Сообщение традиции и обычаи малых народов

Обновлено: 02.07.2024

Зачем народы севера подвешивают трупы, что ждет во время свадьбы кавказскую невесту и для чего чукчи хранят головы моржей.

В России живет 195 народов. У каждого из них свои традиции, которые они чтят с древности. Однако бывают такие обычаи, от которых кровь стынет в жилах. Сложно поверить, но некоторые из них — это не легенды из далекого прошлого, а русская действительность XXI века. Изучаем в деталях самые яркие (и пугающие) обычаи коренных жителей разных уголков нашей великой и необъятной.

Зачем на Чукотке хранят головы моржей

Гостеприимный секс

На Камчатке живут приморские коряки — малочисленный народ, который веками отличался специфическими традициями гостеприимства. Они предлагают незнакомому путнику не только кров, ужин и постель, но и… секс с хозяйкой дома. Да, ты все правильно прочитал. У коряков это считается благословением и большой честью. А если хозяйка дома родит от незнакомца ребенка, то по этому поводу в поселении закатывают грандиозный праздник. Причины появления такой традиции просты: спасение от вымирания. Младенцы этого народа во все времена часто болели и умирали, поскольку распространены близкородственные браки. Таким образом коряки поддерживают демографию.

Веселение покойника

Подвешивание покойников

Что такое рчважвара


1.России — многонациональная страна. И проживают у нас малые народы, которых почти не осталось, встречаются среди них очень необычные.

2.Некоторые из них уже перебрались в города, и надевают национальные костюмы только на праздники, другие до сих пор живут в местах, куда можно добраться только вертолетом. У многих малых народов их традиции и язык находятся на грани исчезновения.


АЛЕУТЫ

4.Алеуты традиционно исповедовали язычество: шаманы связывали людей с духами предков и помогали решать житейские проблемы. Также из-за влияния русских тут популярно православие.

5. У алеутов известны деревянные погребальные маски, их клали вместе с умершим знатным человеком или шаманом. Некоторые алеутские маски сделаны так, чтобы человек во время обряда мог удерживать ее на своем лице, зажав зубами. Часть алеутских масок символизируют духов шамана и выглядят фантастично, другие же представляют собой реальные изображения человеческих лиц.

6.В настоящее время алеуты живут на Командорских островах. Они занимаются тем, что добывают мех ценных животных, ловят птицу и рыбу, разводят ездовых собак и растят репу, редис и картофель. К сожалению, скорее всего, этот народ окончательно ассимилируется с русскими и другими народами, так как алеутскому языку не учат в школах. Сейчас народ пользуется благами цивилизации и живет в домах, построенных для них советской властью.


ЧУКЧИ

7. Чукчи — сибирские кочевники, народы Крайнего Севера, проживающие на Чукотском полуострове. Основное мировоззрение – анимизм, а монголоидные корни относят народ к аборигенам.


НГАНАСАНЫ

8. Нганасаны — самый северный народ Евразии. Сейчас их осталось меньше тысячи человек. Раньше они вели кочевой образ жизни, но с приходом советской власти перешли на оседлый.

9.Для охоты на диких оленей им пришлось углубиться в тундру. Женщины в посёлковых пошивочных мастерских и дома занимаются выделкой оленьих шкур и шитьем национальной обуви, сувенирных ковриков, поделок из шкур оленя, шитьем меховой одежды для промысловиков.


ЭСКИМОСЫ


СЕТУ

12. Сету – это малочисленная финно-угорская народность из Псковской области. В России их живет всего 200 человек, а в соседней Эстонии около 10 тысяч. Происхождение сету вызывает споры среди учёных. Есть и мнение, согласно которому сету представляют собой остаток этноса — некогда столь же самостоятельного, как и другие финно-угры.

14.Для домостроительства сету характерен псковский замкнутый двор с высокими воротами; позднее распространяется двухкамерные (а затем и многокамерные) дома с застеклённой верандой. Такой тип дома переселенцы-сету занесли и в Сибирь. Сейчас народность мало чем отличается от обычных людей.


15. В России живут чуть больше 43 тысяч абазин. Большая часть проживает в 13 аулах в Карачаево-Черкесии. Некоторые переезжает в соседние республики и города. Исповедуют ислам.

16.Впервые упоминается об этом народе уже в V веке до нашей эры у греческого историка. Во втором веке у них даже было собственное княжество. После русско-кавказской войны в XIX веке стали частью России. Основное занятие этого народа — скотоводство.

17. Также они разводят пчел и готовят из меда сладкий, одурманивающий напиток. Ласточка у них считается священной птицей, которая спасет человечество.


НЕНЦЫ

18. Компактное проживание на территории Кольского полуострова и охраняемая государственным законодательством культура сделали ненцев одними из самых известных миру кочевников-оленеводов. Уникальный язык и богатый устный эпос дают возможность ненцам увеличить свою численность в наши дни.

19. Об использовании народами Сибири масок упоминается во 2-м -1-м тысячелетиях до н.э.

22.Изготовление масок было прерогативой мужчин и специальных мастеров. Маски выполнялись из самых различных материалов: из дерева, бересты, красной меди, кожи, сукна, рогов и меха и прочих материалов.

23.Для отдельных частей нередко использовались разные материалы. Часто в деревянных масках в прорезанные отверстия вставляли глаза из кусочков кости или бусин. Аналогичным способом делались и зубы – деревянные или костяные (маски эскимосов). Волосами служила кожа с медвежьим, козьим мехом, усы и борода – пучки шерсти.

24.У ненцев большеземельской тундры антропоморфные маски делали из сукна. Такие маски употребляли шаманы во время камланий. Надевая маску шаман преображался в своего духа-покровителя.


МАСКИ ЧУКЧЕЙ

27.У Эскимосов маски шили из кожи нерпы и украшали султанами белого медвежьего меха.


КОРЯКИ

29. Сейчас осталось чуть больше 8 тысяч коряков. Они знают русский язык, хотя и пытаются сохранить свои языки. Около трех тысяч говорят на местных наречиях. Исповедуют православие, но сохраняют и шаманские традиции. До сих пор большинство коряков живут без особых удобств, придерживаясь традиций, но молодежь постепенно уезжает в города и ассимилируется.

30.Исследование посёлка Атарган указывает на то, что местные племена коряков были знакомы с использованием металла задолго до прихода русских, а точнее, в последнее столетие первого тысячелетия.

31.Удивительно, но мифология коряков почти не отличается от мифологии индейцев Тихого океана. Некоторые религиозные события могли быть заимствованы, но в целом мифы обычно отражают состояние ума в течение длительного времени и даже самых отдалённых периодов.

32. Коряки делали деревянные маски из ольхи, которые крепили к голове ремнями, из кожи, тогда они одевали их как шапку. Бороду, усы и брови обозначали сажей или кусочками меха, щеки — красной охрой. Личины служили как для обрядовых целей, так и просто для игр. Упоминаются и маски людоедов, чтобы напугать непослушных детей.


ВЕПСЫ

34.По официальным данным, сейчас осталось чуть больше 6 тысяч вепсов. Большинство из них живут в Карелии и селе Шелтозеро. Также проживают они на территории Ленинградской области.

35.До середины 1930-х годов вепсы жили большими семьями. Мужским занятием являлось изготовление разнообразных изделий из дерева, бересты, плетение из ивовых и еловых корней. Они делали деревянную кухонную утварь, предметы рукоделия — ткацкие станы, прялки, пяльцы и др. Деревянные изделия для рукоделия обычно украшали резьбой. Женщины занимались ткачеством, шитьём одежды и вышивкой.


БЕСЕРМЯНЕ

36. Малый народ бесермяне живут в Удмуртии, но на самом деле они, как и карелы, являются финно-уграми. В настоящее время численность этого народа колеблется около 2 тысяч человек. А чисто бесермянских деревень всего десять. Язык бесермян — это наречие удмуртского языка, в котором можно услышать и более восточные влияния.

37.Религия народа бесермян— это смесь нескольких верований. В XVIII веке они приняли православие, но сохранили традиционные верования и мусульманство. У них развит культ предков, ярко проявляющийся в погребальной и поминальной обрядности.

38.В деревню ежегодно приглашали для совершения моления муллу, считалось необходимым его присутствие при похоронах; мулле относили муку (крупу) после первого выгона скота в поле. Бессермяне занимаются земледелием. Сейчас остатки народа пытаются сохранить их традиции, отмечают национальные праздники.


ХАНТЫ

39. Ханты – это угорская языковая группа малочисленных сибирских народов. Разбросаны они по территориям Уральского и Сибирского Федеральных округов. Хотя традиционной религией у них считается шаманизм, но постепенно все больше хантов относят себя к христианам, что ведет к утрате их самобытной культуры.


НИВХИ

41. Нивхи – это малочисленный народ, который живет в России и Японии. Первые следы его пребывания на этих территориях появились 10 тысяч лет назад. Сейчас численность народа постоянно падает, в последнюю перепись специалисты насчитали около 4 тысяч человек.

42.Предполагается, что родственными для нивхов являются народы Полинезии. Самое раннее упоминание о нивхах в истории — китайские хроники начала 600 годов н. э. Контакты русских с нивхами начались в XVII веке, когда здесь побывали казаки-землепроходцы. Нихви большей частью занимаются рыбной ловлей.


ТОФАЛАРЫ

43. Тофалары проживают на территории Тофаларии в Иркутской области. Сегодня тофалары живут в основном в трёх организованных советской властью в 1920-1930-х годах населённых пунктах: Алыгджер, Верхняя Гутара и Нерха, куда были принудительно переведены на оседлость и поселены вместе с русскоязычными переселенцами. Добраться туда возможно только на вертолёте и связаться только по рации.

44.Начиная с конца XVII века и по 1925 год (до начала кардинальных изменений в жизни тофов), их численность практически не менялась и колебалась в пределах 400-500 человек. Такая малая численность отдельного народа удивительна. Ни в летописях, ни в архивных данных нет указаний на какую-либо массовую гибель. По-видимому, русские уже застали этот народ в состоянии, близком к современному, и уменьшение их численности произошло задолго до покорения Сибири.

45.Народ занимался охотой и оленеводством, вели полукочевой образ жизни. Но при советсткой власти им пришлось оставить кочевой образ жизни. Вместе с тем в деревнях появилась техника. Традиции были забыты и только в конце прошлого века их начали восстанавливать.


УЛЬЧИ

46. Ульчей сейчас осталось всего около 3 тысяч. Большинство живут в Хабаровском крае. Корни этого народа уходят в глубокую древность. Археологические материалы свидетельствуют, что в культуре современных ульчей просматриваются определенные параллели с культурой древних племен, обитавших на этой территории около 10 тысяч лет назад.

47.Новейшие генетические исследования доказывают, что предки ульчей уже жили в этом регионе 8 тысяч лет назад. В процессе длительных контактов, в том числе этнически смешанных браков, в бассейне Нижнего Амура и сформировались современные ульчи как этнос. Только в середине XIX века ульчи стали подданными России.

48.Ульчи много рыбачат. Основным способом консервации улова было изготовление юколы — вяленой на ветру и солнце рыбы в виде тонких длинных пластинок. Люди вели оседлый образ жизни, жили в небольших селениях, состоящих из 2-5 домов.

49. В наши дни современные народы Севера, Сибири обращают на себя пристальное внимание властей и общественности в связи с рядом факторов. Местности, где проживают малые коренные народы, изобилуют полезными ископаемыми. Это и золото, и нефть, и уран, и газ.

50.Получается, что народы Севера живут на стратегически важных территориях. Поэтому на данном этапе происходит столкновение интересов людей, которые желают жить на земле своих предков, и коммерческих организаций, что преследуют потребительские цели. Государственные компании, которые хотят извлечь любую пользу из этих земель, только вредят своей деятельностью местным жителям – загрязняют водоемы, уничтожают леса. Это негативно влияет на экологическую ситуацию и самобытную жизнь народов Севера.

Знакомство с соседями: что мы знаем о малых народах России?

А вы знакомы с соседями? Неплохо знаем соседей по площадке, здороваемся с соседями по подъезду… А если шире? Много ли вы знаете о наших соседях по стране – малых народах, которые до сих пор живут своей обособленной жизнью, так непохожей на нашу? Обитают в передвижных чумах, верят в духов, проводят шаманские обряды, а витамины получают из сырого оленьего мяса с кровью. Сегодня отмечается Международный день коренных народов мира. Так что давайте знакомиться!

В России проживает около 40 малых коренных народов. Конечно, рассказать обо всех в рамках статьи невозможно, так что выберу несколько.

Ханты

Ханты – народ, проживающий на севере Западной Сибири. Их численность – более 30 000 человек. Традиционные занятия, которым они преданы по сей день: охота, речное рыболовство и оленеводство (как кочевое, так и лесное). Одежду и обувь шьют из оленьего меха и кожи. Перемещаются на лыжах, а также на собачьих и оленьих упряжках.

У хантов принято строить лабазы – маленькие избушки на сваях в лесу, где хранятся снасти, одежда и мясо. Над землей их поднимали, чтобы внутрь не забрались животные. Такие лабазы для русских стали прообразом Избушки на курьих ножках.

Детей с самых малых лет готовят к взрослой жизни. Мальчики играют с фигурками оленей и охотничьим оружием, девочки с трех лет собирают браслеты из бисера, рано начинают шить и помогать по хозяйству.

Правда, в современном мире сохранить классическое воспитание сложно – детей ведь надо отдавать в школы. Вот и получается, что к родителям они приезжают только на каникулы. А после школы многие остаются в городе – не хотят возвращаться к оленеводству. Так постепенно малые народы и исчезают. Одно из предполагаемых решений – кочевые школы, в которых педагоги путешествуют вместе с оленеводами между стойбищами. На сегодняшний день существует только одна такая школа. Впрочем, с кочевым образованием тоже проблема – пока что его сложно назвать полноценным.


Манси

Манси – ближайшие родственники хантов. Они живут в Ханты-Мансийском округе, их численность на сегодняшний день – почти 13 000 человек. Традиционно они занимались как охотой и рыболовством, так и оленеводством.

У манси, как и у многих малых народов, наряду с формальным православием сохраняется анимизм и шаманизм. У них существует культ духов, своя мифология, ряд праздников посвящен хозяину тайги – медведю. У них даже есть два рода: один, как считается, идет от медведя, а второй – от женщины Калтащ, которая могла обращаться птицей, зайцем или бабочкой. Браки у манси возможны только между представителями двух разных родов.

Кстати, некоторые знаменитые люди вышли из народа манси. Один из них – мэр Москвы Сергей Собянин.


Юкагиры

Юкагиры – самый древний народ Сибири, они обитали здесь с VII тысячелетия до н. э. Пришедшие значительно позже племена чукчей и коряков просто вытеснили их с насиженных мест. Название этому народу придумали эвенки, оно означает "люди мерзлоты". Сами юкагиры называли себя "ваду" – силачи.

Традиционные занятия юкагиров – также оленеводство, рыболовство и охота. Сейчас их численность – около 1500 человек. Большая часть народности была ассимилирована другими северными народами. В последнее время восстанавливаются родовые общины, проводятся съезды юкагиров, организуются воскресные школы для изучения культуры и родного языка.

Юкагиры вели полуоседлый образ жизни, у них были зимние стационарные и временные летние поселения. Формы жилищ, кажется, позаимствованы у других народов севера: тунгусский чум, якутский балаган, срубные постройки.

Юкагиры верили в духов, у них были культы животных и культ огня. Вселенная в их представлении делится на три мира: верхний, нижний и средний. Соединить их могли шаманские обряды. До XX века у юкагиров была собственная письменность – тос. Значки тоса вырезали ножом на бересте.


Эскимосы

Слово эскимос можно перевести как "едящий сырую рыбу". Эта народность имеет общую численность около 170 000 человек, в России проживает десятая часть от этого числа. Эскимосы расселились по всему северу: они есть в Гренландии, Канаде, на Аляске и Чукотке.

На протяжении веков эскимосы приспосабливались к суровым условиям арктического климата. Они изобрели снежные дома иглу и многослойную меховую одежду. Кстати, именно на основе национальной одежды эскимосов были созданы теплые куртки-аляски.

На море эскимосы охотились на китов, моржей и тюленей, на суше – на северных оленей. У них даже в народные сказки и праздники были посвящены китам. Но сейчас китов уничтожат профессиональные китобои, так что эскимосы перешли к рыбной ловле и охоте на пушного зверя. Иногда они становятся наемными рабочими, и постепенно традиционная культура эскимосов исчезает.


Эвены и эвенки

Эвены и эвенки – это родственные народы, проживающие в Республике Саха. Эвены живут только в России, их численность более 20 000 человек. Общая численность эвенков – почти 80 000, но половина из них живут в Китае.

Интересная особенность двух народов – оленеводство транспортного типа. Они держат небольшие стада оленей в качестве средства передвижения, ездят на них верхом, в том числе во время охоты на диких оленей. Пьют оленье молоко и обычно не забивают своих питомцев на мясо. Получается такой образ оленевода-охотника, для которого олень – то же самое, что конь для монгола.

Эвены и эвенки жили преимущественно в легких передвижных чумах. В их фольклоре – сказки, песни, загадки и даже эпические богатырские истории. У эвенов до прихода советской власти не было своей письменности.

Охотники-эвенки очень уважительно относились к тайге и к своим жертвам. У них существовал строгий свод правил о том, чего нельзя делать на охоте. Кости убитых зверей никогда не ломали, а, наоборот, собирали в мешок и вывешивали, считая, что так животное сможет возродиться.


Ненцы

Ненцы – самый многочисленный народ из малочисленных. Их численность в России составляет более 40 000 человек.

Интересно, что для получения необходимых организму витаминов в условиях Крайнего Севера ненцы ели сырое оленье мясо с кровью, и благодаря этому они не страдают от цинги.

Ненцы уверены, что небо разделено на семь слоев – семь небес. Согласно их религиозным представлениям, там тоже живут оленеводы. А когда на земле идет дождь, это значит, что на нижнем небе растаял снег.


Для нас, живущих в городах, традиционная жизнь малых народов в юртах и чумах в условиях Крайнего Севера – это как параллельный мир, совсем не похожий на наш. И в будущем ворота в этот параллельный мир могут закрыться. Коренным народам сложно сохранять свою культуру и традиционный быт в условиях глобальных процессов и технического прогресса. Все меньше представителей малых народов знают свои национальные языки. А с языками уходит и культура.

Хотя предпринимаются некоторые попытки сохранить эти языки: создаются он-лайн курсы эвенкийского, сайты, посвященные исчезающим языкам, проводятся олимпиады на знание хантыйского и мансийского. Но я боюсь, что, если языками перестали пользоваться в быту, такие меры не помогут – они неизбежно исчезнут.

Сейчас в поселениях коренных народов развивается этнотуризм. Туристы знакомятся с традициями и бытом малых народов, зимой катаются на собачьих и оленьих упряжках, летом – сплавляются на традиционных лодках. В некоторых случаях – участвуют в охоте и "играх на выживание". Но связывать будущее этих народов с туризмом тоже нельзя – ведь в этом случае часто получается, что национальные поселения превращаются в туристический балаган.

А вы бы хотели посетить поселки малых народов? Как вам кажется, возможно ли сохранить их традиции и культуру? Как это сделать?

Малочисленных народов у нас до сих пор довольно много. И даже на грани исчезновения многим удается сохранять свой язык и традиционный уклад жизни.

Малыми народами в России считаются те, численность которых не превышает 50 тысяч человек. Таких в России официально насчитывается 47 из 190 народов, и проживают они в основном на Севере и Дальнем Востоке. Удается ли им сохранить свою культуру в условиях глобализации?

Ительмены


Жители западной части Камчатки столетиями занимаются рыболовством и поклоняются духам природы, даже несмотря на крещение в 18 веке. Конечно, не без шаманизма. У ительменов в роли шаманов обычно выступает женщина. Всего в России живет около 3,000 ительменов, причем большинство в Корякском автономном округе полуострова. Родным ительменский язык считает лишь старшее поколение, хотя его учат в школе и издают на нем местные СМИ. Имена принято давать русские.

Нивхи


Михаил Озерский/Sputnik; Kimberli Mäkäräinen (CC BY-SA 4.0)

Коренных жителей острова Сахалин называют самым таинственным народом в мире: они долгое время жили в изоляции, их происхождение до сих пор не установлено, а язык не похож ни на какой другой. Сегодня в России насчитывается около 4500 нивхов, и многие из них говорят как на своем языке, так и на русском.

Нагайбаки


Public Domain; Алексеев Игорь Евгеньевич (CC0 1.0 )

Возможно, вы слышали, что на Урале, в Челябинской области, есть несколько населенных пунктов с европейскими названиями? Париж, Берлин, Лейпциг - и районный центр Фершампенуаз. Они были так названы в честь побед в войне с Наполеоном, где особо отличились местные казаки-нагайбаки, православные татары, который разговаривают на диалекте татарского. Они и сегодня проживают, по большей части, в этих местах. Всего их около 10 тысяч человек.

Ненцы


National Library of Norway;Черкашин Сергей/TASS

Самый многочисленный из всех малочисленных народов России - от Кольского полуострова до Таймыра живет примерно 45 тысяч ненцев (иногда их называют самоедами). Они занимаются оленеводством - и с удовольствием приглашают все желающих познакомиться со своей культурой в Центре арктического туризма в Нарьян-Маре, столице Ненецкого автономного округа. Главным спутником ненецкой семьи всегда была и остается самоедская лайка: она грела детей в чуме.


Public Domain; Legion Media

Удэгейцы


Public Domain; Официальный сайт Правительства Приморского края

Коренной народ Приморья живет компактно в нескольких селах на севере региона, а центром их культуры считается село Красный Яр на территории национального парка Бикин. Из полутора тысяч человек, которые называют себя удэгейцами, языком предков владеют чуть меньше ста. При этом удэгейцы сохранили веру в духов природы и в силу шаманов. Они верят, что произошли от тигра.

Эвены


Дмитрий Дебабов/Sputnik; Александр Петров

Чукчи


Из 16 тысяч человек, 13 тысяч чукчей живет на Чукотке, а остальные на Камчатке, в Якутии и Магаданской области. Раньше они считались необычайно воинственным народом, который то и дело нападал на соседей: ительменов, юкагиров, коряков, захватывая их оленей. Особенно опасным оружием в их руках был лук и стрелы (кстати, в Великую Отечественную войну многие чукчи прославились как отличные снайперы). Сегодня большинство чукчей занимаются мирным оленеводством и охотятся разве что только на моржей.

Ханты


Манси


Читайте также: