Сообщение на тему интонация логическое ударение

Обновлено: 30.06.2024

Цель лекции – раскрыть природу русского словесного ударения, дать понятие об интонации, ее функциях.

1. Ударение. Фонетическая природа русского словесного ударения.

2. Функции словесного ударения.

3. Безударные слова.

4. Фразовое, тактовое и логическое ударение.

5. Интонация. Элементы интонации.

6. Функции интонации.

7. Понятие об интонационных конструкциях.

1. Фонетическая природа русского словесного ударения

Словесное ударение – это физическое выделение одного из слогов неодносложного слова. При помощи ударения часть звуковой цепи объединяется в единое целое – фонетическое слово.

Способы выделения ударного слога в разных языках различны. В русском языке ударный слог отличается от безударных большей длительностью, силой и особым качеством входящих в него звуков и характеризуется как количественное, силовое или динамическое.

Сила гласного проявляется в его громкости. У каждого гласного есть свой порог громкости, или ударности. Гласные, произносящиеся громче этого порога, воспринимаются как ударные. Ударные гласные характеризуются и особым тембром. Ударность / безударность – это свойство не только гласного, но всего слога. Для ударного слога характерна четкость артикуляции всех звуков. Взаимовлияние гласных и согласных гораздо сильнее проявляется в безударных слогах.

В русском языке ударение может падать на любой слог слова и на любую морфему – приставку, корень, суффикс и окончание: выпустить, домик, дорога, столовая, дела, дорогой, распространять, перегруппировать. Такое ударение называется свободным, или разноместным.

Особенностью русского словесного ударения является его подвижность – возможность перемещения ударения с одного слога на другой при изменении слова, например: бeлый – белa – белeе. При этом следует помнить, что в русском языке преобладают слова с неподвижным ударением: звонить – звонил; тoрт – тoрты – тoрта .

Некоторые слова в русском языке могут иметь не одно, а два или три ударения – одно основное, другие – побочные. Побочные ударения чаще всего выделяют первый слог, а основное падает на другие слоги. Побочное ударение имеют сложные слова из двух основ (дрeвнерусский), многие сложносокращённые слова (стрoйматериалы), слова с приставками после, вне, меж, внутри и иноязычные элементы архи, анти, супе (oкололитературный, суперобложка). В сложных и сложносокращённых словах, состоящих из 3 основ, возможно 3 ударения (aэрофoтосъeмка).

Не всякое сложное слово имеет побочное ударение. Побочное ударение бывает, когда обе части слова чётко выделяются в смысловом отношении. Если сложение основ выделяется слабо или не выделяется, то побочного ударения не наблюдается: хлебозавoд, достовeрный.

2. Функции русского ударения

Словесное ударение выполняет в языке разные функции. Благодаря организующей функции слоги и части синтагм объединяются в фонетическое слово; делимитативная функция – это способность служить средством разделения фонетических слов одного от другого; лексикологическая (смыслоразличительная) функция ударения является средством различения смысла слов (aтлас и атлaс); морфологическая функция ударения – быть дополнительным средством разграничения грамматической формы одного слова или разных (вoлос и волoс, пuща и пищa).

Местом ударения могут различаться варианты слов:

– общеупотребительный и профессиональный (дoбыча и добыча);

– литературный и диалектный (хoлодно и холоднo);

– литературный и просторечный (магазuн и магaзин);

– нейтральный и разговорный (приговoр и прuговор).

3. Безударные слова

Некоторые слова в речи не имеют ударения. Они примыкают к другим словам, составляя с ними одно фонетическое слово. Безударное слово, стоящее впереди ударного, называется, как мы уже говорили, проклитикой.

Проклитиками обычно бывают односложные предлоги, союзы и некоторые частицы: на горе, ко мне; сестра / и брат; сказал, /чтобы пришли; не знаю.

Безударное слово, стоящее после ударного, к которому оно примыкает, называется энклитикой; энклитиками бывают обычно односложные частицы: скажи-ка, он же, придёт ли. Некоторые односложные предлоги и частицы могут принимать на себя ударение, и тогда следующее за ними самостоятельное слово оказывается энклитикой: на спину, под руки.

Абсолютные проклитики и энклитики, примыкая к основному слову, сливаются с ним в одно фонетическое слово, где гласные и согласные звуки произносятся как в одном лексическом слове: до сада (ср. досада), на силу (ср. насилу), при вольном (ср. привольном).

Относительные проклитики и энклитики, не имея своего ударения и примыкая к ударному слову, не полностью утрачивают некоторые фонетические признаки самостоятельного слова, заключающиеся в особенностях произношения некоторых звуков. Например, безударный союз но сохраняет в произношении звук [о]: мороз, но солнце [но-сонцъ] (ср. на солнце [на-сонцъ]). У некоторых безударных местоимений произносятся гласные, не характерные для безударных слогов: те леса [т'э-л'иса] (ср. телеса [т’ьл, иэса]); дьяк он [д'jак-он] (ср. дьякон [д'jакън]) и др. Отдельные клитики могут сохранять признаки самостоятельного слова, характеризуясь побочным ударением. Такие клитики называют относительными, например: во фразе Через весь залив тянулся луч прожектора выделяется в первом слове относительная проклитика чeрез – вeсь, которая характеризуется слабым ударением.

4. Фразовое, тактовое и логическое ударение

Если в составе фразы или такта имеется несколько фонетических слов, то одно из них выделяется с большей силой и длительностью. Выделение одного из речевых тактов во фразе называется фразовым ударением (. ), выделение одного из слов в речевом такте – тактовым ударением (˝). Фразовое и тактовое ударение не связаны прямо со смыслом; слова, выделяемые фразовым и тактовым ударением не являются важными в смысловом отношении.

Их функция заключается в организации (объединении) фонетических слов и речевых тактов в составе фразы. Слова, выделяемые фразовым и тактовым ударением, находятся обычно в конце, они служат границами фраз и тактов.

Логическое ударение сильнее фразового и может падать на любое слово во фразе и такте. Логическое ударение передает различные смысловые отношения, оценочные суждения, выражает субъективную оценку: У меня сегодня день рождения; У меня сегодня день рождения; У меня сегодня день рождения.

5. Интонация. Элементы интонации

Наряду с ударением большую роль в построении фраз и речевых тактов играет интонация.

С точки зрения акустики интонация – это изменение частоты основного тона и интенсивности. Кроме того, интонация включает в себя и другие характеристики: темп, логическое ударение, ритм, тембр, паузы.

Мелодика – это понижение или повышение голосового тона. Фразы На улице дождь; На улице дождь? произносятся с разной интонацией и у них разная мелодика. В первой фразе голосовой тон к концу понижается, а во второй – повышается. В зависимости от повышения и понижения голоса выделяются разные интонационные конструкции.

Между фразами обычно бывает перелом голосового тона, сопровождающийся паузой.

Темп характеризуется скоростью произнесения речевых отрезков. Темп различается не только в разных языках, но и в одном языке: одна и та же фраза может быть произнесена с разной скоростью. Медленный темп отличается некоторой торжественностью. Определенный темп речи соблюдается при диктовке, беседе.

Логическое ударение – это выделение во фразе или такте слова, важного по смыслу.

Тембр – это окраска голоса, которая может меняться; тембр может быть мягким, строгим, повелительным, заискивающим и т.д.

6. Функции интонации

Основной фонетической функцией интонации является организующая: интонация членит речевой поток на отдельные отрезки – фразы и такты. Кроме того, интонация объединяет фонетические слова в речевые такты, а такты во фразы.

Различая в потоке речи предложения разных видов, интонация выполняет и коммуникативную функцию. Так, благодаря интонации мы различаем основные коммуникативные значения предложений: повествование, вопрос, побуждение. Ср.: Мы идем в библиотеку. Мы идем в библиотеку? Мы идем в библиотеку.

Интонация может указывать на различные семантические и грамматические отношения между единицами, образующими высказывание. Реплика Хороо-ошенькая история!, произнесенная с особой интонации может получить иную смысловую интерпретацию.

Интонация может передавать отношение говорящего к содержанию своего высказывания или высказывания собеседника, передавать информацию об эмоциональном состоянии говорящего.

7. Понятие об интонационных конструкциях

В русском языке традиционно выделяют шесть или семь (Е.А. Брызгунова) основных интонационных конструкций (ИК). ИК представляет собой упрощенную схему движения голосового тона. Каждая ИК имеет три обязательных элемента – центр (слог, на который падает основное ударение рассматриваемой единицы), предцентровую часть (слоги, предшествующие центру) и постцентровую часть (слоги, находящие за центром). Предцентровая или постцентровая часть может отсутствовать: например, во фразе Кто здесь? отсутствует предцентровая часть, а во фразе Я тут нет постцентровой части.

У всех ИК одинакова предцентровая часть, которая произносится на среднем уровне. Основное движение тона – понижение или повышение –происходит в центре. Постцентровая часть может произноситься выше среднего или ниже среднего тона. Таким образом, основными различительными признаками ИК является соотношение мелодики в центре и постцентровой части. Различают шесть основных ИК.

ИК-1 характеризуется резким понижение тона в центре и произнесение постцентровой части ниже среднего. Такая интонация встречается при завершенности в повествовательных предложениях: Ночью выпал снег. (Центр ИК находится на ударном слоге выделенного слова).

ИК-2 – тон в центре незначительно понижается или остается на прежнем уровне, в слоге за центром тон ниже среднего. Такая интонация характерна для вопросительных предложений с вопросительным словом: Где пройдет встреча?

ИК-3 – на звуках центра наблюдается резкое повышение тона, тон постцентровой части ниже среднего. ИК-3 встречается в вопросительных предложениях без вопросительного слова, а также характеризует неконечные синтагмы: Ты прочитала эту книгу?

ИК-4 – на звуках центра наблюдается нисходяще-восходящее движение тона, тон постцентровой части выше среднего. ИК-4 встречается в неполных вопросительных предложениях с сопоставительным союзом а: А в чем дело?

ИК-5 – имеет два центра: на звуках первого центра восходящее движение тона, на звуках второго – нисходящее, постцентровая часть – ниже среднего. ИК-5 используется для выражения высокой степени признака, действия, состояния: Как давно это было!

ИК-6 – в центре происходит резкое повышение тона, последующие слоги произносятся выше среднего; используется для выражения неожиданного обнаружения высокой степени признака, состояния: Как она танцует!

1. Богомазов Г. М. Современный русский литературный язык. Фонетика. – М., 2001.

2. Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи. Интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм. – М., 1998.

3. Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В. Краткий справочник по современному русскому языку. – М., 1991.

4. Современный русский литературный язык. Теория. Анализ языковых единиц / Под ред. Е.И. Дибровой. – М., 2001.

4. Современный русский литературный язык / Под ред. П.А. Леканта. –М.: Дрофа, 2000.

5. Черемисова-Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации. – М., 1999.

Основными средствами оформления предложения являются порядок слов, актуальное членение предложения, интонация и логическое ударение.

Для правильного построения предложения существенное значение имеет порядок слов, последовательность в расстановке членов предложения. В русском языке порядок слов свободный. Это означает, что за тем или иным членом предложения не существует строго закрепленного места. Однако произвольная расстановка слов в предложении может привести к нарушению логических связей между словами и впоследствии к изменению смыслового содержания всего высказывания.

Синтаксическая функция выражается в том, что бывают случаи, кода в зависимости от положения в предложении слово может быть определенным членом предложения.

Сравните: Мать (подлежащее) любит дочь (дополнение). - Дочь (подлежащее) любит мать (дополнение); Приехал больной (определение) человек. - Человек приехал больной (именная часть составного именного сказуемого), Моя мама (подлежащее) - наша учительница (сказуемое). - Наша учительница (подлежащее) - моя мама (сказуемое) и т.д.

Порядок слов в русском языке важен при выражении мысли, так как он выполняет три основные функции.

2. Особый порядок слов может придавать предложению эмоциональную окраску, выполняя при этом стилистическую функцию: Дремлет Красная площадь. Тих прохожего шаг.

3. Порядок слов может различать члены предложения, и тогда он выполняет синтаксическую функцию: Грузовик обогнал автомобиль.

При достаточном свободном порядке слов в русском языке все же выделяются прямой и обратный порядок слов.

При прямом порядке слов члены предложения обычно располагаются так:

- в повествовательных предложениях за подлежащим следует сказуемое: Учительница проверяла наши контрольные работы.
- приглагольное дополнение следует за определяемым словом: Учительница проверяла наши контрольные работы.
- согласованное определение ставится перед определяемым словом: Учительница проверяла наши контрольные работы.
- несогласованное определение стоит после определяемого слова: Она купила платье в горошек.
- обстоятельства могут занимать различное положении в предложении: Вчера он пришёл домой поздно. Мы поедем завтра в деревню.

1) выделить наиболее важные по смыслу члены предложения;
2) выразить вопрос и усилить эмоциональную окраску речи;
3) связать части текста.

Так, в предложении Роняет лес багряный свой убор (А. Пушкин.) инверсия позволяет усилить смысл главных членов предложения и определения багряный (сравните: прямой порядок: Лес роняет свой багряный убор).

В тексте порядок слов является также одним из средств связи его частей: Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. (И. Тургенев.) Инверсия дополнения не только усиливает его смысловое значение, но и связывает предложения в тексте.

Особенно часто инверсия встречается в поэтической речи, где она не только выполняет указанные выше функции, но и может служить средством создания напевности, мелодичности:

Над Москвой великой, златоглавою,
Над стеной кремлевской, белокаменной
Из-за дальних лесов, из-за синих гор,
По тесовым кровелькам играючи,
Тучки серые разгоняючи,
Заря алая подымается.

Интонация включает в себя мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр речи, логическое ударение. Она используется для выражения различных грамматических категорий или для выражения чувств говорящего.

Выделяют различные виды интонации: вопросительную, восклицательную, перечислительную, выделительную, пояснительную и т.д.

Интонация — явление сложное. Она состоит из нескольких компонентов.

1. В каждой фразе есть логическое ударение, оно падает на то слово, которое по смыслу самое важное.
2. Интонация состоит из повышения и понижения голоса — это мелодика речи.
3. Речь протекает ускоренно или замедленно — это образует ее темп.
4. Интонацию характеризует также ее тембр, который зависит от целевой установки и может быть мрачным, веселым, испуганным и т. д.
5. Паузы также часть интонации. Их очень важно делать в нужном месте, так как от этого зависит смысл высказывания:

Как удивили его / слова брата!
Как удивили его слова / брата!

Интонация вопросительных предложений состоит в повышении тона на слове, на которое падает логическое ударение: Ты написал стихи? Ты написал стихи? Ты написал стихи? В зависимости от места логического ударения интонация может быть восходящей, нисходящей или восходяще-нисходящей:

Особенности интонации восклицательных предложений состоят в том, что наивысший подъем тона, сила звучания падают на выделяемое ударением слово.

Логическое ударение - это ударение смысловое, оно может падать на любое слово в предложении, в зависимости от желания и задач говорящего. Оно выделяет в предложении самое главное.

Прочитайте вслух следующие предложения, выделив интонацией отмеченные слова:

1) В нашем саду созрел виноград;
2) В нашем саду созрел виноград;
3) В нашем саду созрел виноград.

Возьмем, например, предложение Брат учится в школе.

Если выделить более сильным ударением первое слово, то подчеркнем, что в школе учится именно брат (а не сестра или кто-нибудь еще). Если выделить второе слово, то подчеркнем, что именно делает брат. Выделив логическим ударением последнее слово, подчеркнем, что брат учится в школе (а не в техникуме, университете и т. п.).

В зависимости от логического ударения меняется смысл предложения.

При изменении места логического ударения меняется и интонация: если логическое ударение падает на последнее слово, то интонация всего предложения обычно спокойная и само логическое ударение слабое. А в остальных случаях интонация напряженная, а само логическое ударение сильное.


«Удивительна емкость чеховской фразы. Петя Трофимов говорит в пьесе: „Вся Россия наш сад“. Актеры на разных сценах в нашей стране и во всем мире по-разному произносят эти четыре слова.
Сделать ударение на слове „сад“ — отозваться на чеховскую мечту о будущем родины.


На слове „наш“ — подчеркнуть чувство бескорыстной собственности, причастности к тому, что дано совершить твоему поколению.


На слове „Россия“ — значит откликнуться на свою принадлежность ко всему русскому, земле не выбираемой, а дарованной с рождения.


Но вернее всего, быть может, поставить ударение на слове „вся“: „Вся Россия наш сад“. Ибо нет уголка в ней, к заботе и нуждам которого мы вправе остаться глухи, который не хотели бы видеть в цветении „вечной весны“.

Порядок слов — средство устной и письменной речи, а логическое ударение — только устной речи.

Умение выделять наиболее значимое в предложении — необходимое условие выразительной устной речи.

Интонация

Тема нашего нового урока – интонация. Мы уже имеем достаточную базу знаний, чтобы разобраться в ней. На предыдущих уроках мы поняли, как работает голос и как влиять на его основные характеристики. А также достаточно подробно изучили различные аспекты правильной дикции и артикуляции.

Цель урока – научиться интонировать и выражать при помощи интонации различные эмоции, усиливать важные моменты в своей речи, обозначать окончание одной мысли и переход к следующей.

Мы изучим различные виды интонирования и научимся применять их на практике.

Содержание:

Цель занятия понятна, поэтому переходим к уроку.

Виды и функции интонации

Для начала разберемся, что же такое интонация. С теоретической точки зрения это некий комплекс просодических характеристик произнесения, которые помогают влиять на смысл речи. Просодия – это наука, которая изучает модификации характеристик голоса во время речи, а именно тон, громкость, темп, ритм и тембр голоса. Напомним, что характеристики голоса мы изучили на прошлых занятиях.

С практической точки зрения интонация – это гораздо более сложное взаимодействие взаимосвязанных компонентов, когда тон, громкость, темп, паузы и тембр реализуются в речевых конструкциях и несут смысловую и эмоциональную нагрузку. Таким образом, интонация – это комплексная характеристика, включающая в себя множество элементов, которые мы разберем чуть позже.

Уточним, что просодия как раздел фонетики изучает, помимо всего прочего, такие особенности произношения как придыхание, глоттализация (сужение/закрытие голосового отверстия), палатализация (смягчение согласных поднятием спинки языка), тип примыкания согласного к гласному (слоги), прочие дополнительные аспекты звукоизвлечения. Конечно, они влияют на интонирование, однако интонация – намного более широкое понятие, чем результат применения того или иного приема артикуляции.

Ввиду того, что наш курс носит прикладной характер, мы сделаем упор на практику. Теорию расскажем вкратце, чтобы у нас с вами было единое понимание используемых в курсе терминов. Начнем с интонем, т.е. типов интонационных средств.

Типы интонем:

Тем, кто захочет вникнуть в тему интонирования поглубже, следует иметь представление о классификации интонем, принятой в науке.

Разновидности интонем:


Все это многообразие конструкций можно свести к трем простым средствам организации речи при помощи интонации.

Базовые виды интонации:

  • повествовательная;
  • вопросительная;
  • восклицательная.

Ключевое слово – базовые, потому что, как мы уже видим, восклицание может означать согласие или несогласие, вопрос может нести в себе отрицание, а уж количество оттенков интонаций в повествовательных предложениях и вовсе не поддается исчислению. Это позитивные и негативные эмоции, радость и грусть, счастье и печаль, и многое другое. Так, у интонации очень много функций.

Функции интонации:

  • Синтаксическая – формулировка мыслей с их оформлением в интонационные группы. Так мы говорим большую часть времени в обычном режиме.
  • Семантическая – коммуникативная организация фразы, членение фразы интонацией на смысловые части.
  • Экспрессивная – выражение собственных эмоций и их силы, воздействие на эмоциональную сферу слушателей.
  • Эвфоническая – обеспечение благозвучия фразы путем деления на соразмерные фрагменты, баланса более громких и тихих отрезков фразы.
  • Стилистическая – приведение речи к тому или иному стилю.

Стилистическую функцию в отдельную категорию выделяют весьма условно, потому что она, так или иначе, является синтаксической, т.е. предназначена для передачи неких сведений или информации. Однако, согласитесь, что диктор в телевизионных новостях подает информацию несколько иначе, чем преподаватель в университете. А сказку на ночь 3-летнему малышу вы будете читать совсем по-другому, нежели рассказывать какой-нибудь случай из жизни 10-12-летнему ребенку.

Есть и другие определения интонации. Например, подразделение на интонацию завершения, выделения, перечисления, предупреждения, пояснения и разделения, а также звательную интонацию. Думается, из этих названий вполне понятно, о чем идет речь.


Другими словами, разные виды и функции интонации реализуются разными способами. Поэтому рассмотрим основные элементы интонирования подробнее.

Основные элементы интонирования

Мы уже начали говорить о способах реализации различных видов и функций интонации, кода рассматривали разновидности интонем. Как вы поняли, добиться того или иного эффекта можно за счет корректировки того или иного элемента интонирования. Далее мы продолжим тему интонационных конструкций и рассмотрим ее отдельные элементы.

Высота или тон звука (выше-ниже)

Итак, повествовательной речи свойственно ровное и спокойное произношение слов и фраз. Речь течет плавно, голос иногда чуть повышается, иногда слегка снижается, однако в целом впечатление от такой речи ровное.

Для вопросительных фрагментов речи характерно повышение тона голоса в начале и понижение к окончанию вопроса. Для восклицания все строго наоборот: тон повышается ближе к окончанию фразы. Если вопрос или восклицание вставить между смысловыми фрагментами речи, удерживать внимание аудитории можно практически до бесконечности. Точнее, до звонка с урока или лекции, т.к. на конференциях и прочих мероприятиях доклады длиннее 30 минут уже давно не практикуются.

Поэтому, если вы научитесь управлять интонацией и удерживать внимание зрителей полчаса – считайте, что эту тему вы освоили. Предвидим вопрос по поводу модных нынче онлайн-стримов, длящихся, как правило, заметно дольше часа.

Так что костяк доклада вписывается в те же полчаса, которые, конечно же, должны быть отработаны, отрепетированы или, как минимум, хорошо продуманы. Тогда, если вы уже справились с постановкой голоса, этого будет достаточно для успешного стрима. В общем, вы поняли, что нам одинаково нужен и высокий, и низкий голос.

Темп (быстрее-медленнее)

Для каждого типа и вида интонемы, каждого вида и функции интонации важно подобрать адекватный темп речи. Студенты не будут понимать преподавателя, если он возьмет ровный повествовательный тон без скачков вверх-вниз, но начнет говорить очень быстро. А если речь будет слишком медленной, они и вовсе уснут.

Сила звука (тише-громче)

Как вы заметили, к данной характеристики речи даже нет парной противоположности. А все потому, что ритмичность имеет важнейшее значение для восприятия речи. Это с громкостью и высотой можно поэкспериментировать, а вот если вы постоянно сбиваетесь с ритма, вам никакие ухищрения не помогут сделать речь красивой и хорошо воспринимаемой.

Под ритмом подразумевается регулируемая последовательность каких-либо характеристик речи. Например, длинных и коротких предложений, логических ударений и безударных конструкций. Так, 5-6 длинных запутанных предложений подряд способны убить интерес аудитории даже к самой интересной теме. Слова-паразиты и неуместные паузы делают речь рваной и тяжело воспринимаемой, даже если оратор говорит дельные вещи.

Тембр

Тембр – важнейшая физическая характеристика голоса. Многие даже сравнивают тембр с отпечатками пальцев в том смысле, что тембральная окраска голоса каждого человека уникальна и индивидуальна. Тембр важен для адекватного интонирования не меньше, чем все остальные голосовые характеристики.

Значит ли это, что возможности интонирования при помощи тембра ограничены природной данностью? Вовсе нет! Ранее мы рассмотрели тему раскрытия резонаторов: грудного, головного, носового, ротового. Так вот, если продолжить работу над резонаторами и их соединением на постоянной основе, можно добиться впечатляющих успехов в управлении собственным тембром. Напомним, что нам дает соединение резонаторов:

1 объемное и мощное звучание голоса;
2 отличную слышимость в аудитории любого размера;
3 возможность перенастраивать голос по ходу выступления;
4 возможность по желанию делать голос выше, ниже, звонче, интимнее, мягче, нежнее и т.д.;
5 больше возможностей для интонирования и выразительности речи;
6 больше возможностей для обогащения индивидуального тембра;
7 возможность сгладить переходные ноты (для певцов).

Напоминаем также, что весь пройденный материал подлежит регулярному повторению вплоть до полного усвоения, а упражнения следует делать ежедневно, пока не увидите результат. Впрочем, некоторые элементы не требуют особых усилий, но способны добавить выразительности вашему интонированию.

Паузы

Даже если вы далеки от актерской профессии, вы вполне можете позволить себе короткие паузы и короткие мимические жесты – движения бровями, поворот головы, взгляд вверх или вниз. Не делайте паузу длиннее, чем та, которую вы в состоянии заполнить. Это дается тренировками, и со временем вы сможете запланировать нужное количество пауз для собственного отдыха без потери внимания аудитории.

Ударения

Использование логических ударений также не требует супер навыков. Единственное ограничение: их не должно быть сильно много, иначе слушатели не поймут, что же самое главное в вашем выступлении. Хотя изредка можно пользоваться и таким приемом как логическое ударение на каждом слове в предложении.

Интенсивность

Эмфатическая долгота

Мелодика

И, наконец, мелодика речи. С научной точки зрения под мелодикой следует понимать изменения во времени частоты основного тона. Другими словами, нужно не просто вовремя сделать то или иное слово или высказывание выше или ниже, но и постараться, чтобы такие подъемы и спуски сливались в единую гармонию звучания. Это также нарабатывается тренировками, а о том, как это тренировать и нарабатывать, мы поговорим дальше.

Как тренировать способность к интонированию

Тренировать способность к интонированию можно с помощью специальных упражнений, которые широко практикуются на актерских курсах и факультетах. К слову, очень многие навыки актера нам могут пригодиться в обычной повседневной жизни. Самая простая тренировка на интонирование – это чтение вслух стихов с выражением. Просто это потому, что стихотворение всегда имеет свой ритм, поэтому вам будет легче контролировать интонацию.

Чтение стихов

Обязательно делайте глубокий вдох в нижнюю часть легких, следите, чтобы не поднимались плечи, а бока и живот оставались раздутыми на протяжении всей строчки. Не выпускайте резко весь воздух на первых же словах строчки – это навредит четкости речи. К тому же вам может не хватить дыхания на всю строчку, а пауза в нелогичном месте для добора воздуха испортит мелодику речи и общее впечатление от вашего чтения стихотворения вслух.

После Есенина и Маяковского можно перейти к любимым авторам или тем стихотворениям, которые вы изучаете в школьном курсе русской литературы и должны будете сдавать (читать вслух) на оценку. Такая тренировка улучшит не только вашу речь, но и успеваемость.

Тот же совет можно дать людям, которые работают над развитием голоса с целью научиться петь. Каждый разбор новой песни следует начинать с того, что просто прочитать песню, как стихотворение, т.е. без музыки, не пытаясь петь. В принципе, любая песня – это стихи, положенные на музыку, так что затруднений быть не должно.

Следующим шагом будет отбивание ритма при чтении стихотворения. Это позволит работать над интонированием комплексно, тренируя все его аспекты, включая темп и ритм. Можно хлопать в ладоши, можно отбивать ритм по столу. Главное, чтобы вы поймали ощущение ритма и больше его не теряли.

Далее нужно усложнить задачу и попробовать сохранить найденный темп, ритм и прочие компоненты интонации, читая стихотворение с карандашом в зубах. Не напрягайте челюсть, не стискивайте зубы – просто расслабьте мышцы челюсти, положите между верхними и нижними зубами карандаш и начинайте читать стихотворение.

Чтение текстов

Чтение текстов вслух следует начинать тренировать после того как вы стали понемногу справляться со стихами. Дело в том, что в стандартном тексте у вас не будет подсказки в виде рифмы, позволяющей быстро вписаться в темп и ритм и найти нужную интонацию. Интонацию вам предстоит задать самостоятельно, и в этом, собственно, и есть смысл упражнения.

Кстати, насчет учебника – это очень хороший лайфхак для молодых родителей, еще не закончивших вуз. Вы вполне можете читать с выражением своему малышу перед сном любой учебник, который вам нужно одолеть к сессии. Смысл совсем маленькие детки пока не понимают, а вот интонацию улавливают отлично. Так что и ребенка успокоите, если он вдруг взялся плакать, и сами не отстанете от учебной программы из-за пополнения в семье и возросшего количества связанных с этим хлопот.

Имитация эмоций

И, наконец, когда у вас начали получаться все предыдущие упражнения, можно взять любой хорошо знакомый вам текст, с которым вы успели плотно поработать, и читать его вслух с выражением разных эмоций. Это может быть стихотворение или песня, рассказ или учебник по сопромату, да даже любая из скороговорок, ранее отработанных вами.

Ваша задача – при чтении изобразить поочередно все базовые эмоции, такие как радость, грусть, гнев, удивление, отвращение, волнение и прочие. Для контроля записывайте себя на видео. У людей, далеких от актерской профессии, изображаемые эмоции, к их удивлению, оказываются на удивление похожими, и отличить в их исполнении отвращение от гнева практически невозможно.

Если это ваш случай, попробуйте более активно артикулировать звуки. Если окажется, что вы не вполне себе представляете, как изображать ту или иную не свойственную лично вам эмоцию, можно лишь посоветовать внимательно смотреть фильмы, чаще ходить в театр и обращать внимание на соотношение мимики и изображаемых актерами эмоций. Со временем вы накопите хороший багаж знаний и без труда сможете воспроизвести нужную вам эмоцию.

К слову, такой же подход можно попробовать, если у вас вызвал затруднение совет имитировать интонации персонажей из классической литературы. Если вы будете больше читать, то быстрее сориентируетесь, чьи интонации вы хотели бы освоить и научиться имитировать. А если вы будете чаще бывать в театре, вы наглядно увидите и услышите, как это делать.

Желающим поработать над английским произношением можно посоветовать книгу Intonation of colloquial English [J. O’Connor, G. Arnold, 1978]. Заметим, что в русском и английском языках интонирование имеет определенные отличия, даже когда фраза переведена точь-в-точь и другие толкования невозможны:


Сет Риггс ставил голос многим известным звездам шоу-бизнеса: Мадонне, Хулио Иглесиасу, Стиви Вандеру, Майклу Джексону и другим. И если вы тщательно проработали все ранее рекомендованные в нашем курсе упражнения, вам будут по силам те упражнения повышенной сложности, которые Сет Риггс давал своим звездным ученикам, покорившим весь мир.

Подведем итоги. На сегодняшнем уроке мы изучили различные виды интонирования и поняли, как применять их на практике. Кроме того, мы разобрались, как правильно интонировать и выражать при помощи интонации различные эмоции, усиливать важные моменты в нашей речи. Осталось проверить, как вы поняли урок, и можно переходить к следующему!

Тест на усвоение материала урока


На этом уроке мы поговорим о логическом ударении. Рассмотрим примеры и функции логического ударения. И научимся правильно устанавливать логическое ударение в тексте.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Логическое ударение"


Сегодня на уроке мы узнаем, что называется логическим ударением, почему оно так необходимо в речи и научимся правильно его расставлять.

На уроке мы


Они играют важную роль в оформлении нашей речи.

Третьим составляющим грамотный эмоциональные речи является логическое ударение.

Что же это такое?

Логическое ударение является смысловым. В зависимости от желания и целей говорящего оно может падать на любое слово. Другими словами, оно выделяет в предложении самое главное.

Средства оформления предложения


Логические ударения свойственны исключительно устной речи.


Существует несколько способов передачи логического ударения, их можно совмещать:

- Говорить громче, с большим чувством, говорите медленнее и отчётливее, сделать паузу до или после высказывания (или и до, и после него).

- Использовать жесты и мимику. Слова можно выделить, повышая или понижая тон голоса.

Способы передачи логического ударения


Какие именно из этих приемов подойдут больше, будет зависеть от содержания речи и от обстоятельств, в которых оказывается говорящий.

Давайте проследим, как меняется логическое ударение в зависимости от того, что нам хотят сказать.

В нашем саду расцвели розы! В данном случае нам сообщают, что расцвели не ромашки, не тюльпаны или другие цветы, а именно розы.

Как меняется логическое ударение?


В нашем саду расцвели розы! Имеется в виду, что розы уже расцвели.

Как меняется логическое ударение?


В нашем саду расцвели розы! Говорящий подчеркивает, что розы расцвели именно в нашем саду, а не в соседском или в каком-либо другом.

Как меняется логическое ударение?


Другой пример:

Сестра учится в школе! Мы выделяем интонацией последние слова, подчеркивая, что именно в школе, а не в колледже или университете учится сестра.

Как меняется логическое ударение?


Сестра учится в школе! Теперь, логическое ударение падает на второе слово, что дает знать слушателю, что сестра еще учится, а не работает.

Как меняется логическое ударение?


Попробуем перенести логическое ударение на первое слово. Что теперь станет для говорящего главным?

Сестра учится в школе. Слушателю сразу понятно, что именно сестра, а не брат или друг учится в школе.

Как меняется логическое ударение?


Подведем итог:

Логическое ударение меняет смысл предложения, а также влияет на интонацию в предложении.


Если логическое ударение будет падать на последнее слово, то интонация предложения будет спокойной и логическое ударение - слабым.

Вся Россия – наш дом. Логическое ударение слабое. Главное значение передается слову дом, предложение произносится спокойно.

Перенесем логическое ударение на первое слово.

Вся Россия – наш дом. Интонация предложения становится напряженной, а логическое ударение сильным. Имеется в виду, что нет уголка в России, к нуждам и просьбам которого мы можем остаться глухи или безразличны.

Теперь, логически выделим слово Россия.

Вся Россия – наш дом. Логическое ударение остается сильным. И говорящий, и слушатель ощущают свою принадлежность ко всему русскому, к земле, которая дарована нам с рождения.

Изменения интонации предложения


Вывод: логическое ударение помогает выделить слова или группы слов, которые важны для говорящего.


Теперь мы с вами не сомневаемся, что логическое ударение очень важно для достижения понимания между людьми.

Как научиться правильно расставлять логическое ударение?

1. Обязательно находите в предложениях главные слова и словосочетания.

2. Стараетесь с помощью логического ударения указывать на переход к следующей мысли.

3. Стараетесь с помощью логического ударения выражать свое отношение к тому, что вы говорите.

Как правильно расставлять логическое ударение?


Если нужно что бы вас внимательно выслушали, то правильно расставляйте логические ударения в своей речи.

Хотите, чтобы вас внимательно выслушали?


Значит ли это, что мы можем расставлять логическое ударение произвольно, как хотим?

Конечно нет! В речи нельзя размещать логическое ударение как попало. Ни в коем случае нельзя выделять несколько слов сразу.

Попробуем потренироваться.

Сначала прочтем фразу, не произнося ее вслух. Прочли? Теперь попробуем выделить сразу несколько слов наугад.

Я поеду навестить бабушку летом.

Не правда ли, звучит очень странно. Непонятно, что именно хотел подчеркнуть говорящий:

- что он поедет в деревню, а не его сестра или мама;

- что он поедет, а не пойдет пешком к бабушке;

- что он поедет к бабушке именно летом, а не зимой.

Можно ли выделять несколько слов сразу?


Значит, логическое ударение имеет большое значение при разговоре, ответьте на уроке, выступлении, обсуждении каких-либо вопросов.

Правильное логическое ударения помогает удерживать внимание слушателей, побудить их к кому-либо действию.


Зайдите на прием в среду! Мы приглашаем больного именно в среду, а не в какой-либо другой день.

Зайдите на прием в среду. Понятно, что говорящий приглашает зайти не в гости, а именно на прием.

Зайдите на прием в среду. Говорящий побуждает больного обязательно зайти на прием.

Побуждение слушателя к действию


Сделаем вывод:

Логическое ударение очень важно, потому что оно помогает говорящему привлечь внимание слушателей, сконцентрировать их внимание на нужном моменте речи, убедить их в чем-либо, побудить к действию.

Теперь, когда мы познакомились с основными моментами, касающимися логического ударения, вы сможете наблюдать за опытными докладчиками и учиться у них. Вы заметите, чего можно добиться, варьируя силу логического ударения, вы увидите, что для того, чтобы донести смысл высказывания до слушателей лучше всего пользоваться разными средствами передачи логического ударения.

Умение правильно передавать логическое ударение поможет вам лучше выражать свои мысли и улучшить качество чтения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель урока : формирование умения выделять наиболее важное слово в предложении с помощью логического ударения и порядка слов; формирование умения выразительно читать текст.

Дать понятие об интонации и ее основных элементах.

Учить устанавливать зависимость между интонацией и смыслом предложения; смыслом предложения и логическим ударением.

Дать понятие о прямом и обратном порядке слов.

Оборудование:

Интерактивный комплекс (ноутбук, проектор);

Приветствие.

Давайте выполним задание. Определите вид связи слов в словосочетаниях. Запишите только вид. (На слайде словосочетания, по щелчку появляются ответы).

Наука побеждать – примыкание

Глядя в глаза – управление

Весьма неглупый – примыкание

Его костюм – примыкание

Что-то нашел – управление

Чей-то успех – согласование

Благополучно избежать – примыкание

Какой-то случай – согласование

Красивая картина – согласование

Читать газету – управление

Давайте проверим – 1 ошибка- оценка 5, 2-4, 3-3.

У кого нет ошибок? Замечательно! 1 ошибка? У кого 2? 3? Молодцы, ребята!

-Переходим к новой теме.

(На слайде) Логическое ударение - это выделение посредством ударения какого-либо слова в предложении сильнее всех остальных слов.

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна,

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета , как ризой, она.

Вам понравилось, как я прочитала? Что же не так с прочитанным текстом?

Устная речь отличается подвижностью логических ударений. Можно лишь усилением голоса добиться выделения смыслового центра предложения. Давайте верно выделим логическое ударение.

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна,

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

Давайте потренируемся и попробуем перемещать логическое ударение. Запишите предложение, к доске:

На болоте росли камыши. Какие орфограммы мы видим в этом предложении? (Словарное слово камыши, болото и корень с чередованием рос-раст-ращ). Давайте поставим логическое ударение на каждое из этих слов и прочитаем полученные варианты.

Если ударение на первом слове, то вопрос: где росли?, на втором – что делали камыши?, на третьем – что росло?

Тут они Елену Прекрасную спрятали в лесной избушке. Серый волк перевернулся через голову и сделался точь-в-точь Еленой Прекрасной. Повел его Иван-царевич к царю Кусману. Царь обрадовался, стал его благодарить:

— Спасибо тебе, Иван-царевич, что достал мне невесту. Получай златогривого коня с уздечкой.

Иван-царевич сел на этого коня и поехал за Еленой Прекрасной. Взял ее, посадил на коня, и едут они путем-дорогой.

А царь Кусман устроил свадьбу, пировал весь день до вечера, а как надо было спать ложиться, повел он Елену Прекрасную в спальню, да только лег с ней на кровать, глядит — волчья морда вместо молодой жены! Царь со страху свалился с кровати, а волк удрал прочь.

Нагоняет серый волк Ивана-царевича и спрашивает:

— О чем задумался, Иван-царевич?

— Как же мне не думать? Жалко расставаться с таким сокровищем — конем златогривым, менять его на Жар-птицу.

— Не печалься, я тебе помогу.

Продолжим изучение новой темы. Запишите предложение (на слайде): Волга глубже Дона

Определите роль существительных. Переставьте их местами, что получилось? Дон глубже Волги. Изменился смысл предложения?

Давайте сделаем вывод: Порядок слов нередко определяет смысл высказывания

Порядок слов может иметь и другое значение, давайте запишем (слайд): Москва – столица России. Поменяйте слова в предложении, изменился смысл высказывания?

Давайте сделаем вывод: Таким образом, порядок слов наряду с логическим ударением помогает выделять главное слово в предложении, не меняя смысл высказывания.

Но, несмотря на значительную свободу порядка слов, следует отметить, что все же каждому члену предложения свойственно занимать то или иное место. Такой порядок слов называют прямым, а отступление от него называют обратным порядком слов.

(Слайд) Как в художественной речи называют обратный порядок слов? Инверсией.

Запишем пример (на слайде): Под небом голубым есть город золотой – Под голубым небом есть золотой город.

1. Подлежащее – сказуемое: море волнуется.

2. Согласованное определение – определяемое слово: беспокойное море волнуется.

3. Определяемое слово – несогласованное определение: волны моря разыгрались.

4. Сказуемое – дополнение: я любуюсь морем .

1. Сказуемое – подлежащее: волнуется море.

2. Определяемое слово – согласованное определение: море беспокойное волнуется.

3. Несогласованное определение – определяемое слово: моря волны разыгрались .

4. Дополнение – сказуемое: я морем любуюсь.

Спишите таблицу в тетрадь (со слайда).

Очень часто в поэтических произведениях автор использует инверсию для выделения каких-либо элементов предложения, придания предложению особого смысла, для точной эмоциональной передачи задуманного автором. Когда будете анализировать стихотворения по литературе, не забывайте об этом.

(Слайд) Итоговый вывод: порядок слов выполняет три функции: 1) выполняет синтаксическую функцию – различает члены предложения, 2) служит для передачи смысла предложения, 3) выполняет стилистическую функцию и придает эмоциональную окраску

Сделать упр. (слайд)

А) Выпишите предложения с обратным порядком слов (инверсией).

На такое рассуждение барин совершенно не нашелся что отвечать. Но в это время, казалось, как будто сама судьба решилась над ним сжалиться. Издали послышался собачий лай. Обрадованный Чичиков дал приказание погонять лошадей.

Б) Соберите предложение, используя прямой порядок.

Подбежал, в капральском мундире, молодой, к Пугачеву, малый, проворно

(Слайд) Ответы: А) На такое рассуждение барин совершенно не нашелся что отвечать. Но в это время, казалось, как будто сама судьба решилась над ним сжалиться. Издали послышался собачий лай.

Б) Молодой малый в капральском мундире проворно подбежал к Пугачеву.

Молодцы! Продолжаем. Послушайте историю:

Усевшийся в первом ряду какой-то ученик от удивления выронил коробочку с плакатными перьями, которую держал в руках.

Учитель русского языка: Что не учли ребята, изобретая компьютер с синтезатором речи?

Ребята сразу отмечают: паузы. Я замечаю, что пауз недостаточно. Эту фразу, расставив паузы, можно представить по-разному (слайд):

1. Те перья поднимите тоже.

2. Те перья подними, те тоже.

3. Те перья под ними, те тоже.

4. Теперь я под ними, те тоже.

5. Теперь я, поднимите тоже.

6. Теперь я, подними те тоже.

7. Теперь я, под ними те тоже.

Учитель русского языка: Откуда этот разнобой и неразбериха?

Предлагаю еще раз понаблюдать за словом. Поворачиваюсь спиной, чтобы выражение на лице не являлось для них подсказкой, и произношу слово хорош (вначале с восхищением, а затем с насмешкой).

И восьмиклассники уже легко находят ответ: все дело в интонации.

- Какова же роль интонации? (слайд)

Делаем вывод, что интонация и ее роль настолько велики, что интонация может иногда рассказать больше, чем слова. Именно поэтому мы довольно часто доверяем интонации больше, чем прямому смыслу фразы. Особая роль интонации в общении осознавалась людьми с давних пор. Так, сохранилось свидетельство о том, что древнегреческий философ Сократ высказывал свое мнение о человеке только после того, как слышал его голос.

Задание на слайде

1. Так, как будто вы сильно расстроены и вот-вот заплачете.

2. Так, как произнес бы человек, который сидит в помещении один и ему скучно.

3. Как профессиональный фигурист перед выходом на лед в предвкушении выступления.

4. Как человек, который очень любит осень и восхищается всеми ее прелестями.

(Ученица читает наизусть:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса)

- Какой из всех вариантов больше всего подходит к тому настроению, которое хочет передать поэт? (Ребята отвечают: четвертый вариант).

Продолжая такой анализ, мы еще раз подчеркиваем, что голос способен передать точный смысл фразы, увидеть возможные смысловые варианты ее, показываем, что интонация помогает различать чувства и настроение.

Завершение урока

-Сделать выводы: для чего нужно логическое ударение? Порядок слов? Интонация?

Давайте немного отдохнем и выполним занимательное упражнение (слайд):

Домашнее задание: на следующем уроке мы займемся описанием памятника архитектуры. Выберете любой памятник архитектуры, не обязательно из Казани, знать историю создания, автор и тд.

Читайте также: