Сообщение возрождение церкви в нашей области

Обновлено: 04.07.2024

Например, 15 сентября в селе Хирино Нижегородской области прошли праздничные мероприятия, посвященные 430-летию села и открытию восстанавливаемого храма усекновения главы Иоанна Предтечи. Интересный исторический факт: на месте, где сейчас расположено село, в 1552 году разбил свой лагерь Иван Грозный, возвращаясь из похода на г. Казань. Потом, спустя через века, сюда придет советская власть, которая будет разбирать церкви на кирпичи, переплавлять колокола и душить православие.

В период с 1987 по 1989 год в России вновь открылось более 1000 приходов, в большинстве из которых храмы нуждались, а многие и до сих пор нуждаются, в восстановлении и реставрации. Все это, стало реальностью, благодаря таким людям, как Игорь Ашбурбейли, которые используют свои возможности для возрождения России.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Проведены работы на фасадах Трапезного храма, отреставрированы металлоконструкции кровли, воссоздан облик других помещений

Многовековая история Троице-Сергиевой лавры началась в XIV веке. После нескольких лет пустынножительства преподобный Сергий Радонежский основал там особножительный монастырь. Так называли монастыри, в которых каждый монах спасался по своему разумению. Общежительный устав, по которому обитель живет и сегодня, тоже ввел преподобный Сергий.

Первым игуменом монастыря был Митрофан, постригший Варфоломея в монахи под именем Сергия, потом игуменом стал сам преподобный. Именно здесь, как считается, Сергий Радонежский благословил войска князя Дмитрия Донского перед Куликовской битвой. Именно отсюда вышли иноки-богатыри Пересвет и Ослябя.

Монастырь сжег хан Едигей в 1408 году, в нем, у гроба преподобного, схватили Василия II и увезли в Москву ослепить во время жестокой междоусобной войны. В Смутное время Троицкий монастырь выстоял в 16-месячной осаде польско-литовских войск, щедро обстреливавших стены обители, а потом стал оплотом Второго ополчения героев Минина и Пожарского. Жизнь монастыря неразрывно связана с жизнью и историей нашей страны.



Троице-Сергиева Лавра в советские годы

В начале двадцатого века Лавру, центр духовного и культурного просвещения, ждали тяжелые времена. Сначала монахов записали в трудовую артель, а в 1919 году ее закрыли. Патриарх Тихон напрасно писал председателю Совнаркома Ленину о том, что немыслимо закрывать главную русскую обитель. В 1920 году на территории Лавры устроили музей и институт.

После войны, в 1946 году, монашеская жизнь в Лавре восстановилась, а самое главное – Церкви вернули мощи преподобного Сергия Радонежского. Тогда же понемногу начали проводить реставрационные работы. Именно здесь прошли все Поместные соборы в 1971, 1988 и 1990 годах.

Конечно, архитектура всех многочисленных построек Лавры предполагает неустанную заботу. В 1993 году монастырь вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.



Николо-Радовицкий мужской монастырь

Все деревянные постройки монастыря заменили каменными только при императрице Екатерине II, а в 1816-м начали строить каменный собор святителя Николая. В советское время монастырь закрыли, а его насельников разогнали. Последний настоятель игумен Мелетий смог сохранить образ святителя Николая и избежать репрессий, он покоится на сельском кладбище неподалеку от монастыря. Монастырские здания освободили от различных служб к 1960 году, с тех пор он стал разрушаться. Монашеская жизнь возобновилась только в 2006 году. Новым насельникам предстоял длинный путь восстановления обители.

Московский Богородице-Смоленский Новодевичий женский монастырь

Василий III, сын византийской принцессы и великий князь, после падения Константинополя в 1453 году считал себя единственным наследником Константинополя и защитником православной веры. Именно в честь главной святыни Богоматери Одигитрии, по преданию написанной апостолом Лукой, возвели главный соборный храм Новодевичьего монастыря. Его начали строить после присоединения Смоленска, долгие годы находившегося под властью Литвы.

В Москве монастырь называли Домом Пречистой Богородицы, он сразу получил высокий статус Царского богомолья. Крестный ход 28 июня возглавляли московские правители и высокое духовенство, а москвичи широко гуляли на Девичьем поле. Во время Смутного времени монастырь разорили, а под его стенами произошла решающая битва русского ополчения с поляками.

Современный облик Новодевичьего монастыря сложился при царевне Софье (1682–1689). Стены обители расширили и украсили зубцами, построили церковь Преображения Господня над северными вратами и Покрова Божией Матери над южными.

Монашеская жизнь восстановилась в Новодевичьем только в 1995 году, а в 2004-м монастырь включили в список памятников Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. У южной стены монастыря находится одно из самых знаменитых кладбищ Москвы, в советское время превращенное в национальный пантеон.

Сейчас реставрация продолжается, ее планируют закончить в 2018 году.




Патриарший дворец и церковь Двенадцати апостолов

В первой половине XIV века митрополит Петр, первый из митрополитов Киевских, переехавших в Москву, получил от московского князя Ивана Калиты место для своего дворца рядом с Успенским собором. Сначала на нем возвели каменную церковь Ризоположения и небольшую каменную палату, но во время страшного московского пожара Патриарший двор выгорел. В конце XV века мастера из Пскова построили новую церковь, которая стоит и сегодня.

Второй раз Патриарший двор горел, когда поляки стояли в Кремле в Смутное время. Новый этап начался с приходом Патриарха Никона. Именно тогда появились трехэтажные палаты и новая церковь Двенадцати апостолов. После упразднения патриаршества в нем находилась Московская контора Синода. Во время революции 1917 года и церковь, и палаты сильно пострадали от артобстрела, а в 1918 году здания передали музею. Для посетителей он открылся только в 1967 году, до этого в палатах находились разные хозяйственные службы. До сих пор в бывшем дворце русских патриархов находится музей прикладного искусства и быта России XVII века, а в Соборе Двенадцати апостолов – экспозиция икон.



Храм Феодоровской иконы Божией Матери в память трехсотлетия дома Романовых

Задолго до строительства храма Феодоровской иконы Божией Матери земля, на которой он расположен, принадлежала подворью Феодоровского Городецкого мужского монастыря. Новый храм решили построить в 1907 году, в ознаменование трехсотлетия дома Романовых. Строительство такого масштабного здания в короткие сроки представлялось сложной задачей. Комитет по строительству находился под августейшим покровительством великого князя Михаила Александровича. Первый камень заложили только в 1911 году, но со строительством успели в срок: крест на центральную главу строящегося собора подняли 7 сентября 1913 года.

В 1917 году строительство прекратилось. Настоятель Досифей (Степанов) ушел к обновленцам, но впоследствии вернулся обратно. Окончательно храм закрыли в 1932 году. Храм превратили в молокозавод и перестроили, купола снесли, вокруг него появилось множество пристроек. В 1970-е годы демонтировали и барабаны.

Храм решили передать Санкт-Петербургской епархии еще в 1993 году, но окончательно это состоялось только в августе 2005 года. Теперь реставрация пошла полным ходом. В сентябре 2013 года Патриархом Московским и всея Руси Кириллом совершен чин великого освящения трех престолов верхнего храма.

Цель исследовательской работы – изучить историческое прошлое и сегодняшний день церкви села Старая Брянь, показать историческую значимость церкви в жизни села и людей.
Задачи:
• Найти сведения о возникновении и строительстве православной церкви в селе.
• Изучить историю церкви: разрушение и восстановление.
• Проанализировать отношение населения к церкви.

Оценить 1005 0

Ставникова Татьяна Александровна

Учитель начальных классов

Глава 1 История образования села и Храма …………… 3

Глава 2 Разрушение и восстановление Храма. ………. 3

Глава 3 Роль церкви в жизни жителей села …………….. 5

Список литературы ………………………………………… 6

Найти сведения о возникновении и строительстве православной церкви в селе.

Изучить историю церкви: разрушение и восстановление.

Проанализировать отношение населения к церкви.

Наша исследовательская работа актуальна, так как в ней рассматривается тема изучения наших духовных и исторических корней. На уроках изобразительного искусства, окружающего мира и уроках православной культуры мы знакомимся с особенностями храмового зодчества. Мне кажется, что это важно знать каждому культурному человеку. Но у каждого храма есть еще и своя собственная история, свои особенности. Многих сведений нет в архивах и фондах библиотек, их хранит народная память. Вот об этом я и хотела написать в своей работе.

Новизна исследовательской работы заключается в том, что предметом исследования избрана фактически малоизученная тема.

Проблема: что является причиной рождения, закрытия и возрождения церкви в нашем селе?

Гипотеза: я предполагаю, что исторические события повлияли как на рождение, так и на закрытие и возрождение церкви.

При изучении истории церкви были использованы разные методы и формы работы: поисковый опрос, работа с газетными публикациями, экскурсия, беседа, наблюдение.

В своей исследовательской работе я попыталась узнать историю Церкви. При помощи найденных материалов, воспоминаний старожилов нашего села мне удалось воссоздать историю Храма и рассказать о её буднях.

Большую помощь оказала мне наша -.Бурлакова Эльвира Альбертовна и Понушкова Елизовета Ананьевна. Они рассказали мне всё, что сами узнали из рассказов старожил, из печатных источников, скупых архивных данных. Вот, что у меня получилось…

Глава 1 История образования села и Храма

В 2015 году исполнилось 300 лет со времени основания поселения Старая Брянь. Деревня основана в 1715 году. В 1902году насчитывалось 83 двора. В начале церковь была приписной к Куйтунской Николаевской , построена на средства прихожан , освящена 29 июля 1881году, протоиереем Амфолохием Кузнецовым , с разрешения Преосвященного Мелетия ( Якима). К церкви в 1898 году в память Священного Коронования Их Императорских Величеств 14 мая 1896году и разрешения Епархиального начальства сделана пристройка притвора и колокольни на каменном фундаменте на средства прихожан.

Глава 2 Разрушение и восстановление Храма.

23 мая 1902года сгорела церковь.

В 1902-1903 году в селе строится как церковь – школа в основном на средства (пожертвования) 865 рублей 10 копеек,.а открыли ее в 1906году.

В 1903 году 1880 рублей 79 копеек

1904 году 183 рубля 26 копеек

1905 году 286 рублей 77 копеек

1906 году 1326 рублей 79 копеек

Это был одноэтажный храм на каменном фундаменте о семи Купалах, рассчитанный на 800 человек, за красоту её называли одной из лучших церквей уезда. На строительство из- училищного совета при Св. Синоде отпущено 1500 руб., О. Иоанном Сергеевым-Кронштацким 198 р. 86 коп. Прихожанами-2116 рублей, от Анатолия Харлампевича Тетюкова-1000 р., от Петра Аввакумовича Фролова-500 р. Строевой лес, камни прихожане доставляли бесплатно. (Приложение 1)

Трехярусный иконостас с 24 иконами выполнен Верхнеудинским иконостасных дел мастером Давыдовым Андреем Андреевичем. В 1904 году церковный староста был Мясников. 24 января 1908 года Духовная консистория издала указ о присоединении Старообрядчества к православию.

В тридцатые годы храм Илии Пророка в Старой Бряни был разрушен. Скорбный день для села помнят уже немногие старожилы. Упали на землю кресты, колокола. Иконы унесли старушки , спрятали по амбарам. Здание церкви было вывезено в Заиграево под Дом культуры. Батюшку Павла (так звали священника) власти выгнали из села. Духовная жизнь для многих умерла.

Весной 2006 года рассмотрев и обсудив вопрос о строительстве храма, вынесенный на сельский сход жителям села иереем Сергеем Пеньковым настоятелем Свято- Вознесенского храма с. Новая Брянь, присутствующие жители села (65 человек) приняли решение: Строить храм! С каждого двора взнос составлял 260 руб. или эквивалент-бревно. Прихожане начали сбор средств.

2 августа 2006 года иерей Сергей осветил место под строительство храма.

В ноябре 2006 года при содействии Настоятеля Свято-Благовещенского прихода с. Заиграево иерея Павла Юхно при Свято-Ильинском приходе создан попечительский совет, где был утвержден проект строительства храма. Разослали прошения предпринимателям о выделение стройматериалов, для строительства храма 27 июня 2007 начато строительство храма бригадой Трофимова Валерия Терентьевича.

3 августа 2007 начато устройство фундамента под оклад. (Приложение 2)

Строится храм на средства жителей сел Старой Бряни, Атхатая. Помогают верующие из Новой Бряни, Заиграево, Шабура. Большую спонсорскую помощь оказали уроженцы села Старая Брянь Потрубейко Валентина Анатольевна из г. Мирный и Шигин Андрей Константинович из г. Абакан.

Колокола изготовил Дикой Александр Евгеньевич.

2 августа 2009 года в строящемся храме иерей Павел Юхно отслужил первую Божественную литургию И совершил таинство крещения. ( Приложение 3)

14 декабря 2009 г. подняли и установили колокола.

14 января 2010 г. впервые зазвучали колокола на строящемся храме. Отец Павел Юхно передал распятие со старого разрушенного Храма. ( Приложение 4)

Глава 3 Роль церкви в жизни жителей села

На основе собранного материала можно сделать вывод, что исторические события повлияли как на рождение, так и на закрытие и возрождение Храма в нашем селе. Каким только гонениям не подвергалась Церковь! Её пытались разрушить, уничтожить веру. Но все это прошло, и Церковь Христова стояла и стоит, а значит, и дальше будет стоять, а вместе с ней и наша Россия.

Когда в селе есть Храм, у жителей есть вера в будущее. Будет возвращаться в родные места молодежь, приедут новые семьи, которые хотят работать на земле, растить детей.

Храм – символ мира, добра, дружбы, любви, взаимопонимания. Пройдут годы, но село, где есть храм, будет жить. И потомки будут чтить свою землю, и не станут искать счастья на чужой стороне.

Практическая значимость собранного материала состоит в том, что им могут пользоваться, все ученики нашей школы, желающие знать духовные корни своего народа.

Изучив множество источников, я пришла к выводу, что для возрождения духовности необходимо, чтобы дети лучше знали историю своего народа. Бережно относились к вере своих предков.

Всем миром строится Твой светлый дом,

Он – на века, для многих поколений…

К Тебе Святой Илия всегда придем

В дни радости, дни скорби и сомнений

О восстановлении сельской духовной жизни

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Современная духовная жизнь деревни оставляет желать лучшего… И, все же, есть яркие примеры возрождения здоровой жизни сел и деревень. В том числе и духовной. Восстанавливаются храмы, расширяется сельское хозяйство, рождается и растет новое поколение в оживающих селах.

Кооператив “Воскресение”, а это 2 500 га, не только вернул былую мощь бывшему колхозу, но и значительно обогнал его по всем показателям. Но самое главное — изменилась жизнь людей и сами люди. Полностью пресечено пьянство не только в рабочее время, но и как страшная обыденная привычка. Прекратилось воровство. Хозяйство помогает в ремонте домов крестьян, обеспечивает всех работников и всех пенсионеров: зерном в размере 400-500 кг., полностью обрабатываются частные огороды по 40 соток, жители обеспечены автотранспортом, доставляющим их до районного центра. Одним из главных достижений является то, что в селе после многих лет люди решились заводить детей.

Другой пример возрождения сельской жизни во всей её красе показывает село Вятское Ярославской области, в возрождении которого непосредственное участие принял Олег Алексеевич Жаров.

Олег Алексеевич Жаров

Гостем передачи стал лауреат Государственной премии Российской Федерации О.А. Жаров.

О. Жаров: Здравствуйте, владыка!

В 2008 году я посетил одно из удивительных мест, которое сыграло в моей жизни важную роль. Я искал загородный дом, и абсолютно случайно наткнулся на это замечательное село. Когда я его увидел, у меня сложилось впечатление, словно здесь вчера окончилась война, и враг буквально только что покинул эту территорию. Зрелище было плачевное: все в руинах, без окон, без крыш. Ощущение полной безнадежности. Но один из сохранившихся домов, который тоже был в неприглядном виде, покорил меня своей архитектурой. И я решил его выкупить.

Село замечательно и своими жителями. Восстанавливая историю села, его архитектуру, удается поднять уровень населения, проживающего в нем, уровень жителей Ярославской области, посещающих это село с экскурсиями. Наше село в год посещает до ста тысяч человек. Это серьезный показатель, ведь, согласитесь, село, которое было практически никому не известным, стало одним из туристических центров не только Ярославского края, но и, наверное, России.

Митрополит Иларион: Я хотел бы поделиться с телезрителями своими впечатлениями от посещения села Вятское в Ярославской области, восстановленного Вашими силами. Очень рекомендую нашим телезрителям съездить туда, чтобы увидеть все своими глазами, ибо передать все на словах невозможно. Вы попадаете в прекрасное благоустроенное место, где восстановлены исторические дома, где чистота и порядок, где люди чувствуют ответственность за свою малую родину.

В селе есть удивительный Музей русской предприимчивости, где собраны предметы старины, такие, как, например, шарманки, фонографы, различные механические устройства. Причем каждый из них действует, и вы можете, допустим, поставить пластинку на старинный граммофон, и он заиграет. Вы можете посмотреть как работает та или иная машина, тот или иной старинный аппарат.

Все это, конечно, невероятно интересно, и создается совершенно другой образ села и деревни, совсем не тот, о котором мы привыкли слышать. Если у человека есть воля, то восстановить можно очень многое. По сути, в наши села и деревни можно вдохнуть вторую жизнь. Вам это удалось сделать на одном примере, но хотелось бы, чтобы таких примеров было больше.

Как сделать, чтобы люди вдохновились Вашим примером, чтобы наши предприниматели брали под свое попечение сёла, деревни и восстанавливали их?

О. Жаров: Вы упомянули Музей русской предприимчивости. Действительно, в этом музее сосредоточена одна из лучших европейских коллекций музыкальных автоматов, механических органов, и так далее.

На самом деле, мы привыкли относиться к культурно-историческому наследию как к некому дотационному сегменту экономики. Но если глубже на это посмотреть, то можно сказать, что сохранение культурно-исторического наследия — один из стимулов, двигатель в социально-экономическом развитии больших территорий. У каждой территории нашей страны своя история, и это кладезь всевозможных открытий. Все это может быть использовано с точки зрения привлечения туризма, а туризм — это одна из очень важных отраслей экономики.

Митрополит Иларион: То есть там микроклимат.

О. Жаров: Да, свой микроклимат, своя среда, и почему бы на этой территории не развивать те отрасли растениеводства, которые здесь испокон веков культивировались? Я не знаю, правильно это или нет, но мне кажется, что нужно обратиться к своим истокам, к своей истории и через это возрождать сельское хозяйство, деревню, село.

Митрополит Иларион: Я присутствовал на церемонии, когда Президент Российской Федерации вручал Вам Государственную премию. Было сказано много теплых слов в Ваш адрес и в адрес того дела, которому Вы посвятили жизнь.

Мы слышим много негативного о деревне, наблюдая на многих примерах, как деревня вымирает. Я своими глазами видел деревню в Псковской области, где практически не осталось жителей. В деревнях остаются либо одни старики, либо две-три семьи тяжело пьющих людей. Это жуткое зрелище.

Возвращаясь к Вашему примеру, очень хотелось бы верить, что ему последуют и другие наши предприниматели.

О. Жаров: То, что я делаю, я для себя определил так: это все равно, что купить билет в один конец. От ответственности, которую я взял на себя, уже не уйдешь, на какие-то объективные обстоятельства не сошлешься. Но радует то, что молодежь, которая живет в селе Вятское, стала совершенно другой. Она участвует во всех наших мероприятиях, которые мы организовываем. Многие молодые люди после школы работают у нас экскурсоводами. В летние каникулы они устраиваются на какие-то другие места и с удовольствием участвуют в нашей повседневной жизни. Они — наше будущее, наша надежда на то, что следующее поколение будет достойно представлять и свою малую родину, и нашу страну в целом. Это дорогого стоит — ощущение, что ты на самом деле кому-то нужен.

Митрополит Иларион: Хотел бы отметить еще один важный аспект сельской жизни, который полностью игнорировался в советское время: в каждой деревне должен быть храм, должен быть священник, ведь люди объединяются вокруг храма. Вы своими силами восстановили не только дома, но и деревенский храм. Восстановление сельских храмов имеет и миссионерскую направленность. Храм — это сердце деревни. Ведь мы в больших городах, когда, например, приезжаем в Рим, в первую очередь идем смотреть собор Cвятого Петра. В Париже — собор Парижской Богоматери. А приезжая в село Вятское, мы идем смотреть, прежде всего, местную церковь, а потом уже ходим по музеям и знакомимся с архитектурой села.

Святейший Патриарх Кирилл уделяет особое внимание духовному возрождению деревни. Именно поэтому он инициировал масштабную реформу в церковном управлении. Сейчас все наши крупные российские епархии преобразованы в митрополии и поделены на несколько епархий. В более мелких епархиях появились свои архиереи, чтобы теперь епископ мог не только обращать внимание на крупные города, но и ездить по деревням; чтобы в каждой деревне был свой храм, открывались новые приходы.

Многие из сельских храмов не являются прибыльными, ведь если в деревне живет 50 человек, они не смогут своими силами содержать этот храм. Такие храмы являются дотационными, но мы не смотрим на возможную финансовую выгоду. Для нас, в первую очередь, важно духовное благосостояние людей. Именно поэтому мы должны возрождать жизнь на селе не только с точки зрения материальной, что, как показывает Ваш опыт, вполне возможно и очень востребовано, но и с точки зрения духовной.

Должен сказать, что возрождение села возможно только при сохранении всех духовных ценностей. В пример могу привести последний музей, который у нас был открыт — Музей возвращенной святыни. Он планировался как музей одного экспоната. Где-то около полугода назад мне позвонил один из моих знакомых и сказал, что нашел у одного антиквара Евангелие 1750 года, которое когда-то принадлежало Воскресенскому храму. Была найдена передаточная ведомость, в которой говорилось, что митрополит Костромской и Галицкий 29 мая 1750 года передает это Святое Евангелие в храм Воскресения Христова, что в селе Вятском.

Митрополит Иларион: Храм в вашем селе посвящен Воскресению Христову, так что на Пасху у вас еще и престольный праздник. Я хотел бы сердечно поздравить с этим праздником Вас и в Вашем лице всех жителей села Вятское, а также поздравить с праздником Воскресения Христова всех наших телезрителей, и пожелать, чтобы в нашей жизни было много хорошего, много светлого, и чтобы Воскресший Христос благословлял наши труды.

Читайте также: