Средневековая духовная музыка григорианский хорал сообщение

Обновлено: 06.07.2024

Григорианское пение, григорианский (грегорианский) хорал

итал. canto gregoriano, франц. chant gregorien, нем. gregorianischer Gesang, gregorianische Melodien, Gregorianik

Общее наименование одноголосных богослужебных песнопений католической церкви. Название связано с именем папы Григория I (лат. Gregorius), прозванного Великим (ум. 604), к-рый, согласно преданию, составил антифонарий - круг строго канонизиров. песнопений, распределённых в пределах церк. года; оно было присвоено католич. богослужебным песнопениям через 300 лет после смерти Григория I. Создание антифонария явилось завершением деятельности римской церкви по упорядочению христ. богослужения, начавшейся ещё в 4 в., когда Рим стал центром всей западной христ. церкви. Г. п. сложилось в результате отбора, переработки и унификации в соответствии с целями и эстетич. установками римской церкви разл. богослужебных напевов, создававшихся в Риме или в местных центрах христ. пения. Г. п. содействовало укреплению духовной гегемонии католич. церкви и объединению её вокруг папского престола. Оно опиралось на традиции многовекового развития культовой музыки; в нём нашли претворение элементы муз. иск-ва ряда европейских и восточных народов. Язык Г. п. был латинским; он был чужим для др. народов и архаичным для самих римлян, поскольку разговорный язык к этому времени сильно эволюционировал. Источником текстов Г. п. служила Библия, хотя с течением времени к библ. текстам были сделаны разл. добавления. Г. п. является строго одноголосным, независимо от того, исполняется ли песнопение одним певцом или хором. Одноголосие его не только способствовало лучшему восприятию текста, но и символизировало полное единение чувствований и помыслов верующих. В соответствии с предписанием о недопущении женщин к участию в богослужебном пении песнопения исполняли только мужчины. Песнопения Г. п. неоднородны - они включают в себя как простейшее псалмодирование, гл. обр. на одном звуке, так и более мелодически развитые и напевные построения, связанные с традицией гимнов, и даже узорчатые, мелизматич. отрывки. В целом для Г. п. характерны строгость, сдержанность мелодики, подчинение её тексту. Во всех случаях преобладают плавные, поступенные ходы голоса; движение голоса вверх тотчас же уравновешивается последующим нисхождением и наоборот. Очень характерен постепенный подъём вначале (т. н. "ввод"), более или менее длительное пребывание на достигнутом уровне ("туба", или "тенор"), связанное с псалмодированием, и заключение - спуск мелодии к исходному уровню. В середине напева ("медианта") обычно располагается его высшая точка.


Г. п. строго диатонично; любой из напевов отвечает одному из 8 церковных, или средневековых ладов. Однако, хотя к тому времени была разработана теория октоиха (системы восьми диатонич. ладов), практически в каждом из ладов использовался гл. обр. гексахорд; в отд. попевках ясно выступают черты пентатоничности.

Развитые формы Г. п. представлены т. н. антифонной псалмодией, в к-рой используется чередование двух хоров. В антифонной псалмодии исполнение каждой строфы псалма обычно предваряется короткой мелодия, фразой - антифоном, к-рая выполняет как бы роль рефрена. В нек-рых антифонах мелодика достигает значит. сложности. Ещё большее мелодич. богатство отличает т. н. респонсориальную псалмодию, где пение солиста чередуется с небольшими репликами хора. И наконец наибольшая свобода мелодического развития свойственна т. н. юбиляциям - пышным мелизматическим образованиям, возникающим чаще всего на возгласе аллилуйя.

Разнообразные виды Г. п. объединились в мессе - наиболее целостном и интересном с муз. стороны разделе католич. богослужения.

Ещё до создания первого антифонария во всех странах, принявших католич. религию, насаждалась римская литургия. При этом она смешивалась с местными напевами, преобразовывалась под влиянием местных исполнит. традиций. В связи с этим возникали особые её разновидности. Важнейшими из них были галликанская (распространившаяся также в Сев. Италии, Испании, Британии и Ирландии) и мозарабская (ведущая происхождение из Толедо в Испании). В нек-рых странах римская литургия вообще не привилась. С 8 в. римские папы активно насаждали унифициров. римскую литургию, Г. п. во всех странах католич. религии. Процесс этот закончился лишь к 11 в., при папе Григории VII (1073-85), в пору, когда духовная и светская власть папства достигла своего апогея.

Хотя Г. п. мыслилось как нечто вполне устойчивое и неизменное, оно всё же развивалось и эволюционировало. Наряду с постепенным изменением традиции исполнения, превратившим Г. п. в "плавное пение", менялся и его состав. Так, в 9 в. возникли секвeнции, или прозы, образовавшиеся в связи с подтекстовкой юбиляций. В то же время появились и т. н. трoпы - вставки в напевы, добавления или интерполяции осн. текста. Возникновение секвенций и троп можно рассматривать как своего рода реакцию на отвечавшее пожеланиям идеологов церкви "окостенение" Г. п. в "плавном пении".

Ок. 9 в. на основе Г. п. возникают первые ранние формы культового многоголосия - органум и дискант. В процессе последующего развития церк. многоголосия значение в нём напевов Г. п. падает; разрушается и система ср.-век. ладов.

В конце 19 в. в зап.-европ. странах, прежде всего во Франции, возникает движение, направленное к реставрации старинного римского богослужения и ранних форм Г. п. Переиздаются старинные рукописи, дискутируются вопросы ритмики Г. п., возникают разл. "школы" его интерпретации. Движение реставрации Г. п. было поддержано папой Пием X, в результате чего появились подготовленные спец. комиссией "официальные" новые издания Г. п. (Graduale Romanum - 1908, Antiphonale Romanum - 1912, Officium hebdomadis sanctae - 1923, и др.). 2-й ватиканский концильс в 1963 определил Г. п. как "свойственное римской литургии пение", однако наряду с ним разрешил использовать в богослужении и другие виды церковной музыки, в том числе вокальное многоголосие. Г. п. использовалось в композиторском творчестве (В. д'Энди, О. Респиги и др.); в 19-20 вв. особенно часто привлекалась секвенция "Dies irae".

Издания: Monumenti vaticani di paleografia musica latina, 1-2, Hrsg. von H. M. Bannister, Lipsiae, 1913 (Codices e vaticani selecti phototypice expressi, t. XII); Monumenta musicae sacrae. Hrsg. R. J. Hesbert, Mвcon, 1952-; Monumenta monodica medii aevi, Kassel - Basel, 1956-; Le graduel romain. Йd. critique par les moines de Solesmes, Solesmes, 1957 -.

Папа Григорий I, живший в 6-м веке н. э., в делах католической церкви проявлял большую энергию и инициативу. Создание антифонария приписывается ему.

Антифонарий — свод песнопений Григория Великого

В 6-м веке н. э. Европа вступила в эпоху Средневековья. Культура и искусство этого периода напрямую связаны с религией. Соборы в готическом стиле своей силой, строгостью и красотой оказывали на прихожан сильнейшее эмоциональное воздействие. Способствовала этому и музыка.

Духовные песнопения появились еще в 4-м веке, а к 7-му веку уже существовал ряд гимнов и церковных хоровых произведений. Тогда, согласно легенде, оспариваемой исследователями, глава Римской католической церкви папа Григорий I Великий пришёл к выводу, что все эти музыкальные напевы необходимо систематизировать. Так появился сборник песнопений, названный григорианским антифонарием. По преданию, подлинник книги с канонизированными мелодиями григорианских хоралов был прикован золотой цепью к алтарю Собора святого Петра в Риме.

ФОТО 1.jpg

Начиная с эпохи Средневековья и вплоть до 20-го века свод песнопений претерпел большие изменения, как музыкальные, так и литургические. Важной вехой для этой книги стал Тридентский собор, унифицировавший тексты антифонария и бревиария.

Невмы — ноты для духовной музыки

ФОТО 2.jpg

Киевская нотация распространилась в Московской Руси в последней четверти 17-го века. Её появление связано с приездом киевских певцов, приглашённых ко двору Алексеем Михайловичем в 1652 году, исполнявших новомодные партесные концерты. За пару десятилетий нотация укоренилась на отечественной почве, кроме партесного многоголосия ей были перезаписаны и знаменные, и строчные певческие книги, а также светские жанры (канты, псальмы и др.).

В коллекции музея им. Андрея Рублёва находится лист из средневековой рукописной латинской певческой книги — антифонария, созданного в 14-м столетии в Италии. Это произведение было подарено музею коллекционером Андреем Кусакиным.

ФОТО 3.jpg

— Савл, Савл, что ты гонишь меня?

— Я Иисус, которого ты гонишь, трудно тебе идти против рожна.

Этот текст из Деяний Апостолов (9, 4−6) не распевается в православной традиции. На выставке можно будет услышать его звучание и увидеть запись старинной хоральной нотации.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: Формирование представлений о духовной музыкальной культуре Средневековья.

- познакомить учащихся с понятием Григорианский хорал;

- развивать чувство ритма, музыкальную память учащихся, вокально-хоровые навыки;

- воспитывать слушательскую культуру учащихся;

- обучающая: выработка у учащихся на материале учебного предмета способов учебно – познавательной деятельности (технологии обучения) и т.д., проверка знаний по теме, обобщение изученного материала, проверка усвоения материала на основе теоретических знаний.

- развивающая: продолжить работу по развитию памяти, внимания, восприятия музыкальных произведений, речи, мышления, воображения; развивать вокально-хоровые навыки, чувство ритма;

- воспитательная: воспитывать отклик эмоциональной отзывчивости на услышанные произведение.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: фортепиано, планшет, колонки, музыкальный центр, флешка, ноутбук.

I .Организационный момент.

Музыкальное приветствие; Проверка присутствующих; Проверка готовности к уроку.

II .Основная часть.

Добрый день, ребята!

Сегодня мы продолжаем знакомиться с музыкой Средневековья, а точнее мы сегодня узнаем и услышим, что такое Григорианский хорал.

Для начала давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.

Скажите, что такое духовная музыка? Когда и где она зародилась?

Хорал-монодическое богослужебное пение католиков.

А как вы думаете, что такое Григорианский хорал?

Григорианский хорал — литургическое пение Католической Церкви на латинском языке, одноголосное и без участия музыкальных. инструментов.

Утверждение григорианского хорала в качестве основы католического богослужения было чрезвычайно важным событием в истории европейской музыки. Григорианский хорал постоянно звучал во всех соборах Европы и формировал слуховые привычки верующих, определял направление их музыкального мышления. Влияние григорианского хорала отразилось на развитии не только духовной, но и светской профессиональной музыки, которая возникла несколько позже.

Черты григорианского хорала:

· Источник текстов – Библия, хотя постепенно к библейским текстам прибавлялись и небиблейские.

· Исполнители: только специально обученные мужчины хором или ансамблем певцов-солистов, что заменило пение всей общины.

· Строгое одноголосие, независимо от того, исполняется песнопение одним певцом, или хором. Одноголосие содействовало лучшему восприятию текстов и символизировало полное единение чувств и мыслей верующих.

· Спокойный, неторопливый темп, строгость и сдержанность мелодики, подчинение ее ритму текста. Во всех случаях преобладают плавные, поступенные ходы голоса. Движение голоса вверх сразу же уравновешивается движением вниз и наоборот.

· Развитие мелодии напева – неторопливое развертывание, основанном на видоизменении начальной попевки, – стремление к продолжительному пребыванию в одном эмоциональном состоянии.

До 9 в. католическое церковное пение было одноголосным. На рубеже 1-го и 2-го тысячелетий зарождается многоголосие (полифония).

Полифоническая музыка в церкви исполнялась мужским хором. Партии верхних голосов исполняли мальчики.

Сейчас вы прослушаете Григорианский хорал Парижа.

Ваша задача поднять руку, когда будет полифония, т.е.многоголосие.

Григорианский хорал стал основой всей позднейшей европейской музыки.

Свое название григорианский хорал получил от имени папы римского Григория I Великого.

Музыкальная сущность григорианского хорала выражается главным образом двумя музыкальными средствами — ладом и ритмом.

Проблема ритма в григорианском хорале — одна из самых трудных. Существует два суждения о ритмике григорианского хорала: согласно одному, т. н. эквалистичному все звуки имеют одинаковую продолжительность; сторонники другой точки зрения, т.н. мензуралисты, настаивают на использовании в григорианском хорале различных длительностей, а хорал рассматривается как размеренное пение.

С фактурно-исполнительской точки зрения григорианский хорал подразделяют на два рода пения:

1) речитатив на одном или нескольких звуках по определенным мелодическим схемам; так исполняются псалмы, молитвы, чтения и т.п.;

2) собственно пение.

В мелодике григорианского хорала преобладает поступенное движение; встречающиеся скачки чаще всего заполняются противоположным мелодическим движением.

Сядьте ровно, положите руки на парту и успокойте ноги.

А сейчас послушаем и вспомним песню.

После слушания песни начинаю вызывать к доске по три человека исполнять песню.

У: - Замечательно! Вы сегодня очень хорошо поработали! Хочу отметить Диму, Олесю и Богдану за активную работу на уроке.

Григорианский хорал — литургическое пение Католической Церкви на латинском языке, одноголосное и без участия музыкальных. инструментов. Текстовую основу григорианского хорала составляют книги Священного Писания, прежде всего Псалтирь, жития святых, труды ранних Отцов Церкви. Григорианский хорал сохранил приоритет перед другими видами литургического пения вплоть до II Ватиканского собора (то есть до XX века ). Григорианский хорал стал основой всей позднейшей европейской музыки.
Свое название григорианский хорал получил от имени папы римского Григория I Великого,

папы римского с 3 сентября 590 по 12 марта 604 (по традиции, укоренившейся в исторических документах VIII–IX вв.) — главного реформатора литургии и связанного с ней хорала, составителя антифонария и автора многих литургических мелодий. Эта точка зрения была оспорена учеными, главным аргументом послужило отсутствие до конца VIII века документальных свидетельств о музыкальной деятельности папы Григория I Великого.


Мелодическими источниками григорианского хорала являются музыка синагогальная , сирийская, византийская и позднеантичная. В связи с возникновением наряду с Римом других литургических центров со своими песнопениями сложилось несколько типов хорала, из которых наиболее значительные на Западе: римский — в Риме, галльский — в Галлии, староиспанский, или мозарабский, или визиготсикй — в Испании, амвросианский — в Милане, беневентский — на юге Италии. Большинство из них со временем заменил римский хорал, при этом они частично вошли в римское богослужение. В Риме различают староримский и новоримский хоралы. Староримский просуществовал до XIII в. в городских церквах. Новоримский, образованный в результате реформы староримского хорала (во 2-й пол. VII века), совершенной по распоряжению Папы Виталиана служившими при соборе Св. Петра аббатами Кастоленом, Маурианом и Вирбоном, был предназначен исключительно для папской литургии. Новоримский хорал представлял собой профессиональную обработку фольклорных мелодий. Вероятно, в то же время возникает schola cantorum — профессиональный хор певчих при папском дворе в Риме.

Римский хорал распространился в Европе двумя путями: из Рима — в Южную Европу и Англию (Августин Кентерберийский прибыл в Англию в 597 году и перенес туда староримский хорал; в 678 году в Англию был послан Иоанн, архикантор монастыря Св. Мартина в Риме, представитель новоримской хоральной традиции); из Англии — в Северную Европу.

В целях содействия политическому объединению средневековой Европы по распоряжению Пипина Короткого (изданному в результате настоятельного предложения Папы Стефана II) папский литургический обряд вместе со староримским хоралом во 2-й пол. VIII века был перенесен в Галлию и провозглашен в качестве обязательного на всей франкской земле, объединявшей к тому времени большую часть Европы. Епископ Меца — Хродеганг, знакомый с римским литургическим пением, по приказанию Пипина основал в Меце певческую школу по образцу римской schola cantorum. Однако певческие литургические книги еще не содержали музыкальной нотации, поэтому римский хорал неизбежно трансформировался, претерпевая влияние галльского хорала, исключенного из богослужения Пипином, а затем и Карлом Великим. В это же время на территории Каролингской империи и возникла традиция называть хорал григорианским как имеющим происхождение от Папы Григория I Великого. По всей вероятности, легенда о музыкальной деятельности Григория I Великого была сформирована на территории нынешней Франции, как свидетельствуют сохранившиеся документы, для облегчения введения в Галлии римской литургии. Приписывание авторства литургических книг одному человеку, обладавшему высоким авторитетом, гарантировало безболезненное проведение реформы на огромной территории, населенной множеством различных народов, подчиненных франкам.

В VIII–IX вв. произошла систематизация григорианского репертуара, полностью сложился основной корпус песнопений.

Поначалу григорианский хорал распространялся главным образом в бенедиктинских центрах. С XII века, когда возникли новые монашеские ордена с централизованным руководством, в каждом из них григорианский хорал был подвергнут своей реформе: в 1134 году — цистерцианской, в 1255–56 — доминиканской, затем — францисканской. Помимо различных орденских версий григорианского хорала существовало множество его региональных вариантов.

С XIII века григорианский хорал в связи с бурным развитием многоголосия (первые образцы которого относятся к IX веку) стал в некоторой степени утрачивать свое значение как самостоятельное явление, однако еще в течение многих веков оставался основой, на которой это многоголосие развивалось.

Литургическая реформа Тридентского собора (Тридентский собор — XIX Вселенский собор католической церкви, открывшийся по инициативе римского папы

Павла III 13 декабря 1545 года в Тренте ( или Триденте ) и закрывшийся там же 4 декабря 1563 года, в понтификат Пия IV , был одним из важнейших соборов в истории католической церкви, так как он собрался для того, чтобы дать ответ Реформации , с читается отправной точкой Контрреформации ), коснулась и необходимости совершения поправок в хоральных мелодиях. Редакция новых хоральных изданий была поручена Папой Григорием XIII композиторам Дж. да Палестрине и А. Хоило; эта работа была прервана со смертью обоих редакторов. Новая хоральная редакция, инициированная Папой Павлом V, осуществленная Ф. Анерио и Ф. Сориано и изданная в 1614 и 1615 в типографии кардиналом Ф. Медичи (поэтому само издание называлось Editio Medicaea), была бессистемной и, т.к. ее не утвердил Папа, приравнивалась к частным публикациям.


Издания XVII–XVIII вв. были посвящены временной организации музыкального текста. К XIX веку григорианский хорал был практически уже утерян. Научную реставрацию григорианского хорала и подготовку новых ватиканских хоральных изданий осуществила специальная музыкально-литургическая комиссия под руководством солемского монаха (позднее аббата монастыря Сен-Вандрий) Дома Потье.

Музыкальная сущность григорианского хорала выражается главным образом двумя музыкальными средствами — ладом и ритмом.

Проблема ритма в григорианском хорале — одна из самых трудных. Существует два суждения о ритмике григорианского хорала: согласно одному, т. н. эквалистичному все звуки имеют одинаковую продолжительность (а сам хорал – cantus planus, ровное пение); сторонники другой точки зрения, т.н. мензуралисты, настаивают на использовании в григорианском хорале различных длительносте, а хорал рассматривается как размеренное пение. Сторонники обоих подходов находят подтверждения своим теориям в музыкальных певческих рукописях, однако не существует неоспоримых доказательств ни той, ни другой позиций. В исполнительской практике преобладает эквализм.

С фактурно-исполнительской точки зрения григорианский хорал подразделяют на два рода пения:
1) речитатив на одном или нескольких звуках по определенным мелодическим схемам; так исполняются псалмы, молитвы, чтения и т.п.;
2) собственно пение.

В мелодике григорианского хорала преобладает поступенное движение; встречающиеся скачки чаще всего заполняются противоположным мелодическим движением. Тесная связь мелодики григорианского хорала со словом проявляется в корреляции важнейших словесных и смысловых акцентов с более высокими звуками мелодий. Однако в песнопениях менее индивидуализированных подобное соответствие почти не выявляется.

Самые ранние из сохранившихся певческих рукописей григорианского хорала относятся к концу VIII веку и еще не содержат музыкальных записей. Примитивная нотация, применяемая в певческих книгах, появилась только в IX веке и видоизменялась с течением времени. В музыкальных трактатах использовались также буквенный и другие виды нотации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Концерт музыки барокко в исполнении знаменитого контратенора Макса Эмануэля Ченчича на фестивале Earlymusic в Санкт-Петербурге 29.09.2013.

Лучше всего культуру эпохи барокко постигать через произведения этого времени. В Петербурге для этого есть уникальная возможность - особый фестиваль музыки (преимущественно барокко), который проходит .


Методическая разработка урока по истории Санкт-Петербурга.Тема:"Санкт-Петербург-город мировой культуры".Культурное наследие Древнего Египта в Петербурге.

Культурное наследие Древнего Египта.Нетрадиционный урок-путешествие, видео-урок.

Приглашаю учителей на концерт знаменитого камерного оркестра из Италии "I Virtuosi Italiani" (гастроли в Санкт-Петербурге). Видеозаписи с комментариями.

Несколько слов о руководителе ансамбля. Альберто Мартини — выпускник Веронской и Женевской консерваторий. Скрипач выступал с оркестрами Италии и других стран в качестве солиста, дирижера и концер.


Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт - Петербурга для 7-9 классов к УМК под редакцией ЕрмолаевойЛ.К. История и Культура Санкт - Петербурга, Часть 1, 2, 3 (базовый уровень).

Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт – Петербургадля 7 -9 классов к УМК под редакцией Ермолаевой Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Часть 1, 2,3 (базовый урове.


Конспект урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга по теме: "Санкт-Петербург - город светской культуры"

Урок-исследование с постановкой проблемного вопроса. Учащиеся опираются на знания, полученные на предыдущих уроках, знакомятся с новым материалом, анализируют, дают собственную оценку. В конце урока ч.


Презентация по теме: Музеи Парижа и Санкт-Петербурга

Презентация представляет страноведческий материал. Она знакомит с наиболее известными музеями Парижа и Санкт-Петербурга, дает краткий обзор основных музеев, а также предлагает классификацию музеев. Ма.

Читайте также: