Находясь дома в селеопасном районе вы услышали сообщение об угрозе схода селя ваши действия

Обновлено: 30.06.2024

1. Обвал – отрыв и падение больших масс горных пород на крутых и обрывистых склонах гор, речных долин и морских побережий, происходящие за счёт ослабления связности этих пород под влиянием процессов выветривания, деятельности поверхностных и подземных вод.

2. Образованию обвалов способствуют: - геологическое строение местности; - наличие на склонах трещин и зон дробления горных пород.

3. Время года обвалов в горах – весна.

4. Чаще всего (до 80%) обвалы связаны с антропогенным фактором.

5. Обвалы классифицируются по : 1) мощности; 2) масштабу.

6. Обвалы по мощности классифицируются как: - крупные (характерен отрыв горных пород объёмом до 1 млн м 3 и более); - средние (характерно падение горных масс объёмом от 100 м 3 до 100 тыс. м 3 ); - малые (характерен незначительный объём обвальных масс).

7. Обвалы по масштабу классифицируются как: - огромные (площадь 100-200 га); - средние (площадь 50-100 га); - малые (площадь 5-50 га); - мелкие (площадь менее 5 га).

8. Разновидностями обвалов являются: - камнепады; - обвалы грунта; - обвалы ледников.

9. Особенно широко распространены камнепады, они наиболее опасны на автомобильных дорогах , проложенных в крутосклонных ущельях.

10. Обвалы грунта отличаются от камнепадов: - большим объёмом; - сплочённостью обрушившегося материала. Скорость движения обвалов на отдельных участках достигает 300 км/ч (90 м/с), длина пути – многих километров.

Предварительный просмотр:

Снежные лавины. 7 класс

Ф.И. ________________________ № класса_________

1. Лавина – это быстрое, внезапно возникающее движение снега и (или) льда вниз по крутым склонам гор, представляющее угрозу жизни и здоровью людей, наносящее ущерб объектам экономики и окружающей природной среде.

2. Лавинной опасности подвержена пятая часть территории нашей страны, это: все южные и северо-восточные горные районы, Камчатка, Курилы, Сахалин, горы зоны БАМа, на севере – полярные горы от Кольского полуострова до Чукотки.

3. Лавина, обрушившаяся с 500-метровой высоты, достигает скорости 180 км/ч (50 м/с). Сход лавины сопровождается образованием воздушной предлавинной волны , производящей наибольшие разрушения.

4. Сход лавины возможен там, где выпадает достаточно снега и где есть склоны, угол наклона которых больше 14 0 . Это критический наклон, при котором снег начинает сползать вниз.

5. Оптимальные условия для возникновения лавин: крутизна склона 30-40 0 , толщина свежевыпавшего снега - 30 см., старого (лежалого) снега - 70 см.

6. Лавины в горах сходили всегда, но лишь в 1933 г. в городе Давосе (Швейцария) было создано первое научно-исследовательское учреждение для их изучения – Швейцарский федеральный институт исследования снега и лавин.

7. В нашей стране первыми с лавинами по-настоящему столкнулись строители апатитового комбината в Хибинах. Здесь лавина, сошедшая с горы Юкспор в декабре 1935 г. , смела три дома в посёлке.

8. В горах людей засыпанных снегом, обнаруживают собаки разных пород, перечислите основные породы собак – сенбернары, восточноевропейские овчарки, лабрадоры.

9. Какая служба в России занимается поиском людей при чрезвычайных ситуациях – поисковая кинологическая служба.

10. В каком году кинологическая служба была создана на территории Российской Федерации – 1996 г.

СЕЛЬ – временный поток смеси воды и большого количества обломков горных пород от глинистых частиц до крупных камней и глыб, внезапно возникающий в руслах горных рек и лощинах.Сели возникают на Северном Кавказе, в некоторых районах Урала, Восточной Сибири и Дальнего Востока. Селевой поток рождается после длительных и обильных дождей, интенсивного таяния снега или ледников, прорыва водоемов, землетрясений и извержений вулканов. Он возникает внезапно, движется с большой скоростью (до 10 м/с и даже более) и проходит чаще всего несколькими волнами за время от десятков минут до нескольких часов. Крутой передний фронт селевой волны может быть высотой до 15 м и более. Грохот и рев движущегося селевого потока слышен на больших расстояниях. В бедствии могут оказаться люди (туристы, геологоразведчики, пограничники, местные жители), жилые дома, инженерные и дорожные сооружения.

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К СЕЛЮ

Обычно места, где могут сходить селевые потоки, известны. Перед выходом в горы изучите эти места на маршруте своего движения и избегайте их, особенно после обильных дождей. Всегда помните, что застигнутому селевым потоком спастись, почти не удается. От селевого потока можно спастись, только избежав его.

Перед оставлением дома, при заблаговременной эвакуации, отключите электричество, газ и водопровод. Плотно закройте двери, окна и вентиляционные отверстия.

ЗАБЛАГОВРЕМЕННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ СЕЛЕЙ

В селеопасных районах утраиваются противоселевые дамбы и плотины, сооружаются обводные каналы, снижается уровень горных озер, укрепляется земля на склонах путем посадки деревьев, проводятся наблюдения, организуется система оповещения и планируется эвакуация.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ СЕЛЕВОМ ПОТОКЕ

Услышав шум приближающегося селевого потока, немедленно следует подняться со дна лощины вверх по стоку, не менее чем на 50-100 м. При этом нужно помнить, что из ревущего потока на большие расстояния могут выбрасываться камни большого веса, угрожающие жизни.

ДЕЙСТВИЯ ПОСЛЕ СХОДА СЕЛЕВОГО ПОТОКА

Окажите помощь пострадавшим и содействие формированиям и органам, разбирающим завалы и заносы по пути движения селя и в местах выноса основной массы селя. Если Вы пострадали – постарайтесь оказать себе доврачебную помощь. Пораженные участки Вашего тела, по возможности, нужно держать в приподнятом положении, наложить на них лед (мокрую материю), давящую повязку. Обратитесь к врачу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

д) заваливание или заливание движущимися массами горных пород определенного пространства.

3. Назовите наиболее безопасные места в случае схода селей.

а) склоны гор, где оползневые процессы не очень интенсивны;

б) ущелья и выемки между горами;

в) возвышенности, расположенные с противоположной сторо­ны опасного направления.

4. Выберите из предложенных вариантов причины образования селей:

а) подвижки земной коры или землетрясения;

б) наводнения, вызванные авариями на гидросооружениях;

в) лесные и торфяные пожары;

г) естественный процесс разрушения гор;

д) извержение вулканов;

е) прямое воздействие солнечных лучей на ледники;

5. Перечислите, к каким последствиям приводят сели? Выберите правильные ответы:

а) перекрытие русел рек и изменение ландшафта;

б) лесные пожары;

в) гибель людей и животных;

г) изменение климата и погодных условий;

д) разрушение зданий и сооружений

е) сокрытие толщами пород населенных пунктов, объектов народного хозяйства, сельскохозяйственных и лесных угодий;

а) соберете все ценное имущество во дворе и укроете его в помещении;

б) выйдете из здания и направитесь в безопасное место;

в) укроетесь в погребе.

г) закроете все двери, окна;

д) предупредите соседей об угрозе селя;

е) будете выходить на склон горы, находящийся на селебезопасном направлении.

д) отойдете от окон и предметов мебели, которые могут упасть.

Ответ: а; б; д.

а) соберете все ценное имущество во дворе и укроете его в помещении;

б) выйдите из здания и направитесь в безопасное место;

в) плотно закроете вентиляционные и другие отверстия;

г) закроете все двери, окна;

д) предупредите соседей об угрозе селя;

е) будете выходить на склон горы, находящийся на селебезопасном направлении;

ж) будете выходить на склон горы через ущелье или небольшую долину;

з) укроетесь в погребе.

Ответ: б; д; е.

3. Находясь дома один, вы услышали крики соседей о приближении урагана. Радио и телевидение не работают. Выглянув в окно, вы определили, что ураган уже свирепствует примерно в 3-4 км от вашего дома. Подвала в доме нет. На расстоянии примерно 300 м от дома есть глубокий овраг. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность:

а) станете кричать и звать на помощь;

б) отойдете от окон;

в) быстро выйдите на улицу и побежите к оврагу;

г) останетесь в доме и спрячьтесь в безопасном месте с подветренной стороны;

д) спрячьтесь в шкаф или под стол.

Ответ: б; г.

4. Что нужно делать при внезапном наводнении до прибытия помощи? Разместите указанные ниже действия в логической последовательности:

а) подавать сигналы, позволяющие вас обнаружить ( в дневное время вывесить белое или цветное полотнище, в ночное время подавать световые сигналы);

б) быстро занять ближайшее возвышенное место;

в) оставаться на месте до схода воды.

Ответ: б; в; а.

5. Что необходимо сделать, если вы оказались в лесу, где возник пожар? Определите очередность действий:

а) быстро выйти из леса в наветренную сторону;

б) определить направление распространения огня;

в) выбрать маршрут выхода из леса в безопасное место;

г) определить направление ветра.

Ответ: г; б; в; а.

6. Вы находитесь в комнате и делаете уроки. Вдруг услышали сильный хлопок. В соседней квартире произошел взрыв. Дверь в вашу квартиру завалена, отключился свет, телефон не работает. В вашей квартире обрушении нет. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность:

а) ждать спасателей;

б) открыть входную дверь и попытаться очистить завал, чтобы выйти на лестничную площадку или на улицу;

в) отключить газ, электричество и перекрыть воду;

г) спуститься из окна на веревке;

д) подавать сигналы из окна или с балкона, стучать по металлическим предметам.

Ответ: в; а; д.

7. Как вы будете действовать после оповещения об аварии на химическом предприятии при отсутствии индивидуальных средств защиты, убежища, а также возможности выхода из зоны аварии? Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность:

а) отойти от окон и дверей;

б) включить радиоприемник, телевизор, прослушать информацию;

в) перенести ценные вещи в подвал или отдельную комнату;

г) входные двери закрыть плотной тканью;

д) плотно закрыть окна и двери;

е) подавать сигналы о помощи;

ж) провести герметизацию жилища.

Ответ: б; д; г; ж.

8. При движении по зараженной радиоактивными веществами местности необходимо:

а) находиться в средствах индивидуальной защиты органов дыхания и кожи;

б) периодически снимать средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи;

в) двигаться по высокой траве и кустарнику;

г) избегать движения по высокой траве и кустарнику;

д) без надобности не садиться и не прикасаться к местным предметам;

е) принимать пищу и пить только при ясной безветренной погоде;

ж) не принимать пищу, не пить, не курить;

з) не поднимать пыль и не ставить вещи на землю.

Выбирите из предложенных вариантов ваши дальнейшие действия и расположите их в логической последовательности.

Ответ: а; г; д; ж; з

Единая государственная система Предупреждения и ликвидации

Чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

1. С какой целью создана РСЧС? Выберите правильный ответ:

а) прогнозирование чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федераций и организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

б) объединение усилий органов центральной власти, органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, городов и районов, а также организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

в) обеспечение первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях на территории Российской Федерации.

Ответ: б.

2. Для чего создаются территориальные подсистемы РСЧС? Выберите правильный ответ:

а) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в городах и районах;

б) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в поселках и районах;

в) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на промышленных объектах;

г) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации в пределах их территорий.

Ответ: г.

3. Из приведенных ниже выберите пять уровней РСЧС:

Ответ: а; в; е; ж; и.

4. Комиссия по чрезвычайным ситуациям органа местного самоуправления является координирующим органом РСЧС на:

а) региональном уровне;

б) федеральном уровне;

в) объектовым уровне;

г) местном уровне;

д) территориальном уровне.

Ответ: г.

5. Определите, что является рабочим органом комиссий по чрезвычайным ситуациям соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления:

а) специально создаваемые штабы;

б) органы управления (комитеты, управления, отделы) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;

Читайте также: