Сообщение о жизни и творчестве а с грибоедова чтение комедии горе от ума

Обновлено: 17.05.2024

На уроке ученики 9 класса изучили биографию Грибоедова, узнали много интересных фактов о его жизни и творчестве, подготовили презентации и доклады. Прочитали дополнительную литературу, написали развёрнутые ответы. Обсудили историю создания комедии "Горе от ума", вывели проблемы,на которых создана данная комедия.

ВложениеРазмер
План урока. 32.7 КБ
Презентация ученика по биографии Грибоедова. 562.82 КБ
Презентация ученицы по биографии Грибоедова. 2.62 МБ
Презентация о комедии "Горе от ума". 2.96 МБ

Предварительный просмотр:

1.Организационный момент:
Цель : проверка готовности к уроку, подготовка учащихся к восприятию.
Актуализация домашнего задания
2.Опрос учащихся по заданному на дом материалу.
Цель : проверить подготовку к уроку. Вспомнить литературные направления и характерные черты (классицизм, сентиментализм, романтизм)
Метод: практический. Прием: эвристический

Проверка домашнего задания- раздаю карточки: правильно соотнесите литературное направление и характерные для него черты

Каждый ученик работает самостоятельно со своей карточкой, время выполнения 3-5 минут.

Ученики сдают работы

2. Вступительное слово учителя. Обращаю внимание учеников на эпиграф урока, прошу зачитать

Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! Написать его биографию было бы делом его друзей ,но замечательные люди исчезают у нас ,не оставляя по себе следов .

Готовность всех учащихся к уроку, к восприятию нового материала. Психологический настрой.

2.Работа с оборудованием

Слушают грибоедовские вальсы.

2.Работа с оборудованием

ОТВЕТЫ подготовленных детей.1-й ученик:

Психологический, эмоциональный настрой.

Актуализация изученного материала учебника, дополнительной литературы. Возникновение у учащихся внутренней потребности включения в учебную

деятельность. Намечаются ведущие в каждой подгруппе.

Быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Отстаивание собственных позиций.

Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения заданий.

1. Опрос учеников

2. Составить план- конспект

3. Какие факты биографии писателя вас заинтересовали?

-Зачитайте свои планы, выделите в каждой части ключевые слова.

4.Показ моей презентации

Работа с учебником, составление плана.

Работа со словарем Ожегова и литературоведческих терминов.

Закрепление учебного материала
Цель : закрепить и осмыслить знания о личности и трагической судьбе Грибоедова, развивать умение выстраивать биографию жизни и творчества писателя.

-Назовите примерное количество рукописных копий?

-Каков тираж, издаваемых в то время произведений?

-Когда впервые комедия была напечатана без цензурных искажений?

-Каковы основные художественные принципы писателя Грибоедова?

-Привести примеры из текста комедии 1-2 действия

Достижение цели.
При необходимости вносятся дополнения, исправления учениками.

Объявляю оценки, даю домашнее задание.

Просмотр буктрейлера учениками.

Отстаивание собственных позиций. Использование эпиграфа урока.

Мотивация к чтению комедии.


Звучит вальс Грибоедова.

Аттестуемый педагог : Ермолаева И.Л.

Тема урока : А.С. Грибоедов : личность и судьба

Тип урока : Комбинированный

Методы : словесный, наглядный ,частично-поисковый ,практический

Приемы : выразительное чтение , наблюдение ,словесное описание, анализ текста, слушание музыки, практическая работа

Оборудования : портреты А. С. Грибоедова, два его вальса, компьютер, компьютерная презентация, буктрейлер, словари,воспоминания писателей и современников


Самоанализ открытого урока по литературе

ТЕМА : А.С. Грибоедов :личность и судьба

Тип урока : комбинированный

Методы : словесный, наглядный ,частично-поисковый ,практический

Приемы : выразительное чтение , наблюдение ,словесное описание, анализ текста, слушание музыки, практическая работа

Все этапы урока логически связаны.

Ожегова и словарю литературоведческих терминов. Вспомнили литератуные на-

правления : романтизм, классицизм, сентиментализм и их основные черты.

Межпредметные связи: Русский язык ( лексическое значение и словарная работа с вышеуказанными словами), теория литературы и словесность (литературные направления: классицизм ,сентиментализм ,романтизм) ,искусство (изо и музыка)-описание портретов поэта и слушание грибоедовских вальсов.

Актуальность-тема затрагивает разные стороны личности А.С.Грибоедова, показывая его гениальность, неординарность, одаренность. Методы целесообразны.

Методикой преподавания владею. Учащиеся были активны, работали с интересом и организованно, некоторые работали с дополнительной литературой дома. Условия и обстановка располагали к усвоению нового материала .

Оборудования : портреты А. С. Грибоедова, два его вальса, компьютер, компьютерная презентация, буктрейлер, словари, воспоминания писателей и современников

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

А.С.Грибоедов: личность и судьба Как жаль, что Грибоедов Не оставил своих записок! Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. А.С.Пушкин

Детство А.С.Грибоедова Грибоедов родился в Москве в обеспеченной родовитой семье. Его предок, Ян Гржибовский, в начале XVII века переселился из Польши в Россию. Фамилия Грибоедов представляет собой ни что иное, как своеобразный перевод фамилии Гржибовский. По свидетельству родственников, в детстве Александр был очень сосредоточен и необыкновенно развит. Существуют сведения, что он приходился внучатым племянником Александру Радищеву. В 6-летнем возрасте свободно владел тремя иностранными языками, в юности уже шестью, в частности в совершенстве английским, французским, немецким и итальянским. Очень хорошо понимал латынь и древнегреческий язык.В 1803 году его отдали в Московский университетский благородный пансион; через три года Грибоедов поступил на словесное отделение Московского университета. В 1808 году получил звание кандидата словесных наук, но не оставил учёбу, а поступил на нравственно-политическое отделение, а потом на физико-математическое отделение.

Дуэль Дуэль между Грибоедовым и Якубовичем состоялась в 1818 году, в Грузии. Якубович был переведён в Тифлис по службе, там же оказался проездом и Грибоедов, направляясь с дипломатической миссией в Персию. Грибоедов был ранен в кисть левой руки.

Вальсы Грибоедова По форме своей оба вальса незатейливы, представляют собой простейшие виды двухчастной формы. Фортепианная фактура их тоже предельно проста, нет никаких попыток широкого письма с мало-мальски эффектным пианистическим изложением – отсутствуют яркие кульминации, броские пассажи. Одним словом, все чрезвычайно камерно и интимно. Они написаны в том самом ключе, в каком музицирование упоминается в приведенных цитатах из литературных произведений А. Грибоедова. Оба грибоедовских вальса обнаруживают несомненное музыкальное дарование автора, но еще не созревшее и не получившее надлежащей обработки и отделки. Словом, это музыка любительская. И, тем не менее – один из парадоксов искусства! – именно грибоедовские вальсы приобрели необычайную популярность. Современники восхищались его вдохновенными импровизациями. Карьере пианиста помешало то, что во время одной из дуэлей соперник прострелил Грибоедову мизинец левой руки (именно по изуродованному пальцу Грибоедов был опознан среди погибших при нападении религиозных фанатиков на русскую миссию в Тегеране в 1829-м).

Литературно-исторические заметки юного техника

Согласно одной из весьма распространённых в литературе версий, Грибоедов как-то присутствовал на светском вечере в Петербурге и был поражён тем, как вся публика преклоняется перед иностранцами. В тот вечер она окружила вниманием и заботой какого-то не в меру болтливого француза. Грибоедов не выдержал и сказал пламенную уличительную речь. Пока он говорил, кто-то из публики заявил, что Грибоедов сумасшедший, и, таким образом, пустил слух по всему Петербургу. Грибоедов же, дабы отомстить светскому обществу, задумал написание комедии по этому поводу.

В июне 1824 года, приехав в Петербург, Грибоедов провёл существенную стилистическую правку первоначальной редакции, изменил часть первого акта (сон Софии, диалог Софии и Лизы, монолог Чацкого), в заключительном акте появилась сцена разговора Молчалина с Лизой. Окончательная редакция была завершена лишь осенью 1824 года.

Выход в свет

Известный актёр и хороший знакомый А.И. Грибоедова П.А.Каратыгин так вспоминал о первой попытке автора познакомить публику со своим творением:

Театральные постановки

Артист П.А.Каратыгин в своих записках вспоминал:

Впервые комедия появилась на сцене в 1827 году, в Эривани, в исполнении актёров-любителей — офицеров Кавказского корпуса. На этом самодеятельном спектакле присутствовал автор.

Восприятие обществом и критика

Несмотря на то, что полный текст комедии так и не попал в печать, сразу после публикации отрывков пьесы Булгариным, вокруг произведения Грибоедова развернулись бурные дискуссии. Одобрение отнюдь не было единодушным.

Анализ комедии

    Свежо предание, а верится с трудом;

Конфликт пьесы

Таким образом, кульминация любовного сюжета мотивирует кульминацию сюжета общественно-идеологического. Благодаря этому обе внешне самостоятельные сюжетные линии пьесы пересекаются в общей кульминационной точке — пространной сцене, итогом которой становится признание Чацкого сумасшедшим.

После кульминации сюжетные линии вновь расходятся. Развязка любовной интриги предшествует развязке общественно-идеологического конфликта. Ночная сцена в доме Фамусова (д. IV, явл. 12-13), в которой участвуют Молчалин и Лиза, а также София и Чацкий, окончательно объясняет положение героев, делая тайное явным. София убеждается в лицемерии Молчалина, а Чацкий узнает, кто был его соперником:

Система персонажей

Чацкий и София в исполнении М.И. Царева и И.А. Ликсо, постановка 1938 года

Но когда Чацкий убеждается, что София его не любит, всё и вся в Москве начинает раздражать его. Реплики и монологи становятся дерзкими, язвительными — он гневно обличает то, над чем ранее беззлобно смеялся.

София
в исполнении И.А. Ликсо

София умна, наблюдательна, рациональна в своих поступках, но любовь к Молчалину, одновременно эгоистическая и безрассудная, ставит ее в нелепое, комическое положение.

Фамусов и Скалозуб
в исполнении К.А. Зубова и А.И. Ржанова

Фамусов
в исполнении К.А. Зубова

Скалозуб
в исполнении А.И. Ржанова

Хлестова
в исполнении В.Н. Пашенной

Загорецкий
в исполнении И.В. Ильинского

Драматургическое новаторство пьесы

Портрет А.С.Грибоедова (худ.И.Крамской)

Грибоедов Александр Сергеевич

[4(15) января 1790, по др. сведениям 1795, Москва — 30 января (11 февраля) 1829, Тегеран], русский писатель, дипломат.

Александр Сергеевич Грибоедов родился 15 января 1795 года в Москве, в старинной дворянской семье.

У Александра было прекрасное домашнее образование, он в 11 лет поступил в Московский университет и в 1810 году окончил два факультета - юридический и словесности. Грибоедов отлично знал иностранные языки, в том числе и древние.

В 1812 году он поступил добровольцем в армию, но участия в боевых действиях принять ему не пришлось.

В 1817 году Александр Грибоедов был зачислен в Коллегию иностранных дел, служить ему пришлось не в Москве, а в Петербурге. Там он знакомится с будущими декабристами - Одоевским, Рылеевым, Бестужевым. К этому периоду относятся и первые литературные опыты Грибоедова - комедии "Своя семья" (в соавторстве с Шаховским и Хмельницким), "Студент" (в соавторстве с Катениным).

В 1818 году Грибоедов назначается секретарем русской миссии в Тегеране, а в 1822 году - еще и секретарем по дипломатической части генерала А.П.Ермолова (командовавшего русскими войсками на Кавказе и бывшего одновременно чрезвычайным и полномочным послом в Тегеране).

Переехав в Тифлис (ныне - Тбилиси), Грибоедов работает над своим главным произведением - комедией "Горе от ума" (вначале названной "Горе уму"). Работа была завершена в 1824 году в Петербурге. Цензура запретила публиковать текст пьесы, лишь небольшие отрывки были изданы в 1825 году в альманахе "Русская Талия".

Ознакомившись с комедией, А.С.Пушкин так отозвался о ней: "О стихах я не говорю: половина - должны войти в пословицу".

В 1825 году Грибоедов возвратился на Кавказ, но вскоре был арестован и доставлен в Петербург в связи с восстанием декабристов. Однако причастность Грибоедова к заговору доказать не удалось и он возвратился в Тифлис.

В апреле 1828 года он был назначен послом в Тегеран. По пути туда Грибоедов несколько месяцев пробыл в Грузии и женился на юной 16-летней княжне Нине Чавчавадзе. Но его счастье оказалось недолгим: 11 февраля 1829 года при разгроме русской миссии в Тегеране фанатиками-мусульманами Александр Грибоедов был убит.

Его похоронили в Тифлисе в пантеоне Грузии - на горе Давида. На надгробной плите могилы Грибоедова его жена попросила высечь слова: "Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?".

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: познакомить учащихся с личностью, судьбой и творчеством Грибоедова, историей создания произведения, особенностями жанра комедии.

Слово учителя (биография Грибоедова).

Просмотр видео по биографии писателя. Дополнения учителя.

История создания произведения. Драма. Комедия.

Знакомство с 1 действием. Работа с текстом.

Глупые мысли бывают у всякого, только умный их не высказывает.

Человек таков, каково его представление о счастье.

Говорят, талантливый человек талантлив во всём. Это высказывание подходит как нельзя лучше Грибоедову. Блестящий дипломат, поэт, драматург – он ещё был блестящим музыкантом-пианистом. Один из его вальсов известен до сих пор (прослушивание).

Жизнь Александра Сергеевича Грибоедова напоминала роман – с приключениями, с острыми сюжетными поворотами, с загадочными страницами. Нам сложно представить, что можно в 11 лет поступить в Московский государственный университет, да еще окончить 3 факультета, один из которых(философский) закончить через 2 года, стать автором многих научных трудов, владеть французским, немецким, английским, итальянским, самостоятельно изучать латынь и греческий, а впоследствии и персидский, арабский, турецкий…

Пояснения к видео : с 1818 года Грибоедов указывал год своего рождения -1790. В поздней датировке скрывалась важная для современников тайна, возможно и ставшая причиной хронологического сдвига. Мать Грибоедова была официально обвенчана только в 1791 году, т.е. он был незаконнорожденным.

Нина Грибоедова-Чавчавадзе прожила 45 лет, замуж больше не выходила, хотя многие достойные поклонники добивались ее руки. Она не чуралась развлечений и балов, сопровождая отца и сестру, но повсюду появлялась в трауре. Нина Грибоедова не снимала чёрное платье 28 лет, умерла она, заразившись холерой от родственников, за которыми ухаживала во время эпидемии.

Какие отличительные особенности драматического произведения вам известны?

Основные жанры драмы: трагедия, драма, комедия. Что представляет из себя последний жанр?

Считается, что , будучи в Персии, Грибоедову приснилось, как он рассказывает о плане комедии, и ,пробудившись, он составляет план сцен первого акта.

Драма предназначена для исполнения на сцене, содержание её составляют речи действующих лиц в форме диалога и монолога, сопровождаемые ремарками – авторскими указаниями об обстановке действия, о внутреннем состоянии и поведении героев, их мимике и жестах.

Комедия – жанр драмы, в котором высмеиваются отдельные стороны общественной жизни, отрицательные черты и качества характера людей

Чтение не может дать полного представления о жанре драмы, потому что во время исполнения на сцене искусство слова дополняется искусством актерской игры, которое усиливает впечатление от спектакля.

Просмотр отрывка спектакля.

Работа с текстом произведения.

Найдите ответы на вопросы:

Как Фамусов относится к чтению? Как это его характеризует?

Какие слова характеризуют Лизу как разумного человека, который понимает, что отношение господ к слугам очень переменчиво?

Что стало причиной , по мнению Фамусова, подозрительного поведения его дочери? (явл. 4)

Читайте также: