Тактические действия в спортивных играх сообщение

Обновлено: 16.05.2024

Определения играют важную роль в формировании научных дисциплин. В развитии науки непротиворечивые определения со временем могут вступать в противоречие с возрастающими научными знаниями. Тогда их приходится уточнять, обобщать, конкретизировать [1,8]. В теории спорта определение понятия "спортивная тактика" трактуется неоднозначно. Связано это со сложностью изучения проблемы. В тактике отсутствует четко измеряемый результат. Показатели тактической деятельности не могут быть измерены секундами, метрами, килограммами. Многие процессы скрыты от внешнего восприятия и оценок.


На протяжении многих лет тактику определяли как "искусство ведения спортивной борьбы" [5,7]. Данное определение отражает все стороны подготовленности спортсмена, уровень его мастерства в целом. Это широкий круг знаний, умения получать и анализировать информацию, принимать решения, степень проявления двигательных качеств и функциональной подготовленности, способность распределять собственные силы в ходе соревнований и управлять движениями, возможность корректировать свое поведение и влиять на состояние противника, оптимизация групповых и командных взаимодей ствий и многое другое. В различных видах спорта тактику определяют широко и неоднозначно, связывая ее с тактикой соревновательной деятельности, тактическим мастерством спортсмена, тактическим мышлением, тактикой поведения и даже техникой, тем самым не определяя четких границ между отдельными компонентами соревнова тельной деятельности [3,4,6].


Можно говорить о тактике в широком смысле. Главная цель при этом - добиться максимального результата. Средствами достижения служат проявления всех сторон подготовленности спортсмена, его поведение, включающее содержание разминки перед соревнованием, способы психологического воздействия на участников деятельности (противников, партнеров, судей), распределение своих возможностей в ходе состязание и др. Такая тактика присутствует не только в спорте, но и во многих сферах деятельности человека. В частности, говорят о тактике предвыборной кампании, тактике лечения заболевания, тактике участия в конкурсе. Однако не всякую тактику можно назвать спортивной, поскольку в ее реализации не решаются специфические спортивные задачи, не используются специализированные средства решения этих задач. Очевидно, если спортсмен, например, управляет психическим состоянием противника, используя при этом средства психического воздействия и реализуя тактику своего поведения, то это психология, а не спортивная тактика.


Рассматривая содержание спортивной тактики, важно исключить двигательную составляющую основного соревновательного упражнения. Это согласуется с общепринятым определением понятия "спортивная техника". Ведь, выполняя собственно движение, спортсмен решает двигательные задачи: преодолеть пространство, развить нужную скорость, выполнить движение с оптимальной амплитудой и ритмическим рисунком и др. Все это характеризует двигательную структуру действия, т.е. спортивную технику.


Формулируя определение понятия "спортивная тактика", следует установить главные определяющие критерии, которыми, на наш взгляд, являются содержание цели и задач, решаемых спортсменом.


Спортивная тактика - это система специальных знаний и умений, направленных на решение задач сбора и анализа информации, принятия решения с целью оптимизации состава и структуры основного соревновательного упражнения при различных условиях взаимодей ствия с противником (партнером).


Система - это совокупность элементов, связанных между собой и составляющих единое целое. Тактика состоит из элементов. Это знания и умения, основанные на познавательных психических процессах (ощущении, восприятии, представлении, воображении, памяти, мышлении, внимании, речи), связанные между собой и проявляющиеся в деятельности [2]. Поэтому тактика - это система. В процессе тактической подготовки спортсмен приобретает знания о правилах соревнований, особенностях судейства и проведения соревнований, специфике применения подготавливающих и главных разновидностей действий, подготовленности своей и противника. В ходе соревнований спортсмен использует накопленную информацию, анализирует ситуации, действия соперников, принимает решения на основе увиденного и собственных знаний. Специальные тактические умения - основа тактики, поскольку все тактические задачи, решаемые спортсменом на соревнованиях, требуют проявления этих умений. В первую очередь это специальные тактические умения получать информацию о намерениях противника и особенностях его подготовленности, скрывать свои собственные замыслы, вызывать противника на желаемые действия, создавать ему помехи, атаковать, контратаковать, защищаться, правильно выбирать момент начала и завершения средства единоборства, определять адекватный способ выполнения действия, временные, пространственные, пространственно-временные его параметры и многое другое. Поэтому тактика - это система знаний и умений, но не любых, а только тех, которые связаны с познавательными психическими процессами. С их помощью спортсмен получает информацию, хранит ее, анализирует, принимает решения. Таким образом, все тактические задачи решаются в голове спортсмена. При этом важно исключить из определения "спортивная тактика" двигательный компонент деятельности. Сами движения как результат принятых решений следует рассматривать как формы и способы двигательных действий и относить их к спортивной технике.


Оптимизация состава и структуры основного соревновательного упражнения - единственная цель тактической деятельности, требующая от спортсмена принятия адекватных решений в использовании арсенала действий в соревнованиях и (или) точной детализации характеристик одного действия.


Существенное влияние на содержание принимаемых решений оказывают различные условия взаимодействия с противником (партнером): климатические и погодные условия, место проведения соревнований, особенности судейства, уровень и особенности подготовленности противников (партнеров).


Для более точного понимания спортивной тактики необходимо выделять следующие направления тактической деятельности: сбор информации о противнике без непосредственно го взаимодействия с ним и об условиях проведения конкретного соревнования; непосредственное взаимодействие спортсмена с противником в ходе состязания; групповое и командное взаимодействие с противниками (партнерами).


Разработка ясного и однозначно трактуемого определения понятия лежит в основе процесса развития научного познания в любой сфере деятельности. Точная формулировка понятия "спортивная тактика" дает возможность объективизировать теоретические и методические основы тактики и целенаправленно воздействовать на повышение тактического мастерства спортсменов.

3. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов: Учебное пособие. - Киев: Олимпийская литература, 1999. - 318 с.

4. Спортивное фехтование: Учебник для вузов физической культуры /Под общ. ред. Д.А. Тышлера. - М.: Физкультура, образование и наука, 1997. - 386 с.

5. Теория и методика физического воспитания: Учебник для ИФК /Под общ. ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. - М.: ФиС, 1976, т. 1. - 304 с.

8. Heisenberg W. Development of Concepts in History of Quantum Theory //American Jour. of Physics, 1975. - Vol. 43, P. 26.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Данный урок посвящён изучению тактики игры в баскетбол – командному нападению.

Баскетбол – командная игра с мячом, в которой целью является забросить как можно больше мячей в корзину противника.

Заслон – блокирующее движение, которое осуществляет игрок нападения с целью создания свободного пространства для прохода своего партнера.

Нападение – наступательные действия одной команды по отношению к другой.

Рывок – тактический приём освобождения от защитника.

Скрестный проход – комбинация при атаке, при которой два нападающих проходят вперёд с разных сторон мимо партнера, который владеет мячом.

Спортивные игры – вид подвижных игр, в которых для победы применяются тактические и технические приёмы. Популярными спортивными играми являются футбол, баскетбол и волейбол.

Тактические действия – выполнение приёма или комбинации, основанного на закономерностях игры, возможностях своей команды и команды противника.

Технический приём – наиболее эффективный, изученный приём, работающий на практике.

Основная литература:

  • Лях В. И. Физическая культура. 10–11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений; под ред. В. И. Ляха. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 237 с.

Дополнительная литература:

  • Погадаев Г. И. Физическая культура. Базовый уровень. 10–11 кл.: учебник. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 271, [1] с.

Интернет-ресурсы:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Баскетбол – командная игра. Одним из тактических приёмов, используемых в баскетболе является командное нападение.

Основная задача нападения – выполнить точный и надёжный бросок после разыгрывания игровой комбинации, одновременно уделяя внимание защите.

Рассмотрим индивидуальные тактические действия игрока с мячом.

Основные действия, которые может выполнить игрок с мячом без помощи команды – это вышагивание, скрестный шаг и поворот.

Вышагивание – один из видов поворота в баскетболе для сложных ситуаций в районе корзины. Такой прием применяют не только при ведении, но и при овладении мячом после его отскока от кольца или щита. Если игрока, который собирается бросить мяч в корзину, атакует защитник, то игрок выполняет шаг назад, таким образом уворачиваясь от атаки и занимая более удобное положение для броска.

Поворот в баскетболе – это приём, при котором игрок, не отрывая одну ногу от площадки, поворачивается на другой. Повороты удобно применять, когда на игрока с мячом нападает соперник. Поворачиваться можно в любом направлении, угол поворота иногда превышает 180 градусов.

Скрестный шаг используется для оперативного передвижения по площадке. Игрок с мячом делает шаг в направлении вперёд и в сторону, чтобы соперник подумал, что игрок совершит проход. Таким образом, игрок заставляет соперника закрыть проход, а в этот момент игрок резко отталкивается опорной ногой от пола и выполняет скрестный шаг в выбранном направлении, уходя от соперника. Скрестный шаг позволяет игроку быстро сместиться в другую сторону не только при совершении ведения, но и при игре без мяча.

Защитник будет пытаться заблокировать игрока другой команды, которому могут передать пас. Поэтому нападающий должен уметь в любой момент освободиться и принять пас. Самый простой приём для этого – это рывок. Используйте отвлекающие маневры, после чего делайте резкий рывок в любую сторону от защитника. Также изменяйте скорость бега, можно также менять направление, выполняя два рывка.

Защитник всегда будет пытаться остановить игрока с мячом, совершающего нападение. Суть заслона в данном случае состоит в том, что игрок мешает защитнику преследовать нападающего из другой команды.

Рассмотрим самые простые взаимодействия нападающих в игре.

Одним из них является взаимодействие двух нападающих. Такое взаимодействие хорошо иллюстрируется передачей и рывком к корзине: игрок передаёт мяч партнеру по команде, перебегает в более удобное место, где его не будут окружать соперники и получает мяч обратно.

В некоторых ситуациях применяют рывок, выполняя его за спиной защитника. В то время как защитник смещается на линию передачи и затрудняет получение мяча, нападающий делает рывок за его спиной к корзине. Партнер с мячом должен быть готов сразу же передать мяч.

Тактическим приёмом также является взаимодействие трёх нападающих.

Выполняются разные сочетания игроков в зависимости от роли, которую они выполняют в игре.

Рассмотрим приём взаимодействия двух игроков задней линии и крайнего нападающего. Средний игрок передает мяч партнеру и выполняет рывок в противоположном направлении, выполняя заслон для партнера без мяча. Последний выходит из-за заслона к корзине для получения мяча и совершения атаки.

Часто используются взаимодействия двух игроков задней линии и центрового игрока. Игрок задней линии должен передать мяч центровому игроку и пройти мимо него, стараясь навести на центрового своего защитника. Второй игрок задней линии выполняет скрестный проход с другой стороны. Мяч получает игрок, который сумел освободиться. Если защитник мешает проходящему игроку, то проходящий заранее смещается в сторону центрового и меняет направление движения, а затем делает рывок к корзине.

Еще одно возможное сочетание – это взаимодействие центрового игрока, игрока задней линии и крайнего нападающего игрока. Игрок задней линии или крайний нападающий игрок передаёт мяч центровому игроку. После этого он устанавливает заслон для партнера без мяча. Партнер без мяча выходит из-за заслона и проходит мимо центрового игрока, выполняя заслон наведением. Центровой может передать партнеру, проходящему мимо или сам пройти к корзине с ведением.

Также, хорошим командным нападением является взаимодействие центрового игрока и двух нападающих игроков. Эта атака выполняется с дальней от мяча стороны площадки. Крайний нападающий игрок выполняет наведение своего защитника на центрового игрока, а затем прорывается навстречу передаче мяча. Если защитник переключился, центровой должен открыться для получения мяча.

ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ

1. Главная задача нападения

Выберите правильный вариант ответа.

Что из этого является главной задачей нападения?

  • Выполнить удачный бросок в корзину
  • Задержать соперника
  • Заполучить мяч

Основная задача нападения – выполнить точный и надежный бросок после разыгрывания игровой комбинации, одновременно уделяя внимание защите. Поэтому правильный ответ – выполнить удачный бросок в корзину.

Найдите 5 слов по теме урока.



Слова: взаимодействие, нападение, рывок, бросок, команда.

Слова по теме урока, обозначающие действия команды, цель нападения и что происходит во время нападения.

1. Квадрат NхN с нейтральным, ограничение в 2 касания на третьего.

2. Игра "мяч капитану" L-6 ’ с использованием вратарей. Команда обороняется, опекает вратаря соперника, атакующая команда путем созидательных действий должна отдать мяч своему вратарю. Ограничения 2 касание с передачей на третьего.

3. Игра NхN с использованием вратарем в обороне в 2-а касания, средняя зона - обязательная смена направления атаки, зона атаки - без ограничения.

4. Квадрат NхN поставить мяч на любой точке боковой липни квадрата, ограничение в 2 касания, акцент смена направления атаки.

5. Квадрат NхN поставить мяч на любой точке боковой линии квадрата, ограничение в 2 касания с передачей на третьего.

6. Квадрат NхN технико-тактическое взаимодействие при котором футболисты после каждой обратной передачи выполняет передачу только на третьего.

7. Игра вчетверо ворот. Ограничение два касания, акцент смена направления ата­ки.

8. Игра в четверо ворот. Ограничение два касания на третьего, после обратной передачи обязательно длинная передача.

9. Игровое взаимодействие NхN с атакой на ворота. Три команды играют в два створа ворот (две команды обороняются, одна в центре площадки). Начинает игровые действия команда, расположенная в центре в любую сторону. Ограничения 2 касания. При потере мяча атакующая команда остается на месте обороняющейся.

ВложениеРазмер
tekhniko-t._upr.doc 133.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. Квадрат NхN с нейтральным, ограничение в 2 касания на третьего.

2. Игра "мяч капитану" L-6 ’ с использованием вратарей. Команда обороняется, опекает вратаря соперника, атакующая команда путем созидательных действий должна отдать мяч своему вратарю. Ограничения 2 касание с передачей на третьего.

3. Игра NхN с использованием вратарем в обороне в 2-а касания, средняя зона - обязательная смена направления атаки, зона атаки - без ограничения.

4. Квадрат NхN поставить мяч на любой точке боковой липни квадрата, ограничение в 2 касания, акцент смена направления атаки.

5. Квадрат NхN поставить мяч на любой точке боковой линии квадрата, ограничение в 2 касания с передачей на третьего.

6. Квадрат NхN технико-тактическое взаимодействие при котором футболисты после каждой обратной передачи выполняет передачу только на третьего.

7. Игра вчетверо ворот. Ограничение два касания, акцент смена направления атаки.

8. Игра в четверо ворот. Ограничение два касания на третьего, после обратной передачи обязательно длинная передача.

9. Игровое взаимодействие NхN с атакой на ворота. Три команды играют в два створа ворот (две команды обороняются, одна в центре площадки). Начинает игровые действия команда, расположенная в центре в любую сторону. Ограничения 2 касания. При потере мяча атакующая команда остается на месте обороняющейся.

10. 2-х сторонняя игра 7x7, 8x8. Ограничения в зоне обороны 1-2 касания, средняя зона - акцент смена направления атаки, зона атаки 4 передачи завершение (удар по воротам).

11. Игра в четверо ворот с персональной опекой.

12. Игра NхN в четверо ворот с использование вратарей (ограничения - в 2 касания на третьего, после фланговой атаки продолжение прострел или до лицевой - пас домой, из под игрока). ;

13. Игра NхN с использованием вратарей (ограничения после каждой обратной передачи пас на третьего).

14. Игра в четверо ворот ( ограничения - в обороне в два касания + быстрый выход из обороны, в атаке выполнить 5-6 передач и завершение.

15. Игра в четверо ворот (ограничения - 2 касания каждая команда выполняет 6-8 передач и завершение взятие ворот соперника).

16. Игра в квадрат 5x2 в одно касание.

17. Игра в квадраты NхN. Два квадрата со сменой мест но свистку (ограничения - 2 касания на третьего в одном квадрате, в другом - в два касания с обратными передачами).

18. Атака на ворота с персональной опекой.

19. 2-х сторонняя игра в средних коалициях. Задания: разбор ближних адресов (где владеет соперник мячом), диагональная подстраховка, при атаке на ворота соперника все игроки атакующей команды за центр.

20. Игра 6x6 + 2 нейтральных в двое ворот (ограничения два касания, смена направления атаки, использование преимущества).

21. Игра NхN. Ограничения в два касания, в средней зоне с персональной опекой (отбор производить только у своего опекуна), при атаке игроки атакующей команды вес за центр.

22. "Атака - оборона" в середине площадке от крайних стоек ворот выделена "мертвая зона" куда нельзя делать передачу и пробегать через нее. Команда А с одной стороны обороняется, с другой стороны атакует, команда Б тоже самое но наоборот. С использованием одного вратаря. Ограничения 2 касания, передачи на третьего, предложение в адрес, выход через фланг.

23. "Атака-оборона" в один створ ворог. Задачи атакующей команды путем фланговых атак + прострелы завершение. Обороняющая команда должна выйти из обороны и поставить мяч в любой точке ограниченной площадки. Ограничение два касания на третьего.

24. Игра в квадраты с различными ограничениями (первый квадрат 2 касания на третьего, второй квадрат 3 передачи - 4 длинная).

25. "2-х сторонняя игра с преимуществом в зоне атаке" Площадка делиться на три зоны (зона обороны, средняя зона, зона атаки). В каждой зоне находится ограниченное число игроков, так в обороне четыре футболиста, в средней зоне два и в зоне атаки три. Задача: выход из обороны через передачи, используя лишнего игрока, до средней линии поля передать мяч игрокам полузащиты, те затем путем создания численного преимущества в зоне атаке добиться взятия ворот соперника. Примечание игроки обороны в атакующих действиях команды участия не принимают.

26. Игра в 5 ворот NхN. Ограничения два касания, передача на третьего, смена направления атаки. В ворота, которые расположены в центре площадки, атакующая команда забивает голы с противоположенной стороны.

27. Квадрат 6хЗ (предварительно игроки разбиваются по тройкам). Ограничение 2 касания, передача на третьего. Смена происходит при отборе или ошибке одного из игроков, меняется вся тройка.

28. Двойной квадрат 6x3 . Ограничение в первом квадрате 1-2 касания на третьего, во втором квадрате два касания + полупредложение.

29. 2-х сторонняя игра 8x8. Четыре команды. Одновременно две команды играют в длину футбольного поля с вратарями, а две команды играют в ширину площадки с одним вратарем с одной стороны и двумя воротами с другой. Ограничения 2 касания, смена направления атаки, передача на третьего.

30. Упражнение по выработке прессинга и контр прессинга: все поле делиться на три зоны: игра в средней зоне бет ограничения касания, противника как можно быстрее переиграть соперника и выйти один на один с вратарем в обозначенный 20 метровый створ (защитники не атакуют).

31. Упражнение построение схемы нападения, которая должна разрушить прессинг противника. Играют 11 игроков против 7 и вратарь на все поле. 7 игроков прессингуют обороняя ворота.

32. Упражнение при отборе мяча при игре, в меньшинстве при помощи наступательного прессинга. Все поле, 4 игрока защиты и 4 игрока средней линии обороняются против 7 игроков, отбор в зонах по линиям.

33. Упражнение 1/2 футбольного поля 4 защитника синхронно выполняют спиной вперед движение к своим воротам. Один или двое игроков нападения выполняют поступательное движение к их воротам, как только форвард меняет направления движения поперек поля или отдает передачу своему партнеру, то защитники выполняют, либо движения вперед на отбор мяча, либо перемещаются поперек поля по направлению передачи.

34. Упражнение технико-тактическое для сохранения прикрытия на короткой дистанции (6 флажков) перемещения всех игроков по футбольному полю. Полезно сделать маркировку по полю, где занимается позиция тех или иных игроков.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Совершенствовать координацию точности движений, ловкости и игрового мышления.

Критерии оценивания

Составляет и выполняет комбинации движений

Языковые цели

Учащиеся могут:

Объяснить свое понимание того, что игры могут помочь развить их физические и спортивные навыки.

Предметная лексика и терминология:

Тактика, стратегия, проблема, решение

Броски, ловля, ведение мяча

Атака, защита, альтернативная игра

Роли и положения: защитник, нападающий, игрок, центральный нападающий, боковой судья.

Полезные фразы для диалога:

Какие социальные навыки или навыки критического мышления помогли вашей группе добиться успеха при выполнении тактических действий?

Чем тактика отличается от стратегии?

Чем игра стритбол отличается от игры баскетбол?

Привитие ценностей

Такие ценности как: патриотизм, ответственность, уважение, сотрудничество, открытость, труд, творчество и обучение на протяжении всей жизни осуществляется через предметное содержание дисциплины и организацию деятельности на уроке.

Межпредметные связи

Биология –пульсометрия, работа мышц при двигательной активности

Физика –траектория передачи и броска мяча.

Навыки использования ИКТ

Поиск информации с интернет ресурсов, составление презентации, запись

Предварительные знания

Учащиеся имеют знания и навыки в командных спортивных играх (в данном разделе баскетбол), полученными в предыдущих классах, как в урочной так и во вне урочной деятельности.

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Специальные разминочные упражнения с мячами.

Большое свободное пространство. Ноутбук, свисток, секундомер.

Задание №1 (Г, Ф) Разделить учащихся на группы и дать задание: составить и выполнить простые комбинации нападения и защиты в баскетболе.

- демонстрирует составленную комбинацию.

ФО: взаимооценивание

Задание №2 (Г, Д) Совершенствование игровых умений в игре стритбол (учебная игра).

Задание № 3 (Г, Д, Ф) Совершенствование игровых умений в игре баскетбол (учебная игра).

-знает и соблюдает правила игры;

- демонстрирует полное взаимопонимание между партнерами по команде.

ФО: самооценивание

Большое свободное пространство. Свисток, секундомер, мячи, инвентарь по необходимости.

Ссылка на тактические действия в баскетболе:

Ссылка на основные правила баскетбола для школьника:

Подведение итогов урока: дать обратную связь учащимся о достижении цели обучения.

- что узнал, чему научился;

- что осталось непонятным;

- над чем необходимо работать.

Лист обратной связи

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Дифференциация:

- по уровню поддержки;

- в подборе учебного материала с учетом индивидуальных способностей учащихся

(Теория множественного интеллекта по Гарднеру).

Применение здоровьесберегающих технологий:

- физическая активность школьников;

- гигиенически оптимальные условия на уроке;

Рефлексия по уроку

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)?

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)?

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

Читайте также: