Сообщение о мифологии любого другого народа 5 класс

Обновлено: 18.05.2024

- дать представление об активном влиянии мифов на культуру человечества.

Оборудование:

Словарная работа: миф, мифология.

План урока:

II.Проверка домашнего задания

III.Вступительное слово учителя

V.Беседа и комментарии учителя

VII. Мифы о сотворении мира.

ВложениеРазмер
Разработка урока 29.66 КБ
Прзентация к уроку 1.42 МБ

Предварительный просмотр:

5 класс. Литература

- показать природу мифа как форму познания и эстетического освоения окружающего мира;

- дать представление об активном влиянии мифов на культуру человечества.

Словарная работа: миф, мифология.

II.Проверка домашнего задания

III.Вступительное слово учителя

IV.Работа с терминами

V.Беседа и комментарии учителя

VI. Работа по карте.

VII. Мифы о сотворении мира.

II.Проверка домашнего задания

1. Проверка знания учащимися определений основных тропов: эпитета, сравнения, метафоры; приведение примеров

2.Беседа по вопросам и заданиям 1-4 (с.7)

III.Вступительное слово учителя

Задумывались ли вы когда-нибудь, почему погоны военных врачей и вывеска аптек украшаются чашей со змеёй? (Атрибуты бога врачевания Эскулапа) . Почему над Большим театром в Москве и театром драмы имени Пушкина в Санкт-Петербурге мчатся квадриги с бронзовым Аполлоном? (Аполлон- покровитель искусства). Почему портик Государственного Эрмитажа поддерживают могучие атланты? (Атланты – титаны, держащие на своих плечах небесный свод).

Откуда в нашем языке название месяцев январь, март, май, июнь? (Напоминание о римских богах Янусе, Марсе, Майе, Юноне). Как появились обозначения таких, например, химических элементов, как гелий, уран, плутоний, планет Солнечной системы: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн и др.

Источник всего, о чем мы сейчас говорим, один – мифология.

IV.Работа с терминами

Мифы — устные предания о древних временах — родились в первобытную эпоху, на заре человечества. Древний человек жил в постоянном общении с природой. Отовсюду его подстерегала опасность: в лесу — дикие звери, с небес — молния, грозящая пожаром. Продолжительная засуха или проливные дожди губили посевы, грозя голодом… Человек пытался приручить стихии, а для этого нужно было их объяснить. Ему хотелось знать, как появилась земля и все, ее населяющее, почему день сменяет ночь, а на смену теплу приходит холод, откуда взялся огонь и почему люди смертны.

Объясняя мир вокруг себя, он опирался на собственный житейский опыт. Он считал, что природа — живое существо, а значит, у нее есть пора юности — весна, зрелости — лето, увядания — осень. Зимой природа замирает, умирает. Мир одет белым саваном. Так рождался миф.

Таким образом, миф — объяснение картины мира на основе имевшихся у человека знаний и опыта. Миф обычно имеет форму фантастического рассказа.

Научная ценность мифа утрачивалась по мере того, как человек постигал и осваивал мир, но его поэтическая сторона и сегодня не потеряла своей прелести.

Тематика мифов разнообразна, как разнообразен сам мир. Древние объясняли для себя происхождение мира, загадки жизни и смерти, постоянные изменения явлений природы, поведение животных, сохраняли для потомков сказания о подвигах героев.

Совокупность мифов называется мифологией. Своя мифология, так же как и своя история есть у любого народа- это разветвленная система богов, отвечающих за природные явления, это свои герои, память о которых древние считали необходимым передать потомкам. Существуют греческие, арабские, индийские, славянские и другие мифы.

Мир существовал по тем же основным законам, что действуют и теперь, только законы эти еще никем не были открыты. Вся огромная работа познания мира человечеству только еще предстояла. И первые гипотезы о происхождении мира и человека, о законах жизни оказались на столько интересными, прекрасными, поэтичными, правдоподобными, что мы до сих пор с удивлением и радостью обращаемся к наивности и мудрости древних дюдей, создавших эти гипотезы, впоследствии отвергнутые наукой, но ставшие бесконечным, неиссякаемым источником искусства и литературы.

V.Беседа и комментарии учителя

- Какие вопросы, волновавшие древних, волнуют и нас, современных людей?

Вопросы происхождения мира, человека, вопрос о сущности мира, вопросы добра и за, вопросы границ возможностей человека. Поэтому и интересны нам мифы древних народов. Эти мифы рассказывают нам, как жили, во что верили наши далекие предки, как объясняли и понимали мир.

- Можно ли назвать мифы сказками? Как вы думаете что общего между мифом и сказкой? А чем они различаются?

Сказка, как и миф, - произведение устного народного творчества. И сказка, и миф созданы фантазией народа. Мифы создавались как правдивые рассказы о том, что действительно было, с точки зрения древнего человека. Сказка же создавалась с установкой на вымысел, сказка сознательно создавала новую, фантастическую, выдуманную реальность.

VI. Работа по карте.

Давайте посмотрим на географию основных мифологий мира.

(На доске развернутая карта мира, на которую учитель прикрепляет примеры различных (основных) мифологий мира).

  1. Для индейцев Северной Америки койот – священное животное. Благодаря ему луна и солнце освещают мир.
  2. Один – бог победы, верховный бог викингов. Он забирает к себе воинов, павших в битве.
  3. Греки именуют царя богов – Зевс. Римляне зовут его Юпитер.
  4. Луг – кельтский бог света, он храбрец, силач, музыкант и волшебник.
  5. Ра – верховный бог Египта, бог солнца. Он не должен останавливать свой бег по небу, иначе мир погрузится во тьму.
  6. Вишну – один из трёх богов в Индии, стоит у колыбели мира.
  7. В Австралии Радужный змей – создал природу.
  8. На Руси – Сварог дал жизнь солнцу. (Даждьбогу), Перуну, Яриле.
  1. Вывод.

- Посмотрите, ребята, везде, на всех континентах, люди рассказывали предания, которые описывают деяния богов и помогают объяснить тайны мира.

VII. Мифы о сотворении мира.

Повсюду людей волновали одни и те же вопросы. Что было до того, как появились небо и земля? Откуда взялись первые боги? Многие мифы повествуют о том, что в самом начале мир представлял собой только безбрежную водную гладь. Так считали, например, жители Японии и Месопотамии. Другие народы полагали, что мир возник из пустоты: викинги думали, что он появился из ледяной бездны, греки утверждали, что из хаоса. В мифологиях разных народов, включая индийцев, финнов, китайцев, распространен образ мирового яйца, из которого возникла Вселенная или бог – творец.

  1. Беседа по вопросам.
  1. Вспомните, как повествуют о создании жизни на земле славянский “Народный миф о Солнце” и индийский миф “Творение”.
  2. Найдите общую черту в этих мифах. ( Эти мифы объясняют, как зародилась жизнь на земле).
  3. Найдите основное отличие этих мифов. Как по-разному они смотрят на место человека в мире? (В индийском мифе человек – равноправное существо между всех живых существ. В славянском мифе – человек отмечен богом от всех живых существ, светом разума и способностью к речи.)

А сейчас нам представит свой проект …..Он расскажет нам ещё один славянский миф о творении “Сказание о Первоводе”.

Вывод: Вот ребята, мы познакомились с ещё одним мифом о творении. Так себе объясняли наши предки возникновение воды на Земле.

- Итак, давайте ещё раз повторим, о чем же рассказывают нам мифы о сотворении мира. (Мифы о сотворении мира повествуют нам о том, как появился мир на Земле, как появились небо и звезды, солнце и облака, откуда на Земле появились звери, птицы, откуда появился человек.)

Учитель: А сейчас, в подтверждении этих слов, следующий ученик ……….представит свой проект: “Миф о герое Кухулине” . Это герой кельтских мифов, он самый знаменитый герой ирландских саг.

А теперь послушаем защиту следующего проекта. Его представит ……… “Миф о благородном боге Индре” . Индра – самый великодушный и почитаемый бог в древней Индии.

Вывод: Ребята, мы познакомились с еще двумя мифологическими героями: Отчаянным смельчаком и силачом героем Кухулином и великим и могучим богом Индрой.

Давайте посмотрим, что общего у этих двух героев мифов? Какими чертами наделены оба эти героя? (Сила, мужественностью, честь и благородство. Стремление помогать людям).

Ребята, сегодня на уроке мы с вами смогли “окунуться в безбрежное море”, “сокровищницы мировой культуры”. Мы говорили о мифологии, великом и прекрасном творении древних цивилизаций.

А сейчас, в заключении урока я хотела, чтобы вы ответили на некоторые вопросы (вопросы на доске)

  1. Из какого языка пришло слово миф? Что оно означает? ( Слово “ миф” - греческое и означает “предание”, “сказание”).
  2. Кто был создателем мифов? ( Создателем мифов были древние народы).
  3. О чем рассказывалось в мифах? (В мифах повествуется о происхождении мира и человека, а также о деяниях древних богов и героев).
  4. Какие вопросы, волновавшие наших предков, до сих пор тревожат умы человечества? (Вопросы чести, долга, нравственности).
  5. Чем интересны мифы древних народов нам, современным людям? (Они рассказывают о том, как жили, во что верили, как понимали мир наши предки).

А теперь, ребята, давайте прочитаем слова Д.С. Лихачева, которые вынесены эпиграфом к нашему уроку:

“Глубокое проникновение в культуру прошлого и культуру других народов сближает времена и страны”.

  1. Как вы понимаете эти слова? (Читая мифы разных народов, мы глубже узнаем культуру и верования людей. Знакомясь с ними, мы лучше понимаем их нравы и обычаи, а понимание – это ключ к доверию)
  1. Заключение.
  1. Изображая своих богов и героев, древние люди воплощали в них самые лучшие и самые благородные качества человека.
  2. Положительные герои наделялись беззаветной отвагой, благородным мужеством, великой силой.
  3. Враги же – коварством, подлым вероломством, омерзительной жадностью.
  4. Но везде и всегда – Добро побеждает Зло. Честь и мужество одерживает верх над низостью и трусостью.
  5. Благородство и любовь всегда побеждает коварство и жадность. Эти непреложные истины доходят к нам через века. Прошли тысячи лет, многие древние цивилизации стерты с лица Земли, но Великие идеи Света, Добра и Чести и сегодня являются самыми актуальными, самыми современными!

2. Написать сочинение – миниатюру на тему: “Какой герой мифологии кажется мне самым отважным и почему”.

Мифология – наука, развивающаяся в русле филологических наук, а также соприкасающаяся с историей, психологией, этнографией, изобразительным искусством, археологией и другими отраслями знания.

Предметом её изучения в филологическом аспекте является устное словесное творчество народов разных стран на раннем этапе становления национального сознания и формирования представлений о культуре.

Базовым понятием мифологии является миф – как древнее народное сказание об исторических событиях и героях. Особенностью мифов является переплетение подлинных и вымышленных фактов. Хотя герои мифических сказаний мыслились как реально существовавшие личности, это не мешало сочинителям параллельно с ними создавать образы богов, демонических существ.

Например, в греческих мифах наряду с образом Геракла создан лик змееволосой Горгоны; в русских мифах-былинах действует богатырь Илья Иванович из Мурома и Соловей-разбойник. Очевидное сходство со сказкой делает чтение мифов увлекательным занятием.

Мифология – это также собрание мифов определённого народа или этнической группы народов, например: индийская, славянская, скандинавская… мифология.

Споры между сторонниками теории креационизма и эволюционной теории не утихают и по сей день. Однако в отличие от теории эволюции, креационизм включает в себя не одну, а сотни различный теорий (если не больше).

Миф о Пань-гу


У китайцев есть свои соображения о том, как возник мир. Самым популярным мифом можно назвать миф о Пань-гу, человеке-гиганте. Сюжет следующий: на заре времен Небо и Земля были близки друг к другу настолько, что сливались в единую черную массу.
По легенде, эта масса представляла собой яйцо, а внутри него жил Пань-гу, причем жил долго – многие миллионы лет. Но в один прекрасный день такая жизнь ему надоела, и, помахав увесистым топором, Пань-гу выбрался из своего яйца, расколов его на две части. Эти части впоследствии стали Небом и Землей. Роста он был невообразимого – эдак с пятьдесят километров в длину, что, по меркам древних китайцев, составляло расстояние между Небом и Землей.
К несчастью для Пань-гу и к счастью для нас, колосс был смертным и, как и все смертные, умер. А потом Пань-гу разлагался. Но не так, как это делаем мы. Пань-гу разлагался по-настоящему круто: его голос превратился в гром, его кожа и кости стали твердью земной, а его голова стала Космосом. Так, его смерть дала жизнь нашему миру.

Чернобог и Белобог

Армянская дуальность



Армянские мифы напоминают славянские и также повествуют нам о существовании двух противоположных начал – на этот раз мужского и женского. К сожалению, миф не дает ответа на вопрос, как был создан наш мир, лишь объясняет, как все вокруг устроено. Но от этого менее интересным он не становится.
Итак, вот краткая суть: Небо и Земля – это муж и жена, которых разделил океан; Небо – это город, а Земля – кусок скалы, которую держит на своих огромных рогах не менее огромный бык – когда он качает рогами, земля трещит по швам от землетрясений. Вот, собственно, и все – так армяне представляли себе Землю.
Существует и альтернативный миф, где Земля находится посреди моря, а вокруг нее плавает Левиафан, пытаясь ухватиться за собственный хвост, и его бултыханиями также объясняли постоянные землетрясения. Когда же Левиафан наконец цапнет себя за хвост, жизнь на Земле прекратится и наступит апокалипсис. Приятного дня.

Скандинавский миф о ледяном гиганте


Казалось бы, что между китайцами и скандинавами нет ничего общего — ан нет, у викингов тоже был свой гигант — первоначало всего, только звали его Имир, и был он ледяной и с дубиной. До его появления мир был разделен на Муспельхейм и Нифльхейм – царства огня и льда соответственно. А между ними простирался Гиннунгагап, символизировавший абсолютный хаос, и там от слияния двух противоположных стихий был рожден Имир.
А теперь ближе к нам, к людям. Когда Имир вспотел, то вместе с потом из его правой подмышки вылезли мужчина и женщина. Странно, да, мы это понимаем — ну вот такие они, суровые викинги, ничего не поделаешь. Но вернемся к сути. Мужчину звали Бури, был у него сын Бёр, а у Бёра было три сына – Один, Вили и Ве. Три брата были богами и правили Асгардом. Этого им показалось мало, и решили они прадедушку Имира убить, сделав из него мир.
Имир был не рад, но его никто не спрашивал. В процессе он пролил немало крови – достаточно, чтобы заполнить ею моря и океаны; из черепа несчастного братья сотворили небесный свод, кости ему переломали, сделав из них горы и булыжники, а из развороченных мозгов бедного Имира сделали облака.
Сей новый мир Один и компания тут же решили заселить: так они нашли на берегу моря два прекрасных дерева – ясень и ольху, сделав из ясеня мужчину, а из ольхи – женщину, тем самым дав начало человеческой расе.

Греческий миф о шариках



Как и многие другие народы, древние греки считали, что до того, как появился наш мир, вокруг был лишь сплошной Хаос. Не было ни солнца, ни Луны – все было свалено в одну большую кучу, где вещи были неотделимы друг от друга.
Но вот пришел некий бог, посмотрел на царящий вокруг беспорядок, подумал и решил, что нехорошо все это, и взялся за дело: отделил холод от тепла, туманное утро от ясного дня и все в таком роде.
Затем он принялся за Землю, скатав ее в шарик и разделив этот шарик на пять частей: на экваторе было очень жарко, на полюсах – крайне холодно, а вот между полюсами и экватором – в самый раз, комфортнее не придумаешь. Дальше из семени неизвестного бога, скорее всего Зевса, у римлян известного как Юпитер, был создан первый человек – двуликий и тоже в форме шарика.
А потом его разорвали надвое, сделав из него мужчину и женщину – будущих нас с вами.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Мифы народов мира, 5 класс

Миф (от греческого – слово, речь) – предание, передающее представление древних народов о происхождении мира.

Совокупность мифов, созданных народами мира; наука, изучающая мифы, называется мифологией.

Древний человек наделял окружающий мир – явления природы, животных, предметы – свойствами, которыми обладали сами люди. В его представлениях живым было всё существующее: растения и камни, вода и небо. Человек пытался определить своё место в жизни, что и привело к созданию мифов. Люди верили в мифы.

Тематика мифов разнообразна. Самыми ранними были мифы о животных. Это объясняется тесной связью мира животных с жизнью человека. Создание календарных мифов было порождено условиями постоянных перемен в природе. В процессе развития народов возникали мифы о создании земли, о конце света, героические мифы.

Мифы создавал каждый народ. Существуют египетские, древнегреческие, римские, скандинавские, арабские, индийские и другие мифы. Мифы любого народа в образной, подчас фантастической форме отражают как исторические события, так и вымышленные. Их цель – показать, что добро всегда сильнее зла.

Особое место в мифологии человечества занимают мифы о сотворении мира. Например, в финских мифах рассказывается о том, что мир сотворил бог из яйца, снесённого уткой. Из скорлупы был создан небесный свод, из желтка – земля, а из белка – вода.

Древние италийские племена, обитавшие на Апеннинском полуострове, одушевляли окружающую их природу. Люди верили, что животные, растения, камни, явления природы обладают некой магической силой, которую называли нуминой и различными обрядами призывали её служить им. Одушевление природы привело к созданию божеств, обладавших властью над окружающим миром, в том числе над военными действиями, охотой, бракосочетанием, рождением и смертью людей. Но эти божества не имели конкретного образа. От той древней мифологии до нашего времени дошло немногое, например, пенаты – боги-хранители домашнего очага, двуликий Янус – бог движения вперёд-назад, квирин – бог военных действий. Исторические эпизоды зарождения Рима также стали легендами.

Каждый народ вносит в собственную мифологию те особенности, которые определяют его жизнь: природные и климатические условия, сложившиеся общественные отношения.

Предлагаю познакомиться с отдельными мифами народов мира.

Шамаш (Месопотамия)

Бог Солнца и правосудия. Бог Шамаш днём посылал свет Солнца на землю, обеспечивая плодородие полям, а людям – благосостояние. Сияние Шамаша вскрывало все злодеяния, что позволяло этому богу предвидеть будущее. Считалось, что он освобождает пленных и воскрешает мёртвых, за что его почитали как судью, хранителя справедливости и истины. Утром два стража, люди-скорпионы, открывали ворота огромной горы Машу, и Шамаш поднимался в своей золотой колеснице на небо. Вечером он вновь скрывался в недрах горы, передавая власть на земле богу Луны Сину. Ночью Шамаш проходил сквозь землю к воротам в Царство мёртвых, принося мертвецам свет, питьё и еду, а утром снова восходил из горы. Чаще всего Шамаша изображали в виде старца с длинной бородой и высоким тюрбаном на голове, с лучами солнца за спиной и серповидным зубчатым ножом в руке.

Гор (Древний Египет)

Бог света. Рождение Гора произошло чудесным образом. Его отец, царь Египта Осирис, был коварно убит своим братом – злым богом Сетом, который разрубил его тело на части, а затем разбросал по всему Египту. Богиня Исида, оплакав погибшего мужа и собрав его останки, в виде соколицы опустилась на них. Она сумела извлечь из останков супруга живительную силу и вскоре родила сына Гора, который должен был отомстить за смерть отца. Исида удалилась в болотистые места дельты Нила, где тайно вскормила и вырастила сына. Когда Гор вырос, то потребовал у Сета вернуть ему власть над Египтом как единственному наследнику царя Осириса. В битве Сет выбил у Гора волшебное око, но всё-таки был побеждён. Гор дал проглотить отцу своё око, и тот ожил. Воскресший Осирис передал трон в Египте сыну, а сам стал царём загробного мира.

Гор изображался в виде человека с головой сокола, с высокой короной, побеждающего крокодила – олицетворение злых сил. Гор был также покровителем царской власти, а фараоны являлись его служителями. У древних греков Гору соответствовал бог света Аполлон.

Гиацинт (Древняя Греция)

Сын царя Спарты, друг бога Аполлона. Аполлон часто наведывался в Спарту к своему другу Гиацинту. Вместе они охотились, упражнялись в гимнастике – любимом занятии спартанцев.

Однажды Аполлон и Гиацинт состязались в метании диска. Диск Аполлона взлетел высоко-высоко, к самым облакам. Гиацинт помчался к тому месту, где он должен был упасть. Но диск, ударившись о землю, отскочил от неё и попал юноше в голову. Из раны хлынула кровь. Аполлон попытался остановить её, но не сумел, Гиацинт умер, его душа отлетела в царство Аида.

После чего из крови юноши вырос прекрасный цветок – гиацинт.

Янус (Древний Рим)

У него было два лица – одно вперёд, другое назад. Римляне рассматривали двуликость Януса как торжественное движение вперёд и счастливое возвращение назад. Януса почитали также как бога всех начинаний. Считается, что он научил людей кораблестроению, возделыванию земли и выращиванию овощей. Позднее культ Януса сменился культом Юпитера.

Рюбецаль Германия)

Дагда (Ирландия)

Один из главных богов племён богини Дану. Дагда был ирландским богом-великаном и мог съесть столько пищи, сколько хватило бы на пятьдесят человек. Он был владельцем неиссякаемого котла, в котором каждый находил себе еду. С собой он всегда носил восьмизубую палицу, которая была столь тяжела, что её могли поднять только восемь мужчин, поэтому палицу приходилось возить на колесе, которое оставляло в земле глубокую борозду. Ещё у Дагда была волшебная арфа. И когда он играл на ней, времена года шли установленным чередом. Дагда покровительствовал хорошим урожаям и обладал безграничной властью над природными стихиями: грозой, молнией, градом, дождями. Его считали мудрым, всеведущим чародеем и великим воином. Дагда требовал беспрекословного подчинения и вёл племена богини Дану в бой, одним концом своего оружия он разил врагов, а другим – возрождал к жизни мёртвых.

Мокошь (Древняя Русь)

В некоторой степени Мокошь напоминает греческих богинь судьбы – мойр, прядущих нить жизни. Но греческих богинь три, поэтому и Мокоши прясть пряжу судеб помогали её младшие сёстры – Доля и Недоля. Они связывали последовательно белые и чёрные нити, которые определяют счастливые и несчастливые годы жизни человека. Священным днём Мокоши считалась пятница, когда нельзя было заниматься прядением.

Читайте также: