Сообщение на тему петр 1 в произведениях ломоносова

Обновлено: 02.07.2024

То академик, то герой.
То мореплаватель, то плотник.
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
А. Пушкин
Могучая, противоречивая, постоянно движущаяся вперед, натура Петра Первого всегда привлекала к себе внимание поэтов и писателей.
Ломоносов почитал Петра – великого собирателя земель, неутомимого работника и ученого мужа.
Рожденны к скипетру, простер в работу руки,
Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки,
Когда он строил град, сносил труды в войнах,
В землях далеких был и странствовал в морях,

/> Художников сбирал и обучал солдатов,
Домашних побеждал и внешних супостатов…
Несколько по-иному видит своего героя А. С. Пушкин. Поэт неоднократно возвращался к образу Петра Первого в различных своих произведениях: “Арап Петра Великого”, “Медный всадник”, “Полтава”. Для Пушкина Петр неоднозначная фигура, он царь-труженик, не гнушающийся никакой работой, великий полководец, за которым русские войска смело идут в бой и побеждают.
Выходит Петр. Его глаза Сияют.
Лик его ужасен. Движенья быстры.
Он прекрасен, Он весь, как божия гроза.
Поэт самим строем стиха подчеркивает

динамическую, кипучую, деятельную натуру Петра. Но Пушкин не склонен идеализировать царя, как делал это Ломоносов. Александр Сергеевич хочет показать, что не всегда благие намерения приносили хорошие плоды тем, для кого трудился Петр.
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
Государство, для которого так много работал Петр Первый, окрепло, обрело могущество и вес среди других европейских стран. Но лучше ли стали жить простые русские люди? Счастливы ли они в прекрасном городе Санкт-Петербурге?

На эти вопросы пытается ответить А. С. Пушкин в своей поэме “Медный всадник”.
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия,
Да умирится же с тобой
И побежденная стихия…
Поэт восхищен прекрасным городом и его создателем, “героем на коне”, но Пушкин не забывает, каким тяжелым трудом сотен и тысяч простых людей был построен этот красавец, ставший тюрьмой для одних и праздником для избранных. Поэт становится на сторону обездоленных, он от имени миллионов вопрошает у Петра:
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
Так же неоднозначно решает образ царя и А. Н. Толстой в романе “Петр Первый”. Его герой дан в развитии. Мы видим, как на протяжении романа Петр Первый мужает и из неуверенного в себе и пугливого подростка вырастает в сильную личность.
Царь мечтает сделать Россию мощным государством, способным занять подобающее ей место среди европейских государств. Это удается Петру, но ценой неимоверных усилий, напряжением всех сил.
Царь проявляет недюжинные организаторские способности, он сплачивает вокруг себя таких же волевых, смелых и инициативных людей, с помощью которых одержит в дальнейшем военные и трудовые победы. Толстой не приукрашивает своего героя, он показывает, что царь не щадит не только себя, но и окружающих. На смену умирающим строителям Санкт-Петербурга прибывают новые и новые, но эти жертвы не бессмысленны.

Петр по-своему заботится о людях, он требует от Меньшикова, генерал-губернатора Санкт-Петербурга, чтобы тот обеспечивал людей нормальным питанием, одеждой, не губил людей зря, прикрываясь высокими целями. Толстой правдиво показал жестокое время, когда отдельная жизнь ничего не стоила, особенно жизнь крестьянина.
Так в русской литературе сложился традиционный портрет Петра Первого – царя-строителя, жестокого, но справедливого, старающегося вывести варварскую Россию на европейские рельсы.

Ломоносов постоянно стремился обратить науку в практику. Основные темы его од, как говорит Татаринова: Россия, Отечество, Петр, мир, возлюбленная тишина, науки, просвещение, вера в талантливость молодых людей. Его оды не то, что есть, а то, что должно быть (но в то же время это не утопии). Оды выходили тиражом 200-200 000 экз. Порой одам свойственно повторение одних и тех же образов.

Ломоносов возвеличивал Петра I, раскрывал его заслуги в развитии промышленности России, торговли, в разработке недр земли, в создании регулярной армии и флота, распространении просвещения, преодолении отсталости страны.

Ломоносов постоянно величает Петра Великого Героем и в других стихах - достаточно вспомнить пять надписей "К статуе Петра Великого" (с 1743 по 1747 г.), открывающихся стихом:

Се образ изваян премудрого Героя.

Определения "премудрый Герой" и "премудрый Петр" перешли и в героическую поэму "Петр Великий". Надписи "К статуе Петра Великого" - это пример характерного для Ломоносова и его культурной миссии прикладного жанра. Произведения такого рода (Ломоносов написал их немало) помещались на транспарантах во время придворных празднеств и были наглядной, лозунговой поэзией "на случай" (спуск кораблей, изобретение роговой музыки или, как в случае со статуей Петра Великого, установка монумента). Ломоносов подошел к работе инициативно, заготовив свои надписи заранее, когда еще не был сделан окончательный выбор в пользу той или иной статуи; его надписи годились и для пешей, и для конной статуи. Жанр надписи предполагал открытую публицистичность в панегирическом духе, Ломоносов в них вдохновенно занимается пропагандой своего героя, Петра Великого. Утверждение культа Петра было важнейшим пунктом просвещенческой концепции Ломоносова-идеолога. Два стиха первой надписи являются вольным переводом из "Энеиды" ("Когда он строил град…"). Герой Эней - воспетый Вергилием легендарный предтеча великого Рима - был весьма подходящим аналогом Петру из мифологической истории. Так М. В. Ломоносов вводил русского героя в контекст мировой героики, но уже в героической поэме "Петр Великий" он упомянет Вергилия и Гомера в дискуссионном духе, противопоставляя их баснословной героике подлинную и реальную героику Петра.

В то же время проведение образа Петра было главной миссией Ломоносова-героизатора - в этом М. В. Ломоносов продолжил и развил миссию Феофана Прокоповича. Петру посвящена и первая "русская Илиада" (за ней последуют подобные попытки М. М. Хераскова) - героическая поэма "Петр Великий". В этом произведении представления Ломоносова об идеальном герое отразились наиболее полно.

Ломоносов гордится тем, что Петр - его соотечественник и старший современник по веку, и определяет как концепцию тот факт, что его героем является не вымышленный, а реально правивший Российской империей царь, не мифологическое, а историческое лицо. В послании И. И. Шувалову, предваряющем поэму (Начало моего великого труда \\ Прими, предстатель муз, как принимал всегда…"), Ломоносов заявляет:

Хотя вослед иду Виргилию, Гомеру,

Не нахожу и в них довольного примеру.

Не вымышленных петь намерен я богов,

Но истинны дела, великий труд Петров.

Ещё раз вспомним прямое обращение к "Энеиде", вошедшее в первую надпись "К статуе…" и отметим эволюцию героического образа Петра у Ломоносова. Державин в своем "Памятнике" как заслугу упомянет свой приоритет в воспевании Екатерины, Ломоносов утверждает собственный приоритет в воспевании Петра и пишет Шувалову:

Что тем я заслужу парнасские венцы:

Что первый пел дела такого Человека,

Каков во всех странах не слыхан был от века.

Это логическое построение станет традиционной фигурой торжественной поэзии - поэты не раз будут признаваться в том, как они счастливы и горды тем, что "первыми" воспели того или иного героя (героиню).

Первая песнь героической поэмы была окончена в 1760-м году, вторая - в 1761. Поэма так и осталась не оконченной, замысел поэта не получил полного воплощения, а ведь это произведение было своего рода итогом многолетних исканий поэта и идеолога. Ломоносов подходит к замыслу поэмы с капитальной обстоятельностью. Он начинает с традиционной, не раз варьировавшейся им самим в отношении того же Петра, запевки, напоминающей слог ломоносовских петровских надписей:

Пою премудрого российского Героя…

Прославить Героя, прославить Петра - во имя народной памяти, во имя торжества патриотического чувства, ибо Петр "С каким усердием Отечество любя, \\ Ужасным подвергал опасностям себя".

Градация героев, разделяющая их на мифологических и исторических (о которой писал в "Сочинениях Державина" В. Г. Белинский - см. ниже) осознавалась Ломоносовым, и поэт совершенно осознанно отдает приоритет герою историческому, память о котором может быть полезной как рычаг просвещения и усиления России.

Ломоносов создает поэтический миф об историческом Петре - и он останется в русской поэзии очень и очень жизнеспособным, как проявятся в строках других поэтом ломоносовские строки. Петр предстает у Ломоносова царем-тружеником, царем-работником:

Познают, что монарх и что отец прямой,

Строитель, плаватель, в полях, в морях Герой.

В подобном духе позже писали о Петре позднейшие поэты. Культ Петра необходим Ломоносову для утверждения славы России, для утверждения права России на великих, бессмертных героев.

По Ломоносову, самые сильные сцены "Илиады", "Одиссеи" и "Энеиды" затмились бы изображениями победа Петра. Эта гиперболическая идейная установка сопровождает образ Петра на протяжении всей поэмы. Характерно, что Ломоносов включает в свой эпос и были о современных ему героях - героях Семилетней войны. С отступления, адресованного им, начинается вторая песнь поэмы. Здесь Ломоносов демонстрирует свое мастерство одописца елизаветинского времени и еще раз демонстрирует свой метод исторической поэзии (ярко отразившийся в торжественных одах), включающей в себя сюжеты разных эпох, объединенные общей идеей. В поэме это идея преемственности русского героизма:

О войско славное, потомки тех героев,

Что, следуя Петру по жатве многих боев,

Торжественные ввек приобрели венцы,

Отечество в земны прославили концы,

Я вашим мужеством в труде сем ободряюсь

И сердцем и умом меж вами обращаюсь:

Воюйте счастливо, сравните честь свою

Со предков похвалой, которую пою.

Смысл этого обращения прозрачен. Величие петровского героизма, по Ломоносову, и состоит в том, что он заложил традиции, продолженные героями елизаветинского времени, поразившие Европу на полях сражений. Ломоносова интересует герой, создавший новую Россию, с величественной имперской идеей и преемственностью героизма. Героизму новой России, олицетворенному Петром, и посвящен эпос Ломоносова.

Просветитель и естествоиспытатель, Ломоносов не мог придать своему герою черты победителя природы, подчинившего себе ее силы в апофеозе науки. Ломоносов любуется тем, как Петр, не боявшийся смелых замыслов, подчинил себе природу, ждущую человеческих трудов, готовую обогатить труженика, неутомимого работника:

И в сердце положил великий труд. Канал,

Дабы российскою могущею рукою

Потоки Волхова соединить с Невою.

Здесь М. В. Ломоносов закладывает влиятельную традицию. Подобные черты были присущи и советской героике, воспевавшей строителей Беломорканала и Днепрогэса, канала имени Москвы и т. п. Ломоносов, гениальный сын века энциклопедистов, умел видеть героизм в победе над природой, в утверждении человеческого гения и могущества, в пафосе всепобеждающего труда. Здесь у Ломоносова возникает род героизма, редкий у поэтом XVIII века (даже у Державина), но утвержденный русской поэзией века ХХ (В. Брюсовым, В. Маяковским, Н. Заболоцким и др.) - героизм труда. Петр у Ломоносова пророчески оценивает и богатство русского севера, озвучивая мысли самого Ломоносова-северянина:

Сказал: "Ты можешь мне произвести, Россия,

Целебны влажности и жилы золотые.

Но ныне для твоей бессмертной похвалы

Спешу против врагов чрез горы и валы;

Железо мне пролей, разжженной токи меди…

Здесь Петр пророчествует, как вергилиевский Эней (все-таки Эней остается ключевой мифологической фигурой для понимания образа Петра у Ломоносова), проникая в славное будущее создаваемой им империи (Ломоносов ставит именно такую идеологическую задачу). Пророчество Петра содержит и характерный для Ломоносова апофеоз науки и географических исследований, героизация которых входит в программу поэта:

Колумбы русские, презрев угрюмый рок,

Меж льдами новый путь отворят на восток,

И наша досягнет в Америку держава…

Эти строки перекликаются с прославлением героизма Витуса Беринга, которое встречается в елизаветинской оде Ломоносова 1742 года:

К тебе от встречных стран спешат

Уже Американски волны

В Камчатской порт, веселья полны…

Герои науки, герои-первопроходцы (именно в 1742 году было получено известие о достижении берегов Америки экспедицией В. Беринга) становились, наряду с героями-монархами и воинами, национальными героями России, утверждёнными и воспетыми в поэзии - и в этом заслуга Ломоносова, его мощного поэтического и культуртрегерского энтузиазма. В поэме присутствует и новый для Ломоносова (и русской поэзии) исторический герой - московский царь Иван Третий, Иван Великий, о котором поэт помнит, что:

Сей бодрый государь в Россию первый ввел

На бранях новый страх земных громовых стрел.

Неслыханны пред тем и сильные удары

Почувствовав от нас против себя татары,

Вовек отчаялись над россами побед:

Скончался с гордостью ордынскою Ахмет.

"Бодрый государь" - то есть, под стать Петру, работоспособный, активный, неутомимый (таким и был Иван Великий, строитель московского Кремля). "Бодрый государь" - это близкое к постижению идеала и потому исключительно важное как для Ломоносова, так и для эпохи, определение (вспомним тезис В. Кожинова о единстве стиля эпохи и стиля поэта-классика). И Петр, создатель новых традиций, является в свою очередь продолжателем традиций русского героизма защитников нашей государственности, освободителей от ордынского ига, из которых поэт вспоминает Ивана III.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Образ Петра I в творчестве М.В. Ломоносова Авторы: ученики 10 кл. Неженцев.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Образ Петра I в творчестве М.В. Ломоносова Авторы: ученики 10 кл. Неженцев.

Образ Петра I
в творчестве М.В. Ломоносова

Авторы:
ученики 10 кл.
Неженцев Валерий
Марченко Виолетта
Перескокова Наталия

Руководитель:
учитель истории
Ильницкий
Анатолий
Дмитриевич
История История
Ломоносов
Михаил Васильевич
(1711-1765)
Петр I Великий
(Романов
Петр Алексеевич)
(1672-1725)

Образ Петра I в творчестве М.В. ЛомоносоваЦель - изучение отношения М.В. Лом.

Образ Петра I
в творчестве М.В. Ломоносова
Цель - изучение отношения М.В. Ломоносова к личности Петра I, военной и государственной деятельности императора

Задачи –
изучить исторические исследования, литературные труды и мозаичные картины М.В. Ломоносова;
рассмотреть средства и методы изображения главного героя;
систематизировать взгляды ученого и представить их в виде презентации.

История История
Авторы доказывают –
Петр I – главный герой в творчестве ученого.
Петр Великий –
Творец и Отец;
Герой на троне;
Царь просветитель;
Защитник Отечества.
Исторические труды стали основой для будущих исследователей. Литературные произведения признаны современниками.
Мысли академика о России актуальны сегодня.

Образ Петра I в творчестве М.В. ЛомоносоваПлан Введение Исторические усл.

Образ Петра I
в творчестве М.В. Ломоносова
План
Введение
Исторические условия деятельности М.В. Ломоносова
Факторы, повлиявшие на формирование в сознании М.В. Ломоносова героического образа Петра I
М.В. Ломоносов – историк-исследователь Государства Российского и деяний Петра Великого
Литература как средство прославления Петра I
Художник-мозаичист М.В. Ломоносов Петру I
Заключение

Актуальность темы – в систематизации знаний о взглядах М.В. Ломоносова на Петра I,
значимости темы исследования для истории страны в целом, и для нас молодых петербуржцев, в частности.
Оригинальность –
в рассмотрении темы:
через исторические исследования,
литературное творчество,
мозаичное искусство.
История История

Образ Петра I в творчестве М.В. ЛомоносоваЗавершая описание деятельности Пет.

Образ Петра I в творчестве М.В. ЛомоносоваЛитература как средство прославлен.

Образ Петра I в творчестве М.В. ЛомоносоваЛитература как средство прославлен.

Образ Петра I
в творчестве М.В. Ломоносова
Литература как средство прославления Петра I
Герой на троне

Образ Петра I в творчестве М.В. ЛомоносоваЛитература как средство прославлен.

Образ Петра I
в творчестве М.В. Ломоносова
Литература как средство прославления Петра I
Герой на троне (Продолжение)
Красуйтесь многие народы;
Господь умножил дом Петров.
Поля, леса, брега и воды!
Он жив, надежда и покров;
Он жив, во все страны взирает,
Свою Россию обновляет,
Полки, законы, корабли
Сам строит, правит и предводит,
Натуру духом превосходит
Герой в морях и на земли Ода императрице Елисавете Петровне (1757)
Безгласна видя на одре
Защитника, Отца, Героя,
Рыдали Россы о Петре… Ода императрице Елизавете Петровне (1761)

Образ Петра I в творчестве М.В. ЛомоносоваЛитература как средство прославлен.

Образ Петра I в творчестве М.В. ЛомоносоваПортрет Петра I (1755) подарен Сен.

Образ Петра I в творчестве М.В. Ломоносова Мозаичное полотно «Михайло Ломоно.

Образ Петра I в творчестве М.В. Ломоносова Нам открылся многогранный талант.

Образ Петра I
в творчестве М.В. Ломоносова

Нам открылся многогранный талант М.В. Ломоносова – ученого, поэта, патриота России.
Расширили свои знания по истории, литературе. мозаичному искусству.
Обогатили свои знания о современниках
М.В. Ломоносова как живущих в России, так и в Европе.
Оказалось неожиданным:
непонимание современниками ученого важности идей, им выдвигаемых;
нереализованные проекты памятника
Петру I;
но высочайшие оценки писателей и поэтов XIXв. литературному творчеству академика.
История История

Образ Петра I в творчестве М.В. ЛомоносоваРаботая над проектом мы исследовал.

Образ Петра I
в творчестве М.В. Ломоносова
Работая над проектом мы исследовали и изучили труды М.В. Ломоносова опубликованные в электронных публикациях Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН, Русской виртуальной библиотеки, Фундаментальной электронной библиотеки.
Выдвинули идею (тему) и вместе работали над ней

В начале своего творческого пути М. В. Ломоносов был сторонником петровского пути развития. После его смерти, поэт желал продолжения распространения реформ Петра.

В своих одах Ломоносов создает образ идеального правителя, пекущегося о распространении просвещения, об успехах наук, об улучшении экономического положения и о духовном росте своих подданных. Примером для подражания Ломоносов выбрал Петра 1. В сознании современников Ломоносова Петр 1 закрепился как царь-реформатор, обновитель России, а "дело Петрово" стало знаменем в борьбе за дальнейшее развитие страны. Ломоносова привлекали демократизм и энергичность Петра. Он восхвалял его в своих одах, объявив "богом России" ("Он бог, он бог твой был, Россия"), настойчиво внушая и терпеливо разъясняя российским самодержцам необходимость продолжить начатые Петром преобразования. Нередко оды, адресованные его "высокородному" современнику, превращались в панегирики Петру. В рамках оды, носившей официальный характер, Ломоносову было трудно воссоздать полнокровный образ любимого героя, и Ломоносов прославляет личность и деятельность Петра в "надписях", в публицистическом жанре "похвального слова", в неоконченной героической поэме "Петр Великий". Достаточно ярко определены личные качества и заслуги Петра перед отечеством в "Надписи 1 к статуе Петра Великого". Неутомимый труженик, "строитель, плаватель, в морях герой", находившийся в народной гуще ("между бесчисленным народа множеством"), "приемлющий ту же пищу", что и его солдаты, всегда "в поте, пыли, в дыму, в пламени" - таков Петр у Ломоносова.

Ломоносов идеализировал личность Петра: он ни разу не сказал о том, какими тяготами пали петровские реформы на плечи народа.

Не вымышленных петь намерен я богов,

Но истинны дела, великий труд Петров! "

Достойную хвалу воздать сему герою

Труднее, нежели как в десять лет взять Трою.

Эти "истинные дела" он всегда искал и находил в деятельности Петра I. О ком бы Ломоносов ни писал, по какому бы поводу он ни сочинял оду, он всегда вводил в произведение петровскую тему. От этого частично менялся самый характер произведения. Исчезали имена греческих и римских богов и героев, исчезала часто риторическая патетика. Слова становились осмысленными, простыми и ясными, появлялись меткие и лаконические характеристики. Можно сказать, что Петр I - собственно единственный настоящий герой в творчестве Ломоносова. Ломоносов не просто преклонялся перед гением Петра I, но, раскрывая смысл и значение деятельности Петра, он сам себе уяснял сущность исторического процесса вообще и исторические судьбы России, в частности. Проникновение в смысл Петровской эпохи позволяло ему одновременно строить прогнозы относительно будущего России.

Почти во всех без исключения одах Ломоносова, не говоря уже о поэме "Петр Великий", выступает Петр как подлинный герой русской истории.

Петровская тема неизменно обогащает содержание ломоносовских од и вносит в средства поэтического выражения большую конкретность.

В тесной связи с торжественными одами Ломоносова находится его поэма "Петр Великий" (1760- 1761). В ней важна не сюжетная сторона, а самое понимание личности и деятельности Петра. Это произведение суммирует в себе разбросанные по разным одам и надписям лаконичные характеристики и замечания, относящиеся к Петру. В этой поэме Ломоносов старается увековечить образ Петра, но и тут, как и в одах, он ставит перед собой не столько познавательные цели, сколько назидательные.

Ломоносова интересуют в этом произведении две темы: ему важно показать, какие огромные препятствия пришлось преодолеть Петру в борьбе за достижение своих целей и какие перспективы открылись перед Россией в результате его деятельности. Обе эти темы поворачивают произведение к современности. Подробно останавливаясь на стрелецком бунте, на расколе, т. е. на показе тех сил, которые противостояли Петру, противостояли прогрессу, он указывает тем самым на необходимость и в современной ему действительности бороться с подобными же реакционными силами. Все реакционное, мешающее прогрессу, должно быть устранено. В поэме "Петр Великий" Ломоносов показывает, как боролся Петр с оплотом невежества, с расколом. Он так говорит о расколе и об отношении к нему Петра, что не оставляет никакого сомнения в том, что он подразумевает здесь свою собственную борьбу с духовенством. Сам Ломоносов не скрывал того обстоятельства, что в своей поэме он будет говорить не только о прошлом, но и о современности. Недаром, прежде чем перейти к повествованию о стрелецком бунте и расколе, Ломоносов останавливается и выражает сомнение, может ли он продолжать свой рассказ, не вызвав нареканий. Интересно отметить, что Ломоносов, который говорит в начале поэмы о том, что Петр смирил "злодеев внутрь и вне попрал противных", больше внимания уделяет все же борьбе его со "злодеями" внутри страны. Очевидно, именно в них он видел основную опасность для страны, и не только в прошлом, но и в настоящем. Правда, Ломоносов пишет и о победе Петра над врагами внешними, потому что понимает, что победа над врагом является необходимым условием для процветания в стране наук и искусств.

Как истинный патриот, Ломоносов гордится той армией, которую создал Петр и которой он обеспечил возможность процветания страны. Ломоносов в этой поэме пишет лишь о тех явлениях, которые могут служить примером для современности. Каждое слово этой поэмы учит. Петр выступает в ней как царь, укрепивший страну, победивший врагов, а главное, как просветитель. "Петр Великий" состоит из двух песен и посвящения И. И. Шувалову. Хотя она Ломоносовым не закончена, однако эта незаконченность чисто формальная: сюжет ее, по-видимому, должен был охватить все важнейшие эпизоды из жизни Петра, а на самом деле, даны только два эпизода, из первых лет его царствования. Но в идейном отношении, в смысле выявления самого замысла произведения поэма безусловно имеет вполне законченный характер. Каждая из песен развивает тему борьбы с врагами: первая - с врагами внутренними, вторая - с врагами внешними. Посвящение же Шувалову раскрывает тот угол зрения, под которым Ломоносов рассматривал воспроизводимые им события, и вносит в поэму лирическую струю. В поэме мы не находим плавного повествования о событиях. События даются лишь вскользь, описания почти отсутствуют; она представляет собой рассуждение или размышление по поводу событий, происходящих в стране, очень важных для нее или для человечества в целом. И в "торжественных одах" и в поэме "Петр Великий" Ломоносов выступает как поэт гражданственных мотивов, социально-значимых тем. Но в этих произведениях поэт принужден все же обходить "теневые" стороны жизни. Только иногда, как мы видели, сквозь панегирическую оболочку произведения можно уловить выражение неудовлетворенности, недовольства и даже протеста. Но все же подобные мотивы хоронились глубоко, и обнаружить их в произведении подчас бывает трудно. Очень редко в "торжественной" оде автор говорит о себе. И оды и поэма "Петр Великий" Ломоносова - это лиро-эпические произведения, в которых субъективизм выражается лишь в изъявлении "восторга". Это не значит, что ломоносовский "восторг" всегда является лишь данью внешней необходимости. Ломоносов, прославляя Петра, Россию, ее будущее, человеческий разум, русскую науку, прогресс, вполне искренен в своем восторге и обнаруживает большой запас оптимизма и веры в свою страну.

Се образ изваян премудрого героя,

Что, ради подданных лишив себя покоя,

Последний принял чин и царствуя служил,

Свои законы сам примером утвердил,

Рожденны к скипетру простер в работе руки,

Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки.

Земля казалася пуста;

Взглянуть на небо - не сияет,

Взглянуть на реки — не текут,

И гор высокость оседает;

Натуры всей пресекся труд.

Никто не уповай вовеки

На тщетну власть Князей земных:

Их тож родили человеки,

И нет спасения от них.

По внутреннему характеру и внешней функции ода была предназначена прежде всего для произнесения — громкого и торжественного чтения вслух, представляя собой своего рода похвальную речь в стихах. Основная задача поэта-одописца заключалась в том, чтобы сделать эту речь возможно более убедительной и пышной.

Этому же заданию полностью отвечают и все остальные элементы стиля и вообще художественной формы ломоносовских од. Его оды исполнены самых смелых, ярких и живописных гипербол, метафор, аллегорий. Вспомним хотя бы его изображение России в виде гигантской женской фигуры, упирающейся ногами в Великую Китайскую стену, а локтем опершейся на Кавказский хребет.

Одним из характернейших признаков оды является словесное изобилие. Все они представляют собой грандиозные словесные сооружения, приблизительно одного и того же размера, обычно содержат около 230—250 стихов. Того же усиленно добивался Ломоносов и в самом звучании своих од — элемент, приобретавший в связи с их произносительной, речитативной функцией особенно важное значение. Этому призван был служить, как мы видели, и выбранный им стихотворный размер - ямб. То, что ямб должен быть, по требованию Ломоносова, чистым, т. е. полноударным, также способствовало этому.

Почти каждое слово, входившее в стих, должно было непременно нести на себе ударение, что тем самым выделяло, подчеркивало его.

В поэтическом творчестве Ломоносова впервые в истории нашей литературы было обретено единство формы и содержания, что является основным условием художественности и чего мы не находим ни у Феофана, ни у Кантемира, ни (за отдельными крайне редкими исключениями) у Тредиаковского.

Элементы этой схемы в той или иной последовательности повторяются, встречаются почти одни и те же образы, метафоры, эпитеты. За исключением особо удавшихся од, несущих печать художественной индивидуальности, большинство их порой трудно отличить друг от друга. Отдельные части одной оды можно иногда почти без всякого нарушения цельности произведения перенести в другую.

Читайте также: