Этапы развития образования как социального института сообщение

Обновлено: 04.07.2024

34. Образование как социальный институт. Проблемы развития системы образования в России.

Институт образования имеет длительную историю от первичных форм передачи знания от родителей к детям. Через возникновение первых школ до современных институтов. Институт образования представляют собой многоуровневую структуру (дошкольное, школьное среднее, среднее специальное, высшее образование, различные виды подготовки и переподготовки кадров).

Главная функция системы образования — накопление и передача теоретических знаний, практических навыков и опыта, соц. ценностей новым поколениям. Но система образования имеет и др. функции. Сорокин отмечает, что образование (особенно высшее) является своеобразным каналом (лифтом), с помощью которого люди повышают свой соц. статус. Еще один момент — образование осуществляет соц. контроль поведения и мировоззрения детей, подростков.

Чем больше усложнялось общество в процессе развития и более значительным становился объем знаний, тем более усложнялся процесс образования:

стали готовить учителей специально;

подготовка учителей становилась специальный, дифференцированный характер;

сама система образования становилась многоуровневой и разветвленной (начальное образование, полное и неполное среднее, высшее и разветвленная система дополнительного образования и повышения квалификации);

школы специализируются (лицеи, гимназии, ПТУ, техникумы, колледжи).

Институт образования включает в себя определенную сферу деятельности, группы лиц уполномоченных для выполнения тех или иных управленческих и других функций на основе установленных прав и обязанностей, организационные нормы и принципы отношений между официальными лицами (ректор, проректор, директор, завуч, преподаватель, студент, школьник и т.д.), материальные средства (общественные здания, оборудование и т.д.) Например, структура высшей школы включает в себя работников Министерства образования, преподавательский состав, администрацию, общественные организации вузов, студентов и органы студенческого самоуправления, располагает необходимыми материальными средствами (финансовое обеспечение, учебные здания, научно-лабораторные здания, библиотеки, оборудование и т.д.) Основная цель (функция) высшей школы — удовлетворение общественной потребности в подготовке специалистов высшей категории.

Гармоничная и сбалансированная система образования, обеспечивающая удовлетворение современных потребностей общества является важнейшим условием сохранения и развития общества.

35. Семья как социальный институт и малая социальная группа. Функции семьи.

Семья – один из важнейших и специфичных соц. институтов, с помощью которого обществом и государством нормативно регулируются отношения между мужем и женой, родителями и детьми, другими родственниками, осуществляется воспроизводство членов общества, их социализация.

Исключительная роль и значение соц. института семьи определяются прежде всего тем, что семья служит основным носителем культурных образцов, передающихся от поколения к поколению и важнейшим агентом социализации личности. В этом смысле семья может рассматриваться как основа всей институциональной системы общества. В основе семьи лежит брак, кровное родство или усыновление, отношения защиты и взаимопомощи. Все эти отношения закрепляются и регулируются в обществе как брачно-семейным законодательством, так и морально-нравственными обычаями.

Семья выполняет разнообразные важные соц. функции:

репродуктивная, т.е. биологическое воспроизводство население;

социализация детей, воспитательная, культурное воспроизводство общества;

содержание детей и престарелых членов.

Функции второго плана:

коммуникационная в разных аспектах — внутри семьи и с внешним миром,

регулятивная — регулирует поведение своих членов,

накопление и передача собственности и статуса,

рекреационная — материальные и моральные условия отдыха.

Эти функции в том или ином виде и объеме имеют место в семьях, в каждой семье их соотношение различно. Исторически некоторые функции отмирают, например производственная, другие функции усиливаются. Происходит постепенный переход от патриархальной семьи с бесспорным авторитетом и властью отца к семье, эгалитарной, в которой мужчина перестает быть единственным создателем материальной базы семьи. Роль кормильца выполняет и женщина и мужчина. Рекреационная функция семьи существовала и в 19 и в 20вв лишь в зачаточном состоянии, поскольку в рамках семьи осуществлялся не столько отдых, сколько совместное производство. Сейчас производительная деятельность выведена в основном за рамки семьи, а семья становиться главным местом отдыха. В целом изменение функций, утрата одних и возникновение других называется дисфункцией. Результатом дисфункции семьи становится возникновение новых типов семьи. Этот процесс существовал всегда, но во второй половине 20в изменение функций происходит столь быстро, что изменились почти все функции, и том числе репродуктивная функция.

С точки зрения функций семьи в социологии рассматриваются проблемы — несоответствие функционирования семьи общественным потребностям: низкая рождаемость, высокое число разводов, низкий воспитательный потенциал и т.д.

В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций. Семья утрачивает свои позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других функциях. Традиционные роли, при которых женщина рожала и воспитывала детей, вела хозяйство, а муж был хозяином, собственником имущества, экономически обеспечивал семью, заменились ролевыми, при которых женщина стала играть равную или выше роль с мужчиной. Это изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой позитивные и негативные последствия. С одной стороны это способствовало утверждению равенства женщин и мужчин, с другой стороны усугубило конфликтные ситуации, снизило рождаемость.

Раздел: Философия
Количество знаков с пробелами: 149372
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

История создания образования, как социального института

Еще несколько десятилетий назад, наличие и богатство природных ресурсов определяло вектор развития экономики разных стран. Сегодня в роли мерила, выступают технологии и интеллектуальный потенциал нации. Лучше всего это заметно на экономически развитых государствах, где более 2/3 ВВП составляют нематериальные блага — Южная Корея, Япония. Великобритания, Израиль. В нынешних условиях, образованность нации, возможность применения и развития знаний становятся фундаментом в строительстве будущего государства. Как же появилась образовательная система, и где самое образованное население.

История создания образования

история образования племени австралопитеков в Танзании

Какое отношение имеют отпечатки к образованию? Самое прямое: рядом со следами взрослых людей были детские, т.е подрастающее поколение росло и развивалось рядом со своими родителями, перенимая их опыт и знания. Какими бы они ни были.

Последующие изменения в образе жизни людей не оказало большого влияния на образование: оно по-прежнему оставалось домашним, а в роли учителей выступали представители старшего поколения. Образовательная программа состояла из обязательных пунктов обучения охоте и собирательству (на кого, когда и сколько), умению готовить пищу, позже добавились оккультные действия и обряды.

Первые школы

Необходимость в получении специальных знаний возникла на этапе зарождения государств. В III тыс. до н.э. в Древнем Египте привилегированные особы (дети и родственники фараона) проходили специальную подготовку: чтение, письмо.

Позже образование могли получать дети (юноши) чиновников и жрецов. Обучение проводилось в основном в храмах, поэтому около религиозная тематика была основным направлением обучения.

история обучения в Египте

К I тыс. до н.э. подобные школы были в каждом городе Междуречья, а к письму добавились счет, рисование, музыка, основы биологии и географии, магические обряды.

Практику школьного обучения детей перенимают греки, которые хотели воспитать развитых (физически и интеллектуально) воинов-защитников. Некоторые историки считают, что первоначальным и первостепенным значением греческих школ было не образование, а необходимость занять чем-то нетрудоспособную часть населения (старики и дети).

история образования в Греции

Вне зависимости от начальных целей, к пятому тыс. до н.э. среди свободных греков все имели базовый уровень образования, а процесс из домов полностью перешел в специальные заведения — школы. Обучение начиналось с 5 -7 лет, и длился до 20-25лет. Вместо записей в дневник-табличку за непослушание или опоздание применялись телесные наказания.

Древнегреческая система образования разделялась на три вида воспитания:

На протяжении многих веков образование считалось уделом избранных, только к XVIII веку стала набирать популярность идея, что образование способно оказывать влияние не только на определенного индивидуума, но и на все общество и государство в целом. Но от осознания до практики, когда образование стали считать правом каждого человека, прошло еще 100 лет.

История создания образования: первый ВУЗ и образование для женщин

История создания образования: университет Аль-Карауин

Если Фатима аль-Фихри была дочерью состоятельного эмигранта из Туниса и могла позволить себе качественное домашнее образование, то большинство женщин той эпохи, и многих последующих столетий, были лишены этого права.

Вплоть до XIX века образование девочек считалось парадоксальным и не обязательным. Нет, домашнее обучение присутствовало, опять же, позволить его могли обеспеченные слои населения, но это была узкая программа, основным посылом которой была подготовка кроткой и послушной жены.

обучение женщин в Великобритание

С середины 19 века в Великобритании стали открывать колледжи, ориентированные на образование женщин, но, несмотря на это, первым студенткам было непросто отстаивать свое желание учиться.

Бесплатное образование: для всех и каждого

Конечно, сегодня мы воспринимаем образование, как одно из благ цивилизации, позволяющее учиться, развиваться, созидать, но среди основных целей английских предпринимателей, которые популяризовали идею бесплатного обучения, было упростить процесс управления рабочими на фабриках, заводах, шахтах.

история бесплатного обучение рабочих на фабрике

Выглядит достаточно мрачно и удручающе, но массовое образование позволило не только добиться поставленных целей по построению фабричной модели образования, но и стать фундаментом для современного варианта образования, которое строится на выявлении талантов и способностей учеников, а не подавлении инициативы.

История создания образования: эволюция системы

Образования в большинстве государств мире представлено следующими элементами:

  • дошкольное;
  • общее среднее;
  • внешкольное обучение и воспитание. Кружки, секции, вебинары, курсы сегодня значительно укрепляют свои позиции, демонстрируя хорошие показатели подготовки специалистов.
  • профессионально-техническое образование;
  • высшее образование.

эволюция системы образования

Кардинальные изменения системы образования уже провели в десятках стран, лучшие результаты демонстрируют Финляндия, предоставляющая полную свободу учащимся (от выбора предметов до вариантов их изложения); Сингапур, где руководство страны тщательно следит за уровнем образованности населения, и инвестирует в эту область более $ 12 млрд; Япония, в которой полностью изменили подход к процессу обучения и добились уровня грамотности в 99,9% населения.

Подход к системе образования позволяет занимать ведущие позиции по уровню технологий, экономическому развитию и благополучию жизни в этих государствах.

Государство состоит из разных институтов, занимающихся выполнением важных функций. К главным из них относится образование. Благодаря ему члены общества получают необходимые знания и могут развиваться в интеллектуальном плане. Образование как социальный институт состоит из ряда функций и элементов, которые помогают повышать квалификацию, открывают новые знания и формируют необходимые навыки.

Образование как социальный институт

Характеристика понятия

Социальный институт являет собой систему связей и норм, которая занимается объединением ценностей и процедур, важных для общества. Институт возникает для того, чтобы выполнять функции или определённую роль, после чего он, в зависимости от потребности членов общества, может переформироваться или развиваться дальше. Если кратко, то образование как социальный институт начало формироваться вместе с древним государством.

Когда появились нормы и правила, регулирующие поведение человека в стране, начали формироваться и первые дисциплины, выполняющие определённые функции и характеризующиеся рядом признаков образования. Наука считается фундаментальным аспектом в стране, поскольку благодаря современным образовательным процессам создаёт основу личности. Все институты имеют свои составляющие. К факторам института образования можно отнести:

Посещение библиотек

  1. Чёткие установки и характеристика образцов поведения. Конечно, это динамические процессы, которые изменяются в зависимости от влияния других институтов, но являются важными для любого человека.
  2. Символические культурные элементы. Это важная особенность, которая помогает охарактеризовать учреждения, занимающиеся подачей информации и обучением.
  3. Культурные элементы в виде библиотек, классов или специальных аудиторий с оборудованием для тематической подачи информации.
  4. Правила для учащихся. Это может быть письменный или устный кодекс.

Характеристика системы образования многоуровневая и состоит из разных элементов. К основным можно отнести школу, лицей, колледж, вуз, то есть любое заведение, представленное как отдельный элемент системы, функция которого заключается в организации учебного процесса.

Педагоги и учащиеся являются представителями сообществ внутри заведения, они играют определённые роли. Учебный процесс является элементом социокультурной деятельности. В обществознании образование можно охарактеризовать как элемент развития общества, ведь благодаря учебному процессу формируется позиция личности, вырабатываются полезные социологические навыки.

Описание системы

Обучение в школе

  1. Сеть образовательных учреждений (школы, лицеи, колледжи). Это основа структуры, так как они позволяют характеризовать уровень образования в стране.
  2. Творческие союзы и профессиональные ассоциации, которые отвечают за развитие и функционирование отдельных предметов. Благодаря им можно проследить эволюцию и становление разных наук, а также выделить их роль в жизни социума.
  3. Проектные, медицинские, фармацевтические, культурно-просветительские предприятия, типографии.
  4. Образовательные программы и стандарты разного уровня и направленности.
  5. Учебники и пособия для учащихся, дополнительные материалы, которые могут содержать полезную в конкретной области информацию. Они используются на этапе обучения и помогают раскрывать информацию структурировано и постепенно.

К дополнительным элементам системы можно отнести периодические издания, которые обладают узкопрофильной информацией и отображают последние достижения и разработки в плане науки, культуры или истории. Благодаря этим составляющим можно выделить функциональность понятия:

  1. Передача полученных знаний от поколения к поколению, что помогает объединять разные вековые группы и при этом создавать идеалы для наследования в культурном и историческом плане.
  2. Генерирование культуры. Любая страна имеет потребность в самоидентификации путём изучения истории и прошлого. Этот пункт важен в воспитательных целях.
  3. Создание базы знаний для дальнейшего изучения.

Благодаря этим функциям возможен социальный контроль. В социологии выделяют определения неформального и формального образования. Они и осуществляют образовательный процесс.

История развития

Первобытное общество не смогло бы развиваться без передачи общей информации от старшего поколения к младшему. Так осуществлялся процесс эволюции, ведь на основе полученных данных люди пробовали что-то новое, постоянно совершенствовали техники и орудия труда, что привело к современным возможностям. Возникновение образования было параллельным процессом с развитием древнего государства и позволяло регулировать отношения между людьми.

Обучение в древности

Сначала сущность процесса зависела от того, кто обучает. Если это была женщина, то она передавала знания только девочкам, а мужчины могли обучать мальчиков.

Почему могли возникать такие ограничения? Из-за чёткой системы обязанностей и социальных ролей. Женщины должны отвечать за семью и род, поэтому информация, полученная от старших, касалась именно этой темы. Мужчины же должны были заниматься содержанием своей семьи. Их обучение было специфическим состояло из тех ведомостей, что могли понадобиться в этой сфере.

Общество активно развивалось. Об этом можно узнать из обществознания, где в таблицах и рефератах описываются черты и особенности становления образования. Позже этот институт стал более сложным и начал включать в себя нормы ряда предметов и наук. Но гендерное деление также присутствовало. Мальчики обучались точным наукам и военному ремеслу, девочки — языкам и творческим предметам. Позже гендерное неравенство перестало быть аргументом для получения полноценного образования, но к этому периоду человечество пришло нескоро.

Следующим элементом в кратком экскурсе в историю образования является возможность учиться представителям высшего общества. Дети из богатых семей получают лучшее образование и могут развиваться в разных направлениях.

Представители крестьянства могли передавать своим детям те нормы обучения, что касались сельскохозяйственного процесса. Позже, независимо от того, каков социальный класс хочет обучаться, образование стало доступным и открытым для всех людей.

Современное образование

Образовательная система состоит из ряда звеньев, которые включают в себя дошкольное образование, общеобразовательный процесс, профессионально-техническое, среднее специальное и послевузовское обучение. К другой классификации относится также система повышения профессиональных навыков и возможностей, благодаря которой специалист может переходить из одного ранга в другой и получать высокую оплату за выполнение своих обязанностей.

Алексей Крол

Алексей Крол, изучая разные виды наук, составил схему возможного развития образования в будущем и выделил элементы, благодаря которым будет происходить процесс структуризации. В соответствии с его теорией роль средней школы как института не только образования, но и социализации личности будет выдвинута на первый план. По возрастным критериям каких-либо изменений произойти не должно, но в плане объёма информации и внедрения дополнительных дисциплин для качественного обучения грядут серьёзные модификации.

Благодаря современным компьютерным технологиям сейчас возможно дистанционное обучение, именно этот фактор сыграет ключевую роль в будущем, ведь получить нужные знания можно будет даже не выходя из дома. Электронные учебники, визуальные практические работы и задания, составленные на основе пройденного материала, повысят качество обучения и позволят развиваться настоящим профессионалам. Сегодня этот процесс находится на стадии развития и ещё не прошёл всех этапов на пути внедрения в школьный процесс.

Современное образование

Ученикам доступны современные гаджеты, что позволяет облегчить процесс подачи информации и создаёт новые варианты для раскрытия тем. Можно объединять элементы разных курсов и лучше структурировать информацию.

Конечно, не все дети смогут качественно овладеть информацией, но в будущем они будут развиваться дальше, используя методы и материалы в свободном доступе. Уже сейчас можно говорить о качественном улучшении и повышении уровня института образования, который включает в себя современные технологии и положительный опыт развития науки в других странах. Благодаря этому государство получает высококвалифицированные кадры, которые будут работать на благо страны.

Образование в современном мире представляет собой одну из важнейших организаций, которой государствами уделяется большое внимание. Это вызвано необходимостью постоянно получать новые знания, повышать квалификацию работников, передавать детям знания и умения. Рассмотрим образование как социальный институт и узнаем, какими свойствами и функциями оно обладает.

Образование как социальный институт – функции и черты

История развития образования

Потребность в образовании появилась еще в первобытном обществе. Люди стали нуждаться в передаче знаний и умений по изготовлению орудий труда, добыче пищи, строительству жилища и так далее.

Первоначально знания передавались из поколения в поколение, сообщались в устной форме, но со временем формируются специальные организации – школы, в которых ученики изучают предметы, записывают новые знания, их работу оценивает учитель.

2-ой век н. э. ознаменовался появлением римской трехступенчатой системы образования, в которой дети обучались письму, чтению, счету, а в старших классах – греческому языку, риторике, грамматике, геометрии, астрономии, медицине и некоторым другим наукам.

В 9-10 веках, в том числе на Руси, центрами письменности и образования становятся монастыри. При них открывались церковные школы.

Большое внимание развитию образования уделял Петр I. При нем были открыты различные образовательные организации: цифирные школы, кадетские корпуса, пансионы. Впервые началось обучение девочек (институты благородных девиц).

В 19 веке большое распространение получили гимназии и реальные училища. Также существовало и домашнее обучение.

Современная система образования представляет собой взаимосвязанную цепочку учреждений: дошкольные образовательные организации, начальная школа, основная школа, учреждения среднего профессионального образования, высшего профессионального образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура).

Образование как социальный институт – функции и черты

Функции образования как социального института

Образование на данный момент является не только потребностью человека, оно также вызвано государственным заказом на выпуск квалифицированных профессионально и жизненно подкованных специалистов. Это, несомненно, оказывает влияние и на функции, которое выполняет образование в обществе.

  • обучение и воспитание молодежи, передача им знаний, умений и навыков, а также привитие основных ценностей;
  • профессиональный выбор и получение специальных знаний, обеспечение предприятий квалифицированными кадрами;
  • организация преемственности образовательных учреждений, создание системы непрерывного образования на протяжении всей жизни.

В качестве примера непрерывности образования можно привести ситуацию, когда каждый работник, независимо от занимаемой должности, должен постоянно проходить курсы повышения квалификации.

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что чертами современного образования являются его четкое государственное регулирование, практическая направленность и непрерывность.

Что мы узнали?

Итак, образование – это один из социальных институтов, играющий большую роль в современном обществе. Система образования формировалась на протяжении всей истории человечества и к настоящему времени приобрела несколько основных признаков, характеризующих ее как совокупность учреждений, государственных органов, норм, в комплексе достигающих единые цели – обучение, воспитание и профессиональное становление человека, способного свободно ориентироваться в социальном пространстве, продвигать свои идеи, обеспечивать себя и свою семью материальными благами.

Читайте также: