Сообщение словарь как образовательный ресурс

Обновлено: 07.07.2024

Главная цель использования ЭОР на уроках – вывести образовательный процесс на новый уровень, который так нужен современным школьникам. Во-первых, электронные средства обучения представляют любую информацию в более наглядном виде и дают ученикам наиболее полное представление об изучаемых объектах и явлениях. Во-вторых, они обладают большим мотивирующим потенциалом: школьникам нравится учиться при помощи современного оборудования, самостоятельно изучать те или иные темы, проверять себя и получать обратную связь. Наконец, электронный ресурс обладает большими возможностями по организации больших массивов данных – следовательно, ЭОР способны предоставить ученику гораздо больше информации, чем традиционные ресурсы, при этом вся текстовая, визуальная, звуковая информация будет компактно размещаться на одном цифровом устройстве.

Использование электронных образовательных ресурсов в учебном процессе – это обязательная часть работы современного учителя. Крайне сложно вести уроки в соответствии с ФГОС, не прибегая к современным методам и средствам обучения.

ЭОР – это ведь просто еще одно название электронного учебника?

Нет, не совсем. Понятие электронного образовательного ресурса значительно шире – это и звукозаписи, и видеофрагменты, и обучающие компьютерные игры, тесты, викторины, которые ученики проходят на компьютере или планшете. Все эти возможности реализованы на платформе LECTA. ЭФУ, безусловно, является частным случаем и отличным ярким примером того, как можно использовать современные технологии в рамках одной образовательной программы.

Информатика. 9 класс

Как использование электронных образовательных ресурсов может помочь педагогу в работе?

ЭОР позволяют вам с легкостью решать задачи по приведению учебного процесса к стандартам ФГОС, а именно:

Предоставить максимум информации по изучаемой теме, представленной в самых различных видах – текст, картинка, звук, видео, мультимедиа, интерактивная игра и т.д., используя готовые презентации сервиса "Классная работа";

Дать ученику возможность самостоятельно постигать, изучать новые темы, подбирать и анализировать информацию;

Быстро и легко организовать работу в парах и группах;

Индивидуально подходить к каждому ученику, подбирая уникальные задания для каждого и помогая выстраивать индивидуальные образовательные траектории.

Верно ли, что материалы ЭОР можно применять на всех этапах учебного процесса и на всех уроках?

Конечно! Использование электронных образовательных ресурсов – это не искусственное дополнение к урокам, а часть современного стиля преподавания. Например, при знакомстве с новым материалом вы используете иллюстративные материалы – например, визуальный или звуковой фрагмент. Для самостоятельной работы даете ученику текстографические объекты. Закрепляете полученные знания с помощью мультимедийных средств – презентаций, интерактивных таблиц. Наконец, используете электронные тесты для контроля и оценки. В результате, на любом этапе работы современная техника и технология обучения готовы прийти вам на помощь.

Если ученик для выполнения задания должен обратиться к таким программам, как PowerPoint, Publisher и др., можно ли сказать, что он обращается к ЭОР?

Нет, это не так. Ученик обращается к служебной компьютерной программе для выполнения определенных задач и создания конкретного продукта – презентации, макета брошюры и т.д. Образовательного потенциала у этих сервисов, как правило, нет. А вот если ученик создает в PPT онлайн-викторину для своих одноклассников, и они вместе решают ее на уроке – тогда можно сказать, что ученик принимает участие в создании своего локального, неофициального обучающего продукта – но не в полной мере образовательного ресурса.

Русский язык и литература. Русский язык. Базовый и углублённый уровни. 11 класс.

Учебник, входящий в систему учебно-методических комплектов "Алгоритм успеха", предназначен для старшеклассников, изучающих русский язык и литературу как на базовом, так и на углублённом уровне. Содержит расширенный теоретический материал, творческие задания, упражнения, нацеленные на подготовку к ЕГЭ. Учебник реализует современную культурно-творческую модель образования.Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования (2012г.). Электронная форма учебника (ЭФУ) — это электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника и содержащее мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника.

Безусловно, вы можете сами подбирать и формировать материалы для своей работы. Однако обратите внимание, что электронные образовательные ресурсы, подготовленные профессиональными издательствами в рамках учебно-методических комплексов, сокращают время, которое вы тратите на подготовку к урокам, а кроме того дают гарантию качества всего предоставляемого контента. Все ЭОР, созданные для школы, проходят серьезную всестороннюю редактуру и экспертизу, им присваивается официальный гриф. Вы можете быть уверены, что данный электронный образовательный ресурс в полной мере соответствует ГОСТ, в отличие от неофициальных ресурсов, не прошедших проверку.

Должны ли со временем ЭОР вытеснить другие образовательные ресурсы из учебного процесса? Например, электронные энциклопедии должны полностью заменить бумажные?

Такой задачи перед электронными образовательными ресурсами не ставится: есть ситуации, когда целесообразно использовать более традиционные методы. К тому же, никто не отменяет для учеников необходимости читать печатные книги, учиться работать с классическими энциклопедиями и т.д. При этом, возможности электронных ресурсов становятся незаменимы в ситуациях, когда нужно представить себе какой-либо сложный процесс, визуализировать понятия и явления, которые далеки от повседневной практики учеников. Примеры вы можете увидеть в интерактивных объектах, включенных в презентации сервиса "Классная работа". Если вытеснение традиционных образовательных ресурсов из учебного процесса и происходит, то только потому, что со временем все больше педагогов отдают предпочтение современным технологиям. Это удобно для педагога, к тому же увлекает учеников, раскрывает их когнитивный потенциал, прививает готовность к серьезной самостоятельной работе.

Если я показываю детям отрывок из исторического художественного фильма – можно ли считать, что я использую ЭОР? Даже если этот фильм не предусмотрен в УМК ни в каком виде?

Да, в данной ситуации Вы используете неофициальный электронный образовательный ресурс – то есть, действуете без методического сопровождения. То же самое с обучающими компьютерными играми, которые лежат в открытом доступе в сети Интернет. Самостоятельный поиск и подбор видео, мультимедиа и аудиоматериалов для работы – это сложный путь, который, тем не менее, открыт для педагога.

Геометрия. Углубленный уровень. 11 класс

Учебник является частью УМК для 10-11 классов, предназначенного для изучения предмета на углубленном уровне. Обязательный материал струкрурирован по главам: преобразования пространства, многогранники и фигуры вращения. Есть в учебнике и дополнительный материал. Высокие результаты усвоения геометрии достигаются решением большого количества разнообразных задач, дифференцированных по уровню сложности. Электронная форма учебника (ЭФУ) Геометрия. Углубленный уровень. 11 класс включена в состав учебно-методического комплекта (УМК) по предмету Геометрия 11 класса Потоскуев Е. В. Звавич Л. И. Геометрия. Углубленный уровень. 11 класс соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. ЭФУ рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации.

Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще.

В целях повышения речевой культуры видное место должны занимать упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным и выразительным.

Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание.

1. Она может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний), значение которых дети понимают неправильно или неточно.

2. Она может преследовать цели грамматические: усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения (например, родительный падеж существительных множественного числа: носков, но чулок; волос, голов, апельсинов, килограммов ).

3.Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей орфоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению нормативного ударения ( щавель, позвонит, красивее, километр и др.).

4. Для усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами необходимо проводить словарно-орфографическую работу.

Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена. Направляя внимание детей на сознательное и прочное усвоение затруднительных, но жизненно необходимых им слов, включённых в тексты учебной и художественной книги, можно легко связать различные виды словарной работы с содержанием занятий.

Словарно – орфографические занятия нельзя сводить только к заучиванию правописания слов с непроверяемыми орфограммами и бесконечной тренировке их написания. Словарно – орфографические упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописания слов только в том случае, если применять разнообразные приёмы изучения и закрепления их и систематически проверять умение учащихся безошибочно писать изученные ими слова с непроверяемыми орфограммами.

Задания с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения — всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске. Ученики 1—4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

Федеральный государственный стандарт начального общего образования, задал новые требования к результатам школьного образования, которые не могут быть достигнуты без организации активной учебной, практической, исследовательской, проектной деятельности учеников. Однако нужно понимать, что время, затраченное учениками на самостоятельный (или даже отчасти самостоятельный) поиск нового способа действия, выполнение практического исследования, подготовку и реализацию проекта и т.п., неизмеримо больше, чем время трансляции ученикам готовых алгоритмов в рамках более регламентированной и традиционной учебной работы в классе.

- с одной стороны использование ЭОР позволяет разнообразить урок, с другой стороны подготовка к уроку с использованием ЭОР занимает больше времени.

- Недостаточная материально-техническая база в отношении использования ЭОР;

- ЭОР позволяет разнообразить занятия, но подготовка к занятию с использованием ЭОР занимает гораздо больше времени.

ЭОР несомненно нужно применять, но здесь главное не переусердствовать. Весь урок необходимо строить только на использовании ЭОР нельзя, но какую-то часть обязательно посвятить им.

Рассмотрим подробнее основные требования к организации урока, которые позволили бы эффективно применять компьютер в начальной школе.
Во-первых, необходимо, чтобы выдерживалась структура каждого тематического раздела, характерная для урока в начальных классах: объяснение нового материала, первоначальное закрепление и отработка навыков, контроль усвоения.
Во-вторых, учитывая приоритетную роль учителя на уроке, не следует перегружать объяснительную часть информацией. Целесообразно придать ей справочную роль. Использовать этот раздел для изучения нового материала в случае пропуска уроков учеником.
В-третьих, компьютерные обучающие системы должны включать наиболее важные, ключевые аспекты изучаемых тем.
В-четвертых, при отборе учебного материала необходимо соблюдение основных дидактических принципов: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др.
В-пятых, средства управления компьютерной обучающей системой должны быть максимально простыми и не отвлекать ученика от выполнения заданий.
Таким образом, применение компьютерных обучающих систем в начальной школе представляется перспективным, а предполагаемая эффективность их использования достаточно высокой.

Приведу примеры использования ЭОР в словарной работе на уроках русского языка в начальной школе.
1. Электронное приложение к учебнику.
Электронное приложение является мультимедийным компонентом к учебникам русского языка. Они помогают ответить на такие, всегда актуальные, вопросы:
- как обучать;
- как создать в классе соответствующую новому способу обучения образовательную среду;
- с помощью чего учить;
- как наиболее эффективно реализовать поставленные ФГОС задачи.

В приложении отражены все виды работ, представленные в учебнике, в том числе и работа со словарными словами. Упражнения соответствуют возрастным особенностям детей, оформлены в занимательной игровой форме. Их можно использовать как для фронтальной работы, так и для индивидуальной. Можно включить элемент соревнования, выполняя предложенные задания. В данном случае интерактивная доска – ценный инструмент для обучения. На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи. Действия на доске буквально завораживают малышей, и даже отстающие ученики не отвлекаются на таких уроках. Интерактивная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных.

Однако следует заметить и то, что использование интерактивной доски требует серьезной длительной подготовки, навыков работы с компьютером и, безусловно, большего времени для подготовки учителя к уроку. Но в данном случае потраченные усилия и время обязательно приведут к желаемому результату.

2. Компьютерные тренажёры
Данный ресурс используется при фронтальной работе с классом с использованием проектора на орфографических пятиминутках, а также для индивидуальной работы и для работы дома.

Цель использования тренажёров – создание условий для отработки навыков по изученной теме. В практике использую готовые тренажёры различных авторов. Конечно, хотелось бы в данном случае, чтобы у каждого на парте присутствовал нетбук.
Целесообразность использования компьютерного тренажера заключается в следующем:
1. быстрая обработка результатов,
2. определение проблемных моментов (материал для дальнейшей коррекции)
3. объективность оценки учащегося.
К урокам русского языка представлена большая подборка тренажеров.

3. Электронные презентации.

Развитие активного словаря учащихся предполагает выяснение лексического значения слова . Непонимание смысла слов и неумение употреблять их в речи самым отрицательным образом сказывается на успешности обучения детей и на их речевом развитии

Методикой разработано немало приёмов объяснения детям значения непонятных слов.

Иногда лексическое значение слов подсказывается контекстом, и в этих случаях дети могут понять смысл слова самостоятельно, без специальных разъяснений.

Для слов с предметным значением лучше предложить наглядное объяснение, показав или сам предмет, или его изображение на рисунке, на слайде, в учебном фильме.

Есть база данных для картинных словарных диктантов.

Обучающиеся пишут самостоятельно словарное слово, опираясь на картинку, а не на речь учителя.

4. Орфоэпический тренажёр.

Уникальный курс Орфоэпический тренажер содержит такие упражнения, при выполнении которых активизируются два типа восприятия. Слушать голос диктора, проговаривая за ним слова, и одновременно видеть их с правильно расставленными ударениями - надежный путь к орфоэпической грамотности. Курс предполагает самопроверку и возможность вновь и вновь возвращаться к трудным для вас случаям.

Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще.

Анализируя образовательный потенциал использования ЭОР на уроках, можно сделать вывод, что использование ЭОР позволит:

- обеспечить положительную мотивацию обучения;

- проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);

- обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

- повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;

- усовершенствовать контроль знаний;

- рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

- формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Чтобы достичь результатов, надо грамотно использовать ЭОР и тогда можно сделать процесс обучения, интереснее, красочнее, познавательней. При хорошем оснащении класса повтор непонятной темы станет менее проблематичным, а дистанционное обучение, либо самостоятельная работа проще и интересней. Главное не допустить замены цифровыми технологиями простого человеческого тепла, общения и участия. В наше время дети все меньше общаются вживую, и все больше становятся зависимы от соц. сетей, интернета и всего подобного. Мы должны грамотно находить золотую середину!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интернет открывает новые возможности для работы, обучения и развлечений.

Но,Интернет- это не только пространство для общения,но и современная площадка для быстрого обмена информацией, легкий доступ к знаниям, к обучению. Это масса полезной информации различной тематики-образование,красота,кулинария,природа,спорт,искусство.
Без процесса информатизации образования уже невозможно представить современную школу. При удачном и правильном сочетании применяемых технологий и форм проведения уроков такие уроки оказываются очень интересными и для ученика, и для учителя. Задачи, стоящие перед учителем - словесником при применении информационных технологий, предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. Бесспорным помощником в решении этих задач являются Интернет-ресурсы. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет: усилить образовательные эффекты; повысить качество усвоения материала; осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению; наполнить уроки новым содержанием; развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся; формировать элементы информационной культуры; прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами; поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий.

Три пути ведут к знанию:
путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий, и путь опыта - это путь самый горький.
Конфуций

Интернет –это возможность жить без границ.

Интернет открывает новые возможности для работы, обучения и развлечений.

Но ,Интернет- это не только пространство для общения,но и современная площадка для быстрого обмена информацией, легкий доступ к знаниям, к обучению. Это масса полезной информации различной тематики-образование,красота,кулинария,природа,спорт,искусство.
Без процесса информатизации образования уже невозможно представить современную школу. При удачном и правильном сочетании применяемых технологий и форм проведения уроков такие уроки оказываются очень интересными и для ученика, и для учителя. Задачи, стоящие перед учителем - словесником при применении информационных технологий, предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. Бесспорным помощником в решении этих задач являются Интернет-ресурсы. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет: усилить образовательные эффекты; повысить качество усвоения материала; осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению; наполнить уроки новым содержанием; развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся; формировать элементы информационной культуры; прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами; поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий.

Знание ИКТ значительно облегчает подготовку к уроку, делает уроки нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными. Интеграция ИКТ и современных педагогических технологий способна стимулировать познавательный интерес к русскому языку и литературе, создавая условия для мотивации к изучению этих предметов. Это рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения, повышения качества образования.

Трудно найти методическое пособие, в котором давались бы практические рекомендации из опыта работы по данной теме. Не все знают, что при использовании Интернет - ресурсов мобилизуется психическая активность учащихся, совершенствуются практические умения и навыки; индивидуализируется процесс обучения; повышается интерес к урокам русского языка и литературы; активизируется познавательная деятельность учащегося; развивается их творческий потенциал, урок делается современным.

В работе главное внимание обращается на то, что использование интернет - ресурсов происходит на всех этапах урока: для активизации познавательной деятельности учащихся: при изложении нового материала - визуализация знаний; закреплении изложенного материала (тренинг - разнообразные обучающие программы); система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы); самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы); тренировка мыслительных процессов.

Возможности использования интернет - ресурсов огромны и приводят к разумному, системному пользованию Интернет ресурсы позволяют учителю более эффективно использовать время на уроке. Уроки, проводимые с компьютерной поддержкой, являются наиболее интересными. Информационно-коммуникационные технологии наполняют процесс обучения современными методами и приемами, легко вписываются в учебный процесс, оживляют и разнообразят содержание обучения. Они успешно дополняют учебники и раздвигают рамки школьного учебника.

Информационные ресурсы сети Интернет постепенно становятся для учителя одним из основных видов реализации профессиональной потребности в информации, необходимой для оптимизации учебной деятельности. Происходит решение главной задачи: содействие учебному процессу путем облегчения и повышения эффективности доступа к информационным ресурсам.

Применение интернет - ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей. Учащимся важно дать метод, путеводную нить для организации и приобретения знаний.

Сегодня же, при минимальной оснащенности кабинетов, довольно сложно удерживать постоянный интерес учащихся. Зачастую оборудованием на уроке являются тексты, учебник, тетрадь, репродукции, которых нам явно не хватает. Оказать значительную помощь в решении этой проблемы могут ИКТ, которые дают возможность оживить урок, вызвать интерес к предметам. И что очень важно: уроки с использованием мультимедийных технологий – процесс осознанного усвоения материала. Учитель может чередовать разнообразные методические приемы. Например, часть урока преподаватель может объяснить сам, другую –используя электронного помощника. Много дополнительного материала можно найти через Интернет, что позволяет создать банк наглядных и дидактических материалов, критических статей, рефератов и т.д. Электронные словари и энциклопедии позволяют мобильно получить дополнительные знания Быстро, интересно. Каждый учитель знает, как оживляет урок использование видеоматериалов, которые можно включить в презентацию.

Уроки литературы – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием аудио- и видео- сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку. Прослушивание художественной литературы в электронном варианте выручает тогда, когда учащиеся не могут найти нужные произведения в библиотеках или просто им легче слушать, чем читать

Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. При этом следует твердо усвоить, что информационно-образовательные ресурсы не должны заменять педагогических технологий. Они призваны оптимизировать затраты педагога: больше внимания уделять индивидуальной и дифференцированной работе. И, конечно, учить ребят видеть красоту слова, красоту окружающего мира, воспитывать востребованную личность.

В современных условиях модернизации и интенсивного развития мирового сообщества конкурентоспособность выпускника системы образования Республики Казахстан как на национальном, так и на глобальном рынке труда будет определяться его умением мыслить и действовать самостоятельно, делать собственный выбор и нести за него ответственность, решать нетрадиционные задачи, используя приобретаемый опыт. Особенно важную роль при этом будет играть наличие у учащегося определенного информационного капитала, определяющего уровень интеллектуального развития личности. Для формирования и накопления этого информационного капитала необходимо, чтобы учащиеся уже в школе начали осваивать те навыки и технологии, с которыми они обязательно столкнутся в своей будущей профессиональной деятельности.

Кабинет содержит тесты по русскому языку; страничку по истории русской письменности; поэтические загадки; антологию русской поэзии первой четверти двадцатого века; методические разработки; текущие дискуссионные выступления по проблемам русского языка; подборку аннотированных ссылок на родственные сайты и другие материалы. Здесь можно разместить проекты и пособия, связанные с учебной программой, а также свои собственные литературные (стихотворные и прозаические) опыты

В коллекции Кирилла и Мефодия находится современный толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. Помимо этого, на сайте можно производить поиск по словарю иностранных терминов, англо-русскому и русско-английскому, экономическому словарю, а также автомобильной энциклопедии, энциклопедии вооружений, домашних животных, здоровья, кино, компьютеров, кулинарии, музыки, этикета

Ресурс для лингвистов, филологов, семиологов, учителей русского языка и литературы. Русская графика, диалектология и фольклористика. Законы РФ и другие нормативные акты о русском языке. История русской литературы, история языка, лексика и лексикология. Словари в Сети. Лингвистика текста. Лица русских литераторов. Методика преподавания литературы. Русская морфемика, морфология, неcлавянcкие кириллические языки, общее языкознание, орфография. Полезные ссылки, поэтика, проблемы перевода с русского на иные языки и наоборот. Сравнительная фразеология, межъязыковая синонимия и пр. Есть алфавитный указатель

Толковый словарь устаревших и диалектных слов в алфавитном порядке

Алфавитный указатель, поиск статей. Публикация выполнена на основе II издания (1880-1882 гг.)

Большое собрание интерактивных словарей: Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, русский орфографический словарь, популярный словарь иностранных слов, словарь иностранных слов, русский семантический словарь, словарь языка Пушкина и Достоевского, словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений, словарь русского арго. На сайте также постоянно (по рабочим дням в рабочее время) работает форум, где оперативно отвечают на вопросы по русскому языку

Сервер "Литература" объединяет информацию о лучших литературных ресурсах русского Интернета: самая полная в русской сети коллекция ссылок на электронные библиотеки, рецензии на книжные новинки, статьи критиков о современном искусстве и литературе, база данных по издательствам и СМИ, литературные конкурсы и многое другое. На сервере также находится сетевой литературный журнал "Словесность"

Обучающие тексты по сочинению басен, сказок, баллад, стихов, былин, сонетов, и пр. Мастерская писателя, литературные тексты, видеосюжеты, словарь биографий

"Живое слово от живого автора к живому читателю". В Аптечке: страницы литераторов с фотографией, биографической справкой и заметкой о творчестве. Знаменитая "Антология новейшей русской поэзии "У Голубой Лагуны" К. Кузьминского и Г. Ковалева. Статьи о русской (преимущественно современной) литературе. Художественное приложение к "Аптечке": избранные тексты со справкой-предисловием, собрание ссылок к литературным ресурсам Рунета

Интересный сайт об искусстве метафоры. "Она понятна и ребенку, но даже выдающиеся умы не могут достоверно объяснить, что придает метафоре такую выразительность и глубину. Можно исписать тысячу страниц в сложных объяснениях, а можно все выразить лишь одной метафорой"

Антология русской поэзии - от зачинателей новой русской поэзии до наших дней. Музыка стиха русского. Эволюция ритмики, рифмы, интонационно-ритмических форм. Литературные ссылки

Сайт о жизни и поэзии Николая Рубцова. Хроника жизни и творчества, стихи, письма, страницы прозы, переводы, критические работы

Большая сетевая коллекция произведений современной русскоязычной поэзии, предоставляет авторам возможность свободной публикации произведений и служит творческой средой для современной поэзии. На сайте опубликовано более 100 тысяч авторских стихотворений, и ежедневно публикуется 400-500 новых произведений. Содержит руководства по стихосложению. Можно оценивать опубликованные стихи

Публичная электронная библиотека Евгения Пескина (бывшая EEL - Eugene'sElectronicLibrary) является частным литературным собранием, в котором хранятся тексты литературных произведений в электронном виде. Существует с 1992 года. Обновление остановлено в 1998 году

Библиотека Фронтистеса - это онлайновые издания древнейших текстов, варианты параллельной псалтыри, литература по сравнительному языкознанию, славистике и другим областям знания. Библиотека использует разные форматы текста: txt, html, pdf, заархивированныйrtf/doc

На сайте представлены следующие материалы: события в мире русского языка; научно-популярные статьи; библиотека художественных произведений и критической литературы. Предлагаются рекомендации абитуриентам, приводится анализ учебников, обзор типичных ошибок и рекомендации специалистов

Сайт посвящен правилам русского языка. Здесь излагаются нормы грамматики, орфогра-фии, стилистики и лексики русского языка; разбираются типичные ошибки; приводятся советы по оформлению научных текстов и деловых бумаг, сдаче экзаменов по русскому языку и литературе

Сайт представляет собой библиотеку филологических текстов. Здесь имеются монографии, статьи, методические пособия

2.Овчинникова И.Г.Информационно – коммуникационные технологии в школьном обучении русскому языку и подготовке к ЕГЭ М.: Флинта, Наука; 2010

Нажмите, чтобы узнать подробности


В настоящее время электронные образовательные ресурсы (ЭОР) все больше становятся доступными для использования их в процессе обучения разным предметам. Для этого используются различные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – это наиболее общий термин, объединяющий средства обучения, разработанные и реализуемые на базе компьютерных технологий.
Роль средств обучения в учебном процессе меняется в зависимости от возможностей, предоставляемых данными средствами. Традиционно обучение строится на взаимодействии учителя и учащегося, обучающего и обучающегося. Педагогика и методика образования накопили значительный багаж форм и методов обучения (способов передачи знаний). Задача учителя – найти такие средства обучения, которые обеспечат оптимальные формы передачи знаний, формирования компетенций с учетом возрастных и психологических особенностей и возможностей каждого учащегося. Появление таких средств обучения, где заложены широкие возможности использования новых технологий (мультимедиа), приводит к расширению потенциала процесса образования в целом. Расширяется диапазон применения средств обучения, что диктует многообразие методических приемов учителя и эффективное формирование универсальных учебных действий. Развитие средств обучения в современной школе определяется общим развитием информационных технологий.

В последнее время использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы языка, становится все более распространенным. Использование ИК-технологий позволяет сделать процесс обучения:

- более личностно-ориентированным: за счет создания индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального темпа обучения: например, при помощи учителя или самостоятельно учащиеся могут выстраивать план своей подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, используя различные языковые и речевые тренажеры;

- по-настоящему интерактивным: у учащихся появляется возможность получать моментальный ответ/реакцию на каждое свое учебное действие, чего не в состоянии обеспечить учитель в классе и тем более при занятиях учащегося дома;

- менее рутинным и более разнообразным: качественное формирование речевых и языковых умений и навыков невозможно без многократного употребления языковых единиц в речи, поэтому учащийся должен неоднократно повторять свои действия в рамках тренировочных заданий. Использование ИКТ позволяет сделать эту отработку менее рутинной и более разнообразной;

- менее ориентированным на учителя и более автономным с точки зрения учащегося: учащиеся участвуют в языковых онлайн-сообществах и выполняют задания по сети в группах и парах, что способствует развитию у них не только речевых навыков, но и навыков учебного сотрудничества и общеучебных умений.

Примеры использования электронных образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы

В процессе обучения русскому языку и литературе в классной работе могут использоваться мультимедийные установки (компьютер, видеопроектор, документ-камера) и интерактивные доски. Кроме того, уроки могут проходить в компьютерном классе или лаборатории, где каждый учащийся имеет доступ к персональному компьютеру, или с привлечением оборудования мобильного класса и даже с использованием собственных смартфонов или иных гаджетов учеников.

Использование компьютера при подготовке к уроку

Учитель может использовать компьютер в кабинете, дома или в учительской при подготовке к уроку, отбирая подходящие ему для урока электронные образовательные ресурсы (например, с сайта ФЦИОР), а также делать собственные методические разработки на их основе. Учитель также может готовить компьютерные презентации, используя, например, программу Power Point, MIMIO studio, или Screen Media.

Экран или интерактивная доска

Использование экрана/телевизора, подключенного к компьютеру учителя в классе, или интерактивной доски заменяет все традиционные технические средства обучения. Так, с их помощью учитель может предъявлять новый материал в цифровом виде, устраивать просмотры видеоматериалов и прослушивание аудиозаписей, демонстрировать иллюстрации, репродукции картин и портреты писателей, грамматические таблицы и схемы, интерактивные плакаты и т.д.

Данные приспособления имеют также большие преимущества перед обычной классной доской. Они позволяют выходить в Интернет, например, чтобы обратиться к онлайн-словарю или справочно-поисковым системам; учебный материал, представленный в электронном виде, как правило, более нагляден и интересен для учащихся, что

способствует росту их мотивации.

Подготовила: заместитель заведующего по Вор - Саркисян Э.М.

АВАТАР - статичное или анимированное изображение, идентифицирующее пользователя в сетевых ресурсах

АВАТАР - статичное или анимированное изображение, идентифицирующее пользователя в сетевых ресурсах

АВАТАР - статичное или анимированное изображение, идентифицирующее пользователя в сетевых ресурсах

АВТОРИЗАЦИЯ - процедура проверки на подлинность пароля или сочетания логического идентификационного имени
и пароля, введенных пользователем в какую-либо интерактивную форму

АККАУНТ - учётная запись, имя пользователя (login или логин) и пароль (password)

АУДИКОНФЕРЕНЦИЯ - разновидность телеконференции, селекторное совещание между тремя и более участниками, при котором происходит голосовая коммутация (соединение) участников конференции с использованием электронных каналов связи в режиме реального времени

Аудиофайл - файл, содержащий информацию в одном из звуковых форматов

Блог (blog) — веб-сайт, на который регулярно добавляются записи, изображения или мультимедиа

Блог (blog) — веб-сайт, на который регулярно добавляются записи, изображения или мультимедиа

Блог (blog) — веб-сайт, на который регулярно добавляются записи, изображения или мультимедиа. Для блогов характерна публичность и возможность публикации отзывов, ведения полемики

Вебинар - разновидность веб-конференции, проведение онлайн-встреч или презентаций через Интернет в режиме реального времени. Во время веб-конференции каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через Интернет посредством загружаемого приложения, установленного на компьютере каждого участника, или через веб-приложение. В последнем случае, чтобы присоединиться к конференции, нужно просто ввести URL (адрес сайта)

Браузер (web-browser, графический обозреватель) – программа, с помощью которой

Браузер (web-browser, графический обозреватель) – программа, с помощью которой

Видеоконференция (video conferencing) — разновидность телеконференции, видеообщение между пространственно распределенными участниками (двумя или между большим числом) по компьютерной сети в режиме реального времени

Видеофайл - файл, содержащий информацию в одном из видеоформатов

Виртуальный объект – данные в цифровом формате, хранящиеся на электронных носителях информации и доступные как объект предметной деятельности в автономном или сетевом режиме с помощью…

Виртуальный объект – данные в цифровом формате, хранящиеся на электронных носителях информации и доступные как объект предметной деятельности в автономном или сетевом режиме с помощью…

Виртуальный объект – данные в цифровом формате, хранящиеся на электронных носителях информации и доступные как объект предметной деятельности в автономном или сетевом режиме с помощью специальных технических средств обработки информации (например, компьютеров)

Гиперссылки (Hyperlinks) - текст или изображения на
Web-странице, которые, при клике мыши на них, указывают браузеру загрузить другой документ HTML. Название символизирует простоту, с которой пользователь может переходить от одних документов к другим. Гиперссылки иногда выделяются синим цветом и подчеркиванием, в то время как картинки иногда имеют форму "кнопок"

Дистанционные образовательные технологии – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника

Дистанционное обучение – целенаправленный, организованный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный к их расположению в пространстве и времени,…

Дистанционное обучение – целенаправленный, организованный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный к их расположению в пространстве и времени,…

Дистанционное обучение – целенаправленный, организованный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе. (А.А.Андреев)

ИКТ-компетентность - личная способность специалиста решать класс профессиональных задач, связанный с применением информационно- коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности

Интернет-технологии - информационные, телекоммуникационные и иные технологии, а также сервисные услуги, на основе которых происходит деятельность в сети Интернет или с ее помощью

Информационная образовательная система - единое информационно-образовательное пространство, построенное с помощью интеграции информации на традиционных и электронных носителях, компьютерно-телекоммуникационных технологиях взаимодействия, включающее в себя виртуальные библиотеки,…

Информационная образовательная система - единое информационно-образовательное пространство, построенное с помощью интеграции информации на традиционных и электронных носителях, компьютерно-телекоммуникационных технологиях взаимодействия, включающее в себя виртуальные библиотеки,…

Информационная образовательная система - единое информационно-образовательное пространство, построенное с помощью интеграции информации на традиционных и электронных носителях, компьютерно-телекоммуникационных технологиях взаимодействия, включающее в себя виртуальные библиотеки, распределенные базы данных, учебно-методические комплексы и расширенный аппарат дидактики
(Основы открытого образования Т. 1 под ред. В. И. Солдаткина)

Контент (англ. content — содержимое) — любое информационно значимое наполнение информационного ресурса (например, вебсайта) — тексты, графика, мультимедиа — вся информация, которую пользователь может загрузить на диск компьютера с соблюдением соответствующих законностей

Кэш (Cache) - область памяти, хранящая временные копии недавно использованных данных. Некоторые Web-браузеры хранят часто посещаемые страницы в кэше, с тем, чтобы пользователь мог получить к этим страницам быстрый доступ, без всяких сетевых задержек

Кейс (case) - 1) - набор учебных материалов на разнородных носителях (печатные, аудио, видео, электронные материалы), выдаваемых обучающемуся для самостоятельной работы; 2) - описание конкретной…

Кейс (case) - 1) - набор учебных материалов на разнородных носителях (печатные, аудио, видео, электронные материалы), выдаваемых обучающемуся для самостоятельной работы; 2) - описание конкретной…

Кейс (case) -
1) - набор учебных материалов на разнородных носителях (печатные, аудио, видео, электронные материалы), выдаваемых обучающемуся для самостоятельной работы;
2) - описание конкретной практической/проблемной ситуации, предлагаемой обучающемуся для самостоятельного анализа или рассмотрение способа ее разрешения, включая описание исходной ситуации, путей решения проблемы и полученного результата
• Кейсовая (портфельная) технология (кейс-технология) дистанционного обучения реализуется с помощью специального набора ("кейса", "портфеля", "комплекта") учебно-методических материалов, четко структурированных и соответствующим образом скомплектованных. Эти материалы пересылаются (передаются) учащемуся для самостоятельного изучения с последующими периодическими консультациями с преподавателями консультантами (тьюторами или инструкторами)

Онлайн-обучение — обучение при помощи соответствующего программного обеспечения, функционирующего только при подключении к

Онлайн-обучение — обучение при помощи соответствующего программного обеспечения, функционирующего только при подключении к

Онлайн-обучение — обучение при помощи соответствующего программного обеспечения, функционирующего только при подключении к Интернету. Общение между обучающимися и преподавателями осуществляется с помощью компьютерной телекоммуникации в синхронном или асинхронном режимах

Портал - WWW-система с настраиваемым персонифицированным интерфейсом, обеспечивающим людям возможность взаимодействовать с другими людьми, находить и использовать информационные ресурсы в соответствии со своими интересами

Сайт – набор web-страниц, составляющих единое целое (посвященных какой-либо одной тематике, либо принадлежащих одному и тому же автору), как правило, размещенных на одном и том же сервере, имеющих одно и то же доменное имя и связанных между собой перекрестными ссылками

Портал (образовательный) - портал образовательного пространства средствами сети

Портал (образовательный) - портал образовательного пространства средствами сети

Портал (образовательный) - портал образовательного пространства средствами сети Интернет, подразумевающий образовательную и просветительскую деятельность, предоставление информации и средств общения для профессионалов, улучшение связей между существующими подразделениями и ресурсами, совершенствование средств навигации по сети Интернет в целевом направлении, соблюдение авторских прав, защиту интеллектуальной собственности, объявление конкурсов на лучший учебный курс, образовательную технологию, образовательную услугу и т.д., объявление конкурсов на замещение вакансий, размещение рейтингов учебных заведений, специальностей в зависимости от спроса на рынке труда, возможность обмена информацией, предоставление разнообразных сервисов (ЧАТ, форума, почтовой рассылки) и др.

Смешанное обучение - технология организации учебного процесса, в которой совмещается применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и традиционного обучения

Социальная сеть (social network service,

Социальная сеть (social network service,

Социальная сеть (social network service, SNS) –
веб-служба, пользователям которой предоставляется возможность создавать персональные профили и объединяться в группы по интересам; контент социальной сети создается самими участниками сети

Форум - веб-приложение для организации как синхронного, так и асинхронного общения посетителей сайта

Цифровой образовательный ресурс (ЦОР) –
ресурс, который создан на базе цифровых технологий и его можно воспроизводить с помощью цифровых устройств. (2) представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы

Чат – коммуникационный сервис, реализующий коллективное общение пользователей в реальном времени в виде обмена доступных (видимых) всем присутствующим в данном чате пользователям текстовых строк

Чат – коммуникационный сервис, реализующий коллективное общение пользователей в реальном времени в виде обмена доступных (видимых) всем присутствующим в данном чате пользователям текстовых строк

Чат – коммуникационный сервис, реализующий коллективное общение пользователей в реальном времени в виде обмена доступных (видимых) всем присутствующим в данном чате пользователям текстовых строк. Идентификация авторов строк производится по индивидуальным именам или псевдонимам (логинам пользователей).
Современные чаты, как правило, реализованы в виде web-сайтов

Электронное обучение – организация образовательного процесса с применением информации, содержащейся в базах данных, когда для реализации обучения используются информационные технологии, технические средства и информационно-телекоммуникационные сети для обеспечения передачи информации и взаимодействия участников образовательного процесса

Электронный образовательный ресурс (ЭОР) – 1) наиболее общий термин, объединяющий весь спектр средств обучения, разработанных и реализуемых на базе компьютерных технологий, предназначенных для использования в…

Электронный образовательный ресурс (ЭОР) – 1) наиболее общий термин, объединяющий весь спектр средств обучения, разработанных и реализуемых на базе компьютерных технологий, предназначенных для использования в…

Электронный образовательный ресурс (ЭОР) –
1) наиболее общий термин, объединяющий весь спектр средств обучения, разработанных и реализуемых на базе компьютерных технологий, предназначенных для использования в электронном виде непосредственно в учебном процессе, в том числе с использованием дистанционных технологий.
2) совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемых на машиночитаемых носителях и/или в сети

Читайте также: