Сообщение историческая основа повести ночь перед рождеством

Обновлено: 05.07.2024

ХОД УРОКА. І. Организационный момент. II. Повторение изученного на предыдущем уроке.. Фольклорные мотивы, историческая основа повести.

Волость – Сельская территория, подчинённая городу. Заниматься малеванием – Заниматься рисованием. Заседатель – Человек, избранный для участия в работе государственного или судебного заведения.

Капелюхи – Шапка с ушами. Фуражка – головной убор с околышем и козырьком. Кныш - небольшой круглый пирожок с запеченным внутри творогом или другой начинкой: вареньем, или луком со шкварками.

В канун Рождества на Руси соблюдали обычай колядования. Парни и девушки собирались и ходили по домам, распевая песни-коляды и выпрашивали у хозяев угощения и деньги.

Образ Вакулы в повести. - Каким изображён кузнец Вакула? Запишите ключевые слова, которые могут рассказать о характере кузнеца Вакулы. - Чем похож Вакула на героя сказки? (Вакула, как и любой положительный герой сказки, описан крайне скупо, образ его несколько схематичен. Он искусный кузнец и талантливый художник. Герой очень силён, благочестив, набожен. Описания любовных переживаний Вакулы позволяют понять, что это человек, умеющий тонко чувствовать, искренне любить). - То, что Вакула – художник, очень важно для Гоголя.

(В картинах Вакулы отсутствуют полутона и нет ярких деталей. Цветовые контрасты резки и смелы. Это говорит о прямоте нрава, искренности художника.) - Как изображена зимняя ночь в повести? Выразительное чтение эпизодов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

выявить историческую основу, фольклорные источники и мотивы повести; сформировать представление об образе рассказчика, определить черты сходства и различия героев повести и сказочных персонажей;

воспитывать интерес к личности и творчеству Н.В.Гоголя.

Оборудование: мультимедийная презентация.

І. Организационный момент.

II. Повторение изученного на предыдущем уроке..

Фольклорные мотивы, историческая основа повести.

Продажа души чёрту, поездка на чёртовом коне, анекдот о кузнеце и чёрте, свидание чёрта с ведьмой, полёт ведьмы на помеле через трубу, мотив ведьмы-мачехи.

Украинские былички, бывальщина и легенды (легенда о благочестивом маляре).

Быва́льщина (быль) — в русском народном творчестве краткий устный рассказ о происшествии, случае, имевшем место в действительности, без упора на личное свидетельство рассказчика.

Леге́нда — одна из разновидностей несказочного прозаического фольклора. Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии

Традиции житийной литературы.

Время действия – первая половина 1770-х гг., накануне упразднения императрицей Екатериной II в 1775 г. Запорожской Сечи. В повести упоминается участие запорожцев в войне с турками и покорение Крыма, дан достоверный портрет императрицы.

- Объясните лексические значения слов и словосочетаний: бричка, волость, заниматься малеванием, заседатель, капелюхи, фуражка, кныш.

Бричка – легкая дорожная повозка преимущественно без рессор, иногда с открытым верхом.

Волость – сельская территория, подчинённая городу.

Заниматься малеванием – заниматься рисованием.

Заседатель – человек, избранный для участия в работе государственного или судебного заведения.

Капелюхи – шапка с ушами.

Фуражка – головной убор с околышем и козырьком.

Кныш - небольшой круглый пирожок с запеченным внутри творогом или другой начинкой: вареньем, или луком со шкварками.

- Назовите черты, объединяющие повесть с волшебной сказкой. (В её основе – самый распространённый из сказочных сюжетов: поездка героя в тридевятое царство за волшебным предметом, необходимым для того, чтобы завоевать красавицу. К этому сюжету присоединены ещё два – тоже распространённых: о кузнеце, одолевшем чёрта, и из бытовой сказки – о любовниках, спрятанных в мешки. Как и в настоящей сказке, побеждает добро).

1. Образы Оксаны в повести.

- Когда происходят события в повести?

1.1. Рассказ о сочельнике.

1.2. Рассказчик в повести.

- От чьего лица ведётся повествование?

- Составьте устный портрет рассказчика.

- Как воспринимает происходящее рассказчик? О чём свидетельствуют подробности характеристик, которые он даёт героям повести?

- Назовите героев повести.

- Какие качества Оксаны проявляются в эпизодах:

1.7. Художественный пересказ учащимися эпизода, изображенного на иллюстрации М.С.Родионова. (С.169-172)

- Чем отличается Оксана от положительных героинь народных сказок? (Образы героинь народных сказок схематичны. Оксана – живой человек. Гоголь не идеализирует героиню. Однако в её кокетстве нет ничего отталкивающего. Она выглядит довольно просто, а иногда и комично).

- Похоже ли испытание, придуманное Оксаной для Вакулы, на испытание героя в народных сказках?

2. Образ Вакулы в повести.

- Каким изображён кузнец Вакула? Запишите ключевые слова, которые могут рассказать о характере кузнеца Вакулы.

- Чем похож Вакула на героя сказки? (Вакула, как и любой положительный герой сказки, описан крайне скупо, образ его несколько схематичен. Он искусный кузнец и талантливый художник. Герой очень силён, благочестив, набожен. Описания любовных переживаний Вакулы позволяют понять, что это человек, умеющий тонко чувствовать, искренне любить).

- Что мы узнаём о Вакуле-художнике?

(Вакула красит заборы, расписывает миски, хаты и сундуки, но при этом может и картину нарисовать, и оценить по достоинству европейскую живопись того времени, когда видит её во дворце в Петербурге. Вакула – художник, он посрамляет черта не только крестом, но и искусством, рисуя его в позорном виде.)

- В повести есть несколько выразительных описаний искусства Вакулы. Присутствуют ли на картинах Вакулы детали и полутона? О чём это свидетельствует? (В картинах Вакулы отсутствуют полутона и нет ярких деталей. Цветовые контрасты резки и смелы. Это говорит о прямоте нрава, искренности художника.)

- Как изображена зимняя ночь в повести? Выразительное чтение эпизодов. (Ночь как будто нарисована Вакулой. Она изображена скупо, без полутонов, яркими красками, без лишней детализации. Природа и люди созвучны друг другу.)

IV. Подведение итогов урока.

- Какими изобразил Гоголь Вакулу и Оксану? (Герои искренни и прямодушны. Их образы соответствуют народным представлениям о сказочных героях. В то же время это живые люди, которые наделены определёнными чертами характера).

V. Домашнее задание.

1.Подготовить рассказ о фантастических существах, действующих в повести, с цитированием наиболее значимых фрагментов (Солоха, чёрт, Пацюк).


Цель:

Оборудование: мультимедийная презентация.

І. Организационный момент.

II. Повторение изученного на предыдущем уроке.

Фольклорные мотивы, историческая основа повести.

Продажа души чёрту, поездка на чёртовом коне, анекдот о кузнеце и чёрте, свидание чёрта с ведьмой, полёт ведьмы на помеле через трубу, мотив ведьмы-мачехи.

Украинские былички, бывальщина и легенды (легенда о благочестивом маляре).

Быва?льщина (быль) — в русском народном творчестве краткий устный рассказ о происшествии, случае, имевшем место в действительности, без упора на личное свидетельство рассказчика.

Леге?нда — одна из разновидностей несказочного прозаического фольклора. Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии

Традиции житийной литературы.

Время действия – первая половина 1770-х гг., накануне упразднения императрицей Екатериной II в 1775 г. Запорожской Сечи. В повести упоминается участие запорожцев в войне с турками и покорение Крыма, дан достоверный портрет императрицы.

- Объясните лексические значения слов и словосочетаний: бричка, волость, заниматься малеванием, заседатель, капелюхи, фуражка, кныш.

Бричка – легкая дорожная повозка преимущественно без рессор, иногда с открытым верхом.

Волость – сельская территория, подчинённая городу.

Заниматься малеванием – заниматься рисованием.

Заседатель – человек, избранный для участия в работе государственного или судебного заведения.

Капелюхи – шапка с ушами.

Фуражка – головной убор с околышем и козырьком.

Кныш - небольшой круглый пирожок с запеченным внутри творогом или другой начинкой: вареньем, или луком со шкварками.

- Назовите черты, объединяющие повесть с волшебной сказкой. (В её основе – самый распространённый из сказочных сюжетов: поездка героя в тридевятое царство за волшебным предметом, необходимым для того, чтобы завоевать красавицу. К этому сюжету присоединены ещё два – тоже распространённых: о кузнеце, одолевшем чёрта, и из бытовой сказки – о любовниках, спрятанных в мешки. Как и в настоящей сказке, побеждает добро).

1. Образы Оксаны в повести.

- Когда происходят события в повести?

1.1. Рассказ о сочельнике.

1.2. Рассказчик в повести.

- От чьего лица ведётся повествование?

- Составьте устный портрет рассказчика.

- Как воспринимает происходящее рассказчик? О чём свидетельствуют подробности характеристик, которые он даёт героям повести?

- Назовите героев повести.

- Какие качества Оксаны проявляются в эпизодах:

1.7. Художественный пересказ учащимися эпизода, изображенного на иллюстрации М.С.Родионова. (С.169-172)

- Чем отличается Оксана от положительных героинь народных сказок? (Образы героинь народных сказок схематичны. Оксана – живой человек. Гоголь не идеализирует героиню. Однако в её кокетстве нет ничего отталкивающего. Она выглядит довольно просто, а иногда и комично).

- Похоже ли испытание, придуманное Оксаной для Вакулы, на испытание героя в народных сказках?

2. Образ Вакулы в повести.

- Каким изображён кузнец Вакула? Запишите ключевые слова, которые могут рассказать о характере кузнеца Вакулы.

- Чем похож Вакула на героя сказки? (Вакула, как и любой положительный герой сказки, описан крайне скупо, образ его несколько схематичен. Он искусный кузнец и талантливый художник. Герой очень силён, благочестив, набожен. Описания любовных переживаний Вакулы позволяют понять, что это человек, умеющий тонко чувствовать, искренне любить).

- Что мы узнаём о Вакуле-художнике?

(Вакула красит заборы, расписывает миски, хаты и сундуки, но при этом может и картину нарисовать, и оценить по достоинству европейскую живопись того времени, когда видит её во дворце в Петербурге. Вакула – художник, он посрамляет черта не только крестом, но и искусством, рисуя его в позорном виде.)

- В повести есть несколько выразительных описаний искусства Вакулы. Присутствуют ли на картинах Вакулы детали и полутона? О чём это свидетельствует? (В картинах Вакулы отсутствуют полутона и нет ярких деталей. Цветовые контрасты резки и смелы. Это говорит о прямоте нрава, искренности художника.)

- Как изображена зимняя ночь в повести? Выразительное чтение эпизодов. (Ночь как будто нарисована Вакулой. Она изображена скупо, без полутонов, яркими красками, без лишней детализации. Природа и люди созвучны друг другу.)

IV. Подведение итогов урока.

- Какими изобразил Гоголь Вакулу и Оксану? (Герои искренни и прямодушны. Их образы соответствуют народным представлениям о сказочных героях. В то же время это живые люди, которые наделены определёнными чертами характера).

V. Домашнее задание.

1.Подготовить рассказ о фантастических существах, действующих в повести, с цитированием наиболее значимых фрагментов (Солоха, чёрт, Пацюк).

В данном уроке рассказывается о начале писательского пути Николая Васильевича Гоголя и одном из первых его произведений.

План урока:

Краткая биография Н.В. Гоголя

Николай Гоголь родился в семье мелкопоместного дворянина в малороссийском городке Великие Сорочинцы 20 марта 1809 г. Рос мальчик в имении отца Васильевке неподалеку от села Диканька. Его отец Василий Афанасьевич получил духовное образование, но служил в армии, после был чиновником в почтовом ведомстве. Выйдя в отставку, жил в своем имении, посвятив себя семье. Велико было влияние отца на формирование личности сына: глава семейства был знатоком родной культуры и поэзии, человеком с литературным талантом и чувством юмора, написал несколько комедий о малороссийской жизни, которые ставились в домашнем театре. Благодаря матери и бабушке, которые были прекрасными рассказчицами, Гоголь с раннего детства был знаком с народными поверьями, приметами, преданиями и сказками. Много загадочных и сказочных историй он слышал во время народных гуляний, на ярмарках, на вечерних посиделках.

Таким персонажем стал рассказчик – пасечник Рудый Панько, в этом прозвище был намек на истинного автора. Рудый – значит рыжий, у Гоголя были рыжеватые волосы. Панько – имя деда Гоголя. Так Рудый Панько стал литературной маской Гоголя.

В доме на пасеке вечерами собираются любители поговорить и рассказывают свои истории, особым талантом рассказчика выделился дьякон церкви в Диканьке, который поведал сюжеты для трех повестей. Сам хозяин был не только рассказчиком, но и стал составителем сборника, его издателем, написал предисловие. Образ Рудого Панька позволил объединить реалистические, комические, мистические повести в единую книгу.

В повестях изображение реалий сельской малороссийской жизни тесно переплетено с таинственным мифическим миром, заимствованным из устного народного творчества. Гоголь создал поэтический образ родной ему Малороссии с ее вольнолюбивым веселым народом, пленяющими своей красотой пейзажами, неповторимой атмосферой народных сказок, песен, поверий, примет, преданий. Автор сумел передать представления народа о таинственных явлениях, нечистой силе, потусторонней жизни.

Панорама сельской жизни: обряды, поверья, обычаи рождественского праздника

Оставшаяся дома его дочь Оксана любовалась собой в зеркале, принаряжаясь. К девушке зашел влюбленный в нее Вакула. Избалованная красавица любила посмеяться над ним. В досаде кузнец по ошибке вытолкал заблудившегося в темноте и вернувшегося Чуба из его же дома. Подгулявший Чуб подумал, что забрел в чужую хату и узнал кузнеца. Сообразив, что Вакула не у себя дома, решил заглянуть к его матери Солохе.

Оксана заметила на одной из забежавших к ней подружек красивые черевички. Вакула пообещал добыть ей редкой красоты черевички. Девушка перед подругами дала обещание, если он привезет ей черевички, как у царицы, то станет его женой.

А к веселой Солохе стали наведываться гости. Сначала увязался за вдовушкой черт, который с появлением сельского головы [2] затаился в мешке из-под угля. Едва голова принялся за угощение, как донесся из-за двери голос дьяка, и ему тоже пришлось спрятаться в мешке. У дьяка не осталось иного выбора, как тоже лезть в мешок, потому что явился Чуб. И этого ухажера Солоха тоже запихнула в мешок из-за вернувшегося Вакулы. Кузнец, решив прибраться, выносит мешки из хаты. Оставив себе самый маленький мешок, подумав, что в нем инструменты, он крикнул гуляющей толпе слова прощания и уходит, не ведая, что несет за спиной черта. По Диканьке поползли слухи, что кузнец повредился умом, повесился или утопился.

Оседлав черта, он летит в Петербург, встречается с запорожскими казаками, которые везли царице прошение. С запорожцами кузнец попадает во дворец на прием к Екатерине II, у которой простодушно просит башмачки. Царица, удивленная просьбой, ее выполняет.

Вернувшись в Диканьку, Вакула понимает, что Оксана его любит. Он преподносит подарки Чубу и сватает его дочь. После женитьбы кузнец построил себе новую хату, нарисовал еще одну картину про черта, изобразив его в омерзительном виде.

Фольклорная основа, своеобразие языка повести

Образы Вакулы, Оксаны

Вакула и его возлюбленная Оксана похожи на героев народных сказок. Смелый молодец полюбил капризную красавицу, которая придумала для него испытание: достать черевички, как у царицы. Путешествие для отважного героя оказывается непростым, но он подчинил своей воле черта и слетал на нем в столицу. Вернувшийся чудесным образом Вакула с черевичками царицы посватался к преобразившейся красавице. Завершение любовной истории напоминает счастливый конец сказки.

Вакула и Оксана

Художественное своеобразие языка повести, не похожего на литературный язык произведений иных писателей, помогает познать глубины народной культуры. Автор словно спрятался за рассказчика повестей Рудого Панька – носителя колоритной речи, которая пестрит украинизмами и просторечиями. Но в описаниях природы лирический язык и использование книжных оборотов речи указывают на образованного рассказчика, который в душе поэт-романтик. Отличительной особенностью языка повести является искрометный юмор и комическая игра слов в описании персонажей, их речи. Излюбленным юмористическим приемом Гоголя стала гипербола. Например, в описании Пацюка говорится, что этот запорожец наедался как шесть мужиков, пил сразу по ведру, был так толст, что не мог пролезть в двери.

В образе Оксаны представлена беспечная, легкомысленная и привередливая девушка. Она единственная избалованная дочь зажиточного козака Чуба. Оксана красива, у нее было много поклонников, которые не выдерживали ее капризов. Только Вакула, над которым она потешалась, был терпелив. В разлуке Оксана осознала, как ей дорог Вакула, когда до нее дошли слухи о его гибели, стала винить себя в неразумном поведении. Ведь не нужны ей были черевички, а дорога была любовь кузнеца.

Фантастические образы сил зла, их существование в мире людей

В этой компании нечисти самым безвредным оказался хитроумный и неразговорчивый колдун Пацюк, который внешним видом и образом жизни напоминал запорожского казака. Он был настолько ленив, что ему просто неохота творить зло. Своими чарами он пользуется для поедания галушек [6] и вареников, ему лень протянуть руку и есть ложкой, еда сама залетает ему в рот.

Исторические личности и подлинные события в сюжете

Запорожцы во дворце

Словарь

1. Дьячок – церковный служитель низшего звания.

2. Сельский голова – староста, главная выборная должность в украинском селе.

3. Колядовать – обрядовые песнопения накануне Рождества.

4. Парубок – так на Украине называли молодого человека, парня.

5. Стряпчий - должность мелкого чиновника по выполнению различных поручений.

6. Галушки – отваренные кусочки теста.

7. Камзо л – старинный короткий приталенный мужской жилет.

В материалах урока использованы кадры из к/ф "Ночь перед Рождеством!"

Читайте также: