Легенды и предания сообщение

Обновлено: 03.07.2024

Но в научной литературе о фольклоре эти понятия имеют иное, более четкое значение. Предания и легенды — это жанры устного народного творчества. Предания — рассказы исторического содержания, народная и историческая проза. Легенды — рассказы религиозного содержания. Различия между преданиями и легендами народное сознание не делает. Да и современная наука не всегда может провести четкую грань между ними.

Грамотность и книги были доступны немногим. А знать свое место в истории, разбираться в событиях хотелось почти каждому человеку. И вплоть до XIX столетия предания заменяли простому народу историческую литературу, по-своему рассказывая о прошлом. Предания не отображают весь ход событий. Они уделяют внимание отдельным ярким моментам истории.

Предания часто освещают происхождение того или иного народа. Обычно речь идет о каком-нибудь предке, родоначальнике, с которым связано название племени или народа (этноним).

В преданиях есть много такого, о чем нельзя прочесть в книгах. Прошлое в преданиях обычно приукрашивается. Так, рассказывается, что в прежние времена жили не обыкновенные люди, а великаны; поэтому, человеческие кости, найденные на месте былых сражений русских с литовцами или чудью (одним из финских племен), будто бы поражают своей величиной. Разбойничьи или казачьи атаманы в былые годы тоже обладали какими-то волшебными свойствами: например, Ермак, по преданию, неуязвим для пуль, Разин — колдун и т.д.

Разумеется, нашли свое отражение в преданиях и реальные обстоятельства.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

О свойских царях и щедрых разбойниках.

Почти во всех преданиях в центре любого события всегда стоит одна яркая личность: князь, разбойник. Атаман, генерал и т.д. Эта личность и определяет все происходящее.

В преданиях об исторических личностях могут описываться события, широко известные: например, взятие Иваном Грозным Казани, завоевание Ермаком Сибири и т.д. Но наряду с этим существует множество сюжетов, в которых изображаются различные поступки знаменитых людей, не известные по архивным документам или другим источникам.

Особый интерес для народной исторической прозы представляет частная жизнь исторической личности. Яркие, выдающиеся деятели хотя и отличаются в преданиях от обычных людей, но по каким-то признакам похожи на простых смертных. У них есть своя личная жизнь, они могут заниматься делами отнюдь не героическими, будничными, напрямую общаться с простонародьем и т.п. Рассказывается, например, как Петр I становится крестным отцом сына бедного крестьянина, как один из крупнейших полководцев XVIII в. граф Румянцев ловит рыбу в своем имении, а Суворов шутит со своими солдатами.

Часто предания исполнены иронии: даже великие деятели в них могут ошибаться, заблуждаться, выступать в смешном свете. В этом еще одна важная особенность преданий: они не только закрепляют исторические события в народной памяти, пусть даже приукрашивая, но и приближают их к повседневности. Поэтому в рассказах помимо прославленных личностей и громких событий встречаются герои и обстоятельства, неизвестные за пределами данной местности.

Множество преданий посвящено тому, как был основан тот или иной город и освоены новые территории, как возникли те или иные географические названия. Эти сюжеты также связаны с деятельностью какого-либо одного выдающегося человека.

Названия городов, сел, рек, озер порой связываются с каким-то событием местного значения (которого в действительности могло и не быть).

Среди героев преданий часто встречаются разбойники и силачи.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Разбойники грабят, убивают людей, прячут награбленное, зарывают клады, которые никто не может разыскать. Существуют рассказы про целые разбойничьи деревни: жители заманивали проезжих к себе ночевать, а потом убивали их; или днем занимались обычным трудом, а по ночам грабили.

Однако далеко не всегда в преданиях разбойники предстают злодеями. Нередко речь идет о благородных народных заступниках, раздававших награбленное бедным. Среди них упоминаются Разин и Пугачев.

Силачи в преданиях — всегда простые люди, представители той среды, в которой о них и рассказывается: среди казаков — это казак, в бурлацких рассказах — бурлак. Такой силач превосходит всех физической мощью и обычно не имеет равного противника, но во всем остальном такой же, как все. Но иногда такие герои наделяются и мифологическими, волшебными чертами. Один из самых известных героев-силачей — Рахта (или Рахкой) Рагнозерский, прозванный так по названию деревни Рагнозеро в Карелии.

Такие персонажи указывают на связь преданий с другими фольклорными жанрами, в центре которых стоит исключительная личность: с былинами, историческими песнями, сказками, народными верованиями.

Как Христос хлеб собирал

В легендах наряду с людьми и животными действуют Бог и святые, ангелы и бесы. Если предание обращено в прошлое, то в легенде время действия не оговаривается. Это или священное время — когда Бог сотворил мир, или речь идет о событиях, которые могли происходить когда угодно.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

В легендах Христос или святые часто спускаются на землю и неузнанные ходят по ней, награждая праведников и наказывая грешников. Такие сюжеты строятся на контрасте между тем, что думает о неприметных странниках человек, и тем, кто они на самом деле. Наказание или награда следуют незамедлительно или обещаны в будущей жизни, в аду или раю.

Бывает, что легенды перекликаются со сказками. Отличие их в том, что сказки рассказываются для веселья, для забавы. А легенды, несмотря на сходство сюжетов, воспринимаются совершенно серьезно, как действительный случай, из которого следует сделать выводы, извлечь мораль.

Сюжеты легенд черпали не только в устной, но и в письменной культуре. Среди письменных источников на первом месте стоят апокрифы. Легли в основу легенд и некоторые библейские события.

Христианские образы и сюжеты часто накладываются на древние народные поверья.

Легенды и предания — живой жанр. Они окружают нас и по сей день. Народная культура по-прежнему на свой лад ведет счет событиям, отбирая то, что представляется самым важным. И слухи, которые рождает и разносит современная молва, в будущем вполне могут дойти до потомков диковинными историями.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Предание и легенда – что это и отличия

Предание и легенда — термины, с помощью которых обозначают формы словесного эпоса. Несмотря на то, что они являются известными и часто употребляются в разговорной и письменной речи, не все люди смогут объяснить, в чем состоят главные отличия между ними. Определение для каждого термина поможет найти ключевые особенности, а также понять, что же собой представляют эти эпические формы словесного искусства.

Определение понятий

Предание – разновидность эпического жанра. Это своеобразная форма повествования о событиях истории, далекого прошлого или рассказ, из которого можно узнать, как появилась та или иная традиция или родовой обычай.

Легенда – фольклорный жанр. Эпическое направление в повествовании. Из содержания можно узнать исторические факты или вымышленные события, которые поданы в форме сказания о временах далекого прошлого. Содержание представлено в стихотворной форме.

Сравнение

Если проводить подробное сравнение по основным параметрам, то станет ясно, что в тексте придания фактическая и историческая основа сохранена в максимальном количестве. Представленные события передаются подробно, излагаются четко и ясно. Подобная особенность позволяет создать у слушателя ощущение, что описанные события были на самом деле. Текст позволяет полностью погрузиться в происходящее. Справедливо это и для преданий, созданных на библейской или ветхозаветной основе, и тех, которые возникли как семейные или родовые истории нравоучительного или просто познавательного содержания. Если предания связаны с историческими событиями или судьбами известных, выдающихся личностей, то кроме достоверности в текстах могли присутствовать элементы таинственного: знамения, предсказания, неожиданные события или роковые предопределенности. Эти моменты усиливали причинно-следственную связь в повествовании и делали его еще более захватывающим. Важно учитывать, что за время, которое существует предание, оно было много раз дополнено и приукрашено. Связано это с тем, что люди не могут пересказать историю в полном соответствии с оригиналом. Именно так в текстах появлялись поэтические образы.

Если вымысел преобладал над историческими фактами, так возникала легенда. В ее содержании было больше сказочного и непознанного, чем в преданиях. Героями легенд могли стать не только известные личности, реально существовавшие люди, но и божества, мистические силы. Именно поэтому нередко изложенные в текстах события приобретали обобщенный или же символический смысл.

В легенде прослеживается стремление людей к тому, чтобы объяснить непонятное, найти причину возникновения природных явлений, катаклизмов. Также они хотели выделить в герое черты и свойства, которые бы подчеркивали его лидерство и могущество.

Нужно учитывать, что точного времени действия в легенде нет – сюжет не указывает на определенный промежуток в истории. Связано это с тем, событие произошло очень давно. Восприниматься рассказ может только как неоспоримый факт, его следует принять на веру и не искать подтверждение реальности описанного. Предание же обычно привязано к определенному временному или историческому промежутку.

Выводы

На основании проведенного сравнения можно сделать вывод о том, что предание является устным пересказом событий, которые имели место в реальной истории. По своей сути предание является притчей с нравоучительной нагрузкой. Легенда же представляет собой текст, художественный вымысел, созданный на основе реальных событий, которые происходили в далеком прошлом. В предании сохраняется относительная достоверность изложенных фактов. В легенде преобладает сказочность и вымысел.

Предание может быть тесно связано с историей определенной местности, рода или семьи. В легенде описываются события из жизни вымышленного героя или даже сказочного, волшебного существа. В преданиях отсутствуют широкие обобщения, не применяется символизм для объяснения событий происходящего. Для легенды же свойственным является образность, метафоры, сравнения и преувеличения. Нравоучительный вывод отсутствует. Для предания же он, наоборот, является характерным и неотъемлемым элементом.

Задолго до появления письменности у древних народов возникали истории, в которых рассказывалось о происхождении мира, о богах и о героях, совершавших необычные подвиги во имя справедливости и добра. В этих легендах нашли отражение первые и достаточно примитивные представления людей о мире, казавшемся непонятным, загадочным и полным чудес. Легенды представляют собой один из видов сказочной прозы. Вероятнее всего, первые такие народные сказания появились задолго до письменной речи и сначала передавались от поколения к поколению в виде устных преданий. Впоследствии рассказы о волшебных превращениях и подвигах героев стали заноситься на бумагу, обрастая при этом новыми невероятными подробностями. Исследователи фольклора полагают, что события и личности, нашедшие отражение в легендах, во многих случаях не были полностью вымышленными. Создание легенды начиналось с обычного повествования о том, что было в действительности.

В центре традиционной легенды обычно находится предание о какой-либо исторической личности или событии, имевшем место в действительности. Материалом для создания легенд выбирались, конечно, не рядовые события и жизнеописания обычных людей. Легенды чаще всего описывают овеянные славой дела и поступки тех, кто в действительности обессмертил свое имя в истории. Со временем легенды часто получали дополнительный социальный, религиозный или нравоучительный смысл.

ЛЕГЕНДА - поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии. 1

ЛЕГЕНДА - священное преданье, поверье о событии, относящемся до церкви, веры; четия, четья; вообще, преданье о чудесном событии. 2

ЛЕГЕНДА - всякий фантастический рассказ, предание о каком-нибудь событии. 3

ЛЕГЕНДА (иноск.) – выдумка.

В ходе работы над темой я встретила несколько классификаций легенд. Так литературоведческий словарь предлагает разделить все легенды на светские (социальные) - короткие и, на первый взгляд, правдоподобные (хотя обычно не соответствующие действительности) истории, опирающиеся на современную техническую и общественную реальность, обычно затрагивающие глубинные проблемы и страхи современного общества, и религиозные. К религиозным легендам относится устные рассказы, иногда положенными на музыку и передавались из уст в уста, сказителями, поэтами, или бродячими музыкантами.

Обычно легенды представляют собой короткие, несложные по построению повествования с неустойчивым текстом и свободной формой. Неустойчивость текста объясняется импровизацией рассказчика при исполнении. Свободная форма легенд характеризуется тем, что эпизоды и мотивы, в отличие, например, от сказочного твердого порядка чередования, могут более свободно следовать друг за другом. Легенды – сюжетный жанр. Но их сюжеты обычно не развернуты в сложное повествование, а малоэпизодны или одноэпизодны.

В легендах о сотворении человека мы найдем много расхождений с Библией. Например, в легенде о Ное праведном из сборника А. Н. Афанасьева первым человеком оказывается не Адам, а Ной, из ребра которого сотворена Ева. Оба они изгоняются из райского сада. Но центр тяжести не в рассказах о сотворении человека, а в том, как дьявол соблазняет жену Ноя, как она выдает ему тайну ковчега, т. е. в сюжете, отличном от Священного писания. Особую группу составляют этногонические легенды о появлении разных народов и племен.

История Воронежа для детей 5–6 лет История Воронежа Воронежская крепость переживала непростые времена: после своего возведения она в апреле 1590 года была сожжена. Прошло.

История детской игрушки История народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Россию,.

История нашего храма Первые данные о деревянной церкви находим за 1628 г. В документах говорится: «…а в селе церковь Введения Пречистой Богородицы древянна клетцки.


Мир языческих преданий славянской старины предстает в данном разделе сайта во всем своем великолепии. Таинственные лешие, соблазнительные русалки, добрые домовые и опасные водяные, суровые, но справедливые боги - все, что составляло верования наших предков, отражено в более чем 300 страницах данного раздела сайта.
Древние боги были грозны, но справедливы, добры. Они как бы родственны людям, но в то же время призваны исполнять все их чаяния. Перун поражал молнией злодеев, Лель и Лада покровительствовали влюбленным, Чур оберегал границы владений, ну а лукавец Припекало приглядывал за гуляками. Мир языческих богов был величавым — и в то же время простым, естественно слитым с бытом и бытием. Именно поэтому никак, даже под угрозой самых суровых запретов и расправ, не могла душа народная отрешиться от древних поэтических верований. Верований, коими жили наши предки, обожествлявшие — наравне с человекоподобными властителями громов, ветров и солнца — и самые малые, самые слабые, самые невинные явления природы и натуры человеческой. Как писал в прошлом веке знаток русских пословиц и обрядов И.М. Снегирев, славянское язычество — это обожествление стихий. Ему вторил великий русский этнограф Ф.И. Буслаев: " Язычники породнили душу со стихиями. "
И пусть ослабела в нашем славянском роде память о Радегасте, Белбоге, Полеле и Позвизде, но и по сю пору шутят с нами лешие, помогают домовые, озоруют водяные, соблазняют русалки — и в то же время умоляют не забывать тех, в кого истово верили наши предки. Кто знает, может быть, эти духи и боги и впрямь не исчезнут, будут живы в своем вышнем, заоблачном, божественном мире, если мы их не позабудем.

Тематика мифов обширна, с их помощью люди пыталась объяснить происхождение земли и космоса (космогония), непонятные для них природные явления, проблемы жизни и смерти (эсхатология).

Один из основных вопросов, на который отвечают предания и сказания, это зарождение земли и планет. У многих народов этот процесс представлен в мифах как результат действия сверхъестественной силы, всемогущего существа или богов. До творения была пустота, или же всюду была только вода, или царил бесконечный хаос – таким мир видели древние создатели мифов. Затем сверхъестественная сила создала землю, небо и всех их обитателей. У скандинавов такой силой был великан, у египтян – бог-творец Пта, у шумеров – боги, у индейцев – Великий Небесный Дух. Во многих случаях эти идеи перешли в религиозные учения.


Отдельный вопрос – конец жизни на земле. Древние германцы представляли его как финальную битву богов, индейцы – как превращение людей в звезды после появления на небе звезды смерти. Идеи о финальной битве сил добра и зла, о появлении знамения на небе перед концом света вошли во многие религии, что подтверждает связь мифологии и религии.

Темой многих мифов являлось объяснение происхождения явлений природы, появления животных и растений. Движение планет зачастую связывали с действиями богов: в греческих мифах восход солнца объяснялся появлением на небе колесницы бога Феба. У северо-американских индейцев растение маис (кукуруза) ассоциировалось с образом девушки с шелковистыми волосами.

С возникновением государств появилась потребность в понимании, почему одни люди правят другими. В древних цивилизациях Китая, Египта, Индии, инков и других народов мифы разъясняли, что власть правителей основана на их божественном происхождении.


Значительное место в мифологической тематике отводилось героям, наделенных неведомой силой и сражавшихся с многочисленными врагами. В русской мифологии это богатыри – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и другие. У скандинавов-викингов бог Тор сражался с великанами, олицетворением зла. В английских сказаниях Беовульф воевал с драконами и заплатил своей жизнью за победу над Ужасом-Летающим -по-Ночам.

Легенды


Герои и сюжеты переходили из мифов и легенд одних народов в сказания других; так произошло с образом короля Артура и историей любви Тристана и Изольды из кельтской мифологии. Образы сказочных существ: эльфов, гномов, великанов, валькирий под разными названиями появились в мировой литературе из скандинавской мифологии. Моргены — водные духи из бретонских и валлийских сказаний, которые принимали женский образ и привлекали людей своей красотой, а затем увлекали их в водную пучину, напоминают русалок из русской мифологии.


Мифы и легенды и сегодня важны для нас. Они представляют ценность как образцы литературного творчества; они дают нам возможность мысленно перенестись в другие времена и другие страны. Они вдохновили поэтов и писателей на создание произведений, которые живут века. Для современного читателя они не менее увлекательны, чем чтение фэнтези.

Читайте также: