Сообщение о героях национальных эпосов разных народов

Обновлено: 02.07.2024

Для каждого народа характерен определенный героический эпос, в котором раскрываются быт и нравы определенных наций, их ценности и взгляд на окружающий мир. Этот жанр средневековой литературы, в котором воспевались народные герои и их подвиги. Зачастую эпос формировался в виде песен.
Героический эпос восточных славян представлен былиной "Илья Муромец и Соловей-разбойник". Герой Илья Муромец является центральной фигурой всего русского эпоса, он представлен в виде защитника народа и своей родной земли. Это и является причиной того, что именно такой персонаж стал народным любимцев - ведь он отображает главные ценности русского народа.
Знаменитая поэма "Давил Сасунский" относится к армянскому героическому эпосу. Это произведение отображает борьбу армянского народа против захватчиков, и его центральная фигура является олицетворением народного духа, стремящегося освободиться от иностранных завоевателей.
Памяткой немецкого героического эпоса является "Песня о Нибелунгах" - предание о витязях. Главным персонажем произведения является смелый и могучий Зигфрид. Это справедливый витязь, который становится жертвой предательства и измены, но несмотря на это он остается благородным и великодушным.

"Песня о Роланде" - образец французского героического эпоса. основная тема поэмы - это борьба народа против врагов и завоевателей. Рыцарь Роланд выступает в роли главного героя, благородного и смелого. Эта поэма приближена к исторической действительности.
Английский героический эпос представлен многочисленными балладами о легендарном Робин Гуде, разбойнике и защитнике бедных и несчастных. Этот мужественный и благородный герой обладает веселым нравом и поэтому он стал настоящим народным любимцем. Считается, что Робин Гуд - это исторический персонаж, который был графом, но отказался от богатой жизни ради того, чтобы помогать бедным и обездоленным людям.
В каждой стране существуют свои герои народного эпоса. В Англии воспевался непобедимый разбойник Робин Гуд - защитник обездоленных; в Азии Гэсэр - великий лучник: эвенкийских героических сказаниях - храбрый Содани-богатырь; в бурятском героическом эпосе - Аламжи Мэргэн молодой и его сестрица Агуй Гохон
Герои и темы народного эпоса.

Эпос – это не что иное, как художественная словесность. Ее основными признаками являются событийность, повествование, лирические отступления и диалоги. Эпические произведения имеют как прозаическую, так и стихотворную форму. Подобные повествования можно встретить в народной словесности. Нередко они описываются и в произведениях конкретных авторов.

Народный эпос

В сознании первобытных людей неразделимо существовали некоторые зачатки искусства и науки, морали, религии и прочих видов направлений общественного развития. Только несколько позже все они обрели самостоятельность.

Частью культовых, религиозных, бытовых и трудовых обрядов стало словесное искусство, основным выражением которого являются древнейшие сказания. Именно в них отразились те, порой фантастические, представления, которые люди имели о себе и об окружающем их мире.

Одним из самых древних видов народного творчества является сказка. Это произведение, имеющее волшебный, авантюрный или бытовой характер, обладающее неразрывной связью с действительностью. Его герои – это герои устного эпического творчества.

Донаучные представления людей о мире нашли свое отражение и в мифах. Это повествование о духах и богах, а также об эпических героях.

К мифам довольно близки легенды. Они представляют собой полуфантастические сказания, о событиях, которые происходили в действительности. Герои легенд – реально жившие в те времена люди.

эпические герои

Об исторических событиях, имевших место в Древней Руси, повествуют былины. Это героические песни или стихотворные сказания. В них эпический герой – это, как правило, богатырь. Он неизменно воплощает в себе народные идеалы любви к родной земле и мужество. Всем нам хорошо знакомы эпические имена героев русских былин. Это Алеша Попович и Илья Муромец, а также Добрыня Никитич. Однако эпические герои – это не только богатыри. Прославляется в былинах и человек труда. Среди них Микула Селянинович – богатырь-пахарь. Созданы повествования и о других персонажах. Это Святогор – великан, Садко – купец-гусляр и другие.

Герои эпоса

Основным действующим лицом в былинах, сказках и мифах является человек. При этом эпические герои олицетворяют собой народ. То, с чем им приходится сталкиваться в жизни, это не что иное, как судьба государства и общества.

Эпические герои лишены каких бы то ни было эгоистических черт. Кроме того, они внутренне и внешне связаны с общенародным делом.

образ эпического героя

Эпические герои - это люди, вовсе не лишенные личной психологии. Однако ее основа обязательно является общенародной. Это обстоятельство и делает участника описанных в произведениях событий героем эпоса. Причем он может быть не только победителем, но и побежденным, не только сильным, но и бессильным. Но он обязательно станет эпическим героем, если будет находиться в единстве с общенародной жизнью.

Мировое наследие

У каждого народа есть собственные произведения героического эпоса. В них находят отражение нравы и быт определенной нации, ее взгляд на окружающий мир и основные ценности.

Самым ярким примером героического эпоса восточных славян является былина об Илье Муромце и Соловье-разбойнике. Здесь основное действующее лицо - богатырь. Илья Муромец – эпический герой, центральная фигура многих произведений подобной тематики. Он представлен сочинителями в виде главного защитника своей родины и народа, отразив все основные ценности восточных славян.

 микула селянинович эпический герой

В английском героическом эпосе содержится множество баллад о Робине Гуде. Это легендарный разбойник и защитник всех несчастных и бедных. В балладах говорится о его мужестве, благородстве и веселом нраве.

Илья Муромец

Самым ярким отличительным признаком эпоса является героический характер его повествования. Из таких произведений становится ясно, кто является народным любимцем, и за какие заслуги.

характеристика эпического героя

Наиболее ярко образ эпического героя Древней Руси Ильи Муромца нашел свое отражение в былинах, относящихся к киевскому циклу. Их действие происходит либо в самом Киеве, либо возле него. В центре каждого повествования находится князь Владимир. Основной темой этих былин является защита Руси от южных кочевников.

Помимо Ильи Муромца участие в событиях принимают такие богатыри, как Алеша Попович и Добрыня Никитич. По данным исследователей, в общей сложности насчитывается 53 сюжета русских героических былин. Илья Муромец является главным героем в пятнадцати из них. В былинах представлена вся биография русского богатыря, начиная от его рождения и заканчивая смертью. Рассмотрим некоторые из них подробнее.

Исцеление Ильи Муромца

Из этой былины становится понятно, что ее главный герой был сыном крестьянина. Его, калеку, чудесным образом исцелили старцы. Они же и послали молодца служить в Киев, для того чтобы оборонить Русь от грозного врага. Перед уходом из родной деревни Илья Муромец совершил свой первый подвиг. Он вспахал крестьянское поле. И здесь уже показывается богатырская сила этого человека. Ведь он с легкостью выкорчевал на поле пни, а эта работа всегда являлась одной из наиболее тяжелых. Нет ничего удивительного в том, что в былине этот подвиг нашел свое отражение одним из первых. Ведь мирный труд крестьянина всегда служил источником его жизни.

Илья Муромец и Соловей-разбойник

В этой былине выделяют сразу несколько основных исторических эпизодов. Первый из них касается освобождения Чернигова, который осадила вражеская сила. Жители города попросили Илью Муромца остаться у них и быть воеводой. Однако богатырь отказывается и едет служить в Киев. По дороге он встречает Соловья-Разбойника. Этот отрицательный герой похож и на птицу, и на человека, и на чудовище. Его сходство с соловьем определяется тем, что живет он в гнезде на дереве и умеет свистеть так же, как и эта птаха. Разбойник он потому, что нападает на людей. Чудовищем его можно назвать из-за разрушительных последствий свиста.

Народу, создавшему это произведение, было крайне важно то, что добрый и благородный молодец Илья Муромец из обычного лука и только одним выстрелом победил Соловья-Разбойника. Важно и то, что никакого преувеличения силы человека в данном эпизоде нет. При этом сказитель высказал свое утверждение об обязательной победе добра над злом. Благодаря этому подвигу Илья Муромец выделился из всех богатырей. Он стал самым основным защитником родной земли, центром для которой является город Киев.

Русские богатыри

Эти герои эпического произведения всегда обладают недюжинной силой. Именно благодаря ей они и становятся необыкновенными людьми. Но, несмотря на это, во всех повествованиях богатырь – это обычный человек, а не какое-то волшебное существо.

 илья муромец эпический герой

В былинах эти люди, обладающие самыми лучшими качествами, противостоят злу в лице змей, чудовищ, а также врагам. Богатыри представляют собой ту силу, которая всегда способна защитить родную землю, восстановить справедливость. Всегда встают они на сторону правды. Рассказы о такой идеальной силе говорят о том, что именно о ней всегда и мечтал наш народ.

Основные черты Ильи Муромца

Этот богатырь является самым любимым героем русских былин. Он наделен могучей силой, которая дает ему выдержку и уверенность. Илья обладает чувством собственного достоинства, которым он никогда не поступится даже перед лицом великого князя.

герои эпического произведения

Народ представляет этого богатыря как защитника всех сирот и вдов. Илья ненавидит бояр, говоря им в лицо всю правду. Однако обиду этот герой забывает, когда над родной землей нависает беда. Кроме того, он призывает и других богатырей, чтобы они встали на защиту, но не князя Владимира, а матушки русской земли. Ради этого он и совершает свои подвиги.

Князь Владимир

Этот персонаж также присутствует во многих былинах об Илье Муромце. При этом стольный князь Владимир – вовсе не богатырь. В былине об Илье Муромце и Соловье-Разбойнике он не совершает никаких плохих поступков. Рассказчик показывает его как человека, не обладающего мужеством. Ведь киевский князь испугался доставленного в город Соловья-Разбойника. Однако есть и другие былины. В них Владимир несправедлив и плохо поступает с Ильей Муромцем.

Микула Селянинович

Этот герой встречается в нескольких былинах. Они повествуют еще о Вольге и о Святогоре.

Исходя из старинных понятий, Микула Селянинович является оратаем. Его отчество означает "землепашец".

Микула Селянинович - эпический герой, образу которого постоянно сопутствует ореол славы и сакрализация. Народ воспринимал его как крестьянского покровителя, бога Руси, святого Николу. Сакрализация присутствует даже в образе сохи, плуга, а также в самом акте пахоты.

Вольга и Микула Селянинович

Эту былину народ создавал в течение нескольких веков. При этом неизвестно, является ли Микула Селянинович реальным человеком, жившим в те далекие времена или нет. А вот Олег Святославович – это князь, двоюродный брат Владимира Мономаха и внук Ярослава Мудрого.

О чем же повествует эта легенда? В ней рассказывается о встрече двух богатырей – князя и крестьянина. До этого каждый из них занимался своими делами. Князь воевал, а пахарь обрабатывал поле. Интересно, что в этой былине оратай одет в праздничные одежды. Таковы правила этих произведений. Богатырь должен быть всегда красивым. Образ Вольги (Олега Святославовича) противопоставлен будничной работе крестьянина. При этом труд пахаря почитается в былине больше воинского.

герои устного эпического творчества

Отношение народа к богатырю

Доказать, что Микула эпический герой, несложно. Ведь его образ, олицетворяющий собой крестьянскую силу, проникнут большим уважением. Это чувствуется и в связи с использованием ласковых слов, когда героя называют оратай-оратаюшко.

Приветствуется народом и скромность богатыря. Ведь он говорит о своих делах без всякого хвастовства.

Святогор

В одной из былин, где встретились два героя, образ Микулы становится несколько иным, приобретая космическое звучание. Однажды случилось так, что Святогор, ехавший на коне, увидел пешего молодца. Он попытался догнать Микулу, но сделать это так и не смог.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ 5 КЛАСС ПРИХОДЬКО Д.И.

ОДНКНР, 5-а, б, в класс Дата__________ Урок №_07__

Тема: Герои национального эпоса разных народов.

Тип урока: урок изучения нового материала.

расширение знаний о российской многонациональной культуре,

способность к работе с информацией, представленной разными средствами;

представления о патриотизме в фольклоре разных

народов. Познакомится с героями национального эпоса разных народов.

воспитывать чувство патриотизма, уважение к Отечеству;

воспитывать ответственность и долг перед Родиной;

воспитывать осознанное и уважительное отношение к культурному наследию страны;

формирование готовности к саморазвитию;

формирование нравственных чувств и нравственного поведения;

учить сопоставлять и анализировать информацию.

умение строить логические рассуждения, делать выводы;

пользоваться дополнительными источниками получения информации.

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения;

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

самостоятельно формулировать тему, цели урока;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Технологии обучения: технология деятельностного подхода, технология проблемно-диалогического обучения, здоровье сберегающая технология, проектная технология, технология оценки образовательных достижений.

Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:

1.Организационный момент. Психологический настрой Здравствуйте ребята. Займите свои места, усаживайтесь удобней. Мы отправляемся в увлекательное путешествие в мир культуры. Нам предстоит знакомство с удивительными людьми – героями и защитниками нашей Родины. Приветствуют учителя, садятся.

2.Изучение нового материала.

Уже наши предки, жившие в эпоху постоянных войн с чужеземцами, выработали житейское представление о патриотизме, о тех качествах человека, благодаря которым формируется это высокое чувство.

В древних преданиях, священных книгах прославлялись подвиги воинов, защищавших родную землю. Образы былинных богатырей всегда были примером для народа. Читая или слушая сказания о героях — защитниках родной земли, человек проникался чувством глубокого уважения к ним. И ему тоже хотелось поступать так же, как его далёкие предки, самому творить добро и противостоять злу. Так воспитывались нравственные качества человека.

Нравственность - Правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

3. Молодцы, ребята. Вы отлично работаете. Давайте немного передохнём. Переключим внимание с интеллектуальной на физическую деятельность.
Физкультминутка.

4. Нюргун Боотур Стремительный

Главный герой якутского героического эпоса — Нюргун Боотур по прозвищу Стремительный. Он борется за счастливую мирную жизнь людей, противостоит чудовищам, которые пытаются разрушить его страну и уничтожить всё живое. Герой изображается не только самым сильным, но и самым храбрым, самым красивым.

Строен станом, словно копьё,

Стремителен, как стрела,

Был он лучшим среди людей,

Сильнейшим среди людей,

Красивейшим среди людей,

Храбрейшим среди людей.

Не было равных ему

В мире богатырей.

Могущественный богатырь Нюргун повергает в ужас своих врагов.

Огромен он, как утёс,

Грозен лик у него,

Выпуклый лоб его

Бьются, вздуваются жилы его —

Это кровь по жилам бежит.

Впалые у него виски,

Чутко вздрагивают нервы его…

Главный враг Нюргуна — трёхголовый огнедышащий восьминогий змей — страшное, злобное чудище. Он нападает на людей, разрушает их жилища, похищает женщин и детей.

Всё живое сжигает он

Смертоносным своим огнём.

Это он истребил племена…

Это он пожрал их стада,

Ближних соседей их перебил,

К дальним их соседям пришёл,

Обездолил их и угнал их скот…

Борьба с таким врагом по силам только Нюргуну. Только этот богатырь очистит родную землю от чудищ. И победил герой страшного змея, избавил свой народ от страданий.

Только он на ноги стал,

Только вкривь и вкось зашагал —

Полетел, как вихрь;

С восхода, с заката

Крикнул голосом громовым:

Тройной замок отопру,

Трёхголосым горлом своим запою…

5. Отважное сердце Урал-батыра

Жили-были два брата Урал и Шульген. Урал — смелый, добрый, мужественный, послушный сын. Шульген — злой, завистливый, не уважающий своих родителей. Много подвигов совершил Урал-батыр во имя своего народа, своей родины. А его жестокий брат день и ночь думал о том, как победить род людской.

— Не дам затопить землю! Выпью всю воду, освобожу род людской! — решил Урал-батыр.

Но плохо стало батыру от той воды, сила ушла из его тела, не устоял он на ногах, упал навзничь. Собрался народ возле смертного ложа Урал-батыра, ждали люди, каким будет его последнее слово.

Приподнялся Урал-батыр, и люди услышали его завет:

— Не пейте воду в одиночку. Я, гордый своим богатырством, не ценил своих помощников, хотел сам освободить вас от врагов, и вот теперь умираю. А ещё хочу сказать тебе, народ мой, такие слова: не бери себе в попутчики зло. Пока не станет сердце твоё отважным, не делай ничего, не посоветовавшись с мудрыми людьми.

— И вам, сыновья, моё слово. На этих землях, что я освободил от врагов, устройте счастье людей. Чтите старшего по годам, не пренебрегайте его советами. Чтите молодого за молодость его, не лишайте его своего совета и участия.

— А всем вам скажу так — пусть добро будет вашей опорой, вашим спутником в пути. Не сторонитесь добра, не уступайте дорогу злу!

Сказал так Урал-батыр и умер. Низко-низко склонили свои головы в скорби все люди.

Похоронили Урал-батыра на высокой горе. Ту могилу вода не зальёт, огонь не сожжёт. Стала гора именоваться по имени батыра — Урал-гора. А вскоре и всю горную страну стали называть его именем — Урал.

По очереди отвечают на вопросы.

7. Домашнее задание: подготовить рассказ о герое ВОВ из своей семьи, если такого нет, то герой самый лучший (кино).

На знаменитой картине Васнецова изображены три былинных богатырях – Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович. Но самое интересное, что эти богатыри не совсем былинные, не выдуманные молвой персонажи – у каждого из них есть реальный исторический прототип.


Алеша Попович

По прототипу былинного Алеши Поповича нет однозначного мнения, так как на него претендуют сразу 2 реальные исторические личности:

• В меньшей степени это касается ростовского боярина Александра Поповича, который согласно Никоновской летописи был знатным ратным воином и погиб на Калке в 1223 году. Кроме сведений о его ратном искусстве по нему нет прямых совпадений с былинными рассказами.

Алеша Попович

Богатырь Алеша Попович

Тем не менее историки полагают, что былинный Алеша Попович является собирательным образом сразу обоих прототипов. Они считают, что со временем в народной памяти имя Ольберг трансформировалось в Алешу, а постоянное сравнение Александра Поповича с Раборовичем породило единый образ богатыря Древней Руси Алеши Поповича.

Добрыня


Добрыня Никитич

Былинный Добрыня Никитич – это живший в конце X века родной дядя (старший брат матери) древнерусского князя Владимира Святославовича Добрыня (дата рождения не известна). Кстати, Никитич – это не отчество Добрыни, а скорее прозвище, указывающее на его происхождение из села Низкиничи, которое со временем просто "превратилось" в более запоминающееся и созвучное Никитич.

• – надоумил новгородцев пригласить именно Владимира княжить в Новгороде (зная отношение к "сыну от наложницы" двух старших сыновей князя Святослава, Добрыня создал предпосылки для создания могучего и почти независимого от Киева княжества);
• – существенно поспособствовал "женитьбе" Владимира на Рогнеде, дочери половецкого хана Рогволода – в результате возникшего конфликта Владимир разбил крупное половецкое войско и долгое время избавил русские земли от опустошительных набегов половцев;
• – не без науськиваний Добрыни Владимир отправился походом на Киев против брата своего Ярополка и стал князем Древней Руси.

После того, как Владимир захватил киевский княжеский трон, Добрыня стал посадником Владимира в Новгороде. Это Добрыня "огнем крестил" Новгород и новгородские земли, которые с неохотой отказывались от языческий убеждений. Умер он предположительно в 1007 году.

Илья Муромец и Соловей

Илья Муромец и Соловей-разбойник

Илья Муромец

Былинный Илья Муромец на самой деле Святой Илия Печерский (1143-1188). Единственный из "былинных" богатырей, реальные останки которого можно увидеть даже сейчас – его нетленные мощи находятся в Киево-Печерской лавре (Ближние пещеры).

Согласно былинным сказам Илья Муромец до 30 лет лежал на печи (с рождения был паралич нижних конечностей) – следы серьезного заболевания нижней части позвоночника, которое могло привести к параличу Слятого Илии обнаружены при исследовании его мощей. Из богатырей Древней Руси Муромец, пожалуй, самый уважаемый и почитаемый в народе.

Согласно легендам у Ильи Муромца было прозвище Чоботок – согласно Печерским летописям Святой Илия жил в XII веке и до пострига назывался Чибитьком.
Последние исследования установили, что Святой Илия при жизни был мужчиной атлетического телосложения с ростом не ниже 1,77 м, а для XII века даже 1,70 казался великаном.

И наконец, множественные прижизненные раны на теле и костях мощей Святого Илии указывают на то, что при жизни ему часто приходилось сражаться на поле боя – по монашества он был ратником. Это сочетается со сведениями летописей, которое говорят, что после чудесного исцеления Илия более 10 лет был "первым богатырем Киева" в дружине Владимира Мономаха.

О его реальных ратных подвигах достоверных сведений нет, но учитывая, что его имя на устах народа уже почти 1000 лет, их было немало. Возможно, Муромец участвовал в битвах дружин Мономаха с половцами. Впоследствии отзвуки тех далеких событий народная молва перенесла в эпоху борьбы Руси с татарами.

После полученных серьезных ран в своем последнем бою (скорее всего в 1188 году) богатырь Илья принял постриг в Киевско-Печерской Лавре, где вскорости и умер. В 1643 году приобщен к лику Святых. Таким образом самые известные былинные богатыри Древней Руси вовсе не выдуманные персонажи. Это реальные ратники, которые посвятили свою жизнь служению Руси и защите ее от врагов.

Пятникова Марина Геннадьевна

Цель: выяснить, что объединяет и что различает самых популярных героев народов Древней Руси и Древней Греции.

  • познакомиться с понятиями мифа и былины;
  • изучить по былинам и литературным пересказам русских народных былин жизнь Ильи Муромца;
  • изучить по литературному пересказу древнегреческих мифов жизнь Геракла.
  • сопоставить образы Ильи Муромца и Геракла;
  • провести анкетирование (проанализировать, насколько знакомы учащиеся 5-х классов с образами данных героев);
  • обобщить данные и сделать выводы.

Предмет исследования: образы Ильи Муромца и Геракла.

Объект исследования: сравнительная характеристика героев.

Гипотеза: мы считаем, что в мировоззрении любого народа заложены одинаковые нравственные ценности, представления о понятиях добра и зла.

  • наблюдение;
  • сравнительный анализ;
  • анкетирование;
  • систематизация и обобщение.
  • Что общего и различного в образах Ильи Муромца и Геракла?
  • Какой из героев вызывает наибольший интерес у учащихся 5-х классов?
  • Каково значение образа Ильи Муромца для русского человека?

2. Илья Муромец и Геракл – герои народных эпосов.

2.1. Понятие о жанрах устного народного творчества: мифе и былине.

Мифы и былины являются произведениями устного народного творчества.

Мифы (от греч.) – это сказания о сотворении мира и человека, рассказы об устройстве мира, о деяниях древних богов и героев. Мифографы (древнегреческие поэты, драматурги, которые записали мифы) появились в Греции около 4-го века до н.э.

2.2. Сопоставление образа Ильи Муромца и Геракла

Илья Муромец - самый популярный герой русских былин, могучий богатырь, защитник Русской земли и русского народа.

Геракл – самый любимый герой греческого народа, имеющий наполовину божественное происхождение и прославившийся своими 12 подвигами.

Сын бога и земной женщины.

- сын верховного Бога Зевса и женщины Алкмены (жены героя Амфитриона и дочери царя Электриона, который правил в Микенах).

Царственная Гера (жена Зевса) лишила Геракла власти хитростью. Но Зевс облегчил судьбу сына: 12 великих подвигов, которые совершит Геракл по поручению царя Эврисфея, освободят его от власти царя и приведут на Олимп.

Выходец из народа, крестьянский сын: родился у крестьянина Ивана Тимофеевича и у жены его Ефросиньи Поликарповны.

Детство и возмужание.

Воспитывался как герой, проявляя с младенчества недюжинную силу, а в юношеские годы талант в искусстве стрельбы из лука и умении владеть оружием. Недюжинная сила с младенчества.

- Гера преследовала Геракла с младенчества, желая его погубить: послала двух змей, но Геракл, будучи младенцев, задушил их своими сильными руками.

- Узнав от вещего старца о великой судьбе Геракла, Амфитрион воспитал его как героя.

С чего начинается их

Просит благословение у родителей.

Телосло- жение, сила

Сандалии, короткий хитон, плащ из шкуры Немейского льва, золотой панцирь и шлем.

- палица из крепкого дерева ясеня.

В былинных историях рядом с богатырем всегда конь.

Илья становится богатырём и отправляется защищать границы земли русской: сражается с персонажами, олицетворяющими исторических захватчиков Руси.

Рассказ о встрече Ильи с разбойниками;

Сопутствующие обстоятельства в жизни

- Помощь богини Афины-Паллады

- Взаимоотношения с князем Владимиром (были здесь и обиды, и непонимание. Но князь и богатырь в конце концов решали одно общее дело — дело народа).

- Взаимоотношения с другими богатырями русскими.

Главная цель жизни

Совершал героические подвиги во имя Богов и согласно предначертанной богом Зевсом судьбе.

Совершал героические подвиги за свободу русского народа от всякого супостата ( врага, противника).

Как закончи-лась жизнь героя

Согласно преданию, перед кончиной Илья постригся в монахи и служил вере православной.

1. Геракл наделён божественной силой с рождения.

2. Характер Геракла показан подробно. Описывается не только сила могучая, но и такие качества характера как мстительность, гневливость, хитрость, раздражительность, вспыльчивость, своенравность.

3. Геракл выполняет предначертанную богом Зевсом жизненную задачу. Он рождён для того, чтобы показать себя героем и стать богом.

В течение всей своей жизни он обращается за советом и помощью к богам.

Все свои дела и поступки он делает или с благословения богов, или согласно тем нравственным законам, которые боги передали людям.

Геракл не идёт против воли Богов.

4.Геракл – герой, который показал себя в сражении с силами зла.

Геракл сражался с мифическими существами (фантастическими чудовищами), олицетворяющими тёмные силы. Также Геракл выяснял личные отношения с разнообразными героями мифов, имел семью.

1.Илья с детства был слаб. Силу получил от каликов перехожих.

2. Главная черта характера Ильи Муромца – любовь к Родине и русскому народу , доброта, справедливость, самоотвержен-ность, мудрость, хитрость. Очень миролюбивый герой: брался за оружие лишь в случае крайней необходимости.

3. Илья Муромец, получив силу богатырскую, использует её для защиты Руси-матушки.

В течение всей жизни силу богатырю даёт вера православная.

4. Илья Муромец – патриот родной земли.

Илья Муромец сражался с реальными историческими врагами Древней Руси (вымышленными персонажами, олицетворяющими врагов земли русской и покушающимися на свободу народа).

Общее в образах героев

1. Богатыри, обладающие могучей физической силой,

2. Сражаются со злыми силами,

3. Проявляют такие общие качества характера: мужество, сила духа, целеустремлённость, бесстрашие, отвага, умение преодолевать все трудности, которые встречаются им на пути.

4. Являются образцом лучших качеств своего народа.

2.3. Значение образов героев для народов Древней Греции и Древней Руси.

Геракл: великий сын Зевса: полубог, получеловек, послушный воле богов, совершающий героические подвиги во имя Богов, против сил зла.

Илья Муромец – патриот родной земли: человек, любящий свою Родину, стоящий на страже её границ; готовый в любую минуту опасности спасти её от унижения и разорения. Образ богатыря – народный эталон мужества, справедливости, патриотизма.

Русские люди доныне чтут память святого богатыря. На его предполагаемой родине в Муроме 1 января 1993 года в храме святых Гурия, Самона и Авива была торжественно установлена икона святого Илии с частицей его мощей. Позже его причислили к лику святых. Имя его есть в церковном календаре, а празднование совершается Церковью дважды в год: 28 сентября и 19 декабря.

В четь Ильи Муромца названы:

На основе сюжетов из древних эпосов об Илье Муромце и Геракле создано множество мультфильмов и художественных фильмов. Интерес к ним только возрастает, потому что историческая судьба родного народа важна для нас, современников. Только хорошо зная историю, учитывая ошибки и достижения каждого поколения, мы можем достигнуть лучшего в своей жизни.

2.4. Проведение и результаты анкетирования.

Чтобы узнать, насколько учащиеся 5-х классов знакомы с образами Ильи Муромца и Геракла, мы провели анкетирование. С помощью анкеты мы выявили уровень интереса ребят к данным героям.

Читайте также: