Свято серафимовский собор киров сообщение

Обновлено: 17.05.2024

Верующие города Киров называют этот собор сердцем православия в Вятском краю. Серафимовский собор был возведен в 1907 году на средства, собранные горожанами. В частности, в местных новостях за 1913 год было рассказано, что помогали строить храм купцы Я. Тырышкин и К. Ярунин. Последний подарил вятской епархии участок земли на пересечении улиц Орловской и Успенской, а также два дома. Ограниченная площадь участка не позволяла построить храм, но архитектор придумал оригинальный план, вынеся часть здания на пограничную линию Успенской улицы.

Проект собора создал известный архитектор Иван Аполлонович Чарушин. Всего же по его проектам в Вятской губернии было построено более ста зданий. Архитектор в основу храма положил неорусский стиль модерна, имеющий яркие запоминающиеся черты. Со стороны собор был похож на традиционные русские терема и храмы Московской Руси. На фоне остальных церквей здание Серафимовского собора выглядело сказочным замком и смотрелось очень необычно.

Фасады храма были выложены из красного кирпича, а в отделке использовался белый камень. Позднее стены стали закрашивать суриком. Необычно смотрелись и темные маковки крыши, что навевало мысли о деревянном зодчестве средневековой Руси. Сочетание красного цвета стен с белой ажурной отделкой, арочная форма окон придавали собору необычный праздничный вид.

Храм был освящен в 1907 году в честь Серафима Саровского. Октябрьская революция внесла свои коррективы в жизнь всей страны. На фоне гонения на церкви и разграбления их имущества, Серафимовский собор планировалось переделать под школу, но он так и остался действующим храмом Кирова. Перед войной храм закрыли, переоборудовав его в антирелигиозный музей, а позже в хранилище для экспонатов. Но в годы войны вятской епархией было получено разрешение на возобновление служб в Свято-Серафимовском соборе, который еще долгие годы оставался практически единственной действующей церковью в Кирове.

Храм с трудом вмещал всех желающих присутствовать на службах и поэтому он не раз расширялся за счет подвала, который был переделан в новые пределы, посвященные святым. В конце прошлого века проходит еще одна реконструкция собора, увеличивающая его площадь, главы вместо черного железа теперь были покрыты медью, а территорию церкви обносят оградой из камня.

фото 1-0.jpg

Единоверие является направлением в старообрядчестве, его сторонники при сохранении древних богослужебных чинов (двоеперстие, служба по старопечатным книгам и др.) и древнерусского бытового уклада признают иерархическую юрисдикцию Московской патриархии. В Вятке эпохи конца XIX – начала XX в. существовала достаточно небольшая община единоверцев — 170 человек. Первое время свои богослужения они проводили в церкви Симеона Столпника при колокольне Троицкого Кафедрального собора, затем — в одном из приделов Покровской церкви. С начала XX в. для служб единоверцев использовалась Трёхсвятительская церковь Успенского Трифонова монастыря.

В 1903 г. Вятская городская дума отводит единоверцам участок земли на Ивановской площади (в настоящий момент здесь расположен Центральный рынок) для постройки собственного здания. Однако это место не устраивало общину по своему географическому расположению. На помощь пришел купец К. К. Ярунин, который пожертвовал под строительство храма свой участок по Успенской улице. 13 июня 1904 г. на углу Орловской и Успенской улиц был заложен каменный храм единоверцев по проекту вятского архитектора И. А. Чарушина.

фото 2.jpg

В основе здания — куб, четырехскатная крыша которого украшена двумя рядами декоративных кокошников и пятью небольшими (также декоративными) главками-луковицами. Главки центрального объема и алтарной апсиды приподняты на постаменты-кубики. Рундуки и трехъярусную колокольню венчают шатры. Все основания главок также окружены кокошниками. Храм двусветный, изначально с двумя рядами окон с юга и севера. Алтарная апсида — пятигранная. Отдельными деталями собор напоминает традиционные деревянные русские храмы и каменные храмы Московской Руси эпохи узорочья. Здание получилось очень нарядным и ярким, и на фоне остальных городских церквей Вятки Серафимовский храм выглядел весьма необычно. Изначально фасады церкви были выложены облицовочным красным кирпичом, отдельные элементы декора выполнены из опоки (белого камня). Позднее стены были закрашены суриком.

фото 3-0.jpg

Фасады здания были выполнены в модном в начале XX в. неорусском направлении модерна. И. А. Чарушину удалось добиться выражения яркого национального характера церкви. К 1906 г. строительство церкви было закончено. 5 ноября 1907 г. епископ Вятский и Слободской Филарет освятил храм во имя Святого Серафима Саровского. Первым священником был назначен Терентий Широких, командированный из Кузнецовской церкви Нолинского уезда.

фото 4.jpg

фото 5..jpg

В 80 – 90-е гг. XX в. церковь реконструируется: галереи превращаются в приделы, увеличивается подвал, в котором также устроили новый придел; главы, первоначально покрытые чёрным кровельным железом, в 1990-х гг. перекрывают медью; за счёт сноса прилегающих к зданию храма домов увеличивают территорию церкви и обносят её каменной оградой. В 1990 г. кафедра архиерея была перенесена в Успенский собор. В настоящее время Свято-Серафимовский собор является действующим.

Единоверческая церковь существовала в Вятке с 1902 года. Сначала для её служб использовалась Трёхсвятительская церковь Успенского Трифонова монастыря. Через два года (в 1904) был заложен новый каменный храм единоверцев – удивительно живописная Серафимовская церковь по проекту вятского губернского архитектора И. А. Чарушина.


Художественный образ памятника навеян русской архитектурой ХУП в. В это время в развитии зодчества мастера модерна, работавшие в национально-романтическом направлении, обращались к этому стилю не так часто, и поэтому Серафимовская церковь заслуживает особого внимания. И.А. Чарушину удалось добиться выражения национального характера церкви прежде всего через построение объемной композиции сооружения.

Строительство церкви было закончено в 1906 году. 5 ноября 1907 года храм освятили во имя святого Серафима Саровского. С конца 1930-х годов Серафимовская церковь оставалась единственным действующим храмом в городе, причём несколько лет, на­чиная с 1940 года, не действовала и она – в здании был устроен атеистический музей. Пока церковь существовала в одиночестве, она носила статус кафедрального собора.

Свято-Серафимовский собор – духовный центр Кировской (Вятской) епархии 1940–1980-х гг

Свято-Серафимовский собор был заложен в 1904 по проекту И.А. Чарушина[1], освящен в 1907 г. и отметит в 1912 г. свое 105-летие. Серафимовская церковь стала храмом единоверческой общины [2], была построена в плотной городской застройке. Рядом находились Александро-Невский собор и Донская Стефановская церковь, чуть поодаль располагались Успенский Трифонов монастырь, Троицкий кафедральный собор, Спасский собор. То есть изначально Серафимовский собор не входил в число главных храмов города.

Это вполне объяснимо исторически. Еще в 1760-1770 х гг. сформировались два духовных центра Вятской епархии. Первый располагался в Троицком кафедральном соборе. В нем были Великорецкий образ святителя Николая и св. архангела Михаила, приделы, освященные в их честь. Также в соборе была еще одна святыня - чтимая верующими гробница архиепископа Ионы. Второй духовный центр был в Успенском соборе Успенского Трифонова монастыря (с находящимися под спудом мощами преп. Трифона и блаж. Прокопия) [3].

Но спустя 30 лет после освящения Серафимовской церкви ситуация как на Вятской земле, так и в целом по стране была диаметрально противоположной той, что была в начале ХХ в. 11 декабря 1937 г. были расстреляны архиепископ Киприан (Комаровский) и группа священнослужителей, после чего "Вятская кафедра фактически перестала существовать" [4]. Это же подтверждают и данные о числе храмов: "Если в декабре 1936 года при создании Кировской области на ее территории продолжали действовать 310 из 554 существовавших здесь церквей, то к октябрю 1941 года действующими оставались всего 6 храмов в Оричевском, Малмыжской и Кикнурском районах" [5]. Были уничтожены или закрыты все храмы областного центра, в Серафимовской церкви открыли антирелигиозный музей [6], причем, есть упоминание, что среди экспонатов были вериги и пелена преп. Трифона [7].

Но начало Великой Отечественной войны в корне изменили ситуацию в отношении религии. В г. Кирове было принято решение открыть Серафимовскую церковь. Архиепископом Кировским и Слободским был назначен Вениамин (Тихоницкий), который занимал Вятскую кафедру в 1942-1957 гг. Первая служба в открытом соборе состоялась 9 июля 1942 г., в праздник Тихвинской иконы Богородицы [8].

Изначально престол в Серафимовской церкви был один [15], следовательно, места для молящихся было немного. Есть упоминания, что в 1950-е гг. был создан нижний храм во имя преп. Трифона и блаж. Прокопия Вятских, а уже позже, в 1980-е гг. был освящен придел в честь св. Хрисанфа и Дарии [16]. В "Очерках истории Вятской епархии" эти события описываются несколько иначе: "Одним из важных свершений епископа Хрисанфа стало в эти годы создание в Серафимовском соборе "криптового", нижнего храма во имя преподобного Трифона Вятского… несколько "разгрузило" верхний храм, позволило войти в церковь новым прихожанам" [17].

Архивные документы помогают дополнить картину и свидетельствуют, что попытки расширить площадь храма предпринимались еще в начале 1980-х гг. 29 ноября 1982 г. городские власти отказали епархии в реконструкции, после того, как официальная комиссия посетила собор и пришла к выводу, что "при раскрытии боковых палаток будут нарушены основные несущие конструкции. Это может привести к разрушению здания церкви" [18].

Следует обратить внимание, что параллельно этим событиям верующие просили вернуть им Успенский собор, но, как сообщается в докладной записке от 09 сентября 1982 г. руководства горисполкома в облисполком: "…передать в пользование православной церкви Успенский собор Трифонова монастыря не представляется возможным, т. к. по постановлению Совета министров РСФСР от 24.01.80 №54… а также решению облисполкома №6/179 от 07.04.80… весь комплекс Трифонова монастыря предлагается использовать под музей" [19]. Также подчеркивалось, что "расширить Серафимовский собор не представляется возможным из-за нарушения архитектурного облика здания" [20].

Но епархия не оставляла попыток расширить площади единственного храма города. В новом прошении властям в феврале 1985 г. говорилось о планах "увеличить полезную площадь" наземной части с 300 до 400 кв. метров, подвальную с 85 до 100 кв. метров. Таким образом, общая площадь возрастала с 415 до 500 кв. метров. При этом отмечалось: "согласно заключению архитектора г. Кирова, пожарной, санитарной и других служб, увеличение полезной площади на 85 кв. метров вызвано тем, чтобы привести в соответствие санитарным и противопожарным нормам" [21]. Сметная стоимость планируемого строительства 196 тыс. рублей.

О том, что эти работы были успешно проведены, свидетельствует следующая переписка. В ответе облисполкома 18 мая 1987 г. на запрос жителя г. Кирова говорится: "Исполком областного совета, изучив вопрос о регистрации второй общины русской православной церкви в г. Кирове, считает нецелесообразным решать его положительно". Аргументы были приведены следующие: "В течение последних лет, по просьбе верующих, местными органами власти разрешена реконструкция действующего Серафимовского сбора, в результате чего осенью 1986 г. был выделан заново нижний хам с вентялиционным устройством, несколько расширен и верхний.

Таким образом, в одном храме стало два, что позволило значительно увеличить площади для богослужений, улучшить условия молящихся[22]".

Речь идет именно о новом храме "с вентеляционным устройством", благодаря чему в "одном храме стало два", следовательно, рассказ в "Очерках истории Вятской епархии", скорее всего, более объективен. Думается, дальнейшая публикация документов, а также запись интервью с очевидцами событий поможет написанию новейшей истории как Серафимовского собора, так и всей Вятской епархии.

О том, как почитали вятских святых в единственном действующем храме областного центра, свидетельствуют два факта с разницей в четверть века. В 1963 г. уполномоченному по делам религий был направлен "перечень служб, совершаемых в Серафимовском соборе" по понедельникам с 10 августа по 31 декабря. И там среди таких праздников как Покров Пресвятой Богородицы (14 октября) и праздника Казанской иконы Богородицы (4 ноября) есть и "21.10 пр. Трифона Вятского чудотворца" [23]. А на собрания двадцатки Серафимовского собора 4 ноября 1988 г. одним из пунктов стояло решение "возбудить ходатайство… о выпуске иконок преп. Трифона и блаженного Прокопия…"[24].

Итак, ко второй половине 1980-х гг. в Серафимовском соборе были созданы полноценные верхний и нижний храмы. Нижний храм был посвящен преподобному Трифону и блаженному Прокопию Вятским чудотворцам. В соборе находились списки с Тихвинской иконы Богородицы и Великорецкого образа святителя Николая. Можно с уверенностью говорить: был создан подлинный духовный центр Вятской епархии, где возносились молитвы вятским святым [25] и перед вятскими святынями. Поэтому символичным и неслучайным представляется факт, что уже вскоре было принято решение о возвращении Вятской епархии Трифонова монастыря (хотя еще в 1987 г. власти довольно решительно отказывали в этом). Под спудом Успенского собора[26] были похоронены те, кому был посвящен нижний храм Серафимовского собора - преп. Трифон и блаж. Прокопий. И несмотря на то, что кафедра вятского епископа была перенесена в Успенский собор, Серафимовский собор был и остается одним из важнейших храмов современной епархии.

[1] Яговкина Е. Г. Серафимовская единоверческая церковь города Вятки в начале ХХ века // Европейский Север в культурно-историческом процессе (К 625-летию города Кирова). Материалы Международной конференции / Отв. ред. В. В. Низов. Киров, 1999. С. 259.

[3] Маркелов А. В. Местночтимые иконы и святые в церковно-общественной жизни российской провинции второй половины XVII - начала ХХ в. (на примере Вятской епархии). Автореферат дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. Екатеринбург, 2011. С. 19.

[4] Вятская епархия в 1917-1941 гг. // Очерки истории Вятской епархии (1657-2007): 350 лет Вятской епархии / под общ. ред. митр. Вятского и Слободского Хрисанфа. Вятка, 2007. С. 440.

[6] Там же. С. 440-441.

[7] Свято-Серафимовскому собору 100 лет. 1904 (1907)-2004. [Буклет]. Вятка, 2004.

[8] Вятская епархия в 1941-2007 гг. // Очерки истории Вятской епархии (1657-2007). С. 451-452.

[9] В-н А. Верещагин А.С. Послесловие к повестям (издателя) // Труды Вятской ученой архивной комиссии. 1905. Вып. IV. Отд. 2. С. 101.

[10] ГАКО. Ф. Р-1258. Оп. 1. Д. 1768. Л. 34.

[11] Там же. Л. 34; Вятские архиереи // Вятские губернские ведомости. 1844. № 46. С. 295.

[12] ГАКО. Ф. 1404. Оп. 1. Д. 6. Л. 11.

[13] Рязанцев Д., прот. Вятский Преображенский девичий монастырь. Вятка, 1887. С. 17.

[14] Данные об исцелении взяты из проповеди прот.Серафима Исупова на всенощном бдении в Серафимовском соборе 8 июля 2002 года.

[15] Пакина Е. В честь саровского чудотворца // Вятский епархиальный вестник. 1997, №11. С. 2.

[16] Вятская и Слободская епархия // Православная энциклопедия. Т. Х. Второзаконие-Георгий. М., 2005. С.155; Свято-Серафимовскому собору 100 лет… [Буклет].

[17] Вятская епархия в 1941-2007 гг. С. 525.

[18] ГАКО. Ф. Р-2169. Оп. 45. Д. 40. Л. 121.

[19] Там же. Л. 122.

[20] Там же. Л. 122.

[21] Там же. Л. 127.

[22] Там же. Л. 167.

[23] ГАКО. Ф.Р-2169. Оп.45. Д. 39. Л. 153.

[24] ГАКО. Ф. Р-2169. Оп. 45. Д. 40. Л. 192.

[25] Отдельного изучения требует изучение создания в начале 1980-х службы блаженному Прокопию Вятскому. Как отмечается в современном исследовании: "Древняя служба посвящена в основном суровым подвигам святого, а новая раскрывает смысл подъятого им на себя юродства (Андроник (Трубачев) // Гимнографическая деятельность Русской Православной Церкви после восстановления Патриаршества (1917-1988) // Альфа и Омега. 2007, №2. С. 300).

[26] Успенский собор был возвращен в 1989 г., а 25 августа 1991 г. освящен (Вятская епархия в 1941-2007 гг. С. 528).

Иван Аполлонович Чарушин. Архитектура на рубеже XIX - XX веков. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 150-летию архитектора И.А. Чарушина. Киров, 2012. С. 60-62.

Единоверческая церковь существовала в Вятке с 1902 года. Сначала для её служб использовалась Трёхсвятительская церковь Успенского Трифонова монастыря. Через два года (в 1904) был заложен новый каменный храм единоверцев – удивительно живописная Серафимовская церковь по проекту вятского губернского архитектора И. А. Чарушина.

Художественный образ памятника навеян русской архитектурой ХУП в. В это время в развитии зодчества мастера модерна, работавшие в национально-романтическом направлении, обращались к этому стилю не так часто, и поэтому Серафимовская церковь заслуживает особого внимания. И.А. Чарушину удалось добиться выражения национального характера церкви прежде всего через построение объемной композиции сооружения.

Строительство церкви было закончено в 1906 году. 5 ноября 1907 года храм освятили во имя святого Серафима Саровского. С конца 1930-х годов Серафимовская церковь оставалась единственным действующим храмом в городе, причём несколько лет, на­чиная с 1940 года, не действовала и она – в здании был устроен атеистический музей. Пока церковь существовала в одиночестве, она носила статус кафедрального собора.

Икона дня

Православный календарь

Вмч. Феодора Тирона (ок. 306). Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (1612).

Прп. Феодора молчаливого, Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Прав. Мариамны, сестры ап. Филиппа (I). Обре́тение мощей мч. Мины Калликелада (867–889).

Сщмчч. Михаила Никологорского и Павла Косминкова пресвитеров (1938); мц. Анны Четвериковой (1940).

Литургии не положено.

На 6-м часе: Иоил. II, 12–26. На веч.: Иоил. III, 12–21.

Полиелейная служба в честь сщмч. Ермогена может быть перенесена на вторник, 16 февраля (ср. Типикон, 24 февраля, 4-я Маркова глава).

Воскресная школа

Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством провел заседание рабочей группы по противодействию распространению деструктивных религиозных течений

Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством провел заседание рабочей группы по противодействию распространению деструктивных религиозных течений

25 февраля в режиме видео-конференц-связи прошло заседание рабочей группы по противодействию распространению деструктивных религиозных течений Постоянной комиссии по взаимодействию с Русской Православной Церковью Совета при Президенте по делам казачества.

Митрополит Екатеринбургский Евгений провел онлайн-совещание с руководителями епархиальных отделов религиозного образования и катехизации

Митрополит Екатеринбургский Евгений провел онлайн-совещание с руководителями епархиальных отделов религиозного образования и катехизации

28 февраля председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений провел в онлайн-формате рабочее совещание с руководителями профильных отделов Абаканской, Алатырской, Анадырской, Ардатовской, Благовещенской, Троицкой, Югорской епархий.

Святейший Патриарх Кирилл провел совещание по развитию Сергиева Посада

В ходе заседания рассматривались вопросы внесения дополнений и изменений со стороны Русской Православной Церкви в проект Концепции пространственного развития города Сергиева Посада как Национального духовного центра.

Читайте также: