Составьте сообщение о важнейших достижениях советской науки после 1945 г

Обновлено: 04.07.2024

Война нанесла значительный урон русской культуре, ее материальной базе. Были разрушены тысячи школ, сотни вузов и музеев, сожжены или вывезены за границу сотни тысяч книг. От военных действий, голода, эпидемий, тяжелых условий труда погибло много талантливых ученых, писателей, художников. Существенно уменьшилось количество выпускников высших учебных заведений. Восстановление науки, культуры и искусства происходило в тяжелых условиях экономической разрухи сразу после освобождения от врага оккупированных территорий и продолжалось почти десятилетие.

Аналогичные обвинения вскоре были предъявлены поэтессе А. Ахматовой и целом ряде других литераторов. В результате этих постановлений развернулась широкая кампания преследования деятелей культуры. За короткое время почти вся культурная сфера стала полностью контролируемой.

Готовые работы на аналогичную тему

Кризис в науке

В 1947 – 1951 гг. компартия организовала в обществе дискуссии по вопросам философии, политэкономии, языкознанию. В ней принимали участие не только ученые, но и партийные деятели. Результатом таких дискуссий становилась критика и преследование ученых, ликвидация научных центров увольнение ученых с работы, изъятие из библиотек уже опубликованных книг. Одним из первых критике было подвергнуто философа Г. Александрова книги по истории западноевропейской философии.

Со смертью Сталина советская литература и искусство получили значительно более широкие возможности для своего развития. Было ослаблено идеологическое воздействие на творчество художественной интеллигенции. Снова начали печатать книги В. Веселого, П. Васильева, И. Бабеля и других.

Достижения в сфере образования

Расходы на социально-культурные мероприятия к концу пятилетки вышли на второе место. Проблемы укрепления здоровья населения, развитие массового спорта, профилактика, повышение иммунитета детей и взрослых против возможных заболеваний, а не лечение уже заболевших людей – отличительная черта советской системы здравоохранения в послевоенный период.

Из приведенных данных хорошо видно, что в России понимали роль и значение здоровья и образования в формировании и развитии главной производительной силы страны. Поэтому даже в самые трудные годы восстановления хозяйства и изнурительной гонки вооружений в условиях холодной войны руководящие органы страны находили достаточно крупные финансовые ресурсы для вложений в человеческий капитал. В 1950 году в вузах страны обучалось 1 247 тысяч студентов, то есть в полтора раза больше, чем в довоенном 1940 году. В техникумах соответственно 1 298 человек против 975 тысяч. Только за один 1950 год вузы и техникумы окончили полмиллиона молодых специалистов.

О подъеме культуры в послевоенный период свидетельствуют высокие темпы восстановления ее инфраструктуры. В 1950 году в стране функционировало клубов и библиотек на 15 % больше, чем до войны, кинотеатров – в 1,5 раза. Значительно возросло количество дворцов культуры. Однако сократилось число профессиональных театров. В то же время тираж книг увеличился на 84 %, тираж газет – почти в 4 раза.

За годы войны советская наука потеряла много ученых и лишилась ряда научно-исследовательских учреждений. Помогая восстановлению народного хозяйства, советской науке пришлось одновременно восстанавливать и расширять сеть исследовательских учреждений, не только исходя из текущих нужд науки и производства, но и с учетом перспектив их развития. Научные учреждения необходимо было воссоздать на новой технической основе, оснастить их новейшей аппаратурой и разработать новые методы исследования. Предстояло восполнить потери в научных кадрах и значительно увеличить их численность.

Четвертый пятилетний план поставил перед наукой большие задачи. Наряду с оказанием научной помощи производству планировалось значительное увеличение фундаментальных научных исследований как в области естественных, так и общественных наук. Так, в области математики внимание ученых направлялось на развитие вычислительной техники, решение дифференциальных уравнений и других задач с помощью машин. В центре внимания физиков стояли проблемы изучения атомного ядра, космических лучей, использования энергии ядра и создания циклотронов. Перед химиками ставились задачи дальнейшего развития исследований в области органического синтеза, катализа, химии сплавов и др. В биологической и медицинской науке исследования направлялись на изучение основ жизненных процессов, вирусов, антибиотиков, проблем генетики. Технические науки были связаны с проблемами разработки реактивных двигателей, аэродинамики сверхзвуковых скоростей, передачи электроэнергии на дальние расстояния и т. д.

Важные задачи были призваны решить и общественные науки.

Советское государство оказало огромное, всемерное содействие развитию науки. В бюджете 1946 г. ассигнования на науку более чем в 2,5 раза превосходили подобные ассигнования 1945 г. В короткий срок были восстановлены институты, лаборатории, обсерватории и опытные станции, пострадавшие от войны. Развернуто было строительство новых исследовательских учреждений, налажено производство необходимого оборудования, реактивов и аппаратуры. Значительно расширились такие крупные ведомственные исследовательские объединения, как Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), Государственный оптический институт (ГОИ) и другие, вырос объем их тематики, укрепилась связь с предприятиями.

В составе Академии наук СССР, президентом которой в 1945 г. был избран С. И. Вавилов (после смерти В. Л. Комарова), и отраслевых академий возникли новые институты и лаборатории, рождение которых было связано не только с конкретными потребностями страны. Немаловажным фактором явились внутренние процессы развития науки. Середина века была временем все большей дифференциации различных областей знания. От математики, физики, химии, биологии, а также на стыках этих и других наук отпочковывались и возникали новые направления, которые быстро превращались в самостоятельные отрасли науки. Наибольшее значение в те годы приобрели такие новые развивающиеся отрасли науки, как ядерная физика и физика полупроводников, биохимия и биофизика, радиационная биология и многие другие. Необходимость разработки средств вычислительной техники, автоматики, радиотехники привела к созданию таких институтов, как Институт точной механики и вычислительной техники, Институт радиотехники и электроники, Институт прикладной геофизики и др. Расширение исследовательских работ в области химии, а также растущие потребности страны в разнообразном топливе, новых материалах и технологических разработках обусловили появление во второй половине 40-х годов новых институтов химического профиля: Института физической химии, Института нефти, Института химии силикатов, Института высокомолекулярных соединений и т. д.

Были восстановлены и неуклонно расширяли свою деятельность академии наук Украины, Белоруссии, Литвы. В 1946 г. были созданы академии наук в Казахской, Латвийской и Эстонской ССР. В составе республиканских академий появилось около 100 научно-исследовательских учреждений. В 1947 г. были созданы филиалы Академии наук СССР в Дагестане и Якутии, в 1949 г.— в Восточной Сибири, в 1951 г.— в Башкирии. В начале 50-х годов Академия наук СССР имела 16 филиалов. Деятельность академий наук республик и филиалов АН СССР способствовала изучению природных богатств, развитию экономики и культуры республик, краев и областей, решению общенаучных: вопросов. Ими были подготовлены ценные труды по истории, археологии и этнографии республик.

Для руководства республиканскими академиями наук и филиалами АН СССР и координации их деятельности в Академии наук СССР был создан в 1945 г. специальный орган — Совет по координации.

Общее число научно-исследовательских учреждений в стране-выросло с 2061 в 1946 г. до 2848 в 1950 г. Расширение сет научных учреждений сопровождалось значительным увеличением числа научных работников: в 1950 г. их было 162,5 тыс.— в 1,7 раза больше, чем в 1940 г. Во многих союзных республиках темп роста научных кадров был еще более высоким. Например, в Киргизии в 1950 г. было в 2,6 раза больше научных работников, чем в 1940 г., в Литовской ССР — в 2,2, в Молдавской ССР — более чем в 4 раза и т. д. Особенно быстро пополнялись кадры научных работников ведущих направлений: различных разделов техники, математики, физики, химии.

В послевоенные годы значительно увеличилось число аспирантов при научно-исследовательских учреждениях и вузах. Институты и лаборатории ежегодно пополнялись молодыми учеными. Однако размах научных работ был настолько велик, что в некоторых учреждениях, главным образом технического профиля, ощущался недостаток кадров.

Активно включались в научно-исследовательскую работу высшие учебные заведения. Коллективы профессоров и преподавателей вузов оказывали предприятиям действенную помощь, разрабатывая проблемы, связанные с улучшением производства. Многие университеты и учебные институты вели теоретические исследования в области математики, физики, химии, обществоведения, развивали новые, перспективные направления науки.

После Великой Отечественной войны важное значение Советское государство и его глава Иосиф Виссарионович Сталин придавали развитию науки, её связи с производством, с задачами технического прогресса.

В 1946 году советское правительство значительно увеличило расходы на науку.
Они в 2,5 раза превысили расходы предыдущего года.
В короткий срок были не только восстановлены институты, лаборатории и опытные станции, пострадавшие от войны, но и развёрнуто строительство новых исследовательских центров.
В 1946 году были восстановлены Академии наук Украины, Белоруссии и Литвы.
Тогда же были созданы Академии наук Казахской ССР, Латвийской и Эстонской ССР.
Позже - в Таджикской, Туркменской и Киргизской союзных республиках.

Главным научным учреждением Украины оставалась Академия наук УССР, которую в ноябре 1946 года возглавлял биолог с мировым именем А. Палладин.

2-я половина 40-х годов была временем организации целой серии научно-исследовательских институтов, которые вошли затем в золотой фонд советской науки.
Среди них были такие, как:

• Институт точной механики и вычислительной техники,
• Институт радиотехники и электроники,
• Институт прикладной физики,
• Институт атомной энергии и многие другие.

В послевоенные годы возобновили работу научно-исследовательские учреждения Украины.
Был внесён ряд изменений в организацию научных исследований.
В 1950 году количество научно-исследовательских учреждений в республике составило 462 (в 1945 году их насчитывалось 267).
Укреплялась, хотя и медленно, материально-техническая база, возрастал их кадровый потенциал.

Резко возросла зарплата научных работников.
Значительно увеличилась численность научных работников: в 1950 году их было в 1,7 раза больше, чем в 1940 году.
А в 1955 году их было уже 192 тысячи (в 1940 году – 98 тысяч).

В Украине численность учёных в 1950 году достигла 22,3 тысячи человек.

В первые послевоенные годы заметно расширился фронт исследовательских работ в самых различных отраслях науки.
По ряду направлений творческие достижения советских учёных позволили выйти на самые передовые рубежи в мировой науке.
Особое внимание уделялось развитию фундаментальных исследований в тех областях знаний, которые во многом обеспечивали ускоренные темпы роста народного хозяйства, укрепляли обороноспособность страны.

Мало кто сегодня у нас в Украине знает, что уже спустя три месяца после окончания конференции глав стран-победительниц в Потсдаме, где вовсю звучали тосты о дружбе и поддержании мира на земле, в Пентагоне был разработан план атомной бомбардировки 20 советских городов, включая Москву…

Дальше всё покатилось как снежный ком с горы.
Один план нападения на СССР за другим.

Вот только некоторые из них:

Сталин оказался намного умнее американцев.
Если они сделали ставку на дальние тяжёлые бомбардировщики и авианосные флоты, Иосиф Виссарионович выбрал другой приоритет – дальнобойные, мощные межконтинентальные баллистические ракеты.
Это было гораздо дешевле, но очень действенно.

• Историческим свершением явилось овладение энергией атома.

После успешного испытания атомной бомбы на семипалатинском полигоне Сталин пригласил к себе группу её создателей и невероятно щедро, по-царски, одарил их.
Разработчики проекта получили личные автомобили, особняки, почётные звания, Государственные премии, персональные счета в Сбербанке, где они могли брать для своих нужд любые сумы денег – безотчётные.
Трижды Героями Социалистического Труда стали Игорь Васильевич Курчатов, Андрей Дмитриевич Сахаров, Анатолий Петрович Александров, Юлий Борисович Харитонов, Яков Борисович Зельдович.
Ленинскую и 5 Госпремий получил Исаак Константинович Кикоин, Ленинскую и 3 Госпремии – Георгий Николаевич Флёров.
Не были обойдены академическими званиями, орденами, престижными премиями десятки других учёных, причастных к советскому атомному проекту (Александр Павлович Виноградов, Василий Семёнович Емельянов, Абрам Исаакович Алиханов).

Сталин готов был носить на руках этих людей – они положили конец атомной монополии США и Англии, создав собственный ядерный щит.

По приказу Сталина была создана лаборатория № 2 во главе с Курчатовым.
Игорь Васильевич собрал вокруг себя талантливую молодёжь.
Совершенно секретная лаборатория № 2 в составе Академии наук СССР и стала главным центром подготовки к созданию отечественного атомного оружия.
В 1949 году раздалось громом поразившее Америку известие: СССР взорвал первую атомную бомбу.
Это произошло 29 августа на Семипалатинском полигоне.

• А 12 октября 1953 года была испытана первая в мире, наша водородная бомба мощью в 300 тысяч тонн тротила, весившая около тонны.

• Были начаты исследования в области мирного использования атомной энергии.

Эти работы велись в основном во вновь созданном Институте атомной энергии под общим руководством выдающегося советского учёного И. В. Курчатова.

• Больших успехов советские учёные добились в таких важнейших отраслях науки, как физика, математика, точная механика, астрономия, химия.

• В то же время начались гонения на генетику и кибернетику.

Они были объявлены науками, противоречащими законам материализма.
Разгром генетики и кибернетики породил отставание Советского Союза в этих отраслях в последующие годы.

• Украинские учёные достигли значительных успехов в исследовании фундаментальных наук, использовании научных открытий для потребностей народного хозяйства.

Президент Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина Т. Лысенко на августовской (1948 год) сессии ВАСХНИЛ одержал победу над своими научными оппонентами – генетиками.
Генетика была объявлена лженаукой и запрещена в СССР.

В Украине преследованиям подверглись учёные – биологи и генетики Д. Третьяков, М. Гришко, И. Шмальгаузен, И. Поляков, С. Делоне, С. Гершензон.

Но чтобы там не было, наука при Сталине развивалась поразительными темпами.
Именно при нём был сделан был тот задел, благодаря которому запустили первый в мире спутник, а потом и корабль с Гагариным на борту…

Пожалуйста, конкретные примеры!! ! Ситуацию в общем я знаю. Если не знаете, огромная просьба не отвечать.

Создание атомной и водородной бомбы, открытие первой в мире атомной электростанции в Обнинске, строительство Волжского каскада гидроэлектростанций, "Сталинский план преобразования природы" - программа лесоапосадок для борьбы с засухой. Из культуры - романы о подвиге Советского народа в войне, военные фильмы, архитектура Волго-Дон канала, кольцевая линия Моск. метро, ВДНХ, высотки в Москве.

И.В.Сталин,как и всё советское политическое руководство,в полной мере сознавал решающую роль образования,науки и культуры в реализации стоящих перед страной грандиозных исторических задач.Поэтому,несмотря на крайнюю степень напряжённости государственного бюджета,были изысканы необходимые средства на их развитие.В частности,к концу 4-й пятилетки общая доля расходов на образование возросла более чем в два раза и к началу 1950 года составила 5,7% внутреннего валового продукта страны,то есть почти в два раза больше,чем в США.

Сразу после окончания войны была полностью восстановлена вся система всеобщего начального образования,а затем введено всеобщее семилетнее образование и создана новая система вечерних и заочных школ для работающей молодёжи-школы фабрично-заводского обучения,ремесленные,горнопромышленные и строительные училища и училища механизации сельского хозяйства.За первые послевоенные годы были восстановлены почти все разрушенные в период войны школьные здания и построено более 18,5 тыс.новых школ.

По данным ЦСУ СССР,К концу 1955 года системой обучения по всей стране было озвачено более 35,5 млн.человек,в том числе в общеобразовательных школах школах обучалось более 30,1 млн.человек,в училищах системы школ трудовых резервов-1,4 млн.человек,в техникумах и средних специальных заведениях-более 2-х млн.человек и в высших учебных заведениях-также более 2 млн.человек.Кроме того,в сфере высшего образования было создано более 160 новых учебных институтов,которые ежегодно выпускали более 150 тысяч специалистов,столь необходимых для восстановления народного хозяйства страны и развития национальной науки и культуры.

В конце войны была создана Академия медицинских наук СССР (1944),которую возглавил выдающийся советский хирург,генерал-полковник медицинской службы академик Николай Нилович Бурденко,а на базе ряда филиалов АН СССР учреждены республиканские академии наук в восьми союзных республиках-Узбекской (1943),Армянской (1945),Азербайджанской (1945),Эстонской (1945),Латвийской (1946),Казахской (1946),Таджикской (1951) и Туркменской (1951).Одновременно почти на треть увеличилось и число крупных научно-исследовательских институтов.Именно в этот период в структуре Академии наук СССР были созданы Институт атомной энергии (1943), Институт экспериментальной и теоретической физики (1945),Институт физической химии (1945),Институт точной механики и вычислительной техники (1948),Институт ядерных проблем (1949),Институт радиотехники и электроники (1953),Институт прикладной геофизики (1953) и многие другие научные центры,которые,соответственно,возглавили крупнейшие советские учёные-академики И.В.Курчатов,А.И.Алиханов,В.А.Кистяковский,Н.Г.Бруевич,

Д.И.Блохинцев,А.И.Берг,О.Ю.Шмидт и другие.

Причём в первые послевоенные годы особый упор был сделан на ускоренное развитие тех отраслей научных знаний,которые имели сугубо прикладное и оборонное значение-ядерную физику,физику полупроводников,биохимию,биофизику,радиационную биологию и другие новые и перспективные научные направления.Но даже среди этих важных направлений особое внимание руководство страны уделяло работам в исследовании атомной энергии,где крупнейшие открытия были сделаны многими советскими учёными,в том числе академиками

А.И.Алихановым,И.К.Кикоиным,Г.Н.Флёровым,Ю.Б.Харитоном и Я.Б.Зельдовичем.Результаты этих важных теоретических,экспериментальных и опытно-конструкторских работ не только позволили быстро осуществить управляемую ядерную реакцию в атомном реакторе (1946),в кратчайшие сроки создать атомную (1949) и водородную (1953) бомбы,но и начать строительство первой в мире Обнинской атомной станции (1949-1954).

В это же время крупнейшие советские учёные продолжали вести очень успешные и важные фундаментальные исследования в области физики полупроводников (А.И.Иоффе,Я.И.Френкель,

В.Е.Лошкарёв), в теоретической физике (Л.Д.Ландау,

С.И.Алиханов), в химической физике (Н.Н.Семёнов,Ю.Б.Харитон

В.Н.Кондратьев,Я.И.Зельдович,К.И.Щёлкин) и в других направлениях физической и смежных наук.

Тогда же в области математических наук крупные успехи были достигнуты в сфере создания первых электронно-вычислительных машин и теории алгоритмов (М.В.Келдыш),разработки аналитической теории чисел и создании метода тригонометрических сумм (И.М.Виноградов),

математической физике, вычислительной математике и функционального анализа (С.Л.Соболев),теории функций,функционального анализа и алгебраической топологии (А.Н.Колмогоров,М.А.Лаврентьев) и т.д.

Именно эти крупнейшие теоретические и прикладные открытия

советских физиков,химиков и математиков дали мощнейший импульс развитию отечественной инженерной мысли,в том числе прикладной механики и ракетостроения,где огромную роль сыграли многие выдающиеся учёные и организаторы научно-производственных и конструкторских бюро,в том числе будущие академики С.П.Королёв,В.П.Глушко,В.П.Мишин,М.К.Янгель,

Читайте также: