Сообщение на тему античная скульптура в крупнейших музеях мира

Обновлено: 05.07.2024

Именно в скульптуре, ярче всего, реализовывался принцип калокага́тии (калос – прекрасный, агат(ф)ос – хороший, добрый), присущий всей древнегреческой культуре. Изображая прекрасное тело, мастера стремились показать идеального человека, дух которого, соответствовал бы внешней оболочке.

Для того, чтобы научится реалистично изображать человека, древнегреческие мастера совершенствовали своё мастерство в течение нескольких веков (о периодизации древнегреческой культуры вы сможете прочитать в этой статье ).

Архаическая скульптура.

Первые скульптурные образы появляются в эпоху арха́ики (VII-VI вв. д.н.э.). Это изображения обнажённых юношей – ку́росов , и задрапированных в длинные одежды девушек – кор . Глядя на них становиться ясно, что греки учились у древнеегипетских мастеров (о древнеегипесткой скульптуре читайте здесь ).

Однако вследствие иных религиозных воззрений и другой эстетической установки, для греческой скульптуры характерен ряд черт, отличающих её от образцов египетского искусства:

- во-первых, перед греками в период архаики стояла задача научиться правдоподобно изображать человеческое тело , поэтому куросы – обнажены (коры – задрапированы в длинные одежды);

- во-вторых, греки, в отличие от египтян, никогда не стремились создавать портреты конкретных людей, поэтому лица кор и куросов – это обобщённый образ Человека ;

- в-четвертых, скульптурные изображения греческие мастера ярко раскрашивали , но в отличие от египетских канонов, правил здесь не существовало. Так волосы куроса могли оказаться синими, глаза – красными, борода (если таковая украшала лицо скульптуры) – зелёной. В данном случае, важна была не достоверность, а декоративность.

Скульптура классического периода.

После того как в период архаики скульпторами было достигнуто умение передавать в изваяниях достаточно правильно телесный облик человека, эпоха классики поставила перед мастерами новую задачу.

Ряд замечательных скульпторов, имена которых сохранила история, добились в этом такого успеха, что их создания до сих пор считаются лучшими творениями, образцами, на которых учились и учатся многие поколения ваятелей всех последующих веков (и даже тысячелетий).

Фидий (с учениками) считается и создателем всех скульптурных украшений Афинского Акрополя, о котором подробнее я расскажу в одной из будущих статей. К сожалению, ни одна из скульптур работы Фидия не сохранилась до нашего времени.

Среди великих скульпторов классической Греции назовём также Пракси́теля. Его герои – боги и богини, как правило, изображались в очень естественных, свободных позах, в них было больше утонченности и изысканности, чем силы и мужества.

Праксителю приписывают создание первой скульптуры в греческом искусстве, показывающей обнажённое женское тело. Эта статуя изображала богиню Афродиту (в римском варианте - Венера ), приготовившуюся к купанию. (О создании этой скульптуры есть очень забавная легенда, о которой когда-нибудь я ещё напишу). Красота, и мастерство исполнения этой скульптуры были настолько поразительными, что поэты даже посвящали ей стихи и писали на неё эпиграммы.

И хотя Афродита Праксителя тоже не сохранилась до сегодняшнего дня, у мастера оказалось множество последователей, благодаря чему в разных музеях мира мы можем увидеть эти пленительные женские образы.

Пожалуй, самая известная из греческих статуй изображающая эту богиню - так называемая Венера Милосская (авторство приписывают некоему Агеса́ндру ), сегодня хранится в музее Лувр в Париже. Хотя время её создания относится уже к следующему этапу древнегреческой культуры.

Эллинистическая скульптура.

Новые черты приобрела греческая скульптура в период эллини́зма. Завоевание греческих земель и утрата территориальной целостности в период военных походов Александра Македонского изменили мироощущение греков.

Из спокойно-созерцательного оно стало драматическим. Это нашло отражение в скульптурных образах – они стали наделяться чувствами и эмоциями .

Более того, эллинистические образы теперь могут быть даже далеки от классического идеала , принципа калокагатии.

В греческой скульптуре вдруг начинает ценится острая индивидуальность и даже странность, необычность образа.

Появляются изображения стариков, детей , странных мифических существ и, даже, калек .

Говорят, что в Древнем Риме было больше статуй, чем жителей. Правда ли это? Общеизвестно, что римляне были непревзойденными инженерами и архитекторами – возведенные ими в античные времена монументальные строения на протяжении сотен лет вызывали восхищение у многих поколений, а прекрасные в архитектурном плане виллы, многочисленные домусы и прочие сооружения украшались с необыкновенно изысканным вкусом талантливыми ваятелями. Тем не менее, дошедшие до наших дней скульптуры Древнего Рима лишь фрагментарно свидетельствуют об этом. Почему же так случилось?

Многие античные бронзовые и мраморные скульптуры Рима были уничтожены еще до распада великой империи из-за предрассудков, связанных с введением христианства. А в моменты опасности, становясь на защиту города при варварских вторжениях, сами римляне, не колеблясь, разбивали великолепные статуи на куски, сбрасывая их с городских стен на головы атакующих. Мрамор Рима безжалостно уничтожался – облицовочные плиты древних зданий и изувеченные мраморные скульптуры, разбитые на мелкие части, после отжига вновь превращались в обычный известняк, использовавшийся в качестве строительного материала.

Произошедшие исторические события и Время не пощадили уникального наследия прошлого. Это приводит к пониманию, почему большая часть древней скульптуры Рима представлена в его музеях лишь фрагментарно. Сегодня в Музеях Ватикана и Капитолия, в Галерее Боргезе и в Палаццо Массимо, на Вилле Джулия и Термах Диоклетиана хранятся многие найденные при раскопках артефакты, собиравшиеся на протяжении нескольких веков Папами, кардиналами и знатными аристократическими семьями, которые передавались по наследству из поколения в поколение. Увидеть знаменитые скульптуры Древнего Рима можно в музеях, которые представлены в нашем небольшом обзоре.
[sp-1]

Истоки

Свои истоки скульптура Древнего Рима (в обширном значении этого термина) берет из греческой классической скульптуры. Благодаря близкому географическому соседству с районами Великой Греции, в Рим привозилось огромное количество восхищавших римлян эллинистических статуй, которые тщательно изучались и воспроизводились в многочисленных копиях древнеримскими скульпторами.

скульптуры древнего рима , древнеримские скульптуры

Распространение эллинистического скульптурного искусства было обусловлено, прежде всего, экспансией римлян в сторону Великой Греции и привлечению древнегреческих мастеров к украшению частных владений римской знати. В дальнейшем это привело к слиянию этрусско-римских традицией и греческого классицизма. Таким образом, в течение нескольких веков греческая скульптура представляла основу и вдохновение для древнеримского искусства.

древние скульптуры рима , скульптуры древнего рима

Коллекции древней скульптуры Рима в Музеях Ватикана

Огромное собрание скульптур Древнего Рима находится в Музеях Ватикана, основанного Папой Юлием II (Джулиано делла Ровере,1443-1513) и открытого для посещений в 1771 году по указу Папы Климента XIV.

Музеи Ватикана

Здесь расположено несколько музеев древней скульптуры разных эпох:

  • Музей Пио Кристиано, где представлены образцы ранней христианской скульптуры;
  • Григорианский музей этрусков, где собраны этрусские древности;
  • Григорианский музей Профано, в экспозиции которого находятся классические оригиналы Древней Греции;
  • Музей Кьярамонти, состоящий из нескольких галерей, в которых представлены около тысячи античных скульптурных предметов – бюстов, погребальных саркофагов, фризов и пр.;
  • Музей Пио – Клементино с коллекцией классической римской скульптуры;
  • Египетский музей, в девяти залах которого размещены привезенные из древнего Египта статуи, настенные украшения и архитектурные элементы.

Экспозиции древней скульптуры в Национальном Музее Рима

Здесь хранятся коллекции скульптуры, непосредственно связанные с историей Древнего Рима. Основанный в 1889 году как Музей Археологии, он был полностью реорганизован под эгидой Управления археологического наследия города в 1991 году и сегодня размещается на нескольких выставочных площадках: Палаццо Массимо алле Терме, Палаццо Альтемпс, Термы Диоклетиана, Палатинский Антиквариум и Крипта Бальби.

Палаццо Массимо

древние скульптуры рима , скульптуры древнего рима , палаццо массимо

Палаццо Альтемпс

скульптуры древнего Рима , древнеримские скульптуры

Палатинский Антиквариум

Расположенный на холме Палатин музей был основан во второй половине XIX века, для размещения древних скульптур, обнаруженных в окрестностях холма во время археологических раскопок, производившихся при Наполеоне III. В небольшом двухэтажном здании представлены археологические материалы, связанные непосредственно с историей Палатина – скульптурные произведения времен республиканской эпохи, а также раннего имперского периода времен Августа и Юлия-Клавдия.

Скульптуры древнего Рима , древнеримские скульптуры

Скульптуры Древнего Рима в Капитолийских музеях

Основанный Папой Сикстом IV в декабре 1471г., старейший музей Рима, находящийся на Капитолийском холме, открыл свои двери для публики в 1734 году, став первым в мире общественным музеем, в котором произведения художественного искусства стали доступны для каждого. Подробнее о создании коллекции Капитолийских музеев можно прочитать здесь.

Статуя Геркулеса Капитолийского

Древняя скульптура из позолоченной бронзы была обнаружена при раскопках на Бычьем форуме Древнего Рима во время папства Сикста IV (1471-1484гг). По оценкам историков, она была сделана во II веком до н.э. и являлась статуей поклонения в языческом храме Геркулеса Победителя.

Геркулес , статуя Геркулеса в Риме

Капитолийский Брут

Бронзовая статуя, по оценкам историков, является одной из самых древних, найденных когда-либо на территории Вечного города – она датируется 300-275гг. до н.э. Бюст, считающийся шедевром античной скульптуры Древнего Рима, представляет портретный образ основателя Римской республики и одного из первых ее консулов Луция Юния Брута (545-509гг. до н.э.).

Скульптуры Древнего Рима , Капитолийский Брут

Сходство было обнаружено при сравнительном анализе портрета на римских монетах чеканки 59-43гг. до н.э., выпущенных его предполагаемым потомком – Марком Юнием Брутом, убийцей Юлия Цезаря. При раскопках в XVI веке была найдена лишь хорошо сохранившаяся голова, глазные яблоки которой инкрустированы слоновьей костью. Предположительно, она являлась частью большой статуи, которая была потеряна.

Мальчик, извлекающий занозу

Эта знаменитая скульптура Древнего Рима являлась одной из самых копируемых на протяжении всей эпохи Возрождения – во многих музеях мира находятся разные версии древней бронзовой статуи из Капитолийских музеев. Скульптура воплощает легенду, согласно которой пастушонок из провинции Виторкьяно (Vitorchiano) бежал в Рим, чтобы предупредить его жителей о приближении этрусских племен, не обращая внимания на боль, причиняемую впившейся в ногу занозой. Маленький герой присел вытащить ее лишь после выполнения своей благородной миссии.

Скульптуры Древнего Рима , Капитолийские музеи


Древняя скульптура, датируемая III-Iвв. до н.э., была одной из античных бронз, составлявших самую первую коллекцию, подаренную городу Папой Сикстом IV в 1471г. Во времена Наполеоновского нашествия она была перевезена в Париж, где оставалась до 1815 года.

Амур и Психея

Скульптуры Древнего Рима , древние скульптуры Рима , Амур и Психея

Кроме представленных в нашем небольшом обзоре музеев, некоторые древние скульптуры Рима можно увидеть также на вилле Джулия, где в основном представлены предметы доримского периода Древней Этруссии, в галерее Боргезе, в художественных галереях Палаццо Дориа-Памфили, Палаццо Колонна, Палаццо Спада и во многих других местах Вечного города.



Изваяния в залах Античности Эрмитажа — это герои и цари, Боги и полубоги, мифологические существа и персонажи литературных произведений. Всё это настолько красиво, что даже, несмотря на то, что скульптур и экспонатов здесь невероятно много, рассматривать каждую из них не надоедает. Кроме того, сами залы выдержаны в античной стилистике, так что, ко всему прочему, совершенно пропадает ощущение реальности происходящего. Погружение в мир прошлого было бы стопроцентным, если бы не открытые окна в залах, откуда можно увидеть Санкт-Петербург и вернуть себя в состояние реальности.



Пространство антики — одно из старейших и возникло задолго до образования Нового Эрмитажа, где экспонируется сейчас античная коллекция. Первое собрание античных скульптур появилось во времена Петра Первого, который с намерением привить своим согражданам европейские обычаи отправлял посланцев за границу для приобретения античных изваяний. В 1719-1720-х годах в Россию были доставлены первые античные статуи, среди которых была “Венера Таврическая” — одна из ярчайших жемчужин коллекции.


Венера Таврическая.Афродита — богиня красоты и любви (Венера Таврическая) II век. Была найдена при раскопка в Риме в начале XVIII века. А привез ее в Санкт-Петербург Петр I. Скульптура украшала Таврический дворец, откуда и пошло название.




В конце 18 столетия Екатерина Великая покупает резные камни, ценные произведения искусств у знатных европейских и русских семей, а также античные статуи у антиквара Лайда Брауна. Позже эти мраморные изваяния стали украшениями царских дворцов и парков. Скульптурам суждено было стать музейными экспонатами в девятнадцатом столетии. Они образовали ядро античных собраний.




Статуя Юпитера из загородной виллы римского императора Домициана.Статуя Юпитера, конец I века. Является одной из самых больших античных скульптур сохранившихся в музеях мира. В высоту она 3,5 метра. В правой руке Юпитер держит фигурку Виктории — богини победы.

Вклад императора Николая Первого оказался весьма весомым. В 1852 году под его контролем возвели Новый Эрмитаж. Царь основательно занялся развитием музейной античности. Он стремился к тому, чтобы современное по тем временам экспозиционное пространство ни в чем не уступало известным мировым музеям. Тогда все большие сокровищницы искусства имели античные залы. Поэтому Николай Первый приказывает собрать античные изваяния, украшающие дворцовые интерьеры и парки города. В залах Нового Эрмитажа разместили всю античность Северной столицы.


Были приобретены колоссальные статуи из особняка Демидовых. Наряду с этим, государь купил в Италии у антиквара Пиццати около 1000 античных экспонатов. Самый значительный вклад в формирование античной экспозиции сделал граф Лаваль, житель Петербурга, продавший Эрмитажу собственный “музей древностей”, в котором было 200 античных ваз, 54 изваяния и художественные бронзовые изделия.


Археологические раскопки, проводимые в 19 столетии на Черноморском побережье, помогли пополнить античную коллекцию Эрмитажа. Императорское казначейство постоянно выделяло средства на проведение важных исторических изысканий. Лучшие произведения искусства, найденные во время раскопок, отправлялись в Петербург.



Этот саркофаг можно отнести к аттическим или классическим саркофагам с фризами. Цоколь саркофага невысокий, на передней и правой сторонах выступающие прямоугольники, причем – на передней стороне на цоколе – изображения собак.


Пополнение новыми античными экспонатами продолжилось и после кончины Николая Первого. В 1861 году для музея было куплена коллекция, которую собрал маркиз Джанпьетро Кампана. Сам коллекционер был приговорен за хищение государственных денег к 20 годам на галерах. Его коллекция была конфискована и выставлена на продажу. За ее приобретение сражались многие музеи мира. Первый директор Нового Эрмитажа Степан Гедеонов от имени императора, приобрел для Эрмитажа 767 предметов из собрания маркиза. При этом Гедеонову разрешили самостоятельно отобрать лучшие экспонаты. Это было одно из самых значительных пополнений античной коллекции музея. В петербуржскую экспозицию попало свыше сотни уникальных изваяний, среди которых были настоящие шедевры.


Так, античные произведения искусства заняли залы всего 1-го этажа Нового Эрмитажа. Достойно разместить экспонаты доверили Лео фон Кленце – известному немецкому архитектору, который блестяще справился со сложной задачей.


Завершилось формирование антики в 1930-е, когда были собраны все произведения искусств древности со всех музейных и частных коллекций. С 1941 года старейшие экспозиционные залы объединены в единое пространство под названием — Отдел Античного мира.


Стоит сказать, что зал Античного Мира настолько большой, что если вы обладаете временем, лучше выделить для посещения этого зала отдельное посещение музея. Сложно себе представить, но здесь находится 106 000 памятников истории, культуры и искусства. Что бы осмотреть это всё, нужно, по крайней мере, несколько часов. Экспонаты, которые можно увидеть на первом этаже Эрмитажа в залах, посвящённых Античному миру, относятся к Древним Греции, Италии, Риму, Северному Причерноморью. Возраст экспонатов датируется от начала III тыс. до н. э. и до IV в. н. э. Кроме того, что здесь можно увидеть статуи и скульптуры, в залах Античности представлены рельефы, портреты, украшения, камеи, геммы, монеты, статуэтки, саркофаги, элементы интерьера старинных домов, оружие, вазы и многое-многое другое.


В честь Афины возводилось бессчётное количество храмов. Так же много было скульптур, посвящённых Афине. Богиня войны часто изображалась с оружием, но иногда – и просто прекрасной богиней-девой в греческих одеяниях. Она покровительствовала Афинам, владычество над которыми выиграла в споре с Посейдоном. Во многих храмах были её статуи, включая храм Парфенон на Акрополе – главный храм, освящённый в 438 г. Акрополь – холм в центре Афин, венчаемый храмом. Из Парфенона Акрополя после их вывезли в другие страны, однако кое-что осталось и в храме.

Музеи Москвы

Среди музеев Москвы наибольший интерес представляет Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, содержащий огромное количество скульптур и их копий. Одна из самых известных статуй Афины, хранящейся в этой коллекции – это реконструкция Афины Лемнии работы Фидия.

Статую посвятили для афинского храма Парфенона ок. 450 г. до нашей эры греки из Аттики, которые переселились на о. Лемнос – именно поэтому Афина Лемния носит такое название. Несмотря на то, что сам бронзовый оригинал не сохранился, а реконструкцию делали по мраморным римским копиям, Афина Лемнос всё равно хорошо передаёт стиль Фидия и его мастерство.

Античный мастер отказался от привычного образа Афины, закованной в броню и держащей оружие. На этот раз перед зрителем предстаёт в первую очередь прекрасная дева. Она закутана в тяжёлое одеяние – пеплос, а сверху наброшена накидка из шкуры – эгида, украшенная также головой Медузы Горгоны. Волосы Фидий обычно изображал собранными в пышную причёску и подвязанными лентой. Сделал он такую причёску и Афине. В одной из рук богиня держала шлем, который будто протягивала жителям Лемноса. Хотя она выглядела не столь воинственной, но всё равно оставалась строгой и сдержанной богиней.

Статую посвятили для афинского храма Парфенона ок. 450 г. до нашей эры греки из Аттики, которые переселились на о. Лемнос – именно поэтому Афина Лемния носит такое название.

Римская копия Афины Парфенос из Варвакиона. Местоположение раньше – храм Парфенон. Работа Фидия. Также хранится в Пушкинском музее в Москве. Рука покоится на колонне с богиней Никой. К Афине часто приставляли части колонн, на которые она опиралась. Часто рука на фигурах колонн держала Нику.

Римская копия Статуи Афины Парфенос из Варвакиона

Государственный музей Пушкина, Москва. Уменьшенная римская скульптура богини Афины Парфенос из афинского храма на Акрополе, копия. Автор оригинала – Фидий.

Скульптура богини Афины Парфенос

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, копия Афины Джустиниани. Оригинал — V в. до нашей эры.

Копия скульптуры Афины Джустиниани

Афина из Веллетри. I в. н.э. Пушкинский музей.

Статуя Афина из Веллетри. I в. н.э. Пушкинский музей.

Музей Пушкина. Афина Медичи. Копия статуи II в. н.э., которая в свою очередь делалась с Афины Парфенос из храма Парфенона в Греции.

Копия статуи II в. н.э., которая в свою очередь делалась с Афины Парфенос из храма Парфенона в Греции.

Эрмитаж и другие музеи России

II в., римская копия с греческого оригинала от V в. до н. э. Хранится в Эрмитаже, Санкт-Петербург, с 1922 года.

Скульптура II в., римская копия с греческого оригинала от V в. до н. э. Хранится в Эрмитаже, Санкт-Петербург, с 1922 года.

Строгановский музей, Санкт-Петербург. Гений художеств смотрит на богиню и готовится получить от неё (аллегории императрицы) список удостоившихся лаврового венка. Конец XVII – XVIII век. Автор – М. И. Козловский.


Греческие музеи

Среди всех коллекций греческих музеев самой драгоценной считается Афина Варвакион. Эта скульптура хранится в Национальном археологическом музее Афин. Уникальна она тем, что является самой точной копией Афины Парфенос из главного храма Афины, огромной скульптуры богини из золота и слоновой кости. Храм Парфенон был домом для этой скульптуры до её разрушения.

Высота Афины Варвакион – немногим больше метра, т.е. в двенадцать раз меньше, чем оригинальная статуя богини Афины. Её материал – мрамор с горы Панделикон, расположенной около Афин. Это вторая после Парнаса гора в Аттике. С древних времён она славилась своим мрамором с совершенным белым оттенком, который под солнечными лучами отливал золотом.

Судя по описаниям древнегреческих авторов, Афина Варвакион имеет ещё множество отличий от оригинала из храма Афин. Однако она всё равно остаётся очень проработанной скульптурой по сравнению с той, что стояла в храме Парфеноне, и имеет много интересных деталей:

  • пояс в виде двух сплетающихся змей (возможно, как символ мудрости);
  • змеями украшена и накидка богини;
  • аттический шлем на статуе имеет три гребня, каждый со своим украшением; так, посередине возвышается сфинкс, а по бокам – крылатые кони пегасы;
  • на эгиде и щите есть изображение головы Медузы Горгоны, именуемое горгонейон;
  • опора щит – священный змей, который символически обозначает Эрихтония, легендарного царя Афин со змеиной нижней частью;
  • на правой руке Афины – небольшая фигурка богини Ники, приносящей победу.

Скульптура Афина Варвакион

В Национальном музее Афин хранится ещё одна копия Афины Парфенос из храма Парфенон – Афина Ленорман. Обнаруженная в 1859 году у холма Пинкс в Афинах, эта статуэтка сначала не считалась ценной в историческом плане и была помещена в комнаты храма, у которой её нашли. Лишь археолог Шарль Ленорман, поправ в храм, смог оценить её важность и то, какие знания она могла дать историкам о внешнем виде оригинала. Несмотря на небольшой размер, статуэтка показывает узоры на щите и основании Афины Парфенос из храма Парфенона.

Скульптура Афина Ленорман

Скульптура Афина Ленорман

Даже в греческих музеях нечасто встречаются оригиналы древнегреческих мастеров – многие были утрачены и оставили после себя лишь римские копии. Одна из коллекций, которая может похвастаться таким сокровищем, находится в Пирейском музее в городе Пирей на берегу Эгейского моря.

Оригинальные статуи богини Афины были найдены также в Пирее при ремонте канализации. Это было целое собрание скульптур в честь богов и героев, которые оказались одной из самых ценных находок прошлого века. Афина – одна из них. Бронзовая статуя чуть больше 2-х метров в высоту сделана из бронзы и поражает изяществом и реалистичностью деталей – даже одежда будто настоящая, а не из металла. Величественный шлем венчает её голову.

Статуя статуи богини Афины были найдены также в Пирее

Скульптуры богини Афины были найдены также в Пирее

Италия, Ватикан

Итальянские и Ватиканские музеи – одни из тех, где можно найти множество скульптур Афины. Они тоже украшали раньше храм богини и были вывезены из Греции.

Скульптура голова копии Афины Лемнии

Статуя афины в Национальном музее Палаццо Альтемпс

Два интересных экспоната находятся в Национальном археологическом музее Неаполя, Италия.

Афина, заносящая копьё.

Скульптура Афина, заносящая копьё.

Афина Албани (Фарнезе), римская копия (оригинал круга Фидия утрачен). Ок. 430 г. до н.э.

Скульптура Афина Албани (Фарнезе), римская копия (оригинал круга Фидия утрачен). Ок. 430 г. до н.э.

В Ватиканских музеях, одном из самых крупных хранилищ древних скульптур и других предметов искусства, хранится ещё одна копия Афины Парфенос, одной из величайших статуй Афины. Это Афина (или Миневра) Джустиниани, названная там по фамилии римского аристократа и коллекционера античных ценностей Винченцо Джустиниани.

Статуя была найдена в XVII в. в Риме, а после несколько раз перевозилась и содержалась в разных коллекциях. Она включена в число самых выдающихся скульптур Европы. Судя по всему, Афина Джустиниани использовалась не как украшение, а как объект поклонения храма, где находилась. Она имеет многие черты оригинала – священный змей у ног, изображение сфинкса на шлеме. Скульптура богини Афины поражает красотой и плавностью линий, которые мог вырезать только настоящий мастер.

Скульптура Афина (или Миневра) Джустиниани

Музей Кьярамонти в Ватикане хранит в коллекции бюст Афины, копию со скульптуры Афина Промахос работы Фидия – воительницы, установленной на руинах храма на Акрополе после разрушительного набега персов. Она возвышалась над остатками храма, напоминая о силе греков. Копия была изготовлена в Риме в 117-138 гг. до н.э. Её интересная особенность – пристальный, будто живой взгляд, смотрящий в душу каждого, кто приблизится. Готовая защищать храм и жителей Афин. Неудивительно, что греки приходили в храм дочери Зевса на вершине Акрополя и молились ей.

Скульптура Афина Промахос

Французские музеи

Залы парижского Лувра хранят, пожалуй, одну из самых реалистичный и красивых скульптур Афины. Это Афина Маттеи. Своё название скульптура получила по фамилии семейства Маттеи, которому принадлежала почти два века. Сама Афина сделана из мрамора и предположительной является римской копией 100 г. до н.э. с греческого оригинала IV в. до н.э. Оригинал был найден гораздо позже копии, в конце XIX в.

В современное время скульптура претерпела множество этапов реставрации, что сказалось даже на шлеме и лице. К тому же, по сравнению с оригиналом, шлем копии украшен не совами, которые считались священными птицами богини, а менее типичными для неё бараньими головами. Левая рука, которая повернута в сторону от тела Афины, на данный момент пуста, но считается, что раньше в ней было копьё или шлем. Сейчас же из всего боевого облачения остался лишь шлем.

Интересный элемент есть на эгиде Афины, её накидке из овечьей шкуры. Это Горгонейона, изображение головы Медузы Горгоны. Считалось, что оно защищало от сглаза, порчи и любого другого зла. В античности такой талисман можно было встретить повсеместно на вещах, домах, убранстве храма. Со временем он приобрёл скорее декоративное значение.

Скульптурв Афина Маттеи

Статуя Афина Маттеи

В отделе греческих, римских и этрусских ценностей Лувра также хранится Афина Веллетри. Эта статуя богини Афины – одна из копий, сделанных в Риме с бронзового оригинала. Оригинал датируется 430 г. до н.э., его автор – скульптор Кресил. Копии с его работы были изготовлены в I в. Автора оригинала удалось не сразу установить, а лишь после сравнения Афины с другой работой – бюстом Перикла, хранящимся в Британском музее.

Скульптуру обнаружили у древнего города Виллетри, по которому Афина и получила своё название. Среди аналогичных копий она – самая известная. К тому же, она почти одного размера с оригиналом. Как и многие другие древности, Афина Виллетри несколько раз перевозилась из страны в страну, пока после заключения Флорентийского мира французское правительство не поместило её в Лувр в 1903 году. С самой Афины Виллетри тоже было сделано немало копий.

Скульптура перенесла множество реставраций. Судя по остаткам красной краски, когда-то, когда она ещё стояла рядом с храмом или в нём, её тело и одежда были разных цветов.

Статуя Афина Веллетри

Другие музеи мира

Мюнхенская глипотека – один из самых интересных музеев в плане скульптуры Древней Греции и Рима. Именно на этих шедеврах глипотека и специализируется. Коллекции находятся в собственности Баварии, федеральной земли Германии.

Среди них есть бюст Афины, копия с римской скульптуры Афины Веллетри, а та в свою очередь скопирована с бронзового оригинала из греческого храма. Несмотря на некоторые повреждения, бюст до сих пор пронизан величественностью и красотой богини, которые не могли не оценить те, кто оказывался рядом с её храмом.

Скульптура Афины Веллетри

Музей изобразительного искусства в Дрездене Альбертинум (по имени короля Альберта Саксонского) является домом для двух скульптур-реконструкций ныне утраченной Афины Лемнии (или Лемносской Афины). Оригинал – одна из прекраснейших работ известного греческого скульптора Фидия, также автора Афины Парфенос из храма Парфенона. Настоящая Афина Лемния не сохранилась, но известно, что она была создана для того, чтобы жители острова Лемнос посвятили её своему городу. Отсюда и названия Лемния.

Были обнаружили части копий с оригинала, которые потом использовались дрезденским профессором А. Фуртвёнглером для реконструкции в 1903 г. Интересная особенность статуи богини Афины – отсутствие шлема на голове. Афина показана скорее не воительницей, но прекрасной девой.

Скульптура Афины Лемнии (или Лемносской Афины)

Берлинское античное собрание – ещё одна из немногих коллекций, где можно найти оригинал статуи Афины. Найдена она была в 1880 году на территории античного города Пергама (был построен на территории Турции). Скульптура не имела головы. Последнюю обнаружили лишь спустя несколько месяцев, однако при вывозе в Советский Союз во время Второй мировой войны голова была полностью утеряна. Сейчас её заменяет гипсовый слепок.

Отличие скульптуры богини Афины от других изображений Афины заключается в её одежде. Это две отдельные эгиды, перекрещивающиеся на груди и спине. Поэтому официальное название статуи – Афина с эгидой. Датируется она 150 г. до н.э.

Читайте также: