Сообщение по музыке 2 класс что я знаю о рождестве

Обновлено: 02.07.2024

О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.

вторник, 9 ноября 2021 г.

Небольшой рассказ о празднике Рождество Христово для 2 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 2 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 145.

УКМ "Перспектива"

Я знаю, что это зимний праздник, который отмечают 7 января. В домах ставят ёлки и украшают их игрушками.

Этот праздник отмечают в день рождения Иисуса.

Небольшой рассказ о празднике Рождество Христово, 2 класс

Когда-то очень давно, в самом начале нашей эры, на востоке загорелась яркая звезда. Её увидели волхвы и пришли к пещере, в которой родился младенец Иисус. Они принесли Иисусу первые дары, а сам этот день христиане стали отмечать как великий праздник, праздник Рождества.

В нашей стране его отмечают 7 января, но в католических странах Рождество случается раньше - 25 декабря.

Это очень весёлый, радостный день. В честь праздника принято ставить в домах ёлки и наряжать их игрушками, гирляндами, мишурой. На макушку ёлке часто ставят звезду, которая символизирует ту самую Вифлеемскую звезду, что привела волхвов к младенцу и возвестила о рождении сына Бога, спасителя мира.

Перед Рождеством заканчивается церковный пост, и на праздничном столе можно увидеть любые, самые вкусные блюда.

Рождество - прежде всего семейный праздник, но часто люди ходят в гости к друзьям и родственникам, а вечером участвуют в праздничных гуляниях и забавах. Строятся снежные городки, делаются ледяные скульптуры, многие весело катаются с горок.

В ночь на Рождество часто проводят гадания, которые предсказывают будущее человека.

Так же есть добрая традиция дарить на Рождество подарки близким людям и друзьям. Подарки дарят не дорогие, но от чистого сердца.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок музыки во 2 классе "О России петь - что стремиться в храм"

Тема урока: С Рождеством Христовым!

Цель урока: - познакомить учащихся:

с музыкой Рождества;

- способствовать духовному развитию учащихся.

Задачи урока: Способность музыки воплощать художественный образ.

Познакомить учащихся с творчеством композиторов – классиков русской и западной музыкальной культуры;

Познакомить с иллюстрациями картин русских художников.

Познакомить со стихами поэтов серебряного века посвященными русской природе.

Выявить особенности проведения рождественских дней в русской культуре

Тип урока : комбинированнный .

УУД, которые формируются в ходе урока :

Регулятивные : самостоятельное выразительное исполнение произведений в соответствии с поставленной задачей, в условиях концертного исполнения;

Познавательные: осознанное эмоциональное исполнение произведений в соответствии с заданным поэтическим образом и иллюстрациями художественных полотен.

Коммуникативные : умение внимательно слушать исполнение произведений своих одноклассников, участвовать в совместном исполнении концертной программы, самостоятельно анализировать степень выразительности прозвучавших произведений, определяя принадлежность музыки к виду ( солист, ансамбль,хор) и типу (фортепиано – соло, фортепиано – ансамбль, флейта – соло, хор – в сопровождении фортепиано и детских инструментов, вокальный ансамбль – пение a , cappella, соло в сопровождении фортепиано.)

Личностные: Личностное отношение при прослушивании музыки и исполнении произведений- проявление эмоциональной отзывчивости.

Методы:

Традиционные (словесные, практические, наглядные)

Метод сравнения, метод обобщения, метод контрастных сопоставлений.

Метапредметные связи данного урока: музыка, изобразительное искусство, художественное слово;

Форма организации учебной деятельности : индивидуальная, фронтальная, групповая .

Виды деятельности: концертное выступление хора, солистов,

Инструментальный ансамбль, фортепианные дуэты.

Оборудование :

инструмент фортепиано; инструмент – флейта;

детские ударные инструменты;

Материалы :

слайдовая презентация в программе Power Point; видеофрагменты;нотный материал;

Ход урока.

I . Орг. момент.

Перекличка (учитель – ученик)

- Во Вифлееме - Во Вифлееме

- Весела новина! - Весела новина!

- Пречистая дева! - Пречистая дева!

- Породила сына! - Породила сына!

- Христос родился! - Бог воплотился!

- Ангелы спевают, - Царие витают,

- Поклоны отдают, - Пастыри играют,

Вместе: Чудо, чудо поведают!

Создание проблемы: Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

- Какую тему мы должны изучить?

- Ребята, какова цель урока? (познакомиться с музыкой Рождества, узнать рождественскую историю)

II .Введение в тему:

- Когда встречают в России Рождество? ( 7 января)

- А в других странах? (25 декабря)

- Кто из вас знает рождественскую историю? ( Давным-давно в старинном городе Назарете жила девушка Мария. Она была обручена с плотником Иосифом. Однажды явился Марии ангел и возвестил её о том, что она должна будет родить сына Божьего и назвать его Иисус, потому что он спасёт людей от грехов их)

- Кто родился в этот день? (Иисус, потом его стали называть Христос, что значит Царь, помазанник.)

- Ребята, где происходили события?

Над горной пещерой сверкала звезда,

И спал Вифлеем в тишине сладких грёз,

Великое счастье свершилось тогда –

Родился Спаситель для мира – Христос!

Просмотр иконы Рождество Христово.

Икона (от греч. – образ) – в православии и католицизме изображение бога и святых, которому приписывается священное значение.

- Что рассказывает нам икона Рождество Христово? (В пещере, в которой находился скот, родился Иисус Христос.) (Показ картины “Поклонение пастухов” Доменико Гирландайо)

Кудина Лиза читает стихотворение (Саша Черный. Рождественское)

В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лен Его волос.

Бык дохнул в лицо Младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся, чуть дыша.

Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,

А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.

Пес, прокравшись к теплой ножке,
Полизал ее тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть Дитя бочком.

Присмиревший белый козлик
На чело Его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал:

“ Посмотреть бы на Ребенка
Хоть минуточку и мне!”
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине.

А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: “Смотри скорей!”.

- Кого вы видите? (Ангелов, волхвов)

- Когда родился Христос? (Более 2 тысяч лет тому назад.)

- Почему для людей рождение Христа было важно? (Народы договорились вести счёт годам, начиная с этого события. День рождения Иисуса Христа отмечают во всём мире. В церквях идут празднества.)

III . Знакомство и исполнение Рождественской молитвы

(Тропарь. Глас 4)

- Ребята, кто из вас был в нашем храме на службе Рождества Христова? (Ответы уч-ся)

- Какие песнопения звучали?

Главная молитва праздника – это тропарь Рождества Христова. Мы с вами его послушаем.

- Кто нашёл значение этого термина?

* Тропарь (церк.) – песнопения в честь какого-либо православного праздника или святого. (С.И. Ожегов)

1) Запишите в тетрадь.

2) Послушаем тропарь Рождества Христова.

Тропарь. Глас 4

Рождество Твое, Христе Боже наш,/ возсия мирови свет разума: /

В нем бо звездам служащии, / звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу Правды, \ и Тебе ведети с высоты Востока; //

Господи, слава Тебе.

- Запишите это слово в тетрадь.

Во многих странах принято устраивать вертепы.

Так называется изображение пещеры, внутри которой икона и маленький Иисус в яслях. Сверху горит Вифлеемская звезда, которая зажглась на небе, возвещая о рождении Спасителя Мира.

* Вертеп – 1) пещера; 2) убежище, притон; 3) распространённый в старину передвижной кукольный театр для представления пьес религиозного и светского содержания. (С.И. Ожегов)

На Рождество ходили с детьми, носили с собой вертеп, показывая представления на евангельские сюжеты.

- Когда же Иисус родился, через пустыню пришли поклониться маленькому Христу-Спасителю волхвы с востока и принесли ему дары.

Ясли тихо светят взору.

Озарён Марии лик;

Звёздный хор к иному хору

Слухом трепетным приник.

И над ним горит высоко

Та звезда далёких стран:

С ней несут цари Востока

Злато, смирну и ливан.

V . (Каждый волхв говорит значение даров)

Каждый из даров имел определённое каноническое значение и служил знаком признания Христа:

золото – символ царской власти;

ладан (ливан) – признание его божественности;

смирна – признание его человеческого начала.

* Ладан – душистое вещество, получаемое из коры белого дерева в Индии и Аравии. Используется для духов, благовоний, входит в состав фимиама (церковные благовония).

* Смирна – драгоценное масло, бальзам, употребляется для помазания

Как мы уже с вами говорили, народ поёт и веселиться, то есть колядует.

- Что такое коляда? (Ответ)

* Коляда – старинный рождественский и новогодний обряд, сопровождающийся обходом соседей с обрядовой песней (С.И. Ожегов)

-А как называется обрядовая песня? (Ответ)

* Колядка – старинная рождественская и новогодняя обрядовая песня.

- Колядование – это славянский языческий обряд. Корни этой традиции уходят в глубокую древность. В конце декабря славяне праздновали день рождения Солнца. С этого праздника начинался солнечный год. В этот день зажигали костры, пели, плясали, скатывали с горы горящее колесо. Праздник длился несколько дней. И все эти дни по домам ходили ряженые и колядовали. Колядовщики обходили дворы, пели колядки, овсеньки, щедровки, виноградья, желали здоровья и благополучия хозяевам.

После принятия Христианства зимний языческий праздник совпал с Рождеством Христовым. И колядовщики стали петь рождественские колядки, прославляющие Иисуса Христа.

Таким образом, колядовать – значит петь на праздничной рождественской неделе.

В день перед Рождеством, 6 января, запрещено вкушать пищу. Только после появления на небе первой звезды можно есть сочиво – кашу с сушеными ягодами и мёдом, или кутью. Поэтому и день этот накануне Рождества называется Сочельник. В этот вечер на Руси начинали колядовать.

1) Запишите в тетрадь.

- Ребята, а кто из вас колядовал на Рождество?

- Вы можете спеть такие колядки? (Да)

2) Исполнение.

Рождество Христово

колядка

1. Рождество Христово – Ангел прилетел,

Он летел по небу, людям песню пел:

«Вы, люди, ликуйте, все днесь торжествуйте,

(исполняет Синицкая Александра)

2. Пастыри в пещеру первыми пришли

И Младенца Бога с Матерью нашли.

Стояли, молились, Христу поклонились.

Днесь Христово Рождество.

(исполняет Горобец Дарья)

- Мы сейчас разучим с вами рождественские колядки с листа (поём по нотам, дирижируем)

VIII Знакомство с европейской колядкой.

Ребята, мы с вами говорили, что рождество празднуют во всех странах мира.

Послушайте европейскую колядку.

(Кудина Лиза – исполнение на флейте музыкального фрагмента)

IX .Итог урока.

Наш урок подходит к концу.

Рассказывая о музыке Рождества, мы познакомились с песнопениями. На уроке звучала духовная музыка, в которой воплощены высокие мысли и чувства.

А как вы усвоили сегодняшний материал, покажут ответы на тест.

1.Объяснение.

В левом столбце вы записали термины сегодняшнего урока, а в правом вы должны составить соответствие между термином и его определением, правильно приклеив значение данного слова в тетрадь (работа в парах).

тропарь пещера

вертеп песнопение в честь какого-либо православного праздника или святого

колядка душистое вещество

ладан старинная рождественская и новогодняя обрядовая песня.

смирна драгоценное масло

Начинаем работу, по звону колокольчика заканчиваем выполнение.

2.Выполнение теста.

3. Проведём взаимопроверку.

Возвращаем ответы авторам. Посмотрите свои работы, кто не согласен с оценкой? (Ответы)

4. Издавна на Рождество было принято не только дарить подарки, но и творить милосердие. Вы тоже может готовить подарки, и не только для родных и близких, но и, например, для птичек.

Когда-то на Руси существовал такой обычай – устраивать рождественские “елки” для животных и птиц. Для зверей в лесу строили специальные ясли, в которые клали сено, овес. А для птиц на крышах изб втыкали шест и надевали на него необмолоченный сноп. Птицы слетались и клевали зерна. Ведь это так просто – устроить праздник для беззащитных созданий, которые нуждаются в нашей помощи.

Мы тоже найдем на школьном дворе небольшую елочку, повесим на нее кормушки с кусочками хлеба, сала, внизу, под елкой, насыплем зерна и крошек. И вскоре на нашу елочку слетятся маленькие гости – голуби, воробьи, синички.

И тогда здесь и сейчас на душе станет теплее и радостнее, и в нее тоже войдет свет Рождественской звезды, свет добра и милосердия.

X . Рефлексия. Нарисуйте свое настроение. Все ли вам понятно?

В заключении урока споём песню о Рождестве.

Рождество Христово (Во владеньях инея и снега. )

Слова и музыка П. Синявского.

XI . Домашнее задание.

А кто знает, почему именно ёлку наряжают игрушками, гирляндами в праздник Рождества Христова?

Есть предание о том, почему именно ёлка стала Рождественским деревом. Попробуйте найти ответ на этот вопрос. Это будет вашим домашним заданием.

7. Дополнительный материал.

Ель - символ бессмертия и вечной жизни, возрождения, не увядания, здоровья, долголетия, верности, цельности, честности, терпения.

Древние люди считали, что в деревьях обитают духи, которых нужно умилостивить подарками. Вечнозеленая ель занимала особое место среди деревьев. На ней ежегодно, в конце декабря (когда начинался солнечный год) люди развешивали разные подарки для духов. Древние германцы украшали ель лентами, амулетами, яблоками, яйцами; у подножия зажигали свечи – так задабривали лесных духов и молили богов даровать счастливый год. Со временем добавились и другие украшения, каждое из которых имело смысл. Лепешки из пресного теста символизировали причастие, фрукты - искупление, яблоки - плодородие, яйца - благополучие и гармонию, орехи - непостижимость Божественного Промысла. Верхушку елки украшали восьмиконечной звездой в память о звезде Вифлеемской, которая указала путь волхвам, шедшим поклониться новорожденному Спасителю. Колокольчики на елке напоминали о тех, что подвешивали пастухи своим овцам. Свечи и фонарики были символами звезд и костров, освещавших путь пастухов в ту Святую ночь.

Да-да, прямо в этот мороз!),
Восточных царей, премудрых волхвов,
Чтоб славить младенца Христа.
И я уже видел в окно пастухов!
Я знаю, где хлев! Я знаю, где вол!
А ослик по улице нашей прошел!"
Одним из главных праздников христиан, вторым после Пасхи ,считается Рождество Христово, который празднуется 7 января .В этот день произошло удивительное событие –родился Сын Божий Иисус Христос. В старой пещере, предназначенной для стойла, среди соломы и сена ,разбросанных для подстилки и корма скоту, далеко от постоянного местожительства, среди чужих людей, в холодную зимнюю ночь, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства – родился Богочеловек, Спаситель мира. Он пришел на землю, чтобы дать спасение нашим душам.
Господь наш ,Иисус Христос, родился от Пресвятой Девы Марии во времена императора Августа в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись.У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места, потому Преблагословенная Дева и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря.





Не было праздника веселее и раздольнее на Руси, чем Рождество. Сам праздник Рождества предвосхищает шестинедельный пост. Вечер предыдущего дня –сочельник, именно он и отмечается.В Рождественский сочельник все постятся до самого вечера, до появления первой звезды. 6 января у православных последний день Рождественского поста.Этот пост также называют Филлиповым, а длится он 40 дней. Главная цель Рожденственского поста заключается в духовном очищении человека, чтобы встретить Рождество с чистой душой. Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост,столь же строги, как и Петров пост. Запрещается мясо, сливочное масло, молоко, яйца. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла только после вечерни. В остальные дни - вторник, четверг, суббота и воскресенье - разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.
Стол,на который подаются кушанья, устилается соломой или сеном. Это напоминает те ясли, в которые был положен Спаситель. Важнейшие блюда в сочельник –кутья и взвар. Вареные зерна пшеницы или ячменя использовали для приготовления кутьи, позднее ее стали готовить из риса; из яблок, груш слив, изюма, вишен и других плодов сваренных в воде,готовили взвар. 12 дней после Рождества длятся Святые дни ( Святки) .Вечером под Рождество ходят колядники и поют песни о том, как родился Христос. Основная цель колядования –пожелание счастья, богатства и хорошего урожая. Иногда колядники носят с собой звезду в напоминание о той звезде.
Рождество - день примирения, доброты, миролюбия, день прославления Христа. В храмах в Рождественскую ночь повсеместно проходят богослужения. Горят все подсвечники, паникадила, хор исполняет славословие.



В былые времена, когда часы били полночь, все обменивались подарками, поздравляли друг друга, загадывали желания. Считалось, что на Рождество небо раскрывается земле, и силы небесные исполняют все задуманное, пожелания при этом должны быть обязательно добрыми.
Впервые наряжать елку на Рождество начали в Германии в XVI в. В Сочельник ёлку ставили в церкви на хоры и украшали яблоками. Проходило время, добавлялись и другие украшения, каждое из которых имело смысл. Фрукты символизировали искупление ,лепешки из пресного теста - причастие,яблоки - плодородие, яйца -благополучие и гармонию, орехи -непостижимость Божественного Промысла. В память о звезде Вифлеемской верхушку елки украшали восьмиконечной звездой, которая указала путь волхвам, шедшим поклониться новорожденному Спасителю. Свечи и фонарики были символами звезд и костров, освещавших путь пастухов в ту Святую ночь.Колокольчики на елке напоминали о тех, что подвешивали пастухи своим овцам.Постепенно верующие заменили в своих домах еловые ветви на целые деревья, украшенные вышеописанным способом.



Божья елка
Г. Гейне
Ярко звездными лучами
Блещет неба синева.
– Отчего, скажи мне, мама,
Ярче в небе звезд сиянье
В ночь святую Рождества?
Словно елка в горном мире
В эту полночь зажжена
И алмазными огнями,
И сияньем звезд лучистых
Вся украшена она?
– Правда, сын мой, в Божьем небе
Ночью нынешней святой
Зажжена для мира елка
И полна даров чудесных
Для семьи она людской.
Посмотри, как ярко звезды
Светят миру там, вдали:
Светят в них дары святые –
Для людей – благоволенье,
Мир и правда – для земли.

Цель: ознакомление учащихся с христианским праздником – Рождеством Христовым и его историей.

Задачи:
• познакомить учащихся с христианским праздником и его историей.
• прививать любовь к народной культуре, ее традициям и обычаям.

А сейчас, откройте стр. 48 -49 учебника и посмотрите на слайды 3-4-5.
• Что вы видите?




(ответы: Младенца Иисуса Христа в пещере, освящённый светом Вифлеемской звезды, ангелов, трубящих в трубы весть о рождении Христа, свечи, игрушки, детей вокруг ёлки).

А что видите на слайде 6?


(ответы: рождественская ёлка, радость, подарки, праздник)
Правильно! Рождество – праздник детей и взрослых, с песнями, играми, подарками у ёлки, с сиянием свечей и с запахом смолистой хвои.

• Ребята, а как вы отмечаете это светлый праздник?
(ответы ребят)
И песни, и картины, и рассказ, который я вам зачитала – всё это о рождении Христа, о Рождестве.
Этому событию посвящали свои произведения композиторы, художники, поэты.

Итак, посмотрим, что у вас получилось!
Показать всем ребятам самые лучшие открытки в классе.
Вы сегодня – слайд №8 - Молодцы, постарались!

Использованная литература:
1. Музыка: 1 – 4 кл. Методическое пособие/Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева,
Т.С.Шмагина. – М.: Просвещение, 2011
2. Музыка: учебник для учащихся 2 класс Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева,
Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2008
3. Музыкальная хрестоматия 2 класс и диск.

Читайте также: