Сообщение о колокольных звонах святой руси

Обновлено: 25.04.2024

На Руси, как и на Западе, колокола очеловечивались, им давали собственные имена (например, знаменитый колокол Сысой в Угличе). За провинность колокол могли наказать – высечь розгами, сослать в ссылку, вырвать у него язык (именно это произошло с углицким колоколом после того, как в 1593 году он возвестил о смерти царевича Димитрия) 299 .

И ныне, Владыко Пресвятый. и кампан сей. благодатию всеосвящающаго Твоего Духа благослови и освяти, и влей в онь силу благодати Твоея, да услышавши вернии раби Твои глас звука его, в благочестии и вере укрепятся, и мужественно всем диавольским наветом сопротивостанут. Да утолятся же и утишатся и престанут нападающие бури ветренныя, грады же и вихри, и громы страшнии, и молния, и злорастворенныя и вредныя воздухи гласом его.

И ныне, Пресвятой Владыка. колокол сей. благодатью всеосвящающего Духа Твоего благослови и освяти и влей в него силу благодати Твоей, чтобы верные рабы Твои, услышав звук голоса его, укреплялись в благочестии и вере и мужественно противостояли всем дьявольским наветам. Пусть же от голоса его успокоятся и прекратятся все бури ветров, грады и вихри, страшные громы и молнии, ненастная и вредная погода…

Владыко Боже Отче Вседержителю, Иже трубным гласом седмию жрец идущих пред кивотом свидения, Иерихонским твердым стенам пасти и разрушится сотворил еси. Ты и ныне кампан сей небесным Твоим благословением исполни, яко да глас звенения его услышавше противныя воздушныя силы далече от град верных Твоих отступят. трескания же молний, нападение града и вся вредная воздухов злорастворения. да утолятся, утихнут и отступят. 300

Владыко Боже, Отец Вседержитель, Который сделал так, что благодаря звуку труб семи жрецов, идущих перед ковчегом завета, пали и разрушились твердые стены Иерихона. Ты и теперь наполни этот колокол Твоим небесным благословением, чтобы, услышав голос звона его, сопротивные воздушные силы далеко отступили от городов верных Твоих. громыхания же молний, выпадение града и все стихийные бедствия. да прекратятся, утихнут и отступят.

Приезжавшие в Россию в XVI-XVII столетиях иностранцы восхищались мощью и размерами русских колоколов. Польский военачальник Самуил Маскевич, воевавший на стороне Лжедимитрия, в своих мемуарах описывает колокольню Ивана Великого:

Прочих церквей считается в Кремле до двадцати; из них церковь Св. Иоанна, находящаяся среди замка, замечательна по высокой каменной колокольне, с которой далеко видно во все стороны столицы. На ней 22 больших колокола; в числе их многие не уступают величиною нашему Краковскому Сигизмунду; висят в три ряда, одни над другими, меньших же колоколов более 30. Непонятно, как башня может держать на себе такую тяжесть. Только то ей помогает, что звонари не раскачивают колоколов, как у нас, а бьют их языками; но чтоб размахнуть иной язык, требуется человек 8 или 10. Недалеко от этой церкви есть колокол, вылитый из одного тщеславия: висит он на деревянной башне в две сажени вышиною, чтоб тем мог быть виднее; язык его раскачивают 24 человека 301 .

Производство колоколов в России достигло огромных размеров в XVIII-XIX веках. На рубеже XIX и XX веков в России действовало около двадцати колокололитейных заводов, а общее количество колоколов русских храмов и монастырей исчислялось, по-видимому, сотнями тысяч:

К началу XX века Российская держава становится поистине колокольным государством, превосходящим по количеству, весу и гармонии колокольных подборов как буддийский Восток, так и христианский Запад. За свою многовековую историю колокола в России из примитивных и малоблагозвучных сигнальных приспособлений переросли в сложный и совершенный инструмент, достигавший порой весьма значительных размеров 302 .


Приведенная запись весьма условна, поскольку каждый колокол, помимо основного тона, включает в себя многочисленные обертоны, не укладывающиеся в обычную шкалу темперированного звукоряда. Именно в этом – секрет того особого воздействия, которое звук колокола оказывает на слух человека:

Можно говорить о некотором основном тоне колокола, по которому оценивается высота его звучания: к нему всегда приложен богатый и характерный набор добавочных чистых тонов, более низких и более высоких. Отсюда – богатство оттенков, разнообразие тембров, которые позволяют различать голоса колоколов, даже совпадающих по высоте основного тона, богатство эпитетов, которыми мы характеризуем их звучание: звонкое, глухое, резкое, мягкое. 304


Большой церковный двор в одном из замоскворецких переулков медленно наполнялся народом. Мороз пощипывал. Люди постукивали нога о ногу. Ожиданье становилось томительным. И все-таки оно взорвалось нежданно. Словно небо рухнуло! Грозовой удар! Гул – и второй удар. Мерно, один за другим рушится музыкальный гром, и гул идет от него. И вдруг – заголосило, залилось птичьим щебетом, заливчатым пением каких-то неведомо больших птиц, праздником колокольного ликования! Перекликанье звуков, светлых, сияющих на фоне гуда и гула! Перемежающиеся мелодии, спорящие, уступающие голоса. Это было половодье, хлынувшее, потоками заливающее окрестность. Оглушительно-нежданные сочетания, немыслимые в руках одного человека! Колокольный оркестр. Подняв головы, смотрели стоявшие на того, кто играл вверху, запрокинувшись, он, казалось, летел бы, если б не привязи языков колокольных, которые он держал в самозабвенном движении, как бы обняв распростертыми руками всю колокольню, увешанную множеством колоколов. Они, гигантские птицы, испускали медные, гулкие звоны, золотистые, серебряные крики, бившиеся о синее серебро ласточкиных голосов, наполнивших ночь небывалым костром мелодий. Вырываясь из гущ звуков, они загорались отдельными созвучиями, взлетавшими птичьими стаями, звуки – все выше и выше наполняли небо, переполняли его. 306

Рукопись Сараджева позволяет составить некоторое представление не только о звуковом спектре колоколов, но и о подборе колоколов для одной звонницы (в нескольких случаях Сараджев дает более чем по одному колоколу из подбора). Наиболее интересен подбор колоколов на Колокольне Ивана Великого в Московском Кремле, где самый большой колокол включает, помимо основного тона, 26 обертонов:


Характер звона в значительной степени определяется высотой и мощью используемых колоколов. Но не менее важными являются другие составляющие звона – его ритм и темп. Пасхальный звон, например, характеризуется подвижным темпом, использованием высоких колоколов и мелких долей. Для погребального звона, напротив, характерно использование медленного темпа, крупных долей и низких тембров. Благодаря богатству и разнообразию тембров, ритмов и темпов мастерам колокольного звона удавалось передавать самые разные состояния – от тревоги (удары в набат) и скорби (погребальный звон) до торжественной радости и ликования (праздничный или пасхальный трезвон).


Ритм колокольного звона основан на сочетании долей, кратных основной доле. Так, например, приведенный выше Акимовский звон содержит восьмые (наиболее мелкая доля), четверти, половины и целые (наиболее крупная доля). На один удар Красного колокола приходится по два удара колоколов Лебедь, Полиелейный, Сысой и Голодарь, два или шесть ударов Безымянных и восемь ударов Зазвонных колоколов. Как правило, мелкие доли поручаются наиболее высоким и звонким колоколам, крупные – наиболее низким и мощным (хотя в Акимовском звоне наиболее крупная доля оказывается у колокола среднего тембра).

Колокольный звон употребляется не только перед богослужением, но и во время богослужения, возвещая о наиболее важных его моментах. В частности, во время литургии в колокола звонят на евхаристическом каноне. На всенощном бдении звон полагается в начале утрени, а во время пения полиелея положен праздничный трезвон. Сочетание трезвона, совершаемого вне храма, с пением внутри него создает неповторимый акустический эффект, придавая соответствующим моментам богослужения праздничный и торжественно-ликующий характер.

История колокольного дела в России. С. 2.

Владышевская . Музыкальная культура Древней Руси. С. 209.

Требник (изд. 1944). С. 207 об.–208 об.

Устрялов. Сказание современников о Димитрии Самозванце. Ч. 2. С. 125.

История колокольного дела в России. С. 4.

Владышевская. Музыкальная культура Древней Руси. С. 231–232.

Пухначев. Загадки звучащего металла. С.22.

Благовещенская. Звуковые спктры. С. 35.

Благовещенская. Звуковые спектры. С. 35.

Колокольный звон — не самый древний звуковой сигнал, зовущий на молитву. Возникновение подобной традиции относится к Ветхозаветным временам. На горе Синай Господь заключил Завет (договор) с израильским народом. К обрядовым законам относится Божье повеление о создании семи серебряных труб для созыва евреев на молитву (Числа, 10:2).

колокольный звон

Церковный колокол

Такие же трубы использовались и в первых монастырях Египта и Палестины (3-4 век). Для созыва верующих в Греции широкое применение нашли клепала (специальные пластины из дерева, железа, меди или камня, по которым били колотушкой).

На русских землях колокола появились одновременно с пришествием христианской веры. Однако повсеместно колокола распространились только с 16 столетия. До этого их функции зачастую выполняло било (деревянные доски).

Что такое колокол?

Внешняя поверхность стенок колоколов украшалась рельефными изображениями царей, святых, событий, относящихся к истории Церкви или государства. В середине 16 века особенно выделялись колокола псковских мастеров, украшенные изображениями растений и зверей.

Также на колоколе можно увидеть тексты различного содержания. Они размещались по краям и указывали, при каком государе и в честь какого события отлит данный колокол. Распространены и надписи духовного содержания из Священного Писания, тексты молитв.

Колокольный звон

Для разных областей России характерны свои стили и виды колокольного звона. Издавна различались московский, ивановский, ростовский, псковский и другие звоны. Сейчас колокольный звон зависит от личного вкуса и навыков конкретного звонаря. В Москве можно услышать не только московский звон (которого придерживаются, например, в Новодевичьем монастыре). Например, в храме Христа Спасителя и в Кремле придерживаются ростовских звонов.

На звучание колоколов влияют материалы, из которых они отлиты, а также форма купола. Толщина боковых стенок колокола определяет главным образом силу звука, его чистоту и продолжительность.

Отличительными особенностями русских колоколов является их звучность и певучесть. Это стало возможным при использовании оптимальной пропорции олова и меди в сплаве. Для Европы характерно получение звука за счет раскачивания самого колокольного купола. В 20 веке в странах Западной Европы появилась тенденция использовать электронный звон. С помощью электромотора происходит вращение колокола, раскачивание языка, в результате чего возникает удар.

Для колоколов российских храмов обычно используется неподвижный способ крепления. Купола являются неподвижными, а звук достигается при помощи свободно качающегося внутри купола языка.

Когда звонят колокола

Колокольным звоном верующие созываются на богослужения. В колокола звонят и во время службы — в особо важные и торжественные моменты. Звоном колоколов обозначается окончание церковной службы.

Будничный — используется в обычные, непраздничные дни. Постный звонит только в период Великого поста. Часовым колоколом оповещается чтение Часов во время Великого поста.

Колокольный звон является напоминанием для верующих о необходимости помнить Бога, молится и славить Его, о начале и ходе богослужений. Специальным колокольным звоном (набатом) раньше извещали жителей округи об опасности (например, при пожаре).

В Русском Православии сложилась традиция в Светлую (Пасхальную) неделю открывать доступ на колокольню для всех желающих. Под присмотром звонаря и с его помощью каждый может некоторое время звонить во все колокола.

Колокольный звон: различные виды

Благовест

Благовест — звон размеренными ударами в один большой колокол. Сначала совершаются два удара до полного затихания звука, а с третьего — мерные удары. Продолжительность звона составляет 10-20 мин. Благовест извещает о начале богослужения. Такой же звон используют во время важнейших моментов церковной службы.

Трезвон

Перезвон

Звон с поочередными ударами в каждый колокол, начиная с самого большого и заканчивая малым, называется перезвоном. Это одновременно торжественный и скорбный вид звона. Его используют, чтобы показать важность предстоящей службы. Поэтому употребляется перезвон только в отдельные дни Великого поста (Великие Пятница и Великая Суббота) и при освящении воды в праздник Крещения Господня (19 января).

Перебор

Перебор — звон с поочередными ударами в каждый колокол, начиная с малого и заканчивая большим. Такой вид колокольного звона также называется погребальным и используется при отпевании покойника.

Малиновый звон

Колокольный звон: мифы и суеверия

Колокольный звон создает особую атмосферу в храме, помогающую верующим настроиться на особое молитвенное состояние. Однако многие люди придают звону некое мистическое значение. Нередко можно услышать, что от звука колокола гибнет вирус гриппа. Однако, как показывает практика, звонари наряду с остальными прихожанами также болеют простудными заболеваниями. Поэтому стремление использовать колокольный звон для исцеления является всего лишь суеверием.

Первая молитва звонаря

Го́споди благослови́ меня́ уда́рить в сии́ ко́локола! Да просла́вится И́мя Твое́ Свято́е!

Вторая молитва звонаря

Вся́ческая еди́ною в нача́ле Собо́ю непосре́дственне созда́вый, Го́споди, ны́не же вся́ посре́дственне де́йствуяй, гла́сом зво́на сего́ освяще́ннаго вся́кое уны́ние с лени́вством от серде́ц ве́рных Твои́х отжени́, стра́х же Тво́й в ни́х с благоче́стием вкорени́ и спе́шных на моли́тву, ско́рых же ко вся́кому благо́му де́лу Твое́ю си́лою сотвори́, избавля́я на́с от все́х наве́тов вра́жиих, и невре́дных от злорастворе́нных возду́хов заве́трения соблюда́я, моли́твами Богоро́дицы и все́х святы́х Твои́х, я́ко Еди́н Милосе́рд.

Православное богослужение невозможно представить без колокольного звона. Зачастую он торжественный и радостный, однако иногда может выражать грусть или быть сигналом тревоги. Подробнее о видах перезвона читайте ниже.

Использование колоколов

Прообразом нынешних колоколов являются китайские колокольчики небольшого размера, изготовленные в XXIII–XVII веках до нашей эры. Позже мастера Поднебесной создали на их основе музыкальный инструмент, ставший затем аналогом европейского карильона. Долгое время Старый Свет не признавал это устройство, так как ассоциировал его с язычеством.


Устройство типичного европейского колокола

Символом церкви карильон стал только в Средние века. На него наносили гравировки с отрывками из Евангелия, а отдельные составляющие называли по подобию человеческих частей тела: язык, уши, тулово, губа. Тогда же зародилась традиция освящения колокола, позже перекочевавшая на Русь.

Люди верили, что мелодичный перезвон способен отпугивать нечистую силу, а иногда даже приносить исцеление. Сегодня практически во всех религиях и верованиях можно встретить колокольчики. Например, шаманы до сих пор используют этот инструмент для изгнания злых духов.

Колокола в Русской православной церкви


Звонницы на Руси начали строить сразу после Крещения

Большие

Благовестники призваны оповещать прихожан о начале богослужения. Делятся они на несколько типов:

  • праздничные – используются на главные православные торжества, а также Великую Пасху;
  • воскресные – звонят по воскресеньям;
  • постовые – звучат только во время Пасхального поста;
  • полиелейные – их можно услышать во время полиелейной службы;
  • простодневные – используются ежедневно.

Малые

Малые, или зазвонные – это колокольчики небольшого размера, объединенные между собой в одну связку. Как правило, их используют вместе с большими колоколами для исполнения трезвона:

  • единожды – к вечерней службе;
  • дважды – перед утреней;
  • три раза – с началом Божественной литургии.

Средние

Подзвонные колокольца предназначены только для одного – украшения общего звучания. Они чуть крупнее зазвонных и точно так же соединены между собой цепочками, прикрепленными к звонарному столбу. Чаще звук средних колокольчиков можно услышать во время звона на Пасхальный пост или перед Литургией преждеосвященных даров. Также они участвуют в переборах, трезвонах, двузвонах или перезвонах.

Большие Средние Малые

Размещение колоколов

Карильон, который использует православная церковь, представляет собой простую конструкцию, подвешенную невысоко от пола на вертикальных столбиках. Инструментом очень удобно управлять, не прилагая при этом больших усилий, однако его практически не слышно на большом расстоянии.

Чтобы колокольный звон был слышен за несколько верст, звонницу начали устанавливать отдельно от здания храма. Позже ее стали присоединять непосредственно к собору, делая неотъемлемой частью архитектурного комплекса. В XIX столетии колокольню располагали на крыше самой церкви. Так как последняя всегда возводилась выше других строений, звук разносился практически по всему городу.

В этом видеоролике представлены основные виды звона колоколов.

Виды колокольного звона

Красивый мелодичный звук, который мы часто слышим по праздникам, бывает несколько видов.

Благовест

Представляет собой одиночные, размеренные удары в большой колокол. Сначала звонарь медленно выводит три протяжных звона, а после их затихания продолжает бить с равномерными паузами. Услышать благовест можно по великим церковным празднествам или во время Пасхального поста.

Перезвон

Переливающийся, торжественный перезвон обычно используется перед особо значимыми священнодействиями: Крещенской службой, Божественной литургией и пр. В нем можно услышать все три вида колоколов, которые звонят по очереди, образуя радостную, светлую мелодию.

Перебор

Это скорбный звон на минорный лад. Его используют во время панихиды или погребальных богослужений. Сначала звонарь медленно ударяет по очереди в каждый инструмент: от зазвонного до благовестника. После стихания последнего звука он начинает звонить во все колокола, повторяя этот порядок несколько раз.


Разновидности колокольного звона в православии

Трезвон

Трезвон, который возвещает о светлых праздниках, вызывает у прихожан ликование и радостное настроение.

Набат

Сегодня набат – явление довольно редкое. Во времена Руси его использовали гораздо чаще, оповещая мирян о грядущих или уже случившихся страшных событиях. Как правило, одиночные, тревожные звуки, доносящиеся с колокольни, означали какое-то стихийное бедствие, пожар или набег вражеской армии.

Колокольный звон можно назвать неизменным атрибутом православия, а колокол – символом церкви. Начиная с X столетия его использовали по случаю радостных, а иногда и горестных событий. Эта традиция сохранилась до наших дней, а потому на каждый церковный праздник мы слышим радостный, торжественный перезвон.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Колокольный звон — важная часть храмового богослужения. Он оповещает о начале службы и приглашает верующих в храм. Звон колокола выражает праздничную торжественность важнейших мест богослужения. В великие и воскресные праздники он выражает духовную радость верующих.

Церковный устав различает четыре вида звона:

  • благовест — мерные удары в самый большой колокол, который называется благовестником;
  • перезвон, когда ударяют во все колокола по очереди;
  • собственно звон, когда звонят во все колокола или только в несколько;
  • трезвон, когда ударяют в три приема в несколько колоколов или во все колокола (во вся тяжкая).

Потом начинается трезвон.

К всенощной трезвон бывает в два приема, а к литургии — в три, то есть три раза с некоторыми промежутками во времени.


В церковной практике звон совершается и по окончании всенощной и праздничной литургии, хотя Типикон это не устанавливает. Праздничный трезвон по окончании службы созвучен той радости, которая наполняет сердца верующих в день праздника.

Ежедневно во всю Светлую (Пасхальную) седмицу полагается трезвон: от конца литургии до вечерни.

Читайте также: