Сообщение о противоречии как источнике движущей силы воспитания
Обновлено: 07.07.2024
Движущей силой любого процесса выступают заключенные в нем диалектические противоречия. Это положение в полной мере относится и к процессу воспитания как общественному явлению.
Педагогика считает противоречия источником активности личности, процесса воспитания ее качеств.
Процесс воспитания обусловливается целым рядом разнообразных противоречий: внешних (объективных) и внутренних (субъективных).
К внешним (объективным) противоречиям процесса воспитания относятся следующие:
• противоречие, возникающее в результате сдерживания развития производительных сил устаревшими производственными отношениями и проявляющееся в упрочении консервативных подходов к подготовке подрастающих поколений;
противоречие между требованиями общественной жизни и уровнем готовности ребенка к участию в ней;
• противоречие между неограниченными возможностями развития человеческой природы и ограничивающими это развитие условиями социальной жизни общества;
• противоречие между активно-деятельностной природой ребенка, его стремлением к участию в общественной жизни и недостатком индивидуального опыта, знаний, умений и навыков для реализации этого стремления;
• противоречие между изменяющимися потребностями личности и реальными возможностями их удовлетворения;
• противоречие между объективной общественной позицией личности в ведущей деятельности и ее субъективными отношениями.
Повышение эффективности воспитания, совершенствование педагогического руководства им во многом зависят от своевременного выявления и разрешения данных противоречий путем изменения обстоятельств общественных отношений, условий жизни и деятельности учащихся.
Внутренние (субъективные) противоречия, порождая чувство беспокойства между тем, какими качествами ребенок обладает, и тем, каких качеств у него недостает, служат внутренним стимулом его активности в личностном формировании и развитии и основой возникновения потребности в совершенствовании.
Воспитание в широком и узком смыслах
Когда говорят о воспитании в широком смысле, имеют в виду целостный процесс всестороннего формирования и развития личности, включающий в себя обучение и воспитание в узком смысле. Под воспитанием в узком смысле понимается педагогический процесс формирования личностных качеств учащихся. На этом основании в структуре педагогики выделяют два раздела: теория обучения и теория воспитания
ГОСТ
Объективные и субъективные противоречия
Источником функционирования и развития педагогического процесса являются противоречия. Противоречие – это положение, при котором что-либо одно исключает другое, не совместимое с ним.
Противоречия являются главной движущей силой развития и совершенствования целостного педагогического процесса. Все противоречия делятся на две большие группы:
Рассмотрим объективные противоречия. К ним относятся противоречия между степенью развития ребенка, уровнем его знаний, умений и навыков и всевозрастающими требованиями жизни и общества. Такое противоречие преодолевается с помощью непрерывного образования, интенсивного темпа обучения, трудового, гражданского, физического и нравственного воспитания. Усложнение взаимоотношений внутри общества, рост требований к объему и качеству обязательной к усваиванию информации, умений и навыков порождает сложности связанные с увеличением количества обязательных дисциплин для изучения, видов учебной и трудовой деятельности. Это порождает образование дефицита времени, возникновение интеллектуальных, физических и психологических перегрузок.
Условием становления данного противоречия в качестве движущей силы обучения являются его обусловленность и подготовленность самим учебным процессом, логикой данного процесса. Только при этом условии ученики ухватывают противоречие и находят способ его решения. В этих условиях возникает новое противоречие, раскрывающее учащимся следующую задачу изучения дисциплины или конкретного вопроса. Происходит процесс самодвижения познания. Решение одной проблемы становится шагом к открытию новых познавательных задач.
Противоречие становится внутренним процессом, который характеризует деятельность человеческого сознания.
Выдвинутая и принятая учеником познавательная задача в результате противоречий превращается в цепочку внутренне взаимосвязанных задач, вызывающих личное стремление к познанию нового и к применению этого познанного на практике.
Внутренняя движущая сила педагогического процесса заключается в противоречие между требованиями познавательного, трудового, практического, общественно-полезного характера и возможностями по их реализации. Это противоречие приводит к движению системы к общей цели, но только в случае, когда требования лежат в зоне ближайшего развития возможностей. Задача педагога здесь заключается в овладении умением изучать ученический и педагогический коллективы, его членов, проектировать близкие, средние и дальние перспективы развития и трансформировать их в конкретные задачи.
Объективное противоречие может быть также заключено между активно-деятельностной природой ребенка и социально-педагогическими условиями жизни.
К субъективным противоречиям относится противоречие между индивидуальным процессом становления личности ребенка и массовым характером организации педагогического процесса.
Глобальные изменения в общественной жизни, зарождение новых отношений, требований к обучаемым делают невозможным создание неизменной стандартной целостной педагогической системы.
Одно из субъективных противоречий заключается между возрастающей ролью гуманитарных предметов в становлении личности и технического прогресса в самом педагогическом процессе.
Преодоление противоречий и, соответственно, обеспечение эффективности педагогического процесса возможно за счет эффективного функционирования основных содержательных элементов. К таким элементам относятся:
- детский трудовой воспитательный коллектив и разнообразные общественные организации;
- обучение;
- общественно полезный, производительный труд;
- внеучебная творческая деятельность.
Внутренние и внешние противоречия педагогического процесса
В педагогической науке так же существует еще одна, очень схожая с предыдущей, классификация противоречий:
- внешние противоречия,
- внутренние противоречия.
К внешним относятся противоречиям между:
- внешними воздействиями, требованиями и внутренней готовностью им соответствовать;
- целенаправленностью и планомерностью педагогического процесса и хаотичным влиянием социальной среды и различных факторов;
- увеличивающимся потоком информации и ограниченными возможностями охвата в педагогическом процессе;
- обобщенным опытом и индивидуальным жизненным опытом отдельной личности;
- новыми воспитательными и образовательными задачами и реальным уровнем воспитанности и обученности ребенка;
- коллективными формами воспитания и обучения и индивидуальным характером овладения духовными ценностями;
- регламентацией педагогического процесса и собственной активностью ученика;
- педагогическими средствами, формами и методами педагогического взаимодействия и принятием их обучающимися.
К внутренним относятся противоречия между:
- нравственно-этических норм личности и правил поведения в обществе и уровнем сформированности умений и привычек;
- сформированным идеалом личности и реальным поведением;
- долгом, поведением и эмоциями, чувствами;
- оценкой и самооценкой.
Развитие эмоциональной жизни также подвержено внутренним противоречиям. Эмоции выступают в жизни человека как противоположности и отражают ход его взаимоотношений, общение с окружающими, преодоление трудностей, удачи и неудачи. Единство и борьба этих противоположностей играет важную роль в развитии эмоций, в трансформации ситуационных эмоциональных переживаний в устойчивые чувства. В этом процессе одни эмоции укрепляются и превращаются в чувства посредством других, например: уверенность через сомнение, смелость через преодоление страха; чувство собственного достоинства через стыд.
В процессе обучения немалое значение имеет оценка педагогом качества знаний учеников и побуждение их к самооценке своих результатов учения. Оценка знаний позволяет отмечать успехи учеников и обозначать недостатки в их учебной деятельности. При этом у одних учеников оценка вызывает удовлетворение хорошей успеваемостью, у других же выявляет недостатки и тем самым рождает переживание внутренних противоречий. Таким образом, происходит стимулирование и успешных, и отстающих учеников к познавательной активности, формирование прилежания и ответственности за выполнение обязанностей. Так же важен и самоконтроль за результатами своей учебной деятельности.
Разрешение этих противоречий ведет формирует личность, способную ориентироваться в современной стремительно изменяющейся социально-экономической ситуации.
Главная Раздел I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ Глава 3. Воспитание как целостный педагогический процесс формирования и развития личности 3.5. Движущие силы воспитания как педагогического процесса
3.5. Движущие силы воспитания как педагогического процесса
Движущей силой любого процесса выступают заключенные в нем диалектические противоречия. Это положение в полной мере относится и к процессу воспитания как общественному явлению.
Педагогика считает противоречия источником активности личности, процесса воспитания ее качеств.
Процесс воспитания обуславливается целым рядом разнообразных противоречий: внешних (объективных) и внутренних (субъективных).
К внешним (объективным) противоречиям процесса воспитания относятся следующие:
* противоречие, возникающее в результате сдерживания развития производительных устаревшими производственными отношениями и проявляющееся в упрочении консервативных подходов к подготовке подрастающих поколений;
* противоречие между требованиями общественной жизни и уровнем готовности ребенка к участию в ней;
* противоречие между неограниченными возможностями развития человеческой природы и ограничивающими это развитие условиями социальной жизни общества;
* противоречие между активно-деятельностной природой ребенка, его стремлением к участию в общественной жизни и недостатком индивидуального опыта, знаний, умений и навыков для реализации этого стремления;
* противоречие между изменяющимися потребностями личности и реальными возможностями их удовлетворения;
* противоречие между объективной общественной позицией личности в ведущей деятельности и ее субъективными отношениями.
Повышение эффективности воспитания, совершенствование педагогического руководства им, во многом зависят от своевременного выявления и разрешения данных противоречий путем изменения обстоятельств общественных отношений, условий жизни и деятельности учащихся.
Внутренние (субъективные) противоречия, порождая чувство беспокойства между тем, какими качествами ребенок обладает, и тем, каких качеств у него недостает, служат внутренним стимулом его активности в личностном формировании и развитии и основой возникновения потребности в совершенствовании.
Источником функционирования и развития педагогического процесса являются противоречия.
Противоречие в педагогике – это положение, при котором что-то одно исключает другое, несовместимое с ним.
Объективные и субъективные противоречия
Главной движущей силой воспитания является именно противоречие. Оно оказывает влияние на развитие и совершенствование процесса.
В современной педагогике противоречия имеют разделения на две основные группы:
К противоречиям объективной группы принято относить различия между уровнем развития ученика, его знаний, навыков, умений и возрастающими требованиями жизни и общества. Данное противоречие преодолевается посредством непрерывного образования, интенсивности обучения, воспитания трудовых, гражданских, физических, нравственных свойств личности. Ввиду усложняющихся общественных взаимоотношений, роста требований к объему и качеству обязательной для изучения информации, умений, навыков, увеличивается количество дисциплин для изучения, а также видов учебной и трудовой деятельности. Совокупность этих факторов дала толчок к увеличению дефицита времени, возникновению интеллектуальных, физических и психологических перегрузок.
Условием формирования такого положения, как движущей силы обучения, становится обусловленность и подготовленность самим процессом обучения и его логикой. При данном условии воспитанники способны выявлять противоречие и то, что это способ его решения. При этих же условиях образуется следующее противоречие, которое раскрывает последующую задачу изучения предмета в целом или конкретного вопроса. Таким образом, запускается процесс самодвижения познания, а решение одного вопроса приближает к открытию последующих задач в получении знаний.
Противоречие принято рассматривать как внутренний процесс, характеризующий деятельность человеческого сознания.
Выделенная и принятая учеником познавательная задача, вследствие противоречий трансформируется в цепь взаимосвязанных задач, стимулирующих личное стремление к познанию новой информации и использованию этих знаний в практическом применении.
Внутренние движущие силы педагогического процесса основываются на его противоречии между требованиями познавательного, трудового, практического, общественно-полезного характера и возможностями их реализации. В итоге это приводит к движению системы по направлению общей цели, при условии, что требования находятся в зоне ближайшего развития способностей. При таких условиях основной задачей педагога является овладеть умением изучать ученический и педагогический коллективы, его участников, планировать ближайшие и отдаленные перспективы развития и формировать их в конкретизированные цели.
Противоречие объективного характера может проявляться между активно-деятельной природой ребенка и социально-педагогическими условиями жизни.
Субъективная природа противоречия – это парадокс между индивидуальным процессом становления личности и массовостью в организации педагогического процесса.
В качестве примера такого противоречия можно отметить возрастающую роль дисциплин гуманитарного цикла в формировании личности и стремительный технический прогресс внутри педагогического процесса.
Тотальные изменения в жизни общества, формирование новых отношений, требований к ученикам препятствуют созданию неизменной, стандартизированной и структурно целостной системы преподавания.
- Преодоление несоответствий и обеспечение эффективности педагогического процесса возможно за счет продуктивного функционирования основных содержательных компонентов, к которым относятся:
- Детский трудовой и воспитательный коллектив и общественные организации.
- Обучение.
- Общественно полезный, производительный труд.
- Внеурочная творческая деятельность.
Внутренние и внешние противоречия педагогического процесса
В педагогике присутствует и другая классификация противоречий, схожая по структуре с предыдущей:
- Внешние противоречия.
- Внутренние противоречия.
К внешней группе противоречий относится парадокс между следующими сторонами:
- Внешнее влияние, требования и внутреннее стремление к соответствию.
- Целенаправленность, планомерность педагогического процесса и неконтролируемое влияние внешних факторов.
- Увеличивающийся информационный поток и ограниченные возможности охвата в педагогическом процессе.
- Обобщенный опыт и индивидуальные навыки личности добытые самостоятельно.
- Новые образовательные, воспитательные задачи и объективный уровень воспитанности и образованности ученика.
- Коллективные формы воспитания, обучения и индивидуальный характер познания духовных ценностей.
- Регламент педагогического процесса и собственная активность обучающегося.
- Педагогические средства, формы, методы воздействия и принятие данного обучающимися.
Противоречия внутреннего характера затрагивают следующие стороны:
- Нравственно-этические нормы, правила поведения в обществе и уровень сформированности умений и привычек.
- Сформированный идеал личности и реальное поведение.
- Долг, поведения и эмоции, чувства
- Оценка и самооценка.
Развитие эмоциональной жизни также обусловлено внутренними противоречиями. Эмоциональная сторона жизни человека имеет много противоположностей и отражает процесс взаимоотношений, общения с окружающими, преодоления сложностей, удач и неудач. Конфликт и взаимодействие таких противоположностей играет одну из ключевых ролей в развитии эмоций, а также в преобразовании ситуационных эмоциональных переживаний в устойчивые чувства. В данном процессе происходит преодоление противоречий в чувства через овладение эмоциями, а именно: уверенность через сомнение; смелость через преодоление страха; чувство собственного достоинства через стыд.
В образовательном процессе важное место занимает оценивание педагогом качества знаний ученика и побуждение к самостоятельной оценке собственных результатов обучения. Система оценивания помогает анализировать успеваемость ученика и выявить его слабые стороны. Метод оценивания также рождает противоречия. Так, некоторые воспитанники удовлетворены хорошей успеваемостью, другие, осознавая недостатки в учении, испытывают переживание внутренних противоречий. В любом случае происходит стимулирование учеников к познавательной активности, формированию прилежания, ответственности за выполнение обязательств. Решение противоречий позволяет пройти путь формирования к свободно ориентирующейся в стремительно изменяющейся социально-экономической ситуации личности.
Читайте также: