Культура самарского края сообщение

Обновлено: 04.07.2024

Понтийская степь

Восточная Азия

Восточная Европа

Северная Европа

Понтийская степь

Северная / Восточная степь

Восточная Азия

Восточная Азия

Индоарийский

Индоарийский

  • Энциклопедия индоевропейской культуры
  • Лошадь, колесо и язык
  • Журнал индоевропейских исследований
  • Indogermanisches etymologisches Wörterbuch
  • Индоевропейский этимологический словарь

Самарская культура это археологический термин для энеолит культура, которая расцвела на рубеже 5 тысячелетие до нашей эры., [примечание 1] расположен в Самарская излучина область верхней Река Волга (современная Россия). Считается, что самарская культура связана с современными или последующими доисторическими культурами Понтийско-Каспийская степь, такой как Хвалынск, Репин и Ямна (или ямная) культуры. [1] В Протоиндоевропейская родина часто связано с одной или несколькими из этих культур.

Содержание

Археологические раскопки

Самарская культура была энеолит культура начала V тыс. до н.э. [примечание 1] на Самарская излучина область середины Волга, на северной окраине степной зоны. [2] Он был обнаружен при археологических раскопках в 1973 году у села Съезжее в г. Россия. Связанные сайты - Варфоломиевка на Волга (5500 г. до н.э.), который был частью культуры Северного Каспия, [ требуется разъяснение ] и Микольское, на р. Днепр. Поздние этапы самарской культуры совпадают с современностью. [2] с его культурой преемника в регионе, ранний Хвалынская культура (4700–3800 гг. До н.э.), [3] [примечание 1] в то время как археологические находки кажутся связанными с находками Днепр-Донец II культура [2] (5200 / 5000–4400 / 4200 гг. До н.э.). [4]

Артефакты

Керамика

Керамика состоит в основном из кубков яйцевидной формы с ярко выраженными бортиками. Они не могли стоять на плоской поверхности, предполагая, что использовался какой-то способ поддержки или переноски, возможно, плетеные корзины или стропы, для которых ободья были бы полезной точкой опоры. Перевозчик перекидывал горшки через плечо или на животное. Украшение состояло из круговых мотивов: линий, полос, зигзагов или волнистых линий, надрезанных, проткнутых или вдавленных гребнем. Эти закономерности лучше всего понять, если смотреть сверху. Тогда они кажутся солнечными мотивами, а горлышко горшка - солнцем. Более поздние разработки этой темы показывают, что на самом деле изображено солнце.

Жертвенные объекты

Культура характеризуется останками жертвоприношений животных, которые встречаются на большинстве участков. Бесспорных свидетельств катания на лошадях нет, но были захоронения лошадей, самый ранний в Старом Свете. [ нужна цитата ] Обычно голову и копыта крупного рогатого скота, овец и лошадей кладут в неглубокие чаши над могилой человека, задушенной охрой. Некоторые видели начало жертвоприношения коня в этих останках, но это толкование не было более определенно подтверждено. Мы знаем, что индоевропейцы приносили в жертву как животных, так и людей, как и многие другие культуры.

Могилы

Найденные могилы представляют собой неглубокие ямы для одиночек, но в них могут быть помещены два или три человека.

Некоторые могилы покрыты камнем пирамида из камней или невысокий земляной курган, самый первый предшественник кургана [ нужна цитата ] . Более поздний, полностью развитый курган был холмом, на котором умерший вождь мог подняться к богу неба, но сомнительно, имели ли эти ранние курганы такое значение.

Могильные приношения включали украшения с изображением лошадей. Могилы также были завалены останками лошадей; пока нельзя окончательно определить, были ли эти лошади одомашненный и ездили верхом или нет, но они определенно использовались как мясное животное. Наиболее спорными являются костяные бляшки лошадей или двойные головы быков, которые были протыканы.

В могилах есть хорошо сделанные кинжалы из кремня и кости, помещенные в руку или голову умершего, один в могиле маленького мальчика. Оружие в могилах детей стало обычным явлением позже. Другое оружие - костяные наконечники копий и кремневые наконечники стрел.

Другая резная кость статуэтки и подвески были найдены в могилах.

Генетика

Исследование, проведенное в ноябре 2015 г., опубликовано в Природа включен анализ мужчины-охотника-собирателя из Лебянжинки, Самарская область кто жил ок. 5650-5540 гг. До н. Э. Было обнаружено, что он нес гаплогруппа R1b1a1a и U5a1d. [6] [7]

Эта статья — о культуре начала V тысячелетия до н. э., существовавшей в районе Самарской Луки реки Волга. О Об археологической культуре Месопотамии (5500-4800 гг. до н. э.) см. Самаррская культура.

5 тысячелетие до н. э.



Карта миграций индоевропейцев с приблизительно 4000 по 1000 год до н. э. в соответствии с курганной моделью. Анатолийская миграция (отмеченная прерывистой линией) могла иметь место через Кавказ или Балканы. Пурпурная область обозначает предполагаемую прародину (Самарская культура, Среднестоговская культура). Красная область означает область, населённую индоевропейскими народами к 2500 до н. э., а оранжевая — к 1000 до н. э.

Сама́рская культу́ра — энеолитическая археологическая культура начала V тысячелетия до н. э., существовавшая в районе Самарской Луки реки Волга. Обнаружена в 1973 году в ходе археологических раскопок близ населенного пункта Съезжее. Позже обнаружено еще несколько поселений [1] . Сформировалась на основе ранее существовавшей в этом же регионе средневолжской культуры среднего неолита, на востоке граничила с агидельской культурой. Культуры, занимавшие этот ареал позже, иногда также называют самарскими, а собственно самарскую культуру называют культурой раннего энеолита данного региона.

Содержание

Прародина индоевропейцев

В рамках курганной гипотезы Самарская и происходящие от нее хвалынская и ямная культуры считаются индоевропейскими.

География

Ареал самарской культуры располагался в лесостепи к северу от родственной Северокаспийской культуры на нижней Волге. Согласно курганной гипотезе, в этом регионе праиндоевропейцы заимствовали часть слов уральской языковой семьи [источник не указан 108 дней] . С другой стороны, по мнению ряда финно-угроведов, первые языковые контакты произошли уже между финно-уграми и индоиранцами. В период существования Самарской культуры уральская общность находилась на юге Западной Сибири.

Другие родственные культуры вместе с самарской объединяют в область, по месту первых находок названную мариупольской. Для культур мариупольского типа характерно определенное сходство погребальных обрядов, керамики и инвентаря, включая останки лошадей в могилах. Общий ареал этих культур охватывает кроме среднего и нижнего Поволжья бассейны рек Урал, Дон и Днепр. В могильниках на юго-западе этой области находят украшения из золота и меди, добытой на Балканском полуострове [2] . Распространение медных изделий осуществлялось путем обмена с трипольской и другими западными культурами, а также в качестве трофеев, захваченных при набегах [3] [4] [5] [6] .

Погребения

В могилах обнаружены останки от одного до трех человек. Над некоторыми погребениями сооружали каирн из камня или небольшой могильный холм, ранний прообраз кургана. Впоследствии курган представлял собой настоящий холм, с которого погребенный вождь мог бы вознестись к небесным богам, но каково было назначение ранних могильных холмов — неизвестно.

Погребальный обряд и археологические находки в могилах самарской культуры в целом аналогичны материальной культуре днепро-донецкой культуры за одним исключением. На артефактах, найденных в захоронениях, обнаружены изображения лошадей. В могилах также имеются останки лошадей. Следовательно, люди сумели одомашнить этих животных.

Артефакты

Оружие представляло собой ножи и кинжалы из кремня и кости, которые в могилах лежат в руках или в головах у покойных (даже детей). Кроме того использовали кремневые наконечники для стрел и костяные — для пик.

Кроме них в могилах найдены украшения из кости, вырезанные в форме лошадей или двойной головы быка с отверстиями для крепления на подвесках или лошадиной сбруе.

Керамика в основном представлена сосудами яйцевидной формы с отчетливой окаёмкой. Они не были предназначены для установки на плоскую поверхность и, вероятно, подвешивались на рогатках или укладывались в корзину, и окаёмка нужна была для того, чтобы удерживать сосуд в рогатке ухвата. Сосуд могли нести на плече или грузить на животных.

По периферии сосуды были украшены геометрическим орнаментом из линий, полос, зигзагов или волнистых линий, процарапанных или вдавленных в глиняные стенки гребенкой. Смысл орнамента понятен при взгляде сверху: это солярный мотив, где роль солнца выполняет горлышко сосуда.

Религия

Судя по солярному орнаменту керамики, носители культуры поклонялись солнцу. Головы и копыта домашних животных (крупный рогатый скот, овцы, лошади) приносили в жертву, помещая их в специальные неглубокие сосуды поверх могил и посыпая охрой.

Из чего состоит и на чём держится самарская культура


30 ноября 2014, 17:00 752

Культура в городском округе находится в ведении городского департамента, который так же отвечает и за туризм, и за молодежную политику. Даже странно, что в одном департаменте сосредоточено так много важных функций. А ведь еще к департаменту культуры относится и топонимическая деятельность, и организация и проведение городских праздников, и, конечно, сохранение и популяризация культурного наследия!

Текст: Владимир Лошкарев, иллюстрации: Анар Мовсумов, Наталья Пирожкова

Сам департамент очень невелик и занимает всего лишь один этаж в небольшом доме на улице Куйбышева. Руководит департаментом Татьяна Викторовна Шестопалова. Коллектив у департамента небольшой. За каждое направление отвечает всего два-три человека.

Это, увы, тяжелое наследие, о котором мы неоднократно упоминали в нашей серии статей – финансирование культуры (а так же спорта и молодежной политики) всегда велось по остаточному принципу. Не более 5% от общего объема городского бюджета. Однако, и при таких скромных возможностях делается многое.

Вся городская рать

Несмотря на большое количество направлений деятельности, важнейшее для департамента – это поддержка подведомственных учреждений – очагов культуры. Именно в подведомственных учреждениях граждане чаще всего сталкиваются с культурой Самары в ее самом широком понимании.

Наверное, самое мощное и многочисленное подразделение городской культуры – это МБОУ ДОД. Или по-простому – музыкальная школа. Школ в городском округе 27 и результаты их выпускники демонстрировали и демонстрируют очень хорошие. Есть музыкальные школы с хорошими традициями и, необходимо отметить, что именно эта часть образования в России, пожалуй, в наибольшей степени сохранила преемственность с лучшими наработками советской педагогики и традицией.

Также в городском округе работает 69 библиотек – 40 взрослых, 28 детских и одна публичная. Формально, это три библиотеки с сетями филиалов и масштаб у каждого филиала может быть разным, но в нашей суровой реальности библиотеки – это самая распространенная сеть культурных учреждений.

В подчинении у городского департамента культуры:

— 27 музыкальных школ;

— 3 дома культуры;

Фавориты Самары

Энеолитическая эпоха (меднокаменный век) в Самарском Поволжье представлена преимущественно материалами самарской и хвалынской культур. К позднему энеолиту отнесены материалы токского и турганикского типа. Специалисты выделяют также специфические сравнительно немногочисленные комплексы алексеевского и гаринского культурных типов, волосовской культуры.

Самарская культура

Самарская культура – археологическая культура эпохи раннего энеолита (середина V – середина IV тыс. до н.э.). Ареал самарской культуры соответствует северным районам степи и южным районам лесостепи. В Самарском Заволжье основные памятники исследованы в бассейнах рек Самара и Сок. Кроме территории Самарской области в ареал культуры входят северные районы Саратовской области и западные районы Оренбургской области. В Прикамье под влиянием носителей самарской культуры на основе местного неолита возник русско-азибейский культурный тип.

Хвалынская культура

Появление памятников хвалынской культуры в Поволжье относится к концу V – первой четверти IV тыс. до н.э. Окончание хвалынской культуры, видимо, связано с появлением ранних подкурганных погребений в конце IV тыс. до н.э. Ареал хвалынской культуры охватывает полупустынные, степные и лесостепные ландшафты Северного Прикаспия, Нижнего и Среднего Поволжья, в том числе Самарского Поволжья, Верхнего и Среднего Посурья.


Основные виды памятников: грунтовые могильники и селища. Широкую известность приобрели I-II Хвалынские могильники, исследованные в 1977-1979 гг. и 1987 г. в Саратовской области экспедицией КГПИ под руководством И.Б. Васильева, С.А. Агапова и В.И. Пестриковой. Памятники располагались на правом берегу р. Волги и занимали пологую естественную возвышенность на коренной террасе. В Самарской области первое погребение, впоследствии отнесенное к хвалынской культуре, было исследовано В.В. Гольмстен у с. Криволучье-Ивановка в 1929 г.

Крупнейшим и полностью раскопанным является I Хвалынский могильник (158 погребений). На нем зафиксированы индивидуальные и коллективные погребения (2-6 костяков), одноярусные и многоярусные. Характерной чертой погребального обряда было устройство каменных закладок могильных ям. Положение костяков различно, но преобладала поза умершего на спине с подогнутыми ногами. Были исследованы также скорченные погребения (на правом и левом боку), в сидячей позе, вторичные захоронения. В половине погребений использована охра.

Неравномерное распределение погребального инвентаря в могилах и находки скипетров (символов власти) указывают на существование в хвалынском обществе социальной стратификации.

Антропологическое изучение материалов хвалынской культуры выявило европеоидный тип населения. На площади могильников хвалынской культуры были обнаружены жертвенники с костями овец, крупного рогатого скота, лошадей, что свидетельствует о занятиях населения животноводством. Оно дополнялось охотой и рыбной ловлей.

В Самарском Поволжье материалы хвалынской культуры выявлены на поселениях Гундоровка, Большая Раковка II, Лебяжинка I, IV, Чекалино IV. На основании морфологических особенностей керамики выделяются степной и лесостепной варианты памятников хвалынской культуры.

Керамика поселений Самарского Заволжья обнаруживает значительное сходство с посудой самарской энеолитической культуры. На поселениях найдены предметы, типичные для хвалынской культуры: каменный браслет (Лебяжинка I), обломок каменного скипетра в виде головы лошади (Лебяжинка IV). Анализ медных изделий показал существование широких связей населения хвалынской культуры с населением трипольской культуры.

Предполагается участие населения хвалынской культуры в формировании ямной культуры.

Читайте также: