Современные формы занятости в сети интернет сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Платформенная занятость: основные тезисы

Мы сейчас находимся в самом начале процесса зарождения и развития платформенной занятости населения.

Платформенная занятость — это способ мгновенного получения оплачиваемой работы на условиях, правилах и тарифах платформы, к которой подключился работник-исполнитель.

Сейчас наиболее полноценно функционирующие платформы трудовой занятости – это приложения для таксистов и курьеров.

Вскоре мы увидим множество новых платформ для других сегментов рынка услуг и не только.

Платформенную занятость не надо путать с сайтами для фрилансеров, которые по сути выступают в качестве бирж (рынков), где встречаются заказчик и исполнитель. На таких биржах тоже есть правила и тарифы, но все договорные и процедурные процессы осуществляют участники, а не биржа, в отличие от платформ, обеспечивающих трудовую занятость.

Какие основные черты отличают платформенную занятость от занятости фрилансера?

Для бывшего фрилансера признаки платформенной занятости:

— Невозможность отказаться от заказа без объективных и регламентированных причин.

— Ограничения в выборе времени, способа и метода выполнения услуг.

— Сужающийся коридор вознаграждения: с одной стороны поднимается минимальная оплата, с другой – фиксируется максимальное вознаграждение. В какой-то момент стоимость становится прайсовой (то есть фиксированной для всех);

— Прайсовая стоимость обезличивает всех занятых, в том числе и в уровне их профессионализма: опытный специалист и допущенный к работе на платформе новичок имеют сходный уровень оплаты труда (с незначительными расхождениями в системе бонусов конкретной платформы).

— Несогласие с тарифами или правилами работы платформы становится односторонней проблемой работника. Он или вынужден согласиться, или потеряет доступ к заработку через платформу.

Самое главное отличие платформенной занятости от фриланс-биржи:

Для заказчика платформенная занятость – это:

— Быстрый (практически мгновенный) поиск исполнителя для решения конкретной задачи.

— Четкая определенность и гарантия выполнения заказа в установленном объеме, в заданные сроки, за фиксированную стоимость.

– Сведение к минимуму разнообразия предлагаемых вариантов решения. Будут типовые (массовые) решения без возможности найти уникального специалиста силами платформы.

Сформированная платформенная занятость:

На первом этапе развития платформа обеспечивает все благоприятные для заказчика и исполнителя условия труда, начиная от удобства выбора заказов/исполнителей, заканчивая минимальной процентной ставкой.

Основная сегодняшняя цель набирающих силу платформ — не заработать, а пережить своих конкурентов и стать монополистом.

Когда объем операций через платформы превысит трафик, генерируемый традиционным путем, начинаются перемены: платформа ужесточает правила, четче регламентирует услуги, а также повышает свои тарифы. Чем меньше у исполнителей будет возможностей откатиться к традиционным вариантам трудоустройства, тем больше прав начнет брать для себя платформа.

В конечном итоге, если этот процесс не будет остановлен государством, то возникнет добровольное платформенное рабство: чтобы иметь возможность заработать, работник вынужден подключаться к платформе на ее условиях и на ее тарифах. В свою очередь платформа вынуждена (по экономическим законам рынка) эксплуатировать работника на максимум его возможностей, — а позже освободит его место для другого, более управляемого работника.

Трудовые платформы стремятся к монопольному положению на рынке как к системе их максимальной устойчивости и максимальной прибыли. Не будем повторять слова экономистов, каким злом является монополия для всего общества. Монополист устанавливает цену и для работника, и для клиента (мы это видим сейчас на примере такси). Монополист не решает нестандартные ситуации – он в этом экономически не заинтересован, так как он уже вне рыночной экономики.

Платформенная занятость предусматривает универсализм работника во всех аспектах, включая профессиональный. Это означает быструю минимизацию стоимости услуг — что хорошо для заказчика, но смертельно в перспективе для исполнителя: через какое-то время, чтобы заработать достаточно, придется работать долго, много и без возможности отказаться от таких условий труда. Мы уже сейчас это наблюдаем в компаниях типа Amazon, Alibaba или у наших таксистов.

Развитие платформенной занятости подчинено простым законам, одинаковым для развития любого бизнеса (эти законы многократно описаны в учебниках по экономике). Вопрос только в том, придет ли государственная регламентация просто поздно или слишком поздно, и многим из нас предстоит хлебнуть свою долю цифрового рабства?

Какие сферы затронет платформиризация занятости

Рост платформенной занятости затронет практически все сферы услуг, – начиная от предоставляемых государственными МФЦ, которые уже представляют собой офлайновые версии платформенной занятости, и заканчивая цепочками производственных процессов, существующих в предприятиях и организациях всех форм и сфер деятельности.

Какие глобальные изменения влечет развитие платформенной занятости?

  1. Изменение фундаментальных основ трудового кодекса:

— мгновенное увольнение и мгновенный найм на платформе.

— увеличение числа обязательств работника с потерей определенных прав (по сравнению со старыми вариантами трудоустройства) и меньшее количество возникающих обязательств у цифрового работодателя-платформы.

— существенное сокращение вариантов и путей для реализации своих профессиональных возможностей у большинства людей.

2. Изменения образа жизни человека:

— С одной стороны, легкость трудоустройства и мгновенного получения работы.
— С другой стороны, это будет труд на условиях, не обсуждаемых с работником. Нарушение же этих условий будет караться – неотвратимо и экономически жестко.

По сути такие взаимоотношения попадают под классическое определение рабства, но так как формально работник не является собственностью своего господина, то у последнего не возникает даже минимальных обязанностей рабовладельца: кормить и давать жилье.

3. Тотальное усреднение (и уменьшение) финансовых возможностей подавляющего большинства людей:

Вовсю происходит крупнейшее расслоение населения по финансовому признаку. Чем больше работников будут подключаться к одинаковым для всех условиям платформ, тем меньше у них будет возможностей финансового неравенства между собой, которое обеспечивает рыночная экономика.

На фоне работников платформы будет еще сильнее выделяться класс людей, которые имеют иные формы трудовой занятости.

Платформенная занятость — неизбежный этап в истории человечества. Монополизация рынка трудовыми платформами — закономерный процесс, хорошо изученный в экономике.

Timur Khusyainov at National Research University Higher School of Economics

Все большее распространение в инновационной экономике получает занятость в сети Internet, данная форма организации труда позволяет повысить эффективность работников, снизить затраты фирмы на труд. Но помимо достоинств у занятости в сети Internet есть и ряд недостатков. В статье подробно рассматриваются положительные и отрицательные стороны занятости работников в сети Internet.

Discover the world's research

  • 20+ million members
  • 135+ million publications
  • 700k+ research projects

Глобальные изменения во всех сферах жизни общества привели к формированию нового рынка труда в сети Интернет. Данная работа рассматривает роль субъектов рынка Интернет-труда и их особенности. Global changes in all spheres of society led to the formation of a new labor market in the Internet. The aim of this work is defines the role of market participants Internet work and their features.

Recommendations

Social problems of E-work

I explore the atypical forms of employment, especially E-work and self-employment, and social problems that arise from workers

The project’s purpose is an investigation of the academic habitus of the higher education institutions and its specific forms (the faculty habitus) influencing in a profound and protracted manner t he socialization and identity of the students. As an object of the study we choose a classical university, which plays a special role in the contemporary system of higher education in Russia. . [more]

Коэволюция естественного и искусственного как условие сохранения жизненного мира человека

VoIP security issues

The introduction Voice over Internet Protocol (VoIP) provides the ability for companies to have both data and voice packets on the same network. Voice is digitized (coded) into packets, and sent as data through the network, then converted back to analog voice at the receiving Internet Protocol (IP) phone or headset. The VoIP packets are then susceptible to the same security risks as data . [Show full abstract] networks, such as denial-of-service (DoS) attacks, network sniffing, man-in-the-middle attacks, and IP spoofing. The VoIP infrastructure must be hardened to prevent such attacks. This chapter reviews the security measures that the security manager must take to protect VoIP devices.

n00bs, Trolls, and Idols: Boundary-Making among Digital Youth

PurposeThis study illustrates how youth and young adults use boundary-making processes to create a regulated community online. Methodology/approachEthnographic methods are used to compare deviance models of internet participation with work on digital youth culture. FindingsThis paper finds that digital youth draw boundaries around three categories of participation (n00bs, trolls, and idols) to . [Show full abstract] identify new people who need help, ward off bullies, and uphold community ideals. Originality/valueContrary to deviance perspectives, this study finds that digital youth use boundary-making processes to cultivate a civil online community.

ПРАВКИНА Я.Ю. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДИСТАНЦИОННОГО ТРУДА КАК ИННОВАЦИОННОЙ ФОРМЫ ЗАНЯТОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Это связано с тем, что молодежь, представляя собой наиболее мобильную социально-демографическую группу, характеризуется высокой степенью восприимчивости к различным инновациям, стремлением ко всему новому. Молодым людям присуща особая совокупность социокультурных особенностей, а также ценностных и поколенческих, возрастных характеристик, отличающих эту группу от младших (дети) и старших (взрослые) возрастных групп [7]. Соответственно, молодёжь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает её от других групп населения.

Молодые люди первыми осваивают новые информационные технологии, гаджеты, электронные сервисы (напр., Wi-Fi, IT-телефонию, WebMoney, Skype) и возможности их применения в повседневной жизни, в т.ч. и в сфере занятости. К примеру, по результатам наших опросов молодежи в 2011-2012 годах (N = 24; Григорьева О.А., Зайцев Д.В., Правкина Я.Ю., Щебланова В.В) все интересуются инновациями в коммуникативной сфере, при возможности стремятся приобрести новые средства общения и работы (в т.ч. дистанционной), отмечая, что это не только модно, современно, но и удобно (напр., iPod, iPhone, TouchPad, продукты с технологиями Touchscreen и Multitouch). Ресурсы дистанционной занятости, реализуемой именно посредством электронных новшеств интересны молодым в связи с гибким графиком работы, возможностью работы на зарубежные компании.

На наш взгляд, с социологических позиций, это выступает фактором изменения социальной и гендерной структуры занятого традиционным трудом населения, появления принципиально новых групп работников (напр., фрилансеры), трансформации их социальных статусов, функций социальных институтов, и в целом – распространения тенденций виртуализации трудовой деятельности человека.

В России до настоящего времени дистанционные формы занятости не вызвали пристального внимания исследователей и практиков, как в развитых странах (Ниллес Дж. (Nilles Jack М.), Кинсман Ф. (Kinsman Francis), Гордон Г. (Gordon Gil)) [1; 4]. Анализ отечественной литературы по проблеме дистанционной занятости, напр., Веремейко Ю. (новые формы трудовых отношений); Кострюкова Н. (развитие нетипичных видов занятости в научной сфере, телекоммьютинг); Луданик М. (регулирование дистанционной занятости); Меркулов М. (дистанционный персонал); Руденко Г., Мерко А. (глобализация и дистанционная (виртуальная) занятость); Санкова Л. (противоречия и тенденции занятости инновационного типа); Чернухин В. (дистанционная работа, виртуализация рабочих мест) показывает отсутствие фундаментальных научных трудов по данной проблеме. Фактически нет исследований по анализу социальных аспектов дистанционной занятости, потенциальных путей её организации, причем, часто наблюдается подмена дистанционной занятости надомным трудом, что не является правомерным. Надомный труд может выступать органичной структурной частью ключевого концепта при условии его реализации на основе и при использовании современных информационно-электронных ресурсов, средств.

В то же время, значительная доля наемных работников, считающих гибкий рабочий график, телеработу, дистанционную занятость благом, возможно рассматривать как один из факторов риска для устойчивости компаний. Это обусловлено тем, что фактически руководство компаний ставит в привилегированное положение одних работников (меньшинство), которым созданы условия для работы по гибкому графику, а для других (большинство) это не доступно. Данный процесс, по мнению Avaya Media Relations, приводит не только к потере конкурентных преимуществ, но и к серьезному снижению лояльности продуктивно работающих сотрудников. А также, добавим, стимулирует развитие социального неравенства, дискриминации, росту социального напряжения в организациях.

Таким образом, анализ феномена дистанционного труда в контексте занятости современной молодежи позволяет рассматривать его в качестве инновации для российского общества. Во многом дистанционный труд, являясь в аксиологической структуре молодых людей одним из приоритетов, детерминирует необходимость в личностном и профессиональном развитии, самосовершенствовании. Расширение пространства социально-трудовых отношений на основе дистантности содействует развитию инновационных тенденций в занятости населения, что подтверждает практическую значимость данной статьи. С учетом новизны данного феномена, рассмотрение дистанционной занятости, её социокультурных и виртуальных аспектов позволяет осуществить приращение теоретического знания в области социологии труда, современной социологии социальных институтов и процессов. Виртуализация занятости способствует реализации комплекса социетальных функций от обеспечения доступности социально-трудовых практик, повышения эффективности деятельности наемных работников и фрилансеров, до смягчения социальной дискриминации и социального неравенства. Дистанционный труд как новая форма занятости молодежи выступает одним из условий генезиса модернизационных процессов в российском обществе.

Литература


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.


В настоящее время работодатели все больше внимания уделяют такому понятию как дистанционная или удаленная работа. Согласно ч. 1 ст. 312.1 ТК РФ, дистанционной работой является выполнение, определенной трудовым договором, трудовой функции, вне места нахождения работодателя, стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет [1]. Дистанционная работа подразделяется на несколько видов:

  1. Надомная работа. Подразумевает выполнение не сложной работы на дому. Как правило, надомной работой занимаются женщины. Оплата труда при таком виде занятости сдельная, и зависит от количества выполненной работы.
  2. Дистанционная работа. Предполагает заключение трудового договора между работником и работодателем, который и определяет режим труда и его оплату.
  3. Фриланс. Это внештатная дистанционная работа, которая выполняется, как правило, на рабочем месте, которое оборудовано компьютером.
  4. Мобильная дистанционная работа. Данная форма дистанционной занятости очень схожа с фрилансом. Отличием является то, что в данном случае работа может выполняться вне рабочего места, оборудованного компьютером. Примером мобильной дистанционной работы могут послужить торговые представители [3].

Наиболее распространена дистанционна форма занятости в программировании, дизайне, консалтинге, аналитической деятельности и др. Большинство удаленных работников — это профессионалы, которым не требуется постоянный контроль со стороны руководителя, они способны сами себя организовывать [4]. На рис.1 представлены профессии работников, работающих дистанционно.


Рис. 1. Профессии работников с дистанционной занятостью

С каждым годом количество сотрудников, работающих дистанционно, увеличивается. По мировым показателям ежегодный прирост числа удаленных работников составляет 20–30 %. Лидером в данной области является США, где доля дистанционных работников составляет 34–36 %. По всему миру дистанционно работают 29 % рабочей силы. В России же этот показатель не превышает 1 % [2]. Так чем же обусловлено такое отставание России по количеству удаленных работников, и каковы перспективы развития нестандартных форм занятости в нашей стране?

Причиной появления и распространения понятия дистанционной работы послужило активное развитие информационных технологий. Поскольку современное программное обеспечение и средства коммуникаций являются материальной базой для дистанционных форм занятости [5]. Но многие российские руководители с большой опаской относятся к новым технологиям, позволяющим сотрудникам работать вне офиса. Главным же аргументом против удаленной занятости является отсутствие возможности постоянного контроля работника, и как следствие высокая вероятность того, что сотрудник не будет работать в полную силу. У работодателей существует сложившийся стереотип, что эффективна только та работа, которая выполняется в офисе. Это одна из причин слабого распространения дистанционных форм занятости в России. Зачастую российские руководители используют удаленную занятость как средство дополнительной мотивации или же в ситуации, когда организация идет на уступки работнику.

Для того, чтобы определить отношение российских работодателей к удаленной занятости, агентством J’son & Partners Consulting был проведен телефонный опрос в 15 городах России, который показал, что, не смотря на распространенное отрицательное мнение о дистанционной работе, большинство работодателей все же считают, что дистанционная работа имеет некоторые преимущества. Результаты опроса представлены на Рис.2.


Рис. 2. Преимущества дистанционной занятости

К причинами повышения привлекательности удаленных сотрудников можно отнести:

 высокий профессионализм удаленных сотрудников и возможность получить необходимый результат без непосредственного контроля руководителя;

 сокращение расходов за счет снижения платы за аренду помещения, электроэнергию, оплату проезда и т. д.;

 многие руководители считают, что сотрудники вне офиса выполняют работу более качественно;

 возможность найти профессионала в другом городе или стране;

Но преимущества дистанционных форм занятости существуют не только для работодателей, но и для работников. Удаленная работа дает возможность работнику по своему усмотрению распределять рабочее время и работать в комфортных для него условиях. Так же удаленная занятость дает большие возможности людям с ограниченными возможностями, женщинам с маленькими детьми, студентам и пенсионерам. Данные категории людей часто просто не имею возможности работать в офисе полный рабочий день, но это не говорит об их некомпетентности и непрофессионализме [3].

Распространению дистанционной занятости, прежде всего, будет способствовать осознание компаний экономии от внедрения дистанционной занятости, возможность использования региональной рабочей силы, которая является более дешевой, не менее важна для компаний возможность сохранить ценного сотрудника, если он по каким-либо причинам не может работать в офисе, примером такой ситуации может послужить декретный отпуск.

Кроме того, переход компаний к дистанционной работе имеет и экономический эффект, который, по оценкам экспертов, составляет 94 млрд. в год [2].

Основные термины (генерируются автоматически): дистанционная работа, дистанционная занятость, удаленная занятость, дистанционная форма занятости, работник, Россия, мобильная дистанционная работа, надомная работа, рабочее место, трудовая функция.

Похожие статьи

Преимущества и недостатки дистанционной работы

удаленная работа, трудовой договор, работник, дистанционная работа, надомная работа, работодатель, сотрудник, дистанционная занятость, электронный вид, возможность.

Прекращение трудового договора с дистанционными.

Проблемы правового регулирования труда дистанционных.

Ключевые слова: дистанционные работники, рабочее место, трудовой договор, информационно-телекоммуникационные сети, режим рабочего времени.

Правовое регулирование дистанционного труда

Дистанционная работа — такая форма организации работы, при которой сотрудники выполняют свои трудовые обязанности удаленно. Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 60-ФЗ в Трудовой кодекс РФ введена новая глава 49.1.

Ключевые слова: удаленная работа, дистанционная занятость.

Развитие нетрадиционных форм занятости в дистрибьюторских.

Развитие нетрадиционных форм занятости совпало с появлением современных средств коммуникации, которые позволяют дистанционно связаться с любыми специалистами и коллегами по работе, принять заказ от клиентов и передать его.

Фриланс как форма самостоятельной занятости

Работа бухгалтером на фрилансе: риски, возможности.

удаленная работа, бухгалтер, работник, работа, дистанционная работа, заработная плата, Российская Федерация, свободный работник, трудовой договор, рабочее место.

Нестандартная занятость как угроза гарантий трудовых прав.

Ключевые слова: нестандартная занятость, трудовые отношения, профессиональные организации. Во все времена люди стремились занять должность у такого работодателя, который обеспечит работнику рабочее место в помещении и с орудиями труда.

Преимущества и недостатки дистанционной работы

удаленная работа, трудовой договор, работник, дистанционная работа, надомная работа, работодатель, сотрудник, дистанционная занятость, электронный вид, возможность.

Прекращение трудового договора с дистанционными.

Проблемы правового регулирования труда дистанционных.

Ключевые слова: дистанционные работники, рабочее место, трудовой договор, информационно-телекоммуникационные сети, режим рабочего времени.

Правовое регулирование дистанционного труда

Дистанционная работа — такая форма организации работы, при которой сотрудники выполняют свои трудовые обязанности удаленно. Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 60-ФЗ в Трудовой кодекс РФ введена новая глава 49.1.

Ключевые слова: удаленная работа, дистанционная занятость.

Развитие нетрадиционных форм занятости в дистрибьюторских.

Развитие нетрадиционных форм занятости совпало с появлением современных средств коммуникации, которые позволяют дистанционно связаться с любыми специалистами и коллегами по работе, принять заказ от клиентов и передать его.

Фриланс как форма самостоятельной занятости

Работа бухгалтером на фрилансе: риски, возможности.

удаленная работа, бухгалтер, работник, работа, дистанционная работа, заработная плата, Российская Федерация, свободный работник, трудовой договор, рабочее место.

Нестандартная занятость как угроза гарантий трудовых прав.

Ключевые слова: нестандартная занятость, трудовые отношения, профессиональные организации. Во все времена люди стремились занять должность у такого работодателя, который обеспечит работнику рабочее место в помещении и с орудиями труда.

Читайте также: