Сообщение аварии на хоо

Обновлено: 19.05.2024

Химические аварии

Инфраструктура

1. Город Бхопал (Индия, 1984 год) – в ночь со 2 на 3 декабря на значительную часть города с населением 800 000 человек распространилось стелющееся (высота слоя 5 метров) облако, состоящее из аэрозоля метилизоцианата (МИЦ). В результате интоксикации погибло около 2500 человек уже в первые сутки.

2. Город Севезо (Италия, 1976 год) – в группе реакторов, в которых осуществляется синтез трихлорфенола, произошло разрушение одного аппарата, и его содержимое выделилось в атмосферу в течение 20 минут. Облако указанного продукта, в котором содержалось около 4 кг диоксина, распространилось на площади более 18 км2 с населением около 37 000 человек. Диоксином было поражено несколько сотен человек. Погибло много сельскохозяйственных животных. Общий ущерб экономике района оценивался в 20 млн долларов. После восстановления завод продолжил работу.
Опасность происшедшего не сразу была оценена, но спустя несколько дней, после установления наличия диоксина, была проведена частичная эвакуация и было принято решение на ликвидацию последствий аварии. Мероприятия осуществлялись службами полиции и гражданской обороны при активном участии военных химиков НАТО.
По данным 6 метеостанций было осуществлено оперативное прогнозирование границ зон, а в результате химической разведки были выявлены три зоны: зона А – площадью 1 км2, плотность заражения до 20 000 мкг/м2; зона В – площадь 3 км2, плотность – до 50 мкг/м2; зона Р – площадью 14 км2, плотность – ниже 5 мкг/м2. Было установлено, что на площади 115 га необходимо собрать и захоронить жилые дома, посевы, деревья, кустарники и траву с верхним слоем грунта, которые не подлежали дегазации. На остальной территории, которая была объявлена запретной зоной и огорожена, дегазация проводилась в течение 8 лет. Это было чрезвычайно трудоёмкое мероприятие, которое выполнялось нетрадиционными методами: термической обработкой, снятием верхнего слоя грунта, а также применением мощных автопылесосов. Зараженные материалы специальным автотранспортом вывозились в ФРГ на захоронение. Для анализа проб на диоксин была создана специальная лаборатория.
Примечание:
— диоксин – наиболее токсичное из полученных на сегодняшний день веществ (смертельная доза его изомеров составляет от 0.0006 до 0.1 мг/кг). Это вещество рассматривается как одно из потенциальных наиболее опасных боевых отравляющих веществ. Проявление эффектов действия этих сильнодействующих ядовитых веществ замедленно и напоминает радиоактивное поражение;
— хлорированные углеводороды циклического ряда (диоксин образуется как побочный продукт) производятся на полнопрофильных нефтехимических комбинатах, на заводах гербицидов, лакокрасочной и парфюмерной промышленности. Общее количество объектов данного типа велико, однако, незначительная единичная мощность аппаратов, присутствие диоксина в качестве примеси определяют сравнительно низкую вероятность таких аварий. Вместе с тем их последствия всегда чрезвычайно опасны.

Ликвидация последствий химической аварии на железнодорожном транспорте

3. Город Горький (СССР (ныне – город Нижний Новгород, Россия), 1966 год) – на станции разлива жидкого хлора в цистерны произошёл вылив 28 т жидкого хлора. Облако испарившегося газа распространилось на район города с населением 100 000 человек. Была проведена частичная эвакуация. Количество легкопоражённых составило 2740 человек, им оказана амбулаторная помощь, госпитализировано – 1 863 человек.

4. Город Янгстаун (США, 1978 год) – ночью повреждена железнодорожная цистерна с жидким хлором. От мгновенной интоксикации погибло 8 человек, а около 70 были доставлены в больницы, причем многие из них в крайне тяжёлом состоянии. Срочно из прилежащих объектов было эвакуировано 2 500 человек. К ликвидации последствий аварии были привлечены войска Национальной гвардии.

5. Город Торонто (Канада, 1979 год) – ночью произошло крушение поезда, перевозившего химические продукты. Были повреждены цистерны, содержащие 90 т хлора, 225 т стирола, 742 т пропана, 366 т едкого натра и 136 т толуола. Произошел взрыв и пожар, который, несмотря на усилия пожарных, продолжался в течении 6 дней. Из цистерн с хлором началась утечка газа. В атмосферу поступило 70 т хлора и значительное количество токсичных продуктов горения.
Менее чем за сутки было эвакуировано около 200 000 жителей. Для постоянного контроля химической обстановки на следе распространения зараженного воздуха использовались две мобильные системы, предназначенные для определения смесей сильнодействующих ядовитых веществ в атмосфере. Организация ликвидации последствий аварии была проведена на высоком уровне. Пораженных практически не было.

6. Город Ярославль (СССР (Россия), 1988 год) – ночью в 150 м от железнодорожного моста через Волгу произошла авария поезда № 2502. С рельсов сошли 3 цистерны с гептилом (компонент ракетного топлива), из которых одна перевернулась и началось истечение продукта на насыпь со скоростью 100 л/час. Всего вылилось 740 литров, из которых 60% было собрано в ёмкости в ходе локализации очага аварии. Ликвидацией последствий аварии руководила постоянная чрезвычайная комиссия областного исполнительного комитета (правительства области).
Из зоны было эвакуировано население (3 000 человек). Химическая разведка до прибытия войсковых подразделений проводилась органолептическим способом, что явилось недостатком. В зимнее время (февраль) дегазация гептила кашицей ДТС-ГК проходила неполностью. Дополнительно была организована термическая обработка грунта, зараженного гептилом, которая также оказалась неэффективной. Всего обработано 1 500 различных проб объектов внешней среды. На всех работах было задействовано: 1 170 человек, в том числе 35% военнослужащих; инженерной техники – 22 единицы; автомобильной и специальной техники – 131 единица. Личный состав в очаге аварии использовал изолирующие (КИП-8, ИП-4) и фильтрующие (ГП-5, ПРВ-У) противогазы и комплекты защиты кожи (Л-1, КЗИ-2 и ОЗК). Было вывезено 150 м3 зараженного грунта в два места захоронения.
58 человек госпитализировано, у 18 человек установлено острое отравление. Ликвидация последствий аварии длилась 6 суток.

7. Город Фликсборо (Великобритания, 1974 год) – на заводе капролактана в результате разрыва трубопровода в атмосферу было выброшено 40 т циклогексана, который испарившись, образовал облако (200 м в диаметре при скорости ветра 7 м/с). Через 45 с облако, встретившись с источником пламени, взорвалось. По мощности взрыв был эквивалентен заряду 50 т ТНТ.
На площади 4.5 га возник сплошной пожар. Повреждены были хранилища сильнодействующих ядовитых веществ в резервуарном парке (1 км от завода).
Завод был практически полностью уничтожен. Взрывом было убито 29 и ранено 36 человек. За пределами завода 53 человека получили серьёзные ранения и сотни – лёгкие, значительный ущерб был нанесён около 2 000 зданий. Автомобили в радиусе 600 м восстановлению не подлежали.
Было привлечено 250 пожарных, которые работали в изолирующих противогазах и защитной одежде из-за утечки аммиака и др. сильнодействующих ядовитых веществ. 23 пожарных были поражены.

9. Города Кейбот и Биг-Спрингс (США, 1979 год) – на магистральном аммиакопроводе произошёл разрыв трубы (отверстие 46х10 см). В результате вытекло 700 т жидкого аммиака, из которого образовалось газовое облако, распространившееся на площади 4 000 га. Район аварии был лесистым. От действия облака аммиака листья обесцветились, а в близи на площади 4.3 га лес почернел Во всех 35 прудах зоны заражения погибла рыба.
Аммиакопровод по сигналу автоматизированной системы был перекрыт на протяжении 15.5 км. Проведена срочная эвакуации жителей. Жертв не было.

11. Город Верона (Италия, 1977 год) – в результате выхода из строя очистных сооружений длительное время в воды реки Адиджи сбрасывались сильнодействующие ядовитые вещества, обладающие широким спектром токсического действия, способностью накапливаться в организме, а также устойчивостью в окружающей среде (различные галогенированные ароматические соединения).
Когда факт поступления в окружающую среду сильнодействующих ядовитых веществ был установлен и определены их источники, местные органы власти немедленно запретили использование подземных и поверхностных вод.
Масштабы последствий аварии: вдоль течения реки до впадения в Адриатическое море были заражены выше допустимых уровней сотни водозаборных колодцев (в среднем 60-70 м глубиной). Производство высококачественных химических продуктов было закрыто (мощность установок галогенирования – 2 500 т/год).
После локализации вредных сбросов (установка угольных фильтров) была организована широкая программа ликвидации последствий аварии, которая включала:
— сбор продуктов утечки и промышленных вод;
— дегазация продуктов сжиганием и кислотной нейтрализацией;
— химический контроль путём отбора проб сетью стационарных и мобильных пунктов.
Наряду с ликвидацией последствий аварии, проводились исследования:
— поведение сильнодействующих ядовитых веществ в почве;
— переход сильнодействующих ядовитых веществ в растения;
— токсикологического действия на человека и животных;
— эпидемиологической ситуации среди рабочих завода и населения, проживающего в зараженном районе.
Весь комплекс работ продолжался около 3 лет.
В результате, вместо собственно ликвидации последствий аварии, с участием международной помощи были получены практические рекомендации, которые были обобщены на специальном совещании рабочей группой по критериям химической безопасности Всемирной организацией здравоохранения при содействии Министерства здравоохранения Италии. Разработанные методы мониторинга (наблюдения и контроля) и борьбы с загрязнением почвы и подземных вод используются в качестве руководящих документов в ряде стран пи возникновении подобных аварий.

Читайте также: