Сообщение тонкая палитра оттенков

Обновлено: 02.07.2024

Оценить 541 0

IV ЧЕТВЕРТЬ

Урок 5 (32). Динамика: Тонкая палитра оттенков

Цели и задачи урока: Продолжение изучения динамики музыки. Расширение и углубление знаний по вопросу динамики.

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— понимание связи между литературными, живописными и музыкальными образами, посвящёнными природе.

Личностные:

— укрепление понимания связи музыкальной динамики со звуками природы;

— укрепление любви к природе и к искусству.

Предметные:

— понимание и выучивание таблицы основных динамических оттенков;

— знакомство с музыкой французских композиторов, посвящённой образам природы;

— знакомство с нотной записью партитуры; умение разобраться в нотной записи произведения О. Мессиана.

Форма проведения занятия: Аналитическое занятие о роли и значении динамики в музыке и её связи с образами природы и других видов искусства.

Учебно-дидактическое обеспечение:

1. Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания

- Что это за музыкальное произведение? Какое явление природы изображает музыка? Кто автор музыки?

- Опишите эту прослушанную сцену грозы. С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор смог показать просветление в музыке?

- Хмурится небо, начинается разгул стихии, усиливается ветер, слышны удары грома, видны молнии.Постепенно звучание ослабевает, минор уступает место мажору, гроза постепенно затихает.

- Как называется изменение силы (громкости) музыкального звучания?

- Каким знаком можно обозначить изменение динамики в музыке грозы Л. Бетховена?

- Диминуэндо.

- Назовите все основные обозначения динамики.

- Форте (forte) - громко, пиано (piano) - тихо, крещендо (crescendo) – постепенное нарастание звука и диминуэндо (diminuendo) – постепенный спад (ослабление) динамики.

- Где, помимо музыки, проявляет себя динамика?

- Как влияет на слушателя тихий голос собеседника? А как - громкий?

И это относится не только к речи, но и к музыке.

При обсуждении музыкальных произведений вы часто отмечали, громко или тихо звучит данный фрагмент, знаете обозначения громкого и тихого динамического звучания. На этом уроке мы продолжим изучать музыкальную динамику на примере музыки двух композиторов - К. Дебюсси (19-й в.) и Оливье Мессиана (20-й в.). В центре нашего внимания сегодня окажутся произведения французских композиторов, воплощающие образы природы. И это не случайно: французская музыка обладает особой красочностью, картинностью, тонкостью оттенков.

Вы проведёте сравнительный анализ музыки, стихов и живописи, проанализируете музыку с точки зрения музыкально-выразительных средств, создающих её характер, разучите и исполните новую песню; выучите основные динамические оттенки.

3. Работа по теме

1) Громкостная динамика в музыке

Музыканты очень требовательно относятся к соблюдению мельчайших изменений громкости и уже давно исследуют выразительные возможности громкостной динамики. Ещё в XVI веке динамическими средствами создавались различные эффекты. Вспомните хор О. Лассо, в котором передавался эффект эха (громко-тихо).

Известно также, что тихая, спокойная музыка убаюкивает, а громкая и торжественная – взбадривает. Поэтому все колыбельные мира поются негромко, а все походные марши, наоборот, весьма звучны.

► Изучите и запомните Таблицу основных динамических оттенков:

Краткое итальянское обозначение, встречающееся в нотах

Полное итальянское обозначение

Русский перевод динамических оттенков

pianissimo

piano

mezzo piano

не слишком тихо

mezzo forte

менее громко, чем форте

forte

fortissimo

Итак, в музыке приняты два базовых обозначения громкости:

к 1" />
(фо́ртеитал.forte) — громко;

к 2" />
(пиа́ноитал.piano) — тихо.

Умеренные степени громкости обозначаются следующим образом:

к 3" />
(меццо-фортеитал.mezzo forte) — умеренно громко;

к 4" />
(меццо-пианоитал.mezzo piano) — умеренно тихо.

к 5" />
(форти́ссимоитал.fortissimo);

к 6" />
(пиани́ссимоитал.pianissimo).

В редких случаях при помощи дополнительныхf и p указываются ещё более крайние степени силы звука. Например, П.И. Чайковский в своей Шестой симфонии использовалpppppp и ffff, а Д.Д. Шостакович в Четвёртой симфонии — fffff.

Указания на динамические оттенки одним из первых ввёл в музыкальную нотацию композитор эпохи Возрождения Джованни Габриэли, однако до конца XVIII века подобные обозначения использовались композиторами редко. Бах использовал термины piano, più piano и pianissimo (написанные словами), и можно считать, что обозначение ppp в тот период означало pianissimo.

Дополнительную информацию о динамических оттенках см. вПриложении.

? Подумайте и ответьте, почему известный педагог так строго следил за соблюдением изменений динамических оттенков?

Ответы учащихся.

А) Клод Дебюсси и его музыка

Бергамаска — это старинная итальянская танцевальная песня, получившая название от провинции и города Бергамо, где она зародилась. Этот оживлённый, энергичный танец приобрёл большую популярность в Италии и других западноевропейских странах (Англия, Гер­мания, Франция).

Прелюдия открывает сюиту и имеет характер вступления.

Менуэт и паспье — старинные танцевальные жанры, которые в музыке Дебюсси получили новую жизнь и приобрели современное звучание.

? Можем ли мы по названию пьесы определить основные динамические оттенки произведения?

- Пиано, пианиссимо.

Пленительная лунная ночь, полная волшебного очарования, таинственная и загадочная, - таков образ этой музыки.

Луна печалилась. Смычками в забытьи

Водили ангелы. Из трепетной груди

Виол в тиши цветов рождался плач горючий

То белых, как туман, то голубых созвучий.

(Виола – старинный струнный смычковый инструмент.)

Луна печалилась. В цветочной тишине

Водили ангелы по умершей струне,

И скрипки плакали под грустными перстами

Слезами белыми в лазури над цветами.

Г) Музыкальный анализ

- Какая картина предстала перед вами при прослушивании музыки? Какие возникли образы и впечатления?

Ответы учащихся: Дети пробуют описать картину лунной ночи, сияние лунного света, делятся впечатлениями воздействия музыки на чувства, возникающие в душе, и высказывают мысли о волшебстве и таинственности лунной ночи, увиденной и услышанной в музыке пьесы Дебюсси.

- Всё, что звучит в этой музыке, напоминает утончённую ажурную ткань, проявляющую себя в переливах гармонии, нежных регистрах и будто сотканную из нежнейших динамических оттенков. Каких, по-вашему?

- Какие динамические оттенки использовал К. Дебюсси для передачи тихого очарования лунной ночи? Только ли пиано присутствует в музыке пьесы?

- Пиано постоянно то уходит к pp, то возвращается.

Д) Работа над нотным примером

И. Айвазовский. Лунная ночь на берегу моря

Краткие сведения о художнике: Иван Константинович Айвазовский — русский художник XIX в., маринист (художник, изображающий морские пейзажи),баталист (художник, изображающий военные сцены, картины битвы, сражения).

Углубляясь в творчество Айвазовского, сразу можно понять, как сильно любит художник море. И также животрепещуще передавал Айвазовский в своих шедеврах невероятную красоту ночных пейзажей. Ему удаётся показать все прелести моря ночью, передать каждую мелкую деталь, каждый блик лунного света в отражении воды. Лунная ночь впечатляет и вдохновляет его. Пересматривая все картины художника, можно заметить, что Айвазовский предпочитал именно лунные ночи. Он мастерски придаёт значение каждому отблеску луны в воде – также выразительно, как впечатлительна игра лунных бликов в музыке Клода Дебюсси.

3) Звуковая изобразительность динамики

Не менее выразительны и примеры звуковойизобразительности динамики.

Слышали вы когда-нибудь, как просыпается утренний лес, как постепенно он наполняется разнообразными звуками, шорохами, пением птиц? А ведь пение птиц издавна влекло музыкантов. Для многих из них это стало своеобразной школой композиторского мастерства. Особенные тембры, присущие каждой птице, характер щебетания, темп, штрихи и, наконец, громкость, которая свойственна её пению – всё это учило точности, детальности и выразительности музыкальных портретов и характеристик.

А) Работа над нотным примером

Учитель привлекает внимание учеников к повторению одних и тех же звуков, мотивов и ритмов в мелодиях птиц — возможности пения птиц ограничены, диапазон их выразительных средств невелик. Но вместе голоса разных птичек создают богатую и разнообразную картину птичьего гомона.

Б) Слушание музыки О. Мессиана и музыкальный анализ

Музыка — это искусство звука. Она не даёт видимых образов, не говорит словами и понятиями. Она говорит только звуками. Но говорит так же ясно и понятно, как говорят слова, понятия и зримые образы. Её структура так же закономерна, как структура художественной словесной речи, как композиция картины, архитектурного построения. И такая закономерность создаётся великими композиторами в согласии с природой, историей и развитием человечества.

Природа и человек неразделимы, вся жизнь человека тесно связана с природой, и искусство музыки тесно связано с миром чувств человека, с прекрасным миром природы, и поэтому красота музыки вдохновляется красотой природы и учит нас любить и беречь природу.

И сегодня мы с вами услышим природу в музыке! И это будет также интересно и волнующе, как и почувствовать живое дыхание природных стихий.

Дети слушают музыку, описывают лес, в котором пробуждается утро, пытаются назвать птиц по голосам.

В) Птичье пение в творчестве О. Мессиана и других композиторов

Оливье Мессиан — французский композитор более современной эпохи, чем Дебюсси; он жил и сочинял в XX в.

В 5 классе вы уже встречались с изображением птичьего пения в творчестве разных композиторов:

Голос лесного жаворонка среди других птиц изображён и у О. Мессиана. Композитор был настоящим знатоком видов птиц.

Ян Ван Кессель. Птичий хор. Фрагмент

4. Вокально-хоровая работа

- Повторите, что же такое музыкальная динамика? Какова роль нюансов в динамике музыкального произведения? Постарайтесь связать свой ответ со словами Г. Нейгауза.

Каждый миг музыки всегда неповторим, а потому неповторима и сила каждого музыкального звука.

6. Рефлексия. Вопросы и задания

1) Оформи запись в рабочей тетради по теме урока как показано в рамке:

Тонкая палитра оттенков

pp (pianissimo) — очень тихо; ff (fortissimo) — очень громко; mf (mezzo forte) — не слишком громко; mp (mezzo piano) — не слишком тихо.

2) Соотнеси картины и музыкальные произведения, которые сегодня прозвучали на уроке. Определи динамический оттенок получившихся пар. Аргументируй свой ответ.

5) Какими динамическими оттенками ты передал бы различные звуки природы: шум дождя, грохот грома, шелест листвы, гул моря, тишину ночи? Продолжи этот ряд. Задание выполни в тетради.

6) Сфотографируй или отсканируй рабочую тетрадь с записями по теме урока и отправь файл через форму обратной связи: E - mail учителя или dnevnik . ru .

7) Разучи песню (обязательно!).

По желанию, для получения дополнительной оценки за пение:

Запиши своё исполнение песни (1 - 2 куплета) на диктофон или видео и отправь через форму обратной связи. Песню можно выбрать одну из двух.

Критерии оценки пения:

Чистота интонации (попадание во все ноты в пределах диапазона выбранной песни).

Ровность звучания отдельных нот (ноты, особенно долгие должны звучать ровно, без отклонений от правильной высоты).

Ритмичность (точное соблюдение ритмического рисунка мелодии).

Правильное распределение дыхания (дыхания должно хватать на фразы).

Чёткое и уверенное пропевание текста песни (дикция).

Выразительность исполнения (в исполнении передавать характер песни).

Постепенные изменения

Crescendo. Diminuendo.

Обозначенияcresc. и dim. могут сопровождаться дополнительными указаниями poco (рус. по́ко — немного), poco a poco (рус. поко а поко — мало-помалу), subitoилиsub. (рус. су́бито — внезапно) и т.п.

Резкие изменения

Сфорца́ндо (итал. sforzando) или сфорца́то (sforzato) обозначает внезапный резкий акцент и обозначается sf или sfz.

Внезапное усиление нескольких звуков или короткой фразы называется ринфорца́ндо (итал. rinforzando) и обозначается rinf., rf или rfz.

Акцент

Акцент (итал. accento) — выделение отдельных тонов или аккордов посредством более сильного ударения. При письме обозначается знаком > над соответствующей нотой (аккордом) или под ней.

Музыкальные термины, связанные с динамикой

crescendo — усиливая;

decrescendo или diminuendo— снижая громкость;

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Тонкая палитра оттенков. Презентация на заданную тему содержит 20 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Динамика всегда была союзником музыкальной программности. Обращаясь к определённому программному замыслу, композитор брал на себя особую ответственность: выразить в звуках то содержание, которое скрывается за названием произведения. Динамика всегда была союзником музыкальной программности. Обращаясь к определённому программному замыслу, композитор брал на себя особую ответственность: выразить в звуках то содержание, которое скрывается за названием произведения.

Поэтому в программной музыке так высока художественная роль всех её сторон – ритм, гармония, фактура и, конечно , динамика. Поэтому в программной музыке так высока художественная роль всех её сторон – ритм, гармония, фактура и, конечно , динамика.

Пленительная лунная ночь, полная волшебного очарования, таинственная и загадочная, - вот образ этой музыки. Которая, как всегда, намного вые и богаче тех слов, которые можно о ней сказать. Пленительная лунная ночь, полная волшебного очарования, таинственная и загадочная, - вот образ этой музыки. Которая, как всегда, намного вые и богаче тех слов, которые можно о ней сказать.

Луна печальна. Смычками в забытьи Луна печальна. Смычками в забытьи Водили ангелы. Из трепетной груди Виол в тиши цветов рождался плач горючий То белых, как туман, то голубых созвучий.

Эти стихи могут быть отнесены к музыке К. Дебюсси – яркого и последовательного выразителя неуловимых чудес природы. Эти стихи могут быть отнесены к музыке К. Дебюсси – яркого и последовательного выразителя неуловимых чудес природы. Краски, звуки, ароматы, звучащий свет это мерцание передаётся в его музыке как будто на грани её мыслемых возможностей.

Не менее выразительны и примеры звуковой изобразительности динамики. Пение птиц издавна влекло музыкантов. Не менее выразительны и примеры звуковой изобразительности динамики. Пение птиц издавна влекло музыкантов.

Особые тембры, присущие каждой птице, характер щебетания. Темп, штрихи и, наконец, громкость, которая свойственна её пению, - всё это учило точности. Детальности, выразительности музыкальных характеристик Особые тембры, присущие каждой птице, характер щебетания. Темп, штрихи и, наконец, громкость, которая свойственна её пению, - всё это учило точности. Детальности, выразительности музыкальных характеристик

Тонкая палитра оттенков

Дорогие друзья!

Слайд 3: Повторим пройденное

Повторим пройденное

Слайд 4

Динамика всегда была союзником музыкальной программности. Обращаясь к определённому программному замыслу, композитор брал на себя особую ответственность: выразить в звуках то содержание, которое скрывается за названием произведения.

• Динамика всегда была союзником
музыкальной программности. Обращаясь к
определённому программному замыслу,
композитор брал на себя особую
ответственность: выразить в звуках то
содержание, которое скрывается за
названием произведения.

• Поэтому в программной музыке так
высока художественная роль всех её
сторон – ритм, гармония, фактура и,
конечно , динамика.

• Пленительная лунная ночь, полная волшебного
очарования, таинственная и загадочная, - вот образ
этой музыки. Которая, как всегда, намного вые и
богаче тех слов, которые можно о ней сказать.

Луна печальна. Смычками в забытьи
Водили ангелы. Из трепетной груди
Виол в тиши цветов рождался плач горючий
То белых, как туман, то голубых созвучий.
С. Малларме.

• Эти стихи могут быть отнесены к музыке К. Дебюсси
– яркого и последовательного выразителя
неуловимых чудес природы.
Краски, звуки, ароматы, звучащий свет это мерцание
передаётся в его музыке как будто на грани её
мыслемых возможностей.

10. Слушание музыки

• Не менее выразительны и примеры
звуковой изобразительности динамики.
Пение птиц издавна влекло музыкантов.

• Особые тембры, присущие каждой
птице, характер щебетания. Темп,
штрихи и, наконец, громкость, которая
свойственна её пению, - всё это учило
точности. Детальности,
выразительности музыкальных
характеристик

15. Вывод

• В музыке заключен огромный мир
образных возможностей: мир звукового
многообразия, мир выразительного
музыкального достижения,
внутренней жизни музыкального
произведения, каждый миг которого
неповторим.

16. Мир вам, люди ! (муз.и сл. Ольги Зарубиной)

Для всех заря, что вновь зажглась,
Для всех ребенка смех.
И эта песня родилась
Для всех, для всех, для всех.
Мир всему, что живет по законам доброты,
Мир тому, кто поет песню дружбы и мечты!
Мир полям и лугам, где ромашки расцвели.
Мир траве в жемчугах.
Мир вам, люди всей Земли!

Для всех цвет неба голубой,
Для всех сверканье рек.
Пусть будет счастлив день любой
Для всех, для всех, для всех.
Мир всему, что живет по законам доброты,
Мир тому, кто поет песню дружбы и мечты!
Мир полям и лугам, где ромашки расцвели.
Мир траве в жемчугах.
Мир вам, люди всей Земли!

Для всех горит огонь рябин,
Для всех и дождь, и снег.
И этот мир всего один
Для всех, для всех, для всех.
Мир всему, что живет по законам доброты,
Мир тому, кто поет песню дружбы и мечты!
Мир полям и лугам, где ромашки расцвели.
Мир траве в жемчугах.
Мир вам, люди всей Земли!
Прекрасная песня!

Читайте также: