Театр мимики и жеста сообщение

Обновлено: 18.05.2024

Спектакли театра основаны на выразительности жестового языка глухих, на пластике, элементах пантомимы, музыки, танца. Происходящее на сцене синхронно озвучивают профессиональные дикторы. Спектакли театра доступны не только для глухих зрителей, но и для слышащих детей и взрослых. Большинство зрителей, посещая спектакли театра, не верят, что актеры не слышат, настолько точны их движения и пластика в такт музыке. Артисты театра способны сыграть высокую трагедию и сатирическую комедию, остросоциальную драму и пантомиму, музыкальную комедию и многое другое.

В настоящее время директор театра — заслуженный работник культуры РФ Николай Сергеевич Чаушьян. Режиссеры театра индивидуально работают с каждым спектаклем. Сейчас это: Роберт Фомин, Валерий Шевченко, Павел Ахальцев и многие другие.

- Николай Сергеевич, расскажите, сколько лет театру Мимики и Жеста? И есть ли подобные театры в России и за рубежом?

В этом году нашему театру исполнилось 52 года. Он был создан в 1963 году Постановлением министров СССР как театр глухих актеров. Что касается других театров, то на сегодняшний день их достаточно много. Единственное отличие московского театра Мимики и Жеста от других заключается в том, что он носит статус федерального. Кроме того, наш театр – стационарный, то есть, профессиональный. Подобные театры есть и в России, и за рубежом. Но они носят больше локальный характер. А мы постоянно выступаем, имеем свою площадку, свою труппу, свое помещение.

- Труппа театра выезжает на гастроли?

Да, наши актеры ездят на гастроли. Но по сравнению с тем, что было в советское время, сегодня мы выезжаем гораздо реже – по 3-4 раза в год. Мы приезжаем только в те регионы, которые готовы принять нас за свой счет. Самостоятельно, к сожалению, мы не имеем возможности гастролировать.

e396c8bb42291bf040486369197a9115.jpg

- Вы гастролируете только по регионам?

В основном, по регионам. Иногда выезжаем за рубеж. За последние три года мы съездили на гастроли в Японию, Монголию и в ближнее зарубежье – Армению и Молдову.

- Как за рубежом зрители воспринимают ваш театр?

Там нас всегда встречают с большой радостью. В советское время мы очень часто ездили по союзным республикам, поэтому театр был всегда на виду. У глухих нет другого выбора. Они не могут пойти в другой театр, в филармонию или на концерт.

- Кому принадлежит театр Мимики и Жеста?

Учредитель нашего театра - Всероссийское общество глухих. Кроме того, ВОГ и финансирует наш театр. Нельзя сказать, что это большое финансирование, но, тем не менее, большое им спасибо за то, что они помогают и держат наш театр на плаву. В основном, все средства, которые мы получаем от них, идут на зарплату актерам и оплату коммунальных услуг.

- А государство Вас как-то поддерживает?

Да, конечно. Все остальное финансирование – это гранты. Но они сегодня есть, а завтра их нет. Это большой риск – рассчитывать только на гранты. Я считаю, что такому театру, как наш, необходимы государственные субсидии. Но пока, к сожалению, нам не удается получить их.

dc01434326bf6c5723ff9f9da99c3fbb.jpg

- Часто ли в театр приходят слышащие зрители?

Да, конечно, они постоянно к нам приходят.

- А как они понимают то, что происходит на сцене?

- Вы ставите спектакли для детей и для взрослых?

К сожалению, со взрослыми спектаклями сложнее. Мы больше опираемся на детскую аудиторию, потому что дети более восприимчивы к тому, что происходит на сцене. А взрослые все-таки чаще приходят в театр для того, чтобы посмотреть на того или иного известного актера. Но у нас таких актеров нет.

- Какой репертуар у театра?

3490c04e1b6e50cebad29aa09f47a490.jpg

- Сколько стоят билеты в театр?

В прошлом году стоили 200 рублей. Но поскольку все театры продают билеты по 1000 рублей и выше, мы тоже решили поднять планку до 500 рублей. Хотя я вообще считаю, что детские спектакли должны показывать детям бесплатно.

- Вы говорили о том, что сейчас ваша труппа пополнилась 8 новыми молодыми актерами. Откуда вы их набираете? Где обучают неслышащих актеров?

Когда наш театр только создавался, он назывался театр-студия Мимики и Жеста. То есть, при театре была студия, куда набирали актеров. Их обучали педагоги из Щукинского училища. Тогда был очень талантливый актерский состав. Всех актеров полностью обеспечивало государство, поэтому пополнение актерского состава было постоянным.

Позднее был создан государственный институт специализированных искусств. Вот там и начали обучать неслышащих актеров. Однако после развала Советского Союза у выпускников начались проблемы с трудоустройством. Они получали диплом и приходили к нам в театр. Но мы не могли сразу всех брать из-за ограниченного бюджета. Поэтому нам приходилось устраивать конкурс. Сегодня до сих пор существует эта проблема. И очень обидно, что талантливые молодые люди не могут все работать в нашем театре. В регионах, к сожалению, таких театров больше нет. Поэтому наши выпускники идут работать в Метро, в Ашан и т.д. Но мы на уровне Всероссийского общества глухих пытаемся решить этот вопрос.

fa8de85602b5c79a97edd2977d30b9b3.jpg

- Почему в театрах не сделают субтитры для глухих?

- У слышащих актеров среди выразительных средств, которые они используют на сцене, в том, числе и звук. У вас это выразиетльное средство отсутствует. За счет чего вы его компенсируете?

За счет мимики, жестов, пантомимы. Надо сказать, что выразительность и эмоции наших актеров на порядок богаче, чем у слышащих актеров. Кроме того, у нас есть синхронный перевод диктора-переводчика, который тоже добавляет выразительности для слышащего зрителя.

- Сколько человек играет у вас в труппе?

На сегодняшний день у нас играет 16 человек. Из них три диктора-переводчика. Это немного. По стандарту Минкульта у нас должно быть 40 человек. Но мы себе не можем столько позволить.

0b47b5c39e95916c88fcbae7a7df0dee.jpg

- Где находится театр? Вы арендуете помещение?

Театр находится недалеко от станции метро Первомайская в спальном районе Москвы. Что касается помещения, то оно у нас свое. Его построили на средства Всероссийского общества глухих. Тогда оно было построено по-советски масштабно. Там находилось центральное правление, московское городское правление, республиканский и московский дворцы культуры. А позже туда переехал и наш театр. Затем все организации, которые там находились, либо закрылись, либо переехали. И мы там остались одни. Есть те, кто арендуют помещения в этом здании. Но постепенно все начинают тоже уезжать оттуда.

- С какими проблемами на сегодняшний день сталкивается театр?

Коммунальные услуги, ремонт и т.д. – это временные проблемы. Главная проблема, которая сегодня стоит перед нами, это непонимание слышащих людей. Причем это непонимание присутствует во всех сферах нашей жизни – и в трудоустройстве, и в здравоохранении, и в образовании. Нас почему-то везде принимают за больных людей. Но мы не больные. Мы просто не слышим. Нас ограничивают в трудоустройстве, в вождении автомобиля. Поэтому мы не приносим никакой пользы экономике страны. Это уродует людей. Они занимаются непонятно чем. Мало того, что нам не дают работать, так еще и в помощи отказывают. А как жить тогда. Поэтому одни идут продавать наркотики, другие вообще черт знает чем занимаются. А им больше ничего не остается. Они такие же люди, у них такие же потребности. А возможностей никаких нет. И это страшная беда. Все это уродует наше общество и делает из глухих людей преступников, нежелательных элементов.

- Я знаю, что и в образовательной сфере есть проблемы…

- Ну, а как вы думаете, почему возникает такое непонимание? И как с ним бороться?

Я считаю, что все проблемы начали возникать после распада Советского Союза. В СССР не было секса. И инвалидов тоже не было. Но мы отчасти сами в этом виноваты. Мы изначально заявили, что мы не инвалиды и можем работать как все. Поэтому когда Советский союз распался, и мы пришли к государству просить помощи, то представители власти очень удивились. Мы всегда были для них полноценными людьми, а тут вдруг заявили о том, что нам надо помогать. Долгое время было недопонимание. Но сейчас постепенно государство начинает понимать, что сейчас другое время, и нам действительно нужна помощь.

1978ab0100e0ee6905285c4a3939969c.jpg

- Каких результатов вы уже добились?

Во-первых, мы уже добились внедрения субтитров на телевидении. Во-вторых, сейчас мы ведем работу в образовательной сфере. Мы хотим создать такой образовательный стандарт, когда глухие дети могли бы обучаться на жестовом языке. Невозможно чему-то научить глухого ребенка, если педагог не знает жестового языка. Он может вырасти идиотом.

Мы пытаемся донести до государства, что скорой помощи, МЧС, пожарным, полицейским необходимо владеть основами жестового языка. Кроме того, надо повысить зарплату переводчикам. Никто не захочет работать за копейки. Мы сейчас добились того, что в педагогических и лингвистических вузах создали факультативы профессиональных переводчиков.

Существует же мировой опыт, ничего придумывать не нужно. Европа и США настолько продвинуты в этом плане, что когда к ним приезжаешь, хочется там остаться. Ты приходишь в магазин, а тебе улыбаются, пытаются что-то объяснить, тут же зовут переводчика, начинают что-то писать на бумажке. Там знают, что делать с глухим человеком.

Кроме того, мы хотим доказать и убедить наш Минтрудсоцзащиты, который не дает нам работу, что нам просто надо дать удочку, а рыбку мы сами поймаем. А они нас и в этом ограничивают. Сколько у нас талантливых глухих людей. Они могут работать и актерами, и врачами, и бизнесменами. Но этот барьер не дает им реализоваться.

f29ea6d948724db5f1891394a2270f8b.jpg

– В 2011 году Министерство здравоохранения и социального развития РФ выпустило приказ № 302н, который запрещает глухим водить. Как сейчас с этим обстоит дело?

Да, глухим действительно хотели запретить водить автомобиль. Я сам лично 30 лет вожу машину. И ничего. Я думаю, что если бы закон вступил в силу, то все глухие вышли бы на улицу и начали протестовать как на Майдане. Но, Слава Богу, чиновники поняли, что это ничем хорошим не закончится и отменили этот приказ. Глухие прекрасно водят автомобиль. За всю историю не было зафиксировано ни одной аварии с участием глухих.

- А если говорить о планах театра?

На сегодняшний день главная задача - создать идеальные условия для работы театра. Во-первых, нам нужно поменять помещение. Театр должен стать храмом искусства, где хороший свет, большие хрустальные люстры, куда дамы приходят в вечерних платьях, на каблуках и садятся в шикарные кресла. А у нас ничего этого нет. В нашем театре каждый день что-то капает, гаснет, рвется, лопается. И, конечно же, это все влияет на актеров. Нельзя работать в таких условиях. Мы пытаемся найти новое помещение, привлечь инвесторов. Но все очень сложно. Мы даже не можем организовать парковку, поскольку наш театр обставлен жилыми домами. Мы постоянно в страхе, что у нас что-то погаснет или что-то затопит. Страшно работать в таком здании. Утром проснулся, никто не звонил, и, слава Богу. И так каждый день.

Театр–студия мимики и жеста

С 1962 года есть свой Театр для глухих – Московский театр-студия мимики и жеста. Он - единственный в нашей стране и первый в мире профессиональный театр глухих актеров. Спектакли в театре идут на жестовом языке глухих и сопровождаются переводом на русский язык.

Театр–студия мимики и жеста работает не только для глухих зрителей, но и для слышащих детей и взрослых.

Своеобразие театра заключается в сценической выразительности яркого языка жестов и мимики, которые заменяют на сцене слово. Безмолвная речь актеров-исполнителей синхронно с большим мастерством дублируется актерами-дикторами, поэтому театр представляет интерес и для слышащих зрителей.

С гордостью и не без основания считая себя последователями вахтанговской школы, артисты театра способны сыграть и высокую трагедию ("Коварство и любовь" Ф.Шиллера, "Прикованный Прометей" Эсхила, "Ромео и Джульетта" В.Шекспира), и сатирическую комедию ("Восемь любящих женщин" Р.Тома), и остросоциальную драму ("Ночная повесть" К.Хоинского, "Любовь, джаз и чёрт" Ю.Грушаса), и пантомиму ("Очарованный остров" Е.Харитонова, "Ванька-Встанька", Е.Низового), и музыкальную комедию ("Подвески королевы" В. Соловьева-Седого, "Где Чарли?" Д.Эббота, "Бабий бунт" М.Шолохова). Не остались без внимания и маленькие зрители, для них в разные годы поставлены спектакли "Два клёна", "Одуванчик", "Золушка", "Хрустальное сердце", "Маугли", "Али Баба и разбойники".

Расцвет театра пришелся на то время, когда главным режиссером был Виктор Самуилович Знамеровский, а директором - Михаил Абрамович Идзон. Первые зарубежные гастроли театра были в Польшу(1967 год) затем последовали гастроли в Болгарию, Югославию (обе - в 1968 году), Чехословакию (1973 год) и другие страны.

Директор театра-студии Мимики Жеста, заслуженный работник культуры РФ - Николай Сергеевич Чаушьян, главный режиссер - Роберт Валерьевич Фомин.

Театр мимики и жеста — единственный в России и первый в мире профессиональный театр глухих актеров. Создан в 1963 году в Москве.

Содержание

История

В 1963 году в Москве, в районе Измайлово, появился театр мимики и жеста (ТМЖ), преобразованный из студии. Он — первый в мире и единственный в России профессиональный театр глухих актёров. Сценические средства выразительности в этом театре основаны на пластике, элементах пантомимы, музыки, танца. Жест, доведённый до совершенства, делает спектакль доступным не только глухому зрителю, но и любому. При этом действие сопровождается речью диктора, который синхронно озвучивает спектакль.

В настоящее время театр находится в крайне бедственном положении [1] .

Интересные факты

Ссылки

Источники

  • Театры, основанные в 1963 году
  • Театры Москвы
  • Измайлово

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Театр мимики и жеста" в других словарях:

Театр мимики и жеста — (Измайловский бульвар, 39/41). Первый стационарный театр глухонемых в истории мирового театрального искусства. В 1957 П.А. Савельев организовал студию, куда пригласил одарённую молодёжь. взяло шефство над этой студией, которая была преобразована… … Москва (энциклопедия)

театр — ТЕАТР, а, муж. 1. Искусство представления драматических произведений на сцене; само такое представление. Музыка и т. Увлекаться театром. 2. Зрелищное предприятие, помещение, где представляются на сцене такие произведения. Драматический, оперный т … Толковый словарь Ожегова

Театр — (от греч. thйatron место для зрелищ, зрелище), тип архитектурной постройки, предназначенной для театральных представлений. Первые театральные здания появились предположительно в VI в. до н. э. в Древней Греции. Они были открытыми и… … Художественная энциклопедия

Театр — I Театр (от греч. théatron место для зрелищ; зрелище) род искусства (См. Искусство). Как и др. искусства, Т. форма общественного сознания, он неотделим от жизни народа, его национальной истории и культуры. Расцвет или упадок Т., развитие… … Большая советская энциклопедия

Театр — I Театр (от греч. théatron место для зрелищ; зрелище) род искусства (См. Искусство). Как и др. искусства, Т. форма общественного сознания, он неотделим от жизни народа, его национальной истории и культуры. Расцвет или упадок Т., развитие… … Большая советская энциклопедия

Щедрин, Борис Ефимович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Щедрин. Борис Ефимович Щедрин Дата рождения: 30 июля 1939(1939 07 30) (73 года) Профессия: артист Гражданство … Википедия

История театра в России — К. С. Петров Водкин. Театр. Фарс Содержание … Википедия

Ставская, Людмила Владимировна — Людмила Владимировна Ставская Дата рождения: 18 августа 1927(1927 08 18) Место рождения: СССР Дата смерти: 27 декабря … Википедия

Театры и концертные залы Москвы — Театры и концертные залы Москвы. Цифрами на картах обозначены: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Филиал 8. Филиал 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. … Москва (энциклопедия)

Чекалин, Михаил Геннадиевич — У этого термина существуют и другие значения, см. Чекалин. Михаил Геннадиевич Чекалин … Википедия

Театр мимики и жеста

Официальный сайт московского филиала Всероссийского общества глухих" >

Касса работает ежедневно с 11:00 до 19:00, спектакли проходят по субботам, начало - согласно времени в афише

Театр мимики и жеста на Измайловском бульваре — единственный в мире стационарный театр, на сцену которого выходят актеры, лишенные возможности слышать. На первый план здесь выходит не голос и диалоги исполнителей, а их мимика, жесты, искусство пластики. При этом на спектаклях ждут зрителей и без проблем со слухом — действие озвучивается профессиональными дикторами.

Афиша Театра мимики и жеста 2022

Спектакли проходят пока только по субботам. Если запланирован один показ, он, как правило, начинается в 12:00. При 2 спектаклях в день второе представление демонстрируют в 18:00. Чтобы не пропустить выбранную постановку, следите за афишей.

Отзывы

Многие отмечают, что юные зрители благодаря мастерству актеров и дикторов даже не понимают, что смотрят постановку в исполнении глухих артистов. Удивляет ритмичность и точность движений в танцах, пластика и выразительная мимика. Радуют яркие декорации. Посетители театра пишут, что спектакли смотрятся на одном дыхании, время пролетает незаметно, и по окончании представления дети не хотят уходить из зала.

Среди отрицательных отзывов встречается мнение о том, что озвучивать спектакли должны несколько человек, так как при работе только одного диктора порой становится непонятно, к какому персонажу относится та или иная реплика. Также не жалуют гости обилие торговых лотков в фойе театра. Отмечают, что зданию требуется ремонт. Недовольны авторы отзывов и прохладой, которая царит в зрительном зале в зимнее время. Некоторых смущает скудное меню буфета.

Репертуар

Как добраться до Театра мимики и жеста

Читайте также: