Сообщение на тему сущность человеческой деятельности

Обновлено: 05.07.2024

Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой. Внешне это проявляется в двигатель­ной активности . Приспосабливаясь к окружающей среде, животные могут использовать природные предметы в качестве орудий и даже изготовлять их. Но только человеку присуща деятельность, под кото­рой в общественных науках понимается форма ак­тивности, направленная на преобразование окружающего мира.

Деятельность — это активность .

Человеческая деятельность — это способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.

Особенность человеческой деятельноститворческо-преобразовательное отношение к окружающему миру.

Структура деятельности


Потребности

Потребность — это нужда или недостаток в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности.

Существуют разные классификации видов потребностей:

биологические (в пище, жилье, одежде и т.д.)

социальные (в общении)

первичные потребности (врожденные)

Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей .

Интерес (имеет значение, важное) — это целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.

Склонность — это врожденная или приобретенная предрасположенность к какой-либо деятельности.

Теория иерархии человеческих потребностей (пирамида потребностей) Абрахама Маслоу, американского психолога, основателя гуманистической психологии.

Иерархия потребностей

Виды деятельности

Существуют разные классификации видов деятельности


индивидуальная

репродуктивная (по образу)

экономическая

социальная

политическая

Теория социального действия по мотиву

Макс Вебер(1864-1920), немецкий социолог

(М. Вебера)

3. Аффективное — душевное волнение (психическое состояние характеризующееся ярким проявлением, например, страсти, агрессии, мести)


Следует различать общение и коммуникацию. Коммуникация — между общающимися субъектами используются предметы общения.

Выделяют несколько видов общения :

1) общение между реальными субъектами (напри­мер, между двумя людьми);

2) общение реального субъекта с иллюзорным партнером (например, человека с животным, которо­го он наделяет некоторыми несвойственными ему ка­чествами общения );

4) общение воображаемых партнеров (например, литературных персонажей).

Задание:

Василий учится в 11 классе. Особое внимание он уделяет предметам естественно-математического цикла. После школы он собирается продолжить обучение в техническом вузе. Что является объектом (-ами) учебной деятельности?

1) поступление в институт

2) предметы естественно-математического цикла

3) технический вуз

4) инженерные специальности

2. Старшеклассники обучают младших школьников играть в компьютерные игры. Объектом данной деятельности являются

  1. игровые умения младших школьников
  2. старшеклассники, проводящие занятия
  3. компьютеры, за которыми ведется обучение
  4. компьютерные игры

3. Учебники, хрестоматии, сборники задач и упражнений для обучающихся в вузах студентов являются

  1. объектами деятельности
  2. субъектами деятельности
  3. целями деятельности
  4. средствами деятельности

4. Ученик работает в библиотеке со специальной литературой, подбирая материал для реферата по обществознанию. Субъектом данной деятельности является

  1. ученик
  2. библиотека
  3. отобранная литература
  4. тема реферата

5. Старшие подростки помогают родителям на даче обрабатывать грядки с огурцами. Субъектом данной деятельности являются

  1. советы и рекомендации родителей
  2. грядки с огурцами
  3. старшие подростки
  4. инструменты и дачный инвентарь

6. Программист трудится над разработкой новой программы. В этой деятельности программа выступает

  1. средством
  2. cубъектом
  3. мотивом
  4. объектом

7. Игра в отличие от труда

1. носит условный характер

2. допускает использование вспомогательных предметов

3. предполагает общение

4. может носить коллективный характер

8. Завершите фразу:

9. Напиши пропущенные слова в схеме:

мотив …… действие ……. результат

10. Соотнесите вид деятельности с особенностями проявления

1. игра А). освоение опыта предшествующих поколений

2. труд Б) преобразование окружающего мира

3. учеба В) преобразование информации

4. общение Г) осуществление действия в воображаемых условиях

11. Общее в деятельности изобретателя и писателя то, что она явлется

12. Познавательная деятельность в отличие от трудовой

1. предполагает наличие цели

2. требует от субъекта специальной подготовки

3. направлена на получение знания о предмете

4. носит полезный характер

С точки зрения законов аэродинамики шмель летать не способен, но он этого не знает и продолжает летать…

Нужно верить и знать, что все в этой жизни происходит ради твоего же блага и ты должен только одно: БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ И НЕСТИ СЧАСТЬЕ!

Instagram






"⚡Нам выпало интересное время:в материальном смысле наш мир. лучше, чем был когда-либо раньше, но это не мешает нам коллективно сходить с ума. По развитым европейским странам расползается. чувство беспомощности. Это ПАРАДОКС ПРОГРЕССА: чем лучше становится жизнь, тем больше тревоги и отчаяния мы ощущаем"⚡✍️- американский блогер и консультант по личностному развитию Марк Мэнсон, книга" Всё хреново. "✍️. Углубимся в пропедевтику✍️ (историю мысли человечества, зафиксированную в книгах) ✍️ ⚡ДРЕВНИЙ МИР⚡. ВОСТОЧНАЯ философия - интроверная (она с детства ориентирует человека на анализ своих поступков - погружение в себя✍️). Что на выходе?🤔 Философские практики по стрессоустойчивости💪, а продуктом восточной философии стали Религии разных направлений✍️ (буддизм в Индии, конфуцианство в Китае, христианство в Палестине, ислам на аравийском полуострове и др) ✍️ ЗАПАДНАЯ же философия (АНТИЧНАЯ) - космоцентричная✍️, то есть, ориентированная на изучение устройства внешнего мира - родина рационального мышления👆 (формулы - наука-натурфилософия✍️). Какой продукт?🤔 Наука примененная на практике - комфортная среда жизни для человека (технологии)👆. Итак, 6-5 вв до Н. Э. ВОСТОК (АЗИЯ) делает ставку на познание человеком самого себя, ЗАПАД (ЕВРОПА, АНТИЧНОСТЬ) делает ставку на облегчение жизни человека, думая, что так человек станет добрее, умиротвореннее в благодарность за этот комфорт🤔. 21 век, наши дни: время подводить итоги, какой путь (восточный или западный) оказался верным? 🤔 Чем за комфорт заплатила Европа? 🤔


Деятельность человека
(структуры, формы, мотивы, результат)

Ключевые слова конспекта: деятельность человека, структура деятельности, формы деятельности человека, мотивы, цель, виды действий, результат.

Определение деятельности человека
и отличия от поведения животных

Деятельность человека — это его активность, направленная на достижение поставленных целей, которые связаны с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства.

(альтернативное определение): Деятельность — человеческая форма активности, направленная на преобразование окружающей среды.


Развитие общества — результат деятельности людей. Дeятeльнoсть человека:

  • носит сознательный характер (человек осознаёт цель и способы её достижения, предвидит результат);
  • связана с изготовлением, употреблением и хранением орудий труда;
  • носит общественный характер; она осуществляется, как правило, в коллективе и для коллектива.

Структура деятельности человека

Основными компонентами деятельности являются субъект и объект. Субъект — тот, кто осуществляет деятельность: человек, группа людей, организация, государственный орган. Объект — то, на что направлена деятельность: природные материалы, различные предметы, сферы общественной жизни, различные группы людей, другой человек, сам субъект.

Деятeльнoсть имеет определённую структуру.

Формы деятельности человека

Мотивы и цель деятельности человека

Мотивы деятельности — это внутренние побудительные силы субъекта деятельности. Мотивами деятельности являются: потребности, социальные установки, убеждения, интересы, влечения, эмоции и идеалы.

мотивы

Цель — это то, чего субъект деятельности хочет достичь. Цель — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность. Человек, начиная любую дeятeльность, всегда ставит (полагает) цель.

Достижение цели зависит от выбора средств. Средства достижения цели — это сумма знаний, которой обладает субъект деятельности: орудия труда, физическая сила, жизненный опыт и трудовая квалификация.

(альтернативное определение): Средства — это приемы, способы действий, деньги, орудия, предметы, приспособления для осуществления деятельности. Чем шире набор средств, тем больше вероятность достижения цели.

Разновидности деятельности человека

Деятельность состоит из ряда действий. Действием называется процесс, который направлен на достижение поставленной цели. Действие — это проявление волеизъявления людей.


Различают следующие виды действий:

  • целенаправленное действие — действие субъекта деятельности, которое отличается рационально поставленной целью и продуманными средствами;
  • ценностно-рациональное действие — действие, при котором субъект деятельности поступает в соответствии со своими убеждениями о долге, доброте и зле;
  • аффективное действие — действие, связанное с душевным волнением, при котором субъект деятельности стремится удовлетворить свою потребность в чём-либо;
  • традиционное действие — действие, связанное со сложившейся привычкой.

Структура протекания деятельности

Структура протекания деятельности

Результат деятельности

Результат является завершающим звеном в структуре деятельности, которое подтверждает достижение поставленной цели. Иначе: Результат — конечный итог, завершающий деятельность.

результат

результат деятельности


Развитие общества — результат деятельности людей. В процессе деятельности происходит формирование и самореализация личности.

Деятельность человека и поведение животных

Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой (с природой, другими живыми существами). Внешне это прояв­ляется в заметных движениях (двигательной активности). Труд­нее обнаружить внутреннюю (психическую) активность, которая как бы включена в поведение. Например, известно немало фак­тов, говорящих о привязанности собаки к хозяину. В литературе описан случай, когда собака несколько лет продолжала ходить на станцию ко времени прихода поезда, на котором прежде воз­вращался с работы ее умерший хозяин.

Отметим, что в любом случае животные приспосабливаются к окружающей среде. При этом они могут употреблять природ­ные предметы в качестве орудий и даже изготовлять их с по­мощью своих естественных органов. Они используют эти предме­ты для добывания пищи, обороны, строительства жилища, т. е. для удовлетворения своих жизненных потребностей. Воз­можности поведения животных определяются строением их тела, природными условиями, в которых они живут

От приспособительного поведения животных отличается практически преобразовательная деятельность человека. Чело­век не ограничивается приспособлением к существующим при­родным и социальным условиям, хотя приспособительное поведе­ние занимает большое место в его жизни. Однако приспособление — не предел че­ловеческих возможностей. Только человеку присуща такая фор­ма активности, как деятельность, которая не ограничивается приспособлением к окружающей среде, а преобразует ее. Для этого используются не только природные предметы, но, прежде всего, средства, созданные самим человеком. И поведение жи­вотных, и деятельность человека сообразуются с целью (т. е. це­лесообразны). Например, хищник прячется в засаде или крадет­ся к жертве — его поведение сообразуется с целью: добыть пи­щу. Птица с криком улетает от гнезда, отвлекая внимание чело­века. Сравните: человек строит дом, все его действия в этом случае тоже целесообразны. Однако для хищника цель как бы задана его природными качествами и внешними условиями. В основе этого поведения — биологическая программа поведе­ния, инстинкты. Человеческая деятельность характеризуется ис­торически сложившимися (как обобщение опыта предшествую­щих поколений) программами. При этом человек сам определяет свою цель. Он способен выходить за рамки программы, т. е. имеющегося опыта, определять новые программы (цели и способы их достижения). Целеполагание присуще только человеческой деятельности.

В структуре деятельности следует, прежде всего, различать субъект и объект деятельности. Субъект — тот, кто осуществля­ет деятельность, объект — это то, на что она направлена. Напри­мер, земледелец (субъект деятельности) воздействует на землю и выращиваемые на ней культуры (объект деятельности). Для бригады строителей-отделочников (субъекта) строящийся дом — объект. Для Министерства образования как субъекта деятельно­сти все учебные заведения страны — объект, в отношении которого осуществляется управленческая деятельность. Итак, субъ­ектом деятельности может быть человек, группа людей, органи­зация, государственный орган. Объектом могут быть природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни лю­дей. Деятельность субъекта может быть направлена также на другого человека. Например, тренер воздействует на спортсмена (тренирует его). Объектом деятельности артиста является публи­ка в зале (аудитория). Наконец, деятельность субъекта может быть обращена на самого себя (человек сознательно тренирует свое тело, закаляет его, воспитывает свою волю, занимается са­мообразованием и т. д.).

Далее в структуре деятельности можно выделить цель, сред­ства ее достижения и результаты. Выше уже отмечалось: чело­век начинает любую деятельность с того, что ставит (полагает) перед собою цель.

Цель — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность. Например, в голове архитектора, прежде чем начнется строительство дома, возникает его образ. В самом деле, можно ли начинать строить здание, не представляя себе, каким оно будет (многоквартирный дом или административное здание, деревенская изба или храм, казарма или дворец). Его образ может быть показан в рисунке, чертеже, объемной модели, но прежде он возник в сознании ар­хитектора. Государственный деятель, начиная реформы, должен ясно представлять себе их результат. Учитель осознает, какие знания и умения получат ученики в результате его педагогиче­ской деятельности.

Итак, цель — это то, что представляется в сознании и ожида­ется в результате определенным образом направленной деятель­ности.

Нередко действия людей приводят к иным результатам, чем те, к которым они стремятся. Философ Г. Гегель приводит такой пример. Человек из мести поджигает дом другого человека, от него загораются стоящие рядом дома, гибнет имущество других людей, а может быть, и сами люди. Такого результата своих дей­ствий преступник не ждал. Результат усилил его вину, и, таким образом, он получил обратный удар. Использованное им сред­ство породило совсем иные обстоятельства, чем было задумано.

Говоря о структуре деятельности, укажем также на то, что деятельность состоит из действий. Так, учебная деятельность включает в себя разнообразные действия: запись лекций, чтение книг, решение задач и др. Деятельность космонавтов включает себя наблюдения за Землей, наладку приборов, проведение экс­периментов, ремонтные работы, тренировки и т. д. Деятель­ность земледельца — вспашку, посев, прополку, уборку урожая. В действии тоже можно усмотреть цель, средство, результат. На­пример, прополка имеет целью создать условия роста культур­ных растений.

Любая деятельность предстает перед нами как цепь дейст­вий. Можно ли при этом говорить о поведении человека? Да, но во многих случаях имеется в виду, как он выполняет свою рабо­ту, как относится к ней, к другим людям, к себе.

Представим себе деятельность продавца. Эта несомненно нужная людям работа может осуществляться по-разному. Один приветлив, порядочен, аккуратен, собран, другой грубит покупателям, пытается их обмануть, выполняет свои обязанно­сти кое-как. Два человека заняты одинаковой деятельностью, но поведение их различно. Если деятельность состоит из действий, то поведение — из поступков.

(Вспомните критерии нравственной и правовой оценки по­ступков. Подумайте, какие поступки может совершить человек в процессе той или иной деятельности.)

Деятельностьспособ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.

Деятельность человека имеет определенное сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.




Мотивсовокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. В качестве мотивов могут выступать: потребности; социальные установки; убеждения; интересы; влечения и эмоции; идеалы.

Цель деятельностиэто осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека. Деятельность состоит из цепи действий. Действиеэто процесс, направленный на реализацию поставленной цели.



Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.

Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития: игра, общение, учение, труд.

Играэто особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых.

Характерные черты игры: происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.

Общение – это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Часто его расширяют, включая обмен иматериальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию [материальную или духовную (информационную)].



Существует несколько классификаций общения.



В современной науке существует несколько подходов по вопросу связи между деятельностью и общением:

– общение – это элемент любой деятельности, а деятельность – необходимое условие общения, между ними можно поставить знак равенства;

– общение – один из видов деятельности человека наряду с игрой, трудом и т. д.;

– общение и деятельность – это разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существовать без деятельности.

Учениеэто вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Учение может быть организованным (осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осуществляется в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат).

Учение может приобрести характерсамообразования.

По вопросу, что такое труд, существует несколько точек зрения:

– труд – это любая сознательная деятельность человека. Там, где есть взаимодействие человека с окружающим миром, можно говорить о труде;

– труд – один из видов деятельности, но далеко не единственный.

Трудэто вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.

Характерные черты труда: целесообразность; нацеленность на достижение запрограммированных, ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практическая полезность; получение результата; развитие личности; преобразование внешней среды обитания человека.

В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.

Основные классификации деятельности

По объектам и результатам (продуктам) деятельности – создание материальных благ или культурных ценностей.




Творчествоэто вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (например, новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения).

Творчество – это компонент какой-либо деятельности человека и самостоятельная деятельность (например, деятельность ученых, изобретателей, писателей и т. д.).

Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или пропасть. Поэтому необходимо овладевать культурой, языком, знаниями, осваивать способы творческой деятельности, ее важнейшие механизмы.

Важнейшие механизмы творческой деятельности

Комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний.

Воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании.

Фантазия (гр. phantasia – психический образ, плод воображения) – характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.

Интуиция (лат. intueri – пристально смотреть) – знание, условия получения которого не осознаются.

Таким образом, деятельность является способом существования людей и характеризуется следующими чертами:

сознательный характер – человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит ее результаты;

продуктивный характер – направлена на получение результата (продукта);

– преобразующий характер – человек изменяет окружающий мир и самого себя;

общественный характер – человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

Образец задания

B3. Установите соответствие между видами деятельности и их проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.


Читайте также: