Улица кирова пенза сообщение

Обновлено: 07.07.2024

У́лица Ки́рова — улица в Пензе, расположенная в историческом центре города. Проходит от улицы Лермонтова мимо главной площади города, площади Ленина, до улицы Бакунина. Главная транспортная магистраль в центре города [1]

Содержание

История

Улица Кирова является одной из старейших улиц города Пензы. Она сложилась с XVII века как часть дороги, связующей нагорную крепость и приречные слободы первых поселенцев. Дорога шла вдоль крепостной стены и посадов с юга на север вплоть до Черкасского острога. [2] С конца XVII века она называлась Нижне-Посадской, так как проходила вдоль городских посадов с их нижней стороны. В XVIII веке улица стала называться 1-й Спасской, по Спасскому собору, построенному рядом за стенами крепости. С середины XVIII века улица стала называться Троицкой, так как вдоль неё был построен Троицкий женский монастырь, существующий в этом качестве и в настоящее время. Одно время улица называлась даже Большой. Отрезок улицы между современными улицами Карла Маркса и Замойского до 1919 года именовался Театральной, так как в конце 1793 года здесь был открыт первый пензенский театр, а затем в начале XIX века — крепостной театр помещика Г. В. Гладкова. Этот квартал был очень популярен среди горожан.



В конце XVIII века здесь было построено здание Дворянского собрания, в котором также давались театральные представления, выступали знаменитости из столичных театров. С этим зданием связаны связаны имена героя Отечественной войны 1812 года поэта Дениса Давыдова, поэта П. А. Вяземского, мемуариста Ф. Ф, Вигеля, композитора С. И. Танеева, писателя С. Г. Скитальца. После Октябрьской революции 1917 года в здании дворянского собрания размещался профсоюзный центр губернии, и оно стало называться Дворец труда. С февраля 1938 года по сентябрь 1987 года в здании работал городской Дом пионеров и школьников. С июля 2008 года в этом здании разместилось Законодательное собрание Пензенской области. На фронтоне резного литого крыльца находится старинный герб Пензы.

Рядом с этим зданием находился дом, в котором ещё до открытия в Пензе наместничества (1781) размещались пензенские воеводы. В конце XVIII века там была открыта духовная семинария. В 1858 году во время пожара здание сгорело и было восстановлено в значительно больших размерах. В семинарии учились выдающий русский историк В. О. Ключевский, один из основоположников советской нейрохирургии Н. Н. Бурденко, артист А. И. Мозжухин. С 1900 года в этом здании размещалась губернская земская управа, затем губернское земельное управление. В настоящее время — гарнизонный госпиталь.

На углу улиц Троицкой и Никольской в двухэтажном здании с 1786 года было размещено главное народное училище, затем уездное училище, а с 1804 года — гимназия. В этой гимназии учился в 1825—1829 годах Виссарион Григорьевич Белинский, в 1828—1833 годах — выдающийся русский филолог академик Ф. И. Буслаев. В 1821—1823 годах директором гимназии работал крупный русский писатель И. И. Лажечников. В настоящее время в этом здании находится Литературный музей.

С февраля 1919 года улица получила имя Карла Либкнехта, затем пензенского революционера-коммуниста В. В. Кураева, а с февраля 1935 года этой улице, как и 4000 улиц и переулков в других городах и сёлах России [3] , дали современное название в честь советского коммунистического деятеля Сергея Мироновича Кирова. [4] Таким образом, улица Кирова является рекордсменом Пензы по числу переименований.

ул. Кирова

С конца XVII века она называлась Нижнее-Посадской, в XVIII веке — 1-й Спасской. С постройкой на этой улице Троицкого женского монастыря — Троицкой. Одно время улица называлась даже Большой.

Отрезок улицы между современными улицами Карла Маркса и Замойского до революции именовался Театральной, так как в конце 1793 года здесь был открыт первый пензенский театр, а затем в начале XIX века — крепостной театр помещика Г. В. Гладкова.

С февраля 1919 года улица стала носить имя Карла Либкнехта, затем В. В. Кураева и с февраля 1935 года имя видного советского партийного и государственного деятеля Сергея Мироновича Кирова(Кострикова) (1886-1934), погибшего в результате террористического акта.

В самом начале улицы Кирова сохранились остатки земляного вала от Пензенской крепости в квартале от улицы Лермонтова до улицы К. Маркса.

На противоположной стороне улицы находится памятник первопоселенцу Пензы (открыт в 1980 г.), выполненный ленинградским скульптором В. Г. Козенюком. Основание постамента окаймлено старославянской вязью:

"ЛѢта 7171 (1663) на реке Пензе велено город строить"

Рядом с этим памятником расположен Музей одной картины , открытый в 1983 г.

На улице Кирова можно выделить четыре здания, которые вошли в историю пензенского края. Здание Законодательного собрания Пензенской области построено в конце XVIII века как здание дворянского собрания.

С ним связаны имена героя Отечественной войны 1812 года поэта Д. В. Давыдова, поэтов П. А. Вяземского и В. А. Жуковского, мемуариста Ф. Ф. Вигеля, друга М. Ю. Лермонтова, С. А. Раевского, сына А. Н. Радищева Н. А. Радищева, композитора С. И. Танеева, писателя С. Г. Скитальца, первого наркома просвещения РСФСР А. В. Луначарского, поэта В. В. Каменского и других.

После Октябрьской революции 1917 года в здании бывшего дворянского депутатского собрания размещался профсоюзный центр губернии, и он стал называться Дворец труда. Здесь проходили: в конце марта 1918 года 1-й губернский съезд Советов, декабре 1918 года — 1-й губернский съезд профсоюзов. 8 июня 1919 года — первое организационное собрание революционной рабочей и учащейся молодежи города, на котором произошло объединение молодежи Пензы в Коммунистический Союз Молодежи (КИМ), 25-28 сентября 1919 года — 1-й губернский съезд Коммунистического Союза Молодежи, оформивший создание Пензенской губернской комсомольской организации.

С февраля 1938 года по сентябрь 1987 года в здании работал городской Дом пионеров и школьников имени X съезда ВЛКСМ. Затем здание было передано Пензенскому театру юного зрителя. Однако затянувшийся период реконструкции результатов не принес, и этот памятник истории и архитектуры был передан Законодательному собранию Пензенской области.

После проведенного капитального ремонта 15 июля 2008 года Законодательное собрание Пензенской области разместилось в этом здании. На фронтоне резного литого крыльца находится старинный герб Пензы.

Рядом с бывшим дворянским собранием находится здание, в котором еще до открытия в Пензе наместничества (1781) размещались пензенские воеводы. В конце XVIII века там была открыта духовная семинария, размещавшаяся до 1900 года. В 1858 году во время пожара здание сгорело и было восстановлено в значительно больших размерах.

В семинарии учились выдающий русский историк В. О. Ключевский, один из зачинателей пролетарской поэзии А. А. Богданов, один из основоположников советской нейрохирургии Н. Н. Бурденко, артист А. И. Мозжухин, писатель и историк А. А. Голубев. Затем в этом здании размещалась губернская земская управа, губернское земельное управление, гарнизонный госпиталь.

На углу улиц Кирова и Либерсона в 1984 году был разбит сквер и установлен бюст герою-партизану Отечественной войны 1812 года и поэту Д. В. Давыдову работы скульптора В. Г. Курдова. Д. В. Давыдов не раз бывал в Пензе.

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

001-Dvorzhanskij-A-I-630x180

УЛИЦА КИРОВА

Георг Васильевич МЯСНИКОВ (1926-1996), советский партийный, государственный и общественный деятель, историк-краевед

Первый квартал современной улицы Кирова имеет свою историю, отдельную от остальной части улицы. Всю его левую, западную сторону занимала крепостная стена, от которой до нас сохранился лишь сильно оплывший земляной вал. Он-то и являлся, по сути дела, нашим юбиляром. Именно ему исполнилось 350 лет — дата, которая просто обязывала сделать ему дорогой подарок. К сожалению, этого не произошло. Хотя и были предложения обустроить это историческое место и к юбилею города воссоздать фрагмент крепостной стены с башнями, более приближенный к действительности, чем частокол с башней-звонницей, установленные здесь в 1980 году по инициативе Георга Васильевича Мясникова.

Для своего времени его идея увековечения места крепости была, конечно, замечательной, но не надо забывать, что она не имела тогда какого-либо самостоятельного значения.

0102-krepostn-val

Фрагмент крепости должен был стать лишь историческим фоном для памятника Первопоселенцу , открытие которого было главным событием. Поэтому и оформление крепостного вала было сделано довольно скромным. Спустя более чем 30 лет после этого взирать на полуразвалившийся частокол довольно-таки грустно, учитывая, что в других городах, более скромных по рангу, чем наш областной центр, давно созданы заповедные зоны, насыщенные историческими реалиями, которые привлекают массу публики и являются украшением городской застройки.

0103-kirova-str-75-1.tif

Улица Кирова, дом № 75/1

Этой стороне первого квартала улицы Кирова вообще не повезло. На месте северо-восточной башни крепости, на углу с улицей Карла Маркса , в 1959 году построили 5-этажный жилой дом, вообще неуместный в этой исторической части города. Другой угол, на пересечении с улицей Лермонтова , долго остававшийся пустым, до революции предполагалось застроить, возведя на нем Дом имени В. Г. Белинского.

0104-proekt-doma-belinskogo-vosochnyi-fasad-c

Проект Дома имени В. Г. Белинского. Восточный фасад

Причем здание, в котором должны были разместиться общественная библиотека им. М. Ю. Лермонтова , народная библиотека-читальня имени Белинского , музей и аудитория на тысячу мест , ориентировалось своим главным фасадом на восток, то есть на улицу Кирова . Но лишь в 1961 году его продлили вниз по улице Лермонтова , и на этом всё закончилось.

0105-gradostroitelnayasitiats-1780ye

На плане изображена градостроительная ситуация 1780-х гг.

Противоположная сторона первого квартала улицы стала осваиваться через четверть века после строительства крепости Пенза. В 1689 году между восточной крепостной стеной, с отступом от нее в 12 сажень, и рекой Пензой был основан Спасо-Преображенский мужской монастырь , от которого сейчас сохранилась только церковь Преображения Господня, расположенная под горой, на улице Спасо-Преображенской , бывшем Гоголевском переулке. Спросите: а какое отношение имеет монастырь к улице Кирова? Дело в том, что наверху, на улице, непосредственно напротив крепости, стояла каменная надвратная церковь Тихвинской иконы Божией Матери, построенная в 1756-1760 годах на монастырской земле. Через ворота, располагавшиеся под Тихвинской церковью, по крутому спуску и осуществлялся вход в монастырь. Тропинка, по которой в Преображенский храм сходили богомольцы, существует и поныне и называется Преображенским спуском. А рядом, если покопаться в земле, можно найти и фундамент самой Тихвинской церкви, которую разобрали в 1796 году, после того как мужской монастырь перенесли за город, к Вознесенскому кладбищу.

В конце XVIII — начале XIX веков названия у первого квартала улицы Кирова еще не было, и, говоря о расположенных на нем домах, обычно отталкивались от фамилий соседей. Когда именно этот квартал стали называть улицей Театральной, точно не известно. Оно появилось в связи с располагавшимся здесь театром Горсткина, открывшимся в 1844 году, усадьба которого занимала территорию от улицы Пушкарской (Замойского) до Преображенского спуска. В 1911 году Театральную улицу переименовали в улицу Белинского — по случаю 100-летия со дня рождения критика. Причем нумерация домов по ней (только четная) шла не сверху вниз, а наоборот: теперешний № 17 (госпиталь) был номером вторым, а № 1-й (а точнее, усадьба, соответствовавшая №№ 1-7) — двенадцатым.

Обратимся теперь ко второму названию улицы Кирова, приведенному в книге Година, — 1-й Спасской. Если посмотреть на план Пензы 1-й половины XVIII века, то название Спасских (по имени располагавшегося на территории крепости Спасского собора) в то время носили две улицы — Московская и Володарского. В отношении улицы Кирова этого не показано.

Самые большие изменения в соответствии с планом Пензы 1785 года произошли с кварталом улицы Кирова, расположенным между улицами Либерсона (Козьим Болотом) и Горького (Рождественской улицей). Во 2-й половине XVIII века здесь находилась большая площадь, в северной части которой стояла Рождественская церковь (на плане она изображена под № 17). К церкви сходились шесть улочек, поэтому форма площади была очень неровной. В связи с урегулированием застройки Пензы по конфирмованному плану 1785 года Конная мостовая улица (она же Новотроицкая, Троицкая) прошла по западной границе площади, выпрямив ее линию. При этом большая часть площади отошла в жилую застройку. Некоторые усадьбы в этом районе оказались разрезанными, а дома, ранее выходившие на восточную границу площади, попали в середину усадеб и в связи с этим подлежали переносу на вновь образованную красную линию улицы. При этом часть домов, располагавшихся на левой стороне улицы Конной (Троицкой), после их переноса переместилась на противоположную сторону, развернув свои фасады на 180 0 . Поэтому разобраться сейчас в деталях, как происходила здесь застройка, не представляется возможным.

Изменив по каким-то причинам свое направление, Шелаховка во 2-й половине XVIII века пошла через теперешнюю площадь Ленина , а старое ее русло превратилось в проулок, который тоже стал называться Козьим Болотом . Кстати, в 1912 году жители этой улицы обратились в Пензенскую городскую думу с таким прошением:

Продолжением Козьего Болота стала улица Нагорная (ныне Кураева ), которая и сейчас имеет перепад высот. Более высокая верхняя ее сторона когда-то была крутым правым берегом речки Шелаховки, а нижняя — ее ложем.

В результате выпрямления улицы Троицкой площадь близ Рождественской церкви была уничтожена, а сам храм попал в жилой квартал.

Изменившая свое направление Шелаховка, пройдя через Нижнюю базарную площадь, стала естественной северной границей для Троицкой улицы. Дальше находилось место, где смыкались несколько площадей: Сенная ( ул. Куприна ), Щепная ( ул. Сборная ) и собственно Базарная ( пл. Ленина ). Свое продолжение через площадь улица Кирова получила лишь в 1960-х годах, когда на бывшей Сенной площади был построен ряд многоэтажных жилых домов, доходивший до ул. Бакунина и заканчивающийся зданием универмага, открытого 15 ноября 1961 года.

Улица Кирова в Пензе

Яндекс. Карты" >

Улица Кирова — одна из старейших и важнейших в Пензе. Наполненная духом прошлого и настоящего, она стала неотъемлемой частью истории города и главной автомагистралью его центральной части. Здесь расположены областные и городские госструктуры, культурные и финансовые учреждения, монастырский комплекс, медицинские центры, салоны красоты, юридические офисы, точки общественного питания, магазины, зеленые скверы и пр.

Улица Кирова

История улицы Кирова в Пензе

Изначально Кирова была гораздо короче и какое-то время состояла из двух участков с разными названиями. Прежде чем улица в 1935 г. получила имя известного революционера и советского политического деятеля Сергея Мироновича Кирова, она сменила десяток топонимов, став рекордсменом города по количеству переименований.

Первое название — Нижне-Посадская, зафиксированное в конце XVII в., было связано с местом расположения дороги вдоль нижней стороны городских посадов и крепостной стены. Другое — 1-я Спасская — улица получила в XVIII в. благодаря возведенному здесь Спасскому собору. После постройки Троицкого монастыря улицу стали называть Троицкой и Новотроицкой. Далее она была Большой, Конной, Театральной (участок между нынешними ул. Замойского и К. Маркса) и Белинского, а после Октябрьской революции, начиная с 1919 г., улица носила имена: одного из основателей Компартии Германии Карла Либкнехта и уроженца Пензы, советского партийного деятеля Василия Кураева.

Процесс возвращения улицам исторических названий, прокатившийся по стране в 1990-е гг., обошел Кирова стороной. У защитников старины не нашлось достаточно убедительных аргументов для ее переименования, несмотря на жаркие споры.

Дома на Кирова

Вдоль обеих сторон улицы можно увидеть исторические здания, представляющие старую Пензу XVIII—XIX вв., и более современные строения. Здесь мирно соседствуют объекты общественного назначения и жилые дома середины прошлого века. Нумерация зданий идет в направлении с юга на север — от улиц Лермонтова и Замойского к улице Бакунина.

Особняк купчихи Солнышкиной

Дом купца Рабиновича

Дома на ул. Кирова с важными для города и области учреждениями и организациями:

  • № 13 — бывшее здание Дворянского собрания (1796–1917), Дворца труда (с 1918 г.), Дома пионеров (с 1936 г.), Театра юного зрителя (1989–2000). В свое время его посещали Д. Давыдов, П. Столыпин, А. Бахметьев, М. Воронцов и Александр I, о чем свидетельствует мемориальная доска на фасаде дома. В 2008 г. здание отдано Областному Законодательному собранию и Счетной палате;

Здание Законодательного собрания

Арбитражный суд

Достопримечательности Пензы на ул. Кирова

На западной стороне первого уличного квартала возвышается символическая звонница с мортирой и мемориальной доской в основании. Она входит в состав реконструированной в 1980 г. части Оборонительного вала крепостной стены, возведенного в 1663 г. На насыпи смонтирован частокол древней крепости, проложен бульвар и уставлены стилизованные фонари. Как уверяют краеведы, звонница стоит на месте угловой крепостной башни XVII в.

Вид на улицу Кирова с Оборонительного вала

Действующий Троицкий женский монастырь занимает несколько строений на Кирова 25/25а. В комплекс входит два храма — во имя Сошествия Святого Духа и в честь Троицы Живоначальной.

Собор Троицкого монастыря

Литературный музей (№ 2) открылся в 1989 г. Он занимает бывшее здание Народного училища (с 1786 г.) и гимназии (с 1804 г.), где учились: литератор и публицист В. Белинский, поэт В. Жуковский, губернатор Пензы М. Сперанский, математик Н. Лобачевский.

Литературный музей

Музей одной картины им. Георга Мясникова (№ 11) основан в 1983 г. и назван в честь историка-краеведа, второго секретаря обкома КПСС Пензы. В свое время он внес огромный вклад в создание для области новых объектов культуры, спорта и мест отдыха.

Музей одной картины

Городской музей почтовой связи (№ 68) раскрывает историю возникновения и развития почты в Пензенской губернии, начиная с XVIII—XX вв. и заканчивая нашими днями.

В сквере рядом с библиотекой им. Лермонтова в 1978 г. был установлен памятник Михаилу Юрьевичу. Фигура поэта выполнена скульптором В. Стамовым.

Памятник Первопоселенцу со стороны ул. Кирова

Вид со смотровой площадки на Спасо-Преображенский монастырь

На пересечении с мостом им. Капашина, напротив здания Арбитражного суда, можно увидеть необычный памятный знак, посвященный возведению путепровода. С другой стороны перекрестка, перед офисом КПРФ, возвышается бюст И. Сталина на постаменте.

Памятный знак в честь возведения моста им. Капашина

Магазины на Кирова

Среди специализированных магазинов:

Кафе и рестораны

Закусочная Полянка

Улица Кирова на панораме google.maps

Как добраться до улицы Кирова

Выбор конкретного маршрута зависит от стартовой точки движения. Добраться сюда можно пешком, на общественном транспорте, такси или автомобиле. Удобные варианты рекомендуется выбирать с помощью специального сайта.

Общественным транспортом

По ул. Кирова курсируют многочисленные маршруты наземного транспорта, следующие из разных районов Пензы:

  • автобусы — № 54, 66, 70, 70а, 82с, 99;
  • маршрутные такси — № 1, 2а, 4, 5, 6, 9к, 9 м, 10, 10а, 17, 29, 33, 34, 39, 43, 49, 68, 75, 77, 85, 89, 93, 149;
  • троллейбусы — № 2, 6, 7.

Выйти нужно на одной из остановок:

На автомобиле

Кирова ограничена улицами Лермонтова / Замойского (на юге) и Бакунина (на севере). Она стыкуется с улицами Калинина, Чехова, Горького, Свердлова, Чкалова, Красная Горка и Металлистов. На нее выходят улицы Славы, Либерсона, Кураева, Карла Маркса, а также проезды Театральный и Богданова.

На такси

В Пензе работают мобильные приложения такси Maxim, Яндекс Go, DiDi Россия, такси ГОСТ и др.


​Я не эксперт по Пензе. Уверена, что мы пропустили что-то важное и любопытное. Узнать город за два дня невозможно. Но увиденного мне вполне хватило, чтобы получить от прогулок по Пензе душевное удовольствие, узнать много нового, очароваться Пензой и пожалеть, что приехали всего на 2 дня. Я покажу в статье то, что мы успели увидеть. Вы ощутите хотя бы примерно объём "туристических возможностей". Достопримечательности в Пензе есть, не стоит их недооценивать и расслабляться. Чтобы потом не сожалеть.
В первый день мы знакомились с достопримечательностями улиц Московской, Славы и набережной р. Суры. Во второй - продолжили гулять по историческому центру, его старинным улицам. В первую очередь посетили улицу Кирова и прилегающие к ней территории. Здесь находятся главные достопримечательности Пензы, её интересные места.
Улица Кирова - старейшая улица Пензы, сложившаяся уже в XVII веке, на заре создания города. Когда-то на этом месте пролегала крепостная стена, отделявшая крепость от Большого Посада. Историки называют эту улицу "улицей одиннадцати названий". По этому видно, какая бурная жизнь здесь кипела. В середине XVIII века вдоль улицы был построен Троицкий монастырь. В конце XVIII - здание Дворянского собрания, где бывали герой Отечественной войны 1812 года поэт Денис Давыдов, поэт П. А. Вяземский, композитор С. И. Танеев. Располагалась здесь и духовная семинария, где учились выдающий русский историк В. О. Ключевский и основоположник советской нейрохирургии Н. Н. Бурденко. И главное народное училище, позднее гимназия, в которой учился В. Г. Белинский, директорствовал известный русский писатель И. И. Лажечников, стояла здесь. И, знаете, не всё со временем кануло в лету. Остался монастырь, храмы, старинные особняки и всё то, что делает Пензу важным культурным центром.


Эта статья продолжает цикл постов о поездке "Пенза - Тарханы - Тамбов - Ивановка":

Поскольку в моём рассказе была большая временн а я пауза, напомню о чём идет речь.
На майские праздники мы ездили семьёй в 5-ти дневную поездку по маршруту "Пенза - Тарханы - Тамбов - Ивановка". В Пензе забронировали классный отель "Гелиопарк Резиденс". Поверьте, не в каждом областном городе есть такой шикарный отель. Причём это гостиничная сеть очень высокого уровня. Повезло Пензе в отличие от того же Тамбова. Здесь с отелями дела обстоят хуже. Выбрали опять лучшее - проверенную гостиницу "Театральная" (мой отзыв). К сожалению, в этот раз всё было не так безупречно. Но выбора в Тамбове нет. Мы и в следующий раз, видимо, остановимся там же.
За время небольшой поездки мы познакомились с солнечной Пензой, посмотрели майский Тамбов, утопающий в тюльпанах, посетили две необыкновенные усадьбы - поэтические лермонтовские Тарханы и романтическую рахманиновскую Ивановку. Маршрут потрясный. Искренне рекомендую.
Одно печально - дней было мало, а торопиться не хотелось. В таких местах всё время тянет расслабиться и получать удовольствие. Ну мы его и получили, несмотря ни на что.

День 2. Достопримечательности улиц Кирова, Советская, Белинского, Володарского.

День в отеле начался с вкусного завтрака в ресторане "Давыдов" (кстати, здесь же он и закончился - совершенно фантастическим ужином).




И затем мы отправились гулять по Пензе. 50 метров отделяют отель до улицы Кирова. А улица Кирова - настоящий музей под открытым небом. Здесь (и по соседству) находится несколько храмов и два монастыря, памятники и музеи.
Спасский кафедральный собор, который возрождается на старом месте последние несколько лет (г. Пенза, ул. Советская площадь).




Покровский архиерейский собор, восстановленный из руин в конце 90-х гг. прошлого века (г. Пенза, ул. Чкалова, д. 26).


На улице Кирова на месте крепостной стены сохранились остатки земляного вала. Здесь установлен мемориальный комплекс "Оборонительный вал" (г. Пенза, ул. Кирова, 3к5).


Рядом есть памятник М.Ю. Лермонтову, но в кадр ко мне он не попал.
Почти напротив "Оборонительного вала" на смотровой площадке стоит величественный монумент "Первопоселенец".


Двухметровый "Первопоселенец" воздвигнут 37 лет назад, в сентябре 1980 года, к шестисотлетию Куликовской битвы. Теперь это символ Пензы, его визитная карточка.


Достопримечательности в этой части улицы Кирова располагаются очень плотно. Возле "Первопоселенца" - Музей одной картины.

Рядом - здание Дворянского собрания, памятник истории постройки 1798 года (г. Пенза, ул. Кирова, 13). Сейчас здесь размещается Законодательное собрание Пензенской области.


Любите старые фотографии? Вот старая фотография Дома Дворянского собрания на бывш. Театральной улице.



Его современный вид я вам показывала выше. Не сильно отличается. Только новая ограда хуже смотрится, не так органично, как старая.

Начать решаем с Музея одной картины (г. Пенза, ул.Кирова, 11). Сеансы проводятся каждый час. Мы пришли в начале сеанса, опоздав минут на пять. Ждать ещё час не хотелось. Решили слушать экскурсию с лёгком запозданием.


Музей одной картины

Справка. Музей одной картины имени Г. В. Мясникова - филиал Пензенской областной картинной галереи им. К. А. Савицкого. Был открыт в 1983 году в особняке XIX века.


Музей уникален. Такого нет больше нигде - ни в России, ни в мире. Привычной для художественных музеев экспозиции здесь нет. В течение 45-минутного сеанса посетителям показывают фильм об одной единственной картине. Затем представляют полотно воочию. Картины из разных музеев - Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей, Нижегородский художественный музей и проч. Картина меняется раз в год. Объединяет их одно - это всегда шедевр искусства.
Старые афиши.






Годом ранее в музее представляли картину Франца Винтерхальтера "Портрет Варвары Дмитриевны Римской-Корсаковой". Потрясающая красавица, интересная история жизни, трогательная история любви. Варвара Дмитриевна Римская-Корсакова (1834-1879) - прототип одной из героинь романа Льва Толстого "Анна Каренина", звезда высшего света Москвы и Санкт-Петербурга. В Париже за красоту ее называли La Venus tartare ("Венера из Тартара" или "татарская Венера" - переводы спорные). Влюблённый Винтерхальтер рисовал Варвару Дмитриевну два раза. Эта, первая, картина находится в Пензенской картинной галерее. Здесь героине 26 лет. Вторая, написаная четырьмя годами позже, - в музее Орсэ в Париже. Не знаю, как в Париж, но в Пензу вполне реально съездить. ;)

Извините за отступление, но от такой живописи меня просто прёт (извиняюсь, прихожу в полный восторг, забываю обо всём).

Мы же смотрели картину К. Д. Флавицкого "Княжна Тараканова". Оригинал, точнее - авторское повторение. Оказывается, раньше было принято писать копии наиболее популярных полотен. Тот же самый А. К. Саврасов рисовал своих грачей ("Грачи прилетели") несколько раз. Пару лет назад мы наблюдали это произведение в музее в Сусанино.
Героиня самой известной картины Флавицкого - княжна Тараканова, авантюристка, выдававшая себя за дочь императрицы Елизаветы. Сюжет картины соответствует легенде о том, что красавица погибла в каземате во время наводнения в Санкт-Петербурге 21 сентября 1777 года. Произведение, конечно, яркое, запоминающееся. В Третьяковской галерее многие его видели.


Но вернёмся к Музею одной картины. Картина, рассказ, форма подачи, загадочная, необычная, всё производит впечатление.
Сначала - фильм.

Читайте также: