Живое электричество сообщение физика 8 класс

Обновлено: 05.07.2024

Продолжаем публикацию научно-популярных лекций, прочитанных молодыми вузовскими преподавателями, получившими гранты Благотворительного фонда В. Потанина. На этот раз предлагаем вниманию читателей изложение лекции, которую прочла доцент кафедры физиологии человека и животных Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского кандидат биологических наук Оксана Семячкина-Глушковская.

Живые электростанции

Электричество играет порой невидимую, но жизненно важную роль в существовании многих организмов, включая человека.

Однако многие электрические рыбы используют электричество далеко не в мирных целях, в частности для того, чтобы убивать свою добычу.

Памятник Луиджи Гальвани (1737–1798) — итальянскому врачу и физиологу — в его родном городе Болонье. Фото Виталия Пирожкова

Памятник Луиджи Гальвани (1737–1798) — итальянскому врачу и физиологу — в его родном городе Болонье. Фото Виталия Пирожкова

Впервые европейцы столкнулись с чудовищными живыми электростанциями в джунглях Южной Америки. Отряд искателей приключений, проникших в верховья Амазонки, наткнулся на множество мелких ручейков. Но как только один из участников экспедиции ступил ногой в тёплую воду ручейка, он упал без сознания и пробыл в таком состоянии два дня. Всё дело было в электрических угрях, обитающих в этих широтах. Амазонские электрические угри, достигающие трёх метров в длину, способны генерировать электричество напряжением более 550 В. Электрический удар в пресной воде оглушает добычу, которая обычно состоит из рыб и лягушек, но способен также убить человека и даже лошадь, если они в момент разряда находятся вблизи угря.

Неизвестно, когда бы всерьёз человечество взялось за электричество, если бы не удивительный случай, произошедший с женой известного болонского профессора Луиджи Гальвани. Не секрет, что итальянцы славятся широтой вкусовых пристрастий. Поэтому они не прочь иногда побаловаться лягушачьими лапками. День был ненастный, дул сильный ветер. Когда сеньора Гальвани зашла в мясную лавку, то её глазам открылась ужасная картина. Лапки мёртвых лягушек, словно живые, дёргались, когда касались железных перил при сильном порыве ветра. Сеньора так надоедала мужу своими рассказами о близости мясника с нечистой силой, что профессор решил сам выяснить, что же происходит на самом деле.

И всё-таки судьбе было угодно, чтобы труды Гальвани нашли своё продолжение. Соотечественник Гальвани Алессандро Вольта, прочитав его книгу, пришёл к мысли о том, что в основе живого электричества лежат химические процессы, и создал прообраз привычных для нас батареек.

Биохимия электричества

Но вернёмся к электричеству. Какая существует взаимосвязь между мембраной клетки и живым электричеством?

Когда клетка находится в состоянии покоя, для ионов К + горит зелёный свет и они беспрепятственно покидают пределы клетки через свои каналы, направляясь туда, где их мало, чтобы уравновесить свою концентрацию. Помните школьный опыт по физике? Если взять стакан с водой и капнуть в него разведённый перманганат калия (марганцовку), то через некоторое время молекулы красящего вещества равномерно заполнят весь объём стакана, окрасив воду в розовый цвет. Классический пример диффузии. Аналогичным образом это происходит с ионами К + , которые есть в избытке в клетке и имеют всегда свободный выход через мембрану. Ионы же Nа + , как персона non grata, не имеют привилегий со стороны мембраны покоящейся клетки. В этот момент для них мембрана как неприступная крепость, проникнуть через которую почти невозможно, поскольку все Nа + -каналы закрыты.

Но при чём же здесь электричество, скажете вы? Всё дело в том, что, как было отмечено выше, наш организм состоит из растворённых солей и белков. В данном случае речь идёт о солях. Что такое растворённая соль? Это дуэт связанных между собой положительных катионов и отрицательных анионов кислот. Например, раствор хлорида калия — это K + и Сl – и т. д. Кстати, физиологический раствор, который широко используется в медицине для внутривенных вливаний, представляет собой раствор хлорида натрия — NaCl (поваренной соли) в концентрации 0,9%.

Таким образом, чтобы восстановить утраченные силы, необходимо поработать. Задумайтесь, тут скрывается реальный парадокс. Когда клетка работает, то на уровне клеточной мембраны этот процесс протекает пассивно, а для того чтобы отдохнуть, ей требуется энергия.

Мозг взрослого человека весит в среднем 1300 г. Эту массу составляет 10 10 нервных клеток. Такое огромное количество нейронов! С помощью каких механизмов возбуждение с одной клетки попадает на другую?

А дальше всё пошло гораздо быстрее. Оказалось, открытый Леви принцип общения нервов с мышцами универсальный. С помощью такой системы общаются не только нервы и мышцы, но и сами нервы друг с другом. Однако, несмотря на тот факт, что принцип такой коммуникации один, посредники, или, как впоследствии их стали обозначать, медиаторы (от латинского слова mediator — посредник), могут быть разные. У каждого нерва он свой, как пропуск. Эту закономерность установил английский фармаколог Генри Дейл, за что тоже был удостоен Нобелевской премии. Итак, язык нейронного общения стал понятен, оставалось лишь только увидеть, как эта конструкция выглядит.

Как работает синапс

Нужно ли говорить о значимости открытий в области электрофизиологии? Достаточно сказать, что за приоткрытие завесы в мир живого электричества присуждено семь Нобелевских премий. Сегодня львиная доля фармацевтической промышленности построена на этих фундаментальных открытиях. К примеру, сейчас поход к дантисту не такое уж страшное испытание. Один укол лидокаина — и в месте инъекции Na + -каналы временно заблокируются. И вы уже не почувствуете болезненных процедур. У вас заболел живот, врач назначит препараты (но-шпа, папаверин, платифилин и т. д.), в основе действия которых — блокада рецепторов, чтобы с ними не мог связаться медиатор ацетилхолин, запускающий многие процессы в желудочно-кишечном тракте, и т. д. В последнее время активно развивается серия фармакологических препаратов центрального действия, направленных на улучшение памяти, речевой функции и мыслительной деятельности.

Луиджи Гальвани С древних пор люди знали о существовании электрических рыб. И во

№ слайда 2

Луиджи Гальвани С древних пор люди знали о существовании электрических рыб. И вот в 1789 году ученый Луиджи Гальвани решил выяснить обладают ли такой способностью другие животные.

Опыт с лягушкой Он препарировал мертвую лягушку и вывесил на балкон для просушки

№ слайда 3

Опыт с лягушкой Он препарировал мертвую лягушку и вывесил на балкон для просушки её лапку на медной проволоке. Ветер раскачивал лапку, и Гальвани заметил, что, прикасаясь к железным перилам, она сокращается. Из этого Гальвани сделал ошибочный вывод, что мышцы и нервы животных вырабатывают электричество. Из всех известных животных только среди рыб встречаются виды, способные генерировать электрический ток и электрические разряды.

Кое-что об электрических рыбах Электрические рыбы существуют на Земле уже миллио

№ слайда 4

Кое-что об электрических рыбах Электрические рыбы существуют на Земле уже миллионы лет. Их остатки найдены в очень древних слоях земной коры — в силурийских и девонских отложениях.

Кое-что об электрических рыбах Органы, вырабатывающие электрические импульсы – э

№ слайда 5

Кое-что об электрических рыбах Органы, вырабатывающие электрические импульсы – это модифицированные мышечные клетки. У рыб, оглушающих свою добычу, они мощные, хорошо развитые . А у тех рыб, которые используют электричество для навигации, эти органы значительно меньше и не столь мощные.

Кое-что об электрических рыбах Интересно, что у электрических рыб очень маленьки

№ слайда 6

Кое-что об электрических рыбах Интересно, что у электрических рыб очень маленькие глаза и обитают они в воде с плохой видимостью, где электронавигация - ценное качество!

Кое-что об электрических рыбах Рыбы используют разряды:чтобы освещать свой путь;

№ слайда 7

Кое-что об электрических рыбах Рыбы используют разряды:чтобы освещать свой путь;для защиты, нападения и оглушения жертвы;передают сигналы друг другу и обнаруживают заблаговременно препятствия.

Электрические скаты К числу наиболее известных рыб – генераторов электричества –

№ слайда 8

Электрические скаты К числу наиболее известных рыб – генераторов электричества – относятся электрические скаты. Основная характеристика этих рыб – наличие электрических органов, которые помещаются по бокам тела, между головой и грудными плавниками.

Электрические скаты Одиночный электрический разряд ската длится всего 0,03 секун

№ слайда 10

Скат-торпедо Еще врачи Древнего Рима держали этих скатов у себя дома в больших а

№ слайда 11

Скат-торпедо Еще врачи Древнего Рима держали этих скатов у себя дома в больших аквариумах. Они пытались использовать его для лечения болезней. Даже в наше время люди на побережье Средиземного моря бродят по мелководью, надеясь излечиться от ревматизма электрическим торпедо.

Скат-райя или морская лисица Cкат-райя обитает в водах наших морей. Действие эле

№ слайда 12

Скат-райя или морская лисица Cкат-райя обитает в водах наших морей. Действие электрических органов у этих скатов гораздо слабее, чем у торпедо. Есть предположение, что эти органы служат райя для связи друг с другом.

Скат дископиге глазчатый Скат дископиге живет в восточной части тихоокеанских во

№ слайда 13

Скат дископиге глазчатый Скат дископиге живет в восточной части тихоокеанских вод занимает как бы промежуточное место между торпедо и колючими скатами. Питается скат мелкими рачками, не применяя в охоте ток. Его электрические разряды никого не могут убить и служат ему лишь для того, чтобы отгонять от себя хищников.

Африканский речной сом Электрические органы есть не только у скатов. Тело африка

№ слайда 14

Африканский речной сом Электрические органы есть не только у скатов. Тело африканского речного сома малаптеруруса обернуто, как шубой, студенистым слоем, в котором образуется электрический ток. На долю электрических органов приходится около четверти веса всего сома. Напряжение разрядов его достигает 360 В, оно опасно даже для человека и, конечно, гибельно для рыб.

Мормирус и гимнархус Гимнархус – это африканская пресноводная рыбка. Ученые уста

№ слайда 15

Мормирус и гимнархус Гимнархус – это африканская пресноводная рыбка. Ученые установили, что она всю свою жизнь испускает слабые, но частые электрические сигналы. Ими она как бы прощупывает пространство вокруг себя. Такой же способностью наделены африканская рыба мормирус.

Звездочеты Эти небольшие рыбки живут в Индийском, Тихом и Атлантическом океанах,

№ слайда 16

Звездочеты Эти небольшие рыбки живут в Индийском, Тихом и Атлантическом океанах, в Средиземном и Черном морях. Они лежат на дне, подкарауливая добычу, проплывающую сверху, поэтому глаза у них расположены на верхней стороне головы, за это их и прозвали звездочетами.

Звездочеты Некоторые виды звездочетов имеют электрические органы, расположенные

№ слайда 17

Звездочеты Некоторые виды звездочетов имеют электрические органы, расположенные в глазных впадинах и служат, вероятно, для сигнализации.

Электрический угорь В южноамериканских тропических реках живет электрический уго

№ слайда 18

Электрический угорь В южноамериканских тропических реках живет электрический угорь. Это серо-синяя змееобразная рыба длиной до 3 м. На долю головы и грудобрюшной части приходится лишь 1/5 ее тела. Вдоль остальных 4/5 тела с обеих сторон расположены сложные электрические органы. Они состоят из 6—7 тыс. пластинок, отделенных друг от друга тонкой оболочкой и изолированных прокладкой из студенистого вещества.Пластинки образуют своего рода батарею, разряд которой направлен от хвоста к голове.

Электрический угорь Напряжения тока, вырабатываемого угрем, достаточно, чтобы уб

№ слайда 19

Электрический угорь Напряжения тока, вырабатываемого угрем, достаточно, чтобы убить в воде рыбу или лягушку. Он может произвести удар мощностью больше чем в 500 вольт! Угорь создает особенно сильное напряжение тока, когда изогнется дугой так, что жертва находится между его хвостом и головой: получается замкнутое электрическое кольцо.

Электрический угорь Электрический разряд угря привлекает других угрей. Этим свой

№ слайда 20

Электрический угорь Электрический разряд угря привлекает других угрей. Этим свойством можно воспользоваться. Разряжая в воду любой источник электричества, удается привлечь целое стадо угрей, надо только подобрать соответствующие напряжение тока и частоту разрядов.

Скаты, тропические рыбы, угри, но не только они… Исследования ученых показали, ч

№ слайда 21

Скаты, тропические рыбы, угри, но не только они… Исследования ученых показали, что многие из обычных, так называемых неэлектрических рыб, которые не имеют специальных электрических органов, все же в состоянии возбуждения способны создавать в воде слабые электрические разряды. Эти разряды образуют вокруг тела рыб характерные биоэлектрические поля.

Скаты, тропические рыбы, угри, но не только они… Установлено, что слабые электри

№ слайда 22

Скаты, тропические рыбы, угри, но не только они… Установлено, что слабые электрические поля есть у таких рыб, как речной окунь, щука, пескарь, вьюн, карась, красноперка, горбыль и др.

Спасибо за внимание!

№ слайда 23

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность выбранной темы: в настоящее время в России наметилась тенденция роста цен на энергоносители, в том числе и на электроэнергию. Поэтому вопрос поиска дешёвых источников энергии имеет важное значение. Перед человечеством стоит задача освоения экологически чистых, возобновляемых, нетрадиционных источников энергии.

Целью работы было: выявление способов получения электроэнергии из растений и экспериментальное подтверждение некоторых из них.

Мы поставили перед собой следующие задачи:

Изучить и проанализировать научную и учебную литературу об источниках электрического тока.

Ознакомиться с ходом работы по получению электрического тока из растений.

Доказать, что в растениях есть электричество.

Сформулировать направления полезного использования получившихся результатов.

Для достижения поставленных задач использовали следующие методы исследования: анализ литературы, экспериментальный метод, метод сравнения.

Электричество и растения – что может быть общего у них? Однако еще в середине XVIII века естествоиспытатели поняли: эти два понятия объединяет какая-то внутренняя связь.

Прежде чем электрический ток попадет к нам в дом, он пройдет большой путь от места получения тока до места его потребления. Ток вырабатывается на электростанциях. Электростанция - электрическая станция, совокупность установок, оборудования и аппаратуры, используемых непосредственно для производства электрической энергии, а также необходимые для этого сооружения и здания, расположенные на определённой территории.

Кроме традиционных источников тока существует множество нетрадиционных источников. Электричество, по сути, можно практически получать из всего, что угодно. Нетрадиционные источники электрической энергии, где невосполнимые энергоресурсы практически не тратятся: ветроэнергетика, приливная энергетика, солнечная энергетика.

Есть и другие предметы, которые на первый взгляд не имеют никакого отношения к электричеству, однако могут служить источником тока.

Изучив литературу, я узнала, что электроэнергию можно получить из некоторых фруктов и овощей. Электрический ток можно получить из лимона, яблок и, самое интересное, из обычного картофеля – сырого и вареного. Такие необычные батареи способны работать несколько дней и даже недель, а вырабатываемое ими электричество в 5-50 раз дешевле получаемого от традиционных батареек и, по меньшей мере, вшестеро экономичнее керосиновой лампы при использовании для освещения.

Я решила проверить на опыте и доказать, что в овощах и фруктах есть электричество. Для исследований мною были выбраны следующие фрукты и овощи: лимон, яблоко, банан, мандарин, картофель. Отмечала показания гальванометра и, действительно, в каждом случае получала ток.

В результате проделанной работы:

1. Я изучила и проанализировала научную и учебную литературу об источниках электрического тока.

2.Познакомилась с ходом работы по получению электрического тока из растений.

3. Доказала, что в плодах различных фруктов и овощей есть электричество и получила необычные источники тока.

Конечно, электрическая энергия растений и животных, в настоящее время не могут заменить полноценные мощные источники энергии. Однако и недооценивать их не стоит.

Для достижения цели моей работы решены все поставленные задачи исследования. Анализ научной и учебной литературы позволил сделать вывод о том, что вокруг нас очень много предметов, которые могут служить источниками электрического тока.

В ходе работы рассмотрены способы получения электрического тока. Я узнала много интересного о традиционных источниках тока - различного рода электростанциях.

С помощью опытов показала, что можно получить электроэнергию из некоторых плодов, конечно, это небольшой ток, но сам факт его наличия дает надежду, что в последующем такие источники можно будет использовать в своих целях (зарядить мобильный телефон и др.). Такие батареи могут использовать жители сельских районов страны, которые могут сами заготавливать фруктово-овощные ингредиенты для подзарядки биобатареек. Использованный состав батареек не загрязняет окружающую среду, как гальванические (химические) элементы, и не требует отдельной утилизации в отведенных местах.

Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым

Тема: Живое электричество

Асанова Эвелина Асановна

ученица 5 класса

Аблялимова Лиля Ленуровна,

учитель биологии и химии

с. Веселовка – 2017

2.Источники электрического тока…………………………..…….……4

2.1. Нетрадиционные источники энергии………………………….…..4

2.3. Фрукты и овощи как источники электрического тока…………. 5

Список источников литературы………………………………………….9

Электричество и растения – что может быть общего у них? Однако еще в середине XVIII века естествоиспытатели поняли: эти два понятия объединяет какая-то внутренняя связь.

В 1729 году Шарль Дюфе установил, что существует два рода зарядов. Опыты, проведенные Дюфе, говорили, что один из зарядов образуется при трении стекла о шелк, а другой – при трении смолы о шерсть. Понятие о положительном и отрицательном заряде ввел немецкий естествоиспытатель Георг Кристоф. Первым количественным исследователем был закон взаимодействия зарядов, экспериментально установленный в 1785 году Шарлем Кулоном с помощью разработанных им чувствительных крутильных весов.

ИСТОЧНИКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА

Прежде чем электрический ток попадет к нам в дом, он пройдет большой путь от места получения тока до места его потребления. Ток вырабатывается на электростанциях. Электростанция - электрическая станция, совокупность установок, оборудования и аппаратуры, используемых непосредственно для производства электрической энергии, а также необходимые для этого сооружения и здания, расположенные на определённой территории. В зависимости от источника энергии различают тепловые электростанции (ТЭС), гидроэлектрические станции (ГЭС), гидроаккумулирующие электростанции, атомные электростанции (АЭС).

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ

Кроме традиционных источников тока существует множество нетрадиционных источников. Электричество, по сути, можно практически получать из всего, что угодно. Нетрадиционные источники электрической энергии, где невосполнимые энергоресурсы практически не тратятся: ветроэнергетика, приливная энергетика, солнечная энергетика.

Есть и другие предметы, которые на первый взгляд не имеют никакого отношения к электричеству, однако могут служить источником тока.

Источником тока служат особые электрические органы, расположенные двумя парами под кожей вдоль тела - под хвостовым плавником и на верхней части хвоста и спины. По внешнему виду такие органы представляют продолговатое тельце, состоящее из красновато-желтого студенистого вещества, разделённого на несколько тысяч плоских пластинок, ячеек-клеток, продольными и поперечными перегородками. Что-то вроде батареи. От спинного мозга к электрическому органу подходит более 200 нервных волокон, ответвления от которых идут к коже спины и хвоста. Прикосновение к спине или хвосту этой рыбы вызывает сильный разряд, который может мгновенно убить мелких животных и оглушить крупных животных и человека. Тем более, что в воде ток передаётся лучше. Оглушённые угрями крупные животные нередко тонут в воде.

2.3. ФРУКТЫ И ОВОЩИ КАК ИСТОЧНИКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА

Изучив литературу, я узнала, что электроэнергию можно получить из некоторых фруктов и овощей. Электрический ток можно получить из лимона, яблок и, самое интересное, из обычного картофеля – сырого и вареного. Такие необычные батареи способны работать несколько дней и даже недель, а вырабатываемое ими электричество в 5-50 раз дешевле получаемого от традиционных батареек и, по меньшей мере, вшестеро экономичнее керосиновой лампы при использовании для освещения.

Индийские ученые решили использовать фрукты, овощи и отходы от них для питания несложной бытовой техники. Батарейки содержат внутри пасту из переработанных бананов, апельсиновых корок и других овощей или фруктов, в которой размещены электроды из цинка и меди. Новинка рассчитана, прежде всего, на жителей сельских районов, которые могут сами заготавливать фруктово-овощные ингредиенты для подзарядки необычных батареек.

Срезы листьев, стебля всегда заряжены отрицательно по отношению к нормальной ткани. Если взять лимон или яблоко и разрезать, а потом приложить к кожуре два электрода, то они не выявят разницы потенциалов. Если же один электрод приложить к кожуре, а другой к внутренней части мякоти, то появится разность потенциалов, и гальванометр отметит появление силы тока.

Я решила проверить на опыте и доказать, что в овощах и фруктах есть электричество. Для исследований мною были выбраны следующие фрукты и овощи: лимон, яблоко, банан, мандарин, картофель. Отмечала показания гальванометра и, действительно, в каждом случае получала ток.






В результате проделанной работы:

1. Я изучила и проанализировала научную и учебную литературу об источниках электрического тока.

2.Познакомилась с ходом работы по получению электрического тока из растений.

3. Доказала, что в плодах различных фруктов и овощей есть электричество и получила необычные источники тока.

Конечно, электрическая энергия растений и животных, в настоящее время не могут заменить полноценные мощные источники энергии. Однако и недооценивать их не стоит.

Для достижения цели моей работы решены все поставленные задачи исследования.

Анализ научной и учебной литературы позволил сделать вывод о том, что вокруг нас очень много предметов, которые могут служить источниками электрического тока.

В ходе работы рассмотрены способы получения электрического тока. Я узнала много интересного о традиционных источниках тока - различного рода электростанциях.

С помощью опыта показала, что можно получить электроэнергию из некоторых плодов, конечно, это небольшой ток, но сам факт его наличия дает надежду, что в последующем такие источники можно будет использовать в своих целях (зарядить мобильный телефон и др.). Такие батареи могут использовать жители сельских районов страны, которые могут сами заготавливать фруктово-овощные ингредиенты для подзарядки биобатареек. Использованный состав батареек не загрязняет окружающую среду, как гальванические (химические) элементы, и не требует отдельной утилизации в отведенных местах.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

Гордеев А.М., Шешнев В.Б. Электричество в жизни растений. Издательство: Наука - 1991г.

Гальванический элемент — статья из Большой советской энциклопедии.

Тема: Живое электричество

Актуальность выбранной темы: в настоящее время в России наметилась тенденция роста цен на энергоносители, в том числе и на электроэнергию. Поэтому вопрос поиска дешёвых источников энергии имеет важное значение. Перед человечеством стоит задача освоения экологически чистых, возобновляемых, нетрадиционных источников энергии.

Цель работы: выявление способов получения электроэнергии из растений и экспериментальное подтверждение некоторых из них.

Изучить и проанализировать научную и учебную литературу об источниках электрического тока.

Ознакомиться с ходом работы по получению электрического тока из растений.

Доказать, что в растениях есть электричество.

Сформулировать направления полезного использования получившихся результатов.

Методы исследования: анализ литературы, экспериментальный метод, метод сравнения.

Актуальность работы: В настоящее время в России наметилась тенденция роста цен на энергоносители, в том числе и на электроэнергию. Поэтому вопрос поиска дешёвых источников энергии имеет важное значение. Перед человечеством стоит задача освоения экологически чистых, возобновляемых, нетрадиционных источников энергии.

Актуальность работы:

В настоящее время в России наметилась тенденция роста цен на энергоносители, в том числе и на электроэнергию. Поэтому вопрос поиска дешёвых источников энергии имеет важное значение.

Перед человечеством стоит задача освоения экологически чистых, возобновляемых, нетрадиционных источников энергии.

Цель работы: Выявление способов получения электроэнергии из растений и экспериментальное подтверждение некоторых из них.

Цель работы:

Выявление способов получения электроэнергии из растений и экспериментальное подтверждение некоторых из них.

Задачи исследования:

Задачи исследования:

  • Изучить и проанализировать научную и учебную литературу об источниках электрического тока.
  • Ознакомиться с ходом работы по получению электрического тока из растений.
  • Доказать, что в растениях есть электричество.
  • Сформулировать направления полезного использования получившихся результатов.

Методы исследования:

Наша работа посвящена необычным источникам энергии.

В окружающем нас мире очень важную роль играют химические источники тока. Они используются в мобильных телефонах и космических кораблях, в крылатых ракетах и ноутбуках, в автомобилях, фонариках и обыкновенных игрушках. Мы каждый день сталкиваемся с батарейками, аккумуляторами, топливными элементами .

Современная жизнь просто немыслима без электричества - только представьте существование человечества без современной бытовой техники, аудио- и видеоаппаратуры, вечера со свечой и лучиной.

Живые электростанции Самые сильные разряды производит южно американский электрический угорь. Они достигают 500-600 вольт. Такое напряжение способно свалить с ног лошадь. Угорь создает особенно сильное напряжение тока, когда изогнется дугой так, что жертва находится между его хвостом и головой: получается замкнутое электрическое кольцо .

Живые электростанции

Самые сильные разряды производит южно американский электрический угорь. Они достигают 500-600 вольт. Такое напряжение способно свалить с ног лошадь. Угорь создает особенно сильное напряжение тока, когда изогнется дугой так, что жертва находится между его хвостом и головой: получается замкнутое электрическое кольцо .

Живые электростанции Скаты являются живыми электростанциями, вырабатывающими напряжение около 50-60 вольт и дающими разрядный ток 10 ампер. Все рыбы, дающие электрические разряды, используют для этого специальные электрические органы.

Живые электростанции

Скаты являются живыми электростанциями, вырабатывающими напряжение около 50-60 вольт и дающими разрядный ток 10 ампер.

Все рыбы, дающие электрические разряды, используют для этого специальные электрические органы.

Кое – что об электрических рыбах Рыбы используют разряды: чтобы освещать свой путь; для защиты, нападения и оглушения жертвы; передают сигналы друг другу и обнаруживают заранее препятствия.

Кое – что об электрических рыбах

Рыбы используют разряды:

  • чтобы освещать свой путь;
  • для защиты, нападения и оглушения жертвы;
  • передают сигналы друг другу и обнаруживают заранее препятствия.

Нетрадиционные источники тока Кроме традиционных источников тока существует множество нетрадиционных. Оказывается, электричество можно практически получать из всего, что угодно.

Нетрадиционные источники тока

Кроме традиционных источников тока существует множество нетрадиционных. Оказывается, электричество можно практически получать из всего, что угодно.

Исследовательская часть Эксперимент: Электроэнергию можно получить из некоторых фруктов и овощей. Электрический ток можно получить из лимона, яблок и самое интересное, из обычного картофеля. Я провела опыты с этими плодами и действительно получила ток.

Исследовательская часть

Эксперимент:

Электроэнергию можно получить из некоторых фруктов и овощей. Электрический ток можно получить из лимона, яблок и самое интересное, из обычного картофеля. Я провела опыты с этими плодами и действительно получила ток.

Исследовательская часть

Исследовательская часть

Исследовательская часть.

Исследовательская часть.

Исследовательская часть.

Исследовательская часть.

Выводы:

Для достижения цели моей работы решены все поставленные задачи исследования. Анализ научной и учебной литературы позволил сделать вывод о том, что вокруг нас очень много предметов, которые могут служить источниками электрического тока.

В ходе работы рассмотрены способы получения электрического тока. Я узнала много интересного о традиционных источниках тока - различного рода электростанциях.

С помощью опытов показала, что можно получить электроэнергию из некоторых плодов, конечно, это небольшой ток, но сам факт его наличия дает надежду, что в последующем такие источники можно будет использовать в своих целях (зарядить мобильный телефон и др.). Такие батареи могут использовать жители сельских районов страны, которые могут сами заготавливать фруктово-овощные ингредиенты для подзарядки биобатареек. Использованный состав батареек не загрязняет окружающую среду, как гальванические (химические) элементы, и не требует отдельной утилизации в отведенных местах.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Презентация Microsoft Office PowerPoint.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Эпиграф: Науку всё глубже постигнуть стремись. Познанием вечного жаждой томис.

Эпиграф: Науку всё глубже постигнуть стремись. Познанием вечного жаждой томись. Лишь первых познаний блеснёт тебе свет, Узнаешь: предела для знания нет Фирдоуси

Электричество кругом, Полон им завод и дом, Везде заряды: там и тут, В любом.

1.Одна из наук о природе (3-я буква). Вопросы 1-й команде: 6. Что обозначает.

1.Одна из наук о природе (3-я буква). Вопросы 1-й команде: 6. Что обозначает в переводе с греческого слова электрон (1-я буква). 2. Положительный электрод электрического аккумулятора (2-я буква). 3. Единица измерения силы тока (1-я буква). 4. Частица, которую учёные обнаружили в составе ядра (1-я буква). 5. Как по - другому называют непроводники электричества (2-я буква).

1. Единица измерения работы (4-я буква). Вопросы 2-й команде: 3. Чертёж, на к.

1. Единица измерения работы (4-я буква). Вопросы 2-й команде: 3. Чертёж, на котором изображены способы соединения электрических приборов в цепь (3-я буква). 2. Прибор для измерения силы тока (2-я буква). 4. Единица электрического заряда (5-я буква). 6. Один из разновидностей источника тока (7-я буква). 5. Атом, потерявший или присоединивший один или несколько электронов (1-я буква).

Сверьте названия команд ЗНАНИЯ УМЕНИЯ

Сверьте названия команд ЗНАНИЯ УМЕНИЯ

Наука и люди

1. Он стал академиком в 39 лет, причём в избрании не играли ни малейшей роли.

1. Он стал академиком в 39 лет, причём в избрании не играли ни малейшей роли его работы по магнетизму и электричеству. Их, по существу, не было. Он был избран по секции геометрии за исследования в области математики и химии. Андре- Мари Ампер

2. Он открыл один из важнейших законов электричества в 1785 году, используя д.

2. Он открыл один из важнейших законов электричества в 1785 году, используя для этого крутильные весы. Приём, использованный им, лишний раз доказывает, что изобретательность человеческого ума не знает границ. Шарль Кулон

 3. Он славился своей рассеянностью. Про него рассказывали, что однажды он с.

3. Он славился своей рассеянностью. Про него рассказывали, что однажды он с сосредоточенным видом варил в воде свои часы 3 минуты, держа яйцо в руке. Андре-Мари Ампер

4. По профессии пивовар, он был прекрасным экспериментатором, исследовал зако.

4. По профессии пивовар, он был прекрасным экспериментатором, исследовал законы выделения теплоты электрическим током, внёс большой вклад в кинетическую теорию газов. Джеймс Джоуль

5. Он был рыцарем Почётного легиона, получил звание сенатора и графа. Наполео.

6. Он открыл один из важнейших количественных законов цепи электрического ток.

6. Он открыл один из важнейших количественных законов цепи электрического тока. Он установил постоянство силы тока в различных участках цепи, показал, что сила тока убывает с увеличением длины провода и с уменьшением площади его поперечного сечения. Он нашёл ряд из многих веществ по возрастанию сопротивления. Георг Ом

 7. О нём великий Максвелл сказал: «Исследования, в которых он установил зак.

Хорошо ли ты знаешь формулы? A=IUt (I=A/Ut; U=A/It; t=A/IU) I=g/t .

Хорошо ли ты знаешь формулы? A=IUt (I=A/Ut; U=A/It; t=A/IU) I=g/t (g=It; t=g/I) U=A/g (A=Ug; g=A/U) I=U/R (U=IR; R=U/I) R=pl/S (p=RS/l; l=RA/p; S=pl/R) P=A/t или P=UI (P=IUt/t; P=IU; U=P/I; I=P/U)

5. Отчего зависит биологическое действие тока, и какой величины ток может выз.

5. Отчего зависит биологическое действие тока, и какой величины ток может вызвать смертельный исход? 6. Почему молния, проходящая через дерево, может отклониться и пройти через человека, стоящего возле дерева? 7. Зачем при перевозке горючих жидкостей к корпусу автоцистерны прикрепляют цепь, которая при движении волочиться по земле? 8. Что представляет собой молния?

7. Какие действия оказывает электрический ток? 8. В каких единицах выражается.

7. Какие действия оказывает электрический ток? 8. В каких единицах выражается работа электрического тока? 9. В цепи обязательно должен быть ключ, потребитель тока, соединительные провода и … 10. Какое устройство имеется для защиты электрических установок от токов коротких замыканий и перегрузок, прерывающие цепь в результате расплавления специального проводника.

Царство науки не знает предела – Всюду следы её вечных побед, Разума слова и.

Царство науки не знает предела – Всюду следы её вечных побед, Разума слова и дела Силу и свет.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Выбранный для просмотра документ урок № 2.doc

МБОУ: Октябрьская ООШ

Волгодонского района Ростовской области

Вакулик Лидия Васильевна

Учитель физики I категория

Вид ресурса (презентация, текстовый документ)

Урок по физике 8 класс

Цель: В нетрадиционной, занимательной форме повторить основной программный материал по теме : “Электрические явления”.

* Образовательная: повторить понятия: электрический ток, источники тока; составления электрических цепей; дать определение силы тока, повторить метод измерения силы тока, принцип действия амперметра . Научить об учающихся применять знания в новой ситуации, развивать умение объяснять окружающие явления.

* Развивающая : Развивать познавательную активность и творчество обучающихся, их смекалку, наблюдательность и чувство юмора, интеллектуальные умения анализировать, сравнивать результаты экспериментов ; активизировать мышление школьников, умение самостоятельно делать выводы, устную речь, познавательный интерес к предмету.

* Воспитательная : Умение работать в группе, терпимое отношение друг другу, умение слушать собеседника. Формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью обучающихся.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор , задания к интерактивной доске, учебники, тетради.

Тип урока: Повторительно – обобщающий урок

І. Организационный момент - 1 мин.

ІІ. Основной этап урока - 42 мин.

1. Вступительная слово учителя (2 мин).

7. Динамическая пауза (2 мин.)

І II . Итог урока - 2 мин.

Эпиграф: (Слайд 2)

Науку всё глубже постигнуть стремись.

Познанием вечного жаждой томись.

Лишь первых познаний блеснёт тебе свет,

Узнаешь: предела для знания нет

Фирдоуси (персидский и таджикский поэт, 940 – 1030 гг.)

І. Организационный момент :

1.Здравствуйте, ребята! Садитесь. (Подготовка обучающихся к началу работы.)

II. Основной этап урока

1. Вступительное слово учителя (Слайд 3)

Полон им завод и дом,

Везде заряды: там и тут,

А если вдруг они бегут,

То тут же токи создают.

Нам токи очень помогают,

Жизнь кардинально облегчают!

На благо нам обращено,

Проявим нынче мы умение,

Законы объясним, явления:

И мощность, как работу за мгновение.

И победителя найдём!

Сегодня нам предстоит вспомнить материал, который мы изучали на предыдущих уроках и закрепить свои знания на практике: решение задач и работа со схемами . За каждый этап конкурса вы будете получать баллы. В итоге победит та команда, которая наберет больше очков.

Класс делится на команды

Вопросы для задания 1-й команды: (Слайд 4)

1. Одна из наук о природе (взять 3-ю букву).

2. Положительный электрод электрического аккумулятора (взять 2-ю букву).

3. Единица измерения силы тока (взять 1-ю букву).

4. Частица, которую учёные обнаружили в составе ядра (взять 1-ю букву).

5. Как по - другому называют непроводники электричества (взять 2-ю букву).

6. Что обозначает в переводе с греческого слова электрон (взять 1-ю букву).

1. Физика. 2. Анод. 3. Ампер. 4. Нейтрон. 5. Диэлектрик. 6. Янтарь.

Вопросы для задания 2-й команды: (Слайд 5)

1. Единица измерения работы (взять 4-ю букву).

2. Прибор для измерения силы тока (взять 2-ю букву).

3. Чертёж, на котором изображены способы соединения

электрических приборов в цепь (взять 3-ю букву).

4. Единица электрического заряда (взять 5-ю букву).

5. Атом, потерявший или присоединивший один или несколько

электронов (взять 1-ю букву).

6. Один из разновидностей источника тока (взять 7-ю букву).

1. Джоуль. 2. Амперметр. 3. Схема. 4. Кулон. 5. Ион. 6. Батарея.

Всем участникам предоставляются карточки с задачами разного уровня.

1 . Никелиновая проволока длиной 120 м и площадь поперечного сечения 0,5 мм 2 включена в цепь напряжением 220 В. Определите силу тока в проводнике, если = 0,4 . (I 2,29А)

2. Длина медного провода, использованного в осветительной сети, 100 м, площадь поперечного сечения его 2 мм 2 . Чему равно сопротивление такого провода, если = 0,017 ? (R = 0,85 Ом)

3 . Электрическая лампочка, нить накала которой имеет сопротивление 55 Ом, включена в сеть с напряжением 220 В. Определите силу тока в лампочке. (I = 4 А)

4 . Какую работу совершает постоянный электрический ток в электрической цепи автомобильного вентилятора за 30 с, если при напряжении 12 В сила тока в цепи равна 0, 5 А? (А = 180 Дж).

5 . Найдите напряжение на концах нагревательного элемента электрочайника, если его сопротивление 22 Ом, а сила тока 10 А. ( U = 220 В).

6 . При напряжении на концах 10 В сила тока равна 0,5 А. Чему равно сопротивление этого участка цепи? (R=20 Ом)

7. Рассчитайте работу, совершённую при прохождении заряда 5 Кл через прибор, находящийся под напряжением 12 В (A = 60 Дж).

8. Сопротивление нагревательного элемента электрического чайника 24 Ом. Найдите мощность тока, питающего чайник при напряжении 120 В. (Р = 600 Вт).

Составить цепь, найти ошибки в схемах. (Учитель на свое усмотрение дает приборы и схемы, по которым необходимо составить цепь).

А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы викторины и заработать дополнительные баллы. Участвуют обе команды одновременно. Цель данного конкурса – раньше соперников определить имя и фамилию учёного, используя сведения о нём.

1. Он стал академиком в 39 лет, причём в избрании не играли ни малейшей роли его работы по магнетизму и электричеству. Их, по существу, не было. Он был избран по секции геометрии за исследования в области математики и химии. (Андре-Мари Ампер).

2 . Он открыл один из важнейших законов электричества в 1785 году, используя для этого крутильные весы. Приём, использованный им, лишний раз доказывает, что изобретательность человеческого ума не знает границ. (Шарль Кулон).

3 . Он славился своей рассеянностью. Про него рассказывали, что однажды он с сосредоточенным видом варил в воде свои часы 3 минуты, держа яйцо в руке. (Андре-Мари Ампер).

4. По профессии пивовар, он был прекрасным экспериментатором, исследовал законы выделения теплоты электрическим током, внёс большой вклад в кинетическую теорию газов. (Джеймс Джоуль)

6. Он открыл один из важнейших количественных законов цепи электрического тока. Он установил постоянство силы тока в различных участках цепи, показал, что сила тока убывает с увеличением длины провода и с уменьшением площади его поперечного сечения. Он нашёл ряд из многих веществ по возрастанию сопротивления. (Георг Ом)

На доске написаны формулы которые мы выучили на предыдущих уроках. Вам необходимо их назвать, и правильно сделать выводы.

I=g/t (g=It; t=g/I)

U=A/g (A=Ug; g=A/U)

I=U/R (U=IR; R=U/I)

R=pl/S (p=RS/l; l=RA/p; S=pl/R)

P=A/t или P=UI (P=IUt/t; P=IU; U=P/I; I=P/U)

A=IUt (I=A/Ut; U=A/It; t=A/IU)

I - сила тока; U - напряжение; g - электрический заряд; S - площадь поперечного сечения; A - работа тока; l - длина проводника; - удельное сопротивление; t - время; R - сопротивление.

Динамическая пауза

1. В автомобиле от аккумуляторов к лампочкам проведено только по одному проводу. Почему нет второго провода?

ОТВЕТ: Вторым проводом служит корпус автомобиля.

2. Какое минимальное напряжение вызывает поражение человека электрическим током с тяжёлым исходом?

ОТВЕТ: Поражение током с тяжёлым исходом возможно при напряжении, начиная приблизительно с 30 В.

3. Почему опасно во время грозы стоять в толпе?

ОТВЕТ: Во время грозы опасно стоять в толпе потому, что пары, выделяющиеся при дыхании людей, увеличивают электропроводность воздуха.

4. Почему в сырых помещениях возможно поражение человека электрическим током даже в том случаи, если он прикоснётся к стеклянному баллону электрической лампочки?

ОТВЕТ: Стеклянный болон электрической лампочки, покрытый слоем влаги, проводит электрический ток, который при определённых условиях может вызвать поражение человека.

5. Отчего зависит биологическое действие тока, и какой величины ток может вызвать смертельный исход?

ОТВЕТ: Биологическое действие тока зависит от величины тока, протекающего по организму пострадавшего. Ток в 0,025 А вызывает проходящий паралич, а ток в 0,1 А и более смертелен.

6. Почему молния, проходящая через дерево, может отклониться и пройти через человека, стоящего возле дерева?

ОТВЕТ: Электрический ток проходит преимущественно по участку цепи с меньшим сопротивлением. Если тело человека окажется лучшим проводником, то электрический ток пройдёт через него, а не через дерево.

7. Зачем при перевозке горючих жидкостей к корпусу автоцистерны прикрепляют цепь, которая при движении волочиться по земле?

ОТВЕТ: При перевозке в автоцистернах горючие жидкости взбалтываются и электризуются. Чтобы избежать появления искр и пожара, используют цепь, которая отводит заряды в землю.

8. Что представляет собой молния?

ОТВЕТ: Электрический разряд в атмосфере в виде линейной молнии представляет собой электрический ток, причём сила тока за 0,2 - 0,3 с, в течении которых длятся импульсы тока в молнии, меняются. Примерно 65% всей молнии, наблюдаемых в нашей стране, имеют наибольшие силы тока 10 000 А, но в редких случаях она достигает 230 000 А.

Участвует весь класс. Я буду задавать вам вопросы, а вы письменно на них отвечаете. В конце все поднимите руки вверх и будем считать правильные ответы. Сколько пальцев на руке у вас будет поделим на два и каждый увидит свою отметку за сегодняшний урок. И так приступим.

1. В каких единицах выражается сопротивление?

2. Каким прибором измеряют силу тока?

3. Как в цепь включают вольтметр?

4. Электрическим током называют …

5. Сопротивление проводника из данного вещества длинной 1 метр, площадью поперечного сечения 1м 2 называется …

6. В каких единицах измеряют мощность электрического тока?

7. Какие действия оказывает электрический ток?

8. В каких единицах выражается работа электрического тока?

9. В цепи обязательно должен быть ключ, потребитель тока, соединительные провода и …

10. Какое устройство имеется для защиты электрических установок от токов коротких замыканий и перегрузок, прерывающие цепь в результате расплавления специального проводника.

4. Упорядоченное движение заряженных частиц.

5. Удельное сопротивление этого вещества.

7. Тепловое, химическое, магнитное.

9. Источник тока.

10. Плавкий предохранитель.

III. Подведение итогов.

По словам русского поэта XIX века Якова Петровича Полонского, (Слайд 20)

Царство науки не знает предела –

Всюду следы её вечных побед,

Разума слова и дела

Читайте также: