Сообщение про народ кереки

Обновлено: 04.07.2024

Содержание

Язык, литература, фольклор

Говорили в основном по-чукотски и русски, пассивно сохранялся также керекский язык, который относится к чукотско-камчатской семье (условно включаемой в палеоазиатские языки). Близок к корякскому языку, часто считается одним из его диалектов. В лексике кереков встречаются также элементы эскимосского. Краткое научное описание их языка впервые было осуществлено советским палеоазиатоведом П. Я. Скориком на основании собранных в 1954—1956 годах материалов. Им же записано несколько текстов на керекском языке. Также в 1971 году восемь новых керекских текстов было записано В. В. Леонтьевым.

История

Археологи выделяют древнекерекскую археологическую культуру (с 1-й половины 1-го тысячелетия до н. э.), происхождение которой связывают с общим протоэскалеуто-ительменским этническим пластом (Н. Н. Диков).

Выделялись группы северных (наваринских, или майно-пыльгынских, самоназвание ыйулалгалакку — верхние) и южных (хатырских, самоназвание иутылалгакку — нижние) кереков. В XIX—XX веках кереков обычно относили к корякам. По переписи 1897 года насчитывалось 102 керека. В XX веке были почти полностью ассимилированы чукчами. В 2000 году кереки были включены в Единый перечень коренных малочисленных народов РФ.

Традиционная культура

В XX веке материальная и духовная жизнь были близки чукотским.

Кереки занимались рыболовством, морским зверобойным и пушным промыслом, охотой на дикого оленя и горного барана, собирательством. Держали упряжных собак (нарты и упряжка восточно-сибирского, или чукотско-корякского типа). У южных кереков существовало мелкотабунное оленеводство. Рыбу в больших количествах заготавливали впрок.

Зимние поселения включали 1-3 большие землянки, в каждой — по несколько семей. Весной переселялись в летние жилища, устраивая по этому случаю праздник с охранительными ритуалами. Был развит шаманизм; шаман имел специальную ритуальную одежду. Рядом с керекским поселениями имелись жертвенные места — скопления моржовых черепов с воткнутой китовой челюстью и пр.

Фольклор близок к корякскому, ительменскому, чукотскому; бытовал цикл сюжетов о Вороне Куки (Кутхе).

Кереки — самый малочисленный народ не только на Камчатке, но и во всей России. По данным переписи 2010 г. кереками себя назвали лишь 4 человека. Одна из самых таинственных и малоизученных северных народностей с печальным историческим прошлым сегодня находится на грани полного исчезновения.

Название

Где живут, численность


К XVII столетию кереки занимали обширные территории от устья реки Опуки в северо-восточной части современного Камчатского края до чукотского залива Анадырский лиман. Археологические исследования показали, что в древности зона расселения была еще больше, простираясь до мыса Олюторский на одноименном полуострове, служащем границей между Беринговым морем и Олюторским заливом.
В связи с удаленностью и малой изученностью региона, точных данных о численности кереков не было до конца XIX века. Долгое время представителей народности записывали как коряков, считая их единым народом. Сохранившиеся сведения показывают, что с каждым годом число кереков неумолимо сокращалось:

  • 1897 г. — 600 чел.
  • 1927 г. — 315 чел.
  • 1959 г. — 53 чел.
  • 1970 г. — 25 чел.
  • 1975 г. — 13 чел.
  • 2002 г. — 8 чел.
  • 2010 г. — 4 чел.

В середине прошлого столетия большая часть представителей народности жила в селах Хатырка, Беринговский, Мейныпильгыно, относящихся к Беринговскому району Чукотского АО. В национальном чукотском селе Мейныпильгыно, сегодня входящем в Анадырский район Чукотского АО, проживают последние представители керекского народа.

Сегодня кереки в основном используют русский и чукотский языки. Национальный керекский язык, относящийся к чукотско-камчатской семье, сохранился лишь пассивно: в трудах исследователей народа и в памяти оставшихся его представителей. Ряд ученых относит его к числу диалектов корякского языка. В лексике зафиксированы также элементы эскимосского.
Впервые научное описание керекского выполнил советский ученый Петр Яковлевич Скорик. Серьезный вклад в изучение традиций, культуры, верований, фольклора, языка внес историк-этнограф Владилен Леонтьев после исследовательских экспедиций семидесятых годов прошлого столетия. Известно порядка 4 000-5 000 керекских слов, несколько десятков фольклорных текстов.

История


Кереки — древнейшее автохтонное население Чукотки. Археологические исследования указывают на существование древнекерекской археологической культуры во второй половине первого тысячелетия до нашей эры.
Часть исследователей считает кереков, ительменов и ряд других палеоазиатских народов родственниками североамериканских индейцев. Об этом свидетельствует ряд генетических факторов, связанные элементы национального фольклора, в том числе сказки про ворона.
В XVII столетии, в период кровопролитных войн за территорию между чукчами и коряками, кереки оказались под ударом обеих сторон. Более сильные и многочисленные соседние народы убивали и брали в рабство целые семьи, что привело к значительному сокращению численности народа, уходу с обжитых и освоенных территорий.
Уменьшению численности способствовали смертоносные эпидемии конца XVIII века, резкое сокращение морской фауны из-за активной деятельности американских и японских китобоев в XIX столетии.
С приходом советской власти традиционный уклад жизни, в том числе проживание соседско-родовыми малыми общинами, уничтожены. Оставшихся кереков расселяли в более крупные села, где стали практиковаться ранее запрещавшиеся межнациональные браки, в основном, с чукчами. Это привело к утрате национальной самоидентификации, стремительными темпами продвигавшейся ассимиляции.

Одежда


Керекский традиционный костюм во многом схож с чукотским. Верхней мужской одеждой служила кухлянка: куртка-рубаха глухого, расширяющегося к низу кроя. Шилась из двух шкур оленя, сложенных мехом внутрь. Зимой поверх обычной кухлянки надевали утепленную: аналогичную по крою, но сшитую мехом наружу.

Рукава кухлянки кроили широкими в проймах, сужающимися к кисти. Низкий ворот и рукава оторачивали мехом собаки. Для тепла надевали воротник-шарф, завязывающийся под подбородком двойной меховой капор из шкур с лап выдры, собаки, росомахи. Дополняли наряд меховыми штанами, поршневидной обувью из толстой кожи моржа, шедшей на подошву, и голенищем с передним швом.
Традиционный женский керекский костюм — керкер, то есть меховой комбинезон. Летом надевали одинарный нательный керкер, зимой дополняли вторым аналогичным, сшитым мехом наружу. Рукава и ворот декорировали собачьим мехом, глубокий вырез от шеи до груди затягивали шнурками. Комбинезон снабжали теплым меховым капюшоном, дополнительно надевали капоры.

Внешность


Как и другие палеоазиатские народы, кереки в большей степени относятся к арктической расе, возникшей из азиатского очага расселения. К отличительным особенностям внешности кереков относят необычайно маленький, даже для северных народов, рост: 140-145 см для представителей обоих полов, редко рост достигал 150 см. К другим особенностям внешности относят:

  • худощавое, сухое телосложение;
  • темные глаза с суженным горизонтальным разрезом;
  • смуглая кожа;
  • жесткие черные прямые волосы;
  • толстые губы;
  • острые высокие скулы;
  • нос, узкий в переносице.

Семейный уклад

Традиционным семейным укладом кереков был матриархат. Главой семьи выступала женщина, принимавшая все важные общественные, хозяйственные решения, занимавшаяся торговлей. Старшая женщина или жена любое действие мужчины предваряла советом, могла запретить совершение какого-либо поступка.
Главенствующая роль женщины отразилась в народном фольклоре. Перед совершением какого-либо поступка или началом дела герои обязательно спрашивают совета у бабушки или другой женщины. Например, такой сюжет есть в сказке про мужчину-зайца по имени Милуткалик.
Род вели по линии матери, живя большими семьями, управляла которыми старшая женщина. Летом род разбивался на малые семьи, отправляясь на промыслы. Орудия труда, добыча, запасы, скарб при этом оставались в общем пользовании. Детей с ранних лет приучали в игровой форме к труду: мальчиков учили охотничьим приемам, обращению с собаками, девочек — хозяйственным домашним делам, изучению съедобных растений, трав, ягод.
Детей любили и баловали, верили, что в телах младенцев в мир живых возвращаются души предков. Появившегося на свет сына считали умершим отцом его матери. Рождение дочери означало реинкарнацию матери отца ребенка. Верование в возвращение душ предков нашло отражение в эпосе: в сказках дети всегда оказываются умнее взрослых людей.

Жилище


Традиционное зимнее жилище кереков представляло полуземлянку. В выкопанную полуметровую яму устанавливали толстые бревна, укрепляемые жердями. Пологую крышу утепляли травой, дерном, зимой дополнительно наваливали поверх снег. Дым выходил через светодымовое окошко в верхней части крыши. Интерес представляет керекская печь: сложенный из поставленных вертикально плоских камней очаг. Когда очаг прогревался, угли и золу вычищали, помещая вместо них мясо, рыбу, дичь, готовившиеся на теплых камнях.
Покидали жилище при помощи боковых ходов. В одной землянке располагалось несколько родственных семей, пользовавшихся одним очагом, но имевших собственные спальные зоны. Летом жили в небольших шалашах из жердей, устанавливавшихся вблизи мест промысла.

Жизнь

Основными занятиями кереков выступали рыбалка, охота на морских зверей. Острогами, неводами из китовых жил, тупыми стрелами, дубинками ловили и глушили кету, нерку, горбушу, чавычу, корюшку, камбалу, палтуса. Рыбу квасили, вялили над костром, сушили на ветру: запасы служили основной пищей в зимний период. Для морской охоты использовали так называемую керекскую спицу — подобие гарпунного устройства.
Значительную роль играла охота на птиц, гнездовавшихся на морских скалах. Для этого на скалу спускали сеть, в которой пугавшиеся присутствия человека птицы запутывались. Сети, петли на шестах использовали на морской поверхности для ловли бакланов. С помощью лука, дубинки охотились на медведей, волков, горных баранов, диких оленей, грызунов, выдр, росомах. В прибрежных районах собирали морские водоросли, моллюсков, морскую капусту, на земле занимались сбором морошки, голубики, брусники, шишек.

Религия

Религию кереков относят к анимистическому пантеизму, распространено было шаманство. Верили в духов-хозяев окружающего мира, помогающих и вредящих людям. Народ считал, что у каждого животного есть душа. Кости убитого зверя хоронили, а позвонки мужчины нанизывали на охотничий пояс. Чтобы задобрить душу убитого животного на могилу помещали юколу, вяленое мясо, шикшу.
Возвращавшихся с охоты мужчин хозяйки дома встречали с обрядовыми песнями-благодарениями. Чтобы с улицы в жилище не проникли злые духи, в приходящих охотников кидали горящие головешки.


Рядом с каждым поселением существовали молельные места, называемые камак, используемые также для жертвоприношений. Представляли собой врытый в землю деревянный высокий столб, вокруг которого размещали кучи черепов моржей, китовые челюсти, антропоморфные фигурки. Жертвенными животными чаще других выступали собаки. Шаманы участвовали в промысловых обрядах, предсказывали погоду, занимались врачеванием. В их роли чаще выступали мужчины, женщины занимались магией, знали заговоры.
Интерес представляет традиционный обряд погребения. Единственные среди всех соседских народов, кереки тела погибших в зимнее время соплеменников выбрасывали в море. Умерших летом хоронили в земле, облачая в специально сшитый без образования узлов костюм. Отороченный белым собачьим мехом капор плотно затягивали на голове, открытым оставляя лишь нос. Важно, чтобы в одежде не было дыр, прорех, иначе раны появятся у родственников покойного.
Чтобы отогнать беды, злых духов от потомков умершего, детей до похорон связывали, сажали на цепь, наподобие собаки. После завершения церемонии погребения их развязывали, заставляли лаять, стоя на четвереньках. Погибших детей хоронили у стен дома, считали это дурным знаком, поскольку кто-то из предков не пожелал вернуться в земной мир.


Керекский язык никогда не имел письменности и был языком общения в семье.

Сохранилось примерно 4–5 тысяч керекских слов. Для изучения народа много сделали магаданцы Владилен Леонтьев и Александр Орехов. Владилен Леонтьев общался в 1970-х годах с керекскими стариками, еще помнившими язык и прежнюю жизнь. Археолог Александр Орехов изучал древние стоянки кереков и лахтинскую культуру.

По данным 1991 года, говорящих по-керекски было всего трое: Екатерина Хаткана, Николай Етынкэу (мэйныпильгынский диалект), Иван Уваргыргын (хатырский диалект). Все они, помимо родного, владели чукотским и русским.


История непростой долгой жизни Екатерины Хатканы детально записана этнографом и фольклористом Владиленом Леонтьевым. Благодаря этому до нас дошла информация о языке, обычаях, традициях кереков. До замужества Хаткана жила в окружении кереков. В семье говорили на родном языке, соблюдали все обычаи, придерживались традиций. После смерти отца Екатерину воспитал и вырастил дядя. Условия жизни были непростые. В детстве ей несколько раз пришлось пережить страшный голод.

Окончив школу, Екатерина работала учетчиком на рыбной базе. Вышла замуж за полюбившегося чукотского пастуха Вотгыргына и уехала вместе с ним в тундру, стала заниматься вместе с мужем оленеводством. Дядя хотел вернуть ее силой, браки с инородцами у кереков не одобрялись, но по новому закону никто не мог воспрепятствовать выбору молодых. Вскоре семейные союзы кереков с чукчами стали привычны. Благодаря такому повороту судьбы она в совершенстве овладела чукотским языком, научилась свободно говорить по-русски. Еще в молодые годы Хаткана начала переводить керекские и чукотские сказки для своей школьной учительницы О. Бабошиной. Именно повествовательная часть фольклора приоткрыла ученым многие представления кереков о мире, о древних обычаях и обрядах.


В одной из переведенных Хатканой сказок есть любопытная подробность. Персонаж заяц-мужчина Милуткалик приходит к бабушке и просит у нее позволения идти на промысел. После долгих споров бабушка разрешает ему пойти в кустарник за корой. Такой сюжет наблюдается почти в любой керекской сказке. Перед совершением какого-либо поступка герой обязательно обращается за разрешением к бабушке.


В отличие от других народностей, у кереков сказки изобиловали диалогами. Устная передача содержания подчеркивалась интонацией. Весьма распространен был цикл сказочных сюжетов о вороне Кукки, причем в одних сказках он мог представать творцом мира, в других же его роль сводилась к образам шамана и ловкача.




Рыболовство играло первостепенную роль в пропитании кереков. Однако владение лишь примитивными способами рыбной ловли во многом ограничивало возможности промысла. Среди населения начались голод и нужда. С приходом советской власти улучшились положение и условия жизни. С этого времени кереки начали контактировать с русскоязычным населением. В землянках появились железные печи. Впервые кереки стали готовить еду непосредственно в жилище.

Народ с трехтысячелетней историей очень долго проживал в природной среде в естественной изоляции. В ХХ веке кереки переселились в рубленые избы. Стали жить отдельными семьями в нескольких поселках на Чукотке. Претерпели ассимиляцию со стороны другой малочисленной народности – чукчей.

Для традиционных верований кереков характерны культы предков и животных, проявлявшиеся в обрядах поминовения и благодарения.

Кереки

Вероятно, кереки — представители самой древней народности на Крайнем Северо-Востоке. Их поселения известны на территории от Анадырского залива до Олюторского мыса. Долго находились в естественной природной изоляции. В 1897 г. кереков насчитывалось 600 человек. По В.В. Леонтьеву, они делились на 4 группы: туманские кереки, жившие на территории от Анадырского залива до мыса Барыкова (пос. Нигрин, Нигрунутэтэгин, Талкапъэргырган, Тапанъэргын, Элкытвээм), к ХХ в. были ассимилированы чукчами; наваринские кереки с ареалом обитания от мыса Барыкова до мыса Наварин (пос. Гачгатагын, Кайамамкут, Майнамамкут, Упанк, Амаамын, Каныйун), к началу ХХ в. жили только в пос. Мейныпильгына; опукинские кереки, занимавшие участок от устья р. Хатырки до бухты Наталия (пос. Ватыркан, Мыллан, Китана, Ягнасынон, Ильпин, Мимилвытгын), в ХХ в. ассимилированы чукчами; ковачинские кереки расселялись от бухты Наталия до мыса Олюторский.

Традиционное хозяйство, основанное на ловле птиц, рыболовстве, собирательстве, охоте, морском и пушном промысле, отличалось архаичностью.

Костяной наконечник стрелы

Костяной наконечник стрелы

На первом месте у кереков была охота на птиц и мелких зверьков. Пернатых промышляли на морских скалах и во время перелетов. Весной на птичьих базарах спускали со скалы сеть из жил кита (пайнинтын), кайры пугались, слетали с гнезд и запутывались в снасти. Бакланов ловили, распуская сеть на поверхности моря или с помощью шестов с петлями, которые надевали на шеи сидящих пернатых. Птицу стреляли также из лука (томары). Рыболовством занимались в летний период. Рыбу добывали с помощью остроги (атчина) и специальных тупых стрел, сооружали запоры и плотины с узким проходом и глушили специальными дубинками (куплунан). Сети изготовляли из жил кита, к концу XIX в. стали приобретать у коряков и чукчей снасти из крапивы. В ХХ в. распространились фабричные ставные сети. Во время хода на нерест нерки, горбуши, чавычи, кеты и гольца рыбу заготавливали впрок — вялили на вешалах и квасили в ямах. Для повседневной пищи ловили навагу, корюшку, сига в реках, палтуса и камбалу — в море.

Из крупных мясных зверей промышляли дикого оленя, горного барана, медведя. В охоте на волков использовали вмороженные в жир пластинки китового уса. В голодные годы ловили мелких грызунов (мышей, сусликов, тарбаганов), добывали песцов и лисиц, раскапывая их норы. Ели также домашних собак.

Пушной промысел не играл существенной роли. Промышляли росомаху и речную выдру.

Большое значение имело собирательство: морской капусты, водорослей, моллюсков на берегу моря; шикши, голубики, брусники, морошки в тундре.

Разводили и специально выращивали собак для жертвоприношений.

Медвежья дубинка

Медвежья дубинка

Летом средством передвижения служили байдары корякского типа, которые были значительно короче и шире эскимосско-чукотских, зимой — собачьи упряжки с приземистой, многокопыльной нартой, напоминавшей грузовую нарту чукчей и коряков. Собак запрягали попарно цепочкой. Непременным атрибутом являлись ступательные лыжи чукотско-камчатского типа, в конце ХIХ в. их заменили скользящими лыжами восточносибирского типа. Грузы перевозили волоком или несли на спине, обмотав специальным ремнем.

Известен обряд, связанный с постройкой нового дома: четыре основные стойки землянки обмазывали смесью толченых ягод шикши, корешков клайтонии и жира. Затем эту смесь выносили из землянки на подносиках-тарелках и разбрасывали в разные стороны, чтобы ублаготворить духов. Кроме того, изготовляли пять-шесть стрелок и расставляли их вокруг жилища, настораживая против злых духов.

Летом в местах рыбного промысла, на террасах рядом с нерпичьими и моржовыми лежбищами люди жили во временных постройках из жердей. Спасаясь от противника, укрывались на скалах, на мысах, сооружали укрепления. В ХХ в. основным жилищем кереков стали рубленые избы, с его середины началось переселение кереков в укрупненные новые пос. Мейныпильгыно и Хатырку. Люди старшего поколения предпочитали жить на местах промысла. Селения нового типа улучшили бытовые условия жизни, но привели к утрате традиционной культуры.

На одежду кереков в ХIХ в. сильно повлияла чукотская традиция. Мужская верхняя одежда — глухого кроя, расширяющаяся книзу кухлянка из двух оленьих шкур мехом внутрь. В подол вшивали полукруглые клинья, низко вырезанный ворот на груди закрывали меховым воротником-шарфом. Рукава и ворот оторачивали собачьим мехом. Широкие в проймах рукава суживались к кисти. Зимой поверх одной надевали вторую, верхнюю кухлянку — такого же кроя, но мехом наружу.

Женщины носили двойной комбинезон (керкер). Глубокий, до груди, вырез ворота завязывали ремешками. Рукава были опушены собачьим мехом. Штаны комбинезона собирали на вздержку ниже колен и застегивали ремешками поверх обуви. Летом носили только нижний керкер.

Обувь — поршневидная: к подошве из толстой моржовой кожи пришивали головку и голенище со швом спереди. К бокам крепились петли из шкуры нерпы и широкие завязки. Известна также башмаковидная обувь: союзки огибали пятку и сходились на нет к носку, голенища, составленные из 5—6 полос камуса, вверху срезали прямо. Голенища женских сапог сшивали из четырех полос и делали узкую союзку, окаймляющую подошву.

Головной убор мужчин — двойной капор из шкурок с лап собаки, росомахи, выдры. Состоял из трех частей: продольной (ромбовидной формы), которая покрывала темя и затылок, и боковых, закрывавших уши и щеки. Капор имел спереди и сзади опушку из меха собаки и завязывался над подбородком. Летом носили капор без подкладки. Женщины чаще покрывали голову капюшоном от керкера.

Древний очаг в пос. Каныйун

Древний очаг в пос. Каныйун. Побережье Берингова моря

Питались рыбой и мясом, которые вялили, варили, морозили, а с конца ХIХ в. солили и коптили. Употребляли рыбий жир, сало морских и таежных зверей, из птиц в пищу шла главным образом кайра. Птицу заготавливали впрок вялением над костром. Лакомством была колбаса из птичьих яиц (павалйаан): пищевод птицы, предпочтительно чайки, или кишки оленя или медведя надували и высушивали, затем наполняли желтками яиц кайры, чаек, гаги и варили. Сырыми или вареными употребляли в пищу морскую капусту, водоросли, моллюсков, ягоды. Приготовляли пищу в земляной печи (пуйалкык) — в яме, обложенной плоскими камнями. Разводили огонь, когда камни нагревались, угли вытаскивали, а в яму закладывали дичь, рыбу, мясо, сверху покрывали плоским камнем и засыпали песком или землей (способ, аналогичный ительменскому). Для хранения провизии использовали плетеные корзины и тарелки.

Основу керекского общества составляла большая матриархальная семья, на лето разбивавшаяся на малые семьи. Запасы рыбы и орудия промысла считались общей собственностью. Во всех хозяйственных, семейных и общественных делах главенствовала старшая женщина. Родство считалось по материнской линии. Существовали экзогамные объединения; так, наваринские кереки брали в жены представительниц группы опукинских кереков. Браки с другими народами не поощрялись. Керекских женщин нередко насильно забирали чукчи-оленеводы, поэтому многие мейны-пильгинские чукчи ведут свое происхождение от кереков. Распад большой семьи начался в ХIХ в. в связи с упадком морского промысла и переходом от коллективной к индивидуальной охоте.

Традиционная скульптура кереков


Традиционная скульптура кереков

У кереков известно два способа погребения: зимой умершего бросали в море, летом закапывали в землю. Грудных детей хоронили под стеной жилища. Поскольку в детях видели новое воплощение предков, считалось, что кто-то из родственников не пожелал вернуться в мир живых. Детей, чей родственник умер, на время крепко связывали ремнями и сажали на привязь. После похорон их развязывали и заставляли выть и лаять по-собачьи. Погребальную одежду (лумийан) сшивали сухожилиями, не делая узлов. В ней не должно было быть прорех и дыр (иначе у детей и близких умершего появятся раны). Опушку на капюшоне, подоле и рукавах отделывали белым собачьим мехом. Капюшон затягивали, оставляя открытым только нос.

Было распространено шаманство. Шаманы предсказывали погоду, удачу в промысле, лечили больных и совершали другие обряды. Женщины могли колдовать. Шаманы имели специальную одежду — распашную, длинную, расшитую узорами, с краями, отороченными собачьим мехом. Керекам были известны пиктографическое письмо и двадцатиричный (по числу пальцев рук и ног) счет.

В фольклоре кереков преобладают сказки (волшебные и о животных), заговоры и песни. Главный герой — Кукки (Ворон) — персонаж, характерный для фольклора народов Северо-Востока. Керекские сказки о Кукки сюжетно близки ительменским: Кукки выступает в них как трикстер, но в отдельных сюжетах он творит волшебство.

Музыка кереков исследована мало. Она родственна акустической культуре коряков и чукчей. Основные музыкальные инструменты — пластинчатый варган и круглый бубен с крестовидной держалкой, узкой обечайкой и тонкой мембраной из желудка нерпы. Шаманский бубен имеет еще и подвески-погремушки на обечайке. Пищалки и свистки являются прежде всего разнообразными охотничьими манками, но могут выступать и как собственно музыкальные инструменты.

Экономические, культурные и социальные изменения в жизни кереков за годы советской власти привели к потере ими собственной культуры, ассимиляции. В марте 2000 г. постановлением Правительства РФ кереки внесены в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации.

статья из энциклопедии "Арктика - мой дом"

Мудрый лис

КНИГИ О КЕРЕКАХ
Леонтьев В.В. По земле древних кереков. Записки этнографа. Магадан, 1976.
Леонтьев В.В. Этнография и фольклор кереков. М., 1983.

Читайте также: