Современная школьная форма сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Школьная форма — обязательная повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в школе и на официальных школьных мероприятиях вне школы.

Сейчас в России ведется много споров о том, нужна ли школьная форма ученикам и что она дает: повышает дисциплину и успеваемость или, напротив, лишает индивидуальности и мешает формированию полноценной личности. Об этом спорят родители и учителя, журналисты и психологи. А дети тем временем ходят в школу в чем попало - в спортивных костюмах и мини-юбках, свитерах и топиках. В том, что нравится им самим и что по карману родителям.

Школьная форма существовала в нашей стране достаточно долгое время и свою историю забывать не стоит.

Еще в знаменитом Смольном институте благородных девиц каждому возрасту было приписано носить свой цвет платья: для воспитанниц 6–9 лет – коричневый, 9–12 лет – голубой, 12–15 лет – серый и 15–18 лет – белый. Существует предание, что костюмы учениц придумала сама императрица Екатерина II.

1834. Принят закон, который утвердил общую систему всех гражданских мундиров в империи. В эту систему вошли гимназический и студенческий мундиры. Фасон школьной формы для мальчиков менялся вместе с фасоном платья в 1855, 1868, 1896 и 1913 годах.

1896. Утверждено положение о гимназической форме для девочек.

1. 1. Школьная форма в СССР

Униформа (по Ожегову) - суть форменная одежда. Форма имеет то же самое значение. ФОРМЕННАЯ ОДЕЖДА - это единая по покрою, единая по цвету одежда, установленная для определенной категории лиц. Форменная одежда прежде всего выступает прежде всего как знак различия. Наличие других индивидуальных знаков различия только подчеркивает ее функциональность. Форменная одежда никогда не шла в ногу с модой. Школьная форма советского периода - являлась истинной форменной одеждой или формой.

В 1918 году после революции гимназическая форма в России была отменена.

Старая форма считалась символом принадлежности к высшим сословиям, а с другой стороны — форма символизировала абсолютную несвободу ученика, его униженное и подневольное положение. Но у этого отказа от формы была и другая сторона — бедность народа. Ученики ходили в школу в том, что могли предоставить им родители.

В советское время школьная форма была обязательной для каждого школьника, но она несколько раз менялась.

Существовало несколько моделей. У девочек — классическое коричневое платье с чёрным (повседневным) или белым (для торжественных мероприятий) фартуком, завязывавшимся сзади на бант. Школьные платья были скромно украшены кружевными отложными воротничками и манжетами. Ношение воротника и манжетов было обязательным.

В дополнение к этому девочки могли носить чёрные или коричневые (повседневные) или белые (парадные) банты. Банты других цветов по правилам не допускались. В целом, форма для девочек практически полностью копировала форму российской дореволюционной женской гимназии, за исключением того, что гимназистки носили соломенные шляпки.

Самые незначительные эсксперименты с длиной или иными параметрами школьной формы сурово карались администрацией учебного заведения.

1962. Мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах. Форма для девочек осталась старая.

1973. У мальчиков с середины 1970-х серые шерстяные брюки и курточки были заменены на брюки и куртки из полушерстяной ткани синего цвета. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки с погончиками на плечах и нагрудными карманами с клапанами в форме фигурной скобки. Куртка застёгивалась на алюминиевые пуговицы. На боковой части рукава была нашита эмблема из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем — символ просвещения.

В начале 1980-х (1976г. ) была введена форма для старшеклассников: юбка и жакет из синей полушерстяной ткани. Такую форму начинали носить с восьмого класса. Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало ненамного выше колен.

Обязательным дополнением к школьной форме, в зависимости от возраста ученика, были октябрятский (в начальных классах), пионерский (в средних классах) или комсомольский (в старших классах) значки. Пионеры должны были также обязательно носить пионерский галстук.

В 1988 году для Ленинграда, районов Сибири и Крайнего Севера было разрешено ношение синих брюк в зимнее время. В этом же году некоторым школам разрешили в порядке эксперимента отказаться от обязательного ношения школьной формы.

В сентябре 1991 года ношение пионерских галстуков и октябрятских значков было отменено в связи с упразднением Пионерской организации СССР.

Обязательное ношение школьной формы в России было отменено весной 1992 года.

1. 2. Современная Россия

Перестройка изменила отношение к школьной форме. Ее стали считать одним из средств подавления индивидуальности, которое мешает гармоничному развитию личности. От школьной формы отказались, и какое-то время она в российских школах отсутствовала вообще. Однако затем школьная форма вновь стала возвращаться – только теперь уже на уровне отдельных школ, как своеобразная корпоративная одежда, которая служит знаком отличия учеников данной школы от всех остальных.

Запрет снят, ходить можно в чем угодно, лишь бы одежда была чистой. Подростки большую часть своего времени проводят в стенах школы, и им не все равно, в чем предстать перед одноклассниками. Возросли требования детей купить новый наряд, в соответствии с веяниями моды. Ходить всю неделю в школу в одном и том же наряде неприлично, так же как и на работу. Психологи, размышляя на тему социального неравенства, считают, что отсутствие единой школьной формы только подчеркивает это неравенство.

Сейчас существуют очень разные мнения о необходимости школьной формы. Год назад

Министерство образования России проводило опрос школьников, родителей и учителей. Среди подростков только 38% проявили интерес к форме, остальные высказались резко против. Большинство взрослых считают, что униформа нужна, она приучает детей к дисциплине, развивает дух корпоративности. Школьная форма - это не столько наряд, сколько повседневная одежда, в которой ребенок ходит пять дней в неделю. Идеальный вариант - это красивая, удобная и недорогая форма, состоящая из нескольких аксессуаров для разных времен года.

Многие школы заключают контракт со швейными фабриками. При этом учителя и родители (дети тоже принимают участие) определяют стиль, выбирают фасон, цвет формы.

Детские психологи советуют:

• выбирать спокойные, приглушенные цвета и не использовать прямые цвета радуги, они повышают утомляемость у детей, могут спровоцировать скрытое раздражение;

• сочетание цветов типа черное-белое лучше избегать, такой резкий контраст сильно утомляет зрение и даже может вызвать головную боль;

• наиболее подходящими считаются бежевый или разбавленный зеленый цвет;

• специалисты рекомендуют для девочек не платья, а именно юбки с жакетами, сарафан и нарядные кофточки, которые нужно менять каждый день;

• для мальчиков классический костюм-тройка. Ткань лучше выбирать без синтетических добавок – они аккумулируют статическое электричество;

• рекомендуется форма из хлопка и льна для осени и весны, а шерсть и кашемир для зимы.

За последние 100 лет понятие дресс-код перекочевало из Лондона во все крупные города мира. Это понятие активно используют.

Dress-code в переводе с английского означает "одежный код", то есть профодежда или униформа. Если в школе, гимназии или колледже принято носить форму, то данная одежда - dress-code. Деловой стиль – одежда для работы и важных встреч. Основные характеристики стиля: солидный, уверенный в себе, привлекательный, внушающий доверие, элегантный. Это одежда, не обращающая на себя внимания. Наиболее деловыми цветами костюма и платья считаются темные: темно-синий, темно-серый, коричневый, черный, сине-зеленый; светлые: бежевый, светло-серый.

II. Основная часть.

Мы провели анкетирование среди учащихся 2, 3 и одного 4 класса, а также родителей.

1. Стоит ли перед вами проблема: в чём пойти в школу?

2. Нужна ли форма ученикам начальной школы?

4. Нужна ли в начальной школе форма? (Взрослым)

Из диаграмм видно, что перед многими детьми стоит проблема выбора одежды в школу – это 43% опрошенных. Хотят носить форму – 51 % опрошенных, 48% не желают, 1% относится нейтрально.

На основании прочитанной литературы и опроса, мы выяснили, что школьная форма имеет свои плюсы и минусы.

Плюсы школьной формы:

• Форма помогает избежать видимые признаки социального различия среди детей и подростков и не так заметна разница в доходах их семей.

• Школьная форма дисциплинирует. Дизайн любой формы строгий и деловой, не допускающий вольностей и не отвлекающий учеников от основного занятия – изучения школьной программы.

• Она, как и всякая корпоративная одежда, способствует сплочению коллектива.

Минусы школьной формы:

• Скрыть полностью социальную разницу никакая форма не может. Есть еще обувь, косметика и парфюмерия, ювелирные украшения, мобильные телефоны и так далее и тому подобное. Дети из более состоятельных семей всегда найдут способ подчеркнуть свой социальный статус. К тому же большую часть жизни дети и подростки проводят вне школы, и тут они в любом случае носят свою обычную одежду, а не единую форму.

• Форма – это подавление индивидуальности. Для детей и подростков невозможность выразить себя в одежде может быть довольно чувствительным стрессом, мешающим полноценному и гармоничному развитию личности.

• Еще один минус касается родителей. Дополнительные траты на одежду, которую ребенок не будет носить нигде кроме школы.

• Следующий минус – это единый фасон школьной формы. Каким бы хорошим ни был дизайн одежды, никогда не будет так, чтобы он одинаково нравился всем. А для ребенка и, особенно для подростка носить одежду, которая ему не нравится – это очень серьезный стресс.

Идея возвращения школьной формы, как корпоративной одежды, в учебные заведения приобретает все большую актуальность. Сегодня во многих школах, гимназиях и лицеях школьная форма становится обязательной.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Школьная форма для девочек и для мальчиков имеет преимущества:

• сглаживание социального неравенства, что может отрицательно сказаться на психике ребенка;

• воспитание в ребенке внутренней дисциплины и хорошего вкуса к элегантному деловому стилю;

• формирование чувства общности и сплоченности с классом, школой.

2. Школьная форма, как и любая детская одежда, должна быть удобной, практичной, качественной, модной, и главное – она должна нравится самим школьникам.

3. В учебных заведениях, не имеющих школьной формы, могут существовать правила ношения одежды.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1. Аналитический обзор литературы

1.1 История введения школьной формы в России…………………………… 3

1.2. Послевоенная школьная форма……………………………………………4

1.3. Современная школьная форма …………………………………………… 5

Тема Школьная форма

Школьная форма – обязательная повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в школе и на официальных школьных мероприятиях вне школы.

18 октября 2012 года на встрече с представителями актива Общероссийского народного фронта Президент Владимир Владимирович Путин предложил ввести единую школьную форму, так как это решило бы много проблем, в том числе социального, национального и религиозного неравенства обучающихся. В настоящее время существуют разные мнения по вопросу введения школьной формы. Сегодня во многих школах она становится обязательной и имеет следующие преимущества:

- требует от человека соблюдения определенных норм в поведении;

- воспитывает в ребёнке внутреннюю дисциплину и хороший вкус к элегантному деловому стилю;

- формирует чувство сплочённости с классом, школой.

В нашей школе тоже введена школьная форма, поэтому я считаю эту тему актуальной для меня.

Цели и задачи моей работы:

выяснить мнение учащихся о необходимости введения школьной формы.

познакомиться с историей появления школьной формы в России;

проанализировать мнение обучающихся и их родителей по вопросу введения формы;

Предмет исследования: школьная форма, история ее введения в России, отношение к ней родителей и обучающихся начальных классов.

Гипотеза: если обучающиеся и их родители получат больше информации по истории школьной формы в России, то удастся выработать единый подход на введение школьной формы.

Методы исследования:

Изучение литературы и Интернет-источников по теме.

Частично-поисковый (анкетирование, сравнение, анализ и выводы.)

Вячеслав Зайцев.

Аналитический обзор литературы

1.1. История введения школьной формы в России

Впервые школьная форма в России была введена в 1834 году. Сначала - для гимназистов и студентов, причем только для мальчиков. Форма гимназистов была сословным признаком, потому что учились в гимназиях лишь дети дворян, интеллигенции и крупных промышленников. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости. До революции 1917 года мальчики-гимназисты одевались так: фуражка с эмблемой гимназии, гимнастерка, шинель, куртка, брюки, черные ботинки, ранец.

Положение о гимназической форме для девочек было утверждено в 1896 году. В государственных гимназиях воспитанницы носили коричневые платья с высоким воротником и фартуки – черный в учебные дни и белый по праздникам. Парадная форма дополнялась белым отложным воротничком и соломенной шляпкой.

После революции в 1918 был издан декрет, отменявший ношение школьной формы. В первые годы существования советского государства ношение школьной формы было непозволительной роскошью в стране, разоренной мировой войной, революцией и гражданской войной. Это время называют периодом "бесформенности".

1.2. Послевоенная школьная форма

В 1985-1987 годах изменения коснулись и одежды девочек: старшеклассницы могли сменить платье и фартук на синюю юбку, рубашку, жилет и пиджак из синей полушерстяной ткани.

1.3. Современная школьная форма

В современной России нет единой школьной формы, как было в СССР, но многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, а также некоторые школы имеют свою собственную форму, подчёркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению. Кроме того, в учебных заведениях, не имеющих школьной формы, существуют правила ношения одежды.
С 1 сентября 2013 года вновь была введена обязательная школьная форма, но каждое образовательное учреждение само решает, как должна выглядеть форма.

1.4 Школьная форма в разных странах.

Самой большой европейской страной, в которой существует школьная форма, является Великобритания

Во Франции единая школьная форма существовала в 1927-1968 годах. В Польше — до 1988 года.

В Германии нет единой школьной формы, хотя ведутся дебаты о её введении. В некоторых школах введена единая школьная одежда, не являющаяся формой, так как ученики могут участвовать в её разработке.

В Японии для большинства средних и старших школ обязательной считается школьная форма. В каждой школе она своя.

В США и Канаде существует школьная форма во многих частных школах.

На Кубе форма обязательна для всех учащихся школ и высших учебных заведений.

В Австралии дети помладше ходят на занятия в джинсах и фуфайках. Но если юный австралиец определился с выбором специальности, он будет носить только строгий костюм.

2.Эксперементальная часть

2. Результаты анкетирования

Среди обучающихся начальных классов и их родителей было проведено анкетирование по введению школьной формы. В процессе анкетирования высказывались аргументы, как за введение школьной формы, так и против нее.

1. Нужно ли вводит школьную форму?

Отношение учителей

Безразлично-5%

Отношение учеников

Безразлично – 25%

Приносит ли школьная форма пользу?

Приучает к дисциплине -45%

Да, сглаживает социальное неравенство-35%

Затрудняюсь ответить -5%

В исследовательской работе я многое узнала о том, когда появилась школьная форма в России, в чем была необходимость её введения и поэтому сделала следующие выводы

1..Школьная форма, как и любая детская одежда, должна быть удобной, практичной, модной.

2.Она должна нравиться самим школьникам.

3.Школьная одежда даёт возможность детям формировать свой вкус и стиль с ранних лет.

. Если серьезно подойти к вопросу выбора одежды для школы, учесть пожелания ребят, их родителей, администрации, ознакомиться с предложениями ведущих модельеров, то вполне возможно создание такой школьной формы, которая устроит всех, и будет приносить удовольствие, а не дополнительные проблемы.

Я думаю, что моя работа поможет многим ребятам понять , что школьная форма необходима, ведь у неё такая интересная история. Я довольна своей школьной формой, в своей форме я хожу уже второй год и выглядит она у меня прекрасно, да и родителям, это экономично. Ведь, почти в каждой школе на последней звонок , выпускники надевают такую форму.

3. Письмо Минобрнауки России № ДЛ-65/08 от 28.03.2013 г. "Об установлении требований к одежде обучающихся" (pdf, 610.9KB)


Значение школьной формы в жизни учеников сегодня набирает обороты. Стоит выяснить, какой должна быть форма, и для чего необходимо столь кардинально менять гардероб школьников, многие из которых уже привыкли к повседневной одежде.

Вплоть до 90-х годов 20 века образ ученика был следующим: мальчик в синем костюме или девочка в платье и фартуке. А насколько необходима сегодня единая форма в школе? Распространенное правильное мнение, что форма все же нужна в сегодняшней школе, и нужно как можно скорее ее ввести. Ведь строгий стиль одежды является зрительным лицом каждого учебного заведения. Именно такой стиль, несомненно, поможет детям сосредоточиться именно на учебе, а не провоцировать друг друга тем или иным стилем одежды и ее стоимостью. Одни могут позволить себе носить достаточно дорогую одежду, а другие – нет. Именно форма создает единый стиль, который делает всех абсолютно равными и не отвлекает от процесса учебы.

Во многих школах есть вариант ношения не формы как таковой, а просто руководством специально оговорено, что должен быть верх белого цвета и низ – черного. Зимой разрешается ношение любого верха обязательно строго стиля. В субботу во многих школах, где этот день является учебным, разрешается носить свободный стиль одежды.

Сегодня ведутся очень горячие споры о том, нужна ли форма в школе. Большинство родителей и детей настолько привыкли к произвольному стилю и выбору одежды, что им тяжело переключиться на ношение формы. Но, тем не менее, конечно же, именно форма должна быть тем дресс-кодом, который говорил бы о том, что это ученик именно определенной школы. Часто для этого дополнительно к форме разрабатывается специальная эмблема, которая пришивается на форму.


Главное, чтобы современная форма была максимально удобной и практичной, а также, конечно же, современной и максимально модной. Стоит отметить, что для ее пошива подойдет далеко не любая ткань.

Материал должен обладать хорошей гигроскопичностью, пропускать воздух, не собирать на себе пыль. Очень хорошо подойдут ткани натурального состава или с небольшим добавлением синтетического волокна. Именно они подарят то ощущение удобства и легкости, не будут мяться и будут долго сохранять новый вид. Вместе с текстильными тканями стоит использовать и трикотажный материал. Можно придумать и очень практичную модель из джинсы, которая, не стоит сомневаться, придется по душе ученикам любого возраста, а цена на него будет более чем доступной.

Сегодня школьная форма сильно изменилась именно благодаря применению самых новых материалов и способов пошива. Создаются абсолютно новые и современные волокна химического типа и ткани, которые делают модельный ряд школьной формы поистине разнообразным. Важное условие формы сегодня – удобство и практичность, что трактуется именно всем современным бешенным ритмом. Девочкам нравятся всевозможные фасоны сарафанов, юбок и водолазок. Мальчики же предпочитают жилеты с брюками и тоже водолазки. Сегодня используются клетчатые ткани или однотонных расцветок.


Геннадий Онищенко встал на защиту введения в школе формы. Актуальность этого вопроса сегодня очевидна. Большая часть простых граждан нашей страны высказывается именно за введение формы во всех школах. Множество школ сегодня уже ввели форму. Главное подчеркиваемое всеми достоинство формы – ее красота. Сразу вспоминаются форменные платьица и белые фартуки с бантами школы 20 века. Но были у формы прошлых лет и недостатки – локти с постоянным лоском у платьев девочек и рваные коленки на штанах у мальчиков.

Главным недостатком школьной формы сегодня является все же ее дороговизна. Сегодня даже самая недорогая форма для школьника вполне сравнится по стоимости с вполне хорошим мужским костюмом. Поэтому каждая фабрика школьной формы, которая специализируется на пошиве формы для школьников нужно не только подумать над расширением цветового и модельного ряда, но и максимально снизить стоимость формы, чтобы ее приобретение не ударяло больно по карману родителей.

Сегодня существуют как сторонники, так и противники введения в школе формы. Сторонники введения говорят о том, что форма сплачивает, вырабатывает во всех учащихся общность, чувство особого коллективизма, единого для всех дела и единых целей. Между учениками максимально снижается такое понятие, как конкуренция, не существует внешних различий между детьми из семей с разным доходом, поэтому деление на бедных и богатых полностью исчезает. Если стандарт формы принимается официально на уровне государства, то это становится гарантией соответствия всем требованиям как санитарии, так и гигиены, и никак отрицательно не повлияет на их самочувствие.

Противники формы кричат о том, что форма создает воспитание уравниловки. Дети лишаются возможности самовыражаться, быть индивидуальными в плане одежды. Все становятся одинаковыми, теряя свои индивидуальные особенности. Введение формы – это настоящее насилие, которое совершается над детьми, как личностями. Это требование в каждой школе может быть трактовано фривольно и быть средством для того, чтобы осуществлять преследование тех детей, которые являются не столь угодными в данной школе. Цена на форму может быть не по карману людям с небольшим материальным доходом. Именно форма нарушает конвенцию прав ребенка, где говорится, что каждый ребенок вправе выражать себя, а форма лишает его такого самовыражения в полной мере.


Не стоит забывать, что форма была введена в гимназиях еще с 19 века. Отменена она была на официальном уровне два десятилетия тому назад. Но сегодня есть немало гимназий, да и обычных школ, где форма снова введена в качестве обязательной. В школах частного типа производится собственный пошив формы в соответствии с модой сегодняшнего времени.

Но, что касается законодательного уровня, то форма в школах не введена. Но именно тот факт, что множество учебных заведений решили ввести форму, привел к тому, что споры о форме в школе разгорелись с новой силой.

Школьная форма 21 века, а именно ее фасон, остался практически таким же. Но сами стили просто бесконечно разнообразны. Это классические брюки, укороченный фасон, удлиненный, клеш и многие другие.

Поскольку все же мел еще никто не отменял в процессе обучения, то предпочтительнее покупка тех моделей, которые пачкаются как можно меньше. Материал должен быть более носким и менее мнущимся.


Сегодня множество дизайнеров разрабатывают различную форму для детей. Но зачастую это не соответствует взглядам учителей и родителей на ту одежду, которая подойдет для учебы.

Форма должна оставаться формой. При отсутствии определенных требований самым оптимальным станет выбор классической модели формы. Если форма будет отвечать всем этим требованиям и обладать всеми вышеперечисленными качествами, то ее официальное введение, конечно же, будет радостью для всех, и учеников, и учителей, и родителей.

Вопреки противникам формы и всем отрицательным ее оценкам, она будет жить и постоянно совершенствоваться. Сегодня уже для пошива формы применяется специальная ткань, удобная в носке и чистая в экологическом плане. Ведется разработка самых современных и модных моделей, чтобы детям с удовольствием захотелось носить такую одежду, не уступающую обычным повседневным моделям, а, быть может, и даже конкурирующую с ними. Поиск и совершенствование в области школьной формы идет постоянно, улучшаясь и обновляясь практически каждый день.

Возможно совсем скоро, будет введен штраф за школьную форму, а если быть конкретнее, то за отказ от ее ношения. Поэтому стоит задуматься и принять введение школьной формы как должное

Как изменился внешний вид школьника за последние 180 лет

Нужна ли школьная форма или нет — вопрос спорный. Некоторые считают, что это пережиток, тормозящий развитие личности, а другие убеждены, что она фокусирует внимание учеников именно на уроках, а не на внешнем виде. А как обстояли дела в прошлом — всегда ли учебные заведения требовали, чтобы дети носили особую одежду?

Первая школьная форма в России


Изначально среднее образование было обязательным только для мальчиков, поэтому форму для гимназистов стали шить с 1834 года, а для гимназисток лишь с 1896 года, когда было введено общее обучение для всех детей. По стилю костюм ученика царской России походил на военный: фуражка, гимнастерка, брюки, поясной ремень, шинель и черный суконный нагрудник зимой. Старшеклассники вместо гимнастерок носили куртки со стоячим воротником. Каждый гимназист был обязан надевать всегда чистую и наглаженную форму - за этим следили надзиратели.


Существовал и праздничный вариант: темно-синий или темно-серый мундир с воротником, обшитым серебряной тесьмой.


Повседневную форму полагалось носить и на улице. Интересно, что каждому ученику строго-настрого запрещалось афишировать номер своей гимназии. Так руководство учебного заведения старалось защитить свою репутацию, ведь их воспитанник мог попасть в драку или другую неприятную историю.


Платья для девочек шили из грубой хлопчатобумажной или шерстяной ткани. Повседневный вариант – коричневое платье, черный фартук, а праздничный – то же платье, но белый фартук и кружевной воротничок. В теплое время года образ дополнялся соломенной шляпкой. В такой форме гимназистки ходили в театр, церковь и на торжественные вечера.


У учениц Смольного института благородных девиц, первого в России женского учебного заведения, было несколько вариантов формы. Девочки от 5 до 7 лет носили коричневые платья, от 8 до 10 лет голубые или синие, от 11 до 13 лет - серые, от 14 до 18 лет – белые.

Школьная форма после революции


В 1918 гимназическую форму приравняли к буржуазному пережитку и отменили ее вообще, впрочем, как и гимназии. Совет народных комиссаров РСФСР приказал организовать учебные заведения для крестьян и рабочих. На уроки детям разрешили ходить в чем есть - на внешний вид школьников вообще перестали обращать внимание, ведь в стране после революции царила бедность и разруха.

СССР: из прошлого в настоящее


В 1948 году форма вновь вернулась, она была очень похожа на гимназическую – те же строгие коричневые платья, фартуки, манжеты и воротнички у девочек, гимнастерки, фуражки и шинели у мальчиков. Из аксессуаров в девичий образ добавились черные, коричневые и белые банты.


Следующее видоизменение формы произошло в 1962 году - уже 1 сентября мальчики шли в школу в новом одеянии: в серых полушерстяных брюках и пиджаке на трех пуговицах, белой рубашке, вместо фуражек появился темно-синий берет. Младшим школьникам поверх пиджачного воротника нашивали белый воротничок. Форма девочек осталась без изменений.

Оттепель


Во время хрущевской оттепели фасон школьной формы вновь переделали, правда опять это коснулось только одежды для мальчиков. В 70-е годы серые шерстяные костюмы заменили на синие из полушерстяной ткани. На рукава младших и средних школьников нашивали специальную эмблему с изображением открытой книги и восходящего солнца – символ просвещения.

Перестройка



Главные аксессуары школьного костюма этого времени - октябрятские, пионерские или комсомольские значки и, конечно же, красный пионерский галстук.

Современная Россия


Форму отменили в 1994 году - ученики начали ходить в школу в том, в чем хотели. С одной стороны, стало проще, но в классах стало больше проявляться социальное расслоение: некоторые дети донашивали одежду старших братьев и сестер, а некоторых родители одевали по последней моде.


1 сентября 2013 года форму ввели вновь. Только на этот раз каждая школа сама может определить, как будут выглядеть ее ученики.

Любительщина какая-то(((
Вторая статья, которую не ленюсь открыть, но почему все так на коленке-то(((
Даты, фотографии, информация- хоть немного времени на поиск информации потратил бы человек(((
Считаю подобные любительские опусы неуважением к читателю

Про нее там упомянуто, а вот фотографии, видимо, не нашлось, слишком короткий век был у той формы. Хотя, у меня полно фото в такой форме, папа фотографировал каждое первое сентября, правда фото не цветные)).

Читайте также: