Сообщение о мужском голосе бас

Обновлено: 04.07.2024

Певческие голоса обладают своей классификацией, отличающейся разнообразием. Различия в системах классификации могут базироваться на самых разных факторах: на силе голоса, на степени виртуозности и отчетливости исполнения и т.п. Однако специалисты отмечают необходимость наличия под всеми возможностями голоса исполнителя мощной основы, которой является опора пения.

Достаточно часто в основу классификации закладывается диапазон голоса исполнителя и его половая принадлежность. Однако и эти два критерия дают основания для формулировки большого количества разновидностей классификации. Выделяя определенную группу голосов, профессионалы уточняют наличие в ней более узких групп.

Бас – низкий мужской голос

Затрагивая вопрос диапазона для басов, специалисты неоднозначны в выводах. Однако традиционным классическим представлением о занимаемой басом позиции на нотном стане является то, что объединяется рамками ФА большой и первой октавы.

Басовый тембр

В соответствии с качественной стороной звучания басы рассматривают в трех группах:

- бас высокий, также называемый бас баритон или кантанте: голос, для которого свойственно высокое звучание рабочего диапазона с рамками ноты СОЛЬ большой и первой октавы; максимальное сходство с тембром баритона ощущается в верхней тесситуре; тембр данного типа голоса, в сравнении с иными басами, характеризуется добротой и лучезарностью;

- бас центральный или драматический: характеризуется максимальной выраженностью властности, грозности, мудрости и твердости басового тембра;

- бас низкий, называемый так же профундо или октавист.

У каждой подгруппы имеются свои особенности. К примеру, особенностью драматического баса можно назвать неспособность певца взять ноты фа и соль первой октавы. Однако диапазон ноты МИ большой и первой октавы берет уверенно. Связано с легкостью звучания диапазона на грудном резонаторе. Процент использования головного резонатора уменьшается с понижением звучания голоса.

О басе-профундо поговорим ниже. А пока стоит заметить, что для басов создаются оперные партии с достаточно представительными героями, среди которых можно найти представителей, царских, княжеских, боярских и иных родов, мудрецов полководцев и иных образов, для которых свойственна мужественность, уверенность. Все это можно услышать в голосе исполнителя, который, по мнению экспертов, у слушателей, всегда вызывает доверие.

Еще один примечательным фактом является свидетельство того, что в Италии признают за Россией первенство государства, богатого красивыми басами. А сама Италия славится как родина превосходных тенорных голосов.

Бас-профундо

Исключительность, которую проявляет бас-профундо, фиксируется по всем аспектам вокального искусства: по тембру и диапазону, по физиологическому строению и резонации и иным параметрам.

Тембр – глубокий, но количественно, в рамках низкого звучания, ограничен в обертонах, то есть, не исключая привлекательности, характеризуется отсутствием тембровой насыщенности. Бас-профундо практически никогда нельзя услышать в солирующих партиях. Редкое исключение – церковный хор. Бас октависта часто можно услышать в составе хоров, при этом его звучание минимально, и требуется для выделения объемности тембра.

Еще один случай использования баса-профундо - удвоение основного тона аккордов трезвучий мажорных и минорных. При слиянии звучания тембров басов обычных и октависта, происходящих в хоровых басовых партиях, последние приобретают характер массивности и монументальность. Подобный прием важен в плане воздействия на слушателя, у которого непременно появляются ощущения беспокойства и ассоциации со звучанием набатного колокола.

Останавливаясь на вопросе диапазона для баса-профундо, стоит заметить, что его рамками могут служить нота ФА контр октавы и ДО первой октавы.

Рассматривая фактор резонации для баса-профундо, профессионалы указывают на особенность процесса, в котором участвуют только гортань и грудной резонатор. Строение связок (длинные) и их характеристика (плотные, эластичные) исключают возможность использования в данном случае головного резонатора.

Как известно, бас является самым низким мужским певческим голосом. А бас-профундо, или бас-октавист является тембром, по распространённости сравнимым, разве что, с не менее редким контра-тенором, обладатели которого напротив, берут невероятно высокие ноты и часто их голоса можно спутать с женскими. Но вернёмся к басам. Невероятно глубокий, обволакивающий, бас невозможно спутать ни с одним другим типом мужских голосов. Чаще всего басы находят своё место в духовной музыке, в составе церковных хоров. Но и в опере басы востребованны не меньше.

Самый низкий в истории бас был занесён в Книгу Рекордов Гиннеса — его обладатель был способен брать настолько низкие ноты, что их могло бы расслышать только ухо зверя, а для человека это представлялось возможным только с использованием специальной техники.

В нашей статье представлены лучшие оперные солисты России. А кого бы вы добавили в наш список?

Фёдор Шаляпин

luchshie-opernye-basy-rossii_

Николай Гяуров

luchshie-opernye-basy-rossii_1

Вячеслав Почапский

luchshie-opernye-basy-rossii_2

Владимир Маторин

luchshie-opernye-basy-rossii_3

Евгений Никитин

luchshie-opernye-basy-rossii_4

Владимир Комович

luchshie-opernye-basy-rossii_5

Дмитрий Белосельский

luchshie-opernye-basy-rossii_6

Алексей Тихомиров

Ильдар Абдразаков

luchshie-opernye-basy-rossii_11

Аскар Абдразаков

luchshie-opernye-basy-rossii_12

Бас - самый низкий из всех мужских голосов. Собственно слово "бас" образовалось от итальянского "basso", что означает "низкий". Настоящие басы встречаются крайне редко, в лучшем случае вы встретите один бас на сто мужчин, а то и ещё реже (если вы, конечно, не работаете в хоре или в театре, где вас может окружать несколько басов сразу).

Бас (700x485, 87Kb)


Тембр баса сразу приковывает внимание своим глубоким, раскатистым, глуховатым звуком. В нём почти нет звонкости, полётности.

Существует ещё супер-низкий бас, его называют "бас-профундо". Он на октаву ниже стандартного баса. Поэтому обладателей профундо называют ещё "октависты".

Преимущественно басы находят себя в опере, или в хоровых коллективах. Эталоном оперного баса считается наш великий соотечественник Фёдор Шаляпин.

А вот чтобы найти примеры басов в популярной музыке, надо очень сильно напрячься.

Послушаем же, как звучит бас.

1. Ник Кейв. Глубина его голоса придаёт его исполнению мрачность, мистичность и некоторую отстранённость.

Nick Cave & The Bad Seeds ft. Kylie Minogue - Where The Wild Roses Grow (Official Video)


2. Тилль Линдеман. У лидера "Rammstein" также основательный, тяжёлый голос, очень хорошо сочетающийся со стилем музыки этой группы.


3. Барри Уайт. Потрясающей фактуры голос, при этом светлый и лиричный в отличие от двух предыдущих певцов. Прекрасен своим тембром не только его певческий голос, но и разговорный.


4. Леонард Коэн. Автор знаменитой "Аллилуйи" и знаковый музыкант ХХ века очаровывал слушателей басом с хрипотцой.


5. Вилле Вало ("HIM") Харизматичного финна я бы тоже включила в этот список, назвав бас-баритоном. Для чистого баса он чуточку высоковат, для баритона - низковат, но, как говорится, на безрыбье.

басы

Басы делятся на:

высокие (бас-баритон или кантанте)

центральные (драматические)

низкие (профундо, октависты)

Рассмотрим характеристику басов.

Крайние звуки диапазона голоса — ми большой октавы — фа-диез первой октавы.

Звучание высоких басов отличается большой мягкостью, насыщенностью. Центральные басы имеют грозный, властный тембр. У низких басов тембр мужественный и могучий. Басы-октависты ценны звучанием низких звуков.

Известные певцы – басы:

Армстронг Луи (1901 – 1971)
Васильев В. М. (родился в 1978)
Ведерников А. Ф. (родился в 1927)
Нестеренко Е. Е. (родился в 1938)
Огнивцев А. П. (1920 – 1981)
Шаляпин Ф. И. (1873—1938)
Штоколов Б. Т. (1930—2005)
Пирогов А. С. (1899—1964)
Петров И. И. (1920—2003)

Оперные партии:

Читайте также: