Павлов иван петрович сообщение кратко

Обновлено: 05.07.2024

Иван Петрович Павлов родился 160 лет назад - 26 сентября (14 сентября по ст.ст.) 1849 года в г. Рязани. Мать – Варвара Ивановна, происходила из семьи священника рязанской Николо-Высоковской церкви. Отец – Петр Дмитриевич Павлов, священник, выпускник Рязанской семинарии.

Иван Петрович Павлов – российский и советский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности и современных представлений о процессе пищеварения, новатор хирургической физиологии, основатель крупнейшей отечественной физиологической школы, академик Академии наук (1907); первый российский лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине (1904).

Иван Петрович Павлов родился 160 лет назад - 26 сентября (14 сентября по ст.ст.) 1849 года в г. Рязани. Мать – Варвара Ивановна, происходила из семьи священника рязанской Николо-Высоковской церкви. Отец – Петр Дмитриевич Павлов, священник, выпускник Рязанской семинарии.

По желанию родителей юный Иван посещал начальный курс духовной семинарии, а в 1860–1864 году обучался в Рязанском духовном училище.

Эта работа принесла ему и его однокурснику Михаилу Афанасьеву золотую медаль университета.

После получения в 1875 году звания кандидата естественных наук, Павлов поступил на третий курс Медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге (впоследствии реорганизованной в Военно-медицинскую академию), где надеялся стать помощником Ильи Циона, который незадолго до этого был назначен ординарным профессором кафедры физиологии. Однако вскоре после этого Цион, столкнувшись с негативным отношением к себе со стороны коллег и студентов, уехал из России. Отказавшись работать с его преемником, учеником Сеченова Иваном Тархановым, Павлов в 1876–1878 годах работал на кафедре физиологии ветеринарного отделения Медико-хирургической академии в лаборатории профессора Константина Устимовича, ученика известного немецкого физиолога Карла Людвига.

Именно здесь Павлов выполнил ряд работ по физиологии кровообращения, в ходе которых проявились зачатки его революционного метода изучения функций организма в их естественной динамике без применения наркоза.

Летом 1877 года Павлов по рекомендации Устимовича уехал в университет немецкого города Бреслау (ныне Вроцлав, Польша) для работы с профессором Рудольфом Гейденгайном, специалистом в области пищеварения.

В 1878 году видный русский врач-терапевт и общественный деятель Сергей Боткин предложил ему место в физиологической лаборатории при его клинике. В первое время Павлов числился там лаборантом, хотя фактически руководил всеми фармакологическими и физиологическими исследованиями. В том же году он начал исследования по физиологии пищеварения, которые продолжались более двадцати лет.

В 1879 году Павлов с годичным запозданием, которое было связано с интенсивной научной работой, сдал выпускные экзамены в Медико-хирургической академии и получил медицинскую степень.

В 1881 году Павлов женился на своей давней знакомой Серафиме Карчевской, выпускнице Педагогических курсов, с которой познакомился еще во время учебы в университете. Родители жениха, намеревавшиеся женить сына на дочери состоятельного петербургского чиновника, были против брака с Карчевской, однако молодые люди втайне от них обвенчались в Ростове-на-Дону при содействии родственников невесты. Счастливый брак подарил Ивану и Серафиме Павловым четырех сыновей и дочь.

В 1883 году Павлов защитил диссертацию на соискание степени доктора медицины, посвященную описанию нервов, контролирующих функции сердца. Руководство Медицинско-хирургической академии предложило Павлову должность приват-доцента, но он отказался от этого назначения и в 1884 году уехал в Германию для совершенствования знаний. В Лейпциге и Бреслау он стажировался в лабораториях Рудольфа Гейденгайна и Карла Людвига, а также работал под руководством известных физиологов Германа Гельмгольца и Эмиля Дюбуа-Реймона.

В 1886 году Павлов вернулся в Россию и был назначен руководителем лаборатории петербургской клиники Боткина, где поработал до конца 1890 года.

К 1890 году труды Ивана Павлова получили признание со стороны ученых всего мира. В этот период он достиг выдающихся результатов в области изучения физиологии кровообращения и пищеварения, в разработке некоторых актуальных вопросов фармакологии, в усовершенствовании своего незаурядного экспериментального мастерства, а также в приобретении навыков организатора и руководителя коллектива научных работников.

В 1890 году Павлов был избран профессором и заведующим кафедрой фармакологии Военно-хирургической академии. С 1891 года он заведовал физиологическим отделом Института экспериментальной медицины, организованного при его деятельном участии; с 1895 по 1925 год одновременно оставался руководителем физиологических исследований в Военно-медицинской академии.

В Институте экспериментальной медицины были выполнены классические работы Павлова по физиологии главных пищеварительных желез, а также значительная часть его работ по условным рефлексам, обессмертивших имя Павлова и прославивших отечественную науку.

В 1901 году Павлов был избран членом-корреспондентом, а в 1907 году – действительным членом Академии наук. В начале конце XIX – начале XX века Павлов был избран членом академий ряда стран и почетным доктором многих университетов.

В 1903 году Павлов сделал доклад на XIV Международном медицинском конгрессе в Мадриде, произведший большое впечатление на мировое научное сообщество. В докладе были впервые сформулированы принципы физиологии высшей нервной деятельности.

События 1917 года Павлов встретил в Петербурге в ранге авторитетнейшего специалиста отечественной и мировой медицины. В годы Гражданской войны он отклонил предложение Королевской шведской академии наук о переезде в Стокгольм, несмотря на то, что ему был обещан собственный институт в пригороде скандинавской столицы.

В 1925 году физиологическая лаборатория Академии наук была реорганизована в Физиологический институт Академии наук СССР (ныне носящий имя Павлова). Прославленный ученый руководил этим институтом со дня его основания и до конца своих дней.

Научное творчество Павлова оказало огромное влияние на развитие смежных областей медицины и биологии, оставило заметный след в психиатрии. Под влиянием его идей сформировались крупные научные школы в терапии, хирургии, психиатрии, невропатологии.

22 февраля 1936 года во время очередной поездки в Колтуши для работы в своем научном городке, Павлов простудился и заболел воспалением легких. Несколько дней ход его болезни не вызывал особой тревоги, однако к вечеру 26 февраля состояние ученого ухудшилось: врачи констатировали дальнейшее распространение пневмонии, падение температуры, ослабление сердечной деятельности. 27 февраля Павлова не стало.

Один из самых известных ученых России — Иван Петрович Павлов. Краткая биография этого великого человека интересна не только исследователям, но и людям, далеким от научного сообщества. Его работы высоко оценены и признаны обществом. Нобелевскому лауреату принадлежит множество ключевых открытий в области психологии и физиологии. А также он стал основателем науки о высшей нервной деятельности.

  • Детство и юность
  • Учеба в семинарии
  • Исследование физиологии
  • Теория Павлова
  • Личная жизнь
  • Последние годы
  • Интересные факты

Иван петрович павлов краткая биография

Детство и юность

Российский ученый И. П. Павлов появился на свет 26 сентября 1849 года в городе Рязани. Он был первенцем, потом в семье родилось еще 9 детей. В то время некоторым малышам было суждено умирать еще в раннем возрасте, несколько детей погибли в детстве. Мать будущего физиолога, Варвара Ивановна, воспитывалась в верующей семье. До того как выйти замуж, она была очень здоровой, крепкой женщиной, но постоянные роды отрицательно отразились на ее физическом состоянии. Она не имела формального образования, однако природа подарила ей живой ум, трудолюбие и житейскую мудрость.

Иван петрович павлов и его семья

Мать ответственно относилась к воспитанию детей и старалась, чтобы они выросли хорошими людьми и смогли реализовать себя в выбранной области. Отец ученого Петр Дмитриевич был священнослужителем в бедном приходе. Он слыл доброжелательным, жизнелюбивым человеком. Благодаря своей искренности и духовному рвению Петр Дмитриевич смог стать отцом-настоятелем одного из рязанских храмов. Папа казался Ивану настоящим героем, упорным и решительным мужчиной. Юноша относился к нему с огромным уважением и часто интересовался его мнением по тому или иному вопросу.

В детские годы Иван почти не болел, рос общительным и веселым мальчишкой, охотно помогал отцу и матери в быту. Родители приучили его трудиться, поддерживать чистоту, быть аккуратным. Они очень много работали и тому же учили своих детей.

Иван стал обучаться грамоте с восьми лет, но школьное образование начал получать только в одиннадцать. Дело в том, что однажды мальчик упал с лестницы и сильно ударился. После этого у него исчез аппетит, малыш начал худеть и болеть. Рекомендации врачей и народная медицина не давали никакого результата. Тогда Ивана отправили в Троицкий монастырь под опеку игумена.

Нахождение в божьей обители пошло ребенку на пользу. Он хорошо питался, дышал свежим воздухом, мальчика обучили дыхательным упражнениям. Игумен был человеком умным и начитанным, он преподнес Ивану подарок — том басен Крылова, который стал одной из его любимых книг.

Учеба в семинарии

В 1864 году Иван решил поступить в семинарию и посвятить свою жизнь Богу. Его выбор был обусловлен наблюдением за религиозными родителями и духовным наставником, юноше нравился их образ жизни, и он считал его правильным. В период обучения произошло множество важных событий:

Иван петрович павлов в молодости

Исследование физиологии

В 1870 году молодой человек был зачислен в Санкт-Петербургский университет. Учился юноша замечательно, но сначала ему не выплачивали стипендию, поскольку он переводился с одного факультета на другой. В дальнейшем же, будущий ученый стал получать достаточную материальную помощь. С третьего курса молодой человек решил, что физиология — его настоящее призвание, и полностью сосредоточился на этой науке.

Исследование физиологии павлова

В 1873 году он проводил исследование с легкими лягушки. Вместе с одним из студентов, Павлов написал научную работу о влиянии нервов гортани на кровообращение. Руководителем был И. Ф. Цион. Немного позже, вместе с М. М. Афанасьевым он занимался исследованием поджелудочной железы, и за эту работу они получили золотую медаль.

Несмотря на то что Павлов отличался выдающимся умом и был прилежным студентом, он завершил обучение на год позже. Дело в том, что исследовательская работа отнимала у него массу времени, поэтому он не успел подготовиться к экзаменам. После окончания университета будущему физиологу было 26 лет, и ему только предстояло внести вклад в науку, совершить множество великих достижений и изобрести учение о высшей нервной деятельности.

С 1876 года молодой человек был ассистентом у К. Н. Устимовича в Медико-хирургической академии. Вместе с этим он занимался исследованием физиологии кровообращения. Работы Павлова были в полной мере оценены С. П. Боткиным, и он предложил Ивану трудиться в своей лаборатории. На этом месте ученый занимался изучением особенностей пищеварения и крови.

Иван Петрович проработал в лаборатории

Иван Петрович проработал в этой лаборатории 12 лет. За это время доктор Павлов совершил множество открытий, которые принесли ему всемирную известность. В 1890 году Томский и Варшавский университет предложили ему стать профессором. В 1891 году он получил приглашение участвовать в основании отдела физиологии в Университете экспериментальной медицины.

Академик до конца жизни руководил этим отделом и занимался исследованиями физиологических особенностей пищеварительных желез, за что в 1904 году был удостоен Нобелевской премии. Приход большевиков к власти благотворно повлиял на жизнь Ивана Петровича. Работы ученого высоко оценил В. И. Ленин. Для него создавали специальные условия, способствующие продуктивному труду. При советской власти лаборатория превратилась в Физиологический институт.

Теория Павлова

Великий русский ученый считал, что между физиологией и психикой есть прямая связь. Его исследования об особенностях пищеварения стали основой для развития новейшего научного направления. Ученый занимался работой в области физиологии более 35 лет. Именно он был создателем метода условных рефлексов.

Теория Павлова

В 1923 году было выпущено изложение 20-летнего опыта работы с животными. В число основных заслуг Павлова входит исследование функций мозга, которое привело к неожиданным результатам.

Личная жизнь

У Ивана Петровича была большая семья. Известны следующие факты о личной жизни ученого:

Женой Павлова стала Серафима Васильевна Карчевская,

Последние годы

Если посмотреть на портрет ученого, можно отметить его жизнерадостность и цветущий внешний вид. У Павлова всегда было крепкое здоровье, единственное исключение — простуды и воспаление легких. Смерть физиолога произошла в 87-летнем возрасте 27 февраля 1936 года от пневмонии.

Последние годы павлова

Интересные факты

Иван Петрович был очень интересной личностью. Изучая биографию ученого можно выделить следующие факты:

Семья павлова

  1. Известный физиолог был ярым противником партии.
  2. В юные годы Павлов занимался коллекционированием. Сначала он собирал бабочек, а затем стал увлекаться марками.
  3. Ученый был левшой.
  4. У академика было слабое зрение, и он не мог обходиться без очков.
  5. Физиолог очень любил читать, он изучал не только профессиональную литературу, а также работы биологов, химиков и художественные романы.
  6. Современники рассказывали о том, что несмотря на острый дефицит времени, ученый прочитывал каждую книгу несколько раз.
  7. Павлов был очень убедительным в спорах. Он умел склонить собеседника на свою сторону, хотя ученому не нравились люди, которые быстро соглашались с его позицией. Для него это было своеобразной увлекательной игрой.

Иван Павлов — великий российский ученый, который внес огромный вклад в науку.

Работы и результаты исследований физиолога вошли в историю и навсегда изменили мир.

Основной научной деятельностью Ивана Петровича Павлова были исследования рефлекторной регуляции пищеварения и выяснение механизмов образования условных рефлексов. Именно в этих направлениях он достиг наибольших успехов.

Памятник академику И. П. Павлову, Москва

Опыты с мнимым кормлением и исследования пищеварения

В своих исследованиях Павлов совмещал несколько существующих подходов, которые прежде считались несовместимыми. Так, он считал, что такие сложные системы, как пищеварение или кровообращение, могут быть изучены с помощью поочередного исследования каждой из их частей. Вдобавок ученый полагал, что эти части сложной системы следует изучать у здорового животного. Следуя своим принципам, он выступал против методов хирургических операций над живыми животными, которые были традиционными в то время: тогда для наблюдения за работой отдельных органов лабораторных животных оперировали без наркоза. Павлов справедливо полагал, что умирающее на операционном столе животное, испытывающее боль, не может реагировать так, как здоровое. В результате хирургическое воздействие он проводил более гуманно, чтобы за работой внутренних органов можно было наблюдать, не нарушая их функций и состояния подопытного.

Опыт с мнимым кормлением

Мастерство Павлова было непревзойденным. Левша с рождения, он постоянно тренировал и правую руку. В результате настолько хорошо владел обеими, что приводил коллег в замешательство и восторг одновременно. Так о нем вспоминали те, кто имел честь находиться рядом в операционной или видеть физиолога за работой:

И. П. Павлов со своими помощниками делает операцию

В начале научной карьеры Павлова интересовало влияние нервной системы на деятельность внутренних органов. Для установления ее роли в регуляции желудочной секреции ученый в 1890 году применил оригинальную технику — так называемое мнимое кормление. В этом эксперименте у подопытной собаки надрезали пищевод, а концы его выводили наружу в районе шеи. Желудок также был прооперирован — сообщался с внешней средой с помощью специального отверстия (фистулы).

В лаборатории с сотрудниками

В итоге у собаки появлялись два искусственных отверстия: одно — в стенке желудка, другое — в пищеводе. Если животное начинало есть, то пища не попадала в желудок, а вываливалась из отверстия в пищеводе наружу. Одновременно по законам физиологии выделялся желудочный сок, так как желудок получал сигнал, что поступает еда. Этот сигнал проходил путь от расположенных в ротовой полости раздраженных рецепторов через продолговатый мозг, а оттуда — по нервным волокнам к желудку.

Мозг давал желудку команду готовиться к пищеварению, то есть усиленно выделять необходимый для переваривания пищи сок. Из опытов стало ясно, что желудочный сок начинает выделяться через несколько минут после начала мнимого кормления. В условиях опыта сок можно было легко собирать из отверстия, расположенного в желудке, а затем исследовать без остатков пищи. Было установлено, что выделение (секреция) сока может продолжаться в течение нескольких часов. Более того, оно не прекращается на протяжении двух-трех часов даже при кратковременном кормлении. В результате исследования от одной собаки за один сеанс мнимого кормления удавалось получить до литра чистого желудочного сока. Это давало большое поле для экспериментов. Например, пищу меняли и наблюдали, как одновременно меняется и химический состав желудочного сока.

Схематическое изображение связи между раздражением рецепторов ротовой полости и работой слюнной железы

Схематическое изображение связи между раздражением рецепторов ротовой полости и работой слюнной железы. A — рецепторы в слизистой оболочке языка; B — слюнная железа (околоушная); С — центр слюноотделения (продолговатый мозг); D — фистула

Работа ученым была проделана огромная.

Схема связи между органами чувств и мышцами

И в результате Павлов впервые экспериментально установил, что работа желудка управляется нервной системой.

Все доказывалось очень просто: в опытах мнимого кормления пища не попадала непосредственно в желудок, однако он начинал работать. То, что команда от рецепторов ротовой полости к желудку поступала по нервам, было доказано обрезанием особых блуждающих нервов: стоило лишь перерезать их — и сок переставал выделяться. Павлов первым установил это, оставив позади одного из самых авторитетных физиологов того времени и своего учителя Рудольфа Гейденгайна.

И. П. Павлов и его сотрудники

Он стал первым физиологом и русским ученым, которого удостоили этой наивысшей награды.

Факты и законы условных рефлексов

Однако, по мере того как продвигалась его работа по изучению пищеварения, открытые факты все больше стали противоречить бытующей теории о психическом раздражении.

Лабораторный корпус, Колтуши (село Павлово)

Механизация подачи раздражителей во время работы с условными рефлексами

Результатом этих опытов стало второе крупнейшее открытие в области физиологии — разделение рефлексов на условные, которым животные обучаются в течение своей жизни, и безусловные, то есть присущие от рождения.

Интересен тот факт, что часто против всех ожиданий собаки срывали эксперимент — засыпали.

Подобное поведение натолкнуло ученого на мысль, что нормальная работа мозга невозможна без постоянных внешних раздражителей, потому как длительное однообразие и монотонность выполняемых заданий и получаемых впечатлений снижают тонус коры мозга, что вызывает сонливое состояние.

Механизмы образования условных рефлексов вкупе с многочисленными удивительными фактами и особенностями были детально изучены Павловым вместе с коллегами. В ходе экспериментов, которые даже сегодня вызывают удивление, было доказано, что условно-рефлекторная деятельность осуществляется при участии коры больших полушарий головного мозга.

Например, перед кормлением голодной собаки в помещении включали лампочку, а затем давали пищу. Опыт повторяли несколько раз. Смысл заключался в следующем. Включение света фиксирует зрительный центр, пища вызывает безусловный рефлекс и возбуждение пищеварительной зоны коры. Повторение опыта способствует возникновению временной связи между пищеварительной и зрительной зонами. В результате свет лампочки возбуждает в коре зрительный и пищеварительный центры, что способствует выделению у собаки слюны и без подачи пищи. Появление корма подкрепляет ожидание. Но без такого постоянного подкрепления временная связь между нервными центрами исчезает, а условный рефлекс угасает.

Методика работы с условными рефлексами у рыб

В ходе экспериментов Павлов выявил и другие интересные закономерности условных рефлексов. Например, чтобы получить раздражение на расстоянии, животное должно быть голодным, то есть подготовленным к будущему пищевому раздражению (требуется определенное внутреннее состояние организма). Это оберегает организм и дает животному возможность реагировать на другие, не менее важные раздражители (например, оборонительные или половые). Если показывать собаке пищу без последующего закрепления, то реакция слюнных желез будет с каждым разом слабеть, пока не исчезнет вовсе. Но стоит покормить животное, как реакция слюнных желез полностью восстанавливается. Этот факт играет важную роль в приспособлении: он отучает реагировать на раздражитель, который не ведет к результату. Действие нескольких раздражителей всегда определяется наиболее сильным. Например, одновременная демонстрация сырого мяса (отсутствие слюноотделения) и сухого хлеба (обильное слюноотделение) приведет к отсутствию слюноотделения, так как сырое мясо для собаки — более сильный раздражитель. Это тоже важная характеристика приспособления: реакции организма эффективны только в том случае, когда он отзывается на самый сильный раздражитель, а не делит внимание между несколькими.

Достижения Павлова и психология человека

Работая с подопытными животными, Павлов верил, что полученные знания будут решающим звеном в открытии новых законов психической жизни человека. Читая лекции, посвященные выявленным условным рефлексам, ученый высказал мысль, что рано или поздно они приоткроют завесу тайны и над человеческой психикой. Несмотря на то что вся научная деятельность физиолога была связана с собаками, он как-то заметил:

Внутренний двор Дома-музея академика И. П. Павлова, Рязань

Ученый всю жизнь стремился к тому, чтобы найти ответ на главную загадку или заложить основу ее будущего решения.

Ученики школы И. П. Павлова. Снимок в день его 75-летия

Только на закате жизни Иван Петрович стал регулярно обследовать клинических больных. В итоге он нашел качественное отличие между высшими нервными процессами у животного и человека. Это не что иное, как речевая функция, которая обусловливает появление новых принципов работы больших полушарий мозга.

Именно речь дает человеку особую систему рефлексов, значительно большую, чем у животных.

Так, собаки реагируют на внешнее воздействие, связанное с жизненными потребностями. Человек тоже имеет эту особенность, но он может реагировать на слова, которые являются для него уникальными условными раздражителями. На основании этого открытия Павлов выделил два уровня сигнальной системы, назвав второй сигнальной системой функцию речи, присущую только человеку, а первой сигнальной системой — чувственные сигналы, посылаемые внешней средой.

В этом процессе будут задействованы сразу две системы: вторая сигнальная нарисует основанный на жизненном опыте обобщенный образ, связанный с произнесенным или увиденным словом, а образ, в свою очередь, через первую сигнальную систему подаст знак организму, словно перед вами появилась плитка шоколада.

Вторая сигнальная система сформировалась у человека в процессе эволюции как дополнение к первой, которая досталась в наследство от животного.

Ее работа основана на возбуждении органов, участвующих в общении, она помогает обобщать жизненный опыт и затем использовать его. Именно она дает людям возможность общаться и мыслить, что также является общением, но только с самим собой (так называемая внутренняя речь). Именно поэтому многие исследователи склоняются к мысли, что вторая сигнальная система возникла именно в процессе коммуникации. Павлов считал, что без ее сигналов не может быть ни психической деятельности, ни мысли.

Ученый подчеркивал, что вторая сигнальная система обусловливает более качественную связь человеческого организма с окружающей средой. Например, животные могут учиться только на собственном жизненном опыте с помощью первой сигнальной системы. Человек же открыт для любого стороннего опыта и может черпать его из всего мирового знания с помощью написанных или произнесенных слов, передающихся из поколения в поколение. Сочетания слов могут передавать самые сложные чувства, четко отражать внешнюю действительность спустя многие столетия. Такое видение дало Павлову все основания считать, что психология имеет большой потенциал, который может быть расширен при тесной связи с физиологией.

И. П. Павлов на торжественном присвоении ему звания доктора Кембриджского университета

После того как была сформулирована идея о сигнальных системах, Павлов сделал еще одно открытие, связанное с защитной функцией нервной системы. Согласно его теории клетки мозга — самые активные клетки человеческого организма, что сказывается на их свойствах, а именно: они подвержены утомлению, перегрузке и повреждению. Природой был создан уникальный механизм защиты этих клеток.

Павлов назвал этот механизм защитным торможением, более известным нам как сон. Во время сна клетки нервной системы восстанавливаются после дневного утомления, при этом организму требуется определенное количество часов сна в течение каждого двадцатичетырехчасового периода. Кроме этого, физиолог обнаружил, что так называемое искусственно вызванное защитное торможение в форме глубокого и продолжительного сна — эффективное лечение некоторых неврозов и психозов.

Марки, посвященные Павлову

Краткая биография

Иван Петрович Павлов

Уникальный труд Павлова.
Павлов – непревзойденный деятель науки, ученый с мировым именем, академик, физиолог и психолог. Он - обладатель Нобелевской премии. Всю жизнь отдал изучению регуляции пищеварения. Создатель знаменитой на весь мир науки о высшей нервной деятельности человека.

Будущий ученый появился на свет в Рязани, 26 сентября 1849 года. Его родителями были простые люди: обычный священник и домохозяйка. Дом, где жил академик, сейчас стал музеем. Свое образование Павлов начал в 1864 году, в духовном училище и окончив его, продолжил обучение в духовной семинарии. Иван Петрович тепло отзывался о том периоде. Ему очень повезло с учителями.

Во время учебы он знакомится с работами великого ученого И.М. Сеченова. Его научный труд "Рефлексы головного мозга" оказывает влияние на будущую научную деятельность академика Павлова. В 1870 году он продолжает получать образование в университете Петербурга на юридическом отделении. Но спустя 17 дней переводится на факультет физики и математики. Знаменитые профессора Ф.В. Овсянников и И.Ф. Цион были его педагогами.

Будущий ученый проявлял огромный интерес к изучению вопроса физиологии животных. Павлов интересовался основами нервной регуляции человека. После университета он переходит на третий курс Медико-хирургической академии. В 1879 году начинает совместную работу с Боткиным в его клинике. На два года уезжает стажироваться за рубеж.

В 1890 году становится профессором в области фармакологии и отправляется преподавать в Военно-медицинскую академию, где со временем возглавляет одну из ее кафедр. Изучению вопроса физиологии кровообращения и пищеварения Иван Петрович отдает все свое время. В1890 году ставит свой широко известный опыт с ложным кормлением. Он успешно доказал огромную роль нервной системы человека в процессе пищеварения.

В 1903 он отправляется в Мадрид на международный конгресс с ученым докладом. За неоценимый вклад в науку, в области исследования функций пищеварительных желез, удостоен Нобелевской премии. Павлов отнесся к октябрьскому перевороту в России, как к неудачному эксперименту коммунистической партии. В.И. Ленин позаботился о нем и создал необходимые условия для успешной научной работы.

И.П. Павлову не нравилось то, что происходило в стране, но, несмотря на это, он не прекращал работать. Во времена гражданской войны он преподает на отделении физиологии в Военной академии. В лаборатории было холодно, очень часто на экспериментах доводилось сидеть в теплой одежде. Порой отсутствовал даже свет, и тогда операции проводились при горящей лучине.

Даже в очень тяжелые годы, Иван Петрович старался помогать своим коллегам по работе. Знаменитая лаборатория сохранилась благодаря его стараниям, и в тяжелые 20-е годы продолжала работать. Павлов страдал от безденежья в период гражданской войны, и не раз обращался с просьбой к властям разрешить ему уехать из страны. Ивану Петровичу обещали помощь в его материальном положении, но так ничего и не сделали.

Наконец, в 1925 году был открыт Институт физиологии. Возглавить его предложили Павлову. Он работал там до окончания своей жизни. В Ленинграде, в 1935 году, на 15-м мировом конгрессе физиологов, И.П. Павлова избирают почетным президентом. Это был огромный триумф великого ученого.

Его уникальные труды известны во всем мире. Он был первооткрывателем знаменитого метода условных рефлексов. Перед своей смертью посещает родную Рязань. Умер ученый 27 февраля1936 года в Ленинграде, от тяжелой формы пневмонии. Великий академик оставил своим потомкам большое количество открытий.

Читайте также: