Мужской хор сретенского монастыря сообщение

Обновлено: 17.05.2024

На фотографии можно заметить собор, а также ныне разрушенную церковь Марии Египетской, построенную в 1358 году. Этот храм являлся одним из древнейших в Москве, что дает ему статус памятника архитектуры. Исторически важное здание было безо всякого смысла разрушено в 1930 году, фотографии, запечатлевшей часть монастыря — более восьмидесяти лет. На некоторых старых фотокарточках, найденных на просторах интернета, можно разглядеть остатки фресок, которыми когда-то давно были украшены стены церкви.

При просмотре на черно-белые, почти выцветшие кадры сноса этого произведения архитектурного искусства замирает сердце и невольно закрадывается мысль, какими узколобыми и безрассудными иногда бывают люди. Что только не находилось в уцелевших зданиях: и общежитие офицеров НКВД, и школа, и художественный научно-реставрационный центр. Новую жизнь постройка начала лишь в 1991 году, когда Сретенский монастырь был передан в пользование Русской Православной церкви. В начале 2000-х годов начал крепчать и вести свою деятельность хор при монастыре. В 2005 году, по благословению епископа Тихона, хор возглавил регент Никон Степанович Жила, талантливый дирижер и в настоящее время заслуженный артист России. Жила делал все возможное, чтобы развивать традиции хора и выводить их на новый уровень. Регент провёл полную реорганизацию коллектива, пригласил новых одарённых композиторов, исполнителей, аранжировщиков и других ваятелей искусства. Все они были профессионалами своего дела. Однако главное требование ко всем кандидатам состояло в том, чтобы он был не только музыкально образованным, но и православным, глубоко верующим человеком. Таким образом, образовалась команда, скрепленная не только любовью к музыке, но и едиными целями и стилем жизни. Под началом регента был целиком изменен и расширен репертуар. Сретенский хор впервые начал исполнять "а капелла" песни военных лет. Коллектив записал студийные альбомы, а также приступил к ведению активной концертной деятельности — сначала в Москве, а затем по всей России и за границей. Хор выступил с программой в таких крупных религиозных точках как папская резиденция в Ватикане и Собор Парижской Богоматери в Париже. В 2007 году произошло одно из самых важных событий в жизни коллектива: тур по всему миру. Концерты прошли в таких крупных городах мира как Нью-Йорк, Вашингтон, Берлин, Сидней и Лондон.

Хор Сретенского монастыря является отличным примером, как 46 человек, ведомые единой верой, силой духа, талантом и любовью к одному общему делу могут добиться по истине мировой славы и грандиозного успеха. История коллектива позволяет выявить мораль: где бы ни жил человек, какой менталитет в нем бы не был заложен, всех нас объединяет вера в самое доброе, светлое, бескорыстное и благородное, что может существовать на земле. И имя тому — любовь.

Хор Сретенского монастыря

Сколько веков стоял Сретенский монастырь, столько существовали и хоры при нём, впервые получившие широкую известность в XVII столетии, когда певчие обители сопровождали торжественные общегородские крестные ходы. А в конце 1925 года Сретенский монастырь был закрыт – вместе с ним не стало и хора.

Московский Сретенский монастырь

Сретенский монастырь был основан в 1397 году в память о чуде, описанном в летописях и произошедшем в 1395 году, когда разоривший Елец Тамерлан повернул свои полчища к Москве. Узнав об этом, первосвятитель Московский Киприан благословил, чтобы величайшая святыня Русской земли, – Владимирская икона Божией Матери – была перенесена из Владимира в Москву.

Десять дней грандиозным крестным ходом несли её в Москву, где тем временем не закрывались храмы: народ Божий молился и днем, и ночью об избавлении от беды. С упованием заступничество Пресвятой Богородицы встречали жители Москвы её святой образ. И чудо произошло – Тамерлан вдруг переменил решение, и отступив от почти беззащитного города, ушел прочь. Летописи повествуют, что заснув в шатре, он увидел грозное явление Величественной Жены, повелевшей ему оставить московские пределы.

Свои нынешние черты хор возродившейся в 1994 году обители начал приобретать около 10 лет назад. В 2005 году, по благословению архимандрита Тихона (Шевкунова), хор возглавил его нынешний регент – Никон Степанович Жила, выпускник Российской академии музыки им. Гнесиных, сын священника, с детства певший в хорах Троице-Сергиевой Лавры. Вскоре, одновременно со службами, Сретенский хор приступил к записи альбомов и активной концертной деятельности.

Основа хора – студенты Сретенской семинарии, а также выпускники Московской духовной семинарии и Академии. Не менее важная часть коллектива – вокалисты из Московской академии хорового искусства, Московской консерватории и Академии музыки им. Гнесиных.

Каждый из 30 хористов – настоящая находка для творческого коллектива. В составе хора – и собственные талантливые композиторы и аранжировщики: Федор Степанов, Александр Амерханов, Андрей Полторухин, Роман Масленников. Первоклассные солисты: Дмитрий Белосельский, Михаил Миллер, Михаил Туркин, Иван Скрыльников, Петр Гудков, Алексей Татаринцев. Дмитрия Белосельского критика нередко ставит выше некоторых других всемирно известных российских исполнителей, но несмотря на все свои заслуги, участники хора –послушный инструмент в руках регента Никона Степановича Жилы, превращающего созвучие голосов в живой оргáн.

Помимо регулярных служб в Сретенской обители, Сретенский хор поет на особо торжественных патриарших богослужениях в Московском Кремле, участвует в международных музыкальных конкурсах и миссионерских поездках Русской Православной Церкви.

Участие хора в жизни Русской Православной Церкви:

Освящение храма Новомучеников и Исповедников Российских на Бутовском полигоне Патриархом Алексием и Митрополитом Лавром, 2007 г.

Визит Святейшего Патриарха Алексия в Вологдскую и Великоустюжскую епархию, 2007 г.

Концерт, посвященный 90-летию восстановления Патриаршего служения в РПЦ, 2007 г.

Концерт в честь открытия первого православного храма (Великомученицы Екатерины) в Риме, 2007

Освящение собора в Иверском монастыре на Валдае, 2008 г.

Освящение храма святых Константина и Елены в Стамбуле, 2009 г.

Концерт в здании храма святой Ирины для Святейших Патриархов Вселенского Варфоломея и Московского и всея Руси Кирилла, 2009 г.

Зарубежные миссионерские поездки:

В 2005 году хор принимал участие в перезахоронении останков генерала А.Деникина и философа И.Ильина и сопровождал заупокойные службы в Париже и Москве.

В том же году с триумфом прошли выступления хора в Париже – молебен в соборе Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари) и концерт в ЮНЕСКО.

В 2007 г. хор совершил мировое кругосветное турне, посвящённое объединению Русской Православной Церкви. Выступления проходили на лучших концертных площадках Нью-Йорка, Вашингтона, Бостона, Торонто, Мельбурна, Сиднея, Берлина, Лондона.

Светские выступления в России:

В 2006-2007 г.г. хор участвовал в богослужениях и проводил концерты на Дальнем Востоке и в Сибири, выступал в совместных концертах с Кубанским казачьим хором в (2006, 2007 гг.) в Москве.

Выступления хора в Москве проходят в лучших концертных залах – в Кремлёвском Дворце Съездов, Большом Зале Консерватории, Колонным Зале Дома Союзов.

Для коллектива стало традицией ежегодное выступление на Пасхальном фестивале.

Отзывы критики

Мужской хор Московского Сретенского монастыря не имеет аналогов во всём мире не потому, что поёт акапелла, а потому, что делает это так, как никакой другой хор в мире.

Выступления Сретенского хора – это всегда спелая гроздь, роскошный, ломящийся от всевозможных яств духовный пир.

2008 г., Нижний Новгород

Этот хор звучит фантастически: отшлифованное пение и согласованный, совершенно безошибочный русский звук. Их голоса настолько хороши, что достойны самого пристального внимания.

Песнопения звучат живым органом. Переливы голосов и ритм, который певчие слушают сквозь собственный пульс, завораживают — даже если слова непонятны.

Они выглядят как обычный хор, пока не запоют. Вдруг вас волной накрывает удивительный звук – необыкновенно богатый, мелодически мощный и при этом чрезвычайно искренний.

После вашего концерта мне захотелось пойти и на богослужение, где вы поете. Ведь если здесь, в светском зале, испытываешь такой подъем духовности, каково же будет в церковных стенах!

2007 г., Торонто, Канада

Композитор Александра Пахмутова высоко оценила исключительную точность и выразительность аранжировок её музыки в исполнении Сретенского хора без инструментального сопровождения.

В последние годы хор Сретенского монастыря записал несколько музыкальных альбомов с духовными песнопениями и лучшими песнями классического и народного репертуара.

Дискография Сретенского хора:




Хор Сретенского монастыря

В Сретенском монастыре хор существует с самого его основания в 1397 году. Разменяв уже седьмую сотню лет, хор при советской власти ровно 70 лет молчал. С возрождением монашеской жизни в древней обители под сводами ее единственного из сохранившихся храмов – в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери – в 1993 году вновь зазвучало хоровое пение.

«Если не отцом-основателем, то праотцем-дедушкой современного ставшего всемирно известным хора Сретенского монастыря можно считать архимандрита Матфея (Мормыля) – главного регента Троице-Сергиевой Лавры. У него учился и тот, кто по поручению отца наместника собирал первый состав хора возрожденной обители, – сейчас архиепископ Верейский, а тогда еще игумен Амвросий (Ермаков).

Архиепископ Амвросий (Ермаков)

Архиепископ Амвросий (Ермаков) В хоре отца Матфея на лаврских клиросах с детства возрастал и ставший с 2005 года бессменным художественным руководителем и регентом хора Никон Степанович Жила – выпускник Российской академии музыки им. Гнесиных, заслуженный артист России.

Никон Жила, регент хора Сретенского монастря

Славя Господа

Хор в древнем храме Сретенского монастыря

В остальные дни за службами в монастыре поют семинарский и народный хор, в отдельных случаях тексты службы раздаются всем находящимся в храме и благословляется общее пение.

Начиная с 2005 года хор под руководством Никона Жилы принимает участие в главных патриарших богослужениях в храме Христа Спасителя и в соборах Московского Кремля. Сопровождает предстоятеля в миссионерских, в частности зарубежных, поездках. Поет на важных церковных событиях, в том числе при освящении новых или восстановленных храмов.

Так, хор Сретенского монастыря пел при совместном освящении Святейшим Патриархом Алексием II и первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей митрополитом Лавром в 2007 году храмового комплекса на Бутовском полигоне. В том же году давал концерт в честь открытия первого русского храма – великомученицы Екатерины – в Риме (Италия). В 2008 году сопровождал пением освящение собора в Иверском монастыре на Валдае. В следующем 2009 году – освящение храма святых Константина и Елены в Стамбуле (Турция).

Хор в новом храме Сретенского монастыря

Одним из важнейших моментов в творческой биографии коллектива, как, впрочем, и в истории Сретенской обители, стало, конечно же, освящение нового монастырского храма Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской на Лубянке в год 100-летия трагических событий русской революции.

Через песню к душам людским

Обновленному под управлением Никона Жилы хору, в который он пригласил многих одаренных солистов, композиторов, аранжировщиков с высшим музыкальным образованием, отец наместник благословил обратиться к песенному наследию нашего народа, в том числе и созданному при советской власти.























И серьезно, и не очень

В отдельных программах хора при объявлении песен реконструируется исторический контекст их создания.

На концертах хора Сретенского монастыря петь начинает весь зал. Тут невольно вспоминается, как отец Матфей (Мормыль) восхищался необычайной церковной распевности – когда в храме в едином порыве общности за богослужением запеть уже могут все. В кульминационные моменты выступлений хора Никон Степанович поворачивается уже к залу и дирижирует всеми (хористы при этом могут начать как бы уходить со сцены). Для поющей публики, еще и весело реагирующей на поведение хористов, это те состояния, когда у сидящих в соседних креслах уже не может оставаться друг к другу каких-либо претензий, зависти, ненависти или обид.

Архимандрит Матфей дирижирует хором

Проповедь музыкой

Выйдя из стен обители, хор Сретенского монастыря несет людям то, за чем они потом сами приходят в храм.

Выступление хора Сретенского монастыря в Эвери Фишер Холл, США

Выступление хора Сретенского монастыря в Берлинском соборе

Сейчас в составе хора собственные талантливые композиторы и аранжировщики: Федор Степанов (исполняющий также обязанности директора коллектива), Александр Амерханов, Дмитрий Лазарев. Первоклассные солисты: Михаил Миллер, Михаил Туркин, Иван Леонов, Иван Скрыльников, Владислав Чижов, Никита Волков, Вадим Зарипов, Илья Татаков.

Именно хору Сретенского монастыря было доверено исполнение гимна Российской Федерации на Церемонии открытия зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи.

Анна Нетребко и хор Сртенского монастыря поют гимн Олимпийского движения на открытии Олимпийских игр 2014 года в Сочи

Анна Нетребко и хор Сртенского монастыря поют гимн Олимпийского движения
на открытии Олимпийских игр 2014 года в Сочи

О высокой миссии хора Сретенского монастыря неоднократно говорили многочисленные поклонники коллектива, среди которых известнейшие лица современной религиозной, культурной и политической жизни, в том числе первоиерархи и главы государств.

Мужской хор Сретенского монастыря существует уже много лет, в основном состоит из светских людей. На данный момент в хоре - 28 человек. Хор Сретенского монастыря учавствует как в богослужениях, так и поет русские народные песни 20 века.

Хор Сретенского Мужского Монастыря

В настоящее время этот коллектив, обладает самой богатой и интересной историей в современной России — хор существует уже более 600 лет, с тех пор как в 1397 г. Был основан московский Сретенский монастырь. В начале 2000-х гг. в возродившемся монастыре был возрожден и хор, регентом которого стал Никон Степанович Жила, выпускник Российской Академии Музыки им. Гнесиных, сын священника, с детства певший в хорах Троице-Сергиевой Лавры.

Хор Сретенского Мужского Монастыря

В составе хора — 30 солистов, в большинстве своем они семинаристы и студенты Сретенской семинарии и выпускники Московской духовной семинарии и академии, а также выпускники ведущих московских музыкальных ВУЗов — Московской академии хорового искусства, Московской консерватории, Академии музыки им. Гнесиных.

Хор Сретенского Мужского Монастыря

Параллельно со службами в монастыре, в середине 2000-х гг. хористы начали работать над записью студийных альбомов и вести активную концертную деятельность. За несколько лет "светской" жизни Хор Сретенского монастыря успел прогреметь по всему миру — гастроли коллектива в Париже, Ватикане, Нью-Йорке, Вашингтоне, Берлине, Лондоне и даже австралийском Сиднее стали триумфальными.

Хор Сретенского Мужского Монастыря

Услышать Хор Сретенского монастыря довольно непросто, ведь помимо регулярных служб в Сретенской обители, хор поет на особо торжественных патриарших богослужениях в Московском Кремле, участвует в международных музыкальных конкурсах и миссионерских поездках Русской Православной церкви. Кроме того, Хор является постоянным участником Пасхального фестиваля.

Хор Сретенского Мужского Монастыря

В репертуаре хора, помимо духовной музыки, собраны лучшие произведения песенной традиции России — русские, украинские и казачьи народные песни, песни военных лет и др. Причем все они получают уникальное прочтение — хор исполняет их а капелла, то есть без использования инструментов.

По оценке дирижера оперного оркестра Сан-Франциско, профессионального певца Томаса Бюссе, любое произведение в исполнении Хора Сретенского монастыря приобретает неповторимое звучание. Например, хорошо известный романс Ф.Абта на стихи И.Тургенева "Утро туманное" позволяет хору "показать, на что способны тенора с легчайшим пианиссимо на высоких нотах. Даже профессиональные американские хоры вынуждены прибегать к фальцету на таких высоких нотах, но русские владеют достаточной техникой, чтобы вытянуть их".

Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.

Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.

Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.

Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.

Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.

Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.

Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.

Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.

Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.

Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.

Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.

Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.

Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.

Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.

"Уникальный”, “неповторимый”, “непревзойденный” – как только не называют знаменитый на весь мир Мужской хор Московского Сретенского монастыря. Удивительная слаженность коллектива, его великолепный звук неизменно вызывают восторг слушателей во всех странах.


“Уникальный”, “неповторимый”, “непревзойденный” – как только не называют знаменитый на весь мир Мужской хор Московского
Сретенского монастыря. Удивительная слаженность коллектива, его великолепный звук неизменно вызывают восторг слушателей во всех странах. В 2007 году состоялось мировое турне хора, посвященное подписанию акта о каноническом общении Русской и Зарубежной православных церквей. В ходе турне хор впервые
выступил в США и Канаде. С 6 по 23 октября 2012 года проходит второе турне хора по городам США. Праздничные богослужения и торжественные концерты запланированы в Нью-Йорке, Бостоне, Чикаго, Вашингтоне, Майами, Лос-Анджелесе, Сан-Франциско,
Сиэттле. Перед началом нового американского тура мне удалось побеседовать с регентом хора Никоном Степановичем Жилой. Наш разговор начался с его рассказа о программе предстоящих концертов.

– Мы исполним несколько русских духовных песнопений Гречанинова, Рахманинова и одно греческое песнопение “Хвалите имя Господне” – распев Афонского монастыря Симонопетра. Этот распев основан на древней Византийской системе ладов. Песнопение стилизовано под древние распевы и исполняется на греческом языке. Для концертов в Америке мы собрали интереснейшую программу из старинных русских народных песен и песен XX века. “Ах, ты, степь широка”, “Вдоль по Питерской…”, “Любо, братцы, любо”, “Не для меня” – любимые и знакомые многим песни. Наш репертуар – шедевры русской песенной музыки, песни о чести, героизме, истории России. С хором работают блестящие аранжировщики Федор Степанов, Александр Амерханов, Андрей Полторухин, Дмитрий Лазарев, Роман Масленников. Все они – наши друзья и коллеги, которые пели и сейчас поют у нас в хоре. Они делают замечательные хоровые обработки песен, романсов, написанных для голоса в инструментальном сопровождении, музыкальные
переложения. Аранжировки некоторых произведений сделаны специально для хора Сретенского монастыря. Вся программа исполняется a cappella. С нами приезжают замечательные солисты: заслуженный артист России Дмитрий Белосельский
и лауреат международных конкурсов Алексей Татаринцев. Дмитрий Белосельский одно время пел в хоре монастыря, сейчас он выступает на лучших мировых концертных площадках. Мы рады, что в своем очень насыщенном графике гастролей он нашел
время и снова присоединился к хору.

Программа концертов одинакова для всех городов?

– Для всех, кроме Вашингтона. В Вашингтоне у нас будут два выступления: концерты духовной и светской музыки.

“Хор – тоже в каком-то смысле послушание”


Никон Степанович, у вас большой личный опыт в хоровом пении. Я знаю, что в детстве вы пели в хоре Троице-Сергиевой лавры…

– Мой отец, священник, преподавал в Московской Духовной семинарии. А мама пела в хоре Троице-Сергиевой Лавры, куда с раннего детства я имел возможность приходить и слушать церковный хор, а позднее учиться церковному пению.

Но при этом вы закончили вполне светский факультет
хорового дирижирования Российской академии музыки имени Гнесиных. Предполагали ли вы, что ваша жизнь будет связана с церковным хором или готовились к обычной карьере хормейстера?

– С детства я хотел быть причастным к церковному хоровому пению, но, конечно, не знал, в какой степени оно проявится в моей жизни. В хор Сретенского монастыря я попал благодаря моим друзьям, которые были знакомы с регентом хора игуменом Амвросием Ермаковым. Сейчас владыка Амвросий – епископ Русской православной церкви, ректор Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии. Мои друзья пели в хоре у отца Амвросия. Я с удовольствием принял приглашение присоединиться к ним и ни разу не пожалел об этом. Хор
Сретенского монастыря – уникальное явление в русской культуре. В церковном хоре собраны молодые талантливые музыканты, выпускники музыкальных вузов.

Я – бесконечно далекий от религии человек. В моем понятии монастырь – это место, где живут монахи, живут по особым законам, подчиняются жестким правилам. Что в этом отношении представляет собой Сретенский монастырь?

– На этот вопрос лучше меня ответили бы монахи. Безусловно, монастырь – это, прежде всего богослужения, молитвы и послушания. Это то, ради чего живут и трудятся монахи. А хор – это тоже в каком-то смысле послушание.

Кто поет в хоре? Только монахи?

– Раньше хор Сретенского монастыря составляли монахи. Сейчас в нем поют, в основном, профессиональные музыканты, выпускники
московских высших учебных заведений, студенты Сретенской духовной семинарии, выпускники Московских духовных школ. В субботу и воскресенье мы исполняем богослужения в монастыре, а также иногда особо торжественные Патриаршие богослужения в Храме Христа Спасителя и Успенском соборе Московского Кремля.

С 2005 года ваш хор сопровождает богослужения Патриарха. Означает ли это, что вы находитесь на особом положении у Русской православной церкви?

– Я не могу сказать, что мы находимся на каком-то особом счету. Дело в том, что на Патриаршие богослужения приглашаются хоры
разных монастырей и приходов, имеющие достаточное количество певцов и определенный опыт. У нас есть и певцы, и большой опыт. Может быть, поэтому нас приглашают чаще других.

В хоре могут быть только люди, исповедующие православие, или хор открыт для представителей других вероисповеданий и
неверующих?

– Богослужения – важнейшая часть духовной жизни монастыря. Они затрагивают внутреннюю составляющую человека. К богослужениям нельзя относиться поверхностно и нейтрально. Поэтому ребята, которые к нам приходят, – люди православные, крещеные и воцерковленные.

Как вы относитесь к самой сути православного хора? Если мы говорим о хоре православном, значит, мы делим музыку по религиозному признаку. Или все-таки музыка бывает хорошей или плохой независимо от религиозной составляющей?

– В основе монастырского хора лежит религиозная составляющая. Любая религия имеет свое лицо и свои догматы. Соответственно,
хор, относящийся к той или иной церкви, имеет свои внутренние черты. Я здесь не вижу никаких противоречий. Наш хор – особенный, монастырский.

Как происходят репетиции хора? Насколько я понимаю, семинаристы живут при монастыре. А светская часть хора?

– На репетиции мы собираемся в аудиториях Сретенской духовной семинарии. Они бывают перед богослужениями, а также в отдельные дни. Обычные хоровые репетиции.

“Огромный пласт культуры, который совершенно необходимо сохранить!”


Сколько веков насчитывает история православной музыки?

– Русская православная музыка берет свое начало в
византийской традиции. Исторически сложилось так, что церковь разделилась на католическую и православную, и у каждой церкви сформировались только ей присущие черты. В католической церкви
музыка звучит в сопровождении органа, в византийской православной традиции музыка звучит a cappella. В основе православной музыки – церковная музыка Византии

Как удалось на протяжении веков сохранить
церковные песнопения?

– На протяжении многих веков в России церковные
песнопения собирались и хранились, главным образом, в монастырях. Древние образцы песнопений дошли до современного поколения благодаря развитию письменности в целом и музыкальной нотации в частности.

Существует ли архив церковной музыки?

– В России существуют многочисленные рукописи русских церковных песнопений разных веков. Они хранятся в библиотеках
монастырей и церквей. В Москве, а также в крупных городах России есть достаточно много светских библиотек и архивов, в которых хранятся партитуры песнопений.

Исполняет ли хор современную церковную музыку?

– В России пишется много новой духовной музыки. Есть очень интересные духовные сочинения, написанные в традициях церковного пения. Во время богослужений наш хор придерживается более традиционного репертуара. Для человека церковного, который молится в храме, привычнее традиционная духовная музыка. Новая музыка исполняется в концертных залах, например, иногда
хор исполняет несколько частей цикла Георгия Свиридова “Песнопения и молитвы”. Светские программы подбираются очень тщательно, так как они несут в себе не только развлекательный, воспитательно-этический, но и немалый миссионерский
потенциал. Каждое сочинение подбирается по принципу его воздействия на зрителя и слушателя с точки зрения духовности. Основа репертуара хора – классическая духовная музыка и русское песенное наследие.

Я знаю, вы очень много делаете для того, чтобы сохранить это песенное наследие.

– Народные песни всегда широко исполнялись. Я могу назвать таких выдающихся хормейстеров, как Александр Свешников, его
последователи Виктор Попов, Владимир Минин, Владислав Чернушенко. Это они в советские времена начинали заново открывать русскую духовную музыку – огромный пласт культуры, который совершенно необходимо сохранить! В наше время возрождение русской духовной музыкальной культуры происходит наиболее интенсивно. Сретенский хор тоже пытается продолжать эти важные для духовного становления человека традиции. Очень хочется, чтобы молодежь не забывала их.

Как на ваши выступления реагирует нерусскоязычный слушатель?

– Нас везде встречают очень тепло и радушно. Иностранцам интересно прикоснуться к внутреннему миру русской души. Конечно,
русская публика реагирует живее. Это связано со словом. Но музыка интернациональна по сути, и качество исполнения можно оценить независимо от языка.

“Приходите на концерт и сами все услышите!”

Участвует ли хор в общественной жизни России?

– Мы принимаем участие в концертах, стараемся ездить по городам России, хотим, чтобы люди имели возможность вспомнить мелодии русской народной и советской песни XX века. Мы совершенно далеки от политики. Политическая кухня закрыта для большинства людей, и всей правды мы никогда не узнаем. Мы стараемся честно делать свое дело для нашего общества. В этом мы как раз и видим свою общественную задачу.

– Конечно, ничего хорошего в этом нет! По моему мнению, этот инцидент не заслуживает такой огласки. Этот случай показывает, что
наше общество духовно нездорово.

Успеваете ли вы следить за музыкальными событиями в России и мире? Кто из ваших коллег вам наиболее интересен?

– Я всегда с интересом слежу за творчеством Владимира Федосеева, Валерия Гергиева, хорового дирижера Владимира Минина и его
потрясающего камерного Московского хора. Хочу отметить американского хорового дирижера Роберта Шоу, который сделал потрясающую запись Всенощного бдения Сергея Рахманинова и другие замечательные записи.

Вам никогда не хотелось похулиганить, уйти от традиционного жанра, исполнить что-то в совершенно неожиданном стиле?

– Приходите на концерт и сами все услышите!

Неужели? По нашей беседе я понял, что программа предстоит серьезная…

– Мы составили наши выступления так, чтобы в них нашлось место разной музыке. Русская хоровая музыка очень разнообразна. Есть
место и серьезным, и шутливым сочинениям. Мы надеемся, что выступления Сретенского хора оставят след в душе каждого слушателя и будут тепло приняты гостеприимной аудиторией.

Читайте также: