Сообщение на тему долг и совесть
Обновлено: 08.07.2024
Долг - одна из основных категорий этики, общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях в такой форме, в какой они выступают перед определенной личностью. Иными словами, это превращение требования нравственности, в равной мере относящегося ко всем людям, в личную задачу данного конкретного лица, сформулированную применительно к его положению и ситуации, в которой он находится в данный момент.
Если в моральном требовании выражено отношение общества к отдельным его членам (оно формулируется обществом и предъявляется к ним), то долг - это отношение личности к обществу. Личность выступает здесь как активный носитель определенных моральных обязанностей перед обществом (субъект), который осознает их и реализует в своей деятельности. Выполняя требования долга, личность выступает носителем определенных моральных обязанностей перед обществом, реализуя их в совей деятельности. В долге обязателен побудительный момент. Долг – это такое отношение человека к общественным обязанностям, общественным делам, когда они осознанно выполняются по внутреннему побуждению.
Категория долга тесно связана с другими понятиями, характеризующими моральную деятельность личности, такими как ответственность, самосознание, совесть, мотив.
Психологически долг осознается личностью как необходимость совершать определенные действия. Однако в случае долга эта необходимость диктуется не внешними обстоятельствами, а осознается личностью как изнутри данная необходимость, как внутреннее побуждение. Долг только тогда становится нравственным феноменом, когда следование его требованиям является добровольным. Нравственный долг - это сознательное и свободное подчинение личности моральному повелению.
Таким образом, спецификой нравственного долга является его превращение из внешней необходимости определенного поведения в добровольно принимаемую на себя обязанность, становящуюся внутренней потребностью личности. По словам И.Канта, долг - это нравственный закон внутри нас, субъективный принцип нравственности. Он означает, что в случае долга нравственный закон сам по себе прямо и непосредственно становится мотивом человеческого поведения.
В повседневном опыте и общеупотребительной лексике долгом именуются разнообразные обязанности, вытекающие из совместной жизни людей, включая профессиональную деятельность и предписываемые правом, обычаем, традицией, служебными уставами и т.д. (воинский долг, долг врача, долг отца, долг соотечественника и т.п.). Моральный долг отличается от прочих обязанностей тем, что он претендует на безусловность. Через понятие долга той или иной конкретной обязанности придается безусловный характер и она поднимается на высоту нравственной обязанности.
В самом общем плане можно сказать, что содержанием морального долга является та совокупность моральных норм, принципов, моральных кодексов и идеалов, которые регулируют нравственную деятельность и нравственные отношения того или иного сообщества. В этой совокупности имеется безусловно стабильный компонент, который составляет содержание общечеловеческой морали. Вместе с тем, в нем имеется также относительный момент, связанный с историческими особенностями общества.
В рамках рассмотрения данной категории выделяется понятие профессионального долга, относящегося к профессиональной этике наряду с понятием профессиональной чести, которое будет рассмотрено далее. Профессиональный долг включает в себя не только практические результаты, но и мотивы деятельности. При выполнении профессионального долга важно выяснить степень ответственности человека за выполнение поставленной задачи и степень осознания ее служебно-деловой важности. Моральный критерий профессиональной деятельности ориентирует на максимальные возможности развития нравственных сил и основывается на углублении субъективной стороны профессионального долга. Иначе говоря, Выполнение профессионального долга носит скорее субъективный характер и зависит от наличия личностных качеств, позволяющих реализовывать свой профессиональный долг.
Далее рассмотрим категорию совести .
Совесть может проявляться не только в форме разумного осознания нравственного значения совершаемых действий, но и в форме эмоциональных переживаний, например в чувстве удовлетворенности или угрызений совести. Совесть - это субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом за свое поведение, служащее руководством в оценке и выборе своих намерений и поступков. Но форма этого осознания такова, что они выступают как долг и ответственность человека перед самим собой. Руководствуясь личной совестью, человек судит свои поступки как бы от своего собственного имени. Эта субъективная форма проявления совести послужила источником множества идеалистических мистификаций данного понятия в истории этической мысли.
Совесть представляет собой способность человека формулировать моральные обязательства, критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать их несоответствие нравственным заповедям и принципам, требовать от себя поступать в соответствии с требованиями этих заповедей и принципов.
Основные функции совести - это самооценка и самоконтроль.
Очень важно отметить рефлексивный характер совести, т.е. ее направленность на собственное сознание. Совесть производит оценку действия и поступков индивида и выносит свой вердикт: добрые они или злые, находятся ли они в соответствии с долгом, нравственны или безнравственны. Совесть способна и поддержать индивида в тех случаях, когда он подвергается незаслуженным обидам, оскорблениям, оговорам. Человек противостоит этому негативному давлению извне, имея опору внутри себя - опираясь на голос своей совести, подтверждающей его правоту, нравственную чистоту.
Проблема развития нравственного сознания силы и глубины голоса совести нашла свое отражение в дискуссии о том, возможна ли вообще чистая совесть. По этому вопросу в этике были высказаны два противоположных взгляда. Один взгляд, выражаемый в частности выдающимся этиком XX в. Альбертом Швейцером, состоит в том, что чистая совесть как таковая невозможна. Так что уверенность в чистоте собственной совести есть либо лицемерие, либо знак нравственной неразвитости, слепоты в отношении собственных оплошностей и ошибок, неизбежных для каждого человека, либо свидетельство успокоенности и, значит, смерти души.
Другой взгляд состоит в том, что признавать свою совесть чистой возможно и нужно. Чистая совесть - это сознание того, что ты в общих чертах справляешься со своими моральными обязанностями, что за тобой нет существенных нарушений долга и крупных отступлений от нравственных ориентиров.
Более обоснованной представляется вторая точка зрения. Чистая совесть - это нормальное состояние человека, выполняющего моральный долг, это награда за нравственные усилия. Без чистой совести добродетель потеряла бы всякую ценность.
Совесть в значительной степени - эмоциональный феномен. Он проявляется через глубокие переживания, чаще всего негативного характера: самоупреки, укоры, тревожность и озабоченность человека моральностью и гуманностью своего поведения.
Основой совести является понимание и переживание человеком нравственных ценностей.
Формы проявления совести могут быть самыми разными:
- в форме нравственного удовлетворения (исполненный долг, помощь нуждающемуся, защита, забота и т.п. вызывают у человека чувство душевного удовлетворения, радости от содеянного);
- в форме стыда. Чувство стыда испытывается как перед другими людьми за безнравственное деяние, ставшее известным окружающим, так и перед самим собой – за поступки, о которых никто даже не догадывается. В последнем случае имеют место угрызения совести, как форма проявления совести;
- в форме сомнения. Сомнение – это результат незнания или неполного знания, поспешности. Как чувство долга, так и чувство совести имеют в своей основе самосознание, самооценку личного отношения к окружающему миру, к нравственным нормам в обществе.
Человек как высшая ценность раскрывается только во взаимоотношениях с обществом, выражаясь в категориях чести и достоинства.
Издавна эти категории привлекали к себе внимание разных философов. Говоря о данных категориях, на первое место обычно ставят честь. Это более древняя категория, чем достоинство. В обыденной жизни иногда одно понятие подменяют другим. Однако они не идентичны, достоинство более широкое понятие. Эти категории практически совпадают по своему объективному содержанию, но различаются по форме. Оценка чести – это оценка общественного мнения, а оценка достоинства – дело самой личности.
Достоинство – это форма индивидуальной самооценки, осознания собственной ценности. Это собирательное понятие.
Другими словами, каждый человек является одновременно носителем нескольких достоинств:
- личное достоинство (ценность конкретной личности, с присущей ей совокупностью значимых свойств);
- групповое достоинство (ценность человека как представителя социальной группы (семьи, коллектива);
- профессиональное достоинство (ценность человека, связанная с его профессиональной принадлежностью);
- гражданское достоинство (ценность человека как представителя того или иного государства);
- человеческое достоинство (ценность человека вообще, как представителя человеческого рода).
Достоинство человека находится в тесной взаимосвязи с выполнением общественного долга. Чем добросовестнее выполняет человек свой долг перед обществом, тем выше его ценность и, наоборот, чем выше достоинство личности, тем полнее она его осознает, тем ответственнее она выполняет свои обязанности. Проверкой степени личного достоинства являются жизненные трудности, умение их преодолевать, выполнять свой долг.
Достоинство помимо манеры держать себя определенным образом в обществе выступает как реакция на то или иное отношение к человеку, поэтому можно говорить о нем как об понятии эмоциональном. Честь выступает как мировоззренческое понятие. В чувстве собственного достоинства немаловажную роль играет чувство гордости, основывающееся на осознании своих заслуг перед обществом и людьми. Чувство профессионального достоинства основывается на понимании человеком сложности, трудности и важности для общества своей профессии, чувстве гордости своей профессией.
Подобно достоинству категория чести раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества. Честь – это бескомпромиссное следование моральным принципам и нормам, ориентированным на нравственный идеал, это нравственная воспитанность, убежденность. В категории чести ценность человека связывается с конкретным положением в обществе, родом его деятельности, моральными заслугами. Честь оценивает людей дифференцированно, что отражается в их репутации. Честь- это положительная моральная репутация; социально-нравственная оценка человека или учреждения, авторитет; высшая степень порядочности, честности и благородства. Понятие о чести конкретного человека находится в сознании знающих его людей, в мнении коллектива. Если достоинство человека – это его ценность, то честность – признание достоинств человека.
Честь как стимул выполнения общественного долга выступает в форме профессиональной чести. Профессиональная честь – это признание общественным мнением и осознание самим человеком высокой социальной ценности и важности выполнения своего долга. В данном понятии отражается осознание общественной значимости профессии, любовь к ней и профессиональная гордость, побуждающие к высокому мастерству и творчеству. Профессиональная честь стимулирует, активизирует личность; требует добросовестного и ответственного отношения к выполнению профессиональных обязанностей, предполагая самокритичное отношение к себе. У человека в процессе социализации вырабатывается чувство чести – высокая восприимчивость к своей моральной репутации, стремление заслужить положительную оценку определенных групп людей, их уважение.
Как правило, развитое чувство чести заставляет человека вести себя в рамках нравственных норм даже тогда, когда он не находится под непосредственным контролем общественного мнения. Содержание чести как категории в значительной степени зависит от уровня общей культуры человека, его духовного и физического развития, умения масштабно (по-государственному) мыслить.
Чести противоположно честолюбие. Честолюбие отличается от чести тем, что оно проявляется в постоянном и настойчивом стремлении завоевать себе общественное признание, почет и славу любыми средствами, как социально полезными, так и социально вредными. Честь подчиняется долгу, если долг подчиняется чести, то это уже честолюбие.
Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Долг и совесть.. Презентация на заданную тему содержит 12 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Долг — это принятие личностью необходимости подчиняться общественной воле. Нравственный долг — это превращение требований общественной морали в личный императив конкретного лица и добровольное его выполнение. Источником долга является общественный интерес. В долге он обретает повелительный характер, формируя нравственную обязанность индивида по отношению к другим людям и самому себе. Долг — это принятие личностью необходимости подчиняться общественной воле. Нравственный долг — это превращение требований общественной морали в личный императив конкретного лица и добровольное его выполнение. Источником долга является общественный интерес. В долге он обретает повелительный характер, формируя нравственную обязанность индивида по отношению к другим людям и самому себе.
Долг и совесть — личностные категории морального сознания: с их помощью общие социально-нравственные требования трансформируются в моральные проблемы конкретного индивида. Они образует морально-психологический механизм самоконтроля, тесно связанный с ответственностью личности. Долг и совесть — личностные категории морального сознания: с их помощью общие социально-нравственные требования трансформируются в моральные проблемы конкретного индивида. Они образует морально-психологический механизм самоконтроля, тесно связанный с ответственностью личности. Долг не тождествен обязанности: простое исполнение обязанностей еще не есть долг в этическом смысле слова. Понятие долга обогащает сухое понятие обязанностей глубокой личной заинтересованностью в их исполнении, добровольным принятием и осознанием их необходимости. Долг — это нравственная обязанность человека, выполняемая им под влиянием не только внешних требований, но и внутренних нравственных побуждений. Общество ожидает от человека не просто точного и беспрекословного выполнения своих обязанностей, но и личностного отношения к ним. Переживание требований долга в связи со своими интересами и приводит к появлению у человека осознания своего долга и чувства долга.
Общественный долг – это все объективные обязанности, которые человеку необходимо в жизни выполнять(или, как говорят учёные, совокупность объективно необходимых обязанностей человека). Общественный долг – это все объективные обязанности, которые человеку необходимо в жизни выполнять(или, как говорят учёные, совокупность объективно необходимых обязанностей человека). Моральный долг – это когда человек сознательно предъявляет моральные требования к самому себе, действует по внутреннему побуждению, мужеству, смело, стойко.
Совесть — это сознание и чувство моральной ответственности человека за свое поведение, служащие ему руководством в выборе поступков и источником линии жизненного поведения. Именно поэтому совесть действует в качестве внутреннего регулятора. Так же это способность к активному самосознанию, самооценке личного отношения к окружающему, к действующим в обществе нравственным нормам. Совесть помогает определять соответствие индивидуального поведения личности высшим моральным предписаниям. Совесть — это сознание и чувство моральной ответственности человека за свое поведение, служащие ему руководством в выборе поступков и источником линии жизненного поведения. Именно поэтому совесть действует в качестве внутреннего регулятора. Так же это способность к активному самосознанию, самооценке личного отношения к окружающему, к действующим в обществе нравственным нормам. Совесть помогает определять соответствие индивидуального поведения личности высшим моральным предписаниям.
как побудитель, направляющий на соблюдение нравственных требований, создающий положительную психологическую установку; как побудитель, направляющий на соблюдение нравственных требований, создающий положительную психологическую установку; как запрещающий, останавливающий фактор, заранее осуждающий нас за предполагаемый выбор, за намечаемое поведение; как корректирующий фактор во время действия; как оценивающий фактор, содержащий в себе моральную оценку наших поступков
Понятие долга
Что такое совесть?
Пример из литературы
Что говорит философия?
Выводы
Каждый из нас ежедневно взаимодействует с окружающими. Для того, чтобы отношения с другими людьми не приносили вред, были направлены в позитивное русло, общество выработало правила поведения. В их основе лежит выполнение объективных обязанностей. Говоря просто, мы должны выполнять действия, которые не зависят от нашего желания. Узнаем, что такое долг и совесть, как они влияют на жизнь человека.
Во время взаимодействия с другими людьми мы руководствуемся моральными нормами, то есть правилами поведения, выработанными в обществе. Они прививаются нам в процессе жизни. Каждый человек имеет представление о том, какие поступки правильные, а какие — нет.
Когда человек понимает, что существующие в обществе правила поведения необходимо строго выполнять, речь идёт о долге. В обществознании выделяется два вида долга: общественный и моральный.
- Под общественным долгом понимается необходимость выполнения правил, существующих в обществе. Таких обязанностей множество. Примером может быть соблюдение законов, устава, следование этикету. За нарушение норм человека ожидает наказание — наступление юридической ответственности, а также осуждение со стороны окружающих.
- В том случае, когда для человека соблюдение норм поведения превращается в личную задачу, речь идёт о моральном долге. Говоря кратко, человек предъявляет требования к самому себе, следует им по собственной воле, без принуждения со стороны других людей. Например, многие члены общества жертвуют часть заработанных средств на благотворительность, занимаются волонтёрской деятельностью.
Совесть
Существует два вида контроля поведения человека: внешний и внутренний. Кратко охарактеризуем их.
- Внешним называется контроль со стороны общества, окружающих людей. Например, поведение ребёнка отслеживают и корректируют родители. В школе поступки ученика оцениваются учителями и одноклассниками. На рабочем месте качество труда оценивается начальником.
- Внутренний контроль по-другому называют самоконтролем, совестью.
Совесть — это способность человека анализировать своё поведение, определять собственные недостатки, работать над их устранением. Многие поступки человек оценивает именно с позиции этого строгого критика. Иначе говоря, совесть — это осознание ответственности перед собой и окружающими, превращение общественного долга в личную задачу.
Рис. 3. Угрызения совести.
Голос совести слышал каждый человек. Практически любое наше действие подвергается строгой внутренней критике. Согласно статистике, многие преступники сознаются в совершённых правонарушениях, так как испытывают муки совести. Глубоко верующие люди время от времени ходят на исповедь, чтобы получить отпущение грехов.
Что мы узнали?
Под долгом, понятие которого изучается в 8 классе, понимается осознание человеком собственной ответственности. Долг может быть общественным и моральным. Совесть — это проявление внутреннего контроля человека, способность критически оценивать своё поведение.
Обществознание Пропорциональная избирательная система выборов – в чем заключается, что предполагает и чему способствует, особенности кратко
Читайте также:
- Как написать сообщение спокойной ночи со смайликами красиво
- Сообщение на тему продвинутый учитель учить математике не прибегая к домашним заданиям и отметкам
- С какими странами открыто железнодорожное сообщение из россии сейчас
- Поводом для начала первой мировой войны послужило сообщение о тайных переговорах
- Сообщение про овода кратко