Сообщение про политического деятеля россии второй половины 19 века

Обновлено: 02.07.2024

Во второй половине XIX в. Россия вступает в период модернизации. Происходит промышленный переворот. Изменяется социальная структура общества. Препятствием для развития модернизационных процессов является сохранявшаяся в стране крепостническая система, переживавшая в середине XIX в. кризис.
Внутренняя политика. Главными задачами во внутренней политике были:
— сохранение самодержавия;
— сохранение привилегий дворянства;
— обеспечение социальной стабильности и укрепление внутреннего положения через создание условий для экономического развития;
— восстановление международного престижа страны, в том числе за счёт проведения преобразований, направленных на преодоление отсталости России.
Внутреннюю политику второй половины XIX в. можно разделить на два этапа: реформы (современники называли их Великими реформами) Александра II и контрреформы Александра III.

Великие реформы Александра II.

Общественное движение.

Внешняя политика.

Культура.

Внутренняя политика.

Экономическое развитие.

Внешняя политика.

Культура.

Аксаковы Иван Сергеевич (1823-1886 гг.) и Константин Сергеевич (1817-1860 гг.), сыновья Сергея Тимофеевича Аксакова, идеологи славянофильства. Публицисты, общественные деятели. Выступали за отмену крепостного права при сохранении самодержавия. Иван Сергеевич — редактор журналов “День”, “Москва”, “Русь”, “Русская беседа” и др. В годы русско-турецкой войны (1877-1878 гг.) организатор компании за освобождение славян от турок.

Арсеньев Константин Николаевич (1837-1919 гг.) — русский публицист, юрист, земский деятель. Сотрудничал в “Вестнике Европы”, с 1909 г. — его редактор. Главный редактор “Энциклопедического словаря” и “Нового энциклопедического словаря” Брокгауза и Ефрона. Один из организаторов русской адвокатуры и суда присяжных. В 80-х годах сформулировал “программу” (основные положения) русского либерализма:

1. Идея выборного представительства на всех уровнях;

2. Свобода совести, печати, неприкосновенность личности;

3. Отмена административной ссылки;

4. Углубление земельной реформы путем учреждения мелкой земельной единицы — всесословной волости;

5. Сохранение общины, как гарантии против обезземеливания крестьян, содействие переходу земли во владение крестьян;

6. Организация переселений и мелкого поземельного кредита;

7. Снижение выкупных платежей;

8. Отмена подушной подати;

9. Прогрессивный подоходный налог.

Бакунин Михаил Александрович (1814-1876 гг.) — один из идеологов народничества, теоретик анархизма. С 1840 г. за границей, участник революций 1848 г. в Европе. В 1851 г. выдан австрийскими властями России, заключен в Петропавловскую, затем в Шлиссельбургскую крепости, с 1857 г. в сибирской ссылке. В 1861 г. бежал за границу, сотрудничал с Герценом, Работал в I Интернационале, идейный противник К.Маркса и Ф.Энгельса. По мнению Бакунина, революция должна быть стихийной. Тайное общество нужно с целью сплочения и организации народных сил. Призывал пробуждать в русских общинах сознание собственной свободы и необходимости объединяться в борьбе. Организационные вопросы в его концепции наименее продуманы. Бакунин отказывал государству как системе законодательной и исполнительной власти при социализме. Он мыслил общество как федерацию самоуправляющихся коллективов, самостоятельно распоряжающихся своими средствами производства и регулирующих отношения. Таким образом, идеал Бакунина состоял в достижении народной свободы. Принцип народного самоуправления вступал в противоречие с идеей диктатуры пролетариата Маркса и Энгельса. Бакунин критиковал марксистскую модель государственного устройства при социализме. В полном сосредоточении власти в руках государства, обобществлении производства и распределения, установлении монополии на научную истину Бакунин проницательно подметил опасность социального неравенства. Авторитарный коммунизм монополизирует собственность в интересах “государственных людей, чиновников, которые будут по произволу располагать общественным капиталом”. Это не в интересах народа. Бакунин верно подметил возможность подмены диктатуры большинства над меньшинством диктатурой бюрократии над всем народом.

Герцен Александр Иванович (1812-1870 гг.) — окончил Московский университет в 1833 г. В 1834-1840 гг. — в ссылке за революционную деятельность. С 1842 г. в Москве, глава левого крыла западников. Начав с бурного увлечения европейским либерализмом, в 30-е годы становится социалистом. Не был очарован французским утопическим социализмом, видел его недостатки. Не знал, к какому обществу придет Запад, но верил в самостоятельные действия народных масс. С 1847 г. в эмиграции. В 1853 г. основал в Лондоне Вольную русскую типографию и издавал газету “Колокол”. После Европейских революций 1848 г. вопросы политической борьбы потеряли для Герцена ценность. Отныне он признавал значимость только социальных изменений. В начале 50-х годов выдвинул теорию общинного социализма (русского социализма), став одним из основоположников народничества. Крестьянскую общину считал ячейкой социализма, полагая, что можно прыгнуть из феодализма в социализм. Осуществление идеи общинного социализма зависело, по мнению Герцена, от решительных действий революционеров. В период 60-х годов обличал русское самодержавие и требовал освобождения крестьян с землей. Его перу принадлежит шедевр автобиографического жанра — “Былое и думы” (1852-1868 гг.).

Грановский Тимофей Николаевич (1813-1855 гг.) — русский историк, общественный деятель, глава московских западников. С 1839 г. профессор всеобщей истории Московского университета. Заложил основы русской медиевистики. Обладал обширными познаниями и выдающимся ораторским талантом.

Дашкова Екатерина Романовна (1744-1810 гг.), дочь Романа Воронцова. В 1759 г. сблизилась с будущей императрицей Екатериной II и сыграла важную роль в перевороте 1762 г. Умна, энергична, самостоятельна. Была знакома с Фридрихом II, Вольтером, Д.Дидро. Много путешествовала по Европе. Возглавив Академию наук, проявила незаурядные организаторские способности. Страстная поклонница русской словесности, издавала журнал, работала над изданием первого словаря русского языка. Мемуары “Моя история” (1804-1806 гг.).

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Кошелев Александр Иванович (1806-1883 гг.) — общественный деятель, публицист, издатель и редактор журнала славянофилов “Русская беседа”. Во время подготовки крестьянской реформы — член Рязанского губернского комитета. Опубликовал несколько работ за границей с требованием преобразовать государственный строй в России (главное направление — в развитии земельного самоуправления, в участии представителей общества в обсуждении законов). Книга “Какой исход для России из ее нынешнего положения” — о бюрократии XIX в.

Лавров Петр Лаврович (1823-1900 гг.) - русский социолог и публицист, один из идеологов народничества (пропагандисты). С 1870 г. - в эмиграции. Основные взгляды: главный движущийся элемент цивилизации - научное познание, идея. Поэтому главной преобразующей силой общества является интеллигенция. Она должна все силы положить на просвещение народа. Общественный прогресс - это развитие личности во всех отношениях. Творец истории - человек. Нужно просветить народ и подготовить его к революции. Для этого нужно организовать массовую партию. Важны чистота морального облика и взаимное уважение членов партии.

Михайловский Николай Константинович (1842-1904 гг.) - русский социолог, публицист, литературный критик, народник. Один из редакторов “Отечественных записок”, “Русского богатства”. В конце 70-х годов был близок к “Народной воле”. В 80-е годы становится главным теоретиком мирного (либерального) течения народничества. Сторонник эволюционного пути народничества. Сторонник эволюционного пути развития. Прогресс должен строиться на необходимости первоначального изменения личности. Высшее мерило ценности - интересы человека. По социально-политической направленности позиции близки к Лаврову. Сомневался в революционной потенции крестьянства, не разделял веры в его социалистические инстинкты, не верил в революцию. Свои надежды связывал с интеллигенцией, которая должна воздействовать на ход истории в интересах большинства.

Новиков Николай Иванович (1744-1818 гг.) - русский просветитель, один из основателей консервативно-национального движения в России. Служил в гвардейском полку. Выйдя в отставку с военной службы, посвящает себя литературной работе. В 1769 г. начинает издавать журнал “Трутень”, в котором критикует высшее общество и придворную жизнь, бичует крепостничество. На страницах "Трутня" он полемизирует с самой императрицей, и она, несмотря на политические расхождения, щедро финансирует журнал. Позднее издает “Старинные летописи”, “Опыт словаря о российских писателях”. В 70-80-х гг. Новиков осуществил программу просветительской и филантропической деятельности грандиозного масштаба (при помощи Екатерины II и состоятельных друзей): в его издательстве выпущено более 900 названий содержательной литературы, учрежден ряд школ и больниц, во время голода устраивалась продовольственная помощь, пропагандировались полезные знания. Член русской масонской ложи с 1781 г. В 1792-96 гг. заключен в Шлиссельбург, позднее удалился от общественной жизни.

Петрашевский Михаил Васильевич (1821-1866 гг.) - русский революционер, утопический социалист. Кандидат права. Редактор и автор “Карманного словаря иностранных слов”. До сер. 40-х годов выступал за демократические общественный преобразования на основе просветительства. Позднее возлагал надежды на пропаганду в широких слоях общества, выступал за освобождение крестьян с землей. В 1849 г. арестован, отбывал каторгу в Забайкальских заводах, с 1856 г. на поселении в Иркутске.

Самарин Юрий Федорович (1819-1876 гг.) - общественный деятель, славянофил, автор многих работ по истории, литературной критике и эстетике. Крупный помещик Самарской губернии. Активный деятель Редакционных комиссий. Автор (1856 г.) записки “О крепостном состоянии и переходе из него к гражданской свободе”.

Струве Петр Бернгардович (1870-1944 гг.) - русский экономист, философ, историк, публицист. Теоретик “легального марксизма”. Один из лидеров кадетов, редактор журналов “Освобождение”, “Русская мысль”. Участник сборника “Вехи” (1909 г.). Эмигрировал из Советской России.

Ткачев Петр Никитич (1844-1885 гг.) - русский публицист, один из идеологов народничества (“заговорщики”, “бланкисты”). С 1873 г. в эмиграции. Не верил в возможность осуществления революции силами народа и стремился создать тайную организацию с целью свержения правительства и проведения социалистических преобразований. Революционное меньшинство должно было раскачать существующий строй, дать толчок для проявления стихийной энергии масс. Перед революционерами стоят две задачи: подготовить захват власти и поднять народ. Уничтожение старых и введение новых государственных институтов. Управление должно быть основано на народном представительстве.

Хомяков Алексей Степанович (1804-1860 гг.) - русский религиозный философ, поэт, публицист, один из основоположников славянофильства. Ориентация на восточную патристику (учение о “соборности” и др.) сочеталась в его взглядах с элементами философского романтизма. Выступал с либеральных позиций за отмену крепостного права, смертной казни, за введение свободы слова, печати и др.

Чаадаев Петр Яковлевич (1794-1856 гг.) - писатель, общественный деятель. Участвовал в Отечественной войне 1812 г. Принят в 1821 г. в “Северное общество” декабристов. В 1823-1826 гг. за границей. Много сделал для популяризации западных идей в России. Именно он дал геополитическое и религиозно-философское обоснование русского западничества, представив его как органичный факт русской истории. Западное общество прогрессирует благодаря католичеству, которое выковало ум и характер западного человека, породило богатство его культуры, крепость гражданственности. Россия, богом забытая страна, получив христианство из рук Византии, была отторгнута от семьи европейских народов. Подчиненная светской власти, русская православная церковь не исполнила свою миссию на земле. Русская нация была обделена характером и творческими способностями. В 1836 г. Чаадаев изложил свои мысли о России в “Философическом письме”, за что был объявлен сумасшедшим. С течением времени взгляды Чаадаева изменились. Первоначальный образ русского народа - неодухотворенного природой существа - уступает место представлению об особой чистоте религиозного чувства русских. “Безличность” русского народа оборачивается пластичностью и восприимчивостью к влияниям извне. Россия, учтя опыт западных стран, пойдет вперед очень быстро. Чаадаев критически относился к самодержавию и крепостничеству. Со славянофилами его роднила жажда национального самопознания, стремление выяснить место и предназначение России в мировом развитии, мысль об уникальности России.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Представители общественно-политической мысли второй половины XIX века"


Вопросы занятия будут следующими. Михаил Александрович Бакунин. Пётр Никитич Ткачёв и Пётр Лаврович Лавров. Георгий Валентинович Плеханов.

Одним из самых известных идеологов народничества был революционер и теоретик анархизма Михаил Александрович Бакунин.

Он родился в 1814 году в семье губернского предводителя дворянства Александра Михайловича Бакунина и Варвары Александровны. Всего в семье Бакуниных было 11 детей.

Начальное образование Михаил получил дома, а в 1829 году стал юнкером Петербургского артиллерийского училища.

В 1833 году он был произведён в прапорщики и оставлен в офицерских классах. Однако уже в следующем году его отчислили и направили на службу в армию, откуда тот через год подал в отставку. Бакунин стал изучать немецкую классическую философию, сблизился с представителями российской интеллигенции.

Здесь же он познакомился с поэтом-революционером Георгом Гервегом. Бакунин попал под наблюдение полиции и вслед за Гервегом отправился в Швейцарию, где начал общаться с революционерами-коммунистами.

Об этом стало известно русскому правительству, но на требование вернуться Бакунин ответил отказом, за что был лишён дворянства и заочно приговорён к каторге.

Последующие годы он провёл в Париже, где познакомился с Прудоном и Марксом. Однако за резкие высказывания в адрес российского самодержавия был выслан из города. Но вернулся, как только началась февральская революция во Франции.

В дальнейшем Михаил принимал участие в Пражском восстании, стал одним из руководителей восстания в Дрездене. В итоге он был арестован и приговорён к смертной казни. Но в 1851 году австрийские власти выдали Бакунина России. Здесь, после нескольких лет заключения, его отправили на вечное поселение в Сибирь. Откуда в 1861 году тот сбежал и перебрался в Лондон, а после принимал участие в Польском восстании 1863–1864 годов.

Идеи Бакунина получили большое распространение среди русских революционеров. Во многом благодаря идеям анархо-коллективизма, в котором ключевая роль отводилась рабочим и крестьянам.

В целом Бакунин скептически относился к любой власти, считая её подавляющей свободу личности.

Он отрицал государство, право, собственность и считал, что они должны быть заменены свободными ассоциациями производителей, организованными снизу вверх. Уничтожение государственности должно было привести к разрешению всех социальных проблем.

Бакунин требовал передачи всей земли земледельцам, промышленности и капиталов – рабочим союзам, упразднения семьи и брака, общественного воспитания детей, уравнения прав женщин и мужчин.


Достичь поставленных целей он хотел с помощью революции.

Последние годы своей жизни Бакунин провёл в Швейцарии, занимаясь в основном написанием трудов. Умер он в 1876 году.

Ещё одним идеологом народничества был Пётр Никитич Ткачёв. Он родился в 1844 году в небогатой помещичьей семье Никиты Андреевича Ткачёва и Марии Николаевны, урождённой Анненской.

В 1861 году после окончания гимназии, где он познакомился с социалистической литературой, Пётр поступил на юридический факультет Петербургского университета.

Однако вскоре за участие в студенческих беспорядках он был арестован, что не помешало ему уже позднее, в 1868 году, выдержать экзамен на учёную степень. В заключении, находясь вместе с такими же радикально настроенными людьми, Ткачёв ещё больше проникся революционными идеями.

В эти же годы за революционную пропаганду Ткачёв неоднократно подвергался обыскам, арестам, допросам, постоянно находился под надзором полиции, почти ежегодно отбывал тюремное заключение.

Ткачёва интересовали проблемы достижения с помощью революции справедливого социального устройства.

Революция, по Ткачёву, сводилась к захвату власти и установлению диктатуры революционного меньшинства. Диктатура открывала путь для преобразований, которые осуществляются исключительно убеждением. При этом сохраняется сильное централизованное государство.

Его идеи нашли своё отражение в народническом движении конца 1870-х годов. В конце жизни Ткачёв писал мало, в конце 1882 года он тяжело заболел и был помещён в психиатрическую больницу. Скончался он в 1886 году в Париже.

Представителем ещё одного идейного направления в народничестве был Пётр Лаврович Лавров.

Он родился в 1823 году в семье дворян Лавра Степановича и Елизаветы Карловны. Получил хорошее домашнее образование. В 1837 поступил в артиллерийское училище в Петербурге, при котором был оставлен репетитором.

В 1870 году Пётр Лаврович бежал в Париж, где связался с западноевропейским рабочим движением и вступил в Первый интернационал. В 1871 году стал участником Парижской коммуны.

В 1871 по поручению коммунаров выехал в Лондон, где познакомился с Марксом и Энгельсом.

Признавая пролетариат важной силой, Лавров считал, что в развитии России главную роль играет крестьянство, что община должна стать основой будущего строя, который установится в ходе социальной революции.

Он верил в самобытность исторического развития России, критиковал революционный авантюризм и поспешность.

Разработал свою теорию рабочего социализма. Он была основана на принципах общей собственности, всеобщего труда и автономной светской общины. Отмечал роль марксизма в научном социализме, но скептически относился к деятельности социал-демократов в России.

Последние годы жизни Лавров посвятил написанию теоретических трудов по истории человеческой мысли. Пётр Лаврович умер в Париже в 1900 году. Его похороны сопровождала восьмитысячная процессия. У могилы выступали социалисты многих стран.

Видным деятелем российского и международного социалистического движения был Георгий Валентинович Плеханов.

Он родился в 1856 году в небогатой дворянской семье отставного штабс-капитана Валентина Петровича Плеханова и Марии Фёдоровны.

В 1873 году окончил Воронежскую военную гимназию. Затем учился в юнкерском училище в Петербурге. В 1874 году поступил в Петербургский горный институт.

Подчёркивал, что революция в России должна пройти два этапа – буржуазно-демократический и социалистический, говорил о невозможности перехода от феодализма к социализму с опорой на крестьянскую общину. Сомневался в революционности крестьянства.

Не исключал возможности союза пролетариата с буржуазией. Предупреждал об опасности преждевременного социалистического переворота. Обосновывал необходимость создания социал-демократической рабочей партии как авангарда всего освободительного движения в России. Подчёркивал, что классовая борьба есть борьба политическая и только свержение самодержавия и утверждение народовластия в России открывают перед ней дорогу к прогрессу.


В 1895 году состоялось знакомство Плеханова с Лениным.


Во время революции 1905–1907 годов Плеханов выступил против большевиков.

После Февральской революции Георгий Валентинович вернулся в Петроград. Он выступал в поддержку Временного правительства и против курса большевиков на революцию. К Октябрьской революции он отнёсся отрицательно, предрёк гражданскую войну и разруху. Скончался Георгий Плеханов в 1918 году. Он был похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.


Положение России во второй половине XIX века оставалось крайне тяжёлым: она стояла на краю бездны. Экономика и финансы были подорваны Крымской войной, а народное хозяйство скованное цепями крепостного права не могло развиваться.


Наследие Николая I

Годы правления Николая I считаются самыми неблагополучными со времён Смутного времени. Ярый противник каких-либо реформ и введения в стране конституции, российский император опирался на разветвленный бюрократический чиновничий аппарат. Идеология Николая I основывалась на тезисе “народ и царь едины”. Итогом правления Николая I стала экономическая отсталость России от стран Европы, неграмотность населения и произвол властей во всех сферах общественной жизни.

Необходимо было срочно решать следующие задачи:

  • Во внешней политике-восстановить международный престиж России. Преодолеть дипломатическую изоляцию страны.
  • Во внутренней политике-создать все условия для стабилизации внутреннего экономического роста. Решить наболевший крестьянский вопрос. Преодолеть отставание от западных стран в промышленной отрасли за счет внедрения новых технологий.
  • При решении внутренних задач правительству невольно приходилось сталкиваться с интересами дворянства. Поэтому настроение этого сословия тоже приходилось учитывать.

После правления Николая I России нужен был глоток свежего воздуха, страна нуждалась в реформах. Новый император Александр II это понимал.

Россия в царствование Александра II

Начало правления Александра II было отмечено волнениями в Польше. В 1863 году поляки подняли восстание. Несмотря на протест западных держав, русский император ввёл на территорию Польши армию и подавил мятеж.

которые читают вместе с этой






Манифест об отмене крепостного права 19 февраля 1861 года обессмертил имя Александра. Закон уравнял все сословия граждан перед законом и теперь все слои населения несли одинаковые государственные повинности.

  • После частичного решения крестьянского вопроса были проведены реформы местного управления. В 1864 году была проведена Земская реформа. Это преобразование позволило снизить давление чиновничьего аппарата на органы местных властей и позволило решать большинство хозяйственных проблем на местах.
  • В 1864 году были проведены судебные реформы. Суд становился самостоятельным органом власти и назначался Сенатом и царём пожизненно.
  • При Александре II было открыто много образовательных учреждений, для рабочих строились воскресные школы, появились среднеобразовательные школы.
  • Преобразования коснулись и армии: в 1874 году государь изменил 25 лет службы в армии до 6 лет на суше и 7 лет на флоте. Были отменены телесные наказания в армии и флоте.
  • В царствование Александра II Россия достигла значительных успехов во внешней политике. Был присоединён Западный и Восточный Кавказ, часть Средней Азии. Разгромив Турцию в русско-турецкой войне 1877-1878 гг., Российская империя восстановила черноморский флот и овладела проливами Босфор и Дарданеллы в Чёрном море.

При Александре II активизируется развитие промышленности, банкиры стремятся вкладывать деньги в металлургию и в строительство железных дорог. Вместе с тем, в сельском хозяйстве наметился некоторый упадок, так как освободившиеся крестьяне вынуждены были арендовать землю у своих бывших хозяев. В итоге, большинство крестьян разорялись и уходили в город на заработки вместе со своими семьями.

Русский император Александр II

Рис. 1. Русский император Александр II.

Общественные движения во второй половине XIX века

Преобразования Александра II способствовали пробуждению революционных и либеральных сил в русском обществе. Общественное движение второй половины XIX века делится на три основных течения:

  • Консервативное течение. Основоположником этой идеологии выступил Катков, позднее к нему присоединились Д. А. Толстой и К. П. Победоносцев. Консерваторы считали, что Россия может развиваться только по трём критериям- “самодержавие, народность и православие” (теория официальной народности).
  • Либеральное течение. Основоположником этого течения выступал видный историк Чичерин Б. Н., позднее к нему присоединились Кавелин К. Д. и Муромцев С. А. Либералы ратовали за конституционную монархию, право личности и независимость церкви от государства.
  • Революционное течение. Идеологами этого течения изначально были А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский и В.Г. Белинский. Позднее к ним присоединился Н. А. Добролюбов. При Александре II мыслители выпускали журналы “Колокол” и “Современник”. Взгляды писателей-теоретиков основывались на полном неприятии капитализма и самодержавия как исторических строев. Они считали, что благоденствие для всех наступит лишь при социализме, причем социализм наступит сразу же минуя стадию капитализма и в этом ему поможет крестьянство.

Одним из основоположников революционного движения стал М.А. Бакунин, который проповедовал социалистическую анархию. Он считал, что цивилизованные государства следует разрушить, чтобы на их месте построить новую мировую Федерацию общин. Конец XIX века принёс организацию тайных революционных кружков, самыми крупными из которых были “Земля и воля”, “Великоросс”, “Народная расправа”, “Рублёвое общество” и тд. Пропагандировалось внедрение революционеров в крестьянскую среду с целью их агитации.

Крестьяне никак не реагировали на призывы разночинцев к свержению власти. Это привело к расколу революционеров на два лагеря-практиков и теоретиков. Практики устраивали теракты и расправлялись с видными государственными деятелями. Так организация “Земля и воля” в 1879 году раскололась на две части: “Народную волю”, ставившую цель убийства и терроры, и “Черный передел”, выступающую за постепенную подготовку к революции. “Народная воля” вынесла смертный приговор Александру II. Приговор был приведён в исполнение 1 марта 1881 года после нескольких неудачных покушений. Террорист Гриневицкий бросил под ноги царю бомбу.

Россия в царствование Александра III

Александру III досталось государство глубоко потрясённое серией убийств видных политиков и полицейских чиновников. Новый царь сразу же приступил к разгрому революционных кружков, а их основных руководителей-Ткачёва, Перовскую и Александра Ульянова казнили.

  • Россия вместо почти подготовленной Александром II конституции, при правлении его сына, Александра III получила государство с полицейским режимом. Новый император начал планомерное наступление на реформы своего отца, поэтому его преобразования называют “контрреформами”.
  • С 1884 года в стране были запрещены студенческие кружки, так как главную опасность свободомыслия правительство видело в студенческой среде.
  • Были пересмотрены права местного самоуправления. Крестьяне опять лишались голоса при выборе местных депутатов. В городской думе заседало богатое купечество, а в земствах местное дворянство.
  • Судебная реформа тоже подверглась изменениям. Суд стал более закрытым, судьи более зависимыми от властей.
  • Александром III стал насаждаться великорусский шовинизм. Провозглашался любимый тезис императора-“Россия для русских”. К 1891 году с попустительства власти начинаются погромы евреев. Проводилась русификаторская политика.

Александр III мечтал о возрождении абсолютной монархии и наступлении эпохи реакции. Правление этого царя протекало без войн и международных осложнений. Это позволило ускоренно развиваться внешней и внутренней торговле, росли города, строились заводы и фабрики. В конце XIX века увеличилась протяжённость дорог в России. Было начато строение Сибирской магистрали, чтобы соединить центральные районы государства с побережьем Тихого океана.

Строительство Сибирской магистрали во второй половине XIX века

Рис. 2. Строительство Сибирской магистрали во второй половине XIX века.

Культурное развитие России во второй половине XIX века

Преобразования, начавшиеся в эпоху Александра II, не могли не затронуть различные сферы культуры России во второй XIX века.

  • Литература. Новые взгляды на быт русского населения получили широкое распространение в литературе. Общество писателей, драматургов и поэтов разделилось на два течения-так называемых славянофилов и западников. К славянофилам себя причисляли А. С. Хомяков и К. С. Аксаков. Славянофилы считали, что у России свой особенный путь и никакого западного влияния на русскую культуру не было и не будет. Западники, к коим себя причисляли Чаадаев П. Я., И. С.Тургенев, историк Соловьёв С. М., утверждали, что Россия, наоборот, должна идти по западному пути развития. Несмотря на различия взглядов, и западников и славянофилов одинаково волновала дальнейшая судьба русского народа и государственного устройства страны. На конец XIX- начало XX века приходится расцвет русской литературы. Свои лучшие произведения пишут Ф. М. Достоевский, И. А. Гончаров, А. П. Чехов и Л. Н. Толстой.
  • Архитектура. В архитектуре во второй половине XIX века стал преобладать эклектизм-смешение различных стилей и направлений. Это сказалось на строительстве новых вокзалов, торговых центров, многоквартирных домов и т.д. Также получило развитие проектирование тех или иных форм в архитектуре более классического жанра.Широко известным архитектором этого направления был А. И. Штакеншнейдер, с помощью которого был спроектирован Мариинский дворец в Санкт-Петербурге. С 1818 по 1858 год в Петербурге возводился Исаакиевский собор. Этот проект был разработан Огюстом Монферраном.
  • Живопись. Художники, вдохновленные новыми веяниями, не хотели работать под плотной опекой Академии, которая застряла в классицизме и была оторвана от реального видения искусства. Так, художник В. Г. Перов заострял своё внимание на различных сторонах жизни общества, подвергая острой критике пережитки крепостного строя. На 60-е годы пришёлся расцвет работ портретиста Крамского, В. А. Тропинин оставил нам прижизненный портрет А. С. Пушкина. В узкие рамки академизма не вписывались и работы П. А. Федотова. Его работы “Сватовство майора” или “Завтрак аристократа” высмеивали тупое самодовольство чиновников и пережитки крепостного строя.

В 1852 года в Санкт-Петербурге открылся Эрмитаж, где были собраны лучшие произведения живописцев со всего мира.

Что мы узнали?

Из кратко описываемой статьи можно узнать о преобразованиях Александра II, о возникновении первых революционных кружков, о контрреформах Александра III, а также о расцвете русской культуры во второй половине XIX века.

Читайте также: