Комитет по правам человека изучает сообщение и обсуждает существо дела

Обновлено: 05.07.2024

Комитет по правам человека ООН — организация, занимающаяся надзором за исполнением Международного пакта о гражданских и политических правах в странах-участницах пакта. Комитет по правам человека был создан в 1977 году в соответствии со статьей 28 Международного пакта о гражданских и политических правах

Все государства, которые ратифицировали Международный пакт о гражданских и политических правах или присоединились к нему, обязаны представлять Комитету доклады о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, закрепленных в Пакте, и о прогрессе, достигнутом в использовании этих прав

Основные задачи:

наблюдение за выполнением государствами-участниками Международного пакта о гражданских и политических правах;

изучение и рассмотрение докладов об осуществлении соответствующих прав всеми государствами-участниками Пакта;

рассмотрение индивидуальных жалоб, касающихся предполагаемых нарушений Пакта государствами-участниками Протокола в соответствии с первым Факультативным протоколом к Пакту;

публикация толкования содержания правозащитных положений;

толкование положений Международного пакта о гражданских и политических правах, которые служат для государств-участников руководством при применении положений Пакта, а также при подготовке ими своих докладов

Жалобы частных лиц

это правило не действует в тех случаях, когда применение таких средств неоправданно затягивается или внутренние средства правовой защиты не были исчерпаны по не зависящим от жертвы причинам

Для представления государством ответа определен крайний срок в шесть месяцев

После этого автору жалобы предоставляется возможность высказать свои замечания относительно ответа государства. Затем Комитет формулирует свои окончательные соображения и сообщает их соответствующему государству и автору жалобы

На всех этапах проводимого Комитетом разбирательства лица, являющиеся авторами жалоб, и государства, которые, как утверждается, нарушили права этих лиц, находятся в равных условиях

Каждая сторона имеет возможность высказывать замечания относительно аргументов другой стороны

Прежде чем Комитет сформулирует свои окончательные соображения, лица, которые утверждают о нарушении своих прав, могут нуждаться в защите. Для этой цели Комитет, не вынося решений по существу жалоб, в некоторых случаях обращался к соответствующим государствам с настоятельными просьбами

Например, в ряде случаев Комитет призывал не осуществлять высылку, просил об отсрочке приведения в исполнение смертного приговора или указывал на необходимость неотложного медицинского освидетельствования

Вместе с тем, соображения Комитета излагаются на языке судебных постановлений, и накопленный опыт свидетельствует о том, что государства серьезно относятся к ним. В ряде случаев имели место освобождение заключенных и компенсация жертвам нарушений прав человека.

Для индивидуальных жалоб (For individual complaints)

Офис жалоб (Petitions Team) Управления Верховного комиссара по правам человека Организации Объединенных Наций в Женеве (Office of the High Commissioner for Human Rights United Nations Office at Geneva) 1211 Geneva 10 (Switzerland)

Факс: + 41 22 917 9022 (только для неотложных дел)

Секретариат Комитета по правам человека

Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека (УВКПЧ) — Office of the United Nations High Commissioner for Human Rights (OHCHR)

Адрес: Palais Wilson — 52, rue des Pâquis CH-1201 CH-1201 Geneva (Switzerland)

В Комитет ООН по правам человека это Организация Объединенных Наций орган из 18 экспертов, созданный в соответствии с договором о правах человека, Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП). Комитет собирается на три четырехнедельные сессии в год для рассмотрения периодических отчетов, представленных 172 государствами-участниками МПГПП о соблюдении ими договора, а также любых индивидуальных петиций, касающихся 116 государств-участников МПГПП. Первый факультативный протокол. [1] Комитет является одним из десяти ООН договорные органы по правам человека, каждый из которых отвечает за надзор за выполнением конкретного договора. [2]

Комитет ООН по правам человека не следует путать с более высокопоставленными Совет ООН по правам человека, или его предшественник, Комиссия ООН по правам человека. Принимая во внимание, что Совет по правам человека (с июня 2006 г.) и Комиссия по правам человека (до этой даты) Политические органы ООН: состоит из государств, созданных резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН и Уставом ООН, и обсуждающих весь спектр проблем в области прав человека; Комитет по правам человека является Экспертный орган ООН: состоящий из лиц, установленных МПГПП, и обсуждающих вопросы, относящиеся только к этому договору.

Содержание

Члены

Текущее членство следующее: [4]

имягосударствоСрок
1.Г-жа Таня Мария Абдо Рочолл Парагвай 2017–2020
2.Г-н. Яд Бен Ачур Тунис 2019-2022
3.Г-жа Илзе Брандс Кехрис Латвия 2017–2020
4.Г-н Кристофер Ариф Булкан Гайана 2019-2022
5.Г-н Ахмед Амин Фатхалла Египет 2017–2020
6.Г-н Шуичи Фуруя Япония 2019–2022
7.Г-н. Кристоф Хейнс Южная Африка 2017–2020
8.Г-н Эрнан Кесада Кабрера Чили 2019–2022
9.Г-н Бамариам Койта Мавритания 2017–2020
10.Мисс Марсия. В. Дж. Кран Канада 2017–2020
11.Г-н Дункан Лаки Мухумуза Уганда 2019–2022
12.Г-жа Фотини Пазарцис Греция 2019–2022
13.Г-жа Василка Санчин Словения 2019–2022
14.Г-н Хосе Мануэль Сантос Паис Португалия 2017–2020
15.Г-н. Юваль Шаны Израиль 2013–2020
16.Г-жа Элен Тигруджа Франция 2019–2022
17.Г-н Генциан Зибери Албания 2019–2022
18.Г-н Андреас Б. Циммерманн Германия 2018–2020

Недавние выборы

Встречи и мероприятия

Комитет собирается три раза в год на четырехнедельные сессии (весенняя сессия в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, летняя и осенняя сессии в Отделении ООН в Женеве). Категории его работы, описанные ниже, включают государственную отчетность, индивидуальные жалобы, общие комментарии и межгосударственные коммуникации.

Государственная отчетность согласно МПГПП

Процедура и недавние процессуальные изменения

После представления отчета государства представители государства предстают перед Комитетом в Женеве или Нью-Йорке для обсуждения отчета в ходе личного конструктивного диалога, который обычно транслируется в прямом эфире на веб-телевидении ООН. После этого диалога Комитет готовит и принимает свои заключительные замечания, документ, включающий положительные аспекты, вызывающие озабоченность вопросы, а также предложения и рекомендации. Впоследствии, в рамках своей процедуры последующих действий, Комитет оценивает, были ли определенные рекомендации выполнены в течение одного года. [11]

Участие НПО

Ограничения системы отчетности

Другие широко известные проблемы включают отставание в работе Комитета и тяжелое бремя для государств, особенно малых государств. [21]

Индивидуальные жалобы в Комитет

Процедура

Информацию о процессе и о том, как его использовать, включая примеры и инструкции по подаче жалоб, можно получить в некоторых НПО [26] [27] [11] [28] и Организация Объединенных Наций. [24] [29]

Решения

Все решения Комитета по индивидуальным жалобам доступны в онлайн-сборниках, публикуемых ООН. [30] НПО, [31] и академический [32] источники.

С момента создания в комитет поступили тысячи жалоб. [33] Некоторые из примечательных его решений перечислены ниже в обратном хронологическом порядке. Среди недавних решений, привлекших внимание прессы и академических кругов, в двух решениях от октября 2018 года Комитет пришел к выводу, что запрет Франции на никаб, полностью закрывающую исламскую вуаль, нарушает права человека, гарантированные МПГПП, в частности права исповедовать свою религию или верованиям и защите от дискриминации. [34] [35] [36]

Общие комментарии

Комитет распространил проект своего следующего, будущего Общего комментария, Замечания общего порядка № 37 по Статье 21 МПГПП, право на мирные собрания, с запросом общественных комментариев по проекту к продленному сроку 21 февраля 2020 года. [37] Проект подвергся критике за то, что он опирается на решения региональных, а не глобальных органов по правам человека. [38]

В июле 2011 года Комитет ООН по правам человека принял заявление, состоящее из 52 пунктов, Общий комментарий № 34 к статье 19 МПГПП, касающийся свободы мнений и их выражения. В пункте 48 говорится:

Запрещение проявлений неуважения к религии или другой системе убеждений, включая законы о богохульстве, несовместимы с Пактом, за исключением особых обстоятельств, предусмотренных в пункте 2 статьи 20 Пакта. Такие запреты также должны соответствовать строгим требованиям пункта 3 статьи 19, а также таких статей, как 2, 5, 17, 18 и 26. Таким образом, например, было бы недопустимо, чтобы любые такие законы допускали дискриминацию в пользу или против одной или определенных религий или систем верований, или против их сторонников над другой, или против верующих над неверующими. Также недопустимо использование таких запретов для предотвращения или наказания критики религиозных лидеров или комментариев по религиозным доктринам и догматам веры.

Межгосударственные коммуникации

Комитет по правам человека ООН (КПЧ, CCPR) – один из 10 договорных органов Управления Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ,OHCHR). Он учрежден в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 года (вступил в силу в 1976 году). Основные функции – рассмотрение докладов стран-участниц Пакта, надзор за его исполнением, подготовка общих комментариев к нему и рассмотрение жалоб на нарушения этого международного акта.

Положение КПЧ в системе международных органов по правам человека

Современная международная правовая система защиты прав человека базируется на Международном билле о правах человека – триаде международных актов, куда входят:

  1. Всеобщая декларация прав человека 1948 года.
  2. Международный пакт о гражданских и политических правах и два (первый и второй) факультативных протокола к нему.
  3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и факультативный протокол к нему.

В отличие от Декларации, которая носила и носит только рекомендательный характер, Пакты, вступившие в силу в 1976 году, позволили придать декларируемым правам человека юридически обязательный для стран-участниц характер. Кроме того, они расширили перечень признаваемых на международном уровне прав, а также создали правовые механизмы мониторинга их соблюдения, контроля и защиты.

Пределы компетенции международного комитета по правам человека ООНограничены действием Международного пакта о гражданских и политических правах. Этот документ подписан и ратифицирован 168 странами мира, в том числе США, всеми странами Европы и Россией как правопреемницей СССР.

Система Пакта включает и два факультативных протокола:

  1. Первый был принят в 1976 году в целях создания процедуры рассмотрения обращений (жалоб) о нарушениях Пакта. Протокол подписан и ратифицирован не всеми участниками Пакта – только 115 государствами. СССР (теперь и Россия) – участник Протокола с 1991 года.
  2. Второй протокол ориентирован на запрет (отмену) наказания в виде смертной казни. Он вступил в силу в 1991 году, спустя два года после принятия. Участников этого Протокола еще меньше – только 82 страны.

Именно за счет Протоколов компетенция КПЧ дополнилась функциями приема и рассмотрения жалоб на нарушения Пакта, а также надзорными функциями в сфере применения (отмены) смертной казни.

Вопросы соблюдения Пакта об экономических, социальных и культурных правах являются компетенцией другого органа ООН – Комитета по экономическим, социальным и культурным правам.

Таким образом, Комитет по правам человека ООНи Комитет по экономическим, социальным и культурным правам ООН – ключевые инстанции в системе международных органов по правам человека. Их на уровне ООН дополняют еще 8 комитетов, созданных в соответствии с международными договорами (соглашениями). Правда, у каждого из них существенно более узкая специализация – права ребенка, права инвалидов, ликвидация расовой дискриминации, ликвидация дискриминации женщин, запрет пыток и другие.

Основные факты о деятельности Комитета по правам человека

Международный комитет по правам человека ООН создан в 1977 году в соответствии со статьей 28 Пакта о гражданских и политических правах.

В состав Комитета входят 18 членов – экспертов, каждый из которых является гражданином одной определенной страны из числа стран-участниц Пакта и избирается на 4-летний срок. Одно государство-участник Пакта вправе выдвинуть одну кандидатуру эксперта в Комитет. Выборы и, соответственно, обновление половины состава Комитета происходят каждые 2 года в ходе ежегодной сессии Генассамблеи ООН путем проведения тайного голосования. Ключевой принцип формирования (выборов) Комитета – справедливое распределение членов по географическому признаку и представленность всех основных правовых систем мира.

Допускается переизбрание кандидата на второй срок. Если член Комитета подает в отставку или умирает, формально должны проводиться дополнительные выборы. Однако сложилась практика замещения выбывшего члена Комитета другим от того же самого государства. Большинство экспертов – в прошлом юристы, имеющие опыт работы в судах или занимавшиеся научной деятельностью.

Члены-комитета, как граждане и представители определенной страны, имеют возможность в пределах полномочий контактировать и взаимодействовать с органами власти своего государства. Однако в процессе осуществления своих обязанностей должны действовать объективно и беспристрастно. Если подается жалоба в отношении определенного государства или представляется доклад определенного государства, его представитель из числа членов Комитета не может участвовать в рассмотрении такого обращения. При наличии сомнений в своей объективности и беспристрастности любой член Комитета вправе заявить самоотвод независимо от характера жалобы и доклада.

В структуру Комитета, помимо непосредственного его членов, входят:

  1. Председатель – глава Комитета.
  2. Три заместителя председателя.
  3. Докладчик – ответственный за подготовку ежегодного доклада на Генассамблее ООН.
  4. Три специальных докладчика, которым Комитет поручает выполнение определенных задач.

Эти лица избираются членами Комитета на 2 года.

Органом постоянной организационно-административной работы является Секретариат Комитета. Его сотрудники предоставляются в распоряжение Комитета Генеральным секретарем ООН. Офис Секретариата находится в Управлении Верховного комиссара ООН по правам человека, Женева, Швейцария.

Основной режим деятельности Комитета – предварительное недельное заседание рабочей группы и проведение трехнедельной сессии. Пленарные сессии (заседания) проводятся согласно графику (календарю) ежегодной работы, обычно трижды в год (март-апрель, июнь-июль и октябрь-ноябрь). Как правило, Комитет заседает в Женеве или Нью-Йорке – в Швейцарском Отделении ООН или Центральном аппарате ООН соответственно. Но возможно проведение выездных сессий – по приглашению какого-либо государства и на его территории. Календарь сессий публикуется Комитетом по правам человека ООНна сайтеУправления Верховного комиссара ООН.

  • заслушиваются отчетные доклады 5-7 стран-участниц Пакта;
  • рассматриваются доклады по странам и разные целевые группы вопросов, подготовленные (отобранные) рабочей группой;
  • разрешаются по существу индивидуальные жалобы на нарушения Пакта.

Компетенция Комитета по правам человека

Основная компетенция Комитета по правам человека ООН – мониторинг и контроль соблюдения странами-участницами Пакта о гражданских и политических правах и факультативных протоколов к нему. Для этой цели каждое государство обязано регулярно отчитываться перед Комитетом, предоставляя соответствующие доклады. Доклады предоставляются по запросу Комитета, обычно – раз в 4 года. Для стран, которые только стали участниками Пакта, первый срок доклада – спустя один год после присоединения к этому международному договору. Комитет заслушивает доклады в рамках пленарной сессии, по итогам чего готовит свои рекомендации – заключительные замечания.

Самый важный доклад – первоначальный. Он должен охватывать все положения Пакта и показывать ситуацию в стране по исполнению политических и гражданских прав человека в целом. Практически аналогичные требования предъявляются к периодическому докладу, который готовится на фоне произошедших кардинальных изменений в стране, например, в случае смены строя, системы власти в стране. Другие доклады носят краткий характер. В них акцент делается на тех проблемах, которые были затронуты Комитетом ранее и по поводу которых давались замечания.

Заслушивание доклада – не формальный отчет о ситуации в стране и ее оценка. Практикуемый формат – конструктивный диалог членов Комитета и представителей делегации заслушиваемой страны. Замечания включают результаты такого диалога, выводы из доклада и его обсуждения, оценку ситуации с правами человека в стране (положительные и отрицательные моменты) и рекомендации.

Вторая важная компетенция международного комитета по правам человека ООН– рассмотрение жалоб на нарушение прав человека, закрепленных Пактом. Комитет рассматривает индивидуальные и межгосударственные обращения. Предварительно жалобы проходят оценку приемлемости – соответствия по форме и содержанию требованиям Пакта и Протокола №1. Затем следует, как правило, длительный процесс запроса, получения, обмена информацией и документами между сторонами дела. Если жалобу сочтут приемлемой и подлежащей удовлетворению, то государству-нарушителю первично будет предложено устранить выявленные нарушения, в том числе, возможно, путем выплаты пострадавшей стороне компенсации. Затем следует процедура установления контакта и взаимодействия сторон, цель которой – восстановить нарушенные права и создать условия по недопущению аналогичных нарушений в будущем. Не все, но большинство удовлетворенных Комитетом жалоб позволили восстановить нарушенные права и (или) компенсировать потери.

На современном этапе Комитет по правам человека ООН занимает ведущие позиции в вопросах мониторинга, контроля соблюдения политических и гражданских прав человека, а также их защиты на международном уровне. Несмотря на то, что юридические механизмы Комитета можно счесть не столь эффективными, как, скажем, у Европейского суда по правам человека, у него намного более широкий территориальный охват деятельности. Кроме того, работа Комитета направлена, прежде всего, на предупреждение нарушения права человека и на исправление ситуации в тех, странах, где проблема стоит наиболее остро.

К тому же, Комитет может оказаться единственной инстанцией, куда можно пожаловаться. Например, если жалобу в ЕСПЧ не приняли или истек срок обращения. Поэтому возможность обращения в Комитет по правам человека никогда не нужно сбрасывать со счетов.

(!) ПОДДЕРЖИТЕ ПРОЕКТ

Если вы находите нашу работу полезной, то вы можете поддержать проект и отблагодарить автора, пройдя по этой ссылке

Пакт содержит принцип, согласно которому "все народы имеют право на самоопределение". Это означает, что народы имеют право свободно определять свой политический статус и свободно обеспечивать свое экономическое, социальное и культурное развитие. Они имеют право для достижения своих целей свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами. Пакт предусматривает также обязательство со стороны государств-участников гарантировать предоставление без какой-либо дискриминации каждому человеку в своей стране всех прав, изложенных в Пакте.

Признаваемые Пактом права включают: право на труд, свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда, на равную оплату за равный труд, на условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на отдых и досуг. Признается также право на создание и вступление в профессиональный союз, право на забастовку и право на социальное обеспечение, включая социальное страхование. Семье должна предоставляться защита и помощь, при этом материнство и детство должны находиться под особой охраной. Каждый имеет право на достаточный жизненный уровень, что включает основное право на наивысший достижимый уровень физического и психологического здоровья и на образование. Государства-участники должны обеспечить обязательное образование; должны быть приняты меры к тому, чтобы сделать среднее образование открытым и доступным для всех. Следует обеспечить равный доступ к высшему образованию.

5. Факультативный протокол II1989г. к Международному пакту о гражданских и политических правах–закрепляет обязательство государств отказаться от применения смертной казни.

В отличие от Декларации,международные пакты имеют обязательную силу для тех государств, которые к ним присоединились. Они были приняты Генеральной Ассамблей ООН 16 декабря 1966г. и открыты для подписания. От имени СССР они были подписаны 18 марта 1968г., ратифицированы 18 сентября 1973г. Пакт об экономических, социальных и культурных правах вступил в силу 3 января 1976г., Пакт о гражданских и политических правах - 23 марта 1976г.. К первому факультативному протоколу СССР присоединился значительно позднее (заявление от 5 июля 1991г.), он вступил в силу для Российской Федерации 1 января 1992г. Второй факультативный протокол, имеющий целью отмену смертной казни, был принят 15 декабря 1989г.

Всеобщая декларация прав человека подтверждает, что осуществление прав и свобод личности может быть ограничено, но эти ограничения должны быть установлены законом, - однако только лишь в целях обеспечения необходимого признания прав и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. Осуществление прав не должно противоречить целям и принципам ООН или быть направлено к ликвидации каких-либо прав, изложенных в Декларации. Об этих ограничениях или приостановлении осуществления прав следует информировать ООН. Однако осуществление некоторых прав, даже в случае чрезвычайного положения, никоим образом не должно приостанавливаться или ограничиваться. Это право на жизнь, свободу от пыток, свободу от рабства или подневольного состояния, защиту от заключения в тюрьму за неуплату долга, защиту от уголовных законов, имеющих обратную силу, признание правосубъектности перед законом, свободу мысли, совести и религии.

Пользоваться правами, гарантированными Пактами, могут все лица, проживающие в государстве-участнике Пактов, или на которых распространяется юрисдикция этого государства, без различия по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или других убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Обязательство, которое государство берет на себя в рамках Пакта о гражданских и политических правах, должно выполняться после того, как государство станет его участником. В случаях, когда права не предусмотрены национальным законодательством, государство обязуется принять необходимые законы.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Читайте также: