Сообщение про тору пятикнижие моисея

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тора состоит из пяти книг:

В книгах Торы рассказывается о Сотворении мира и человека, о начале еврейской истории: от первого еврея Авраама до прихода еврейского народа в Эрец Исраэль (Землю Израиля).

Тора – это также главный иудейский Закон, устанавливающий для евреев нормы и правила поведения, указывающий ему цель в жизни. Тору евреи учат всю жизнь, постигая в ней всё новые и новые смыслы.

Тора содержит 613 заповедей – мицвот – добрых дел, которые приближают иудеев к Богу. Бог обещает вознаграждать за каждую исполненную заповедь, но важный принцип иудаизма состоит в том, чтобы исполнять заповеди не ради вознаграждения, но ради любви к Богу: Он установил из для людей, значит, Он хочет, чтобы они их исполняли.

Главными заповедями Торы считаются десять. В них высказаны идеи всемогущества Бога, любви к ближнему, основные принципы морали.

В иудейской традиции Торой называют не только Пятикнижие Моисеево (Моше), но и другие книги: они изначально были записаны, а другие передавались устно, на протяжении поколений, от учителя к ученику.

Письменная Тора иначе называется Танах – по начальным буквам трёх её частей, из которых она состоит: Тора (Пятикнижие), Невиим (Пророки), Ктувим (Писания).

Тора, помимо мицвот, рассказывает о Сотворении мира и человека, о древней истории еврейского народа до вхождения в Землю Израиля. Продолжает Тору сборник связанных книг, записанных пророками – древними проповедниками и предсказателями, вещавшими от имени Бога. Книги пророков повествуют о дальнейшей еврейской истории после смерти Моше и формулируют многие этические принципы – то, что называется добром и злом.

Считается, что в момент дарования Торы духовно в одном месте присутствовал весь еврейский народ – не только тысячи живших тогда людей, но и не родившиеся ещё поколениями. Поэтому некоторым мудрецам Бог дал дар пророчества, и они смогли записать то, что было услышано ими в момент дарования Торы от Самого Господа.

По представлениям иудаизма, когда Бог даровал евреям Тору, Он даровал е всю – и Письменную, и Устную.

Вторая часть Письменной торы, Невиим, состоит из восьми книг.

Заключительная часть Торы – Ктувим – состоит из одиннадцати книг.

Изучение Торы и Талмуда – одна из главных обязанностей иудея. С 3 – 4 лет еврейские мальчики начинают читать Тору, с 8 – 9 лет – Талмуд.

Пятикнижие (по-еврейски Тора) представляет собой комплекс, состоящий из пяти ветхозаветных книг, объединенных общим сюжетом и замыслом. Это краеугольный камень Библии как Св. Писания. В Пятикнижии изложены основы ветхозаветной религии, и христианство также черпает здесь свои законоположительные и нравственные начала. Именно поэтому Христос Спаситель, обращаясь к ученикам, сказал, что Он пришел не нарушить закон, но исполнить его.

В Пятикнижие входят следующие книги (все книги в еврейской Библии имеют название по первым своим словам):

Септуагинта Масоретский перевод Бытие (Генезис) В начале (Берешит) Исход (Эксодос) Вот имена (Елле-Шемот) Левит (Левитикон, Левитикус) И воззвал (Вайкра) Числа (Нумери) В пустыне [Бемидбар (Вай-Едаввер)] Второзаконие (Дефтерономион) Вот слова (Еллегаддебарим) Вам нужно знать эти названия на русском языке, но неплохо запомнить и еврейские названия.

Вопрос о том, был ли Моисей автором всего Пятикнижия, вопрос научно-исторический, а не религиозный. Что же входило в Пятикнижие и кто был автором всех пяти книг?

Вот перед вами современная Библия, Ветхий Завет. Представьте себе, как выглядела первая ее часть – Пятикнижие Моисеево. Это мельчайший текст, который можно читать с лупой. Такой бумаги не было, такого текста не было. Какой объем должно было все это занимать во времена Моисея? Мы уже говорили о том, что во времена Моисея была клинопись – таблицы и камень. Сохранились некоторые памятники той эпохи, которые могут нам показать, что представляли собою книги, написанные в то время. Это большие камни, на которых были выдавлены знаки. Такие камни сохранились, и если бы вся книга Бытие или все Пятикнижие были написаны на каменных скрижалях, то, конечно, не хватило бы ни ковчега, ни самой скинии, чтобы вместить такое количество камня. Это чисто психологический момент.

Впервые сомнения в авторстве Моисея возникли у талмудиста Ибн Эзры, который изложил свои соображения, зашифровав их. В начале 17 века было выдвинуто предположение, что некоторые части Пятикнижия могли быть написаны после Моисея. Но первой серьезной попыткой подвергнуть критике это мнение стало исследование философа Спинозы. Он выделил в Пятикнижии много мест, говорящих о том, что они написаны после Моисея. Во-первых, в Пятикнижии о Моисее говорится в третьем лице и даже повествуется о его смерти, хотя о смерти своей мог говорить и сам Моисей – Господь мог открыть ему, своему помазаннику, избранному человеку, о том, что его ожидает. Taм сказано, что он погребен на такой-то горе, а место его погребения неизвестно. Моисей не мог знать о том, как его погребут, и ясно, что писали это уже после его погребения. Во-вторых, указывается время царей, хотя во времена Моисея царей еще не было. Есть указания на хананеев, которые был изгнаны, упомянуты также и названия городов, которые появились после завоевания Палестины Их во времена Моисея еще не было, а они уже здесь упомянуты. Спиноза сказал, что Ездра – священник, живший в 4 веке до Р.Х., – собрал истории различных авторов или просто списал все из других источников, составив общий свод.

В своей основе эта конструкция остается сильна и сегодня. Однако благодаря успехам археологии в эту схему внесен ряд документальных поправок. Современные открытия археологии показали, что основные источники Пятикнижия, о которых я говорил, были лишь записью очень древней устной традиции, передававшейся на протяжении многих и многих поколений. Некоторые исследователи Библии говорят о том, что устная традиция существовала буквально до самого вавилонского пленения. Как доказательство приводится факт, что Второзаконие было опубликовано только при царе Иосии. Как же относиться нам ко всему вышеизложенному?

Считается, что Пятикнижие – это прежде всего труд, который создавался на протяжении многих столетий. Начало ему было положено пророком Моисеем. Вероятнее всего, это первый вариант Декалога (Десять заповедей). В сущности, все написанное потом – это расширенный комментарий к закону или история, которая передавалась из уст в уста. Таким образом, мнение о том, что Моисей является автором всего Пятикнижия, оспаривается, но духовный авторитет Моисея настолько высок, что мы называем его творцом Пятикнижия.

Попробуем посмотреть на Пятикнижие с точки зрения археолога: что в нем появилось раньше, а что позже? Вот все пять книг: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Первые, самые древние отрывки, которые вошли в Пятикнижие, относятся ко временам праотцев, близких к Адаму и Еве – допотопному периоду. Это самая древняя часть, которая может быть зафиксирована в истории человека – песнь Ламеха ( Быт. 4:23 ). Это боевая песнь, в которой он прославляет себя как жестокого и кровожадного воина (это не тот Ламех, который упоминается в родословии Иисуса Христа, а тот, который идет по линии Каина).

Второе – древнее благословение Ноя, которое он дал после Потопа своим потомкам ( Быт. 9:24 ). Очевидно, к этому же периоду относится создание устной традиции о творении Богом мира и человека и несколько позже о праотцах Израиля – Аврааме, Исааке, Иакове. Сюда же можно отнести сказание об Иосифе. Вот то, что является в Пятикнижии самым древним. Все это, естественно, до Моисея. Вторая часть – период Исхода и завоеваний. Сюда входит прежде всего песнь Моисея ( Исх. 15:1 ),. описание битвы с Амаликом и, конечно, центральная часть – Декалог (Десять заповедей).

Ко времени Судей можно отнести повествование о обетовании праотцев ( Быт. 12:27; 13:14 и далее), благословение Иакова своим сыновьям ( Быт. 49 ), изречение пророка Валаама ( Чис. 23:24 ), благословение Моисея, малый ритуальный кодекс ( Исх. 34:10 ), древнейший Символ веры, кредо Израиля ( Втор. 26:5 ). Третья по древности часть, которая входит в Пятикнижие, это время царей. Сначала – период до пленения. В книге Чисел упоминается Книга священных войн Ягве (21:14), а также многочисленные отрывки из Пятикнижия – из книги Бытия, книги Числ и книги Второзаконие. Основная масса текста возникла в период до вавилонского пленения.

После падения северного царства (722 год) многие образованные религиозные учителя Израиля находят убежище в Иудее. Именно в это время происходит объединение двух вариантов в одно целое повествование – уже после 722 года. Полное слияние этих двух источников произошло во времена Ездры. Кроме того, северные учителя закона принесли в Иудею правовые кодексы, сложившиеся в Израиле. Таким образом, сложилась новая книга закона – Второзаконие (Повторение закона). Первоначально оно включало в себя главы с 12 по 26. Обнародована эта книга была при царе Иосии в 622 году. Иудейские священники также разработали ряд сакральных предписаний, которые составили закон святости – центральную часть книги Левит. Она отражает в себе идеи иерусалимского духовенства накануне плена.

Построенное на основе Декалога и древнейших преданий, все Пятикнижие называется Моисеевым в том смысле, что Моисей определяет ее дух и основное содержание. Иными словами, мы признаем духовное авторство Моисея.

В нашей богословской литературе были попытки разъяснить те или иные положения в отношении этих источников, но полной работы проведено не было. Однако католические богословы задавались такой целью. Сначала это было полностью отвергнуто, но в дальнейшем все-таки пришли к выводу, что Моисей является духовным автором Пятикнижия и что эти источники следует принять как реально существующие. Выводы были следующими:

Итак, первооснова Пятикнижия, главные его элементы указывают на авторство Моисея. Над всеми центральными, ключевыми местами Пятикнижия доминирует образ Моисея как организатора, религиозного вождя и первого законодателя. Поэтому важно признать, что традиции, о которых мы говорили, и все источники восходят к Моисею как к первоисточнику. Вот что следует себе уяснить, говоря о литературно-критическом подходе к Пятикнижию.

Краткое содержание книг Пятикнижия

Вся книга подразделяется условно на три части:

1. История создания мира (гл. 1,2). Сюда входит сотворение вселенной, создание земли и сотворение человека.

2. Первоначальная история человечества (гл. 3–11). Основные темы этой части – грехопадение и его последствия, история Каина и Авеля, праотцы – от Адама до Ноя; всемирный потоп, история Вавилонской башни, родословие народов и родословная потомков Сима до Авраама.

3. Патриархи: Авраам, Исаак, Иаков и Иосиф.

Повествования о четырех патриархах переходят на протяжении всей книги одно в другое, поэтому их нельзя разделять, скажу только, что это главы с 12 по 37 и с 37 по 50. Все это – история патриархов. Всего в книге 50 глав. Книга Исход. Написана в Синайской пустыне по мере получения Моисеем откровений от Бога. Период времени, который она охватывает, – примерно с 1500 года до 1300 г. до Р.Х. Книга Исход имеет две части:

1. Историческая. Здесь описываются страдания народа израильского в египетском рабстве, рассказывается о путях Промысла Божия в жизни Моисея, призвании его на служение пророческое и о спасении еврейского народа. Далее повествуется о том, как Господь готовил евреев к освобождению от рабства и путь от Египта до Синайской горы.

2. Законодательная. Здесь дается общая установка Синайского законодательства, свод религиозных и гражданских законов, скрепленный вступлением евреев в завет, или союз, с Богом. Далее идет свод церковно-богослужебных законов об устройстве скинии и священстве (гл. 25–31). Книги Левит и Числа повествуют нам также о событиях, происходивших в период странствования по Синайскому полуострову. Книга Левит содержит свод законов о служении потомков Левия в ветхозаветном храме; здесь изложен чин ветхозаветного богослужения, приводятся чинопоследования жертвоприношений, учреждается само понятие священного чина через посвящение Аарона и его сыновей, а также различные законы и правила служения при скинии и храме.

Книга Числ начинается с исчисления еврейского народа. Кроме повествования исторического о странствовании по пустыне, книга Числ содержит много законов, отчасти новых, отчасти повторяющихся, о которых мы знаем из книг Исход и Левит, но повторенных по необходимости. Многие обряды и законы этого периода утратили свое значение в наше время. Позднее мы будем о них говорить, чтобы иметь полное представление об этих книгах.

Эта книга содержит в себе краткое повествование об истории странствования от Синая до Иордана (гл. 1–3), далее содержится призыв к соблюдению закона Божия и упоминается о наказании за отступление. Затем идет подробное повторение тех законов, о которых говорилось в книге Исход, к соблюдению которых призывал Моисей (гл. 12–26). А в конце говорится о последних распоряжениях Моисея для утверждения закона Божия в израильском народе, дается завещание Моисея и описывается его кончина.

В Пятикнижии существует ряд мест, которые мы будем называть мессианскими местами. По мере изучения Пятикнижия мы будем к ним возвращаться, а пока я просто вкратце назову их.

Мессианские места Пятикнижия

1. Знаменитое пророчество о семени жены, которое сокрушит главу змия (мы называем его еще Первоевангелием, обетованием о спасении) – Быт. 3:15 .

2. Пророчество о том, что в потомках Авраама благословятся все народы земли ( Быт. 22:16–18 ).

3. Пророчество о том, что Мессия придет на землю в то время, когда колено Иудино утратит свою гражданскую власть ( Быт. 49:10 ).

4. Пророчество о Мессии в образе восходящей звезды, о котором говорил Валаам ( Чис. 24:17 ).

5. Пророчество о Мессии как о величайшем пророке ( Втор. 18:15–19 ).

Имена Божии

Во-первых, он первый человек, носящий образ и подобие Божие. И если первый Адам – первенец земного народа, то последний Адам – первенец уже Небесного Царства. Во-вторых, смерть входит в мир через одного человека – Адама; второй Адам дает миру жизнь ( Рим. 5:17 ). Первый, ветхий Адам падает, согрешает; в час искушения второй Адам – Богочеловек Христос – побеждает. Первый человек стал душею живою, последний Адам, есть Дух Животворящий. Первый человек взялся из праха земного, второй с неба.

Источник: Ветхий Завет: Курс лекций. / Соколов Н. - М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1995. Ч. 1; 1997. Ч. 2.

Дорогие братья и сестры, мир вам! Канал Православное Христианство запускает масштабный проект. Мы будем изучать всё Священное Писание - от начала (Книги Бытия) до конца (Апокалипсиса). Коллектив авторов, среди которых православные христиане, имеющие богатый опыт журналистской и редакторской работы, позаботится о том, чтобы тексты были максимально понятными и легко читались. За основу мы будем брать толкования Святых Отцов, а также труды видных богословов: профессора Александра Лопухина, иерея Геннадия Егорова, протопресвитера Александра Шмемана и других.

Итак, что же такое Пятикнижие Моисея? Из самого названия понятно, что речь идёт о пяти книгах, которые написал Моисей на горе Синай (об этом подробнее поговорим в следующих статьях). Пятикнижие Моисея, как первые пять текстов всей Библии, является неким фундаментом, основой Откровения Бога.

Именно из первых пяти книг Ветхого Завета мы с вами узнаём, что именно Бог является творцом всего мира. Также Пятикнижие Моисея даёт нам знания о том, как зародилась жизнь на земле, при каких обстоятельствах появились первые люди - Адам и Ева.

Вместе с тем, одной из главных составляющих Пятикнижия Моисея, является рассказ о причинах и последствиях грехопадения человека - темы, над которой даже в наше время непрестанно ведутся богословские споры и дискуссии. Примечательно, как сами иудеи трактуют грехопадение человека. Для них его попросту не было. Но это уже другая тема, не станем на ней акцентировать внимание.

Пятикнижие Моисея также рассказывает нам о старте длинной истории по спасению людей. Иерей Геннадий Егоров тут использует формулировку "истории деятельности Бога по приведению человека в его первоначальное достоинство". Наконец, в Пятикнижии Моисея раскрывается и обосновывается необходимость фокусировки внимания на один лишь народ.

Что касается названий самих пяти книг, входящих в Тору, то они были озаглавлены в соответствии с еврейскими традициями. Речь идёт о присвоении книгам названий, исходя из первых слов или словосочетаний. Таким образом, вот как называются книги Торы в русском переводе:

Весьма любопытно, что больше всего ссылок из Нового Завета лишь на три книги Торы: Бытие, Исход и Второзаконие. Это не может не указывать на важность именно этих книг для более глубокого их изучения. Однако, это не должно как-то принижать или делать менее авторитетными книги Левит и Числа. Детальнее изучая все книги Торы, мы увидим логичные причины частых Новозаветных ссылок именно на вышеупомянутые три книги.

Было бы неправильно не сказать о временных границах, которые изложены в Пятикнижии Моисеевом. Так, в Торе говорится о событиях с начала сотворения Богом мира вплоть до исхода Авраама из Египта и получения обетования от Господа.

Итак, дорогие братья и сестры, узнав, что такое Пятикнижие Моисея, мы начинаем наше долгое путешествие в бездонный мир толкования Священного Писания. В следующей статье будем говорить о Книге Бытия. Чтобы не пропускать публикации, подписывайтесь на канал "Православное Христианство" и делитесь статьёй в своих социальных сетях. Также будет не лишним активность подписчиков в комментариях и ваши лайки, если публикации вам интересны и полезны.

. Что написано в Торе (Пятикнижии Моисея)?
--------------------------------------------------
В Торе изложена история сотворения мира и история еврейского народа. Кроме того, Тора содержит 613 заповедей - основу всего еврейского права, которое затем через Вавилон, Персию и Рим распространилась по всему Миру.

Своей идеей о существовании Единого Б-га над всем человечеством, своими морально-нравственными принципами Тора коренным образом изменила облик всей человеческой цивилизации.

Еврейская Библия представляет собой единый универсальный моральный кодекс, требующий от людей быть честными, справедливыми, помогать нуждающимся, отдыхать один день в неделю, посвящая его Б-гу, быть добрыми и милосердными к людям и животным. В Торе также содержится огромное количество информации о прошлом и будущем, о Б-ге, о строении миров, о цели создания Вселенной, о душе и т. д. и т. п.
=================================
==========================================

. О чем написано в каждой из пяти книг Пятикнижия (Хумаш)?
---------------------------------------------------------------
Первая книга Брейшит - "В начале" (Бытие) излагает историю человечества от сотворения мира и до эпохи праотцов народа Израиля включительно.

Вторая книга Шмот - "Имена" (Исход) - о египетском рабстве, исходе евреев из Египта и получении Торы на горе Синай еврейским народом.

Третья книга Ваикра - "И воззвал" (Левит) - книга, в которой изложена основная часть заповедей, данных Создателем еврейскому народу.

Четвертая книга Бемидбар - "В Пустыне" (Числа) - о сорокалетнем странствии сынов Израиля по пустыне до вступления в Землю Обетованную.

Пятая книга Дварим - "Слова" (Второзаконие) - прощальная речь Моисея, представляющая собой пророчество о будущем еврейского народа, о его изгнании и возвращении на Святую Землю. Кроме того, в этой книге содержится много заповедей.
==================================
====================================

Как уже говорилось выше, не мог Моисей изложить этапы возникновения Вселенной, Земли, растительного и животного мира в полном соответствии с современными научными теориями.
Ибо не мог Моисей этого знать в принципе, не мог сделать это случайно, и скорее всего у него не было машины времени.
Во-вторых, не мог в те древние времена, когда еще почти не было письменности, один человек(или даже группа) описать период длительностью 2488 лет с указанием названий населенных пунктов
и их местоположение на огромной территории, названия племен, их миграцию, описать множество событий, множество имен отдельных людей.
В третьих, В Пятикнижии приведены пророчества, которые практически все исполнились или находятся в процессе исполнения.
В -четвертых, анализ текста Торы, построение фраз и стилистика
также ясно говорят о невозможности для человека написать эту книгу.
Можно приводить и в-пятых, и в десятых, и в - сотых, но стоит-ли?
==================================
====================================

. Ученые утверждают, что Тора написана как минимум четырьмя разными людьми, жившими в разное время в разных местах . Так ли это?
--------------------------------------------------

Если исследователи прочитают то, что я написал за 40 лет, они сделают вывод, что писало все это 10 человек , жившие в разные времена и в разных местах. И будут правы. Я сегодняшний- не тот человек, что был 40 лет назад, и жил за это время в разных местах и, естественно, в разные времена.
=============================
==================================

Тору (или Библию) за последние 250 лет не критиковали только самые ленивые поборники прогресса. Но никто из критиков не приходил к евреям с вопросом: "Постойте, а откуда вы знаете, что Письменная Тора читается так, а не иначе?" Ведь что удивительно, все - огласовки, знаки препинания, перевод - берут у евреев, а затем, не обращая внимания на непонятность (неоднозначность) текста, говорят: "А дальше мы сами разберемся, без этих ваших фарисейских штучек". В Торе вообще можно прочитать все что угодно.
Поэтому, как это ни печально, для нас (и всех остальных) существует только один способ ее познания - через устную традицию. Которая, хотите вы этого или нет, ортодоксальна.
======================================
=====================================

1) Моисей писал Тору последние 40 лет своей жизни - период скитания по пустыне. ( с 80 до 120 лет ) Умер ровно в день, когда исполнилось ему 120 лет

2) События , произошедшие после смерти Моше описаны в книге Дварим- последней Книге Пятикнижия. Это всего пол-страницы, и написаны приемником Моисея- Иеошуа Бен Нуном . Вот этот отрывок:

(1) И взошел Моше с равнин Моавитских на гору Ныво. на вершину Писги, что против Йырихо, и показал ему Г-сподь всю землю Гилад до Дана, (2) И всю Нафталиину, и землю Эфраимову и Мынашиину, и всю землю Йыудину, до моря крайнего. (3) И Нэгэв (край полуденный), и область долины Йырихо, города пальм, до Цоара. (4) И сказал Г-сподь ему: вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Ицхаку и Яакову, сказав: "потомству твоему дам ее". Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но туда не перейдешь. (5) И умер там Моше, раб Б-жий, в земле Моавитской, по слову Г-сподню. (6) И похоронен он в долине, в земле Моавитской, против Бэйт-Пыора, и никто не знает погребения его до сего дня. (7) А Моше был ста двадцати лет, когда умер он: не притупилось зрение его и не истощилась свежесть его. (icon_cool.jpg И оплакивали сыны Исраэйля Моше на равнинах Моавитских тридцать дней. И кончились дни скорбного плача по Моше. (9) А Йыошуа, сын Нуна, исполнился духа премудрости, так как Моше возложил на него руки свои; и повиновались ему сыны Исраэйля, и делали так, как повелел Г-сподь Моше. (10) И не было более пророка в Исраэйле, как Моше, которого Г-сподь знал лицом к лицу, (11) По всем знамениям и чудесам, которые послал его Г-сподь совершить в земле Египетской над Паро и над всеми рабами его, и над всею землею его, (12) И по руке сильной, и по каждому диву великому, которые совершил Моше пред глазами всего Исраэйля."

С Этого момента письменную Тору ( см . первую книгу Книги Пророков ) писал Иегошуа Бен Нун, а после его смерти-другие пророки.
========================
=======================


. Правда ли, что Моисей переписал Тору с более ранних источников?
----------------------------------------------------
С точки зрения современной науки, в космогонических представлениях древних стран Вавилона, Египта, Индии и Ассирии, - отсутствовали исторически и археологически достоверные данные, аналогичные доктрине о сотворении Вселенной, изложенной пророком Моисеем. Разобравшись в тонкостях космогонии древних цивилизаций, можно неизбежно прийти к заключению, что представленная в фантастических мифах и эпосах примитивная космогония, не выдерживает научно-философской критики современного мировоззрения.

Все помнят из школьных учебников, как представляли наш мир древние китайцы, ассирийцы и т. д.: море, три кита, плоский блин - земля на их спинах.

Кстати, вот как представляли возникновение неба и Земли Вавилоняне :

В результате борьбы стихий и войн между богами, богинями и чудовищами, после побед одних над другими, из чудовищ делают созвездия. Весь же космос вначале состоял из воды . Затем расстановка небесных светил, и наконец, сотворение земли и человека .Человек создается из крови богини Тиамат и земли.

Египтяне верили, что первоначально существовал только океан, на котором появилось яйцо или цветок, из которого явился бог-солнце. У бога-солнца было четверо детей, из которых двое - Шу и Тефтун (земная атмосфера), поставили свои ноги на Гебе (земле) и подняли сестру Нут (небо) к небесам. Геб и Нут имели четверо детей: Озириса, Изиду, Нептису и Сета. Бог потустороннего мира Озирис и его супруга - богиня Изида совместно управляли миром. В годы Среднего царства Египта культ Озириса процветал.

Интересны также другие мифы космического и солнечного цикла, в которых повествуется о сотворении мира, об истреблении населения земли и животных богами, и о том, как богиня Изида хитростью выведала у верховного бога солнца Ра его тайное могущество и магическую силу великого бога

За 1500-1000 лет до н.э., то есть во времена от Моисея до Соломона, оформились Веды.. Большинство ведических гимнов посвящено возвеличиванию богов и обращено к ним с просьбой о достижении хозяйственных успехов и всевозможных жизненных благ.

В Ригведе, в гимнах сказано: "Тогда не было ничего существующего и несуществующего, не было ни воздушного круга, ни неба вверху. Что же двигалось? Где? Под Чьим покровом? Была ли вода бездонной? Не было тогда ни смерти, ни бессмертия, ни смены дня и ночи. Единое дышало по собственной силе, и кроме этого ничего другого не существовало. Была тьма, окутанная тьмой: и в начале вся эта масса вод была неразличима. Только громадное единое, заключенное в пустом пространстве, было создано силой искупления. Прежде всего пробудилась в нем воля; и это было первое появление духа; мудрецы, вопросившие о нем свои сердца, проницательно нашли родственное существующего в несуществующем. Кто знает наверное, кто может разъяснить, откуда произошло это творение? Через ее (Вселенной) эманацию произошли все божества, как ее следствие; кто же знает, откуда она сама проистекла?
=================================================
====================================================

Христиане приписывают это знаменитое выражение Исусу. И оно
вошло в поговорку всех народов мира как символ того, что кроме хлеба насущного человек якобы должен также интересоваться искусством, литературой, заниматься спортом и другими полезными вещами.

На самом деле эту фразу произнес Моше - рабейну ( Моисей )
в своей речи, обращенной к Народу Израиля , перед тем, как еврейский народ должен был начать переход через Иордан в страну, обещанную ему Б-гом.
( См. книгу Дварим ( Второзаконие), 8:3).

И целиком эта фраза звучит так: " Не хлебом одним живет человек, но всем, что исходит из уст Господних, живет человек. "

И смысл ее в том, что только благодаря Б-гу , благодаря тому, что Он создал эту Вселенную с ее гармонией и эту прекрасную Землю со всем необходимым для жизни людей, и продолжает всем этим управлять.

И только исполняя законы и заповеди , исходящие из уст Б-га, человек может прожить счастливую и насыщенную жизнь.

. 40 лет в пустыне это же уму не постижимо, если евреи просили у Моисея кушать он сердился на них! Но ведь это была его прямая обязаность, как предводителя, позаботится о всём жизненно необходимом, ведь там были старики и дети..
-----------------------------------------------------------

Не кушать они просили. Еды было навалом. Ман божественный с неба спускался..

Но им захотелось мяса. И Бог им дал. Что из ушей аж полезло.

Все это описывается не просто так. Тору Бог дал не как учебник истории, а как руководство к действию. Слово " Тора " - происходит от корня " ораа " - инструкция .

Каждая буква, слово, а тем более эпизод - источник информации и источник выведения закона. О том, как можно себя вести, а как нельзя. Что можно, что запрещено.

В данном случае выводится: человек должен довольствоваться тем, что есть.

Я лично это принял, испытал и мне нравится. Например: меня не интересует запах, вкус, цвет , температура и количество еды, которое мне подает жена. У меня исчезла масса проблем, а жена еще больше меня обожает.
Но это уже другая история.
============================
=============================

. Откуда в христианстве появилось понятие Сатаны ? Вообще-то антипод Света существует и в том же даосизме, и в синтоизме, и в буддизме. И появился он в этих конфессиях явно в отрыве от иудеев-как бы еще и не задолго до них. А уж как назвать-Сатана или там Дзинкай-уже не суть важно.
---------------------------------------------------------

Вообще-то Торе 3319 лет. В природе нет книг ни даосизма ни буддизма полностью законченных к этому времени. Разве что фрагменты , которые можно трактовать как хочешь.

. Вопрос насчёт яблок в раю. Бог сказал: "в день, в который ты вкусишь от него (древа познания добра и зла), смертию умрёшь". А получается, что змей-то сказал правду - и не умерли, и стали различать добро и зло. Вопрос - за что же его, змея, прокляли - за правду? Про людей не спрашиваю, там хоть понятно, за непослушание наказали.
-------------------------------------

1) Во- первых, не яблоко скушали Адам и Ева. Плод.

2) Во-вторых, Змей все время, в каждом слове врал: не умрешь сразу, сказал Бог, а станешь смертным.

/16/ И ЗАПОВЕДАЛ БОГ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕКУ, СКАЗАВ: "ОТ ВСЯКОГО ДЕРЕВА САДА МОЖЕШЬ ЕСТЬ.

Змей же сказал:И СКАЗАЛ ОН ЖЕНЕ: "ХОТЯ И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: НЕ ЕШЬТЕ НИ ОТ КАКОГО ДЕРЕВА ЭТОГО САДА..

3) Прокляли бедолагу не за правду, а за подстрекательство к нарушению божественных заповедей.

Б-г сказал: " Создадим человека . " имея в виду что ЧЕЛОВЕК САМ ДОЛЖЕН ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В СОЗДАНИИ САМОГО СЕБЯ КАК ЧЕЛОВЕКА С БОЛЬШОЙ БУКВЫ .

Читайте также: