Сообщение историческая основа повести ночь перед рождеством
Обновлено: 05.07.2024
ХОД УРОКА. І. Организационный момент. II. Повторение изученного на предыдущем уроке.. Фольклорные мотивы, историческая основа повести.
Волость – Сельская территория, подчинённая городу. Заниматься малеванием – Заниматься рисованием. Заседатель – Человек, избранный для участия в работе государственного или судебного заведения.
Капелюхи – Шапка с ушами. Фуражка – головной убор с околышем и козырьком. Кныш - небольшой круглый пирожок с запеченным внутри творогом или другой начинкой: вареньем, или луком со шкварками.
В канун Рождества на Руси соблюдали обычай колядования. Парни и девушки собирались и ходили по домам, распевая песни-коляды и выпрашивали у хозяев угощения и деньги.
Образ Вакулы в повести. - Каким изображён кузнец Вакула? Запишите ключевые слова, которые могут рассказать о характере кузнеца Вакулы. - Чем похож Вакула на героя сказки? (Вакула, как и любой положительный герой сказки, описан крайне скупо, образ его несколько схематичен. Он искусный кузнец и талантливый художник. Герой очень силён, благочестив, набожен. Описания любовных переживаний Вакулы позволяют понять, что это человек, умеющий тонко чувствовать, искренне любить). - То, что Вакула – художник, очень важно для Гоголя.
(В картинах Вакулы отсутствуют полутона и нет ярких деталей. Цветовые контрасты резки и смелы. Это говорит о прямоте нрава, искренности художника.) - Как изображена зимняя ночь в повести? Выразительное чтение эпизодов.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
выявить историческую основу, фольклорные источники и мотивы повести; сформировать представление об образе рассказчика, определить черты сходства и различия героев повести и сказочных персонажей;
воспитывать интерес к личности и творчеству Н.В.Гоголя.
Оборудование: мультимедийная презентация.
І. Организационный момент.
II. Повторение изученного на предыдущем уроке..
Фольклорные мотивы, историческая основа повести.
Продажа души чёрту, поездка на чёртовом коне, анекдот о кузнеце и чёрте, свидание чёрта с ведьмой, полёт ведьмы на помеле через трубу, мотив ведьмы-мачехи.
Украинские былички, бывальщина и легенды (легенда о благочестивом маляре).
Быва́льщина (быль) — в русском народном творчестве краткий устный рассказ о происшествии, случае, имевшем место в действительности, без упора на личное свидетельство рассказчика.
Леге́нда — одна из разновидностей несказочного прозаического фольклора. Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии
Традиции житийной литературы.
Время действия – первая половина 1770-х гг., накануне упразднения императрицей Екатериной II в 1775 г. Запорожской Сечи. В повести упоминается участие запорожцев в войне с турками и покорение Крыма, дан достоверный портрет императрицы.
- Объясните лексические значения слов и словосочетаний: бричка, волость, заниматься малеванием, заседатель, капелюхи, фуражка, кныш.
Бричка – легкая дорожная повозка преимущественно без рессор, иногда с открытым верхом.
Волость – сельская территория, подчинённая городу.
Заниматься малеванием – заниматься рисованием.
Заседатель – человек, избранный для участия в работе государственного или судебного заведения.
Капелюхи – шапка с ушами.
Фуражка – головной убор с околышем и козырьком.
Кныш - небольшой круглый пирожок с запеченным внутри творогом или другой начинкой: вареньем, или луком со шкварками.
- Назовите черты, объединяющие повесть с волшебной сказкой. (В её основе – самый распространённый из сказочных сюжетов: поездка героя в тридевятое царство за волшебным предметом, необходимым для того, чтобы завоевать красавицу. К этому сюжету присоединены ещё два – тоже распространённых: о кузнеце, одолевшем чёрта, и из бытовой сказки – о любовниках, спрятанных в мешки. Как и в настоящей сказке, побеждает добро).
1. Образы Оксаны в повести.
- Когда происходят события в повести?
1.1. Рассказ о сочельнике.
1.2. Рассказчик в повести.
- От чьего лица ведётся повествование?
- Составьте устный портрет рассказчика.
- Как воспринимает происходящее рассказчик? О чём свидетельствуют подробности характеристик, которые он даёт героям повести?
- Назовите героев повести.
- Какие качества Оксаны проявляются в эпизодах:
1.7. Художественный пересказ учащимися эпизода, изображенного на иллюстрации М.С.Родионова. (С.169-172)
- Чем отличается Оксана от положительных героинь народных сказок? (Образы героинь народных сказок схематичны. Оксана – живой человек. Гоголь не идеализирует героиню. Однако в её кокетстве нет ничего отталкивающего. Она выглядит довольно просто, а иногда и комично).
- Похоже ли испытание, придуманное Оксаной для Вакулы, на испытание героя в народных сказках?
2. Образ Вакулы в повести.
- Каким изображён кузнец Вакула? Запишите ключевые слова, которые могут рассказать о характере кузнеца Вакулы.
- Чем похож Вакула на героя сказки? (Вакула, как и любой положительный герой сказки, описан крайне скупо, образ его несколько схематичен. Он искусный кузнец и талантливый художник. Герой очень силён, благочестив, набожен. Описания любовных переживаний Вакулы позволяют понять, что это человек, умеющий тонко чувствовать, искренне любить).
- Что мы узнаём о Вакуле-художнике?
(Вакула красит заборы, расписывает миски, хаты и сундуки, но при этом может и картину нарисовать, и оценить по достоинству европейскую живопись того времени, когда видит её во дворце в Петербурге. Вакула – художник, он посрамляет черта не только крестом, но и искусством, рисуя его в позорном виде.)
- В повести есть несколько выразительных описаний искусства Вакулы. Присутствуют ли на картинах Вакулы детали и полутона? О чём это свидетельствует? (В картинах Вакулы отсутствуют полутона и нет ярких деталей. Цветовые контрасты резки и смелы. Это говорит о прямоте нрава, искренности художника.)
- Как изображена зимняя ночь в повести? Выразительное чтение эпизодов. (Ночь как будто нарисована Вакулой. Она изображена скупо, без полутонов, яркими красками, без лишней детализации. Природа и люди созвучны друг другу.)
IV. Подведение итогов урока.
- Какими изобразил Гоголь Вакулу и Оксану? (Герои искренни и прямодушны. Их образы соответствуют народным представлениям о сказочных героях. В то же время это живые люди, которые наделены определёнными чертами характера).
V. Домашнее задание.
1.Подготовить рассказ о фантастических существах, действующих в повести, с цитированием наиболее значимых фрагментов (Солоха, чёрт, Пацюк).
Цель:
Оборудование: мультимедийная презентация.
І. Организационный момент.
II. Повторение изученного на предыдущем уроке.
Фольклорные мотивы, историческая основа повести.
Продажа души чёрту, поездка на чёртовом коне, анекдот о кузнеце и чёрте, свидание чёрта с ведьмой, полёт ведьмы на помеле через трубу, мотив ведьмы-мачехи.
Украинские былички, бывальщина и легенды (легенда о благочестивом маляре).
Быва?льщина (быль) — в русском народном творчестве краткий устный рассказ о происшествии, случае, имевшем место в действительности, без упора на личное свидетельство рассказчика.
Леге?нда — одна из разновидностей несказочного прозаического фольклора. Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии
Традиции житийной литературы.
Время действия – первая половина 1770-х гг., накануне упразднения императрицей Екатериной II в 1775 г. Запорожской Сечи. В повести упоминается участие запорожцев в войне с турками и покорение Крыма, дан достоверный портрет императрицы.
- Объясните лексические значения слов и словосочетаний: бричка, волость, заниматься малеванием, заседатель, капелюхи, фуражка, кныш.
Бричка – легкая дорожная повозка преимущественно без рессор, иногда с открытым верхом.
Волость – сельская территория, подчинённая городу.
Заниматься малеванием – заниматься рисованием.
Заседатель – человек, избранный для участия в работе государственного или судебного заведения.
Капелюхи – шапка с ушами.
Фуражка – головной убор с околышем и козырьком.
Кныш - небольшой круглый пирожок с запеченным внутри творогом или другой начинкой: вареньем, или луком со шкварками.
- Назовите черты, объединяющие повесть с волшебной сказкой. (В её основе – самый распространённый из сказочных сюжетов: поездка героя в тридевятое царство за волшебным предметом, необходимым для того, чтобы завоевать красавицу. К этому сюжету присоединены ещё два – тоже распространённых: о кузнеце, одолевшем чёрта, и из бытовой сказки – о любовниках, спрятанных в мешки. Как и в настоящей сказке, побеждает добро).
1. Образы Оксаны в повести.
- Когда происходят события в повести?
1.1. Рассказ о сочельнике.
1.2. Рассказчик в повести.
- От чьего лица ведётся повествование?
- Составьте устный портрет рассказчика.
- Как воспринимает происходящее рассказчик? О чём свидетельствуют подробности характеристик, которые он даёт героям повести?
- Назовите героев повести.
- Какие качества Оксаны проявляются в эпизодах:
1.7. Художественный пересказ учащимися эпизода, изображенного на иллюстрации М.С.Родионова. (С.169-172)
- Чем отличается Оксана от положительных героинь народных сказок? (Образы героинь народных сказок схематичны. Оксана – живой человек. Гоголь не идеализирует героиню. Однако в её кокетстве нет ничего отталкивающего. Она выглядит довольно просто, а иногда и комично).
- Похоже ли испытание, придуманное Оксаной для Вакулы, на испытание героя в народных сказках?
2. Образ Вакулы в повести.
- Каким изображён кузнец Вакула? Запишите ключевые слова, которые могут рассказать о характере кузнеца Вакулы.
- Чем похож Вакула на героя сказки? (Вакула, как и любой положительный герой сказки, описан крайне скупо, образ его несколько схематичен. Он искусный кузнец и талантливый художник. Герой очень силён, благочестив, набожен. Описания любовных переживаний Вакулы позволяют понять, что это человек, умеющий тонко чувствовать, искренне любить).
- Что мы узнаём о Вакуле-художнике?
(Вакула красит заборы, расписывает миски, хаты и сундуки, но при этом может и картину нарисовать, и оценить по достоинству европейскую живопись того времени, когда видит её во дворце в Петербурге. Вакула – художник, он посрамляет черта не только крестом, но и искусством, рисуя его в позорном виде.)
- В повести есть несколько выразительных описаний искусства Вакулы. Присутствуют ли на картинах Вакулы детали и полутона? О чём это свидетельствует? (В картинах Вакулы отсутствуют полутона и нет ярких деталей. Цветовые контрасты резки и смелы. Это говорит о прямоте нрава, искренности художника.)
- Как изображена зимняя ночь в повести? Выразительное чтение эпизодов. (Ночь как будто нарисована Вакулой. Она изображена скупо, без полутонов, яркими красками, без лишней детализации. Природа и люди созвучны друг другу.)
IV. Подведение итогов урока.
- Какими изобразил Гоголь Вакулу и Оксану? (Герои искренни и прямодушны. Их образы соответствуют народным представлениям о сказочных героях. В то же время это живые люди, которые наделены определёнными чертами характера).
V. Домашнее задание.
1.Подготовить рассказ о фантастических существах, действующих в повести, с цитированием наиболее значимых фрагментов (Солоха, чёрт, Пацюк).
В данном уроке рассказывается о начале писательского пути Николая Васильевича Гоголя и одном из первых его произведений.
План урока:
Краткая биография Н.В. Гоголя
Николай Гоголь родился в семье мелкопоместного дворянина в малороссийском городке Великие Сорочинцы 20 марта 1809 г. Рос мальчик в имении отца Васильевке неподалеку от села Диканька. Его отец Василий Афанасьевич получил духовное образование, но служил в армии, после был чиновником в почтовом ведомстве. Выйдя в отставку, жил в своем имении, посвятив себя семье. Велико было влияние отца на формирование личности сына: глава семейства был знатоком родной культуры и поэзии, человеком с литературным талантом и чувством юмора, написал несколько комедий о малороссийской жизни, которые ставились в домашнем театре. Благодаря матери и бабушке, которые были прекрасными рассказчицами, Гоголь с раннего детства был знаком с народными поверьями, приметами, преданиями и сказками. Много загадочных и сказочных историй он слышал во время народных гуляний, на ярмарках, на вечерних посиделках.
Таким персонажем стал рассказчик – пасечник Рудый Панько, в этом прозвище был намек на истинного автора. Рудый – значит рыжий, у Гоголя были рыжеватые волосы. Панько – имя деда Гоголя. Так Рудый Панько стал литературной маской Гоголя.
В доме на пасеке вечерами собираются любители поговорить и рассказывают свои истории, особым талантом рассказчика выделился дьякон церкви в Диканьке, который поведал сюжеты для трех повестей. Сам хозяин был не только рассказчиком, но и стал составителем сборника, его издателем, написал предисловие. Образ Рудого Панька позволил объединить реалистические, комические, мистические повести в единую книгу.
В повестях изображение реалий сельской малороссийской жизни тесно переплетено с таинственным мифическим миром, заимствованным из устного народного творчества. Гоголь создал поэтический образ родной ему Малороссии с ее вольнолюбивым веселым народом, пленяющими своей красотой пейзажами, неповторимой атмосферой народных сказок, песен, поверий, примет, преданий. Автор сумел передать представления народа о таинственных явлениях, нечистой силе, потусторонней жизни.
Панорама сельской жизни: обряды, поверья, обычаи рождественского праздника
Оставшаяся дома его дочь Оксана любовалась собой в зеркале, принаряжаясь. К девушке зашел влюбленный в нее Вакула. Избалованная красавица любила посмеяться над ним. В досаде кузнец по ошибке вытолкал заблудившегося в темноте и вернувшегося Чуба из его же дома. Подгулявший Чуб подумал, что забрел в чужую хату и узнал кузнеца. Сообразив, что Вакула не у себя дома, решил заглянуть к его матери Солохе.
Оксана заметила на одной из забежавших к ней подружек красивые черевички. Вакула пообещал добыть ей редкой красоты черевички. Девушка перед подругами дала обещание, если он привезет ей черевички, как у царицы, то станет его женой.
А к веселой Солохе стали наведываться гости. Сначала увязался за вдовушкой черт, который с появлением сельского головы [2] затаился в мешке из-под угля. Едва голова принялся за угощение, как донесся из-за двери голос дьяка, и ему тоже пришлось спрятаться в мешке. У дьяка не осталось иного выбора, как тоже лезть в мешок, потому что явился Чуб. И этого ухажера Солоха тоже запихнула в мешок из-за вернувшегося Вакулы. Кузнец, решив прибраться, выносит мешки из хаты. Оставив себе самый маленький мешок, подумав, что в нем инструменты, он крикнул гуляющей толпе слова прощания и уходит, не ведая, что несет за спиной черта. По Диканьке поползли слухи, что кузнец повредился умом, повесился или утопился.
Оседлав черта, он летит в Петербург, встречается с запорожскими казаками, которые везли царице прошение. С запорожцами кузнец попадает во дворец на прием к Екатерине II, у которой простодушно просит башмачки. Царица, удивленная просьбой, ее выполняет.
Вернувшись в Диканьку, Вакула понимает, что Оксана его любит. Он преподносит подарки Чубу и сватает его дочь. После женитьбы кузнец построил себе новую хату, нарисовал еще одну картину про черта, изобразив его в омерзительном виде.
Фольклорная основа, своеобразие языка повести
Образы Вакулы, Оксаны
Вакула и его возлюбленная Оксана похожи на героев народных сказок. Смелый молодец полюбил капризную красавицу, которая придумала для него испытание: достать черевички, как у царицы. Путешествие для отважного героя оказывается непростым, но он подчинил своей воле черта и слетал на нем в столицу. Вернувшийся чудесным образом Вакула с черевичками царицы посватался к преобразившейся красавице. Завершение любовной истории напоминает счастливый конец сказки.
Вакула и Оксана
Художественное своеобразие языка повести, не похожего на литературный язык произведений иных писателей, помогает познать глубины народной культуры. Автор словно спрятался за рассказчика повестей Рудого Панька – носителя колоритной речи, которая пестрит украинизмами и просторечиями. Но в описаниях природы лирический язык и использование книжных оборотов речи указывают на образованного рассказчика, который в душе поэт-романтик. Отличительной особенностью языка повести является искрометный юмор и комическая игра слов в описании персонажей, их речи. Излюбленным юмористическим приемом Гоголя стала гипербола. Например, в описании Пацюка говорится, что этот запорожец наедался как шесть мужиков, пил сразу по ведру, был так толст, что не мог пролезть в двери.
В образе Оксаны представлена беспечная, легкомысленная и привередливая девушка. Она единственная избалованная дочь зажиточного козака Чуба. Оксана красива, у нее было много поклонников, которые не выдерживали ее капризов. Только Вакула, над которым она потешалась, был терпелив. В разлуке Оксана осознала, как ей дорог Вакула, когда до нее дошли слухи о его гибели, стала винить себя в неразумном поведении. Ведь не нужны ей были черевички, а дорога была любовь кузнеца.
Фантастические образы сил зла, их существование в мире людей
В этой компании нечисти самым безвредным оказался хитроумный и неразговорчивый колдун Пацюк, который внешним видом и образом жизни напоминал запорожского казака. Он был настолько ленив, что ему просто неохота творить зло. Своими чарами он пользуется для поедания галушек [6] и вареников, ему лень протянуть руку и есть ложкой, еда сама залетает ему в рот.
Исторические личности и подлинные события в сюжете
Запорожцы во дворце
Словарь
1. Дьячок – церковный служитель низшего звания.
2. Сельский голова – староста, главная выборная должность в украинском селе.
3. Колядовать – обрядовые песнопения накануне Рождества.
4. Парубок – так на Украине называли молодого человека, парня.
5. Стряпчий - должность мелкого чиновника по выполнению различных поручений.
6. Галушки – отваренные кусочки теста.
7. Камзо л – старинный короткий приталенный мужской жилет.
В материалах урока использованы кадры из к/ф "Ночь перед Рождеством!"
Читайте также: