторы, которые не имели собственных серверов, осуществляли свою деятельность на основании другой лицензии. Правительство России утвердило Правила, которые внесли ряд изменений в перечень услуг. На сегодняшний день телематические услуги предоставляют:

Доступ в Интернет является основным видом услуг, который охватывает лицензию на телематику.

Лицензирование деятельности компании

Лицензирование деятельности

  1. Обращение в специализированную компанию. При этом отсутствует необходимость самостоятельного составления различных документов и приложений. Услуга оказывается на платном основании, по заявке клиента.
  2. Самостоятельная подготовка пакета документов.

Окончательное решение о предоставлении лицензии предоставляет лицензирующий орган. В результате рассмотрения пакета документов и проведения проверок выдается лицензия на осуществление деятельности в сфере телематики.

Персональные данные

Правила оказания телематических услуг связи предусматривают заключение письменного договора с клиентом или осуществление конклюдентных действий. Заключение договора предусматривает предоставление удостоверения личности. Данная информация относится к категории персональных данных. Поэтому на нее распространяется специальный режим, который требует получения согласия субъекта на реализацию обработки полученной информации. В свою очередь, это налагает определенные ограничения на использование копии представленных документов.

Персональные данные представляют собой информацию, которая относится к абоненту, в том числе адрес, имя, контактные данные и т. д. Обработка персональных данных подразумевает накопление, систематизацию, блокирование и иные действия. Телематические услуги связи – это сфера деятельности, в которой особое внимание уделяется данному вопросу.

Обязанности компании

В соответствии с утвержденными правилами, оператор не берет на себя ответственности за содержание информации, которая передается пользователям и абонентам. Однако это не освобождает провайдера от ответственности в том случае, когда он владел информацией о незаконном распространении информации.

Ответственность пользователей

Основная обязанность оператора – это качественное предоставление телематических услуг связи абоненту. Ликвидация любых неисправностей является одним из условий правил оказания подобного вида сервиса. Приостановление услуг возобновляется после погашения задолженности пользователем. Если оператором нарушены требования, указанные в договоре, возможно приостановление оказания телематических услуг.

Обязанности пользователей

В связи с инновациями в информационной сфере, телематические услуги приобрели особенную популярность. Они позволяют абонентам пользоваться мировыми информационными ресурсами и другими возможностями.

Ответственность компании

Телематические услуги подразумевают соблюдение определенных обязанностей со стороны пользователей. Среди основных обязанностей, можно выделить следующие:

  • Своевременная оплата телематических услуг.
  • Использование ПО, которое соответствует требованиям современного законодательства.
  • Оперативное уведомление оператора о любых изменениях, которые оказывают влияние на условия договора.
  • Защита абонентского терминала от вредоносного ПО.
  • Бережное отношение к предоставляемому оборудованию.
  • Оказание содействия в противодействии распространению спама и вредоносного ПО.

Если провайдер требует дополнительной платы за предоставляемые услуги, это расценивается как нарушение условий договора. Поэтому он может подлежать немедленному расторжению.

Системные уровни

Телематические услуги связи – это быстроразвивающаяся сфера, которая пользуются высоким спросом. Поэтому рынок данных услуг увеличивается с каждым годом. Телематика – это особая сфера деятельности, которая предоставляет множество способов осуществления связи. При этом выделяют следующие системные уровни телематики:

  • Коммуникационные возможности.
  • Техническое обеспечение.
  • Общие службы (конференции, электронная почта).
  • Прикладные задачи.

Системные уровни

Уровень прикладных задач является определяющим направлением развития телематических услуг. Набор услуг определяется индивидуально для каждого потребителя, согласно специфике прикладной области. Пакеты услуг создаются для реализации различных задач, которые возникают как у малых рабочих групп, так и у предприятий.



ПРИМЕР
В Курганской области индивидуальный предприниматель был привлечен к ответственности, как указал суд, за оказание информационных услуг, а именно за рассылку астрологического гороскопа на следующий календарный месяц, а также прогноза погоды.

Тем, кто занят в интернет-бизнесе, не стоит пренебрегать получением лицензии на телематику, к тому же учитывая ее сравнительно небольшую стоимость. Как известно, незнание закона не освобождает от ответственности, и интернет-бизнес, как и бизнес вообще, обязан предвидеть риски и предпринимать меры к недопущению нарушения закона во избежание будущих проблем.

  1. Наложение административного штрафа на юридических лиц – от 40 000 до 50 000 рублей.
  2. Возможна конфискация изготовленной продукции, орудий производства и сырья.
  3. При наихудшем сценарии может грозить признание деятельности противоправной и запрет суда заниматься такой деятельностью до момента получения лицензии на телематику, что может погубить бизнес.

Необходимо сказать, что такая лицензия должна оформляться в паре с лицензией на услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации.

Надеюсь, эта информация была полезной для вас.

Читайте также: