Сообщение или презентация по теме в музыкальном театре балет тищенко балет ярославна

Обновлено: 02.07.2024

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Для реализации своего замысла Виноградов привлек композитора, ученика Дмитрия Шостаковича, Бориса Тищенко, который и стал автором музыки к спектаклю. Советский и российский композитор. Народный артист РСФСР 1939-2010

Слайд 6

Слайд 7

Также, в качестве консультанта участвовал крупнейший специалист по " Слову о полку Игореве " академик Д.С. Лихачёв ( филолог, культуролог, искусство-вед, доктор филологических наук (1947), профессор ) 1906-1999

Слайд 8

Слайд 9

Спектакль был разрешен к вывозу на гастроли на Запад. В частности, он с успехом прошёл на Авиньонском фестивале в 1976 г. (Франция). Действующие лица балета: Ефросиния Ярославна, княгиня Новгород-Северская Игорь, князь Новгород-Северский Кончак, хан Половецкий Владимир, сын Игоря - Святослав Великий, князь Киевский Князья Плакальщицы Русские воины Половецкие воины В балете 3 акта. Продолжительность спектакля –1ч 35мин.

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

- развивать навыки музыкального восприятия произведений;

- воспитывать чувство прекрасного через произведения искусства.

- закрепить понятие балет, программа спектакля.

У: Что такое балет?

Дети: – музыкально-драматическое произведение, действие в котором передается с помощью танца и пантомимики. Классическом балета в программе мы можем увидеть па-де-де – танец вдвоем, па-де- труа – танец втроем.

У: Запишите себе в тетрадь особенности классического построения балета. ( Слайд второй )

Особенности современного балета.(слайд 3)

Давайте вспомним, о чем это произведение?

Дети: Князь Игорь со своим войском собирается идти на Кончака против половцев, жена его Ярославна отговаривает его, но князь со своим сыном Владимиром уходят. Проигрывают сражение князь попадает с сыном в плен. В это время Брат Ярославны …………

Этот композитор родился в Ленинграде 23.3.1939 - 10 декабря 2010 года,

В своем творчестве он По-новому освещал образы древнерусской истории и русского фольклора. И в этом мы сегодня убедимся.

В этом балете все по новому.

В отличие от трактовки сюжета в опере А. Бородина "Князь Игорь", композитором XX в. подчеркнут трагизм поражения Игорева войска.

Вот что он говорил о своем детище (слайд 5)

Как же создавался этот балет.

Воплощение темы князя Игоря в опере Бородина ему не нравилось, но сюжет не выходил из головы и волновал меня постоянно.

Героиней нашего балета стала Ярославна. Образ русской женщины (матери, сестры, жены, возлюбленной) — собирательный символ Родины — определился как основа всей конструкции спектакля, а все остальное возникало словно через ее мысли и чувства.

1. Все русские у меня танцевали босыми, все враги (женский кордебалет) — на пуантах, в мужских костюмах, с закрытыми лицами: руки — в черных перчатках, пуанты — черные, как копыта, тело — в темно-коричневом трико. Сам костюм — и штаны, и рубаха — из тарной ткани (мешковины грубой фактуры — очень дешевой).

2. Привычных па –де-де и любовных сцен вообще нет.

4. Приглашены не артисты а лучники, которые изображали половцев, они

танцевали вокруг извивающегося Игоря, всаживали в пол сцены натуральные стрелы. Попадание каждой такой стрелы в пол Игорь пластически акцентировал, выражая телесную боль, а в конце падал без движения внутри рокового круга из стрел…

5. Декорации – тексты старинных хроник и летописей.

Сгруппированные в соответствии с церковными канонами, они напоминали фреску, изображающую Русь, словно олицетворяя собой часть этого текста — фразы, слова, буквы. Все персонажи будто выходили из текста и в него же возвращались. Из-за кулис появлялись только половцы.

В основе балета - подлинное событие рус. истории 12 в.: окончившийся поражением поход Новгород-Северского князя Игоря Святославича на половцев. Важнейшие эпизоды - "Сборы в поход", "Жёны русские", "Поход", "Затмение", "Окружение", "Вторая битва", "Плен", "Плач Ярославны", "Побег", "Призыв к единению".

Самобытный музыкальный язык балета включает в себя суровые распевы, звучащие у мужского хора, энергичные наступательные ритмы военного похода, скорбные "завывания" у оркестра ("Степь смерти"), тоскливые наигрыши духовых, напоминающие звучание жалеек.

У: Сейчас мы послушаем Вступление к балету, так открывается 1 действие. Негромко звучит голос пастушьей свирели, мелодия которой напоминает протяжную русскую народную песню.

У: Как развивается мелодия, какую картинку она рисует. Можно ли сравнить инструментальный напев со звучанием человеческого голоса?

Это эпическое повествование, за которым встает образ древнего летописца, именно хор комментирует происходящее на сцене, именно хор подчеркивает эмоциональное состояние героев.

Ключевые фрагменты текста „Слова о полку Игореве" (в спектакле МАЛЕГОТа тексты летописи были элементами сценографии) звучат в исполнении хора, то рассказывающего о давних событиях, то комментирующего происходящее, то перерождающегося в действующих людей и голоса природы.

В „Стоне Русской земли" мужской хор повествует о распрях русских князей: „Сказал брат брату: „Это мое, и то мое же"". Композитор разворачивает перед слушателями картину тревожной жизни Руси. Раздираемая междоусобицами земля становится жертвой набегов кочевых племен. В „Усобице" мы слышим крики угоняемых в половецкое рабство женщин, хрипит перед смертью пахарь („Убитый"). Возвращаются интонации русского плача.

Вывод: (Слайд 12,13,14)

Что хотел сказать автор словами в финале оперы:

Вступите же, господа, в золотые стремена за обиду сего времени, за землю Русскую! Свои размышления записать в тетрадь.

Ярославна, балет в трех действиях по "Слову о полке Игореве", соч. 58, (1974)

1. Действие I (36:21)

Вступление, Стон русской земли, Усобица, Убитый, Плач по убитому,

Ярославна, Святослав, Игорева дружина, Сборы в поход, Слава Игорю,

Ярославна с Игорем, Начало похода, Затмение

2. Действие II (23:54)

Вступление, Продолжение похода, Степь, Первая битва с половцами,

Игры с половецкими девушками, Ночь перед второй битвой,

Ночные предчувствия, Вежи половецкие, Идол

3. Действие III (29:57)

Вступление, Кличи, Стрелы, Вторая битва с половцами, Степь смерти,

Плач Ярославны, Игорь у половцев, Побег Игоря, Мальчик – пахарь,

Возвращение, Призыв, Молитва

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа содержит пояснительную записку. и развернутое календарное планирование.

Программа содержит пояснительную записку и развернутое тематическое планирование.

Программа содержит пояснительную записку и развернутое тематическое планирование.

Программа содержит пояснительную записку и развернутое планирование.

Программа содержит пояснительную записку и развернутое планирование.

При разработке программы использовались нормативные документы, обеспечивающие ее реализацию.Программа составлена для общеобразовательного класса, который сформирован из учащихся с различной трудовой п.

Для реализации своего замысла
Виноградов привлек композитора,
ученика Дмитрия
Шостаковича, Бориса Тищенко,
который и стал автором музыки к
спектаклю.
Советский и российский
композитор. Народный артист
РСФСР
1939-2010

Также, в качестве консультанта
участвовал крупнейший специалист
по "Слову о полку Игореве"
академик Д.С. Лихачёв
( филолог, культуролог, искусство-вед,
доктор филологических наук
(1947), профессор )
1906-1999

Спектакль был разрешен к вывозу на
гастроли на Запад. В частности, он с
успехом прошёл на Авиньонском
фестивале в 1976 г. (Франция).
Действующие лица балета:
Ефросиния Ярославна, княгиня
Новгород-Северская
Игорь, князь Новгород-Северский
Кончак, хан Половецкий
Владимир, сын Игоря Святослав Великий, князь Киевский
Князья
Плакальщицы
Русские воины
Половецкие воины
В балете 3 акта. Продолжительность
спектакля –1ч 35мин.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Составил: Сесёкин Е.О. учитель музыки МОУ СОШ им. К.Н. Новикова В музыкальном.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Составил: Сесёкин Е.О. учитель музыки МОУ СОШ им. К.Н. Новикова В музыкальном.

Разминка 1. Простые жанры Песня, танец, марш 2. Сложные жанры Опера, балет, с.

Разминка 1. Простые жанры Песня, танец, марш 2. Сложные жанры Опера, балет, симфония, концерт.

Разминка 3. Что такое душа музыки? Мелодия 4.Что такое скорость исполнения му.

Разминка 3. Что такое душа музыки? Мелодия 4.Что такое скорость исполнения музыкального произведения? Темп

Разминка 5.Назовите русских композиторов. А. П. Бородин, П. И. Чайковский, М.

Разминка 5.Назовите русских композиторов. А. П. Бородин, П. И. Чайковский, М. И. Глинка.

Найди лишнее: Ритм Вальс Динамика Мелодия.

Найди лишнее: Ритм Вальс Динамика Мелодия.

Найди лишнее: Труба Флейта Гобой Виолончель

Найди лишнее: Труба Флейта Гобой Виолончель

Найди лишнее: К. Сен-Санс П. И. Чайковский М. И. Глинкка А. П. Бородин.

Найди лишнее: К. Сен-Санс П. И. Чайковский М. И. Глинкка А. П. Бородин.






Балет (от итал. balleto - танцевать) - музыкально-драматическое произведение.

Балет (от итал. balleto - танцевать) - музыкально-драматическое произведение, действие в котором передается средствами танца и пантомимы. Возник в Италии в эпоху Возрождения (XIV-XV вв.)

По тематике балеты бывают разные: лирический, эпические драматические лирико.

По тематике балеты бывают разные: лирический, эпические драматические лирико-драматические эпико-драматические балет-поэма балет-сказка опера-балет.

КЛАССИЧЕСКИЙ Типы танца ХАРАКТЕРНЫЙ

КЛАССИЧЕСКИЙ Типы танца ХАРАКТЕРНЫЙ

Балетмейстер (от нем. – Balletmeister) – режиссер балетного спектакля, он ра.

Важная роль в балетном спектакле принадлежит дирижёру симфонического оркестр.

Важная роль в балетном спектакле принадлежит дирижёру симфонического оркестра. Главное в его работе – умение воплотить замысел композитора, раскрыть стиль произведения с идеей балетмейстера- постановщика.

Современный балет включает: 1.Ритмопластические танцы 2.Пантомиму 3.Элемент.

Современный балет включает: 1.Ритмопластические танцы 2.Пантомиму 3.Элементы акробатики 4.Светозвуковые эффекты 5.Оригинальные декорации , костюмы 6.Пение(хоры) Современный балет


Балетные термины: Либретто - основа балетного спектакля. В основе либретто мо.

Балетные термины: Либретто - основа балетного спектакля. В основе либретто может быть сказка, миф, легенда, настоящая жизненная история КОМПОЗИТОР - человек, сочиняющий музыку. пишет балетную музыку на основе либретто. Роль музыки в балете велика: тесно взаимодействует с хореографией, отражает все происходящее в сценарии, даёт музыкальные характеристика главным героям балета. Балетный спектакль делится на акты, сцены и отдельные номера. Почти во всех операх есть балетные номера. Пантомима (от греч.-актёр, играющий с помощью одних телодвижений, всё воспринимающий подражанием) – в балете одно из основных средств создания хореографического образа.

БАЛЕРИНА - артистка балета, исполнитель главной партии. Один только её выход.

БАЛЕРИНА - артистка балета, исполнитель главной партии. Один только её выход – и все замерли, любуясь ей красотой и грацией. Её выход лёгкий, изящный, приветливый, по балетному – антре! Мужчины – танцоры балета. Антре (франц.- выход) - красивое вступление в больших танцевальных эпизода сценах. ХУДОЖНИК создаёт для балета декорации и костюмы. Костюмы показывают особенность персонажей, подчёркивают историческую эпоху. Декорации на сцене характеризуют среду и эмоциональную атмосферу действия. Партитура (итал. partitura- разделение, распределении)- нотная запись многоголосного музыкального произведения, в которой для каждого инструмента отведён отдельный нотоносец.

Нажмите, чтобы узнать подробности

вступление к балету, стон русской земли, первая битва с половцами плач Ярославны, молитва.

Презентация к уроку в 7 классе.

Выполнила: Гринева Л.В. учитель музыки

Г. Санкт-Петербург

Особенности современного балета Музыкально- драматическое произведение, действие в котором передается средствами танца, пантомимике, пения, ритмопластические танцы, акробатика. Оригинальные декорации, светозвуковые эффекты, костюмы.

Особенности современного балета

Музыкально- драматическое произведение, действие в котором передается средствами танца, пантомимике, пения, ритмопластические танцы, акробатика.

Оригинальные декорации, светозвуковые эффекты, костюмы.

Борис Иванович Тищенко 23.3.1939 – 10.12. 2010

Название балета не случайно. Образ Ярославны- это символ Родины-матери,святой веры, само отверженности, верности.

В своем творчестве он по-новому освещал образы древнерусской истории и русского фольклора. В отличие от трактовки сюжета в опере А. Бородина

В своем творчестве он по-новому освещал образы древнерусской истории и русского фольклора.

В отличие от трактовки сюжета в опере А. Бородина "Князь Игорь", композитором XX в. подчеркнут трагизм поражения Игорева войска.

Имя Ярославны стало синони мом женской верности и решительности. Его прославили в веках летописцы Древней Руси. Поэтому не удивительно, что к этому образу неоднократно обращаются поэты, художники , композиторы.

Интересно, что по замыслу автора в самые важные моменты в действие включается хор.

Как в древнегреческой трагедии он комментирует, участвует в действии, подражает звукам природы. Оркестр в балете дополнен хоровой партией, построенной на русских фольклорных интонациях.

Вступление к балету открывает одинокий голос флейты–пикколо. Тема вступления создает образ страдания, скорби, народного горя. Она повторяется в балете несколько раз. Эта же музыка характеризует и его главную героиню - Ярославну. Одинокий и поначалу слабый голос, похожий на пастушью свирель, приветствующую утро, рождается из тишины. В симфоническом оркестре этот голос поручено вести флейте-пикколо. Флейта поёт тихо, очень медленно, сосредоточенно. Она словно прислушивается, не раздадутся ли иные звуки. Это придает её пению известное сходство со звучанием человеческого голоса: инструментальный напев как бы очеловечен. Интонации чрезвычайно выразительны. Есть в них и печаль, и надежда, и долгое ожидание, и терпеливый поиск пути. Уже в самом начале слышится дуновение ветра или шорох колеблющегося ковыля, а затем - пение птиц. Протяжное пение малой флейты содействует возникновению атмосферы глубокой старины.

Вступление к балету открывает одинокий голос

флейты–пикколо.

Тема вступления создает образ страдания, скорби, народного горя. Она повторяется в балете несколько раз. Эта же музыка характеризует и его главную героиню - Ярославну.

Одинокий и поначалу слабый голос, похожий на пастушью свирель, приветствующую утро, рождается из тишины. В симфоническом оркестре этот голос поручено вести флейте-пикколо.

Флейта поёт тихо, очень медленно, сосредоточенно. Она словно прислушивается, не раздадутся ли иные звуки. Это придает её пению известное сходство со звучанием человеческого голоса: инструментальный напев как бы очеловечен.

Интонации чрезвычайно выразительны. Есть в них и печаль, и надежда, и долгое ожидание, и терпеливый поиск пути. Уже в самом начале слышится дуновение ветра или шорох колеблющегося ковыля, а затем - пение птиц.

Протяжное пение малой флейты содействует возникновению атмосферы глубокой старины.

Стон русской земли

Это эпическое повествование, за которым встает образ древнего летописца, именно хор комментирует происходящее на сцене, именно хор подчёркивает эмоциональное состояние героев.

Первая битва с половцами

Плач Ярославны

В сцене сочетаются и интонации похоронных плачей, и попевки свадебных причетов, и звуковые обороты знаменного распева и русских лирических песен.

- стремление русского народа к единению, к борьбе за веру, к победе над врагами.

Читайте также: