Сообщение о материальной культуре горских народов кавказа

Обновлено: 05.07.2024

Культура и традиции Кавказа. Туры по северному Кавказу и КМВ

На Кавказе проживает множество народов, говорящих на разных языках: дагестанцы, карачаевцы и балкарцы, адыгейцы, кабардинцы, черкесы, абазины, осетины, ингуши, чеченцы и др.

К женщине всегда выказывалось уважение и почтение. В их присутствии вели себя скромно, не садились, когда рядом находилась женщина, не говорили лишнего или грубого. Уважение к женщине присутствует у всех народов, независимо от вероисповедания и места проживания. Именно женщина передает в семье подрастающему поколению духовные ценности, традиции и культуру. Женщины также участвуют в праздниках и застольях, но, как правило, садятся отдельно от мужчин, либо мужчины и женщины садятся с разных концов стола.
Именно женщина у всех народов является хранительницей очага, на ней держится весь семейный быт. Женщина, которую уважают, вырастит достойного представителя рода.

Законы гостеприимства на Кавказе также формировались в очень давние времена, по которым семьей гостю оказывалось уважение, предоставлялся кров и защита. Для приема гостей на территории усадьбы выделялось отдельное помещение, не редко было, когда для этих целей строился отдельный дом. Любой человек мог получить кров, пищу и защиту в доме у горца. По традиции в первые три дня никогда гостю не задавали вопросы: кто он, откуда, зачем пришел, как его зовут. Гость в доме всегда был на правах члена семьи. Именно хозяин дома был обязан защищать имущество и жизнь своего гостя. По этикету гость не был обязан платить за свое пребывание, но он мог оставить подарок.
Гостю всегда уделялось особое внимание, ведь он в будущем мог стать родственником, либо покровителем или даже партнером в каком-либо деле.
Например, в кунацкой у княжеских родов Черкесии всегда был накрыт стол и еду на нем меняли три раза в день.
Не принято было останавливаться в усадьбе, если в доме в данный момент не было мужчин, за исключением, если для гостя имелся отдельный дом, но такие случаи были редки.

Ощутите лично Кавказское гостеприимство, совершив тур на Кавказ. Большой выбор интересных путешествий.

Гостя всегда сажали на почетное место. Старшие мужчины сидели, молодые стояли и обслуживали всех присутствующих. Женщины не участвовали в приеме гостя, но поприветствовать его хозяйка могла.

Современность привнесла свои коррективы в свадебные традиции, но у многих народов они соблюдаются достаточно прилежно и сегодня, особенно в сельской местности. В свадебной традиции соблюдается, в большинстве случаев, очередность по старшинству. Не все традиции приемлемы в современном мире. Например, стрельба на свадьбе. В древние времена, таким образом, отпугивали от молодой семьи злых духов, а в сейчас это делается ради развлечения.
Ранее невесту своему сыну всегда выбирали родители, в некоторых случаях этот обычай сохраняется и по сей день.

Кавказская свадьба яркое, самобытное зрелище, но в то же время четкое следование обычаям строгое торжественное мероприятие.

Свадьба длится всегда более одно дня. Одним из самых ярких проявлений свадьбы являются танцы. Танцы – сегмент культуры, заслуживающий особого внимания.


вы можете выбрать тур на свой вкус экскурсионный тур по Кавказу. Большой выбор интересных путешествий.

Актуальность темы исследования.Современный уровень развития общества, унифицированный быт и уклад жизни лишили общество социальной среды бытования традиционной культуры, и это является существенным фактором, актуализирующим проблему сохранения и развития традиционной народной культуры.

Традиционная народная культура содержит в себе лучшие творческие достижения того или иного народа, его духовную сущность, уникальное своеобразие обычаев и традиций, самосознания и самовыражения.

Сохранение традиционной культуры, исчезающей в условиях глобализации, равноценно сохранению исторической памяти народов, которые не могут динамично развиваться и выстраивать свои отношения с другими народами без учета своего исторического опыта. Глубокое изучение феноменов культуры разных народов необходимо, так как они ярче всего способны запечатлеть совокупность духовных установок общества, то есть менталитет времени и страны, который является фактором в значительной мере влияющим на течение исторического процесса, на причины исторических событий.

Тема исследования актуализируется также этнополитическими и этнокультурными процессами, происходящими в Российской Федерации на современном этапе ее развития. Российская Федерация является полиэтническим федеративным государственным образованием, субъектоносителями которого являются народы, имеющие в ее пределах свою историческую родину, самобытную культуру, обычаи, традиции. Перспектива становления и укрепления Российской Федерации немыслима без учета национального фактора: этнической истории, этнокультуры, этнопсихологии, языка народов, для которых Россия является исторической Родиной.

Многие антагонистические явления встречающиеся, к сожалению, в российском обществе, являются проблемами не столько взаимоотношений культур народов Российской Федерации, сколько неисследованности и отсутствия механизма широкой пропаганды этих культур, нигилизма в отношении этногенеза народов и развития национальных культур[1].

Этнокультурный массив Кавказа – феноменальное явление, сформировавшееся на протяжении веков в результате конвергенции в этом географическом регионе локализованных культур, как местного субстрата (горских народов), так и контактного происхождения (казачества). Только в соприкосновении культур мы сможем осмыслить и свою, и чужую культуры. Через ее осмысление может начаться диалог культур, который способствует преодолению замкнутости и взаимной отчужденности.

Сформировавшиеся на протяжении веков обычаи и традиции, народная культура народов Кавказа возвышают личность человека, укрепляют его достоинство, утверждают принципы взаимного уважения и гармонии частных и общественных интересов, отношений между народами на основе обоюдного уважения. Именно культура народов Кавказа была той силой, которая поддерживала в этом регионе мир и добрососедские отношения, развивала экономические и межэтнические отношения.

Кавказ – это сложившееся историко-культурное сообщество, представленное многими народами и конфессиями; это своеобразная социально-этническая среда, развивающаяся по своей внутренней логике, стремящаяся сохранить свою самобытность, строить свои отношения с другими народами на равноправной основе, не поступаясь честью и национальным достоинством.

Культура народов Кавказа – не замкнута, а напротив, носит открытый характер и толерантна к другим культурам. Преодолению национальной замкнутости горских народов на определенном историческом этапе, в период XVIII – XIX веков, способствовали широкие контакты с прибывающими на Северный Кавказ казачьими сообществами, расселявшимися по Кубани и Тереку. Эти контакты (несмотря на довольно частые вооруженные столкновения) приводили к значительным культурным заимствованиям.

В настоящей работе исследуется влияние культуры горских народов Северного Кавказа на культуру кубанского и терского казачества в период XVIII – XIX вв.

В процессе длительного взаимодействия казаков и горцев сформировались тесные социально-экономические и культурные отношения, которые проявились в домостроительстве, внутреннем убранстве жилищ, заимствований элементов быта, одежды, оружия и некоторых традициях (похищение невест, куначество, аталычество и др.). В наиболее ярко выраженной форме эти заимствования проявились в среде терского казачества, появившегося на Северном Кавказе еще в первой половине XVI века.

Кубанские казаки (черноморцы и линейцы), появившиеся на Кубани двумя столетиями позже, заимствовали эти элементы в более слабой форме. Однако в период Кавказской войны вооружение горцев получило в казачьей среде довольно большое распространение, поскольку, по крайней мере, на тот момент, оно было наиболее действенным и качественным.

Определенную роль в распространении влияния культуры горцев сыграли торгово-экономические связи между казаками и горцами: ярмарки и меновые дворы, располагавшиеся в крупных станицах и городах Кубани и Ставрополья. Чрез пункты торговли к казакам попадала горская одежда (например, бурки), предметы быта, шерсть, скот и т.д. Однако оружие и конское снаряжение помимо пунктов торговли, могло быть еще приобретено во время военных стычек, а также путем прямого заказа горским мастерам.

Элементами заимствования духовной культуры горцев являлись некоторые обряды и обычаи (например, куначество и аталычество). Кунак, как у горцев, так и у казаков, считался другом семьи, практически родственником. Кунаки участвовали в семейных событиях друг друга, оказывали необходимую помощь друг другу и т.д. Охрана хозяином-кунаком гостя способствовала тому, что в условиях Кавказской войны куначество стало весьма важным общественным институтом. Оно в сочетании с гостеприимством делало возможным развитие разносторонних экономических и культурных связей между казаками и кавказскими народами[2].

Как видим, здесь фактор влияния духовной культуры горцев (в форме их обычаев и традиций) играл значительную позитивную роль в межнациональных отношениях на Кавказе, даже в период нестабильности (в условиях Кавказской войны).

Перекидывая мостик в современность, необходимо отметить, что изучение традиционной культуры горских народов Северного Кавказа дает ключ к пониманию истоков формирования их национального характера, что крайне важно для стабилизации межнациональных отношений и возможности дальнейшей интеграции северокавказского региона в российское цивилизационное пространство.

Также необходимо подчеркнуть, что обеспечение мира и стабильности на Северном Кавказе на современном этапе истории является важной задачей российского государства. Однако эту задачу невозможно разрешить без глубокого изучения этнической истории и культуры населяющих его народов.

В постсоветское время (в связи с возрождением казачества) вновь всколыхнулся интерес к культуре терских и кубанских казаков, их связям с горцами, взаимным культурным заимствованиям и т.д. В последние годы по этим вопросам немало вышло публикаций, защищено диссертаций, выпущены сборники научных статей, материалов конференций таких исследователей, как Триус Л.И., Матвеев О.В., Ратушняк В.Н., Трехбратов Б.А. и др.

Источниковая база исследования. В настоящей работе детально рассмотрены как традиционные формы культуры горского и казачьего населения Северного Кавказа, так и различные элементы заимствования и взаимовлияния их культур. Эти вопросы наиболее полно отражены в следующих источниках: диссертациях, таких авторов, как Асталов В.А.[6], Солонин Э.В.[7], Триус Л.И.[8] и др., а также в монографиях Григорьева А.Ф.[9], Козлова С.А.[10] и др., трудах Фролова Б.Е.[11], Федосова П.С.[12] и др., сборниках научных статей, результатах конференций, справочной литературе и т.д.

Объект исследования– влияние культуры горцев Северного Кавказа на культуру кубанского и терского казачества.

Предмет исследования– формы материальной культуры горцев и казаков (поселения, жилища, быт, одежда, оружие), факторы, способствующие взаимопроникновению культур, элементы заимствования культуры горцев терским и кубанским казачеством.

Цель исследования– рассмотреть и проанализировать степень влияния материальной и духовной культуры горских народов Северного Кавказа на развитие культуры казаков Кубани и Терека.

Задачи исследования:

1. Изучить поселения, жилища и быт горского населения.

2. Проанализировать элементы одежды и оружия горцев.

3. Рассмотреть жилища и быт казаков Кубани и Терека.

4. Рассмотреть традиционный кубанский и терский казачий костюм.

5. Осветить социальные связи между горцами и кубанским, терским казачеством как фактор взаимопроникновения культур.

6. Обосновать торгово-экономические связи кубанского и терского казачества и горского населения Северного Кавказа как способ распространения влияния культуры горцев на культуру казачества.

7. Обобщить опыт заимствования казачеством элементов материальной культуры горцев в одежде и вооружении.

Методы исследования.Теоретико-методологическую основу данной работы составляет ряд исследовательских принципов: научная объективность, общенаучные методы (анализ, синтез) и сравнительный метод.

Новизна и теоретическая значимость исследованиязаключаются в выявлении ее влияния на современность, в дальнейшей самостоятельной интерпретации новых изучаемых источников, дальнейшем расширении круга изучаемых вопросов.

Практическая значимость исследованияобусловлена актуальностью проблемы сохранения и развития традиционной народной культуры, исчезающей в свете глобализации на современном этапе развития общества, а также все более возрастающим интересом к культуре казачества в условиях государственной политики правительства России, направленной на его возрождение.

База исследования:Ставропольская краевая универсальная научная библиотека им. М.Ю. Лермонтова, Отрадненская межпоселенческая центральная библиотека.

Структура:работа состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения, библиографического списка и трех приложений.

Глава 1. Характерные черты материальной культуры горцев Северного Кавказа.

Кавказ, расположившийся меж могучих горных хребтов и роскошных долин, — относится древнейшим регионам с многонациональным составом населения. Народы Кавказа, отличающиеся традициями и этническими особенностями, дружно проживают здесь. Несмотря на территориальную ограниченность региона, он породнил за всю свою историю существования около ста народностей.

Носители этнических культур в регионе

Сейчас кавказская горная цивилизация, одна из древнейших в мире, имеет единый тип культуры. Он состоит не только из этнических ритуалов, духовных аспектов, традиционных особенностей производства, но и из всех материальных понятий культуры и семейных, общественных ценностей гордых горцев. Именно поэтому современный Южный регион России считается удивительным и интереснейшим.

В течение многих веков совместные палеокавказские корни способствовали объединению и плотному партнерству носителей разных этнических культур, проживающих в окружении горных хребтов. Народы, живущие бок о бок на Кавказе, имеют схожие исторические судьбы и потому в этом регионе наблюдается очень плодотворный культурный взаимообмен.

Народы, живущие бок о бок на Кавказе

На сегодняшний день носителями этнических культур, являющимися для данного края автохтонными, стали:

  • Адыгеи, аварцы и ахвахцы.
  • Балкарцы и ингуши.
  • Даргинцы.
  • Осетины и чеченцы.
  • Черкесы и мегрелы.
  • Кумыки, ногайцы и другие.

Кавказ – практически интернациональный регион. Большую часть его заселяют русские и чеченцы. Как показывает история народов Кавказа, чеченцы предпочли укорениться на землях Предкавказья, Дагестана, Ингушетии, а также в районе Кавказского хребта на территории Чечни.

В центральной части региона и в Северной Осетии проживает весьма неоднородный состав населения. Согласно статистике, здесь проживает по 30% русских и осетин, 5% ингушей, остальную часть представляют:

  • Грузины.
  • Армяне.
  • Украинцы.
  • Греки, татары и другие национальности.

история народов Кавказа

По численности населения в пределах Российской Федерации третье место занимает именно Кавказ. Этот край всегда считался регионом с наиболее интенсивным притоком населения. И если раньше основные потоки перемещения формировали переселенцы из города в пригород, то в последнее время ситуация изменилась в обратную сторону.

На протяжении пяти столетий учеными тщательно изучается история народов Северного Кавказа. И, несмотря на то, что уже накоплен огромный фактический материал по данной теме, остается еще много неизведанного на благодатных кавказских землях.

Формирование древней цивилизации

Формирование многогранной горской цивилизации походило под гнетом сложных процессов взаимоотношения многочисленных наций. Особое воздействие на ее развитие также имели традиционные вероучения и религиозные направления. Христианство, буддизм, иудаизм – лишь некоторые религии народов северного Кавказа, которые способствовали возрождению могучей цивилизации.

Культура народов Кавказа

Культуры античных стран Урарту, Двуречья, Древней Греции и средневекового Ирана, Османской и Византийской империй лежат в основе типа культуры, который сейчас актуален на территории южного региона России. Другими косвенными источниками культурного становления могучей горской цивилизации историки считаются также Индию и Китай.

Но самой глубокой и прочной связью, которой дорожили древнейшие народы Кавказа, были отношения с близлежащими: Арменией и Азербайджаном. Но также оказало сильное влияние углубление северокавказской культуры во времена восточных славян на множество других народностей, внеся коррективы в их бытовой устой и традиции.

Характерные горцам качества

И на фоне популяризации толерантности для решения проблемы благополучного контакта ныне существующих народностей, история и традиции северокавказских горцев стали еще больше привлекать ученых. Они думают, что именно толерантность способствует благотворной адаптации горской культуры в современном окружении.

Многогранность языкового наследия

Ученые смогли выделить три основных языковых направления, ставшие ключевыми для формирования второстепенных. Классифицируются языки народов Кавказа следующим образом:

  1. Восточнокавказские. Из них вышли дагестанские, которые делятся на несколько групп (аваро-андо-цезская, нахская, даргинская, лезгинская и другие), а также нахские языки. Нахский, в свою очередь, подразделяется на две ветви: чеченская, ингушская.
  2. Западнокавказские (их еще называют абхазско-адыгскими). На них общается народ шапсуги, проживающий северо-западнее курортного городка Сочи. Еще говорят таким языком абазины, адыгейцы, абхазы, кабардинцы, а также черкесы.
  3. Южнокавказские (картвельские) – распространенные преимущественно в Грузии, а также в западной части Закавказья. Они делятся всего на два типа языков: южно- и севернокартавельский.

Практически все языки, используемые на территории Северного Кавказа, до 1917 года оставались бесписьменными. Только с началом 20-х годов стали разрабатываться алфавиты для преобладающей части народов региона. В их основе лежал латинский язык. В 30-х же годах латинские алфавиты решили заменить русскоязычными, но на практике они оказались не такими приспособленными для передачи всех звуковых разнообразий горцев.

Кавказ – практически интернациональный регион.

Удивительные эндогамные традиции и обычаи горцев

Удивительные эндогамные традиции и обычаи горцев

Одной из особенностей южного края и проживающего на его территории населения считается этнос народов Кавказа. Характерным для него является то, что многочисленные противоречивости существовали не только в пределах единой сложившейся общности, но и внутри каждого отдельного этноса.

Подобные понятия стали олицетворением всех ценностей народов гор: мыслимые добродетели, значимость семьи, традиции и т. п. Все это помогло горцам развить этноцентризм, чувство преобладания и превосходства над чужим (в частности, над другими народами).

Три очень знаменитых горских обряда

традиции народов Северного Кавказа

На сегодняшний день самыми яркими и известными считаются три традиции народов Северного Кавказа:

Другие интересные традиции

Интересны и кулинарные традиции, которые горские народы Кавказа практикуют до сих пор. Не зря ведь горячие кавказцы признаны самыми искусными кулинарами. Сочные, ароматные, яркие, с гармоничными переливами специй и вкусовых качеств, традиционные блюда горцев однозначно стоят того, чтобы попробовать их. Популярными среди них остаются: плов, ачма, харчо, сациви, хачапури, люля-кебаб и всеми любимая пахлава.

Дань древним традициям соблюдаются и в рамках семьи на Кавказе. Признание авторитета и главенства старших является основным фундаментом организации семей. Стоит заметить, что феномен кавказского долголетия многие ученые объясняют тем, что в этом регионе до сих пор почитается возраст и мудрость.

Эти и другие неординарные традиции горцев во многом меняют их мир к лучшему. Возможно, поэтому многие представители современного человечества все чаще обращают на них внимание, стараясь применить в своем обществе.

Эпос харизматичных горцев

эпос народов Кавказа

Отдельного внимания заслуживает и общий эпос народов Кавказа. Сформированный на основе легенд о силачах, разбивающих мечами горы, героях-полубогах, сражающихся с великанами богатырях. Он зарождался в течение многих десятилетий и взял в свое наследие материал из III века до нашей эры.

Древние сказания со временем становились циклами, которые объединяла хронология и общий сюжет. Зарождающиеся в кавказских горах и долинах преданья сформировали нартский эпос. В нем преобладает языческое мировоззрение, тесно переплетающееся с символиками и атрибутикой монотеистических вероисповеданий.

Народы, проживающие на Кавказе, сформировали мощный эпос, который имеет определенные сходства с эпическими произведениями других народов. Это наводит ученых на мысль, что все исторические материалы горцев являются благотворным продуктом их взаимодействия с другими общинами во времена глубокой древности.

Можно еще долго восхвалять и превозносить народы Кавказа, которые сыграли далеко не маловажную роль в становлении культуры великой Русской Державы. Но даже сей краткий обзор особенностей населения этого региона свидетельствует о многообразии, ценности и богатстве культуре.

Кавказ — регион с древней историей и многонациональным составом местных граждан. Но, несмотря на различия, население дружно уживается друг с другом. Более ста народностей соседствуют на небольшой территории.

Кто является носителями этнической культуры на Кавказе

На сегодняшний день в данном регионе отмечается единый тип культуры. Она включает понятия о семье, обществе, производстве, традициях, духовных моментах, ритуалах и др. Южный регион РФ — удивительный и своеобразный.

Несмотря на разность, народы имеют единые палеокавказские корни, которые их и объединяют. Может быть именно поэтому, носители этнических культур имеют общие исторические судьбы, но при этом ежеминутно осуществляется эффективный и плодотворный культурный взаимообмен.

В 2020 г. носителями этнических культур являются: адыгейцы, аварцы, ахвахцы, балкарцы, ингуши, кумыки, ногайцы, черкесы, мегрелы, осетины, чеченцы, даргинцы и др.

Большая часть Кавказа заселена русскими и чеченцами. Северная Осетия богата также ингушами, осетинами, грузинами, армянами, украинцами, греками, татарами и др.

Если говорить о численности населения, то почетная бронза принадлежит именно Кавказу среди всех прочих регионов РФ. Здесь всегда отслеживался большой приток населения. Только раньше главенствующие потоки были направлены из города в район. Сейчас ситуация изменилась с точности до наоборот.

И, несмотря на то, что история Кавказа изучается уже более пяти столетий, и, кажется, приоткрыта завеса тайн, еще очень много нюансов остается неизведанными и непонятными. Исследования продолжаются.

Как формировалась древнейшая цивилизация

Формировалась горная цивилизация непросто: всегда происходило влияние сложных, непростых взаимоотношений среди наций. И особое воздействие было со стороны традиционных вероучений и религиозной составляющей. Возрождение могущественной державы происходило под влиянием таких религиозных направлений, как буддизм, христианство, иудаизм и др.

Вся культура, которая сейчас существует в регионе, берет начало с принципов античных стран: Древней Греции, Двуречья, Урарту, средневекового Ирана, Византийской и Османской империи. Косвенно на культуру на Кавказе повлияли Индия и Китай.

Но, самая прочная, глубокая связь народов Кавказа была с Азербайджаном и Арменией. Бытовые устои, традиции были видоизменены и восточными славянами.

А какие традиции и обычаи Кавказа вам нравятся больше всего и почему?

МЯСО в ТАНДЫРЕ.

Читайте также: